Презентация на тему "Картины мироздания(бытия)"

Включить эффекты
1 из 126
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "Картины мироздания(бытия)" неотсортированные, на различные темы. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    126
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Слайд 1

     

    общая современная картина мироздания

  • Слайд 2

    Картины мироздания(бытия)

    Мифологическая Религиозная Философская Естественнонаучная Общая научная

  • Слайд 3

    Общие закономерности мироздания

    Системность Самоорганизация Эволюционизм Историчность

  • Слайд 4

    Три уровня мироздания

    Мегамир – космос Макромир – соотносим с масштабами на Земле Микромир - наномир

  • Слайд 5

    Пространственная логарифмическая шкала

    100 000 000 000 000 000 000 - размеры нашей Галактики 1 000 000 000 000 – размеры Солнечной системы; 1 000 000 00 – размеры Земли; 1 – протяженность тела человека; 0,000 001 – размеры клетки; 0,000 000 000 01 – размеры атома 0,000 000 000 000 000 1 – нейтрон

  • Слайд 6

    Временная логарифмическая шкала

    100 000 000 000 000 000 – появление жизни; 10 000 000 000 000 – появление человека; 10 000 000 000 – появление цивилизаций (Шумер); 1 000 000 000 - продолжительность жизни человека; 1 000 – длительность школьного урока; 1 – длительность биения человеческого сердца; 0,000 001 – период самого высокого тона, слышимого человеческим ухом; 0,000 000 000 000 1 – время самой быстрой химической реакции; 0,000 000 000 000 000 000 000 000 1 – время жизни кварка.

  • Слайд 7

    Самый долгоживущий природный объект -

    протон ! Его время жизни - 10ⁿ лет, где n = 30 ! Это в 10¹º раз дольше существования всей Вселенной – чудо и загадка.

  • Слайд 8

    мегамир

    Метагалактики Звездные системы Звезды Планетные системы Астероиды кометы Туманности Излучение Отдельные атомы

  • Слайд 9

    Темная масса – открытие 2004 года

    98%

  • Слайд 10

    Декабрь 2004 года

    30 с.л. Если бы 15 с.л…..

  • Слайд 11

    Новые представления о космогенезе:

    Все растет за счет подпитки материей от «скрытой массы» Земля Юпитер Юпитер Второе Солнце Солнце Белый карлик …

  • Слайд 12

    Историческое развитие представлений о Вселенной

    Идея гелиоцентрической системы (Аристарх Самосский, 3 в. д.н.э.) Теория движения Солнца и Луны (Гиппарх, 2 в д.н.э.) Геоцентрическая система (Птолемей) Определение радиуса Земли и положения Солнца (Бируни, 10 в)

  • Слайд 13

    продолжение

    Гелиоцентрическая система (Коперник, 16 в) Бесконечность Вселенной (Бруно) Законы движения планет (Кеплер, Ньютон)

  • Слайд 14

    Продолжение -2

    Определение расстояния до звезд (Бессель, 19 в) Гипотеза о возникновении Солнечной системы (Кант) Звездное строение Галактик (Хаббл, 20 в) Расширяющаяся Вселенная (Фридман,20 в)

  • Слайд 15

    Продолжение - 3

    Теория горячей Вселенной (Гамов, 20 в) Открытие темной массы ( группа ученых, 2004) ….

  • Слайд 16

    ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ ВСЕЛЕННОЙ

  • Слайд 17

    Большой Взрыв как начало Вселенной

    Примерно 18 млрд. лет назад из ничего – из т.н. точки сингулярности, в результате т.н. Большого взрыва появилась наша Вселенная со всем огромным количеством галактик, звезд, планет. Туманностей и т.д.

  • Слайд 18

    После этого взрыва Вселенная непрерывно расширяется ( на схеме)

    18 млрд. лет назад .

