Содержание
-
Функции планирования и контроля
1. Планирование как функция менеджмента 2. Контрольная функция
-
1. Планирование как функция менеджмента
Планирование – это управленческая деятельность по проектированию желаемого будущего; определению эффективных путей его достижения не основе целеполагания. Планирование состоит в: установлении целей развития организации и ее структурных подразделений; установлении необходимых для достижения целей средств; распределении ресурсов; определении сроков, методов, приемов, способов реализации планов.
-
Деятельность по планированию включает следующие взаимосвязанные направления: определение предназначения и миссии организации; формирование стратегии и ключевых целей организации; разработка тактических и оперативных планов организации по основным направлениям ее деятельности.
-
Различают следующие виды планирования:
По периоду планирования на: долгосрочное (от 5 лет и более), среднесрочное (от 1 до 5 лет), краткосрочное (до 1 года); по цели планирования на: стратегическое, тактическое, оперативное; по уровню планирования на: организация в целом, подразделение (группа лиц), отдельный исполнитель; по предмету планирования на: НИОКР, маркетинг, персонал, финансы, и др.; по содержанию планирования на: тематическое, ресурсное, календарное.
-
В управленческой практике ключевое значение имеют стратегическое, тактическое и оперативное планирование. Стратегическое (долгосрочное развитие компании с учетом планирования развития и изменения видов производства, сфер сбыта и т.п.); Тактическое (планирование условий хозяйственных операций, производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций и т.п.); Оперативное (планирование конкретных действий на краткосрочный период). Стратегическое планирование – это набор действий и решений по разработке и реализации стратегии для достижения миссии организации. Стратегическое планирование осуществляется на уровне высшего руководства компании; рассчитано на долгосрочную перспективу (свыше 5 лет).
-
Рисунок 1. Процесс стратегического планирования
Процесс стратегического планирования включает ряд последовательных этапов: Миссия организации Цели организации Оценка и анализ внешней среды Анализ стратегических вариантов Выбор стратегии Реализация стратегии Оценка стратегии Обследование внутренней стороны
-
Тактическое планирование означает уточнение, коррекцию, дополнение, конкретизацию стратегии, т.е. планирование действий, которые должны представлять наиболее эффективные способы достижения стратегических целей. Оперативное планирование – это то, чем ежедневно занимается менеджер на предприятии. К нему относится планирование работы предприятия на небольшой промежуток времени.
-
2. Контрольная функция
Контроль – управленческая деятельность по количественной и качественной оценке и по учету результатов работы объекта управления. Осуществление функции контроля означает: сопоставление достигнутых результатов с заранее запланированными; выявление отклонений; принятие необходимых корректировок для достижения целей. В качестве критериев оценки выступают: результативность – степень достижения запланированного результата; эффективность – достижение результата с наименьшими затратами.
-
Виды контроля различают в соответствии со следующими признаками: по времени реализации на: предварительный, текущий, заключительный; по способу реализации на: следящий, поэтапный, по конечным результатам; по уровню направленности на: личностный, групповой, организационный; по форме осуществления на: гласный, скрытый; по предмету контроля на: финансовый, материальный, кадровый, технологический и др.; по источнику действий на: внутренний, внешний; по масштабу осуществления на: выборочный, всеобщий.
-
Эффективная реализация функции контроля должна обеспечивать в организации решение следующих задач: сбор информации, диагностика проблемы и снятие неопределенности; предупреждение кризисных ситуаций; поддержание и закрепление успеха; установление необходимого диапазона контроля. Оценка эффективности системы контроля в организации может осуществляться на основе следующих факторов: стратегическая направленность; ориентация на результат; соответствие объекту контроля; своевременность; гибкость; простота; непрерывность; экономичность.
