Содержание
-
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 24»Интеграция речевой и изобразительной деятельности в процессе ознакомления детей с книжной графикойПодготовила: Зубанова В. М.г.Рязань,2024 г.
-
Особое значение в проблеме эстетического воспитания, на современном этапе, приобретает применение в качестве основы построения педагогического процесса принципа интеграции, который определяется как взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусства. Поэтому обращение к введению дошкольников в мир книжной графики является актуальным. Кроме того проблема развития художественного восприятия книжной графики является актуальной и значимой еще и потому, что широкое введение компьютерных технологий и засилье мультипликацией зарубежного производства на экранах телевизоров во многом препятствуют развитию эстетического восприятия детей. Актуальность
-
Работу по ознакомлению детей с книжной графикой мы начинаем с формирования у детей понимания того, что использование художником средств выразительности при создании образа зависит от содержания и образного языка литературного произведения. С этой целью мы предлагаем ребенку вспомнить и пересказать знакомое произведение (сказку или стихотворение) без опоры на наглядность.
-
Затем ребенку предлагается пересказать тот же литературный текст, используя книжные иллюстрации.
-
Далее мы подводим ребенка к выводу, что книжная иллюстрация показывает основные, значимые события литературного произведения, и художник, пользуясь своим изобразительным языком, помогает нам понять содержание текста.
-
- рассматривание специально подобранных иллюстраций и репродукций; - пересказ знакомого текста с опорой на наглядность и без нее; - восприятие художественных текстов с выделением и анализом образных выражений; - использование словесных дидактических игр и упражнений; - прием сопоставления текста и изображения, сравнения иллюстраций к одному и тому же произведению разных художников; - беседа, рассказ; - объяснения, указания, пояснения, уточнения. На данном этапе работы средствами интеграции речевой и изобразительной деятельности ребенка выступают следующие методы и приемы:
-
На следующем этапе работы ребенок учится создавать иллюстрации самостоятельно.
-
Сначала читаем или рассказываем знакомую сказку или рассказ, обращаясь при этом к книжным иллюстрациям, и просим ребенка подобрать мимическую схему для персонажей в конкретной ситуации. Маленькому слушателю это нужно, чтобы понять, что мимика в рисунке помогает художнику передать настроение, чувства персонажа литературного произведения
-
Однако по мимике можно сказать о чувствах, но не о том, что их вызвало. Это становится понятно из текста литературного произведения, но и рисунок может показать предысторию возникновения этих чувств, благодаря изображению отношений между персонажами, или героем и окружающим, которое, как правило, передается в динамике, движении. Изображение движения является одним из средств выразительности рисунка. Мы подводим детей к пониманию того, что изображение действия, движения, позы помогают нам определить, к какому именно отрывку относится рисунок.
-
-
В последующем детям предлагается определить характер движения только по рисунку, без опоры на текст: «Что делает герой?», «Почему художник нарисовал его таким?», «Что герой хочет сделать? Почему ты так думаешь?». Внимание детей обращается на позу, жесты, телодвижения, на их связь с мимикой; подчеркивается, что эта взаимосвязь помогает передать характер или настроение героев рисунка.
-
Усвоенные знания и умения по пониманию и передаче мимики и движения дети переносят на процесс создания собственных изображений. В беседе с детьми, в процессе работы над замыслом собственного рисунка мы подводим детей к выделению главного момента в содержании работы и помогаем определить его место в композиции рисунка.
-
В ходе обсуждения замысла будущей работы дети учатся: - формулировать свои мысли и впечатления в словесной форме, планировать работу над рисунком; - отбирать необходимые средства выразительности и обосновывать свой выбор; - составлять словесные описания изображения. Особенное внимание при этом обращается на образность детской речи.
-
Основными средствами для интеграции изобразительной и речевой деятельности на данном этапе работы могут быть следующие методы и приемы: - показ и объяснение различных технических приемов рисования, принципов композиционного построения рисунка; - моделирование эмоциональных проявлений и движений; - беседа по картине, литературному тексту, рассказ; - словесные дидактические игры и упражнения; - рисование по предложенному тексту.
-
К концу данного этапа работы, главной целью которого выступает развитие выразительности речи и рисунка детей, дети могут: - использовать выразительные средства речи и рисунка применять различную технику для создания выразительного образа; - передавать настроение, состояние героя не только в словесной, но и в графической форме, пользуясь знаниями о мимических схемах изображения лица и умением моделировать движение; - выделять образные слова и выражения в тексте и использовать их в своих рассказах-описаниях; - отражать в рисунках особенности литературного (словесного) образа с использованием выразительных средств рисунка и, наоборот, при описании картин передавать выразительный изобразительный образ с помощью различных средств художественного языка.
-
Результаты детской изобразительной деятельности оформляются в виде разных типов книжек-самоделок, сканируются, создаются библиотечки самодельных книг, которые дети любят рассматривать и делиться впечатлениями, в свободное время дети с удовольствием возвращаются к их рассматриванию, читают книжки собственного сочинения и художественного оформления, либо берут их домой на время, чтобы «почитать» дома с родителями.
-
Такое внимательное отношение взрослых к детскому творчеству вызывает обычно у дошкольников желание рисовать и сочинять еще лучше. Спасибо за внимание !
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.