Презентация на тему "Искусство в религиозной культуре"

Презентация: Искусство в религиозной культуре
Включить эффекты
1 из 28
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.3
8 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Известно, что на протяжении длительной исторической эпохи искусство было тесно связано с религией. Его сюжеты и образы в значительной степени заимствовались из религиозной мифологии, его произведения (скульптуры, фрески, иконы) включались в систему религиозного культа. Многие защитники религии утверждают, что она содействовала развитию искусства, обогащала его своими идеями и образами. Икона – от греческого слова «образ», «изображение». Икона — в христианстве священное изображение лиц, событий библейской или церковной истории.У верующих — это предмет поклонения. Перед иконами молятся, совершают поклоны, но при этом верующие кланяются не самому изображению, а тому, кто запечатлен на иконе, - Иисусу Христу, Богоматери, святым. Икона сопровождала человека от рождения до смерти. Иконой благословляли на труд и ратный подвиг. Не было ни одного дома, где не стояли бы в красном углу чтимые образа. Часто они представляли собой простые, незатейливые иконы на выскобленных полках крестьянских домов. Также присутствовали домашние иконостасы. Первые иконы напоминали собой позднеримский портрет, они написаны энергично, в реалистической манере, чувственно. Самые ранние из них найдены были в монастыре св. Екатерины на Синае и относятся к V-VI вв. Часто это были небольшие дощечки с написанными на них лицами умерших людей, их клали на саркофаги при погребении, чтобы живущие сохраняли связь с ушедшими. Искусство иконописи пришло на Русь из Византии после принятия киевлянами крещения в 988 году при князе Владимире Святославиче. Хотя христианские храмы существовали в Киеве и раньше, именно после 988 года началось строительство первой каменной церкви в Киеве, названной Десятинная. Строительство и внутренняя роспись церкви были выполнены приглашенными византийскими мастерами. Десятинная церковь не сохранилась, но археологические находки позволяют утверждать, что важнейшие части её росписи были выполнены в технике мозаики, а весь остальной храм был украшен фреской. Князь Владимир I Святославич привёз из Херсонеса в Киев ряд икон и святынь. Вообще из Киева, Чернигова, Переяславля, Смоленска и других южных и западных русских городов до нашего времени не дошло ни одной иконы этого периода, хотя как раз в этих городах располагались крупные художественные центры. О иконописи можно судить по многочисленным настенным росписям, для исполнения которых князья приглашали лучших мастеров. Наиболее известным ансамблем домонгольского периода в Киеве являются мозаики и фрески Софийского собора, построенного в XI веке Ярославом Мудрым. Для древнерусского искусства важную роль сыграли строительство и роспись Успенского собора в Киево-Печерском монастыре. Работы были выполнены константинопольскими мастерами. Древнейшие на Руси иконы сохранились в Великом Новгороде. Из Софийского собора происходят несколько огромных икон, входивших в древнейшее убранство храма. Сохранился ряд новгородских икон XII начала XIII вв. В конце XII века была создана икона «Спас Нерукотворный» с изображением на обороте поклонения кресту. Величественный лик Христа исполнен точным рисунком и мягкой, плавной моделировкой. (Хранится в Третьяковской галерее) Одна из легенд рассказывает о том, что когда Христос шел на Голгофу, то от усталости лицо Его покрылось потом. Он взял плат, который дала Христу некая Вероника, вытер лицо, и там остался Его образ. Изображение Христа на иконах Спаса Нерукотворного обычно спокойное, с открытыми глазами. В западной Европе в этом сюжете лик Спаса страдальческий, в терновом венце, со следами крови, иногда с закрытыми глазами. В конце XIV столетия в Москве сосредотачивается художественная жизнь Руси. Здесь работают многочисленные мастера и ни менее многочисленные приезжие: греки, сербы и др. В Москве работает в конце жизни Феофан Грек. Феофан Грек (около 1340 — около 1410) — византийский и русский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей. Иконопись этого периода подготовила основание для расцвета русской иконописи начала XV века и родила гений Андрея Рублева. Андрей Рублёв (около 1360 — 17 октября 1428, Москва) — наиболее известный и почитаемый русский иконописец московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Иконы чаще всего пишут на деревянных досках из липы, ели, сосны. Раньше доску покрывали специальным составом, изготовленным из мела и рыбьего клея. На подготовленной поверхности выполнялась первая прорисовка изображения, а затем вторая, более подробная. После этого начиналось собственно письмо иконы. Сначала золотили всё, что требовалось: поля иконы, свет, складки одежд. Затем красками писали одежды, строения, пейзаж. И только в самом конце – лики Христа, Божией Матери, святых. В современном мире написание икон продолжается. Как правило, хотя не полностью, исламское искусство сосредоточилось на создании образцов арабской каллиграфии, потому что, что художественное изображение человека и животных не что иное, как одна из форм идолопоклонства и, таким образом, трактуется как грех против Аллаха, запрещенного Кораном. Каллиграфия - эстетическое оформление рукописного шрифта, в искусстве ислама занимает особое место. Первоначально арабская каллиграфия возникла на базе копирования Корана, который считается творением Аллаха, поэтому написанное слово само по себе получило священный смысл. Мастера делали затейливые каллиграммы, для которых использовали наиболее популярные фрагменты Корана. Иногда эти каллиграммы состояли из двух частей, каждая из которых зеркально отражала фрагмент текста. Иногда каллиграфы, несмотря на запрет изображения, так передают на бумаге некоторые фразы, что они принимают вид склонившегося в молитве человека или же храброго льва. У мусульман в силу особенностей их религии очень популярным стало декоративное искусство, умение создания орнаментов. В исламе развилось искусство АРАБЕСОК – сложных орнаментов, состоящих из бесконечно повторяющихся и перекликающихся друг с другом геометрических фигур, узоров, напоминающих животных, растения. Как правило, очень богатыми узорами украшены многие элементы убранства мечетей, мусульманских религиозных школ и т. д. Корона Торы - украшение на свитке Торы в виде позолоченной или посеребренной короны с гранатами и колокольчиками. На стержни, которые держат в синагогах свиток, надевается корона Торы — в знак того, что именно Писание — владыка народа. Вместе с короной или вместо неё на стержни иногда надеваются роскошные навершия, напоминающие о плодах райского дерева. Свиток одевается в специальные расшитые одежды, которые опоясываются поясом. В качестве закладки, помогающей сразу найти необходимое для чтения место, служит щиток из драгоценных металлов. При чтении нельзя водить рукой по тексту, поэтому используют ся специальные указки. Семисвечник (менора) - золотой семиствольный светильник который, согласно Библии, находился в Скинии Собрания во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском храме, вплоть до разрушения Второго Храма. В буддизме важнейшую роль играют изображения Будды. Существует три вида этих изображений: Будда в образе Учителя — сидящий с приподнятой правой рукой, Будда Торжествующий — сидящий с опущенными руками и Будда «спящий» — фигура лежащего Будды, уходящего в нирвану. Все детали скульптур, картин подчиняются «тридцати двум иконографическим признакам великой личности», которые подробно изложены в священных текстах. В разных направлениях буддизма существуют разнообразные изображения спокойных и грозных божеств — покровителей буддизма. Ма́ндала («круг», «диск») - сакральный символ, используемый при медитациях в буддизме, ритуальный предмет. Во время одного из обрядов монахи буддисты в Тибете тщательно изображают мандалу (в переводе «круг») — символический вид буддийской Вселенной. Её делают из окрашенного песка, а в конце ритуала разрушают изготовленное изображение. Это символизирует отрешённость монахов от всего земного и от сотворённой ими самими красоты.