-
При осуществлении контроля важно правильно выбрать перечень проверяемых параметров, установить задания и критерии их выполнения. Деятельность в сфере контроля – это процесс, который состоит из совокупности этапов: Выработка: стандартов – норм, которые отражают представление о результатах работы, критериев – параметров оценки. 2. Сопоставление фактически достигнутых результатов с установленными стандартами и выявление отклонений; 3. Принятие необходимых корректирующих действий. В зависимости от масштаба отклонений варианты действий могут быть различны: ничего не предпринимать, устранить отклонения, пересмотреть стандарт; 4. Установление обратной связи.
-
Контроллинг – это комплексная система управления организацией, направленная на координацию взаимодействия систем менеджмента и контроля их эффективности. В основе этой новой концепции системного управления организацией лежит стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы (предприятия, торговые фирмы, банки и др.) в долгосрочной перспективе путем: адаптации стратегических целей к изменяющимся условиям внешней среды; согласования оперативных планов со стратегическим планом развития организационной системы; координации и интеграции оперативных планов по разным бизнес-процессам; создания системы обеспечения менеджеров информацией для различных уровней управления в оптимальные промежутки времени; адаптации организационной структуры управления предприятием с целью повышения ее гибкости и способности быстро реагировать на меняющиеся требования внешней среды.
-
Контроллинг обеспечивает методическую инструментальную базу для поддержки основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений. Узловыми компонентами концепции контроллинга являются: 1) ориентация на эффективную работу организации в относительно долговременной перспективе – философия доходности, которая означает: преимущественную ориентацию мышления и действий сотрудников организации на рентабельность; отчетливое понимание контроля издержек и мероприятий по их снижению как непрерывного процесса; гармоничное сочетание ориентации на клиентов и на доход; связь системы стимулирования работников с их конкретным вкладом в достижение целей предприятия и личностных целей (личные доходы, карьера); рост суммы активов предприятия как одно из возможных средств достижения стратегической цели; непрерывную оценку клиентов по критерию доходности, т.е. знание того, сколько предприятие заработало на конкретном клиенте; 2) формирование организационной структуры, ориентированной на достижение стратегических и тактических целей; 3) создание информационной системы, адекватной задачам целевого управления; 4) разбиение задач контроллинга на циклы, что обеспечивает интерактивность планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений.
-
Контроллинг – это функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений. Основная цель контроллинга – ориентация управленческого процесса на достижение целей, стоящих перед предприятием. Функции контроллинга определяются поставленными перед организацией целями и включают те виды управленческой деятельности, которые обеспечивают достижение этих целей. Сюда относятся: учет, поддержка процесса планирования, контроль за реализацией планов, оценка протекающих процессов, выявление отклонений, их причин и выработка рекомендаций для руководства по устранению причин, вызвавших эти отклонения. Для этого контроллинг обеспечивает выполнение следующих функций: 1) сервисная (предоставление необходимой информации для управления); 2) функция принятия решений (управляющая функция); 3) внутренний контроль на предприятии. Сервисная функция – это информационное обслуживание контроллинга, которое обеспечивается при помощи систем планирования, нормирования, учета и контроля.
-
Все эти системы ориентированы на достижение цели, конечного результата деятельности предприятия. Информация должна содержать заданные показатели (плановые, нормативные) и фактические, в том числе сведения об отклонениях, выявленных в ходе учета. Управляющая функция контроллинга реализуется с использованием данных анализа отклонений, величины покрытия и общих результатов деятельности предприятия. Эта информация необходима для принятия тактических (оперативных) и стратегических решений. Функция внутреннего контроля сводится к контролю экономической работы как организации в целом, так и ее структурных подразделений. В отличие от ревизии контроллинг ориентирован на текущие и будущие результаты деятельности и не связан с документальной проверкой на местах совершения хозяйственных операций. Выделяют три основные задачи контроллинга: планирование, контроль, регулирование посредством планирования (определения курса на следующий финансовый год). Оперативность позволяет осуществлять более точный контроль в течение года и проводить анализ причин отклонений. Регулирование направлено на поддержание принятого решения.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.