Содержание
-
общая современная картина мироздания
-
Картины мироздания(бытия)
Мифологическая Религиозная Философская Естественнонаучная Общая научная
-
Общие закономерности мироздания
Системность Самоорганизация Эволюционизм Историчность
-
Три уровня мироздания
Мегамир – космос Макромир – соотносим с масштабами на Земле Микромир - наномир
-
Пространственная логарифмическая шкала
100 000 000 000 000 000 000 - размеры нашей Галактики 1 000 000 000 000 – размеры Солнечной системы; 1 000 000 00 – размеры Земли; 1 – протяженность тела человека; 0,000 001 – размеры клетки; 0,000 000 000 01 – размеры атома 0,000 000 000 000 000 1 – нейтрон
-
Временная логарифмическая шкала
100 000 000 000 000 000 – появление жизни; 10 000 000 000 000 – появление человека; 10 000 000 000 – появление цивилизаций (Шумер); 1 000 000 000 - продолжительность жизни человека; 1 000 – длительность школьного урока; 1 – длительность биения человеческого сердца; 0,000 001 – период самого высокого тона, слышимого человеческим ухом; 0,000 000 000 000 1 – время самой быстрой химической реакции; 0,000 000 000 000 000 000 000 000 1 – время жизни кварка.
-
Самый долгоживущий природный объект -
протон ! Его время жизни - 10ⁿ лет, где n = 30 ! Это в 10¹º раз дольше существования всей Вселенной – чудо и загадка.
-
мегамир
Метагалактики Звездные системы Звезды Планетные системы Астероиды кометы Туманности Излучение Отдельные атомы
-
Темная масса – открытие 2004 года
98%
-
Декабрь 2004 года
30 с.л. Если бы 15 с.л…..
-
Новые представления о космогенезе:
Все растет за счет подпитки материей от «скрытой массы» Земля Юпитер Юпитер Второе Солнце Солнце Белый карлик …
-
Историческое развитие представлений о Вселенной
Идея гелиоцентрической системы (Аристарх Самосский, 3 в. д.н.э.) Теория движения Солнца и Луны (Гиппарх, 2 в д.н.э.) Геоцентрическая система (Птолемей) Определение радиуса Земли и положения Солнца (Бируни, 10 в)
-
продолжение
Гелиоцентрическая система (Коперник, 16 в) Бесконечность Вселенной (Бруно) Законы движения планет (Кеплер, Ньютон)
-
Продолжение -2
Определение расстояния до звезд (Бессель, 19 в) Гипотеза о возникновении Солнечной системы (Кант) Звездное строение Галактик (Хаббл, 20 в) Расширяющаяся Вселенная (Фридман,20 в)
-
Продолжение - 3
Теория горячей Вселенной (Гамов, 20 в) Открытие темной массы ( группа ученых, 2004) ….
-
ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ ВСЕЛЕННОЙ
-
Большой Взрыв как начало Вселенной
Примерно 18 млрд. лет назад из ничего – из т.н. точки сингулярности, в результате т.н. Большого взрыва появилась наша Вселенная со всем огромным количеством галактик, звезд, планет. Туманностей и т.д.
-
После этого взрыва Вселенная непрерывно расширяется ( на схеме)
18 млрд. лет назад .
-
17 000 000 000 лет
Она еще больше расширилась
-
14 000 000 000 лет
-
сегодня
Пока еще идет расширение…
-
Характер расширения Вселенной
Размеры Вселенной время Большой взрыв Большой разрыв Большой хруст Настоящее время
-
Теория Большого Взрыва – начала Вселенной
Так, теория Большого Взрыва – начала Вселенной некоторыми учеными и частью общества была воспринята как аргумент в пользу ее «творения» Богом, в то же время другие представители креационизма (
-
КОСМИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ – ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
НАЧАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ: СИНГУЛЯРНОЕ, СВЕРХПЛОТНОЕ СОСТОЯНИЕ ЭТАП БОЛЬШОГО ВЗРЫВА ЭТАП ПЕРВИЧНОГО ЯДЕРНОГО СИНТЕЗА ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ГАЛАКТИКИ
-
Что будет происходить дальше?
