Содержание
-
ГОСУДАРСТВЕННАЯСИСТЕМА РОССИИ В ПЕРИОДВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА(февраль—октябрь 1917)
-
Повторение
Перемены начала 20 в. (в период 1905 -1917 гг.) являлись «революцией сверху». Их ход подталкивался и подхлёстывался «снизу» со стороны народных масс и оппозиции. 17 октября 1905 г. – знаменитый царский манифест «Об усовершенствовании гос. порядка» (Дума превращалась фактически в высшее законодательное учреждение страны) Мухаев стр.295
-
23 апреля 1906 г. опубликованы Основные государственные законы Российской империи , которые можно рассматривать в качестве первой российской конституции.
-
В этом документе указывается форма правления – дуалистическая монархия. Мухаев стр.309 Форма гос. устройства – унитарное государство, определены конструкция органов гос. власти, их компетенция и порядок взаимоотношений, порядок взаимоотношений центра и регионов, права, свободы и обязанности подданных .
-
1 Государственная дума 27 апреля 1906 г. 2 Государственная дума 20 февраля 1907 г. 3 июня 1907 г. – опубликован царский Манифест о роспуске 2 Гос. думы и изменении Положения о выборах. Издание нового закона о выборах фактически явилось государственным переворотом , т.к. в соответствии с Основными законами царь не имел права без согласия Думы принимать новый закон о выборах. Мухаев стр.315 3 Государственная дума 1 ноября 1907 – 9 июня 1912 г.
-
4 Гос. дума (1912-1917 гг.) . Маркова стр.200 Думская монархия в России просуществовала немногим более 10 лет – первый опыт парламентского правления в начале 20 века. Мухаев стр.299.
-
Причины перехода от буржуазной монархии к республике
Мухаев 344. К началу Первой мировой войны Россия имела огромную внешнюю задолженность. Потеря легитимности буржуазной монархии. Государственный строй мучительно распадался под давлением новых капиталистических отношений, которые вырастали в полуфеодальной стране. Изменила присяге армия.
-
К концу 1916 г.в оппозиции власти находились все социальные группы и партии, за исключением крайне правых. 27 февраля 1917 г. на заседании Думы был создан Временный комитет Государственной думы, а 1 марта образовано Временное правительство, которое должно было до созыва Учредительного собрания осуществлять исполнительно-распорядительные функции. Так как полномочия Временного правительства не были определены, оно фактически стало и законодательным органом страны. Мухаев 347, 3
-
27 февраля самороспуск Совета министров. 27 февраля состоялись выборы в Петроградский Совет рабочих депутатов, который вскоре объединился с Советом солдатских депутатов.
-
Петроградский совет издал Приказ № 1, который подчинил петроградский военный гарнизон руководству Петроградского Совета и лишил офицеров и Думский комитет возможности использовать армию для подавления революции.
-
2 марта отречение от престола Николая 2. 3 марта под нажимом членов только что сформированного Временного правительства, а также Временного комитета Государственной думы великий князь Михаил Александрович также отрёкся от престола.
-
3 марта был обнародован состав Временного правительства, председателем которого стал князь Т.Е. Львов (1861—1925). В Декларации Временное правительство определило свою программу. Его главной задачей является организация в стране всенародных выборов в Учредительное собрание, которое должно было решить все вопросы государственного устройства России, принять конституцию и избрать постоянные органы управления государством. Другие главные пункты программы правительства: амнистия, гарантии политических свобод, продолжение войны до победного конца.
-
Был упразднен Департамент полиции, взамен которого в системе Министерства внутренних дел был создан новый орган — Главное управление общественной полиции (затем переименованное в Главное управление по делам милиции). Были ликвидированы Особое присутствие правительствующего Сената, корпус жандармов, министерство императорского двора и канцелярия императора.
-
Легальность Временного правительства
Временное правительство представлялось в качестве единственного высшего органа государства по вопросам законодательства, управления, суда и надзора. Однако ни одним чрезвычайным законом не было предусмотрено правительства, обладающего таким широким объемом полномочий. Официально его права были определены Первым департаментом Сената: Временное правительство имело право издавать любые акты, кроме тех, которые предполагали изменения государственного строя.
