Презентация на тему "Дизартрия: диагностика и коррекция"

Презентация: Дизартрия: диагностика и коррекция
Включить эффекты
1 из 214
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Дизартрия: диагностика и коррекция". Презентация состоит из 214 слайдов. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 17.09 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    214
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Дизартрия: диагностика и коррекция
    Слайд 1

    Дизартрия: диагностика и коррекция

    Канд. пед. наук, доцент О.В. Елецкая

  • Слайд 2

    Логопедическая диагностика дизартрии

    В основе диагностики дизартрии у детей в нашей стране лежат исследования О.В. Правдиной, Е.Н. Винарской, И.И. Панченко, Л.А. Даниловой, Е.М. Мастюковой, Е.Ф. Архиповой.

  • Слайд 3

    Диагностика дизартрии проводится комплексно. Наличие неврологической симптоматики подтверждается невропатологом. Методы и приемы логопедической диагностики варьируются в зависимости от возраста ребенка.

  • Слайд 4

    Целью логопедического обследования является составление максимально объективной подробной картины развития речи ребенка и определение факторов, оказывающих отрицательное или положительное влияние на эту картину.

  • Слайд 5

    Логопедическое обследование включает 2 этапа: предварительный и этап актуального обследования.

  • Слайд 6

    На предварительном этапе

    логопед знакомится с ребенком заочно по материалам педагогической и медицинской документации, бесед с родителями и лицами, работавшими с ребенком.

  • Слайд 7

    В процессе изучения документации логопед получает сведения о возрасте ребенка, психоневрологическом статусе, наличии сопутствующих диагнозов, попытках и результатах обычного и специального образования ребенка.

  • Слайд 8

    Для того чтобы оценить динамику развития ребенка, необходимо собрать анамнестические сведения, прежде всего, о ходе раннего психомоторного и речевого развития ребенка.

  • Слайд 9

    Далее, необходимо получить последние данные врачей-специалистов о наличии неврологической патологии, состоянии интеллекта, состоянии слуха, состоянии носоглоточной и ротоглоточной области, состоянии зрения ребенка.

  • Слайд 10

    В беседе с родителями нужно уточнить и дополнить сведения, полученные из документации. Важно определить, как родители оценивают состояние и прогноз развития ребенка, какие ожидания они связывают с логопедической работой, в какой степени они намерены сами принимать участие в этой работе.

  • Слайд 11

    В процессе актуального обследования

    необходимо, прежде всего, выявить уровень развития общения ребенка: доминирующую форму общения, его мотивы, потребность в общении и средства общения. Важно сопоставить реальный уровень развития общения ребенка с представлениями родителей и ближайших родственников о его коммуникативных возможностях. Полученные данные необходимо использовать в процедуре обследования, применяя адекватный для данного ребенка подход.

  • Слайд 12

    Далее необходимо детально обследовать состояние всех лингвистических подсистем: лексической, грамматической, фонетической, фонематической стороны речи в импрессивном и экспрессивном плане.

  • Слайд 13

    Для диагностики дизартрии особое значение имеет обследование фонематической и фонетической систем.

  • Слайд 14

    Исследование фонематической системы речи

    предполагает проверку способности слухового различения фонем, фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза.

  • Слайд 15

    Необходимо проверить состояние способности различать фонемы по всем фонематическим признакам. Проверяется способность различать звонкие – глухие, носовые – ротовые, палатализованные – непалатализованные, заднеязычные – переднеязычные, свистящие – шипящие, щелевые – смычные, губные – язычные, вибранты – смычно-проходные.

  • Слайд 16

    Наиболее подходящий прием для обследования способности различать фонемы - использование парных картинок, обозначающих слова-квазиомонимы. Ребенку предлагается пара картинок, например, почка – бочка. Далее дается инструкция: "Посмотри, на одной картинке нарисована бочка, а на другой – почка. Я сейчас проверю твое внимание. Несколько раз я назову одну или другую картинку. Внимательно слушай и показывай ту картинку, которую я назову".

  • Слайд 17

    Во время выполнения этого задания ребенок должен только показывать картинки, но не называть их. Если при работе с одной парой картинок ребенок дает неустойчивые результаты, предлагается еще одна пара картинок на ту же оппозицию, например, пашня – башня. Логопед называет картинки из числа предъявленных четырех картинок.

  • Слайд 18

    Далее необходимо проверить состояние фонематических представлений ребенка. Для этого ему предлагают выбрать из предъявленных картинок те, в названиях которых есть та или иная фонема. В первую очередь проверяют те фонемы, которые неправильно произносятся ребенком, или те, с которых логопед собирается начать работу.

  • Слайд 19

    Следующим шагом в обследовании фонематической системы является выявление состояния фонематического анализа и синтеза. Для этого исследуется способность выполнять простые и сложные формы фонематического анализа и синтеза.

  • Слайд 20

    Обследование способностей фонематического анализа и синтеза

  • Слайд 21

    Для исследования состояния фонетической системы речи

    нужно проверить состояние звукопроизношения, состояние звукослоговой структуры слов, наличие разных видов интонации.

  • Слайд 22

    Состояние звукопроизношения сначала проверяется в отраженной речи – ребенку предлагается произнести звуки изолированно и в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных).

  • Слайд 23

    Для обследования состояния звукопроизношения в словах и во фразах используется картинный материал. Картинки подбираются таким образом, чтобы ребенок при их назывании продемонстрировал, как он произносит звуки в разных позициях: в начале, в середине, в конце слов.

  • Слайд 24

    Для обследования состояния звукослоговой структуры слов предлагается с опорой на картинки назвать слова, имеющие разную звукослоговую структуру.

  • Слайд 25

    Для обследования интонационных способностей предлагаются картинки разного содержания, позволяющие воспроизвести возгласы "Ай" или "Ой" с разной интонацией. Кроме того, даются картинки, соответствующие произнесению фраз с разной интонацией.

  • Слайд 26

    Вывод об условияхформирования фонетико-фонематической системы у ребенка можно сделать после обследования состояния дыхательного, голосового, артикуляционного отделов речевого аппарата.

  • Слайд 27

    При исследовании дыхания определяется:

    Тип дыхания – диафрагмальное, грудное, ключичное. Объем – достаточный для произнесения 10 слогов или менее (указать количество). Ритм – ровное или неровное дыхание. Темп – нормальный, учащенный.

  • Слайд 28

    При исследовании голосавнимание обращается на следующие характеристики:

    Голосоподача – мягкая, твердая, придыхательная. Сила – нормальная, слабый голос. Тембр – обычный, носовой, приглушенный. Модуляция – модулированный (присутствует изменение высоты звука), немодулированный.

  • Слайд 29

    При исследовании артикуляционного аппарата сначала проверяется его анатомическое строение

    К отклонениям в строении губ относятся: остаточные явления хейлопластики (операции по ушиванию расщелины губы – хейлоскиза). увеличенный размер верхней губы, выступание ее и нависание над нижней губой – прохейлия.

  • Слайд 30

    Отклонения в строении челюстей приводят к изменению их соотношения – прикуса. Нормальный (ортогнатический) прикус выражается в том, что фронтальные резцы верхнего и нижнего зубного ряда соприкасаются, причем либо верхние резцы перекрывают нижние на 1/3, либо нижние резцы перекрывают верхние на то же расстояние.

  • Слайд 31

    Изменения прикуса могут быть следующими: Прогнатия (дистальный прикус) – верхний зубной ряд заметно выступает вперед, фронтальные резцы не соприкасаются с нижним зубным рядом. Прогения (мезиальный прикус) – нижний зубной ряд выступает вперед, фронтальные резцы не соприкасаются с верхним зубным рядом. Прямой прикус – фронтальные резцы соприкасаются режущими поверхностями, не перекрывая друг друга. Перекрестный прикус – смещение верхней и нижней челюстей относительно друг друга в горизонтальной плоскости. Глубокий прикус – верхние фронтальные резцы полностью перекрывают нижние или наоборот. Открытый прикус – отсутствие смыкания между зубными рядами во фронтальной плоскости (прямой открытый прикус) или сбоку (боковой открытый прикус). Сужение челюстей. Может быть сужение верхней или нижней челюсти, одностороннее или двустороннее. Микрогнатия – малый размер верхней челюсти по отношению к нижней. Микрогения– малый размер нижней челюсти по отношению к верхней.

  • Слайд 32

    Проблемы расположения зубов также могут влиять на произношение. Это: расположение отдельных зубов внутри зубной дуги (расположение верхних зубов внутри зубной дуги обозначается как «небное положение», расположение нижних зубов – «язычный наклон резцов»); диастема – промежуток между резцами - медиальная (посередине) или латеральная (сбоку).