Содержание

  • Презентация: Искусство в религиозной культуре
    Слайд 1

    ИСКУССТВО В РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЕ

  • Слайд 2

    Известно, что на протяжении длительной исторической эпохи искусство было тесно связано с религией. Его сюжеты и образы в значительной степени заимствовались из религии.

  • Слайд 3

    ИСКУССТВО В РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЕ ХРИСТИАНСТВАИконопись

    Икона – от греческого слова «образ», «изображение». Икона — священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории. Икона Божьей Матери "Казанская"

  • Слайд 4

    Икона сопровождала человека от рождения до смерти. Иконой благословляли на труд и ратный подвиг. Не было ни одного дома, где не стояли бы в красном углу чтимые образа. Николай Чудотворец. XVII в.

  • Слайд 5

    Красный угол - у восточных славян наиболее почётное место в избе, в котором находились иконы и стоял стол.

  • Слайд 6

    Первые иконы напоминали собой позднеримский портрет, они написаны в реалистической манере. Самые ранние из них найдены были в монастыре св. Екатерины на Синае и относятся к V-VI вв. Часто это были небольшие дощечки с написанными на них лицами умерших людей, их клали на саркофаги при погребении, чтобы живущие сохраняли связь с ушедшими. Христос Пантократор, одна из древнейших икон Христа, VI век, Синайский монастырь.

