Содержание
-
Древняя Греция
МУЗЫКА, ЛИТЕРАТУРА
-
Музыка и музы
Слово музыка произошло от имени богини Музы (в пер. мыслящая), покровительницы искусств. Первоначально Муза была единственной. Поэтому Гомер в «Одиссее» упоминает только одну музу: Для всех людей земных певцы достойны награды и чести, потому что муза обучила их напевам, ибо возлюбила она племя певцов. К единственной музе обращается и Пиндар: «О, владычица муза, мать наша».
-
Музы
С течением времени муз стало девять. Согласно греческой мифологии, они являются дочерьми Зевса и Мнемосины (богини памяти). В период классической Греции окончательно закрепились их функции: Каллиопа – прекраснозвучная – муза эпической поэзии и знания, изображалась со свитком и палочкой для письма. Клио – прославляющая – муза истории, изображалась со свитком и палочкой для письма. Евтерпа – очаровательная – муза лирической поэзии (музыки), изображалась с флейтой и лирой в руках.
-
Талия – цветущая – муза комедии, изображалась с комической маской. Мельпомена– поющая и танцующая – муза трагедии, изображалась с трагической маской и венком из плюща. Терпсихора – услаждающая хороводом – муза танца, изображалась с лирой и плектром. Эрато – прелестная – муза лирической поэзии, изображалась с лирой в руках. Полигимния – многопрославляющая – муза серьезной гимнической поэзии. Урания – небесная – муза астрономии, изображалась с небесным сводом и циркулем в руках.
-
Калиопа Клио Эвтерпа
-
Эрато Мельпомена Талия
-
Полигимния Терпсихора Урания
-
Музы
Представляя собой все науки и искусства, музы символизируют те силы, сокровенные потенциалы, которые сокрыты в человеке и должны пробудиться в течение его жизни. Они связаны со способностью души прикоснуться к Вечности и принести с собой воспоминание о ней, придав ей форму стихов, музыки, гимнов, священных танцев.
-
Гесиод. Теогония
Блажен человек, если музы любят его: Как приятен из уст его льющийся голос! Если нежданное горе внезапно душой овладеет, Если кто сохнет, печалью терзаясь, то стоит ему лишь Песнь услышать служителя муз, песнопевца о славных Подвигах древних людей, о блаженных богах олимпийских, И забывает он тотчас о горе своем и заботах Больше не помнит: совсем он от дара богинь изменился.
-
КЛИО
-
Мельпомена
-
Терпсихора
-
Хоровод муз
-
Аполлон
Покровителем муз считался бог Аполлон - в греческой мифологии и религии сын Зевса, бог-целитель и прорицатель, покровитель искусств. Изображался прекрасным юношей с луком или кифарой.
-
Аполлон и музы на Парнасе
-
ГомерРапсод (аэд)[
-
«Илиада»и «Одиссея»
– первые дошедшие до нас памятники греческой художественной литературы. Как полагают большинство исследователей, гомеровские поэмы были созданы в Малой Азии, в Ионии в 8 в. до н. э. на основании мифологических сказаний о Троянской войне.
-
— стихотворный размер, в котором каждый стих состоит из шести стоп с правильным чередованием долгих и кратких слогов. Гекзаметр Гомер. «Одиссея» Песнь девятая[РАССКАЗ ОДИССЕЯ О ЕГО ПРЕБЫВАНИИ В ЗЕМЛЕ ОДНОГЛАЗЫХ ЦИКЛОПОВ] Дальше оттуда мы двинулись в путь с опечаленным сердцем. Прибыли вскоре в страну мы не знающих правды циклопов, Гордых и злых. На бессмертных надеясь богов, ни растений…
-
Музыка
В 1883 году в Малой Азии, недалеко от древнего города Трал была найдена мраморная погребальная стела ([греч. stēlē столб] - каменная плита и столб с надписью или рельефным изображением в память о ком-чем-нибудь) с выгравированным на ней текстом эпитафии некоему Сикилу(приблизительно 2 в. до н.э.). Вместе с обычным текстом на ней были обнаружены знаки древнегреческой нотации.
-
Стелла Сикилу
-
-
В 1892 году был обнаружен небольшой нотный фрагмент из трагедии Еврипида «Орест»; в 1893 – отрывки нотных текстов двух гимнов Аполлону в афинской сокровищнице в храме Аполлона в Дельфах. И далее все новые находки пополняли арсенал сведений о греческой музыке - в 1918, 1955, 1959, 1965, 1972 (нотный отрывок из трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде»). В настоящее время известно около 50 различных фрагментов древнегреческой музыки.
-
Гимн Аполлону
-
Расшифровка гимна
-
Лирика
Термин "лирика" (от греч. lyrikos - произносимый под звуки лиры) возник в эллинистический период. Его употребляли по отношению к сольным и хоровым песням, которые исполнялись под аккомпанемент лиры. Разницы между стихотворением и песней не существовало, так как вся поэзия исполнялась нараспев. Существовала сольная лирика и хоровая лирика.