  • Слайд 33

    Отклонения в строении неба могут быть следующими. Расщелины неба – палатосхиз. Остаточные явления уранопластики (операции по ушиванию расщелины неба) Высокое (синонимы: готическое, куполообразное, глубокое) небо. Характерно для детей раннего возраста.

  • Слайд 34

    Отклонения в строении языка: Макроглоссия– большой размер языка по отношению к размеру нижней челюсти. Микроглоссия – малый размер языка по отношению к размеру нижней челюсти. Укороченная подъязычная связка. Обычно подразумевается не размер подъязычной связки, а расстояние от кончика языка до места прикрепления подъязычной связки. В норме оно примерно равно длине конечной фаланги большого пальца пациента.

  • Слайд 35

    Далее необходимо проверить состояние оральных моторных функций, участвующих в произношении

    Способность к выполнению основных артикуляционных движений выявляется при проверке подвижности губ, языка, мягкого неба.

  • Слайд 36

    Подвижность губ:

    Оскал Вытягивание губ вперед

  • Слайд 37

    Подвижность языка:

    Высовывание распластанного языка Подъем кончика языка на верхнюю губу Опускание кончика языка на нижнюю губу Движения кончика языка вправо-влево Облизывание губ Высовывание узкого языка

  • Слайд 38

    Подвижность мягкого неба:

    Произнесение "а" с открытым ртом

  • Слайд 39

    Перечисленные движения нужно оценить по следующим параметрам: объем выполнения артикуляционных движений; симметричность выполнения артикуляционных движений; синхронность дыхания, фонации и артикуляции.

  • Слайд 40

    При обследовании детей с дизартрией необходимо определить наличие неврологической симптоматики в оральной области.

    К такой симптоматике относятся: повышенная саливация; повышенный, переменный, или пониженный тонус мышц; наличие синкинезий; наличие гиперкинезов; наличие атаксии; нередуцированные рефлексы орального автоматизма; наличие оральной апраксии выявляется в автоматизированных движениях, сформированных прижизненно. К таким движениям можно отнести произвольную улыбку, складывание губ в трубочку при выдувании воздуха, произвольное облизывание губ и т.п.

  • Слайд 41

    Логопедический диагноз «дизартрия» должен быть написан с указанием клинической формы расстройства. В диагностике детей применяется также психолого-педагогическая классификация. При отсутствии у ребенка сопутствующих нарушений развития речи дизартрия относится к недоразвитию фонетической системы речи (ФНР), или к недоразвитию фонетико-фонематической системы речи (ФФН). Если дизартрия сочетается с задержанным развитием речи или с алалией, такое комбинированное расстройство относится к общему недоразвитию речи (ОНР).

  • Слайд 42

    Примеры: 1. Псевдобульбарная дизартрия. Недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи (ФФН). 2. Экстрапирамидная дизартрия. Задержка развития речи. Общее недоразвитие речи (ОНР). 3. Анартрия. Моторная алалия. Общее недоразвитие речи (ОНР). 1 уровень развития речи. 4. Мозжечковая дизартрия. Недоразвитие фонетической стороны речи (ФНР). 5. Смешанная форма дизартрии (псевдобульбарная, экстрапирамидная). Моторная алалия. Общее недоразвитие речи (ОНР). 2 уровень развития речи.

  • Слайд 43

    Методика коррекции речи при приобретенной дизартрии

  • Слайд 44

    Реабилитация пациентов с приобретенной дизартрией проводится комплексно. Невропатолог и физиотерапевт по показаниям назначают медикаментозную терапию, физиотерапевтическое лечение, водные процедуры, общий массаж, лечебную физкультуру. Психолог работает над повышением мотивации к восстановительному процессу, обучает психологическим приемам управления собственным телом, снижению зависимости от гиперкинезов, адекватной самооценке.

  • Слайд 45

    Дидактическая часть метода включает логопедические занятия и логопедическую ритмику.

  • Слайд 46

    Целью работы является восстановление утраченных произносительных навыков.

  • Слайд 47

    Принципы работы:

    Принцип патогенетического подхода в определении стратегии и тактики реабилитации. Принцип опоры на сохранные анализаторы и психические функции. Принцип опоры на сохранные звенья речевого механизма. Принцип комплексного и дифференцированного подхода. Принцип взаимосвязи логопедической работы с другими структурными компонентами реабилитационного процесса.

  • Слайд 48

    Этапы работы:

    Восстановление моторного механизма речи. Коррекция произношения. Восстановление коммуникативных произносительных навыков.

  • Слайд 49

    Восстановление моторного механизма речи проводится в системе общей моторной реабилитации пациента. В работе с взрослыми пациентами большое значение имеют медицинские мероприятия – современные лекарственные и физиотерапевтические средства. По показаниям проводится массаж, лечебная физкультура.

  • Слайд 50

    Базовым элементом в восстановлении моторного механизма речи является постановка дыхания. Необходимо по возможности сформировать диафрагмальное речевое дыхание, выработать способность произвольно регулировать темп, ритм дыхания, объем вдоха и продолжительность выдоха.

  • Слайд 51

    Сначала применяются упражнения на произвольную регуляцию неречевого дыхания, затем – речевого. Постепенно к дыхательным упражнениям присоединяют голосовые упражнения, в которых пациента обучают управлению силой, высотой, тембром голоса.

  • Слайд 52

    При восстановлении способности к артикуляции применяется массаж, пассивная и активная гимнастика.

  • Слайд 53

    Массаж является эффективным средством улучшения нервной проводимости. В логопедической работе с учетом симптоматики, характерной для разных форм дизартрии, применяются элементы массажа лица, губ и языка.

  • Слайд 54

    При псевдобульбарной, корковой, экстрапирамидной дизартрии преобладают приемы расслабляющего массажа: плоскостное поверхностное поглаживание и вибрация.

  • Слайд 55

    При бульбарной и мозжечковой форме расслабляющий массаж дополняется активирующим.

  • Слайд 56

    При проведении массажа пациенту нужно придать удобное положение, голова пациента должна лежать на кушетке или спинке кресла.

  • Слайд 57

    По окончании массажа пациенту предлагается выполнение артикуляционной гимнастики. При неспособности выполнить движение пациенту оказывают помощь, руками или инструментами перемещая подвижные органы артикуляции в нужное положение (пассивная гимнастика). Логопед стимулирует пациента к самопомощи, которая обычно бывает более эффективной.

  • Слайд 58

    При псевдобульбарной, корковой, экстрапирамидной дизартрии движения осуществляются плавно, замедленно, не допуская повышения тонуса. При бульбарной и мозжечковой форме движения проводятся энергично. Поддержка в пассивной гимнастике постепенно сокращается, движения принимают сначала пассивно-активный характер, а затем – активный.

  • Слайд 59

    При бульбарной и мозжечковой дизартрии для закрепления эффекта в активной гимнастике применяются приемы: «лечение положением» - это удержание пациентом заданной позы; «движение с сопротивлением» - выполнение движения при наличии физических препятствий на пути движущегося органа.

  • Слайд 60

    Важным элементом восстановления моторики является улучшение точности, плавности, координации движений. Для поддержки этих параметров необходима работа над совершенствованием темпо-ритмической организации общей и речевой моторики. Эффективна логопедическая ритмика, пение, отраженное воспроизведение ритмических рисунков, произнесение речевого материала с изменением темпо-ритмической основы по заданию.

  • Слайд 61

    Кроме специальных упражнений для развития темпо-ритмических способностей, пациента учат контролировать темп и ритм в процессе дыхательных, голосовых, артикуляционных упражнений.

  • Слайд 62

    По мере восстановления моторного механизма речи у большинства пациентов спонтанно восстанавливается произношение. При необходимости постановка звуков и их автоматизация проводится традиционными логопедическими методами. Однако, в ряде случаев, особенно при корковой постцентральной дизартрии, звуки лучше корригируются сразу в слогах или словах, чем в изолированном произношении.

  • Слайд 63

    Для закрепления достигнутых результатов необходимо моделирование различных коммуникативных ситуаций. В первую очередь следует отрабатывать наиболее часто употребляемые слова и фразы, такие как фамилия и адрес пациента, обращения к работникам торговли, транспорта, социальных служб и т.п.

  • Слайд 64

    Методика коррекции речи при дизартрии у детей

    Коррекция дизартрии предполагает комплексный подход, включающий совместные усилия невропатолога, психолога и логопеда. Невропатолог обеспечивает медицинское наблюдение, при необходимости назначает медикаментозное, физиотерапевтическое и другие виды лечения, определяет возможность применения артикуляционного массажа.

  • Слайд 65

    Психолог обеспечивает развитие познавательной и эмоционально-личностной сторон психической деятельности детей, подключая к этой работе педагогов, логопеда, родителей.