  • Слайд 7

    Иконопись на Руси

    Искусство иконописи пришло на Русь из Византии после принятия киевлянами крещения в 988 году при князе Владимире Святославиче. После 988 года началось строительство первой каменной церкви в Киеве, названной Десятинная. Строительство и внутренняя роспись церкви были выполнены приглашенными византийскими мастерами.

  • Слайд 8

    Князь Владимир I Святославич привёз из Херсонеса в Киев ряд икон и святынь. Из Киева, Чернигова, Переяславля, Смоленска и других южных и западных русских городов до нашего времени не дошло ни одной иконы этого периода, хотя как раз в этих городах располагались крупные художественные центры. Фрески Софийский собор в Киеве. Святая София Киевская.

  • Слайд 9

    Фрески Софийского собора в Киеве

  • Слайд 10

    Иконы древнего Новгорода

    Древнейшие на Руси иконы сохранились в Великом Новгороде.Из Софийского собора происходят несколько огромных икон, входивших в древнейшее убранство храма. Сохранился ряд новгородских икон XII — начала XIII вв.

  • Слайд 11

    Спас Нерукотворный

    В конце XII века была создана икона «Спас Нерукотворный» с изображением на обороте поклонения кресту. Величественный лик Христа исполнен точным рисунком и мягкой, плавной моделировкой. (Хранится в Третьяковской галерее).

  • Слайд 12

    В конце XIV столетия в Москве сосредотачивается художественная жизнь Руси. Здесь работают многочисленные мастера и ни менее многочисленные приезжие: греки, сербы и др. В Москве работает в конце жизни Феофан Грек. Иконопись этого периода подготовила основание для расцвета русской иконописи начала XV века и родила гений Андрея Рублева.

  • Слайд 13

    Феофан Грек. Ветхозаветная Троица. 1378 Андрей Рублев. Троица. Конец XIVв.

  • Слайд 14

    Техника изготовления икон

    Иконы чаще всего пишут на деревянных досках из липы, ели, сосны. Раньше доску покрывали специальным составом, изготовленным из мела и рыбьего клея. На подготовленной поверхности выполнялась первая прорисовка изображения, а затем вторая, более подробная. После этого начиналось собственно письмо иконы. Сначала золотили всё, что требовалось: поля иконы, свет, складки одежд. Затем красками писали одежды, строения, пейзаж. И только в самом конце – лики Христа, Божией Матери, святых.

  • Слайд 15

    Искусство в религиозной культуре ислама

    Исламское искусство сосредоточилось на создании образцов арабской каллиграфии, потому что, что художественное изображение человека и животных не что иное, как одна из форм идолопоклонства и, таким образом, трактуется как грех против Аллаха, запрещенного Кораном.

  • Слайд 16

    Каллиграфия

    КАЛЛИГРАФИЯ - эстетическое оформление рукописного шрифта, в искусстве ислама занимает особое место. Первоначально арабская каллиграфия возникла на базе копирования Корана. Страница из рукописного Корана (XII в.).

  • Слайд 17
  • Слайд 18

    АРАБЕСКИ – вид орнамента

    В исламе развилось искусство АРАБЕСОК – сложных орнаментов, состоящих из бесконечно повторяющихся и перекликающихся друг с другом геометрических фигур, узоров, напоминающих животных, растения. Как правило, очень богатыми узорами украшены многие элементы убранства мечетей, мусульманских религиозных школ и т. д.

  • Слайд 19
  • Слайд 20
  • Слайд 21

    ИСКУССТВО В КУЛЬТУРЕ ИУДАИЗМА

    КОРОНА ТОРЫ - украшение на свитке Торы в виде позолоченной или посеребренной короны с гранатами и колокольчиками.

  • Слайд 22
  • Слайд 23

    ИСКУССТВО В КУЛЬТУРЕ ИУДАИЗМА

    СЕМИСВЕЧНИК (МЕНОРА) -золотой семиствольный светильник который, согласно Библии, находился в Скинии Собрания во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском храме.

  • Слайд 24

    ИСКУССТВО В КУЛЬТУРЕ БУДДИЗМА

    Будда в образе Учителя Будда Торжествующий

  • Слайд 25

    Будда «спящий»

  • Слайд 26

    Ма́ндала («круг», «диск») — сакральный символ, используемый при медитациях в буддизме.

  • Слайд 27
  • Слайд 28
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке