Презентация на тему "Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита»"

Включить эффекты
1 из 51
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита»". pptCloud.ru — каталог презентаций для детей, школьников (уроков) и студентов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    51
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита»
    Слайд 1

    Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита»

    Выполнила: студентка группы 9-11 Водопьянова Зинаида

  • Слайд 2

    Содержание Введение История создания романа «Мастер и Маргарита» Сюжет и особенности композиции романа 3.1 Значение образа Воланда и его свиты 3.2 Понтий Пилат и Иешуа 3.3 Двоемирие романа 3.4 Значение образа Мастера и Маргариты 3.5 Бездомный – ученик Мастера Вечное противостояние добра и зла в романе Булгакова Заключение

  • Слайд 3

    1. Введение

    Актуальность темы добра и зла в романе заключается в том, что она – одна из вечных тем, которая всегда существовала в литературе и искусстве. Ведь пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом. Добро будет «открываться» человеку, освещая ему путь к истине.

  • Слайд 4

    Цель индивидуального проекта – определение оппозиций добра и зла, их взаимодействие в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

  • Слайд 5

    Задачи • проанализировать историю создания романа, его сюжет и особенности композиции; • раскрыть значение образов героев романа Булгакова в отношении добра и зла; • выяснить особенности вечного противостояния добра и зла.

  • Слайд 6

    Вечное противостояние добра и зла всегда волновало умы многих известных писателей и художников, не оставляла никого равнодушным. Н. В. Гоголь Среди таких известных личностей Николай Васильевич Гоголь («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий») Николай Алексеевич Некрасов («Железная дорога», «Поэт и гражданин») Михаил Афанасьевич Булгаков («Мастер и Маргарита», «Белая гвардия») Н. А. Некрасов М. А. Булгаков

  • Слайд 7

    На протяжении всей жизни человек сталкивался и воздействовал на борьбу добра и зла Федор Михайлович Достоевский писал в романе «Преступление и наказание» о том, что мы перестаем видеть грань между хорошим и плохим Но как же к этому относился Булгаков?

  • Слайд 8

    2. История создания романа «Мастер и Маргарита»

    Михаил Афанасьевич Булгаков – русский писатель и драматург, своим талантом несущий свет, не скрывая при этом тьмы… Действительно, тьмы он не скрывал. Свое беззаконие и трагизм пыталось скрыть от современников это время, в котором жил и творил автор. Время пыталось скрыть и самого Булгакова как автора.

  • Слайд 9

    «Мастер и Маргарита» - визитная карточка автора, золотой фонд русской и мировой литературы В 30-е годы этот роман находился в списке «запрещенных»; После публикации «Белой гвардии», жестокие условия цензуры, существовавшие в то время, не позволяли автору опубликовать ни одного значительного произведения; Работа над романом началась в конце 1920-х годов и продолжилась вплоть до смерти писателя; Первая версия романа, имевшая названия «Копыто инженера», «Чёрный маг» и другие, была уничтожена Михаилом Афанасьевичем в 1930 году.

  • Слайд 10

    Весной 1930 года писатель сжег первую редакцию романа; причиной тому послужил запрет постановки новой пьесы Булгакова «Кабала святош». Само событие, по мнению булгаковедов, наиболее ярко описано в главе «Явление героя», когда Мастер уничтожал рукописи своего романа.

  • Слайд 11

    Основательная работа над романом началась лишь через два года. Писателю в работе помогала его супруга Елена Сергеевна Булгакова. С 1938 года до 1940 года продолжались авторские правки романа, некоторые из них писатель вносил на ходу; Последние мысли Булгакова перед смертью были обращены к этому роману, вместившему всё его творческое дыхание; Заключительными словами автора, которые впоследствии все узнали из уст его жены, стали: «Чтобы знали, чтобы знали». После смерти автора, за роман взялась вдова Елена Сергеевна, и только лишь через несколько лет ей удалось опубликовать последний роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

  • Слайд 12

    По данным исследователей, последняя авторская правка была сделана 13 февраля в главу о Маргарите, наблюдавшей за похоронами Берлиоза, и звучала как предчувствие: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?». Основным девизом романа стали слова Воланда: «Рукописи не горят!» по отношению к роману Мастера. Эти роковые слова применимы и в отношении к тяжелейшим творческим трудам Михаила Афанасьевича Булгакова.