  • Слайд 66

    Основная роль в коррекции речи принадлежит, безусловно, логопеду. Целью логопедической работы является коррекция и развитие всей речевой деятельности детей. Вместе с тем центральное место в работе занимает коррекция слухопроизносительного механизма речи.

  • Слайд 67

    Принципы логопедической работы

    логопедическая работа направлена не только на коррекцию произношения, но и на развитие всей психической деятельности ребенка; формирование фонетико-фонематической системы должно быть органично связано с развитием всех компонентов речи; формирование и развитие мотивации к совершенствованию звучания своей речи должно сопровождать весь курс логопедических занятий; развитие фонематической системы необходимо вести с опережением по отношению к развитию фонетической системы; необходимо формировать заново всю фонетическую систему, начиная с просодических компонентов.

  • Слайд 68

    В логопедической работе по устранению дизартрии можно выделить следующие разделы

    Развитие фонематической системы речи. (Результат - создание адекватных представлений о звучании собственной речи). Меры по преодолению саливации. (Результат - автоматизируется удержание рта закрытым вне еды и речи и глотание слюны). Затормаживание нередуцированных оральных и тонических рефлексов и снижение зависимости от гиперкинезов. Воспитание навыков управления дыханием, позволяющих произносить речевой материал различного объема на выдохе. Синхронизация дыхания с мягкой голосоподачей, в результате – образование свободного прохождения голосодыхательной струи в передние отделы речевого аппарата.

  • Слайд 69

    Обучение регуляции тонуса мышц, развитие силы и координации артикуляторных движений. Формирование просодических компонентов речи, позволяющее успешно имитировать звучание различных речевых фрагментов с заданным темпом, ритмом, интонацией. Управление формированием артикуляционного праксиса (Результат - произношение). Связь формирования фонетико-фонематической системы с развитием лексико-грамматического строя речи.

  • Слайд 70
  • Слайд 71

    Развитие фонематической системы речи

    ведется стандартно в соответствии с последовательностью ее формирования в онтогенезе и рекомендациями В.К. Орфинской. У детей формируют навыки простого и сложного фонематического анализа, а также синтеза.

  • Слайд 72

    Особое значение для коррекции произношения имеет работа по формированию адекватных фонематических представлений. Основой формирования фонематических представлений является слуховое восприятие. Необходимо сначала работать над улучшением неречевого слухового восприятия, тренируя способность детей различать неречевые звуки, запоминать их последовательность, соотносить с источниками звука. Детей нужно тренировать в способности различения силы и долготы звучания.

  • Слайд 73

    При работе над различением речевых звуков нужно учить разграничивать на слух правильное и неправильное произношение, дифференцировать звуки по фонематическим признакам. Для дифференциации сначала предлагаются контрастные в фонологическом отношении звуки, затем – сходные.

  • Слайд 74

    В процессе работы необходимо акцентировать слуховое внимание ребенка на собственном произношении, отмечать, когда ребенок красиво произносит звуки, подчеркивать те или иные характеристики звуков. Например, отмечать, что звук Л – мелодичный, З - звенящий и т.п.

  • Слайд 75

    Эталон правильного звучания фонемы в собственной речи можно сформировать с помощью логопедических зондов. После того, как с помощью зонда достигается нужное звучание, логопед фиксирует на нем слуховое внимание ребенка. Затем предлагаем ребенку поиграть – определить, когда слышен правильный звук, а когда – неправильный. Изменение звучания при этом происходит вследствие перемещения зонда. Далее, когда ребенок уже хорошо различает на слух собственное правильное и неправильное произношение звука, можно дать зонд ребенку и предложить ему самостоятельно найти правильное звучание.

  • Слайд 76

    Преодоление саливации

    необходимо совершенствовать моторную организацию приема пищи. Основное при этом – обучение жеванию и глотанию с закрытым ртом. Окружающим нужно постоянно контролировать положение рта ребенка и напоминать ему о необходимости держать рот закрытым вне еды и разговора. Очень важно, чтобы у ребенка сформировалось дифференцированное ощущение сухого и мокрого подбородка.

  • Слайд 77

    Для укрепления челюстных мышц

    Ребёнок удерживает зубами какой-либо предмет (кусок ткани), в это время логопед пытается этот предмет вытянуть.

  • Слайд 78

    На логопедических занятиях при проведении дыхательных, голосовых, артикуляционных, речевых упражнений необходимо через определенные промежутки времени делать паузы и предлагать сглатывать слюну, формируя чередование различных движений в оральной области с глотанием.

  • Слайд 79

    Затормаживание нередуцированных рефлексов и снижение зависимости от гиперкинезов

    Обычно рефлекс воспроизводится как некая цепочка взаимосвязанных действий. Так, например, если сосательный рефлекс не редуцирован, то вытягивание губ вперед провоцирует подъем средней части спинки языка.

  • Слайд 80

    Для устранения влияния сосательных рефлексов на произношение необходимо, прежде всего, нормализовать процесс еды. Жевание с закрытым ртом – лучшее средство для выработки дифференцированных движений губ и языка.

  • Слайд 81

    На логопедических занятиях нужно проводить упражнения на преодоление содружественных движений губ и языка. Для этого нужно предлагать выполнение движений губами с фиксированным языком. Язык может быть зафиксирован путем прикусывания или удержания шпателем. Еще важнее выполнять движения языком с фиксированными губами. Губы фиксируются в положении оскала. Рекомендуется не только проводить артикуляционную гимнастику, но и ставить язычные звуки, фиксируя губы в положении оскала.

  • Слайд 82

    Затормаживание лабиринтного и шейно-тонических рефлексов проводится на занятиях лечебной физкультурой. Логопедам рекомендуется в работе с детьми раннего возраста использовать рефлекс-запрещающие позиции, а с дошкольного возраста ориентировать детей на использование приемов, отработанных инструкторами ЛФК.

  • Слайд 83

    Ребенка с гиперкинезами нужно учить управлять своими эмоциями, мобилизовать волю и регулировать свою двигательную систему.

  • Слайд 84

    На занятиях нужно обучать ребенка расслаблению так же, как для снижения спастичности мышц.

  • Слайд 85

    Нужно подобрать индивидуальный темп речи, при котором минимально проявляются гиперкинезы, и речь звучит наиболее внятно. Нужно научить ребенка делать паузу, когда он чувствует начало гиперкинеза.

  • Слайд 86

    Воспитание навыков управления дыханием

    Для расслабления мышц необходимо установить спокойное ритмичное дыхание, а для развития речи особенно важно уметь контролировать свое дыхание.

  • Слайд 87

    Перед началом работы по развитию дыхательной системы нужно удостовериться в том, что у ребенка чистые носовые ходы. Упражнения должны проводиться в такой позе ребенка, при которой грудная клетка свободна и расправлена.

  • Слайд 88

    При постановке диафрагмального дыхания ребенку предлагают поместить руку на своем животе и на животе логопеда так, чтобы он смог почувствовать движения диафрагмы.

  • Слайд 89

    И.И. Панченко

    рекомендует статические и динамические упражнения для создания ощущений движения грудной клетки при дыхании.

  • Слайд 90

    Статические упражнения:

    1. Логопед надавливает на плечи сидящему ребенку и предлагает ему подняться; ребенок, пытаясь сделать это, сильно упирается ногами в пол, выпрямляет спину, останавливает дыхание. Далее логопед снижает давление и дает ребенку возможность подняться. При этом ребенок непроизвольно делает глубокий выдох. Упражнение повторяют не менее 5 раз, до получения контролируемого выдоха. По мере выполнения упражнения ребенок начинает дышать глубже. Постепенно он учится контролировать свой вдох и выдох.

  • Слайд 91

    2. Логопед легко надавливает сидящему ребенку на спину и предлагает ему опрокинуться навзничь на руки логопеда. Как и в предыдущем упражнении, ребенок вынужден сильно напрячь мышцы живота, конечностей, межреберные мышцы и задержать вдох. После этого логопед разрешает ему расслабиться. В это время ребенок непроизвольно делает глубокий выдох, который после ряда попыток он повторяет уже сознательно. В определенный момент ребенку предлагают повторить вслед за логопедом озвученный выдох, который напоминает стон.

  • Слайд 92

    Динамическая дыхательно-голосовая гимнастика

    заключается в активно-пассивных упражнениях с отягощениями. Упражнения делают в положении ребенка сидя и лежа. Логопед производит пассивное надавливание на живот, бока и спину, добиваясь глубокого выдоха. Далее логопед вкладывает ребенку в руку предмет небольшого веса и предлагает выполнить то или иное упражнение. При этом логопед удерживает предмет, затрудняя ребенку выполнение движения. Обязательна полная согласованность темпа выполняемых движений с ритмом и глубиной дыхания.