Расширение; Прекращение расширения; Начало обратного процесса - сжатия
-
Выбор сценария развития Вселенной
Зависит от средней плотности материи во Вселенной - величины ρ и ее соотношения с теоретически вычисляемой величиной (согласно общей теории относительности А. Эйнштейна) ρкритическая : ρ?ρкритическая
-
СОВРЕМЕННЫЕ КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
-
БОЛЬШАЯ ВСЕЛЕННАЯ (от сл. «вселение»)
СОТНИ МЛН. ГАЛАКТИК, КАЖДАЯ ИЗ КОТОРЫХ СОДЕРЖИТ более 1 МЛРД ЗВЕЗД; ГАЛАКТИКИ РАЗДЕЛЕНЫ МЕЖДУ СОБОЙ расстояниямиНА МЛН. СВЕТОВЫХ ЛЕТ; ВСЕ ОНИ ВРАЩАЮТСЯ С ПЕРИОДАМИ В СОТНИ МЛН ЛЕТ; Галактики содержат в себе т.н. дыры (черные, белые, серые), квазары, пульсары, туманности и т.д.; Все это многообразие живо взаимодействует, развивается, преобразуется и бурлит; ТАКОВА БОЛЬШАЯ ВСЕЛЕННАЯ.
-
На три четверти, Т.Е. НА 75% наша видимая Вселенная состоит из
только атомов водорода!
-
Три группы черных дыр:
Первичные черные дыры с очень малой массой – 0, 000001 массы Солнца; Маломассивные черные дыры с массой 5 -15 масс Солнца; Сверхмассивные черные дыры с массой 1000 000-1000 000 000 масс Солнца.
-
Сверхскопление (сверх - кластер) галактик
М 87, внутри которой предполагается наличие черной дыры с массой более 3 млрд. масс Солнца! Причем этот кластер перемещается в сторону Великого Аттрактора
-
Космологический горизонт на начало ХХI века -
13,7 млрд. с.л. !!!
-
Самая главная загадка Вселенной:
Вселенная- единое Целое!
-
НАША ГАЛАКТИКА
НАЗЫВАЕТСЯМЛЕЧНЫЙ ПУТЬИ СОСТОИТ ИЗ 150МЛРД ЗВЕЗД. Она представляет собой гигантский диск, который вращается вокруг своей оси за 180 млн. лет. Скорость движения Солнца – 250 км в сек. Кроме вращения, звезды совершают и хаотические движения со скоростью 10 – 50 км. в сек.
-
Млечный путь - это
100 000 000 000 звезд. Ближайшая галактика – Туманность Андромеды. Расстояние до нее – 1,5 млн. световых лет
-
Размеры Млечного пути
Масса – 140 млрд. масс Солнца Масса газов и пыли – 5% Диаметр – 120 000 с. Л., толщина – 6500 с. Л. Скорость вращения – 250 км в сек Скорость освобождения – 700 км в сек в центре Галактики 240 км в сек - для края Галактики
-
Элементы Галактики
Красные гиганты: 300 – 30000 Переменные звезды: 200 – 20000 Белые карлики – 150 – 5 000 000 000 Нейтронные звезды – 300 – 1 000 000 000 Черные дыры – 2 – 1 000 000 000 Новые звезды – 100 – 1 000 000 Внимание: первая цифра – уже открытые объекты, вторая цифра- предполагаемое их общее количество
-
Три главных космологических явления:
Фридмановско – хаббловское расширение Вселенной; Гамовское реликтовое излучение; Крупномасштабная структура Вселенной - два блина и между ними – пустота + ячеистая структура из волокон (филаментов), внутри волоконных ячеек – войды (пустота).
-
звезды
Космические тела, состоящие из сильно ионизированного газа Энергия – от термоядерных реакций внутри звезд; минимальная масса для запуска этой реакции – 0.02 массы Солнца Температура внутри звезд – 10 млн. градусов по Цельсию
-
Виды звезд
Красные карлики: в 2 – 3 раза меньше Д Солнца, в 3 раза плотность больше плотности Солнца; Красные гиганты: 100 Д С плотностью в 1000 раз меньше плотности воздуха; Черные дыры (гравитационная могила) размером в т.н. гравитационный радиус – для Земли он 1 см, для Солнца – 3 км
-
Эволюция звезд: два основных сценария
Сценарий (1): обычная звезда – белый карлик – черный карлик. Сценарий (2): красные гиганты – черные дыры – белые дыры – квазары.
-
Солнце
Диаметр – 1 392 000 км Кипящий «котел» - 13 млн. градусов Водород, теряя электроны, превращается в гелий Сейчас - середина времени жизни Солнца «Смерть» Солнца - через 5.5. млрд. лет
-
Ученых всего мира очень пугает резко
возросшая активность Солнца, пик которой, по научным предсказаниям будет приходиться на 2012 год. Правда, есть и противоположная точка зрения – о том, что на самом деле начинается на Земле новый ледниковый период.
-
Две альтернативы развития событий до 2050 г.
Повышение темп на 1.5 – 4.5 градуса, затопление, подъем океана минимум на 60 метров… Следующие полмиллиарда лет = царство холода и новый ледниковый период…
-
Гипотезы образования Солнечной системы
Декарт – вихревое движение Бюффон – столкновение огромной кометы с Солнцем Кант – конденсация межзвездного газа Литлтон – Солнце вначале была тройной звездой… Шмидт – Солнце захватило газовое облако….
-
Земля
Радиус экваториальный – 6378 км Длина окружности – 40 070 км Средняя плотность – 5.5 тонн на м куб Скорость вращения вокруг Солнца – 30 км в сек Период вращения – 365, 24 суток Скорость освобождения от поверхности - 11.2 км в сек Масса – 5 980 000 000 000 000 000 000 т
-
Строение Земли
Земная кора – 35 км, под океанами - 8 км Верхняя мантия – до 200 км Средняя мантия – до 900 км Нижняя мантия – до 2900 км Объем мантии – 83 % от объема Земли Температура мантии – до 2500 градусов Внешняя часть ядра – до 5000 км Среднее ядро – до 5100 км Внутреннее ядро – до 6371 км
-
Состав внутреннего ядра Земли
Железо – 80% Никель – 20% Температура ядра – 6000 градусов Землетрясения – от верхней мантии - астеносферы
-
Атмосфера Земли
Главное: наличие атмосферы у планеты и ее состав зависит от расстояния между Солнцем и Землей- смещение орбиты на 1% -либо вечный сон под толстым слоем льда при -90, либо разогрев до углекислой атмосферы как на Венере при высокой (+200) температуре
-
Геологическая история Земли (первая гипотеза по Вегенеру), 1912
Сначала единый массив суши – Пангея раскололась на Лавразию и Гондвану. 135 млн. лет назад Африка отделилась от Южной Америки, а 85 млн. лет назад Северная Америка отделилась от Европы. 40 млн. лет назад Индийский материк столкнулся с Азией и появились самые высокие горы - Тибет и Гималаи.
-
Вторая гипотеза - мобилизма (новая глобальная тектоника)
Литосфера состоит из отдельных плит. Вблизи срединно – океанических хребтов литосферные плиты наращиваются за счет вещества из недр и расходятся в стороны
-
продолжение
В глубоководных желобах одна плита подвигается под другую и поглощается мантией. Одним словом, «круговорот литосферных плит в природе» !
-
Происхождение океана и атмосферы на Земле
Как это не удивительно, но океан и атмосфера на Земле – продукты работы вулканических жерл, продукт вулканической активности! Роль вулканов!
-
Понимаете?
Даже самая бурная фантазия не способна представить отцом и матерью атмосферы и океанов именно …вулканы! Наука доказала именно такое происхождение и воздуха, и вод. Без вулканов, без их деятельности …
-
Глобальные явления – трансгрессия и регрессия океана
Регрессия – отступление океана; при ней площадь суши возрастает, планета становится ярче и температура понижается. Трансгрессия – наступление океана, площадь суши сокращается на 40%, температура повышается. Причины этих процессов – в земных недрах, о которых мы практически ничего не знаем!!!
-
Как пример – Валдайский ледниковый период
который начался 120 000 лет назад. Уровень океана тогда упал на 60 – 100 м. 16 000 лет назад началось таяние льдов и к 11 тысячелетию объем льда уменьшился вдвое. Окончание последнего ледникового периода в Европе – около 10 000 лет назад
-
Хочу обратить Ваше внимание на наличие огромного массива
разного рода изменений и движений в природе. Можно уверенно сказать, что видеть и уметь объяснять разного рода движения – самое важное в понимании природы, в понимании общей картины мира.
-
Вот почему вся современная космология как и все естествознание
основана на идее эволюционизма, общей для всего материального мира, как для живой, так и для неживой материи, а также для мира социального, т.е. для общества, цивилизации. Поэтом она называется идеей глобального эволюционизма.