  • Слайд 19

    17 000 000 000 лет

    Она еще больше расширилась

  • Слайд 20

    14 000 000 000 лет

  • Слайд 21

    сегодня

    Пока еще идет расширение…

  • Слайд 22

    Характер расширения Вселенной

    Размеры Вселенной время Большой взрыв Большой разрыв Большой хруст Настоящее время

  • Слайд 23

    Теория Большого Взрыва – начала Вселенной

    Так, теория Большого Взрыва – начала Вселенной некоторыми учеными и частью общества была воспринята как аргумент в пользу ее «творения» Богом, в то же время другие представители креационизма (<лат. Creatio - созидание) - тезис о божественном сотворении мира и человека.), отвергают эту теорию как любую эволюционную теорию, на том основании, что она не совпадает с тем, что говорится в Библии. С космологией тесно связана астрономия – наука о строении Вселенной, природе и развитии космических тел, корни которой также уходят в древний мир. Все это позволяет рассматривать естественнонаучные революции именно как смену космологических и астрономических представлений.

  • Слайд 24

    КОСМИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ – ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

    НАЧАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ: СИНГУЛЯРНОЕ, СВЕРХПЛОТНОЕ СОСТОЯНИЕ ЭТАП БОЛЬШОГО ВЗРЫВА ЭТАП ПЕРВИЧНОГО ЯДЕРНОГО СИНТЕЗА ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ГАЛАКТИКИ

  • Слайд 25

    Что будет происходить дальше?

    Расширение; Прекращение расширения; Начало обратного процесса - сжатия

  • Слайд 26

    Выбор сценария развития Вселенной

    Зависит от средней плотности материи во Вселенной - величины ρ и ее соотношения с теоретически вычисляемой величиной (согласно общей теории относительности А. Эйнштейна) ρкритическая : ρ?ρкритическая

  • Слайд 27

    СОВРЕМЕННЫЕ КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

  • Слайд 28

    БОЛЬШАЯ ВСЕЛЕННАЯ (от сл. «вселение»)

    СОТНИ МЛН. ГАЛАКТИК, КАЖДАЯ ИЗ КОТОРЫХ СОДЕРЖИТ более 1 МЛРД ЗВЕЗД; ГАЛАКТИКИ РАЗДЕЛЕНЫ МЕЖДУ СОБОЙ расстояниямиНА МЛН. СВЕТОВЫХ ЛЕТ; ВСЕ ОНИ ВРАЩАЮТСЯ С ПЕРИОДАМИ В СОТНИ МЛН ЛЕТ; Галактики содержат в себе т.н. дыры (черные, белые, серые), квазары, пульсары, туманности и т.д.; Все это многообразие живо взаимодействует, развивается, преобразуется и бурлит; ТАКОВА БОЛЬШАЯ ВСЕЛЕННАЯ.

  • Слайд 29

    На три четверти, Т.Е. НА 75% наша видимая Вселенная состоит из

    только атомов водорода!

  • Слайд 30

    Три группы черных дыр:

    Первичные черные дыры с очень малой массой – 0, 000001 массы Солнца; Маломассивные черные дыры с массой 5 -15 масс Солнца; Сверхмассивные черные дыры с массой 1000 000-1000 000 000 масс Солнца.

  • Слайд 31

    Сверхскопление (сверх - кластер) галактик

    М 87, внутри которой предполагается наличие черной дыры с массой более 3 млрд. масс Солнца! Причем этот кластер перемещается в сторону Великого Аттрактора

  • Слайд 32

    Космологический горизонт на начало ХХI века -

    13,7 млрд. с.л. !!!

  • Слайд 33

    Самая главная загадка Вселенной:

    Вселенная- единое Целое!

  • Слайд 34

    НАША ГАЛАКТИКА

    НАЗЫВАЕТСЯМЛЕЧНЫЙ ПУТЬИ СОСТОИТ ИЗ 150МЛРД ЗВЕЗД. Она представляет собой гигантский диск, который вращается вокруг своей оси за 180 млн. лет. Скорость движения Солнца – 250 км в сек. Кроме вращения, звезды совершают и хаотические движения со скоростью 10 – 50 км. в сек.

