Содержание
-
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА
Иманкул Н. Н.
-
ПЛАН:
Распространенность банковских услуг. Основная цель государственного регулирования банковского сектора. Система банковского регулирования. Модели разделения функций между надзорными органами. Агентство финансового надзора. Цели и задачи агентства финансового надзора. Виды банковских операций. Структура агентства финансового надзора.
-
В современной финансовой системе одно из центральных мест принадлежит банковской сфере. Банковские услуги охватывают почти все сферы экономики, и возникновение кризисных ситуаций у банков может негативно отразиться на деятельности других финансовых институтов, а затем привести к разрушительным последствиям для всей экономической системы. Поэтому каждая страна заинтересована в регулировании деятельности своих банков, чтобы обеспечить эффективное распределение финансовых ресурсов и экономический рост.
-
Основная цель, которую преследует государственное регулирование банковской деятельности — обеспечение надежной и устойчивой банковской системы, способной противостоять финансовым кризисам, ведущим к поражению всей платежной системы страны и системы распределения кредитов. Под устойчивостью понимается способность коммерческого банка выполнять свои обязательства перед клиентами, кредиторами и вкладчиками и обеспечивать потребности в краткосрочном и долгосрочном кредитовании в условиях взаимодействия изменяющихся внешних и внутренних факторов.
-
Система регулирующей и надзорной деятельности государства состоит из двух подсистем: банковского регулирования и банковского надзора.
-
Банковское регулирование предполагает целенаправленное воздействие государства на деятельность банков посредством: — создания законодательной и нормативной базы банковской деятельности; — разработки концепции развития банковской системы и программы ее реализации; — формирования необходимых условий для развития рынка банковских услуг и прежде всего инфраструктуры банковского бизнеса; — внедрения системы страхования банковских вкладов;
-
Можно выделить несколько моделей разделения функций между надзорными органами: 1) германская модель (агентство по надзору занимается только банками); 2) американская модель (банковское регулирование разделяется по целевому принципу — Федеральная резервная система отвечает за системную стабильность, интересы вкладчиков отстаивает Федеральная корпорация страхования депозитов, т.е. смешанная система); 3) английская модель — за различными секторами финансового рынка следит единое агентство [5, 21]. В Казахстане регулирование банковской деятельности осуществляется по английской модели.
-
Составной частью политики нашего государства в сфере регулирования и надзора национального финансового рынка были приоритеты создания новой системы государственного регулирования деятельности финансовых институтов, предусматривающей, с учётом положительной международной практики по этому вопросу, объединение всех надзорных и регуляторных функций в рамках одного специализированного органа. В конце 90-х годов в республике начали формироваться элементы новой системы государственного регулирования деятельности финансовых институтов, на основе практики и общей методологической базы надзора, сформированной Национальным Банком Республики Казахстан.
-
В 2003 г. ключевую позицию в регулировании финансового рынка страны занимал Национальный Банк. Такая концентрация регуляторных и надзорных функций в центральном банке страны была промежуточным шагом к созданию самостоятельного государственного органа надзора, путем его выделения из Национального Банка Республики Казахстан. Основной целью реформы государственного регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций являлось создание эффективной и независимой системы консолидированного надзора в целях повышения уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг и развития стабильной инфраструктуры отечественного финансового рынка [2]. Так, важным фактором разви- тия финансового сектора страны стало начало деятельности с 1 января 2004 г. Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН РК), которому были переданы соответствующие функции и полномочия от Национального Банка.
-
Агентство финансового надзора является государственным органом, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту. Свою деятельность оно осуществляет в соответствии с Конституцией, законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства, иными нормативными правовыми актами, а также Положением об Агентстве. Финансирование и содержание Агентства осуществляется за счет средств бюджета Национального Банка Республики Казахстан.
-
Целями Агентства являются: 1) обеспечение финансовой стабильности финансового рынка и финансовых организаций и поддержание доверия к финансовой системе в целом; 2) обеспечение надлежащего уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг; 3) создание равноправных условий для деятельности финансовых организаций, направленных на поддержание добросовестной конкуренции на финансовом рынке.