-
Легитимность Временного правительства
≪Легитимизация государственной власти связана не с изданием закона, принятием конституции, а с представлениями различных слоев населения о соблюдении государственной властью, ее органами норм социальной справедливости...≫ (Чиркин В.С. «Легализация и легимитизациягос. власти»)
-
Изначально легитимность Временного правительства была довольно высока. В стране начинал развиваться двуединый процесс: снижение уровня легитимности Временного правительства (был определён группой депутатов Думы, а не выбран) на фоне возрастания роли Петроградского Совета (функционировал на основе выборного начала) в общественной жизни. Социалисты вошли в состав Временного правительства.
-
Т.О. В марте в России образовалось две власти примерно с одинаковой степенью легитимности. Причем легитимность Временного правительства во многом зависела от признания и поддержки его Петроградским Советом. Такая ситуация в значительной степени отразилась на процессах государственного строительства в переходный от монархии к республике период.
-
История республики началась с установления так называемого ≪двоевластия≫. В один день в Таврическом дворце были созданы два центра новой власти: Временный комитет Государственной думы (лидеры — М.В. Родзянко и П.Н. Милюков) и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, руководство которым перешло в руки самоназначенногоИсполнительного комитета (лидеры социалисты Н.Д. Соколов и Ю.М. Стеклов).
-
Временное правительство, придя к власти, оказалось в сложном положении. Оно не могло не считаться с позицией партий, представленных в Совете, поскольку они оставили за собой право поддерживать правительство только в той мере, в какой оно будет реализовывать программу демократических преобразований и ≪способствовать социальной революции».
-
Временное правительство пережило три кризиса (апрель, июль, август 1917 г.), в результате чего при поддержке Советов в лице меньшевиков и эсеров был создан новый государственный орган — Директория. В состав Директории вошли: А.Ф. Керенский, М.И. Терещенко (министр иностранных дел), А.М. Никитин (министр почт и телеграфов), А.И. Верховский (военный министр), Д.Н. Вердеревский (глава морского ведомства).
-
Перед Временным правительством стояли четыре наиболее важные задачи: 1) продолжить защиту страны; 2) воссоздать во всей стране действенный административный аппарат; 3) провести необходимые коренные политические и социальные реформы; 4) подготовить путь к преобразованию России из предельно централизованного государства в федеральное. (А.Ф. Керенский. Разрушается мир старый и возникает новый.)
-
1 сентября 1917 г. Россия была провозглашена республикой. Легализацию новой формы государственного устройства должен был определить избранный Совет республики (предпарламент).
-
Однако его заседание 7 октября оказалось безрезультатным из-за ухода с него большевиков, к этому времени определившихся в курсе на захват власти в стране под эгидой Советов (председателем Исполкома Петроградского Совета с сентября стал один из лидеров большевиков — Л.Д. Троцкий).
-
Министерства
Временное правительство не стремилось к разрушению прежнего государственного аппарата, а напротив, пыталось сохранить все его звенья до Учредительного собрания. Но изменения в экономической и, преимущественно, политической ситуации диктовали необходимость создания новых структур, аналогов которым не было в прежней системе государственно-административного управления.
-
В мае Временное правительство приняло постановление об образовании новых министерств: труда, продовольствия, почт и телеграфов, государственного призрения. Вместо обер-прокуратуры Священного Синода было создано Министерство по делам вероисповедания, в сферу деятельности которого входило регулирование отношений между церковью и государством без права вмешательства во внутреннюю жизнь церкви.
-
Подготовкой законодательных актов занималось созданное Юридическое совещание (председатель — Ф.Ф. Кокошкин, а затем —Н.И. Лазаревский). С июля по поручению правительства оно начало подготовку к открытию Учредительного собрания и должно было разработать проекты конституционных законов.
-
Создание государственно-экономических органов
в условиях ускоряющегося приближения хозяйственного краха применение чрезвычайных мер становилось совершенно необходимым. Поэтому в мае первое коалиционное правительство включило задачу ≪борьбы с разрухой≫ в свою официальную программу.
-
К середине мая была подготовлена социально-экономическая программа, в которой предусматривалось введение государственного контроля над производством и распределением, процедуры арбитража социальных конфликтов. Министерство труда (министр М.И. Скобелев) подготовило проект о создании специальных комитетов для учета и распределения заказов, которые по характеру своей деятельности явились бы преемниками военно-промышленных комитетов.