  • Слайд 93

    Далее в отработке дыхания важно достичь слияния визуальных, слуховых и проприоцептивных ощущений. Для этого можно использовать разные упражнения: создание ощущения воздушного потока на ладони и, особенно, на кончике пальца. Перемещая палец в стороны, отодвигая его ото рта, мы можем достичь способности менять направление выдыхаемой воздушной струи.

  • Слайд 94

    Когда ребенок дует на тонкую бумагу, прикрепленную к нитке, он может визуально контролировать силу своего выдоха и способ подачи воздушной струи – плавно или толчком. Ребенку можно предложить просто подуть на воду и подуть в воду через трубочки разного диаметра. Это будет, заодно, способствовать развитию губной мускулатуры. Если ребенок в состоянии плотно охватывать губами трубочку, можно предложить ему надувать мыльные пузыри. В магазинах и аптеках продаются специальные игрушки для развития дыхания, начиная с вертушек из фольги, которые крутятся от малейшего движения воздуха, и заканчивая разнообразными свистками с движущимися деталями.

  • Слайд 95

    Наиболее сложным и эффективным способом развития дыхания является надувание воздушных шаров. В упражнениях отрабатываются: а) Объем выдыхаемого воздуха. б) Направленность воздушной струи. Прежде всего, направленность в ротовой или носовой резонатор, и далее – направленность в средние отделы рта (раздувание щек) или в передние отделы. в) Способ подачи воздушной струи – плавно или толчком. г) Ощущение препятствий для выхода воздушной струи. Препятствия создаются рукой, губами, языком.

  • Слайд 96

    Синхронизация дыхания с мягкой голосоподачей

    Необходимо найти естественное звучание голоса ребенка. Для этого нужно обеспечить максимально свободную голосоподачу.

  • Слайд 97

    Голос формируется по ортофоническому методу Е.С. Алмазовой. Для активизации мышц небно-глоточного кольца предлагаются следующие упражнения. Гимнастика языка с преодолением сопротивления: 1) Ребенок максимально вытягивает язык, самостоятельно или с помощью. Затем ребенок пытается втянуть язык внутрь, а логопед легкими рывками вытягивает его. 2) Открывание рта с преодолением сопротивления (логопед держит руку под челюстью ребенка). 3) Запрокидывание головы с преодолением сопротивления (логопед держит руку под затылком ребенка) и опускание головы вниз с преодолением сопротивления (логопед держит руку на лбу ребенка).

  • Слайд 98

    Как только ребенок почувствует, что может сделать голосовое усилие, нужно переходить к произвольным голосовым упражнениям, выполняемым по методу самонастройки голосового аппарата вслед за логопедом. Ребенку предлагается "играть голосом". В это время можно производить легкие ритмичные вибрирующие движения в области гортани, вибрацию шеи, груди, живота, спины, рук. Эти движения способствуют непроизвольной модуляции и удлинению голосоподачи. Далее даются слоговые упражнения в песенном ритме. Ребенку предлагается спеть какой-нибудь легкий мотив с повторением простого слога типа та-та-та.

  • Слайд 99

    Голосовые упражнения нужно проводить в игровой форме, придавая смысл вокализациям. Детям можно предложить: Имитировать гудение приближающейся и удаляющейся электрички Изобразить подъем и спуск звуков по лестнице Изобразить подъем и спуск звуков на лифте Имитировать звук сирены пожарной машины. Сначала на расстоянии, затем, когда она подойдет ближе и когда она удаляется. Дыхательно-голосовые упражнения объединяются с работой по формированию просодических компонентов речи – ее темпа, ритма, интонации.

  • Слайд 100

    Обучение регуляции тонуса мышц, развитие силы и координации артикуляторных движений.

    Любые воздействия на мышцы оральной области должны проводиться в соответствии с общей системой развития моторики у ребенка, поэтому логопеду нужно предварительно получить консультации у невропатолога и врача ЛФК.

  • Слайд 101

    Обучение регуляции тонуса мышц начинают с выработки способности расслаблять мышцы. Расслаблению способствует массажные приемы плоскостного поверхностного поглаживания и вибрации, а также специальная техника точечного массажа, при которой воздействие на точку осуществляется методом «ввинчивания по часовой стрелке – фиксации – вывинчивания против часовой стрелки». От методов пассивного расслабления необходимо переходить к выработке способности расслаблять и напрягать мышцы произвольно по инструкции. С этой целью во время массажа фиксируют внимание ребенка на расслабленных мышцах, приводят аналогии состояния расслабленной мышцы (например, сравнивают расслабленную мышцу с тряпкой), демонстрируют контраст между расслабленной и напряженной мышцей.

  • Слайд 102

    Логопедический массаж при дизартрии

  • Слайд 103

    Логопедический массаж начинается с общего массажа лица, далее переходят к массажу губ, и затем уже проводят манипуляции во рту ребенка. Нужно иметь в виду, что далеко не все дети положительно реагируют на манипуляции во рту, т.к. зона рта очень чувствительна. Ребенок должен получать в процессе логопедического массажа только приятные ощущения! В противном случае нарастает тонус и гиперсензитивность оральной области. Неумелые активные действия могут привести к оживлению рефлекторной сферы, в частности, кусательного или рвотного рефлексов.

  • Слайд 104

    Массаж лица

    рекомендуется проводить ежедневно в течение 3 минут. При этом учитываются общие требования к проведению массажа: обстановка должна быть комфортной и гигиеничной. Противопоказано проведение массажа при наличии кожных или соматических заболеваний.

  • Слайд 105

    Проведение лицевого массажа способствует не только формированию мимических средств общения, но и развитию оральной сферы, что необходимо для нормального питания ребенка и последующего развития речи.

  • Слайд 106

    В процессе проведения массажа необходимо активно общаться с ребенком, играть с ним, петь ему песни, рассказывать сказки и стихи, можно сопровождать массаж спокойной музыкой. Среди массажных приемов наиболее приемлемы поглаживание и легкая вибрация, способствующие расслаблению мышц.

  • Слайд 107

    При поглаживании массирующая рука скользит по коже, не сдвигая ее в складки. Вначале используется поверхностное поглаживание, затем более глубокое. Его можно производить ладонями, щипцеобразно сложенными пальцами или тыльными поверхностями согнутых под прямым углом в пястно-фаланговых суставах пальцев кистей.

  • Слайд 108

    Непрерывистая вибрация выполняется концевыми фалангами пальцев, которые кладут на кожу и производят ими сотрясение – движение, напоминающее просеивание муки через сито. Массаж нужно проводить при комнатной температуре чистыми теплыми руками, выполняя сначала поглаживание – по 4 движения в каждом направлении, далее – аналогично – непрерывистая вибрация и затем - снова поглаживание.

  • Слайд 109

    Массаж лица осуществляются в следующих направлениях: от середины лба к вискам, от бровей к волосистой части головы, от внутреннего угла глаза к наружному по верхнему веку и в обратном направлении по нижнему, от корня носа к височной области, от угла рта к козелку ушной раковины, от середины подбородка к мочке уха, по передней поверхности шеи – снизу вверх, по боковым – сверху вниз.

  • Слайд 110

    Г.Я. Левина предлагает проводить специальный массаж нижней части лица: Одновременный поглаживающий массаж обеих щек от носа к ушам слегка расставленными 2,3,4 и 5 пальцами. Легкое растирание носогубных складок от крыльев носа к углам рта вторыми пальцами обеих рук. Поглаживание подбородка от середины к мочкам ушей вторыми и третьими пальцами обеих рук. Массаж круговой мышцы рта: от середины верхней губы к углам и дальше к середине нижней губы. Раздельное поглаживание верхней губы от средней линии к углам рта, от носа к краю нижней губы, от средней линии к углам рта, от подбородка к краю. Поглаживание шеи от середины к мочкам ушей.

  • Слайд 111

    В той же последовательности проводят прием растирания. С едва заметными усилиями мелкими круговыми движениями пальцы продвигают по тем же направлениям, затем – легкое поколачивание подушечками 1,2,3 и 4 пальцев всей нижней части лица и шеи от средней линии к ушам. В заключение проводят прием поглаживания. Общее время массажа – 5 минут.

  • Слайд 112
  • Слайд 113
  • Слайд 114

    Для расслабления мышц шеи проводятся покачивания головы ребенка. Правая рука логопеда помещается под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивает его голову в одну и в другую сторону, покачивая вперед.

  • Слайд 115

    Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка. После этого можно переходить к массажу области вокруг губ, удерживая рот закрытым.

