Презентация на тему "Эмоции. Патологии эмоций"

Включить эффекты
1 из 31
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Эмоции. Патологии эмоций". pptCloud.ru — каталог презентаций для детей, школьников (уроков) и студентов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    31
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Эмоции. Патологии эмоций
    Слайд 1

    Эмоции. Патологии эмоций

  • Слайд 2

    План:

    Определение понятия «эмоции» Функции и виды эмоции Теории эмоции Патологии эмоций

  • Слайд 3

    Определение понятия «эмоции»

    Эмоции (от лат. emoveo, emotum - возбуждать, волновать) - реакции в виде субъективно окрашенных переживаний индивида, отражающих значимость для него воздействующего раздражителя или результата собственного действия (удовольствие, неудовольствие).( Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е., Сергеев И.И. Психиатрия 2006) Эмоции - это физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека - от глубоко травмирующих страдании до высоких форм радости и социального жизнеощущения.(П.К Анохин )

  • Слайд 4

    Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. (Психология Немов Р.С Общие основы психологии 2003) Эмоции - один из важнейших механизмов психической деятельности, производящий чувственно окрашенную субъективную суммарную оценку поступающих сигналов, благополучия внутреннего состояния человека и сложившейся внешней ситуации.(Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. - Психиатрия (2002))

  • Слайд 5

    Эмоции - психические процессы, отражающие оценку ситуации для человека в плане удовлетворения его актуальных потребностей и протекающие в форме субъективных переживаний и физиологических реакции. (Ю.В. Щербатых -Общая психология)

  • Слайд 6

    Функции эмоции

    Отражательно-оценочная функция. Эмоции оценивают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта; являются той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости происходящих, прошлых и будущих событий; оценка возможности удовлетворения актуальных потребностей, и на этой почве построения прогноза будущих событий. Побудительная функция. Из оценки происходящего вытекает побуждение к действию. По мнению С.Л.Рубинштейна, «...эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него».

  • Слайд 7

    Активирующая функция непосредственно связана с побудительной. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и ее отдельных структур. Эмоциональные состояния по-разному влияют на динамику протекания деятельности, на ее темп и ритм. Эмоции радости, уверенности в успехе придают человеку дополнительные силы, побуждают к более интенсивной и напряженной работе. Д.Хебб экспериментальным путем получил кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и эффективностью его деятельности. Из нее явствует, что между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная зависимость. Для достижения наивысшего результата деятельности нежелательны ни слишком слабые, ни излишне сильные эмоциональные возбуждения. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает неуправляемой. Для каждого человека имеется собственный оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Он зависит от многих факторов: особенностей выполняемой деятельности, условий, в которых она протекает, индивидуальности включенного в нее человека и многого др.

  • Слайд 8

    Синтезирующая функция. Эмоции соединяют, синтезируют в единое целое отдельные сопряженные во времени и пространстве события и факты. А.Р.Лурия показал, что совокупность образов, прямо или случайно связанных с ситуацией, породившей сильное эмоциональное переживание, образует в сознании субъекта прочный комплекс. Актуализация одного из элементов влечет, иногда против воли субъекта, воспроизведение в сознании других его элементов. Смыслообразование. Эмоции служат сигналом смыслообразующей силы мотива. Защитная функция. Такое сильное эмоциональное переживание, как страх, предупреждает человека о реальной или мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных последствий, а возможно, и от гибели. Экспрессивная(коммуникативная) функция. Эмоции за счет своего экспрессивного компонента принимают участие в установлении контакта с другими людьми в процессе общения с ними и воздействия на них; эмоции улучшают понимание людьми других людей за счет «считывания» невербальных реакции, сопровождающих эмоции.

  • Слайд 9

    Регулирующая функция. Эмоции влияют на направление и осуществление деятельности субъекта. Возникновение того или иного эмоционального отношения к объекту, предмету, явлению влияет на мотивацию на всех этапах протекания деятельности. Оценивая ход и результат деятельности, эмоции придают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать различно. Подкрепляющая функция. Благодаря эмоциям лучше вырабатываются условные рефлексы и остаются более глубокие следы памяти. Мобилизующая функция. Эмоции мобилизуют скрытые резервы организма в критических ситуациях (при помощи адреналина, активации симпатической нервной системы и др.). Запуск стереотипных реакции. В критических ситуациях, при дефиците времени для размышления эмоции запускают стереотипные реакции (страх-бегство, ярость-борьба).

  • Слайд 10

    Виды эмоции

    Принято разграничивать эмоции: по знаку; по модальности; по степени и характеру активации физиологических процессов; по интенсивности и продолжительности.

  • Слайд 11

    По знаку различают положительные и отрицательные эмоции. Первые желанны для субъекта, он к ним стремится, а вторые — неприятны, он их избегает. Это деление указывает на мотивационную роль эмоций. положительные эмоции возникают в ситуациях, сулящих успех, достижение цели, удовлетворение потребности. Положительной эмоциональная реакция будет и в том случае, если мы знаем, как действовать, каким путем в данной ситуации достичь желаемого. Если же успех достигается за счет удачной находки, нового подхода, то положительная эмоция способствует их закреплению и поощрению. отрицательные эмоции возникают в ситуации фрустрации, то есть при появлении препятствий на пути к цели. Отрицательные эмоции позволяют увидеть проблемы и направления личностного роста. Эти эмоции блокируют неэффективные стратегии поведения. Они стимулируют наше развитие, только если принимать их, а не стремиться их подавлять. Негативные эмоции, кроме того, активируют механизмы психологической защиты.

  • Слайд 12

    По модальности(специфическому содержанию) эмоций: Тоска — переживание потери, траурное чувство. Обычно сопровождается ощущением тяжести и душевной боли. Тревога — беспредметное чувство близкого несчастья, предощущение беды. Сочетается с ощущением напряжения, беспокойством. Страх — переживание опасности для жизни, здоровья, благополучия. Страх обычно связан с конкретными ситуациями, объектами, людьми. Обида — чувство недовольства со стремлением обвинить другого, переложить на него ответственность за неудачу. Вина — переживание личной ответственности с упреками и осуждением самого себя. Это чувство противоположно обиде. Разочарование — чувство, сопровождающее утрату ценностных представлений, потерю веры в то, что ранее составляло смысл существования. Радость — положительное эмоциональное состояние , связанное с возможностью достаточно полностью удовлетворить актуальную потребность; предчувствие или переживание успеха. Удовольствие — чувство приятного от сделанного или удовлетворения физиологической потребности. Гнев — бурное проявление недовольства, не обязательно сочетающееся с враждебным отношением и агрессией.

  • Слайд 13

    По степени активации(мобилизации) организма: Стенические эмоции - повышают уровень активации организма и поднимают настроение(гнев, ярость, восторг). Астенические эмоции - снижают уровень активации организма, демобилизуют и расслабляют человека(тоска, печаль, грусть, стыд).

  • Слайд 14

    По интенсивности и продолжительности: Аффект — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резким изменением в сознательной деятельности и выраженными двигательными проявлениями. Собственно эмоции — более длительные и менее интенсивные состояния по сравнению с аффектами. Эмоции имеют ситуативный характер, т.е. выражают оценочное отношение человека к наличной или возможной ситуации, к своей деятельности и к своим действиям.

  • Слайд 15

    Чувство — одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности. Оно отличается относительной устойчивостью и постоянством. Чувства человека возникают как обобщение эмоций — становление и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих ситуативное значение предметов в конкретно сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие постоянную мотивационную значимость. Чувства — это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, «захваченность» ими.

  • Слайд 16

    Нравственные (этические) чувства выражают отношение человека к другим людям, Родине, семье, самому себе. К этим чувствам относят любовь, гуманизм, патриотизм, справедливость, достоинство и т.д. Интеллектуальные (познавательные) чувства порождаются познавательными отношениями человека к миру. Предметом познавательных чувств является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. К интеллектуальным чувствам относят интерес, любознательность, ощущение тайны, удивления. Способность руководствоваться при восприятии явлений окружающей действительности понятиями прекрасного, любовь к красоте лежит в основе эстетических чувств. Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах.

  • Слайд 17

    Настроение — устойчиво и относительно слабо выраженное эмоциональное состояние. Настроение определяется тем, как складываются взаимоотношения человека с окружающими, как он воспринимает события своей жизни. Настроение характеризуется положительным эмоциональным тоном (веселое, жизнерадостное, повышенное, эйфория) и отрицательным (грустное, подавленное, пониженное, дисфория, депрессия). Оно придает эмоциональную окраску всему поведению человека, выражается во всех его проявлениях. Страсть — сильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное переживание. Она выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, в направленности их на единую цель.

  • Слайд 18

    Теории эмоции

    Субъективные теории. Согласно им органические проявления эмоций являются следствием психических явлении. Иоганн Гербартсчитал, что эмоции - есть отражение взаимодействия различных представлений Вильгельм Вундт полагал, что эмоции отражают влияние психологических чувств и переживаний на течение представлений. Выделил три измерения эмоций: удовольствие - неудовольствие, успокоение - возбуждение, напряжение - разрядка(теория структуры эмоций).

  • Слайд 19

    Эволюционная теория эмоций Чарльза Дарвина, которую он изложил в книге "Выражение эмоций у человека и животных" (1972 г). Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма.

  • Слайд 20

    Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге (Уильям Джеймс, Георг Ланге). Выдвинули теорию, что эмоции есть восприятие ощущений, вызванных изменениями в теле вследствие внешнего раздражения. Внешнее раздражение, служащее причиной возникновения аффекта, вызывает рефлекторные изменения в деятельности сердца, дыхания, в кровообращении, в тонусе мышц. Вследствие этого во всем теле при эмоции испытываются разные ощущения, из которых и слагается переживание эмоций. Стимул Телесная реакция организма Изменение деятельности мозговых центров Субъективное переживание эмоций

  • Слайд 21

    Центральные теории эмоции утверждают, что первопричиной эмоций являются не телесные изменения, а активность определенных отделов головного мозга. Уильям Кеннон считал, что эмоциональные центры находятся в таламусе. Питер Бард полагал, что эмоциональный центр находится в гипоталамусе и лимбической системе. ГарднерЛиндсей и Дональд Хебб считали, что главную роль в возникновении эмоции играет ретикулярная формация ствола головного мозга. Стимул Изменение деятельности мозговых центров Субъективное переживание эмоций Телесная реакция организма

  • Слайд 22

    Когнитивные теории эмоций связывают эмоции с сознанием и мышлением. Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера (диссонанс - противоречия между ожидаемой и получаемой информацией об объекте). Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс. Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями.

  • Слайд 23

    Когнитивно - физиологическая теория Стенли Шехтера Согласно этой теории эмоций формируются под действием трех групп факторов: объективных воздействий на организм (физические факторы среды); физиологических реакций организма; когнитивных факторов (память, мышление, сознание).

  • Слайд 24

    Потребностно - информационная теория предложена психофизиологом П.В. Симоновым (1964 г.). Он считал, что эмоция определяется двумя факторами: интенсивностью актуальной проблемы; субъективной оценкой вероятности ее удовлетворения. Он вывел формулу эмоций, согласно которой сила эмоций прямо пропорциональна силе актуальной потребности и разнице между величиной информации, необходимой для удовлетворения потребности, и имеющейся в распоряжении человека информации. Э = f П (Ин–Ис), где Э - эмоция; П - сила и качество актуальной потребности; Ин - информации, необходимой для удовлетворения потребности; Ис - существующая информация. Чем сильнее уровень актуальной потребности и чем больше рассогласование между имеющейся и необходимой информацией, тем сильнее эмоция. Там, где потребность низкая или результат заранее известен, эмоции не возникают. Если вероятность удовлетворения потребности высокая – эмоция положительна, если же вероятность низкая, то эмоция отрицательна.