-
В июне 1917 г. были созданы Экономический совет и Главный экономический комитет. Маркова 225. Но Совет из-за неэффективности был упразднен 13 октября. ГЭК по преимуществу занимался конституированием самого себя, ≪постоянно меняясь в своем составе≫. Он, как и Экономический совет, также ≪практически не приступил к руководству экономическими мероприятиями государственной власти, разрешив лишь несколько частных вопросов≫.
-
Реформирование местных органов власти
После падения монархии центр стал стремительно утрачивать возможности государственного управления на местах. В губерниях, где действовало Земское положение, Временное правительство попыталось опереться на председателей губернских управ с присвоением им наименования «губернские комиссары Временного правительства≫. В уездах председатели управ стали именоваться уездными комиссарами. На практике задуманные перемены осуществлялись вяло.
-
На местах комиссары занимали выжидательную позицию или действовали, как сами считали правильным.
-
Общественные организациив переходный период
Советы депутатов (рабочих, солдатских, крестьянских) — основы будущего государственного устройства России. Примерно с середины сентября большевики выдвигают задачу вооруженного восстания и передачи власти Советам, имевшим разветвленную территориальную сеть, в которых они к этому времени имели подавляющее влияние.
-
Представители крупного бизнеса, объединившиеся в Совет съездов представителей промышленности и торговли, также претендовали на властные функции, особенно в сфере государственного регулирования экономики.
-
8 марта Екатеринославское заводское совещание предложило Особому совещанию по обороне безотлагательно учредить в Донбассе особый орган, объединяющий ≪все существующие распределительные организации по снабжению сырьем и продовольствием железных дорог, заводов, рудников и населения≫ с предоставлением ему ≪чрезвычайной власти самостоятельного распоряжения≫.
-
Это предложение являлось развитием общей тенденции к координации мобилизационных действий на уровне регионов в противовес бюрократическим методам центральной власти.
-
Важным завоеванием крупного бизнеса стало непосредственное внедрение его представителей в государственные структуры, чему способствовало принятое 5 марта решение о замене принципа назначения председателей и заместителей отраслевых комитетов министерства торговли и промышленности принципом их выборности.
-
территориальные общественныеорганизации
16 марта 1917 г. министрам финансов, торговли и промышленности было предложено разработать общий вопрос ≪о предстоящей деятельности Земского и Городского союзов как правительственных учреждений≫.
-
Правительство предоставило Земскому союзу монопольное право скупки кожевенного сырья и распределения между кожевенными заводами на территории Европейской России. Центральный военно-промышленный комитет (ЦВПК) получил такое же право на скупку, распределение и вывоз поташа, являвшегося важнейшим сырьем при производстве взрывчатых веществ.
-
Общественные исполнительные комитеты
Они выявили важную тенденцию в реализации интересов представителей ≪мелкобуржуазной стихии≫ и до лета 1917 г. претендовали на властные функции, в том числе и в сфере хозяйствования. Маркова стр.231 (введение 8-часового рабочего дня, повышение заработной платы, снабжение потребительскими товарами).
-
Низовые структуры ОИК проводили более активную и целенаправленную политику. Уездные комитеты конфисковывали и распределяли между крестьянами сенокосные угодья и пастбища, расторгали временные договоры, устанавливали новые, более подходящие для крестьян условия аренды земли, вторгались в пользование лесными угодьями.
-
Комитеты вводили налоги на помещиков и объявляли себя распорядителями всех земельных угодий, что вызывало нарастающую негативную реакцию правительства. В условиях развивавшегося экономического и политического кризиса ОИК всех уровней к осени 1917 г. уступили нишу местным Советам и фактически прекратили свою деятельность.
-
Фабрично-заводские комитеты
В городах на властные функции нарастающими темпами претендовали фабрично-заводские комитеты, которые стали основой создания в 1918 г. Высшего Совета народного хозяйства.
-
Декретом Временного правительства от 22 апреля 1917 г. рабочие комитеты получили законодательное признание как органы, уполномоченные представлять рабочих во всех делах и переговорах с предпринимателями и правительством. Впервые был выдвинут тезис о ≪рабочем контроле≫, ставший позднее программным требованием ВКП(б).