  • Слайд 116

    Массаж для расслабления мускулатуры губ:

    Поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ; Поглаживание по верхней губе от углов рта к середине Поглаживание по нижней губе от углов рта к середине Похлопывание губ Вибрация губ

  • Слайд 117
  • Слайд 118
  • Слайд 119
  • Слайд 120
  • Слайд 121
  • Слайд 122
  • Слайд 123

    Массаж десен

    начинается с движений в горизонтальном направлении на одной стороне тела. Это усиливает слюнотечение, поэтому после 2-4 ослабляющихся движений ребенку нужно дать возможность проглотить слюну. Затем аналогично проводится массаж с другой стороны десны. Далее десны массируются вертикальными движениями. Небо массируется пальцем или вибрационным аппаратом по средней линии, начиная спереди с легким приподниманием мягкого неба. Это движение повторяется 10-15 раз. Во время массажа неба ребенок может произносить гласные А и Э.

  • Слайд 124

    Массаж языка

    Язык массируется в направлении спереди назад до зоны проявления рвотного рефлекса. При этом проводится поглаживание, легкое похлопывание, вибрация в течение 15 сек. Может быть использован также точечный вибрационный массаж.

  • Слайд 125
  • Слайд 126
  • Слайд 127
  • Слайд 128
  • Слайд 129

    Сначала массируются точки для улучшения жевания, затем – глотания.

  • Слайд 130

    Далее массируется круговая мышца рта.

  • Слайд 131

    Массаж для расслабления мышц языка: Точечный массаж в области подчелюстной ямки, который производят в течение 15 сек, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью; Вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (также в течение 15 сек);

  • Слайд 132

    Е.Ф. Архипова рекомендует использовать следующие приемы точечного массажа для подавления гиперкинезов языка: Перекрестный точечный массаж в области губ. Указательный палец левой руки помещается в середине левой носогубной складки, а указательный палец правой руки под углом губ справа. Производят одновременно вращательные движения в указанных точках. Затем указательные пальцы перемещаются. Указательный палец правой руки помещается на правую носогубную складку, а указательный палец левой руки опускается под угол губ слева, и производят вновь те же движения; Указательный палец левой руки располагается в области середины носогубной складки слева, а указательный палец правой руки помещается под угол нижней челюсти справа. Производятся вращательные движения в этих точках. Затем движения проводятся на противоположной стороне. Указательный палец левой руки располагается под углом губ слева, а указательный палец правой руки фиксируется в точке под сосцевидным отростком за ухом. Установив пальцы в данных точках, проводят глубокий точечный массаж, затем это же упражнение проводят на противоположной стороне

  • Слайд 133

    При выраженных гиперкинезах используется перекрестное массирование точек на голове и теле. Рекомендуются 2 приема. 1. Палец левой руки фиксируется в зоне носогубной складки или под углом губ слева, а палец правой руки занимает точку под внутренним углом правой лопатки. Затем этот прием повторяется с противоположной стороны; 2. Фиксируются точка в области носогубной складки и точка под коленкой на противоположной стороне тела. Эти приемы не должны вызывать у ребенка чувства болезненности, неудобства, дискомфорта. Каждое прием повторяется в 3-4 подхода. Необходимы предварительные пробы для индивидуального подбора приемов, так как у некоторых детей эти приемы могут еще более усилить гиперкинезы.

  • Слайд 134

    Точечный массаж при дизартрии

  • Слайд 135

    Необходимо также вырабатывать контроль за тонусом мышц в произвольных движениях, в основном, с использованием психологических методов. Для развития силы и координации артикуляционных движений может быть использована артикуляционная гимнастика. В том случае, если ребенок не может активно выполнять упражнения, он выполняет их пассивно – с помощью логопеда. Логопед манипулирует мышцами детей после предварительного их расслабления. Движения выполняются перед зеркалом. Логопед подключает зрительный и тактильный контроль ребенка к выполнению движений.

  • Слайд 136

    Для губ рекомендуются следующие упражнения: Открывание и закрывание рта Округление губ в положение широкой воронки Вибрирование губ Укладывание губ в трубочку и растягивание их в улыбку Сдвигание уголков губ по горизонтали Поднимание верхней губы с обнажением десны; Опускание нижней губы с обнажением десны. Собирание верхней губы в "хоботок". Собирание нижней губы.

  • Слайд 137

    Упражнения для развития подвижности языка: Высовывание языка изо рта и перемещение кончика языка в горизонтальном направлении. Укладывание кончика языка попеременно на верхнюю и нижнюю губу. Прижимание кончика языка к дну рта. Сдвигание кончика языка вглубь рта. Поднимание кончика языка. Сворачивание распластанного кончика языка в трубочку путем поднимания боковых его краев.

  • Слайд 138

    Для ускорения перехода от пассивного выполнения движения к активному нужно после оказания помощи предложить ребенку самому воспроизводить необходимое движение с помощью рук. Практика показывает, что это способствует осознанию схемы движения и переводу движения на произвольный уровень.

  • Слайд 139

    Активные движения языка вызываются с помощью пищевого подкрепления. Например, к губам ребенка подносят карамель чупа-чупс и предлагают лизнуть ее. Перемещая карамель, можно достичь высовывания языка и воспроизведения им боковых движений. По подражанию ребенку предлагают выполнить движения поцелуя, дутья, сплевывания, кашля, улыбки, облизывания губ и т.п. Выполнение упражнений на дифференциацию движе­ний губ, щек, языка с фиксацией мышц, включающихся в содружественные движения, способствует устранению синкинезий.

  • Слайд 140

    И.И. Панченко пишет, что при выполнении активных движений нужно отрабатывать следующие параметры: полноту объема движения; точное включение определенных мышц в выполнение заданного движения, дифференцированность артикуляционной моторики; включение и выполнение без выраженного латентного периода (допустимый латентный период до 2 сек); последовательное увеличение времени фиксации артикуляционной позиции; быстрое завершение без нарастания тонуса в соседних мышцах; интенсивность выполнения движения; силовое включение в сопротивление (рывками или плавное) требуемому движению; симметричность включения речевых мышц обеих сторон при выполнении требуемого положения.

  • Слайд 141

    Для артикуляционной гимнастики можно рекомендовать упражнения М.Е. Хватцева и И.И. Панченко. Эти упражнения необходимо проводить в игровой форме. При этом нужно точно определять степень доступности упражнений для ребенка с тем, чтобы их выполнение приносило ребенку положительные эмоции. Нужно, чтобы ребенок приобретал такой опыт собственных достижений, который стимулировал бы его к дальнейшей работе.

  • Слайд 142

    Артикуляционная гимнастика по И.И. Панченко

    Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3-5 движений. Ребенку предлагается осознать три стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Нужно воспитать у ребенка потребность повторить упражнение, зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать, запоминать его.

  • Слайд 143

    Пассивные упражнения:

    вытягивание губ с фиксацией мышц (включение только круглой мышцы губ); улыбка, растягивание губ с фиксацией нижней челюсти; попеременное растягивание каждой стороны губ с фиксацией противоположной (включение соответствующих мышц, отводящих губы в стороны); спокойное смыкание губ при вынужденном раскрытии рта; опускание губ вниз поочередно нажатием на соответствующие мышцы; отведение нижней губы вниз — в стороны (гримаса «презрения») нажатием на треугольные мышцы; надавливание ладонями на щечные мышцы; выдвигание губ вперед, как при утрированном произнесении звука «щ»; быстрое смыкание и размыкание губ; круговые движения верхней и нижней губы; закрывание глаз, поднятие бровей, нахмуривание их.

  • Слайд 144

    Активная гимнастика.

    Упражнения для круговой мышцы губ: 1) смыкание губ (обычное, плотное и очень плотное), челюсти сомкнуты и разомкнуты; 2) прижимание губ к зубам и деснам верхней и нижней челюсти; З) размыкание губ при закрытом и открытом рте; 4) размыкание только средней части губ при сомкнутых углах губ; 5) движение то одного, то другого угла губ без смещения их в сторону; 6) медленное вытягивание губ и такое же медленное возвращение в состояние покоя; 7) мгновенное смыкание губ с разрывом, типа "поцелуй".

  • Слайд 145

    Упражнения для включения круговой мышцы губ в движение: 1) вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, щеки надуваются не напряженно); 2) набирание воздуха поочередно то под одну губу, то под другую (одна губа фиксирующая, другая — надувающая); З) целевой губной выдох (дуть в определенном направлении, что заставляет придать губам положение симметричного напряжения с определенной конфигурацией их); 4) выдувание воздуха поочередно каждым углом губ, с фиксацией другого (надувается щека расслабленного угла губ, противоположная щечная мышца сильно напрягается); 5) выдувание воздуха с напряженными и расслабленными щеками.