-
Суть принципа глобального эволюционизма – ему подчиняются все процессы и явления в мире
До середины 20-го в. считалось, что способностью к развитию, усложнению, самоорганизации обладает только мир живой природы. В целом же, в мире все самопроизвольные процессы идут лишь в сторону возрастания беспорядка, хаоса. Принцип возрастания хаоса долго не могли свести воедино с теорией Дарвина – теорией эволюции - самопроизвольного усложнения живой материи.
-
Синергетика
Лишь в последней четверти 20-го века были исследованы переходы от хаоса к порядку и обратно, возникла новая наука - синергетика. Глобальный эволюционизм рассматривается в настоящее время как некий каркас, на котором выстраиваются концепции естествознания
-
Эволюционизм в отношении понимания материи
Натурфилософия: (А) материя – конкретное вещество; (В) – атомы + пустота. Классическая механика: (В). Электродинамика: (а) вещество и (в) поле, превращение их в друг друга невозможно. Квантовая механика: (а) и (в) – едины, между ними нет пропасти
-
Современные представления о материи
В основе современного, самого последнего понимания строения материи - 16 фундаментальных частиц и античастиц: 4 лептона – электрон, позитрон, электронное нейтрино, антинейтрино. Два вида кварков с дробными электрическими зарядами -1/3, 2/3, причем каждый в трех разновидностях – красный , зеленый, синий. Соответствующие анти кварки.
-
Между всеми 16 фундаментальными частицами
4 типа фундаментальных взаимодействий: Гравитационные; Электромагнитные; Слабые; Сильные. Носителями их являются: фотоны, глюоны, промежуточные бозоны.
-
Пространство и время
П и В: объективны, всеобщи. П: трехмерно, однородно, изотропно. В: одномерно, однородно, необратимо.
-
Современное представление о пространстве(П) и времени (В)
П – трехмерно; В – одномерно; П и В – органично слиты в единое пространство – время (ПВ); На самом деле ПВ или 10 или 11 – мерны !
-
Современные теории ПВ
10 – мерное ПВ – в теории суперструн; 11 – мерное ПВ – в М – теории. В обоих теориях считается, что дополнительные измерения «свернуты» в трубки или кольца («компактифицированы»).
-
Американский художник Джонатон Китс…
выкупил права на пространство в более высоких измерениях для своего бизнеса – для продажи участков всем желающим в рамках проекта, название которого говорит само за себя – Speculations.
-
Согласно теории суперструн,
В нашем мире возможно существование громадного количества миров типа нашего, причем с различными наборами законов и фундаментальных постоянных; общее количество миров - 10 в500 степени!
-
Есть и принципиально противоположная теория:
Наша Вселенная – одинокий оазис в бесконечной и безжизненной космической пустыне ПВ…
-
Событийность, природа времени
Понимание истории как линейного разворачивания С. из прошлого в будущее, предполагающее усмотрение в последовательности событий однозначной принудительной каузальности и вытекающей из этого возможности одного (так называемого правильного) прочтения события в постмодернизме сменяются на установку плюральной нарративной истории; если раньше история была могучим мифом, то исходной посылкой построения нелинейной модели исторической темпоральности выступает радикальный отказ от классической дифференциации прошлого, настоящего и будущего как трех однопорядковых темпоральных модальностей, по словам Делеза « прошлое, настоящее и будущее – отнюдь не три части одной временности…есть два времени: одно составлено только из сплетающихся настоящих, а другое постоянно разлагается на растянутые прошлые и будущие». Первое – Хронос, физический и циклический феномен изменяющегося настоящего во всей его полноте и Эоны (тропинки) - многочисленные событийные цепочки, тянущиеся из прошлого через настоящее в будущее.
-
продолжение
Делез: лабиринт исторического времени принципиально ризоморфен = событийная разверстка времени в Эоне никогда не обретает статуса универсальности – это одна из возможных версий течения исторического времени, ни в коей мере не претендующая на статус истории как таковой и сосуществующая в ряду равновозможных Эонов с другими версиями эволюции. Настоящее– это все…всякое прошлое и будущее таковы лишь в отношении к определенному настоящему, Всегда есть более обширное настоящее, вбирающее в себя прошлое и будущее. Эон – прямая линия, прочерченная случайной точкой = способ игнорирования всех альтернативных голосов. Сингулярное «вдруг» = квази – феномен, импульс. Порожденный имманентной нестабильностью среды = Хроноса развязывает в Хроносе тот или иной узел, высвобождая соответствующий событийный вектор Эона, развернутый из прошлого в будущее; формирование Эона трактуется Делезом как необратимый процесс, как самоподдерживающий себя процесс, как одна и та же песня…. Сцепление, соответствий. Хронос – нелинеен, Эон – линеен. Время – разные конструкции из «вдруг», Хроноса, Эонов…
-
Таковы самые общие и далеко не полные
Современные представления о картине современного мироздания. Прошу ВАС: никогда не забывайте о том, что представления о нашем мире стремительно меняются и Вам как культурным людям необходимо внимательно следить за новыми открытиями всю оставшуюся жизнь…
-
Основы современного научного познания
-
Сразу зададимся простым вопросом:
Для чего человек пытается познать мир? Глубокий ответ на этот вопрос дал известный итальянский ученый Парето.
-
Парето:
Сущность человека состоит не в разуме , а в способности использовать разум в корыстных целях.
-
Бэкон Френсис (1561 – 1626)
«Новый органон или истинные указания для истолкования природы» Не знание ради знания, а господство человека над природой Природу можно покорить, лишь подчиняясь ее собственным имманентным законам, не искажая ее образа
-
Первое научное сочинение
Написано в греческом городе Милете в 547 году до нашей эры ученым Анаксимандром – учеником Фалеса. Оно называлось «О природе».
-
Наука зародилась еще раньше – в Вавилоне
В Вавилоне появилась первая библиотека. Где книги были глиняными; Вавилонцы уже знали 4 арифметических действия; Могли возводить в степень и извлекать квадратные корни, решать квадратные уравнения; Уже знали число π, делили круг на 360 градусов, а год – на 12 месяцев; неделя у них состояла из 7 дней, ибо к тому времени были известны 7 планет…
-
Пифагор и его открытия
В природе главное – это число: Все есть число 1 – это первое из всех чисел; 3 – это начало , середина, конец; 4 – согласие и дружба; 5 – богатство и благо 10 – Вселенная , основа счета, самое удобное для использования число, которое к тому же просто волшебное – ведь 10 = 1+2+3+4. Пифагор был потрясен этим открытием! Пифагор и его ученики организуют тайное общество – «Союз дружбы» и от з0анятий наукой они скоро переходят к политике и власти; Финал союза печален – Пифагора изгоняют, учеников во время их тайной сходки сжигают в доме, где они собрались…
-
Гераклит и его логос
Отшельник Гераклит постоянно живет в глухой лестной чаще. Главная идея всего его творчества – Миром и человеком управляет всемирный закон - необходимый и непреложный – ЛОГОС. На этой идее до сих пор построена вся наука.
-
Дух Древней Греции
Толпы афинян собираются слушать философов, на рынке, на площадях, под портиками, на пирах, в гимнастических залах и т.д. люди спорят и обсуждают одно – о строении Вселенной, о звездах, о том. Что такое Солнце и Луна, что будет дальше с миром и человеком, что будет в будущем и каким будет этот будущий мир и человек…
-
Демокрит – сын Дамасиппа
После смерти отца получил большое наследство, которое полностью потратил на науку и путешествия; По возвращению в родной город Абдеры подвергся суду за мотовство отцовских денег и на публичном суде вместо слов оправданий и защиты стал всем читать свое новое научное сочинение « Большой диакосм (О строении Вселенной)». Суд не только его полностью оправдал, но и дал еще больше денег для продолжения научных исследований этого ученого.
-
Именно Демокрит подарил миру до сих пор работающую
и великую идею – идею строения мира из атомов, между которыми происходят различные взаимодействия – притяжение, отталкивание и т.д. Демокриту принадлежит и идея происхождения человека от древних животных. Мы и 21 веке по прежнему смотрим на мир глазами Демокрита!
-
Сократ: «вернутся к строю отцов»
Сократ совсем другой наукой занялся, ему были не интересны исследования природы, его волновали люди, общество, Правила человеческого общежития. Его интересовали не боги, а люди, не природа, а душа человека. Познай самого себя! Он утверждал, что торговля развратила людей, ремесла и науки не дали людям счастья, люди стали рабами богатства и пороков и впереди не видно никакого выхода. Не лучше ли вернуться к строю отцов?