  • Слайд 35

    Млечный путь - это

    100 000 000 000 звезд. Ближайшая галактика – Туманность Андромеды. Расстояние до нее – 1,5 млн. световых лет

  • Слайд 36

    Размеры Млечного пути

    Масса – 140 млрд. масс Солнца Масса газов и пыли – 5% Диаметр – 120 000 с. Л., толщина – 6500 с. Л. Скорость вращения – 250 км в сек Скорость освобождения – 700 км в сек в центре Галактики 240 км в сек - для края Галактики

  • Слайд 37

    Элементы Галактики

    Красные гиганты: 300 – 30000 Переменные звезды: 200 – 20000 Белые карлики – 150 – 5 000 000 000 Нейтронные звезды – 300 – 1 000 000 000 Черные дыры – 2 – 1 000 000 000 Новые звезды – 100 – 1 000 000 Внимание: первая цифра – уже открытые объекты, вторая цифра- предполагаемое их общее количество

  • Слайд 38

    Три главных космологических явления:

    Фридмановско – хаббловское расширение Вселенной; Гамовское реликтовое излучение; Крупномасштабная структура Вселенной - два блина и между ними – пустота + ячеистая структура из волокон (филаментов), внутри волоконных ячеек – войды (пустота).

  • Слайд 39

    звезды

    Космические тела, состоящие из сильно ионизированного газа Энергия – от термоядерных реакций внутри звезд; минимальная масса для запуска этой реакции – 0.02 массы Солнца Температура внутри звезд – 10 млн. градусов по Цельсию

  • Слайд 40

    Виды звезд

    Красные карлики: в 2 – 3 раза меньше Д Солнца, в 3 раза плотность больше плотности Солнца; Красные гиганты: 100 Д С плотностью в 1000 раз меньше плотности воздуха; Черные дыры (гравитационная могила) размером в т.н. гравитационный радиус – для Земли он 1 см, для Солнца – 3 км

  • Слайд 41

    Эволюция звезд: два основных сценария

    Сценарий (1): обычная звезда – белый карлик – черный карлик. Сценарий (2): красные гиганты – черные дыры – белые дыры – квазары.

  • Слайд 42

    Солнце

    Диаметр – 1 392 000 км Кипящий «котел» - 13 млн. градусов Водород, теряя электроны, превращается в гелий Сейчас - середина времени жизни Солнца «Смерть» Солнца - через 5.5. млрд. лет

  • Слайд 43

    Ученых всего мира очень пугает резко

    возросшая активность Солнца, пик которой, по научным предсказаниям будет приходиться на 2012 год. Правда, есть и противоположная точка зрения – о том, что на самом деле начинается на Земле новый ледниковый период.

  • Слайд 44

    Две альтернативы развития событий до 2050 г.

    Повышение темп на 1.5 – 4.5 градуса, затопление, подъем океана минимум на 60 метров… Следующие полмиллиарда лет = царство холода и новый ледниковый период…

  • Слайд 45

    Гипотезы образования Солнечной системы

    Декарт – вихревое движение Бюффон – столкновение огромной кометы с Солнцем Кант – конденсация межзвездного газа Литлтон – Солнце вначале была тройной звездой… Шмидт – Солнце захватило газовое облако….

  • Слайд 46

    Земля

    Радиус экваториальный – 6378 км Длина окружности – 40 070 км Средняя плотность – 5.5 тонн на м куб Скорость вращения вокруг Солнца – 30 км в сек Период вращения – 365, 24 суток Скорость освобождения от поверхности - 11.2 км в сек Масса – 5 980 000 000 000 000 000 000 т

  • Слайд 47

    Строение Земли

    Земная кора – 35 км, под океанами - 8 км Верхняя мантия – до 200 км Средняя мантия – до 900 км Нижняя мантия – до 2900 км Объем мантии – 83 % от объема Земли Температура мантии – до 2500 градусов Внешняя часть ядра – до 5000 км Среднее ядро – до 5100 км Внутреннее ядро – до 6371 км

  • Слайд 48

    Состав внутреннего ядра Земли

    Железо – 80% Никель – 20% Температура ядра – 6000 градусов Землетрясения – от верхней мантии - астеносферы

  • Слайд 49

    Атмосфера Земли

    Главное: наличие атмосферы у планеты и ее состав зависит от расстояния между Солнцем и Землей- смещение орбиты на 1% -либо вечный сон под толстым слоем льда при -90, либо разогрев до углекислой атмосферы как на Венере при высокой (+200) температуре

  • Слайд 50

    Геологическая история Земли (первая гипотеза по Вегенеру), 1912

    Сначала единый массив суши – Пангея раскололась на Лавразию и Гондвану. 135 млн. лет назад Африка отделилась от Южной Америки, а 85 млн. лет назад Северная Америка отделилась от Европы. 40 млн. лет назад Индийский материк столкнулся с Азией и появились самые высокие горы - Тибет и Гималаи.