-
Жанры сольной и хоровой лирики:
элегии, сколии (застольные песни), эпиталамии(свадебные песни, исполнявшиеся перед дверями комнаты молодоженов), гименеи(свадебные песни, с которыми невесту провожали от дома родителей до дома жениха), оды, эпиникии(победные песни, сопровождавшие въезд в город победителей), гимны богам (дифирамб– гимн в честь бога Диониса, пеан– гимн в честь бога Аполлона), трен(похоронный плач) и др.
-
Поэты-мелики
Архилохс острова Парос(VII век до н.э.) - первый греческий поэт, рассказавший в стихах о себе и своих чувствах. Алкейи Сафо (Сапфо)(VI век до н.э., о. Лесбос) Анакреонт(вторая половина VI века) Пиндар(ок. 518-442 или 438 до н. э.)
-
Алкей и Сафо
-
-
Изображения музыкантов
-
Хоровод
-
Сатиры и менады
-
Музыкальные инструменты
В Древней Греции самым популярным и доступным инструментом была лира - струнный щипковый инструмент. Пение под лиру – лиродия – было весьма распространено.
-
Лира
-
Урокмузыки
-
Лира, кифара, арфа
-
-
Кифара
Кифара – инструмент, близкий лире, но более совершенный. Если лиру можно считать инструментом для всех любителей музыки, то кифара – инструмент профессионалов. Звуковой ящик был более крупным, звук – громче и по весу инструмент был тяжелее. Наиболее известным кифаредом был Терпандер из Антиссы (о. Лесбос, 1-я пол. 7 в. до н. э.).
-
Авлос
Самым распространенным духовым инструментом в Древней Греции был авлос – ( άύλόξ – греч. трубка). Согласно мифу, авлос изобрела богиня Афина. Но когда она попробовала сыграть на нем и увидела в ручье отражение своего искаженного напряженного лица, то с негодованием отбросила инструмент, который был найден фригийцем Марсием. Овладев им в совершенстве, он вызвал на состязание самого Аполлона и был побежден богом. Исполнитель на авлосе именовался авлетом.
-
Апполон и Марсий
-
Аполлон и Марсий. Перуджино
-
Авлос
-
Гетера,играющая на авлосе
-
Пифийский ном
Авлодия (пение с сопровождением авлоса) начинает развиваться одновременно с кифародией. Одним из первых известных авлетов является фригиец Олимп (7 век до н.э.). В 586 году до н.э. глава малоазийской школы авлодии Сакад в Дельфах на Пифийских играх исполнил на авлосе соло, изображавшее битву Аполлона с Пифоном. «Пифийский ном» состоял из нескольких частей: испытание – вступление, в котором Аполлон проверяет, годится ли местность для сражения; призыв – вызов дракона на поединок; ямбикон – имитация сражения; спондейон – религиозная мелодия, игравшаяся перед алтарем во время жертвоприношений; финальный хоровод, смысл которого выражен в словах «бог танцует победные песни».
-
Флейта Пана
Флейта Пана – сиринкс (сиринга, в пер. с греч., свистеть) упоминается у Гомера как инструмент пастухов: «пастухи, наслаждающиеся сирингой» («Илиада»). Конструкция представляла собой ряд тростниковых трубок различной длины, соединённых вместе (от 5 до 10). Верхние окончания трубок были одной длины, нижние образовывали собой изгиб, напоминающий, как пишет Поллукс, крыло птицы. Звук извлекался при помощи вдувания воздуха в отверстия трубок.
-
Сальпинга
Сальпинга – древнегреческая труба, которая первоначально изготавливалась из рогов животных и имела несколько загнутую форму. Есть свидетельства об изготовлении сальпинг из слоновой кости. Однако чаще всего их делали из меди и железа. Сальпинга имела костяной мундштук. На ней извлекались звуки обертонового ряда. Она активно применялась в общественной, религиозной и особенно в воинской жизни в качестве сигнального инструмента.
-
-
Ударные инструменты
Кимвалы – состоят из двух полых полусферических металлических пластинок различных размеров (прообраз современных тарелок). Обычно использовались в религиозных обрядах. Тимпан (в пер. с греч., бить, ударять) представляет собой круглый обруч, обтянутый с обеих сторон мембраной, выделанной из шкуры животного.
-
Кимвалы
-
-
Ударные инструменты
Систр ( в пер. с греч., дрожу, трясу) изготавливался в форме металлической подковы с рукояткой и свободно прикрепленными к подкове металлическими колокольчиками. Звучание систра, когда его трясли, не было резким, так как, по словам Поллукса, систр служил игрушкой, с помощью которой убаюкивали детей.
-
-
Гидравлос
Изобретение органа приписывается Ктесибию из Александрии (вторая треть 3 века до н.э.). К сожалению, образцов этих древних инструментов практически не сохранилось. Есть изображения, описания (Витрувия - 1 век до н, э.) и упоминания в литературе, свидетельствующие о его популярности. Гидравлос состоял из клавиатуры, аппарата, нагнетающего воздух, который поступал в ряды труб через специальные отверстия.
-
Орган
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.