Содержание
-
Иконы Богоматери
-
Четыре группы иконы Богоматери
«Знамение» или Оранта, от лат. orans — молящийся). «Одигитрия», что по-гречески значит «Путеводительница». «Умиление», не совсем точный перевод греческого слова «Елеуса» (έλεουσα), т.е. «Милостивая». условно – «Акафистный образ»
-
«Знамение» ( Оранта)
Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип. В основе лежат два текста: из Ветхого и Нового Заветов Соединение фигур Богоматери и (полуфигуры) Христа, передает одно из глубочайших откровений: рождение Бога во плоти.
-
Иконографическая схема
Мария представлена в позе Оранты (молящейся) с воздетыми к небу руками На уровне Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила, находящегося в лоне Матери. Богородица может быть представлена в рост, («Ярославская Оранта, Великая Панагия»), или по пояс («Курской Коренной» или в новгородской "Знамение») Одежды Богоматери - красный мафорий и синее нижнее одеяние (соединение в Ней Девства и Материнства)
-
«Ярославская Оранта, Великая Панагия»
-
Курская Коренная
-
Новгородская «Знамение»
-
«Одигитрия»(Путеводительница)
В названии заложена концепция «Матерь Божья ведет нас ко Христу». Этот тип богородичных икон получил широкое распространение в христианском мире, а особенно в Византии и в России. Многие чтимые иконы этого типа приписывали кисти апостола Луки.
-
Иконографическая схема
Богоматерь представлена фронтально (иногда с небольшим наклоном головы), на одной Ее руке, как на престоле, восседает Младенец Христос, другой рукой Богоматерь указывает на Него, направляя внимание предстоящих и молящихся. Младенец Христос одной рукой благословляет Мать(нередко жест благословения направлен на зрителя), в другой руке Он держит свернутый свиток.
-
Казанская Одигитрия
-
Икона Божией Матери «Троеручица», Россия, 18 в.
-
"Иверская Богоматерь» (Вратарница)
-
Икона Богоматери «Страстная»
-
Богоматерь Одигитрия «Грузинская»
-
"Умиление"(Елеуса)
В греческом варианте этот тип назывался "Гликофилуса" (γλυκυφιλουσα) – «Сладкое лобзание» Это наиболее лиричный из всех типов иконографий. Богородица явлена не только как Мать, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Этот тип был широко распространен в России.
-
Иконографическая схема
Включает две фигуры - Богородицы и Христа, прильнувшие друг ко другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. Богоматерь представлена в поясной композиции ( редко оплечная, например "Корсунская") Разновидностью является тип «Взыграние». (Младенец представлен в позе более свободной, присутствует характерный жест - Христос ручкой касается лика Богородицы). «Млекопитательница» (отличительной чертой является изображение Божьей Матери, кормящей грудью Младенца Христа.)
-
Икона Божией Матери «Корсунская»
-
Икона Божией Матери «Взыграние младенца»
-
Икона Божией Матери «Млекопитательница»
-
«Владимирская» Богоматерь
-
«Волоколамская Богоматерь»
-
"Акафистный образ"
Собирательный образ ( относятся иконографические варианты, которые не вошли в первые три типа). Иконографические схемы строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богоматерь величается в Акафисте. Основный смысл - прославление Матери Божьей. Часто такие композиции помещали в конху апсиды. Иконы этого типа - соединение центральной схемы предыдущих типов с дополнительными элементами.
-
фреска Дионисия в апсиде церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря
-
«Неопалимая Купина»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.