-
Согласно Сократу, главное зло общества - это
Свобода, которую он называл неразбавленным вином, которым дурные виночерпии спаивают народ.
-
Великая научная революция происходит в 17 веке
Словами Б. Рассела: в начале этого века еще пылают костры, на которых сжигают ведьм, а в его конце создается первая научная картина мира – картина мира И. Ньютона.
-
Главная научная революция 20 века
За последние годы наука полностью, коренным образом изменила представления о сути процесса познания, о человеческом мышлении, о технологии научного открытия и т.д.
-
Главный вклад в это внесли
Философия и Синергетика
-
Не могу не сказать о том, что как ученый
я занимаюсь именно этой проблематикой – проблематикой теории познания; судите сами – тема моей докторской диссертации звучит так: « Деятельностно – феноменологическая программа развития научного познания».
-
Погружаемся в настоящую теорию познания:
1. Сначала рассмотрим классическую теорию познания , которая разрабатывалась на протяжении 2000 лет в философии, в философии науки, в науках – лидерах – физике, математике и т.д.
-
2. Затем перейдем к тому, что было совершено за последние 30 лет:
В философии, где подлинный революционный переворот совершили несколько ученых – их не более десятка!, - создав т.н. постмодернисткую философию (философию постмодерна);
-
В синергетике – теории сложных диссипативных систем, которая так же полностью перевернула все классические представления о процессе познания и о мире в целом.
-
Повторяю: за последние 30 лет сделано столько
эпохальных и революционных открытий в философии и синергетике, чего никогда по своим масштабам и значению еще не происходило за всю историю развития человечества, никогда!
-
И мы с Вами еще насладимся глубиной и
необычайной познавательной мощью новых идей последних 30 лет, насладимся и восхитимся чуть позже, а пока нас ждет необходимость исследования классики в теории познания, по другому просто нельзя будет и подступиться к последним открытиям в этой области.
-
Итак,
Первый этап погружения в теорию познания – (А)классический И (В) неклассический
-
Подчеркиваю:
первый этап в развитии процесса научного познания длился 2000 лет! Первый этап разделяется (расщепляется) на два подэтапа - (А) и (В).
-
Таким образом,
главных этапов в развитии теории познания всего три: Классический; Неклассический; Постнеклассический. Именно поэтому говорят о трех типах рациональности – они называются также: классическая рациональность, неклассическая рациональность, постнеклассическая рациональность
-
Три типа рациональности:
Классический тип – познание объекта исследования и вынос за скобки всего относящегося к субъекту и средствам деятельности; Неклассический тип – зависимость объекта исследования от средств деятельности; Постклассический тип – соотнесение знание об объекте не только с со средствами, но и с ценностями и целями деятельности человека.
-
Вы теперь понимаете, что
тот или иной тип рациональности – это разные подходы к процессу познания, это разные теории познания и в этом плане их не одна, а целых три.
-
Займемся анализом первой рациональности -
1. Классическая рациональность
-
Классический тип рациональности
Космически артикулированная онтология логоцентризм
-
Логоцентризм более широко – это гетерономизм -
Тенденция в развитии научного знания, выражающаяся в намерении обосновать сущее не из него самого, а исходя из некоего метафизического положения – начала, логоса, идеи, единого, предназначения и т.д.
-
Отсюда следует, что гетерономизм -
непрерывный поиск разных начал, принципов и законовкак этих начал, т.е. то, что составляет суть всей классической науки, особенно естественных наук; чем более универсальным является начало, тем оно важнее и значимее для науки и практики.
-
Общая гносеологическая проблематика всегда :
Интерпретация объекта и субъекта; Структура познавательного процесса; Проблема истины и ее критерия; Проблема форм и методов познания.
-
Процесс познания с точки зрения «КР»
это взаимодействие и результат взаимодействия 5 главных элементов:
-
1. субъект познания
Научно-познавательная деятельность складывается из нескольких составляющих – компонентов. Во-первых, это субъект познания, его цели и задачи. Субъект может рассматриваться на трех уровнях: 1) индивидуальный исследователь;2) научное сообщество;3) общество в целом.
-
2. объекты познания
Второй составляющей познавательной деятельности с точки зрения «КР» являются объекты познания. В естествознании – это объекты или фрагменты материального мира, которые человек исследует, но превращенные в некие научные абстракции
-
Типы абстракций (А.):
А. отождествления = обобщающая абстракция; А. аналитическая или изолирующая, фиксирующая особенное в предмете исследования; А. идеализирующая – идеальные объекты; А. актуальной бесконечности = бесконечные множества здесь рассматриваются как конечные ; А. потенциальной осуществимости = можно исследовать все, что представимо как цель.