  • Слайд 13

    Это произведение воодушевляет читателей, повествует о чистой и светлой любви, о добре и зле. В романе тесно переплетаются мистика и сатира, самая безудержная фантастика и беспощадный реализм

  • Слайд 14

    3. Сюжет и особенности композиции романа

    …так кто ж ты, наконец? -Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. «Фауст» Гёте Своеобразие романа заключается в том, что перед нами представлены два пласта времени. Один связан с жизнью Москвы 20-х годов 20 века, другой - с жизнью Ершалаима. Необычен роман и композицией. «Романом в романе» называют четыре главы, объединенные одной целью – поиском истины.

  • Слайд 15

    События в романе разворачиваются на Патриарших прудах в Москве – литератор Берлиоз Михаил Александрович и поэт Бездомный встречают незнакомца, похожего на иностранца. Он повествует им об Иисусе Христе и иудейском прокураторе Понтии Пилате. Незнакомец предрекает гибель Берлиозу от рук «русской женщины, комсомолки Аннушки». Литераторы совершенно не знали о том, что имели честь вести беседу с самим дьяволом Воландом, прибывшим в советскую столицу.

  • Слайд 16

    Для поэта Бездомного встреча с дьяволом заканчивается посещением психиатрической клиники, где он знакомится с Мастером и узнает историю о его романе. Мастер – талантливейший писатель, возлюбленный Маргариты, которая оставалась его последней надеждой, столкнулся с миром столичной литературы, в котором отказы печатать сопровождались травлей в прессе.

  • Слайд 17

    Для Маргариты это становится ударом. Она признается себе, что готова заложить душу дьяволу, лишь бы спасти своего возлюбленного.

  • Слайд 18

    3.1 Значение образа Воланда и его свиты в произведении

    Воланд – булгаковский Сатана. Он обнажает людские пороки, подталкивает некоторых на их свершение. Чего только стоит сеанс «черном магии» в театре Варьете под его руководством и с участием его подданных – Коровьева и кота Бегемота. Они в буквальном смысле оставляют добрую половину публики раздетой и без гроша в кармане.

  • Слайд 19

    Кажется, что после прихода Воланда, вся Москва перевернулась с ног на голову. Однако если внимательно присмотреться, не Воланд стал причиной распространения подобного проявления «зла»: корысти, честолюбия, жадности, алчности. Они жили в московском обществе. Он их лишь раскрыл.

  • Слайд 20

    Зло по Булгакову не в имеющих власть, не в правительстве, не в том или ином социальном устройстве, а в людях. С одной стороны, Воланд, как Мефистофель и Люцифер, является воплощением зла. Но, вчитываясь внимательно в роман, можно убедиться, что Воланд для этого как-то слишком гуманен С другой же стороны - он, олицетворяя зло, является посланником добра. Во всех поступках этого героя можно увидеть акты справедливого возмездия

  • Слайд 21

    «…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?» - говорит Воланд ученику Иешуа Левию Матвею. Позиция Воланда по отношению к взаимодействию добра и зла – это справедливое равенство, так сказать система, из которой если выпадет звено, то она нарушится

  • Слайд 22

    Для цельного человека сознание чести не даст преступить черту, за которой пошлость и тунеядство. И такого человека Воланд и его свита готовы уважать. На мой взгляд, М. Булгаков хотел показать нам, что грань между добром и злом, действительно, еле заметна: ведь не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и его свиты.

  • Слайд 23

    3.2 Понтий Пилат и Иешуа

    В Понтии Пилате мы видим грозного властелина, перед которым все трепещет. Он также явное проявление зла в романе. Пилат мог легко распоряжаться человеческими судьбами, не зная о том, какой урон он наносил окружающим. Иешуа Га-Ноцри – бродяга-философ, который был крепок своей наивной верой в добро. Её не смогли отнять у него ни страх перед жестоким наказанием, ни зрелище вопиющей несправедливости, чьей жертвой стал сам Га-Ноцри.

  • Слайд 24

    Иешуа нес людям добро, у него был высокий уровень сознания и чистая неоскверненная плохими помыслами душа. «Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые» - так утверждал Иешуа в общении с Пилатом. Пилат хотел спасти арестанта, но из-за своей трусости и малодушия, все-таки казнил Иешуа. Он – носитель и олицетворение «самого странного порока» - трусости. Трусость в соединении с ложью как источник предательства, зависти, злобы и других пороков.

