Содержание
-
Феноменология сознания
-
Знание внешнее/ дихотомия/ переживание Я - не Я Самосознание/ осознание собственного Я Потеря сознания возникает при потере/ исчезновении внутреннего переживания(кома, глубокий сон без сновидений, обморок)
-
Виды нарушения
1) Выключение сознания (непсихические нарушения сознания, простые) 2) Помрачение (психические н. с., сложные) 3) Деперсонализация
-
Выключение сознания
Кома(лат.глубокий сон) Кома - полное выключение сознания с отсутствие всех безусловных рефлексов Сопор(лат.беспамятство) Оглушение:1)обнубиляция, 2)сомнолентность (сильное) Признак: резкое уменьшение чувствительности, полусонное состояние
-
Помрачение
Делирий (безумие) = Галлюцинации (реальные/неистинные) Онейроид (сновидность) = Галлюцинации (фантастические) Аменция (буссмыслие) = Амнезия Сумеречность = Резкое сужение сознание на каком то отдельном переживании Симптомы: Дезориентировка во времени, пространстве и месте Отсутствие отчетливого восприятия окружающего Разная степень бессвязности мышления Амнезия
-
Деперсонализация
Деперсонализация - нарушение самосознания, характеризующееся отчуждением от своего Я. Нарушение следующих признаков самосознания: чувство деятельности осознание собственного единства в каждый момент времени осознание собственной идентичности постоянное осознание того, что Я субъективная сущность, а все остальное - не Я Виды: Соматическая (отчуждение от своего тела) Аутопсихическая (чувство, обособленности отдельных псих функций)
-
Метафоры сознания
-
Вильгельм Вундт
Метроном. Склонность сознания к ритмической группировке ударов, обусловленная по мнению Вундта ритмичностью психофизической организации организма (сердце, дыхание, ходьба) . Восприятие равенства двух рядов. Объём сознания - 16 ударов ритма 2/8. С усложнением ритма, т. е. объём меняется.
-
«Зрительное поле»
Для описания содержания сознания (и внимания) В. Вундт использовал предложенные Г. Лейбницем термины: «перцепция» и «апперцепция». Перцепцией он называл вхождение содержания в сознание, апперцепцией – сосредоточение внимания на определенном объекте, т.е. вхождение его в фокус сознания.
-
Эдвард Титченер«Волна»
Сознание в виде двухуровнего процесса, верхний «уровень» которого включает в себя ясные содержания сознания, нижний — смутные В каждый момент времени только одно содержание достигает «гребня волны внимания» (апперцепции) Ввёл понятие «структурализм», ученик и продолжатель дела Вундта
-
Уильям Джеймс. «Поток сознания»
Предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. (функционализм) Исходить от непосредственно известных нам фактов душевной жизни. Каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания. В границах личного сознания его состояния изменчивы. Всякое личное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений. 1.) мы сознаём душевные состояния, предшествующие временному пробелу и следующие за ним, как части одной и той же личности 2.) перемены в качественном содержании сознания не совершаются резко. 4. Сознание отличается избирательностью: в фокусе нашего внимания в данный момент времени, как правило, оказывается лишь один объект или одна его сторона.
-
Психические обертоны. «Можно допустить, что добрые 2/3 душевной жизни состоят именно из таких предварительных схем мыслей, не облечённых в слова» «Традиционные психологи рассуждают подобно тому, кто стал бы утверждать, что река состоит из бочек, вёдер, кварт, ложек и других определённых мерок воды. Если бы бочки и ведра действительно запрудили реку, то между ними все-таки протекала бы масса свободной воды. Эту-то свободную, незамкнутую в сосуды воду психологи и игнорируют упорно при анализе нашего сознания. Всякий определенный образ в нашем сознании погружен в массу свободной, текущей вокруг него "воды" и замирает в ней. С образом связано сознание всех окружающих отношений, как близких, так и отдаленных, замирающее эхо тех мотивов, по поводу которых возник данный образ, и зарождающееся сознание тех результатов, к которым он поведет. Значение, ценность образа всецело заключается в этом дополнении, в этой полутени окружающих и сопровождающих его элементов мысли, или, лучше сказать, эта полутень составляет с данным образом одно целое – она плоть от плоти его и кость от кости его; оставляя, правда, самый образ тем же, чем он был прежде, она сообщает ему новое назначение и свежую окраску». У. Джеймс.
-
Гештальтпсихология
закон прегнантности: стремление психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и "экономной" конфигурации. Сознание - динамическое целое, "поле", в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными. целое не выводится из суммы свойств и функций его частей, а имеет качественно более высокий уровень Гештальт— основное понятие гештальтпсихологии, выступающее в качестве единицы анализа сознания и психики, которое обозначает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей
-
Вюрцбургская школа
Метод – усовершенствованная техника самонаблюдения. Переживаются, а затем сообщаются при отчёте, согласно В. ш., как правило, не образы, а нечто другое — отношения, целевые установки, действия комбинирования и группировки и т.д существование особых состояний сознания — «мыслей», не сводимых к содержанию чувственных представлений Безобразный характер мышления, его несводимость к комбинации чувственных представлений
-
Свойства сознания
Приватность Изменчивость Непрерывность наших переживаний Селективность сознания Разнообразие содержания сознания (многообразие) Неоднородность сознания Объём сознания Объем фокуса Активность сознания Ритмичность сознания Насыщенность сознания Социокультурная обусловленность сознания.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.