  • Слайд 146

    Упражнения для верхней квадратной мышцы губы: 1) поднимание верхней губы с обнажением зубов (плаксивое выражение лица); 2) опускание верхней губы вниз и за зубы. Упражнения для нижней квадратной мышцы губы: 1) опускание губы вниз — кнаружи; 2) введение ее внутрь за зубы; З) выворачивание ее кнаружи.

  • Слайд 147

    Упражнение для собачьей мышцы: оттягивание углов рта кверху и кнаружи.

  • Слайд 148

    Упражнение для скуловой мышцы: оттягивание углов рта кверху (углубление носо-губной складки, образование морщин на коже щек).

  • Слайд 149

    Упражнение для лобной мышцы: поднимание бровей, образование продольных морщин.

  • Слайд 150

    Упражнения для мышцы смеха: 1) оттягивание углов рта поочередно кнаружи горизонтально; 2) оттягивание углов рта совместно в стороны.

  • Слайд 151

    Упражнения для мышц глаза: 1) мигание век; 2) обычное и плотное закрывание глаз.

  • Слайд 152

    Для тренировки управления подвижностью язычной мускулатуры проводят следующие упражнения. Упражнения для подбородочно-язычной мышцы; 1) выдвигание языка вперед (задние пучки); 2) втягивание языка назад, внутрь (передние пучки), следует обращать внимание на парную антагонистическую деятельность различных волокон этой мышцы при смене выдвигания и втягивания языка; 3) сокращение всех мышц – придавливание языка ко дну ротовой полости с кончиком, отодвинутым от зубной дуги и изогнутым книзу; увеличение и уменьшение просвета между спинкой и нёбом.

  • Слайд 153

    Упражнения для подъязычной мышцы: оттягивание языка вниз – назад симметрично с обеих сторон и поочередно с каждой стороны. Все эти мышцы не видны, и об их работе можно судить по выполнению перечисленных выше упражнений.

  • Слайд 154

    Упражнения для шилоподъязычной мышцы: 1) оттягивание языка вверх - в сторону – назад ; 2) приподнимание вверх и прижимание средней части языка к боковым зубам верхней челюсти; 3) оттягивание корня языка назад – вверх; 4) растягивание и приподнимание кончика вверх.

  • Слайд 155

    Упражнение для поперечной мышцы: суживание языка и заострение его, одновременное округление его средней части в поперечном направлении. Антагонистическим противодействием суживанию может служить включение шилоподъязычной мышцы, которая растягивает язык в ширину.

  • Слайд 156

    Упражнения для верхнепродольной мышцы: 1) укорачивание языка (ребенок пытается сделать его толще и шире, оттянуть немного назад); 2) выгибание спинки языка в продольном направлении и одновременно приподнимание кончика языка.

  • Слайд 157

    Упражнения для нижнепродольной мышцы: укорачивание языка, выгибание его и одновременное загибание кончика вниз.

  • Слайд 158

    Упражнения для вертикальной мышцы (антагонистическая поперечная мышца): 1) расслабление языка после суживания: 2) напряжение краев и кончика языка при распластывании.

  • Слайд 159

    Характер действия отдельных мышц при выполнении перечисленных упражнений зависит не только от участия изолированных мышц, которые логопед пытается тренировать, но и от одновременного действия соседних, их тонического состояния.

  • Слайд 160

    После тренировки дифференцированного включения в движения многих мышц языка следует переходить к специальным упражнениям, имеющим артикуляционное значение: 1) дорсальная позиция, необходимая для произнесения многих переднеязычных звуков (т, ть, д, дь, с, сь, з, зь, ц, н, нь); 2) альвеолярная позиция без оттягивания кончика языка, необходимая для произнесения альвеолярных звуков (л, ль, р, рь); 3) вакуминальная позиция с оттягиванием кончика языка, необходимая для произнесения шипящих звуков (щ, ш, ж); 4) присасывание спинки языка к нёбу при выгибании ее, имеющее значение для произнесения звука «ч»; 5) смыкание корня языка с нёбом, необходимое для произнесения заднеязычных звуков (к, кь, г, гь); 6) выгибание языка с упором кончика в нижние резцы и ритмичное оттягивание и продвигание вперед.

  • Слайд 161

    После упражнений по дифференцированному включению мышц необходимо переходить к силовым нагрузкам, вызывая в мышцах состояние повышенного напряжения, которое должно перейти в состояние большого расслабления.

  • Слайд 162

    Для того, чтобы артикуляции осуществлялись плавно, точно, ритмично, мышцы должны быть достаточно гибкими, эластичными, сильными. Формированию этих качеств способствует динамическая изотоническая и статическая изометрическая гимнастика. Изотоническая гимнастика тренирует сокращение мышцы, которое сопровождается изменением ее длины.

  • Слайд 163

    Изометрическая работа более утомительна, так как из мышцы, находящейся в состоянии изометрического сокращения, выходит непрерывный поток импульсов, направляющихся в нервные центры, которые вследствие этого быстро утомляются. Вместе с этим уменьшается приток крови в мышцу. Динамические изотонические упражнения проводятся так же, как описанные выше активные движения, но с включением элементов сопротивления вытягиванию и втягиванию языка, выдвиганию и раздвиганию губ и т. д.

  • Слайд 164

    В этих упражнениях логопеду, удерживающему мышцу, важно почувствовать степень и качество активного сопротивления ребенка, постоянно привлекая кинестетический контроль к этому ощущению самого ребенка. Вслед за включением дифференцированного сопротивления мышц переходят к формированию темпа, амплитуды, интенсивности, скорости выполнения движений при той же нагрузке на мышцы.

  • Слайд 165

    Для создания большей иннервационной активности, повышения степени кинестетического чувства речевого аппарата хорошо использовать задания по перемещению предметов в полости рта (различного размера круглые и плоские, легко моющиеся шарики и кружочки, различные геометрические фигуры).

  • Слайд 166

    Формирование просодических компонентов речи

    Формирование просодических компонентов речи направлено, в первую очередь, на развитие темпо-ритмических речевых характеристик, далее – на совершенствование плавности произношения и развитие интонационной выразительности.

  • Слайд 167

    Развитие темпо-ритмических структур проводится в неречевом и в речевом плане. Для развития темпо-ритмических структур вне речи ребенку предлагается воспроизвести хлопками или ударами ладонью по столу заданный ритм. Дополнительно используются ритмические схемы. Прослушанный ритмический рисунок выкладывается палочками на столе, а затем воспроизводится хлопками с опорой на схему.

  • Слайд 168

    Далее к хлопкам присоединяется произношение звуков. Например, теплоход сигналит: у – у-у. Затем ребенку предлагается воспроизвести темпо-ритм, заданный речевыми звуками, слогами. Впоследствии дают упражнения на воспроизведение слов, словосочетаний с акцентом на ударном слоге, с определенным ритмическим рисунком.

  • Слайд 169

    К работе по развитию просодики относится и работа над четкостью произношения – дикцией. Сначала отрабатывается произношение артикуляционно простых слогов. Детям предлагают повторить ряд слогов та-та-та, или ба-ба-ба. Слоги при этом произносятся утрированно четко с некоторой задержкой на смычных согласных. Далее тренируется произношение фонетически простых слов, словосочетаний или коротких фраз. Для этого можно использовать чистоговорки, потешки. Например, ба-ба-ба – банка, бы-бы-бы – у меня бобы. Этот материал произносится сначала медленно, а потом – более быстро, но главным условием является чистота и четкость произношения.

  • Слайд 170

    На таком простом материале отрабатывается изменение интонации. Затем предлагается произношение фонетически простых скороговорок в медленном темпе. Постепенно можно ускорять темп произношения и работать над смещением логического ударения.

  • Слайд 171

    Управление формированием артикуляционного праксиса

    Формирование правильного звукопроизношения во всех позициях – от изолированного произношения до произношения в связной речи – это и есть формирование артикуляционного праксиса.

  • Слайд 172

    Основным условием успешного формирования является последовательная отработка всех компонентов артикуляции, начиная с базовых, с постепенным добавлением к ним новых элементов. На каждом этапе формирования звука необходимо подключать слуховой и зрительный контроль.

  • Слайд 173

    Артикуляцию необходимо формировать по ходу звука, т.е. сначала вырабатывать необходимый способ подачи воздушной струи. Затем, для гласных, соноров и шумных звонких присоединять к воздушной струе голосоподачу. Далее необходимо тщательно отработать подачу голосодыхательной струи к фокусу артикуляции. Следующий момент для язычных звуков – выработка позиции языка, для губных звуков – выработка позиции губ.