  • Слайд 25

    Как говорил К. Икрамов: «Ответственность за зло, совершаемое в мире, несут не сильные и даже не всемогущие, но слабые и даже ничтожные». Зло в том, что люди человечески слабы, ничтожны, трусливы, что они «не совсем люди, не совсем души». Только Иешуа отважился сказать свое слово о добре и истине. Значит, душа его была свободна. Сила Иешуа в духовности, бескомпромиссности, в верности самому себе, в стремлении делать добро. А могущество Понтия оказалось мнимым. Он трус, он раб своей должности и карьеры. Он всего лишь пешка в руках императора.

  • Слайд 26

    Где же победитель? Иешуа казнен, Понтий лишен покоя. Но у Учителя остался ученик, продолжающий его дело, — Левий Матвей. Значит, истина, свет, добро и правда все же победили.

  • Слайд 27

    А «трусость – самый тяжкий порок», - неоднократно повторяет Булгаков. Прокуратор испытывает страшные муки совести: «И ночью, и при луне мне нет покоя». Прокуратор в романе не просто злодей, осудивший на казнь человека за инакомыслие. В душе он симпатизирует нищему проповеднику и склонен скорее спасти его, чем казнить. Когда-то Пилат был храбрым воином, прямым и честным, умевшим ценить мужество и отвагу.

  • Слайд 28

    3.3 Двоемирие романа

    Московская жизнь 20-х годов - это бюрократическая система, полная различных удушливых пороков, лицемерия, взяточничества… В ерашалаимских же главах Булгаков нам доказывает о том, что не все люди добрые, как полагает Га-Ноцри. Он рассказывает нам, каким должно быть общество, живущее по заветам христианства. Но от этого идеала очень далека как древняя Римская империя, так и современная Булгакову Москва.

  • Слайд 29

    Булгаков изобразил в романе жизнь, которую нельзя считать нормальной – она абсурдна. Как есть понятие «грибоедовская Москва», так имеет право на существование и «булгаковская Москва», включающая в себя свои странности, свои качества и свой, определенный по всем характеристикам, народ.

  • Слайд 30

    3.4 Значение образа Мастера и Маргариты

    «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!»,- восхищенно говорит писатель, знакомя нас с главной парой романа - Мастером и Маргаритой.

  • Слайд 31

    Мастер – герой, чья судьба ближе всего повторяет судьбу самого Булгакова, автор романа о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри, человек, не приспособленный к эпохе, в которой живёт, и доведённый до отчаяния гонениями со стороны коллег, жестоко раскритиковавших его произведение. Мастер пишет роман, восстанавливая евангельские события, придавая им статус реальных. Через него Добро и Истина снова приходят в мир и снова остаются неузнанными.

  • Слайд 32

    Главным смыслом жизни для этого героя всегда оставался поиск ответа на вопрос, что первично, а что вторично – Добро или Зло? Закончив роман, Мастер приходит к выводу: «Злых людей нет на свете». Есть люди, искалеченные обстоятельствами. Имеющуюся в них доброту нужно освободить, но не силой власти, а силой слова. И в этом ему помогала его возлюбленная – Маргарита.

  • Слайд 33

    В романе, Булгаков создает из Маргариты образ идеальной женщины. Она, любящая своего Мастера, готовая пойти на все ради него, пошла на соглашение с нечистой силой и жестоким образом отомстила всем тем, кто отверг Мастера.

  • Слайд 34

    Полет над Москвой полностью раскрепощает её, заставляет чувствовать полнейшую уверенность в действиях, какими бы они не были. Она преображается удивительным образом. Теперь перед нами не робкая Маргарита, заложница ситуации, а ведьма с вспыльчивым огненным темпераментом, готовая совершить самый безумный поступок.

  • Слайд 35

    Но все-таки, чтобы не случилось, какой бы эта героиня не оставалась, она – добрый ангел Мастера, его муза, которая помогает сохранить мудрые слова своего возлюбленного, предназначенные для людей. В освещении темы добра и зла эта пара, определенно, занимает важное место. Благодаря им, мы не раз убеждаемся в мысли, сказанной самим автором, что злых людей нет на свете. Есть люди «несчастливые». Убеждаемся в той мысли, что взаимная любовь – высшее проявление добра, перед которым не смогут устоять силы зла.

  • Слайд 36

    3.5 Бездомный – ученик Мастера Иван Бездомный – поэт, вынужденным образом оказавшийся в психиатрической клинике Стравинского, где он и познакомился с Мастером. Маленькая, но, несомненно, значимая крупица «булгаковской Москвы».

