Содержание
-
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
-
Городецкая роспись— русский народный художественный промысел. Этот вид росписи получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях близ Городца.
-
-
Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
-
-
-
-
В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.
-
История развития
Городецкая роспись– знаменитый народный промысел Нижегородского края. Жители окрестных деревень слыли искусными ремесленниками, среди которых были кузнецы, ткачи, красильщики, резчики, плотники и столяры.
-
Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого материала, из которого делали всё: от детских игрушек до предметов мебели. Среди обилия деревянной продукции, выпускаемой заволжскими мастерами, более всего были известны городецкие прялки, продававшиеся на ярмарках и расходившиеся затем по всей России.
-
-
Именно с этих прялок и получила распространение знаменитая городецкая роспись. Городецкие прялки состояли из двух частей: гребня и донца.
-
-
Донце представляло из себя широкую доску, которая суживалась с одного конца и имела отверстие, в которое вставлялась ножка гребня. Донце было расписным, и в то время, когда с прялкой не работали, оно вешалось на стену, как картина. До этого донце украшали инкрустацией, но живопись благодаря своей простоте и меньшей трудоемкости, ее вытеснила.
-
-
Городецкая роспись своеобразна по своей манере, поэтому спутать её достаточно трудно. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы и ромашки. Городецкий стиль наполнен, прежде всего, содержательностью.
-
Виды городецкой росписи
Существует 3 вида городецкой росписи: Цветочная роспись; Цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»; Сюжетная роспись.
-
Цветочная роспись
-
Цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»
-
Сюжетная роспись
-
В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Сюжеты городецких изделий имели своеобразный неповторимый сюжет. Мастера изображали прогулки кавалеров с дамами, всадников на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, высокими окнами, пышными занавесками, настенными часами.
-
Но встречались и сцены из простой жизни: охотники в лесу, пряхи за работой, строительство дома. А так же значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. По выражению А. В. Бакушинского мастер стал подлинным живописцем. Об этом же говорит и В. С. Воронов, писавший, что «нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи…»
-
Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.
-
Веселье в городце показано сдержано, но за внешней бесстрастностью персонажей угадывается много разнообразных чувств. И передаются они одним движением кисточки по белым замалевкам лиц. Одной капелькой можно показать, как мужчина искоса наблюдает за своей избранницей. На каретах изображают и четыре колеса, а можно и два, пытаясь минимальными средствами добиться выразительности.
-
-
Особенности городецкой росписи
Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, которые ложились на изделие большими цветовыми пятнами, без предварительного контура. Рисунок наносился свободными мазками с графической обводкой чёрного или белого цвета.
-
Преобладали синие, красные, белые и чёрные цвета. Синий, зеленый и иногда розовый, голубой используются для написания узора. Черный и белый – для проработки деталей.
-
-
В наши дни мастера используют масляную краску, что расширило цветовую гамму. Но мотивы и технология городецкой росписи остались прежними.Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия: шкатулки, ларцы, декоративные панно, шкафчики, полочки, хлебницы, солонки, игрушки и мебель.
-
-
Период 1870-1900 гг., связанный с общим бурным развитием промысловой деятельности жителей лесного Заволжья знаменуется окончательным сложением стиля городецкой росписи. Сохраняются городецкими мастерами и традиции глухой городецкой резьбы, которая в современных условиях нашла свое применение в изделиях геральдики, резных иконах и уникальных авторских работах.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.