  • Слайд 51

    Вторая гипотеза - мобилизма (новая глобальная тектоника)

    Литосфера состоит из отдельных плит. Вблизи срединно – океанических хребтов литосферные плиты наращиваются за счет вещества из недр и расходятся в стороны

  • Слайд 52

    продолжение

    В глубоководных желобах одна плита подвигается под другую и поглощается мантией. Одним словом, «круговорот литосферных плит в природе» !

  • Слайд 53

    Происхождение океана и атмосферы на Земле

    Как это не удивительно, но океан и атмосфера на Земле – продукты работы вулканических жерл, продукт вулканической активности! Роль вулканов!

  • Слайд 54

    Понимаете?

    Даже самая бурная фантазия не способна представить отцом и матерью атмосферы и океанов именно …вулканы! Наука доказала именно такое происхождение и воздуха, и вод. Без вулканов, без их деятельности …

  • Слайд 55

    Глобальные явления – трансгрессия и регрессия океана

    Регрессия – отступление океана; при ней площадь суши возрастает, планета становится ярче и температура понижается. Трансгрессия – наступление океана, площадь суши сокращается на 40%, температура повышается. Причины этих процессов – в земных недрах, о которых мы практически ничего не знаем!!!

  • Слайд 56

    Как пример – Валдайский ледниковый период

    который начался 120 000 лет назад. Уровень океана тогда упал на 60 – 100 м. 16 000 лет назад началось таяние льдов и к 11 тысячелетию объем льда уменьшился вдвое. Окончание последнего ледникового периода в Европе – около 10 000 лет назад

  • Слайд 57

    Хочу обратить Ваше внимание на наличие огромного массива

    разного рода изменений и движений в природе. Можно уверенно сказать, что видеть и уметь объяснять разного рода движения – самое важное в понимании природы, в понимании общей картины мира.

  • Слайд 58

    Вот почему вся современная космология как и все естествознание

    основана на идее эволюционизма, общей для всего материального мира, как для живой, так и для неживой материи, а также для мира социального, т.е. для общества, цивилизации. Поэтом она называется идеей глобального эволюционизма.

  • Слайд 59

    Суть принципа глобального эволюционизма – ему подчиняются все процессы и явления в мире

    До середины 20-го в. считалось, что способностью к развитию, усложнению, самоорганизации обладает только мир живой природы. В целом же, в мире все самопроизвольные процессы идут лишь в сторону возрастания беспорядка, хаоса. Принцип возрастания хаоса долго не могли свести воедино с теорией Дарвина – теорией эволюции - самопроизвольного усложнения живой материи.

  • Слайд 60

    Синергетика

    Лишь в последней четверти 20-го века были исследованы переходы от хаоса к порядку и обратно, возникла новая наука - синергетика. Глобальный эволюционизм рассматривается в настоящее время как некий каркас, на котором выстраиваются концепции естествознания

  • Слайд 61

    Эволюционизм в отношении понимания материи

    Натурфилософия: (А) материя – конкретное вещество; (В) – атомы + пустота. Классическая механика: (В). Электродинамика: (а) вещество и (в) поле, превращение их в друг друга невозможно. Квантовая механика: (а) и (в) – едины, между ними нет пропасти

  • Слайд 62

    Современные представления о материи

    В основе современного, самого последнего понимания строения материи - 16 фундаментальных частиц и античастиц: 4 лептона – электрон, позитрон, электронное нейтрино, антинейтрино. Два вида кварков с дробными электрическими зарядами -1/3, 2/3, причем каждый в трех разновидностях – красный , зеленый, синий. Соответствующие анти кварки.

  • Слайд 63

    Между всеми 16 фундаментальными частицами

    4 типа фундаментальных взаимодействий: Гравитационные; Электромагнитные; Слабые; Сильные. Носителями их являются: фотоны, глюоны, промежуточные бозоны.

  • Слайд 64

    Пространство и время

    П и В: объективны, всеобщи. П: трехмерно, однородно, изотропно. В: одномерно, однородно, необратимо.