  • Слайд 37

    Именно ему поведал о своей судьбе Мастер, в нем он видит своего ученика, последователя, который проникся теми же образами мировой культуры, теми же философскими идеями и нравственными категориями. Встреча с Мастером изменила судьбу Ивана Бездомного. Появление "мессира" переворачивает сознание Ивана Бездомного, вступившего уж было на самый спокойный и удобный путь бессознательного повиновения системе.

  • Слайд 38

    И Бездомный становиться профессором истории и философии – Иваном Николаевичем Поныревым. Однако, раз в год, в весеннее полнолуние, безумие все-таки навещает профессора. Он встречается с героями романа Мастера и тогда его вновь начинают мучить вопросы, тревожившие в свое время автора романа, и до сих пор уничтожающие Пилата.

  • Слайд 39

    Мастер полноправно доверяет Бездомному свое дело – нести людям «свет», сообщать им об истине, о вечном противостоянии добра и зла. Их можно полноправно сравнить с Иешуа Га-Ноцри и Левием Матвеем.

  • Слайд 40

    4. Вечное противостояние добра и зла в романе Булгакова Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" - одна из ключевых тем. По моему мнению, автор превзошел в её раскрытии всех предшественников.

  • Слайд 41

    Добро и зло в его произведении не два равновесных явления, вступающие в открытое противодействие, поднимая вопрос веры и безверия. Они дуалистичны. Но если у второго мистическая его сторона, олицетворяемая в образе Воланда, черта по существу, то главенствующую роль первого Михаил Афанасьевич отдает людям, желая видеть умение самостоятельно мыслить, верность, способность жертвовать, непреклонность перед искушением.

  • Слайд 42

    Этот роман Булгакова, на мой взгляд, ценен еще одной своей особенностью. Несмотря на то, что главной действующей силой в нем стала нечистая сила, здесь все же провозглашается всепрощение и любовь. Добро стало здесь тем, что оно и есть по своей сути – силой созидания, создающей энергией, которую не может поколебать, извратить, очернить зло, как бы оно ни старалось.

  • Слайд 43

    Зло показано силой, необходимой в мире для поддержания состояния гармонии и равновесия. Зло является тем фоном, на котором добро становится еще белее и необходимее.

  • Слайд 44

    5. Заключение Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы. Творчество Михаила Булгакова – замечательная страница в истории русской литературы XX столетия. Благодаря ему литература стала более многогранной в тематическом и жанрово-стилевом отношении, избавилась от описательности, обрела черты глубокого аналитизма

  • Слайд 45

    Всё то, что пережил М.А. Булгаков в жизни, все мысли и открытия, вся душа и весь талант этого гениального писателя вложены в его роман «Мастер и Маргарита». Этот роман по праву принадлежит к числу величайших произведений русской и мировой литературы XX века. Булгаков писал роман как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и его людях, потому, вероятно, роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи.

  • Слайд 46

    Тема добра и зла у М. Булгакова - это проблема выбора людьми принципа жизни, а предназначение мистического зла в романе - воздать каждому в соответствии с этим выбором. Главная ценность произведения состоит в том, что Михаил Афанасьевич Булгаков считает только человека способным преодолеть любое зло наперекор обстоятельствам и соблазнам.

  • Слайд 47

    Двойственность человеческой природы, при наличии свободной воли человека, является единственным фактором порождения как добра, так и зла.

  • Слайд 48

    Какое из существующих в мире зол мы ни взяли бы, творцом его будет не кто иной, как сам человек. Поэтому мы сами творим свою судьбу и сами избираем свой путь. Проблема добра и зла – это вечная тема человеческого познавания, и, как любая вечная тема, она не имеет однозначных ответов.

  • Слайд 49

    Одним из первоисточников этой проблемы по праву можно назвать Библию, в которой «добро» и «зло» отождествляются с образами Бога и дьявола, выступающими в качестве абсолютных носителей этих моральных категорий человеческого сознания. Добро и зло, Бог и дьявол, находятся в постоянном противодействии. В сущности, эта борьба ведётся между низшим и высшим началом в человеке, между смертной личностью и бессмертной индивидуальностью человека, между его эгоистическими потребностями и стремлением к общему благу.

  • Слайд 50

    Писатель показал нам, что каждый человек творит свою судьбу, и только от него зависит, добрая она будет или злая. Если творить добро, то зло навсегда покинет наши души, а значит, мир станет лучше и добрее.

  • Слайд 51

    Роман «Мастер и Маргарита» - об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине и свободе или к рабству, предательству и бесчеловечности, о всепобеждающей любви и творчестве, возносящих душу к высотам истинной человечности.

Посмотреть все слайды

Предложить улучшение Сообщить об ошибке