  • Слайд 25

    Патологии эмоций

    Гипотимия(депрессия) - стойкое сниженное настроение, переживание подавленности, тоскливости, безысходности. Внимание фиксировано только на отрицательных событиях, настоящее, прошлое и будущее воспринимаются в мрачных тонах. Гипертимия(мания) - стойкое повышенное веселое, радостное настроение, сопровождающееся приливом бодрости, хорошим, даже прекрасным физическим самочувствием, легкостью в решении всех вопросов, переоценкой собственных возможностей. Больные полны энергии, во всем проявляют инициативу, заинтересованность. Эйфория - гипертимия с беспечным довольством , пассивной радостью, безмятежным блаженством, благодушным, беззаботным настроением в сочетании с замедлением мышления; переживание полного удовлетворения своим состоянием, недостаточная оценка происходящих событий. Больные не проявляют инициативы, бездеятельны, склонны к пустым разговорам.

  • Слайд 26

    Экстаз - вариант гипертимии при котором наблюдается переживание восторга, необычного счастья. Дисфория - злобно-тоскливое(болезненно-пониженное) настроение, характеризующееся злобностью, мрачной раздражительностью, чувством неприязни к окружающим и недовольством собой, ворчливостью, угрюмостью.Часто сопровождается выраженными аффективными реакциями гневливости, ярости с агрессией, отчаяния с суицидальными тенденциями. Больные способны на циничные оскорбления, грубый сарказм и издевательства. Тревога - гипотимия сочетающаяся с чувством надвигающейся неопределенной угрозы, внутренним волнением, ожиданием несчастья и чувством внутреннего напряжения.

  • Слайд 27

    Амбивалентность эмоции - одновременное существование двух взаимоисключающих эмоции (любви и ненависти, привязанности и брезгливости). Апатия - отсутствие или резкое снижение выраженности эмоций, равнодушие, безразличие ко всему. Больные теряют интерес к близким и друзьям, равнодушны к событиям в мире, безразличны к своему здоровью и внешнему виду. Речь становится скучной и монотонной, мимика одноообразна, слова окружающих не вызывают у них ни обиды, ни смущения, ни удивления. Эмоциональная лабильность - чрезвычайная подвижность, неустойчивость, легкость возникновения и перемены настроения. Больной легко переходит от слез к смеху, от суетливости к беспечной расслабленности.

  • Слайд 28

    Слабодушие (эмоциональная слабость) - является вариантом эмоциональной лабильности. Характерна быстрая смена настроения и неспособность контролировать внешние проявления эмоции. Каждое событие переживается ярко, часто вызывает слезы, возникающие не только при печальных переживаниях, но выражающие и умиление, восторг. Эмоциональная ригидность - тугоподвижность, застреваемость эмоции, склонность к длительному переживанию чувств. Характеризуется злопамятностью, упрямством, упорством; в речи эмоциональная регидность проявляются вязкостью. Больной не может перейти к обсуждению другой темы, пока полностью не выскажется по поводу интересующего его вопроса.

  • Слайд 29

    Страх - чувство внутренней напряженности, связанное с ожиданием угрожающих событий, действий. Проявляется от тревожной неуверенности до состояния ужаса. Физиологический аффект - возникает в условиях внезапного оскорбления, потрясения или является острым результатом длительного накопления эмоциональности. При этой форме аффекта сохраняется память и понимание смысла своих действий. Патологический аффект - бурная эмоциональная реакция гнева, внезапно возникшая в ответ на ничтожные раздражители и сопровождающаяся агрессивными действиями на раздражитель.

  • Слайд 30

    Чувство потери чувств - мучительное бесчувствие, тягостное эмоциональное опустошение, переживание безвозвратной утраты возможности чувствования. Паратимия (неадекватный аффект) - аффект, качественно и количественно не соответствующий вызвавшей его причине, по неадекватному поводу. Эмоциональная тупость (аффективная тупость, эмоциональное обеднение) - недостаточность или утрата аффективной откликаемости, бедность эмоциональных проявлений, безразличие, душевная холодность, равнодушие. Эмоциональная бесчувсвенность может сопровождаться агрессией и брутальностью.

  • Слайд 31

    Список литературы:

    Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е., Сергеев И.И. Психиатрия 2006 Психология Немов Р.С Общие основы психологии 2003 Ю.В. Щербатых -Общая психология Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. – Психиатрия 2002

Посмотреть все слайды

Предложить улучшение Сообщить об ошибке