  • Слайд 65

    Современное представление о пространстве(П) и времени (В)

    П – трехмерно; В – одномерно; П и В – органично слиты в единое пространство – время (ПВ); На самом деле ПВ или 10 или 11 – мерны !

  • Слайд 66

    Современные теории ПВ

    10 – мерное ПВ – в теории суперструн; 11 – мерное ПВ – в М – теории. В обоих теориях считается, что дополнительные измерения «свернуты» в трубки или кольца («компактифицированы»).

  • Слайд 67

    Американский художник Джонатон Китс…

    выкупил права на пространство в более высоких измерениях для своего бизнеса – для продажи участков всем желающим в рамках проекта, название которого говорит само за себя – Speculations.

  • Слайд 68

    Согласно теории суперструн,

    В нашем мире возможно существование громадного количества миров типа нашего, причем с различными наборами законов и фундаментальных постоянных; общее количество миров - 10 в500 степени!

  • Слайд 69

    Есть и принципиально противоположная теория:

    Наша Вселенная – одинокий оазис в бесконечной и безжизненной космической пустыне ПВ…

  • Слайд 70

    Событийность, природа времени

    Понимание истории как линейного разворачивания С. из прошлого в будущее, предполагающее усмотрение в последовательности событий однозначной принудительной каузальности и вытекающей из этого возможности одного (так называемого правильного) прочтения события в постмодернизме сменяются на установку плюральной нарративной истории; если раньше история была могучим мифом, то исходной посылкой построения нелинейной модели исторической темпоральности выступает радикальный отказ от классической дифференциации прошлого, настоящего и будущего как трех однопорядковых темпоральных модальностей, по словам Делеза « прошлое, настоящее и будущее – отнюдь не три части одной временности…есть два времени: одно составлено только из сплетающихся настоящих, а другое постоянно разлагается на растянутые прошлые и будущие». Первое – Хронос, физический и циклический феномен изменяющегося настоящего во всей его полноте и Эоны (тропинки) - многочисленные событийные цепочки, тянущиеся из прошлого через настоящее в будущее.

  • Слайд 71

    продолжение

    Делез: лабиринт исторического времени принципиально ризоморфен = событийная разверстка времени в Эоне никогда не обретает статуса универсальности – это одна из возможных версий течения исторического времени, ни в коей мере не претендующая на статус истории как таковой и сосуществующая в ряду равновозможных Эонов с другими версиями эволюции. Настоящее– это все…всякое прошлое и будущее таковы лишь в отношении к определенному настоящему, Всегда есть более обширное настоящее, вбирающее в себя прошлое и будущее. Эон – прямая линия, прочерченная случайной точкой = способ игнорирования всех альтернативных голосов. Сингулярное «вдруг» = квази – феномен, импульс. Порожденный имманентной нестабильностью среды = Хроноса развязывает в Хроносе тот или иной узел, высвобождая соответствующий событийный вектор Эона, развернутый из прошлого в будущее; формирование Эона трактуется Делезом как необратимый процесс, как самоподдерживающий себя процесс, как одна и та же песня…. Сцепление, соответствий. Хронос – нелинеен, Эон – линеен. Время – разные конструкции из «вдруг», Хроноса, Эонов…

  • Слайд 72

    Таковы самые общие и далеко не полные

    Современные представления о картине современного мироздания. Прошу ВАС: никогда не забывайте о том, что представления о нашем мире стремительно меняются и Вам как культурным людям необходимо внимательно следить за новыми открытиями всю оставшуюся жизнь…

  • Слайд 73

     

    Основы современного научного познания

  • Слайд 74

    Сразу зададимся простым вопросом:

    Для чего человек пытается познать мир? Глубокий ответ на этот вопрос дал известный итальянский ученый Парето.

  • Слайд 75

    Парето:

    Сущность человека состоит не в разуме , а в способности использовать разум в корыстных целях.

  • Слайд 76

    Бэкон Френсис (1561 – 1626)

    «Новый органон или истинные указания для истолкования природы» Не знание ради знания, а господство человека над природой Природу можно покорить, лишь подчиняясь ее собственным имманентным законам, не искажая ее образа

  • Слайд 77

    Первое научное сочинение

    Написано в греческом городе Милете в 547 году до нашей эры ученым Анаксимандром – учеником Фалеса. Оно называлось «О природе».

  • Слайд 78

    Наука зародилась еще раньше – в Вавилоне

    В Вавилоне появилась первая библиотека. Где книги были глиняными; Вавилонцы уже знали 4 арифметических действия; Могли возводить в степень и извлекать квадратные корни, решать квадратные уравнения; Уже знали число π, делили круг на 360 градусов, а год – на 12 месяцев; неделя у них состояла из 7 дней, ибо к тому времени были известны 7 планет…

  • Слайд 79

    Пифагор и его открытия

    В природе главное – это число: Все есть число 1 – это первое из всех чисел; 3 – это начало , середина, конец; 4 – согласие и дружба; 5 – богатство и благо 10 – Вселенная , основа счета, самое удобное для использования число, которое к тому же просто волшебное – ведь 10 = 1+2+3+4. Пифагор был потрясен этим открытием! Пифагор и его ученики организуют тайное общество – «Союз дружбы» и от з0анятий наукой они скоро переходят к политике и власти; Финал союза печален – Пифагора изгоняют, учеников во время их тайной сходки сжигают в доме, где они собрались…

  • Слайд 80

    Гераклит и его логос

    Отшельник Гераклит постоянно живет в глухой лестной чаще. Главная идея всего его творчества – Миром и человеком управляет всемирный закон - необходимый и непреложный – ЛОГОС. На этой идее до сих пор построена вся наука.

  • Слайд 81

    Дух Древней Греции

    Толпы афинян собираются слушать философов, на рынке, на площадях, под портиками, на пирах, в гимнастических залах и т.д. люди спорят и обсуждают одно – о строении Вселенной, о звездах, о том. Что такое Солнце и Луна, что будет дальше с миром и человеком, что будет в будущем и каким будет этот будущий мир и человек…

  • Слайд 82

    Демокрит – сын Дамасиппа

    После смерти отца получил большое наследство, которое полностью потратил на науку и путешествия; По возвращению в родной город Абдеры подвергся суду за мотовство отцовских денег и на публичном суде вместо слов оправданий и защиты стал всем читать свое новое научное сочинение « Большой диакосм (О строении Вселенной)». Суд не только его полностью оправдал, но и дал еще больше денег для продолжения научных исследований этого ученого.

  • Слайд 83

    Именно Демокрит подарил миру до сих пор работающую

    и великую идею – идею строения мира из атомов, между которыми происходят различные взаимодействия – притяжение, отталкивание и т.д. Демокриту принадлежит и идея происхождения человека от древних животных. Мы и 21 веке по прежнему смотрим на мир глазами Демокрита!

  • Слайд 84

    Сократ: «вернутся к строю отцов»

    Сократ совсем другой наукой занялся, ему были не интересны исследования природы, его волновали люди, общество, Правила человеческого общежития. Его интересовали не боги, а люди, не природа, а душа человека. Познай самого себя! Он утверждал, что торговля развратила людей, ремесла и науки не дали людям счастья, люди стали рабами богатства и пороков и впереди не видно никакого выхода. Не лучше ли вернуться к строю отцов?

  • Слайд 85

    Согласно Сократу, главное зло общества - это

    Свобода, которую он называл неразбавленным вином, которым дурные виночерпии спаивают народ.

  • Слайд 86

    Великая научная революция происходит в 17 веке

    Словами Б. Рассела: в начале этого века еще пылают костры, на которых сжигают ведьм, а в его конце создается первая научная картина мира – картина мира И. Ньютона.

  • Слайд 87

    Главная научная революция 20 века

    За последние годы наука полностью, коренным образом изменила представления о сути процесса познания, о человеческом мышлении, о технологии научного открытия и т.д.

  • Слайд 88

    Главный вклад в это внесли

    Философия и Синергетика

  • Слайд 89

    Не могу не сказать о том, что как ученый

    я занимаюсь именно этой проблематикой – проблематикой теории познания; судите сами – тема моей докторской диссертации звучит так: « Деятельностно – феноменологическая программа развития научного познания».

  • Слайд 90

    Погружаемся в настоящую теорию познания:

    1. Сначала рассмотрим классическую теорию познания , которая разрабатывалась на протяжении 2000 лет в философии, в философии науки, в науках – лидерах – физике, математике и т.д.

  • Слайд 91

    2. Затем перейдем к тому, что было совершено за последние 30 лет:

    В философии, где подлинный революционный переворот совершили несколько ученых – их не более десятка!, - создав т.н. постмодернисткую философию (философию постмодерна);

  • Слайд 92

     

    В синергетике – теории сложных диссипативных систем, которая так же полностью перевернула все классические представления о процессе познания и о мире в целом.

  • Слайд 93

    Повторяю: за последние 30 лет сделано столько

    эпохальных и революционных открытий в философии и синергетике, чего никогда по своим масштабам и значению еще не происходило за всю историю развития человечества, никогда!

  • Слайд 94

    И мы с Вами еще насладимся глубиной и

    необычайной познавательной мощью новых идей последних 30 лет, насладимся и восхитимся чуть позже, а пока нас ждет необходимость исследования классики в теории познания, по другому просто нельзя будет и подступиться к последним открытиям в этой области.

  • Слайд 95

    Итак,

    Первый этап погружения в теорию познания – (А)классический И (В) неклассический

  • Слайд 96

    Подчеркиваю:

    первый этап в развитии процесса научного познания длился 2000 лет! Первый этап разделяется (расщепляется) на два подэтапа - (А) и (В).

  • Слайд 97

    Таким образом,

    главных этапов в развитии теории познания всего три: Классический; Неклассический; Постнеклассический. Именно поэтому говорят о трех типах рациональности – они называются также: классическая рациональность, неклассическая рациональность, постнеклассическая рациональность

  • Слайд 98

    Три типа рациональности:

    Классический тип – познание объекта исследования и вынос за скобки всего относящегося к субъекту и средствам деятельности; Неклассический тип – зависимость объекта исследования от средств деятельности; Постклассический тип – соотнесение знание об объекте не только с со средствами, но и с ценностями и целями деятельности человека.

  • Слайд 99

    Вы теперь понимаете, что

    тот или иной тип рациональности – это разные подходы к процессу познания, это разные теории познания и в этом плане их не одна, а целых три.

  • Слайд 100

    Займемся анализом первой рациональности -

    1. Классическая рациональность

  • Слайд 101

    Классический тип рациональности

    Космически артикулированная онтология логоцентризм

  • Слайд 102

    Логоцентризм более широко – это гетерономизм -

    Тенденция в развитии научного знания, выражающаяся в намерении обосновать сущее не из него самого, а исходя из некоего метафизического положения – начала, логоса, идеи, единого, предназначения и т.д.

  • Слайд 103

    Отсюда следует, что гетерономизм -

    непрерывный поиск разных начал, принципов и законовкак этих начал, т.е. то, что составляет суть всей классической науки, особенно естественных наук; чем более универсальным является начало, тем оно важнее и значимее для науки и практики.

  • Слайд 104

    Общая гносеологическая проблематика всегда :

    Интерпретация объекта и субъекта; Структура познавательного процесса; Проблема истины и ее критерия; Проблема форм и методов познания.

  • Слайд 105

    Процесс познания с точки зрения «КР»

    это взаимодействие и результат взаимодействия 5 главных элементов:

  • Слайд 106

    1. субъект познания

    Научно-познавательная деятельность складывается из нескольких составляющих – компонентов. Во-первых, это субъект познания, его цели и задачи. Субъект может рассматриваться на трех уровнях: 1) индивидуальный исследователь;2) научное сообщество;3) общество в целом.

  • Слайд 107

    2. объекты познания

    Второй составляющей познавательной деятельности с точки зрения «КР» являются объекты познания. В естествознании – это объекты или фрагменты материального мира, которые человек исследует, но превращенные в некие научные абстракции

  • Слайд 108

    Типы абстракций (А.):

    А. отождествления = обобщающая абстракция; А. аналитическая или изолирующая, фиксирующая особенное в предмете исследования; А. идеализирующая – идеальные объекты; А. актуальной бесконечности = бесконечные множества здесь рассматриваются как конечные ; А. потенциальной осуществимости = можно исследовать все, что представимо как цель.

  • Слайд 109

    Внимание: при познании окружающего мира

    Ученый выступает на самом деле в роли конструктора этого мира за счет: Своеобразной фрагментации мира на отдельные части; За счет осуществления операций абстрагирования.

  • Слайд 110

    Именно поэтому основной научный подход к познанию сегодня -

    Конструктивизм.

  • Слайд 111

    Великий Гастон Башляр (1884 – 1962) о констуктивизме в науке:

    «Наука не отвечает миру который следует описать. Она соответствует миру, который нужно сконструировать». «Чудотворный разум создает свои картины по схеме своих чудес» «Наука – конструктивистки творящее реальность начало».

  • Слайд 112

    великий Эдмунд Гуссерль(1859– 1938):

    Мир - всегда мой мир.

  • Слайд 113

    Давайте с точки зрения конструктивизма посмотрим на космос, на его основные характеристики

    Оформленность как конфигурированная определенность; Дифференцированность частей; Структурность как иерархическая упорядоченность элементов; Наличие имманентного эволюционного потенциала; Закономерность как подчинение внутренней мере как динамическому и организационному принципу; Эстетическое совершенство (ср. – косметик – евр.). Гармония (тезис Платона – К – прекраснейшая из вещей); Познаваемость как рациональная экспликация имманентной меры. Порядка, принципа; Предсказуемость, допускающая моделирование возможных будущих состояний К. на основании постижения закономерностей его развития

  • Слайд 114

    Посмотрите,

    сколько в понятии космос – от человека, от нашего сознания!

  • Слайд 115

    Главный конструктор всей европейской цивилизации - Платон

    Парадигма усмотрения общего закона в единичном феномене бытия; Дедуктивизм; Рационализм; Парадигмальная установка на поиск скрытого смысла вещей = принцип космизма = гетерономизм.

  • Слайд 116

    Главный конструктор китайской цивилизации

    Конфуций

  • Слайд 117

    Когда европейцы прибыли в Северную Америку,

    там, в индейской цивилизации, они нашли совсем иной мир – без денег, без богатых и бедных, без торговцев, без ажиотажа вокруг золота, которого там было более, чем достаточно. Вождей избирали за заслуги и он вовсе не был всем остальным хозяином и господином.

  • Слайд 118

    В современной науке

    существуют только 2 принципиально различных подхода к конструированию реальности: путем ориентации на общее = генерализирующий метод = номотетический метод познания, который характерен прежде всего для естественных наук; Путем ориентации на индивидуальное = индивидуализирующий метод = идиографический метод, характерный для гуманитарных наук.

  • Слайд 119

    Главное различие между физиком и лириком -

    В направленности их на окружающий мир! В идеале надо преодолеть обе крайности в акцентации мышления и идеальный ученый должен сочетать в себе номотетическое и идеографическое начала.

  • Слайд 120

    Принципиальное условие познания -

    Единство и взаимосвязь номотетики и идеографии.

  • Слайд 121

    Типология наук :

    Номотетические, главной целью которых является формулировка общих законов на базе генерализации полученных знаний; Идеографические, главной целью которых является исследование не общих. А особенных и индивидуальных сторон действительности, формулировка не общих, а уникальных и особенных законов, свойств и проявлений объекта исследования;

  • Слайд 122

    В качестве примера

    Такого всегда конструирования в процессе познания приведем классификацию наук по Аристотелю:

  • Слайд 123

    Аристотель, его понимание предметов разных наук:

    Физика изучает то, что способно двигаться; Математика – изучает то, что не способно двигаться. Здесь хорошо видно именно конструкторское начало в процессе познания.

  • Слайд 124

    Стержнем философии выступает установка

    на решение предельных (вечных) проблем человеческого бытия в мире, значимых для всех времен и народов.

  • Слайд 125

    Отличие наук от философии в том , что

    наука абстрагируется от проблемы ценностей, ссылаясь на то, что она, якобы, ищет истину – то, что есть в самих вещах, не желая обсуждать, хорошим или плохим является то, что она находит. Но это не применимо даже в отношении к природе, не говоря о человеке или обществе! Из философии же ценностная компонента знания принципиально неустранима и именно это тоже чрезвычайно важно, именно это делает философией.

  • Слайд 126

    Как хорошо видно, даже в понимании

    Объекта процесса познания четко видно конструктивное начало, о чем я призываю всегда помнить на всю оставшуюся Вашу жизнь, эта истина дорого досталась человечеству и надо в полной мере ею дорожить.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 15 секунд