-
Фабричные комитеты быстро набирали силу, и Петроградское совещание фабрично-заводских комитетов накануне Октябрьской революции провозгласило себя ≪Первым всероссийским совещанием фабрично-заводских комитетов≫, постановив приступить к созданию организации, которая объединила бы такие комитеты всей страны.
-
При этом центральному органу совещания уже придавались функции государственных органов (≪регулирование народного хозяйства≫) через проведение всеобъемлющего учета производства и распределения продуктов. На этой базе предполагалось строительство нового государства. Маркова 233.
-
Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов -
Альтернативная модель власти, которая оформлялась и обретала легитимность в основном снизу. Идеологическое обоснование Советам сделал Ленин в «Апрельских тезисах» 1917 г., где поставил вопрос о выборе типа государственности. На уровне государства это был новый тип, но на уровне самоуправления это был традиционный, характерный для аграрной цивилизации -
-
- тип военной, ремесленной и крестьянской демократии доиндустриального общества. В России Советы вырастали из крестьянских представлений об идеальной власти. Мухаев 371. Советы –путь к социализму. Сила их, по мнению Ленина, была в том, что они реально связаны с массами и действуют вне рамок старых норм и условностей «как продукт самобытного народного творчества, как проявление самодеятельности народа».
-
Декреты о мире, о земле. 9 апреля Петроградский Совет признал «запашку всех пустующих земель делом государственной важности» и потребовал создания на местах земельных комитетов. Множество других житейских дел, которые сильно влияли на общественное сознание. Советы выигрывали в общественном мнении. Мухаев 371.
-
На Всероссийском совещании Советов (март-апрель 1917 г.) была определена структура советских органов: уездные, районные, губернские, областные Советы и их исполнительные комитеты. В сентябре на выборах в Советы в большинстве районов России победили большевики.
-
Этапы советской системы управления:
Формирование основ советской системы и складывание модели партийного государства (1917-1921); Утверждение тоталитарного режима и формирование командно-административной системы управления (конец 20-х – начало 50-х); Утверждение авторитарной модели государства и совершенствование командно-административной системы (1953-1964);
-
4. Стабилизация авторитарной модели и её последующая стагнация (1965-1985); 5. Модернизация авторитарной модели и демонтаж советской системы (1985 -1991)
-
Становление советской системыгосударственного управления(1917—1922)
Начало официального формирования новой системы государственного устройства в России началось с 25 октября 1917 г., когда столица Российской империи — Петроград — находилась фактически под контролем восставших (захвачены Государственный банк, телефонная станция, Варшавский вокзал).
-
Вечером 25 октября открылся II Всероссийский съезд Советов, который провозгласил изменение государственной власти: вся власть на местах переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов
-
Верховным органом власти объявлялся Всероссийский съезд Советов. Между съездами функции этого органа возлагались на Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Впоследствии ВЦИК создавал отделы, которым принадлежало право контроля, смещения правительства или изменения его состава.
-
Съезд Советов образовал временное (т.е. до созыва Учредительного собрания) рабочее и крестьянское правительство — Совет народных комиссаров. Совнарком получил право законодательной инициативы, оставаясь подотчетным и ответственным перед съездом Советов и ВЦИК.
-
Основным звеном среди центральных органов государственного управления стал народный комиссариат, призванный возглавить ту или иную сторону государственной деятельности. Совет народных комиссаров составлял правительство Российской республики. Соединение законодательных и дополнительных функций было характерной отличительной чертой новой власти.
-
На II Всероссийском съезде Советов были заложены основы нового государственного устройства — Советской Республики, призванной выражать и защищать интересы трудящихся.
-
Изменения в государственном аппарате
К началу 1918 г. наркоматы в основном были сформированы. Одновременно прекращалась деятельность министерств Временного правительства. Декретами Советской власти были распущены Экономический совет, Государственный комитет по народному образованию, Адмиралтейство-совет, Государственный совет и его канцелярия, канцелярия Государственной думы и ее Временного комитета и другие учреждения.
-
Органы охраны общественного порядка
охрану революционного порядка выполнял Народный комиссариат внутренних дел (НКВД). По его постановлению от 28 октября 1917 г. стала создаваться Рабоче-крестьянская милиция. Она находилась в ведении местных Советов и в то же время подчинялась НКВД, который в начале декабря 1917 г. распустил Главное управление милиции, существовавшее при Временном правительстве.
-
При СНК была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем. Ее возглавил Ф.Э. Дзержинский (1877—1926). Были упразднены все прежние органы юстиции.
-
Декретом СНК от 22 ноября 1917 г. были учреждены выборные народные суды, состоявшие из председателя и народных заседателей. Для рассмотрения особо опасных для Советской власти преступлений создавались революционные трибуналы. Новые судебные органы работали под контролем Народного комиссариата юстиции (Наркомюста).
-
15 января 1918 г. В.И. Ленин подписал Декрет ≪О Рабоче-Крестьянской Красной Армии≫. Первоначально РККА строилась на добровольческих началах. В феврале 1918 г. был опубликован Декрет об организации Рабоче-Крестьянского Красного Флота и создан комиссариат по морским делам.
-
Конституционная база
В ночь на 7 января 1918 г. ВЦИК принял постановление о роспуске Учредительного собрания. 10 января 1918 г. в Петрограде в Таврическом дворце открылся III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. 13 января открылся III Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов. Оба съезда приняли решение об объединении.
-
Съезд принял ≪Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа≫ — первый конституционный акт Советской Республики. Съезд определил форму государственного строя России в Декларации: ≪Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам≫. В «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа≫ и в принятой резолюции о федеральных органах было завершено оформление Российской Федерации ≪на основе свободного союза свободных наций≫. ВЦИКу было поручено разработать и внести на очередной съезд Советов Конституцию РСФСР.
-
Формирование органов хозяйственного управления
Отраслевые наркоматы, занимавшиеся преимущественно политическими проблемами и решением задач отдельных отраслей, не могли наладить регулирование экономики как целого. Поэтому было необходимо ≪высшее экономическое учреждение, направляющее (регулирующее) все народное хозяйство...≫.
-
Центральный совет фабрично-заводских комитетов (ЦС ФЗК). Фабзавкомы, возникшие стихийно в период февральской революции, играли значительную роль в контроле над деятельностью своих предприятий. ЦС ФЗК предлагал создать орган под названием ≪Высший совет народного хозяйства≫ в качестве боевого органа пролетарской диктатуры с широкими правами непосредственного регулирования: конфискации предприятий, объеди- нения их в тресты и осуществления других мер в области организации производства и распределения.
-
≪Высшее экономическое совещание≫ рассматривалось как орган преимущественно совещательного характера при СНК, разрабатывающий проекты, способствующий согласованию деятельности отдельных наркоматов, инструктирующий рабочий контроль. Совещание предлагалось создать на базе экономических учреждений, существовавших при Временном правительстве.
-
Декрет о ВСНХ
в принятом ≪Положении о ВСНХ≫ упор делался именно на его роль общехозяйственного центра; на ВСНХ были возложены функции по организации народного хозяйства и государственных финансов: ≪С этой целью ВСНХ вырабатывает общие нормы и планы регулирования экономической жизни страны, согласует и объединяет деятельность центральных и местных регулирующих учреждений, соответствующих народных комиссариатов...≫.
-
нарастание экономических трудностей неумолимо требовало сосредоточения в одних руках всех ресурсов страны. Ускоряющийся процесс национализации потребовал от ВСНХ перехода от общего руководства промышленностью к непосредственному управлению ею.
-
8 августа 1918 г. Совнаркомом утверждается новое ≪Положение о ВСНХ≫, в котором указывалось, что ВСНХ является лишь экономическим отделом ВЦИК, ответственным перед ним и СНК. При этом непосредственное руководство ВСНХ осуществлял теперь только в отношении промышленности. Его роль как общехозяйственного центра в значительной степени снижалась.
-
Рабочий контроль
стал школой подготовки кадров советского хозяйственного аппарата и важным средством налаживания государственного учета ресурсов и потребностей. В целом к началу Гражданской войны система государственного управления народным хозяйством выглядела следующим образом. ЦК партии разрабатывал основы деятельности хозяйственного аппарата. Общее руководство осуществлял Совнарком, решая наиболее важные вопросы.
-
Отдельными сторонами народнохозяйственной жизни руководили наркоматы. Их местными органами являлись соответствующие отделы исполкомов Советов. ВСНХ, созданный вначале как общехозяйственный центр, в конкретных исторических условиях ≪красногвардейской атаки≫ на капитал и под влиянием их трансформируется, сосредоточиваясь в основном на управлении промышленностью.
-
Создание Красной Армии
15 января 1918 г. специальным декретом СНК провозглашалось создание Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) на добровольных началах. На V Всероссийском съезде был законодательно оформлен переход ко всеобщей воинской повинности.
-
22 апреля 1918 г. декретом ВЦИК было введено всеобщее обязательное военное обучение мужчин (Всевобуч). 11 июня 1918 г. СНК объявил призыв в Красную Армию рабочих и трудящихся крестьян 1893—1897 гг. рождения в 51 уезде Приволжского, Уральского и Западно-Сибирского военных округов, что означало практический отказ от добровольческого принципа формирования армии.
-
Конституция РСФСР 1918 г.
1 апреля 1918 г. ВЦИК решил создать Комиссию по составлению проекта Конституции. Председателем ее стал Я.М. Свердлов — председатель ВЦИКа. Проект был опубликован 3 июля 1918 г., и в тот же день он был представлен на утверждение Центральному комитету партии, до обсуждения на V Всероссийском съезде Советов (4—10 июля 1918 г.), и принят на заседании от 10 июля. Маркова 247
-
Высшая власть принадлежала Всероссийскому съезду Советов, который состоял из представителей городских Советов (из расчета один депутат на 25 тыс. избирателей) и губернских Советов (один депутат на 125 тыс. жителей). Всероссийский съезд Советов избирал ≪всецело ответственный≫ перед ним Всероссийский Центральный исполнительный комитет Советов (ВЦИК) в составе не более 200 членов, который осуществлял всю власть Съезда в периоды между съездами и являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом (ст. 31).
-
Хотя и провозглашалось, что Конституция является самой демократической в мире, она носила ярко выраженный классовый характер.
-
Управление в период Гражданской войны
ВЦИК принял 2 сентября 1918 г. постановление о превращении Советской республики в военный лагерь. Высшим органом государственной власти в стране стал организованный 30 ноября 1918 г. Совет рабочей и крестьянской обороны.
-
Высшим органом управления промышленностью оставался ВСНХ. Оперативное руководство предприятиями каждой отдельной отрасли было сосредоточено в основном в так называемых главных комитетах — главках или центрах, подчинявшихся ВСНХ (Главнефть,Главсоль, Центромедь и др.).
-
Между главком и предприятием в ряде отраслей стояло еще одно звено — трест, управлявший несколькими предприятиями. Предприятия лишались самостоятельности в целях выявления и максимального использования наличных ресурсов. При местных Советах сохранились совнархозы. В их ведении находилось сравнительно небольшое количество мелких предприятий, не подчинявшихся непосредственно ВСНХ.
-
Развертывается процесс сращивания партийных и государственных структур. Быстро росло число членов Российского Коммунистического Союза Молодежи. Активное участие в жизни страны принимали и профсоюзы.
-
Система государственного управления СССРв довоенный период (1922—1941)
30 декабря 1922 г. состоялся I съезд Советов СССР, на котором РСФСР, Белоруссия, Украина, Закавказская федерация (ЗСФСР) объединились в Союз Советских Социалистических Республик. В январь 1924 был окончательно утвержден Основной Закон (Конституция СССР) на II съезде Советов СССР. Маркова 253.
-
Конституция подчеркивала добровольность объединения республик и сохраняла за ними право свободного выхода из Союза. Гарантировалось право союзных республик на постоянство территорий, хотя и допускались территориальные изменения, но только с согласия каждой заинтересованной республики. Суверенным правом союзных республик было также право на собственное гражданство. Гражданин каждой республики считался одновременно и гражданином Союза. В 1925 г. были внесены изменения в Конституцию РСФСР с целью приведения ее в соответствие с Конституцией СССР.
-
Органы хозяйственного управления
в течение 1929—1932 гг. сложилась система управления, основными элементами которой стали: • пятилетние и годовые планы, разверстанные по предприятиям, охватывавшие все стороны их деятельности и обязательные для выполнения;
-
увеличение числа промышленных наркоматов и главков, единоначалие, прямое вмешательство вышестоящих органов в работу предприятий; • ограниченный, формальный хозрасчет; • включение в механизм хозяйствования репрессивной системы — НКВД; • фактическое слияние в единый механизм государственных, хозяйственных, управленческих, партийных органов, а также общественных организаций.
-
Роль планирующих органов значительно повысилась в процессе разработки первого пятилетнего плана. СНК СССР принял специальное постановление о работе Госплана. Все это, наряду с другими факторами, создавало предпосылки для формирования системы всеобщего огосударствления общественной жизни, получившей впоследствии название ≪командно-административной≫.
-
Конституция 1936 г.
Происшедшие изменения в государственном устройстве были отражены в новой Конституции (Основном Законе) Союза Советских Социалистических Республик. В Конституции была фактически закреплена руководящая роль ВКП(б) в обществе: в ст. 126 отмечалось, что партия представляет ≪руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных≫.
-
Поскольку была провозглашена победа социализма в стране отменялись ограничения прав граждан по классовому признаку, провозглашались права граждан (неприкосновенность личности, тайна переписки). Была изменена избирательная система: провозглашалась система всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
-
Государственный аппарат в годыВеликой Отечественной войны (1941—1945)
23 июня 1941 г. образована Ставка Главного командования вооруженных сил (10 июля переименована в Ставку Верховного Главнокомандования). Фронты подразделялись на соединения, оперативные объединения и корпуса. Структура вооруженных сил включала фронты, армии, корпуса, дивизии, бригады. В ходе войны (1943) было введено деление военнослужащих на рядовой, офицерский состав и генералитет. Были введены новые знаки различия.
-
30 июня 1941 г. создается Государственный комитет обороны (ГКО) во главе с И.В. Сталиным. Этот высший чрезвычайный орган сосредоточил всю полноту власти в стране. Распоряжения ГКО обязаны были выполнять все организации и лица. В союзных и автономных республиках ГКО действовал через своих уполномоченных.
-
В 65 городах СССР в период 1941 — 1942 гг. были созданы городские комитеты обороны, в которые входили представители советских партийных органов, руководящие работники органов НКВД и военного командования. Сохраняли свои функции Совет народных комиссаров и Советы. Еще большую роль в государстве стали играть партийные органы всех уровней.
-
Образованы гос. структуры по эвакуации, преобразованы структуры отраслевых наркоматов (Наркомат танковой промышленности, Наркомат минометной промышленности).
-
Начали применяться методы централизованного планирования выпуска готовых изделий (самолетов, танков и боеприпасов), а также оперативное регулирование поставок сырья и комплектующих. Планирование народного хозяйства было переведено на квартальные и месячные периоды, а по отдельным видам военной техники и решающим сырьевым ресурсам и изделиям — на пятидневные и даже ежедневные графики выпуска продукции.
-
Проблема обеспечения народного хозяйства кадрами потребовала создания при СНК СССР Комитета по учету и распределению рабочей силы (июнь 1941). Соответственно при областных и краевых исполкомах создавались бюро по учету и мобилизации трудоспособного населения.
-
В 1942 г. Главное управление по снабжению углем, а в 1943 г. — Главное управление по снабжению нефтью, искусственным топливом и газом. Осенью 1942 г. были введены должности заместителей командиров по политчасти, функции которых — идеологический контроль и воспитание.
-
В период Великой Отечественной войны действовала особая система военной юстиции. В мае 1942 г. при Ставке главнокомандующего образован Центральный штаб партизанского движения, а осенью этого года — особое Главное командование партизанского движения.
-
Преобразования государственного аппаратав послевоенный период (1945—1977)
В период восстановления народного хозяйства (1945—1950) каких-либо значительных изменений в структуре и методах государственного управления не произошло, если не считать упразднения военных государственных органов.
-
В марте 1946 г. СНК СССР был переименован в Совет министров СССР, СНК союзных и автономных республик — в Советы министров соответствующих уровней, а наркоматы — в министерства.
-
В качестве важнейшей задачи выдвигалось улучшение деятельности Советов. В 1947 г. были проведены выборы в Верховные Советы союзных и автономных республик, а в конце 1947 — начале 1948 гг. — очередные выборы в местные Советы. В марте 1950 г. в связи с истечением установленного Конституцией СССР срока полномочий Верховного Совета СССР второго созыва состоялись очередные выборы в высший орган власти.
-
В феврале 1947 г. были созданы постоянные Комиссии законодательных предположений Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР второго созыва. На эти комиссии возлагалась задача предварительного рассмотрения и подготовки законопроектов для сессий Верховного Совета.
-
Для активизации деятельности местных Советов определенное значение имело создание при них постоянных комиссий, которые подготавливали вопросы, выносившиеся на обсуждение сессий Советов, организовывали проверку исполнения принятых Советами решений, следили за работой местной промышленности, состоянием торговли и коммунального обслуживания населения..
-
В 1947 г. Государственная плановая комиссия Совета Министров СССР была преобразована в Государственный плановый комитет Совета Министров СССР. В его задачи входили планирование, учет и контроль за выполнением народнохозяйственных планов.
-
Также были созданы Государственный комитет по снабжению народного хозяйства Совета Министров СССР и Государственный комитет по внедрению новой техники в народное хозяйство Совета Министров СССР.
-
Был избран состав Верховного Суда СССР. Были проведены выборы народных судей и народных судебных заседателей.
-
К началу 50-х гг. в связи с окончанием восстановления народного хозяйства, расширением масштабов производства и усложнением хозяйственных связей, повышением квалификации и культуры народа командно-административная система, полностью соответствовавшая экстремальным ситуациям, начала входить в противоречие с реальными отношениями.
-
Прежде всего неэффективность системы начала проявляться в управлении хозяйством. При этом нельзя не учитывать политические процессы, связанные со смертью Сталина (5 марта 1953 г.)
-
Новое руководство — так называемый ≪триумвират≫ — в первую очередь предприняло ряд шагов, направленных на устранение наиболее явных проявлений репрессивной системы. Март 1953 — февраль 1955 гг. определяется как период ≪коллективного руководства≫. В сентябре 1953 г. Н.С. Хрущев был избран на пост Первого секретаря ЦК КПСС, что значительно усилило его властные позиции, поскольку управление страной осуществлялось фактически через партийный аппарат.
-
В 1957 г. отраслевая структура управления заменяется территориальной, что выражалось в ликвидации министерств и создании Советов народного хозяйства областей и экономических районов. При этом игнорировалась необходимость координации деятельности местных органов на общегосударственном уровне. Это привело к развитию местнических устремлений регионов и нарушению пропорций и внутрен- них связей народно-хозяйственного комплекса.
-
После смещения Н.С. Хрущева (1964) был осуществлен возврат к отраслевой структуре управления хозяйством (1965), т.е. произошла регенерация командно-административной системы. В октябре 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС Первым секретарем был избран Л.И. Брежнев, а главой правительства назначен А.Н. Косыгин.
-
Одновременно была восстановлена территориально-производственная структура советских органов, существовавшая до 1962 г.
-
Конституция 1977 г.
В 1962 г. была создана Конституционная комиссия. Но события второй половины 60-х гг. ослабили актуальность вопроса о Конституции. Следствием назревания застойных явлений в экономике в 70-х гг. стало появление тезиса о вступлении СССР в новую историческую стадию — период развитого социализма как закономерного этапа на пути к коммунизму.
-
Развитие и теоретическое обоснование данного тезиса подвело политическое руководство страны к мысли о необходимости разработки новой Конституции, отражающей и закрепляющей законодательно происшедшие изменения в обществе.
-
Новая Конституция была принята 7 октября 1977 г. на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР десятого созыва.
-
Высшим органом государственной власти, правомочным решать все вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР, провозглашался Верховный Совет СССР, состоявший из двух равноправных палат — Совета Союза и Совета Национальностей. Постоянно действующим органом Верховного Совета являлся Президиум Верховного Совета, осуществлявший функции высшего органа государственной власти в периоды между его сессиями. Рабочими органами Совета Союза и Совета Национальностей являлись избираемые из числа депутатов постоянные комиссии.
-
Высшим исполнительным и распорядительным органом государства являлся Совет Министров — Правительство СССР.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.