  • Слайд 174

    Последовательность работы по формированию артикулем должна определяться индивидуально. Сначала необходимо поработать над улучшением звучания тех фонем, которые ребенок воспроизводит без искажений. В процессе такой работы появляются возможности произвольного управления собственным произношением и укрепляются те сохранные звенья, которые будут опорой в дальнейшей работе. При определении последовательности работы над сохранными фонемами ориентиром является развитие фонематической системы в онтогенезе. В дальнейшем, при переходе к коррекции неправильно произносимых фонем, нужно в первую очередь работать над теми, которые у данного ребенка лучше корригируются.

  • Слайд 175

    Полученный звук нужно сразу же вводить в слог. Сложные согласные целесообразно сразу ставить в слогах, не добиваясь их чистого изолированного звучания, и уже в слогах отрабатывать их правильное произношение. Существует правило: щелевые звуки сначала автоматизируются в открытых слогах, смычные и аффрикаты – в закрытых.

  • Слайд 176

    Автоматизация в слогах является важным элементом работы над звукопроизношением. Эта работа сочетается с развитием просодических компонентов речи – речевого ритма, темпа, интонации. Для этого нужно использовать игровые приемы. Например, мы говорим ребенку, что он изображает большой колокол, медленно произнося ЛА-ЛА-ЛА…, а маленький колокол произносит ла-ла-ла… быстро. Колокола переговариваются. Один говорит ла΄-ла-ла, другой спрашивает ла-ла-ла΄?, третий отвечает ла-ла΄-ла.

  • Слайд 177

    После автоматизации звука в слогах ребенку предлагается произношение слов с отработанными слогами. Работу по автоматизации звуков в словах сочетают с развитием сложных форм фонематического анализа и синтеза, а также с развитием лексико-грамматического строя речи.

  • Слайд 178

    Связь формирования фонетико-фонематической системы с развитием лексико-грамматического строя речи

    Формирование фонетико-фонематической системы при дизартрии необходимо сочетать с работой по развитию лексико-грамматических компонентов речи. При планировании этой работы нужно ориентироваться на то, с каким лексико-грамматическим материалом можно связать содержание основной работы и на последовательность развития лексико-грамматических структур в онтогенезе. Направления и приемы развития лексико-грамматической стороны речи раскрыты в предыдущей главе.

  • Слайд 179

    Также как и другие системы языка, фонетико-фонематическая система организована парадигматически и синтагматически. Эти организационные линии разных систем необходимо последовательно выстраивать. Фонологическая синтагматика подразумевает слияние фонетических единиц, в результате чего возникают новые образования – слова. Поэтому при автоматизации звукопроизношения используется прием добавления слогов с целью получения новых слов. Например, го-ра, но-ра, Ве-ра;ра-ма, Ра-я, ра-ки. Полученные слова анализируются с лексической точки зрения, включаются в словосочетания, фразы. Может быть поставлена двойная задача образования слов – добавление к нужному слогу другого слога так, чтобы получилось название предмета (мебели, одежды…); чтобы получилось название действия и т.п.

  • Слайд 180

    Фонологические парадигмы согласовываются с лексико-грамматическими. Фонематический анализ слов-квазиомонимов дополняется лексическим анализом. Сопоставление фонетического оформления флексий, префиксов сочетается с грамматическим анализом. Можно предложить, например, составить 2 списка слов (выбрать картинки). В один список включить только названия предметов одежды, начинающиеся на звук Ш, а в другой – названия предметов обуви, начинающиеся на звук С.

  • Слайд 181

    При автоматизации звуков могут быть использованы и различные грамматические парадигмы. Так, для автоматизации Л в словах используется прием образования глаголов прошедшего времени единственного числа женского и мужского рода.

  • Слайд 182

    Специфика работы при разных клинических формах дизартрии.

  • Слайд 183

    Как уже было сказано ранее, наиболее распространенной формой дизартрии у детей является псевдобульбарная. Поэтому все рекомендации имеют отношение, прежде всего, к логопедической работе по преодолению псевдобульбарной дизартрии.

  • Слайд 184

    Известно, что речь детей при экстрапирамидной и мозжечковой дизартрии меньше поддается коррекции. Это связано как с невозможностью прямого педагогического воздействия на подкорковые области мозга, так и с проблемами автоматизации движений при поражении этих областей.

  • Слайд 185

    В настоящее время ведущее средство коррекции гиперкинезов в логопедической работе – усиление регулирующей роли коры, т.е. обучение ребенка контролю за произношением.

  • Слайд 186

    В отличие от стриопаллидарной системы мозжечок может развиваться в процессе тренировок, но в этих тренировках необходимо максимально использовать произвольную регуляцию движений. Там, где ребенок не может воспроизвести движение по подражанию, сохранить его ритм, амплитуду и другие качества, нужно включать сознание – проговаривать характер движения, учить контролировать свои движения с помощью зрения и т.п.

  • Слайд 187

    Так как в синкинезиях присутствует ненужная взаимосвязь между движениями, необходимо купировать эту связь аналогично тому, как это делается при затормаживании безусловных рефлексов. Для этого при воспроизведении необходимого движения ненужные движения затормаживаются сначала с физической помощью, а затем посредством сознательного управления.

  • Слайд 188

    Устранение оральных автоматизмов также требует создания произвольного контроля. Прежде всего, необходимо учить ребенка не говорить во время проявления автоматизмов, ощущать, когда они проявляются, разграничивать речевые движения и движения автоматизма.

  • Слайд 189

    Логопедическая работа при анартрии

  • Слайд 190

    Анартрия – полная неспособность к произношению, обусловленная расстройствами иннервации периферического речевого аппарата. У детей с анартрией затруднено не только произношение, но и жевание, глотание, мимика.

  • Слайд 191

    Наиболее развернутые отечественные описания и исследования анартрии у детей с ДЦП представлены в работах И.И. Панченко в 60-80-х г.г. 20 века.

  • Слайд 192

    На основании наблюдений и экспериментальных исследований И.И. Панченко разграничила детей с анартрией на 3 группы: 1. Дети с полным отсутствием голоса и речи. 2. Дети с наличием голосовых реакций. 3. Дети со слабовыраженной звукослоговой активностью.

  • Слайд 193

    Дети с анартрией имели, в основном, смешанную неврологическую симптоматику, демонстрировавшую грубую патологию как центральных двигательных отделов, так и стволово-подкорковых отделов мозга. Наблюдалась выраженная асинхронность дыхательной, фонаторной и артикуляционной моторики.

  • Слайд 194

    В онтогенезе этих детей отсутствовал лепет. При обследовании они понимали обращенную речь, но фонематическая система была развита недостаточно. В зависимости от коммуникативной активности дети в той или иной степени заменяли экспрессивную речь жестами. И.И. Панченко обратила особое внимание на несформированность орального праксиса у детей и высказала мысль о том, что анартрия может являться сочетанной патологией – дизартрией в комбинации с моторной алалией.

  • Слайд 195

    И.И. Панченко представила данные пролонгированного обследования 34 детей. Из них 1 ребенок обучался по массовой, а 21 – по индивидуальным школьным программам. Обследованные дети прошли курс логопедического обучения в стационаре продолжительностью от 3 до 8 месяцев. При этом 20 детей не показали положительной динамики в овладении речью. У 4 детей появилось по 12 слов, у 6 детей – по 8-9 слогов, у 4 детей – по 1 слогу. К сожалению, эти результаты у некоторых детей оказались нестойкими. Лишь небольшое количество детей освоили работу с азбукой (выбор букв для составления слов).

  • Слайд 196

    Среди значимых факторов для динамики коррекционной работы был отмечен возраст ребенка. У детей старше 14 лет редко удавалось сформировать артикуляционные навыки после 3-4 месяцев работы. В логопедической работе при анартрии необходимо, в первую очередь, развивать общение в той же последовательности, как и в нормальном онтогенезе. Большое внимание нужно уделить развитию импрессивной речи. Для формирования экспрессивной речи нужно использовать те же средства развития дыхания, голоса, артикуляции, что и при дизартрии, начиная с той работы, которая проводится в доречевом периоде.

  • Слайд 197

    Практика показывает, что при анартрии можно получить положительные результаты, если эта работа начинается в дошкольном возрасте. В любом случае, развитие экспрессивной речи идет очень медленно. Поэтому необходимо как можно раньше начинать обучать ребенка использованию неартикулируемых средств общения. К таким средствам (часто их называют невербальными средствами) подразумевают различные заменители произносимой речи.

  • Слайд 198

    Прежде всего, любой ребенок должен приобрести способность выражать свои потребности. Самым элементарным и доступным даже для обездвиженного ребенка является показ согласия или отрицания с помощью движений глаз или каких-то минимальных доступных этому ребенку других движений. Если ребенок имеет достаточные двигательные возможности, нужно выработать у него способность использовать указательные жесты.