-
Внимание: при познании окружающего мира
Ученый выступает на самом деле в роли конструктора этого мира за счет: Своеобразной фрагментации мира на отдельные части; За счет осуществления операций абстрагирования.
-
Именно поэтому основной научный подход к познанию сегодня -
Конструктивизм.
-
Великий Гастон Башляр (1884 – 1962) о констуктивизме в науке:
«Наука не отвечает миру который следует описать. Она соответствует миру, который нужно сконструировать». «Чудотворный разум создает свои картины по схеме своих чудес» «Наука – конструктивистки творящее реальность начало».
-
великий Эдмунд Гуссерль(1859– 1938):
Мир - всегда мой мир.
-
Давайте с точки зрения конструктивизма посмотрим на космос, на его основные характеристики
Оформленность как конфигурированная определенность; Дифференцированность частей; Структурность как иерархическая упорядоченность элементов; Наличие имманентного эволюционного потенциала; Закономерность как подчинение внутренней мере как динамическому и организационному принципу; Эстетическое совершенство (ср. – косметик – евр.). Гармония (тезис Платона – К – прекраснейшая из вещей); Познаваемость как рациональная экспликация имманентной меры. Порядка, принципа; Предсказуемость, допускающая моделирование возможных будущих состояний К. на основании постижения закономерностей его развития
-
Посмотрите,
сколько в понятии космос – от человека, от нашего сознания!
-
Главный конструктор всей европейской цивилизации - Платон
Парадигма усмотрения общего закона в единичном феномене бытия; Дедуктивизм; Рационализм; Парадигмальная установка на поиск скрытого смысла вещей = принцип космизма = гетерономизм.
-
Главный конструктор китайской цивилизации
Конфуций
-
Когда европейцы прибыли в Северную Америку,
там, в индейской цивилизации, они нашли совсем иной мир – без денег, без богатых и бедных, без торговцев, без ажиотажа вокруг золота, которого там было более, чем достаточно. Вождей избирали за заслуги и он вовсе не был всем остальным хозяином и господином.
-
В современной науке
существуют только 2 принципиально различных подхода к конструированию реальности: путем ориентации на общее = генерализирующий метод = номотетический метод познания, который характерен прежде всего для естественных наук; Путем ориентации на индивидуальное = индивидуализирующий метод = идиографический метод, характерный для гуманитарных наук.
-
Главное различие между физиком и лириком -
В направленности их на окружающий мир! В идеале надо преодолеть обе крайности в акцентации мышления и идеальный ученый должен сочетать в себе номотетическое и идеографическое начала.
-
Принципиальное условие познания -
Единство и взаимосвязь номотетики и идеографии.
-
Типология наук :
Номотетические, главной целью которых является формулировка общих законов на базе генерализации полученных знаний; Идеографические, главной целью которых является исследование не общих. А особенных и индивидуальных сторон действительности, формулировка не общих, а уникальных и особенных законов, свойств и проявлений объекта исследования;
-
В качестве примера
Такого всегда конструирования в процессе познания приведем классификацию наук по Аристотелю:
-
Аристотель, его понимание предметов разных наук:
Физика изучает то, что способно двигаться; Математика – изучает то, что не способно двигаться. Здесь хорошо видно именно конструкторское начало в процессе познания.
-
Стержнем философии выступает установка
на решение предельных (вечных) проблем человеческого бытия в мире, значимых для всех времен и народов.
-
Отличие наук от философии в том , что
наука абстрагируется от проблемы ценностей, ссылаясь на то, что она, якобы, ищет истину – то, что есть в самих вещах, не желая обсуждать, хорошим или плохим является то, что она находит. Но это не применимо даже в отношении к природе, не говоря о человеке или обществе! Из философии же ценностная компонента знания принципиально неустранима и именно это тоже чрезвычайно важно, именно это делает философией.
-
Как хорошо видно, даже в понимании
Объекта процесса познания четко видно конструктивное начало, о чем я призываю всегда помнить на всю оставшуюся Вашу жизнь, эта истина дорого досталась человечеству и надо в полной мере ею дорожить.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.