-
Задачами Агентства являются: 1)реализация мер по недопущению нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг; 2) создание равных условий для функционирования соответствующих видов финансовых организаций на принципах добросовестной конкуренции; 3) повышение уровня стандартов и методов регулирования и надзора за деятельностью финансовых организаций, использование мер по обеспечению своевременного и полного выполнения ими принятых обязательств; 4) установление стандартов деятельности финансовых организаций, создание стимулов для улучшения корпоративного управления финансовых организаций;
-
Агентство в соответствии с возложенными на него задачами выполняет основные функции по государственному регулированию и надзору, в том числе на консолидированной основе в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, за банковской, страховой деятельностью, деятельностью накопительных пенсионных фондов, инвестиционных фондов, кредитных бюро, а также за рынком ценных бумаг.
-
В части осуществления регулирования и надзора за деятельностью банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, АФН: — в установленном им порядке выдает либо отказывает в выдаче разрешения на открытие банков и их добровольную реорганизацию и ликвидацию, на создание и приобретение банками дочерней организации, разрешения на значительное участие банка в уставном капитале организаций, а также выдает согласие на приобретение статуса крупного участника банка и банковского холдинга; — выдает (отзывает) согласие на назначение (избрание) руководящих работников банков; — проводит согласование учредительных документов банков;
-
—выдает лицензии на проведение отдельных видов банковских и иных операций, предусмотренных банковским законодательством Республики Казахстан; — издает обязательные для исполнения всеми банками нормативные правовые акты по вопросам банковской деятельности и ликвидации банков, а также осуществляет надзор за их соблюдением; — устанавливает порядок обязательного коллективного гарантирования вкладов; — ведет реестр банков, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций; — требует представления учредительных документов и иной информации в целях выявления крупных участников и банковских холдингов, финансовой отчетности и иной информации аффилированными с банками лицами;
-
— проверяет деятельность банков и получает от банков, государственных органов, организаций и граждан такую информацию, которую оно сочтет необходимой для осуществления своих контрольных и надзорных функций, а также требует разъяснения по полученной информации; — определяет порядок и условия формирования провизии для обеспечения безнадежных и сомнительных активов; — регулирует деятельность банковских конгломератов; — устанавливает пруденциальные нормативы и иные обязательные к соблюдению нормы и лимиты для банков, банковских конгломератов, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;
-
—в случае нарушения банками и их аффилированными лицами требований законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам, входящим в его компетенцию, применяет к ним ограниченные меры воздействия, санкции, принудительные меры; — получает от банков финансовую и иную отчетность, другую информацию, необходимую для обеспечения своих контрольных и надзорных функций; — определяет порядок составления отчета аудиторской организации, правомочной на проведение аудита банковской деятельности; — направляет своего представителя для участия в общем собрании акционеров банка; — в целях осуществления надзорных функций может иметь своего представителя в банках;
-
Агентство представляет Национальному Банку отчетность и иную документацию, связанную с финансированием деятельности Агентства, в порядке и сроки, которые установлены Национальным Банком. Структура агентства состоит из следующих подразделений: руководство, департамент стратегии и анализа, юридический департамент, департамент надзора за банками, департамент надзора за субъектами рынка ценных бумаг и накопительными пенсионными фондами, департамент надзора за субъектами страхового рынка и другими финансовыми организациями, департамент ликвидации финансовых организаций, департамент по обеспечению деятельности Агентства, бухгалтерия, управление лицензирования, управление защиты прав потребителей финансовых услуг, управление информационных технологий, управление региональных представителей, отдел координации — представительство (город Астана), отдел международных отношений и связей с общественностью.
-
Список литературы Папирян Г.А. Экономика и управление банковской сферой: международный аспект — М.: ЗАО «Издательство “Экономика”», 2004. — 150 с. Закон Республики Казахстан от 4 июля 2003 года № 474-II О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций. Электронный ресурс: afn.kz Печникова А.,В.Совершенствование системы банковского регулирования и надзора в России // Банковские услуги. — 2006. — № 3. — С. 2. Деньги и кредит, 2004. — № 8. — С. 80. Тавасиев АМ, Акимов ОМ. Нужен ли независимый орган для надзора за банковским сектором? // Банковское дело. — 2004. — № 8. — С. 18-22.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.