  • Слайд 199

    Остановимся на некоторых средствах альтернативного общения. Общение посредством взгляда. Взгляд является первичным средством обмена информацией. Уровень общения посредством взгляда зависит от физических возможностей и необходимости в нем для данного индивидуума. Это может быть единственное доступное человеку средство общения, либо дополнение к другим средствам. При формировании общения посредством взгляда как единственно доступного пациенту средства используются различные приспособления. Это может быть многослойный жилет типа короткого фартука, который надевает на себя логопед. Поверхность жилета, обращенная к ребенку, представляет собой наборное полотно с прозрачными карманами, липкими полосками и небольшими крючками для экспозиции картинок и легких предметов. Другим приспособлением является поднос-подставка, на котором объекты располагаются на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы можно было определить, на какой именно объект направлен взгляд пациента. Прозрачный экран может служить для показа различных изображений. За рубежом опубликован целый ряд методик обучения пациента подаче сообщений с использованием прозрачных дисплеев. Например, в методике Дринкера и Кропоффа (1981) "Связь с глазом" пациенту на выбор предлагается составлять сообщение из слов или слогов.

  • Слайд 200

    В методике Ротшильда (1986) "Зона и партнер-помощник" осуществляется переход к кодированию сообщения. Взглядом показывается зона, в которой находится сообщение. Сами же сообщения расположены в таблицах, находящихся перед участниками коммуникации. Дополнительно используется метод "зона кодированного цвета", а именно в каждой зоне располагаются символы разного цвета. Таким образом, сообщение становится ступенчатым – указывается взглядом сначала зона, а затем – цвет (обозначения четырех цветов расположены в углах экрана). Начало и конец сообщения отмечаются возвратом взгляда в центр экрана.

  • Слайд 201

    Еще более сложная система - позиционное кодирование (Сильверман, 1978 и др.). Здесь для передачи сообщений используются комбинации цвета, буквы, цифры, слоги, сочетания букв и целые слова. Особенно популярен подход "речь", при котором используются одновременно отдельные буквы и их сочетания. Для удобства одновременной работы с подставкой и прозрачным вертикальным экраном разработаны различные системы зеркал и призм. Это позволяет пациенту не переводить взгляд с подставки на дисплей при передаче и приеме сообщения.

  • Слайд 202

    Язык мимики и жестов. Оптимальным результатом использования жестов в системе обучения речи является выработка осознанного указательного жеста, т. е. способности с помощью жеста (не обязательно руки) выразить свою потребность и ответить на вопрос.

  • Слайд 203

    Язык звуков. Язык звуков основан на восприятии и выражении различного значения интонации при минимальном фонетическом исполнении. При отсутствии голосовой активности или способности дифференцировать на слух интонацию окружающих в случаях выраженной анартрии или сенсорной алалии можно придать определенное значение неречевым звукам: звонку, пищалке, скрежету, стуку различных предметов и т.д. Чем более выражено расстройство психической деятельности у ребенка, тем более индивидуальна система его коммуникации.

  • Слайд 204

    Письменная речь. Некоторые дети с анартрией могут обучиться глобальному чтению. Усвоение буквенной знаковой системы предполагает наличие определенного уровня развития зрительного восприятия, памяти, внимания, а также просто представления о том, что окружающее может иметь обозначение, ярлыки. Очевидно, что для овладения ребенком такой достаточно универсальной системой общения как письменная речь, требуется создать необходимые предпосылки. Владение письменной речью является основой для общения с помощью наборов букв, пишущей машинки и компьютера.

  • Слайд 205

    Блисс - язык. Австралийский ученый Чарльз Блисс разработал знаковую систему, основанную на упрощенных китайских иероглифах. В системе Блисса используется небольшое количество ключевых символов, имеющих первичные значения. Эти ключевые символы комбинируются, образуя новые слова. Для дифференциации грамматических значений используются индикаторы. Индикаторы дают возможность различать части речи, категории числа и времени. В зависимости от индикатора один и тот же символ читается по-разному. В целом система Блисса позволяет оперировать 1400 лексическими единицами.

  • Слайд 206

    Пиктограммы. Метод пиктограмм широко используется в развитых странах. Для коммуникации используются черно-белые изображения (пиктограммы), замещающие слова. Первоначально изображения прикрепляются к соответствующим объектам аналогично начальным этапам обучения глухих глобальному чтению. Педагог, в ситуативно-деловом общении с ребенком указывает на пиктограммы, сопоставляет их с реальными объектами и произносит их названия с несколько утрированной интонацией. Ребенка стимулируют к адекватному показу пиктограмм.

  • Слайд 207

    Пиктографические системы создаются с учетом лингвистических систем и среды проживания людей. При этом учитывается не только географическая среда, но даже населенный пункт – мегаполис, небольшой город или село. В качестве примера можно привести Пиктографическую коммуникативную программу М. Либерофф, доступную для работы с детьми, начиная с 4-летнего возраста. Программа включает комплекс из 340 изображений, сгруппированных по категориям: действия, имена прилагательные, приказы, просьбы и выражения чувств, вопросы, местоимения и наречия, имена существительные.

  • Слайд 208

    Изображения подобраны таким образом, чтобы ребенок мог выразить свои потребности, желания и эмоции с помощью одной карточки. Они включают: Реальные изображения предметов и ситуаций. Особенно такие изображения, которые трудно найти в детских книгах с иллюстрациями, но часто употребляющиеся, например, "правая рука". Символические изображения общего на примере частного. Например, "открой" – изображен ребенок, открывающий коробку. Парные изображения, например, "много – мало". Символы-вопросы. Символы для обозначения некоторых универсальных понятий, как, например, "еще". Карточки с цифрами, дополненными изображениями соответствующего количества палочек. Карточки с изображением цветов спектра.

  • Слайд 209

    Стандартные изображения дополняются фотографиями близких людей. Коммуникативное табло из плотного картона имеет магнитную основу либо прозрачные карманы. Табло разграничено на 7 горизонтальных полос в соответствии с категориями слов и 4 вертикальных столбца. Внизу написана фраза "Я разговариваю с помощью карточек на этой таблице" и представлены данные о ребенке.

  • Слайд 210

    Коммуникационные или лингвистические доски Коммуникационные доски разрабатываются индивидуально с учетом зрительных, двигательных, лингвистических, интеллектуальных возможностей ребенка и его коммуникативных потребностей. Первые доски включают небольшое количество достаточно крупных реалистических цветных изображений или фотографий, среди которых могут быть чашка, кровать, туалет, телевизор. Содержание досок определяется совместно с родителями и другими лицами, обычно общающимися с ребенком. Можно поместить фотографии этих людей. Рекомендуется включать в содержание даже самых начальных языковых досок такие слова социального значения как "Здравствуй", "Спасибо" и т.п. Содержание первых слов, также как при обычном усвоении речи, полисемантично. Так, "чашка" обозначает и сам предмет, и желание пить.

  • Слайд 211

    По мере освоения навыков работы с доской содержание ее меняется. Возрастает количество картинок и сокращается их размер. Необходимо добавлять картинки, изображающие различные части речи, в том числе выражающие пространственные, временные отношения. Значение слов становится более определенным.

  • Слайд 212

    Следующим шагом в работе с коммуникационными досками является добавление подписей к картинкам, что провоцирует к усвоению глобального чтения. Одновременно осуществляется постепенный переход к более абстрактным, схематичным изображениям. Наряду с отдельными словами на доске должны быть социально значимые фразы "Как дела?", "Я тебя люблю" и т.п. При накоплении первоначального словаря, и желательно - овладения глобальным чтением - становится возможным обучение ребенка конструированию предложений. При этом используется система обучения грамматике, ориентированная на усвоение лингвистики в нормальном онтогенезе. Для обучения русскоязычных детей можно применить систему, изложенную в пособии Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой (15). Первые грамматические конструкции в этой системе - "субъект + предикат", "субъект + предикат + объект" и т.д. Коммуникационную доску нужно разграничить на столбцы соответственно используемым членам предложения, и – далее обучать ребенка выражать свои мысли посредством показа ряда изображений, а затем – слов. При этом допускаются комбинации напечатанных слов и изображений, особенно на начальных этапах. Параллельно даются буквы для составления слов. Буквы в кармашках кассы расположены не в алфавитном порядке, а так, как это представлено на клавиатуре печатной машинки или компьютера.

  • Слайд 213

    Компьютер Работа с языком Блисса, пиктограммами и коммуникативными досками имеет компьютерные варианты. Компьютер с голосовым генератором считается самой передовой технологией в сфере альтернативного общения. Используя обычное печатание на компьютере, ключевые слова или запуская запрограммированный переключатель на доске, человек с ограниченными возможностями устной речи может производить звучащую речь. Применение такой техники становится возможным, когда у ребенка имеется достаточно развитый уровень общения.

  • Слайд 214

    Фонетическая ритмика

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке