Презентация на тему "Конфликтология вчера и сегодня"

Презентация: Конфликтология вчера и сегодня
1 из 55
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация powerpoint на тему "Конфликтология вчера и сегодня". Содержит 55 слайдов. Скачать файл 1.21 Мб. Самая большая база качественных презентаций. Смотрите онлайн или скачивайте на компьютер. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    55
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Конфликтология вчера и сегодня
    Слайд 1

    Конфликтология

  • Слайд 2

    Развитие конфликтологии как науки

    Вопросы темы: 1. История конфликтологии 2. Современные теории конфликтов

  • Слайд 3

    История конфликтологии

    Конфликты возникают в процессе взаимодейст­вия, общения индивидов между собой, поэтому они су­ществуют столько, сколько существует человек.

  • Слайд 4

    Античный философ-диалектик Гераклит(ок. 530 - ок. 470 гг. до н.э.)

    стре­мился связать свои рассуждения о войнах и социальных конфликтах с общей системой взглядов на природу ми­роздания. Гераклит считал, что в мире все рождается через вражду и распри, что единственный закон, царя­щий в Космосе, — это война — отец всего и царь всего.Одним она определила быть богами, а другим — людь­ми, одних она сделала рабами, других — свободными. Эти слова являлись одной из первых попыток рацио­нально обосновать позитивную роль борьбы в процесса общественного развития.

  • Слайд 5

    Эразм Роттердамский(1469 - 1536 гг.)

    указы­вал на наличие собственной логики качавшегося кон­фликта, который разрастается подобно цепной реакции, вовлекая в орбиту своего влияния все новые и новые силы, слои населения и страны. Э.Роттердамский обра­щал внимание на сложность примирения противостоя­щих в конфликте сторон даже в тех случаях, когда обе они стоят на единых идеологических позициях.

  • Слайд 6

    Иммануил Кант(1724 - 1804 гг.)

    считал, что состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние... послед­нее, наоборот, есть состояние войны, т.е. если и не бес­прерывные враждебные действия, то постоянная их уг­роза. Следовательно, состояние мира должно быть ус­тановлено.

  • Слайд 7

    Чарльз Дарвин(1809 - 1902 гг.),

    Главная идея Ч.Дарвина, изложенная в его работе «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранения благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», состояла в том, что развитие в живой природе осуществляется в условиях постоянной борьбы за вы­живание. Ч.Дарвин выявил и обосновал механизм раз­вития живой природы в виде естественного отбора наи­более приспособленных видов для продолжения жизни.

  • Слайд 8

    Людвиг Гумплович(1838 - 1909 гг.)

    — предста­витель социального дарвинизма — выдвигал следую­щие взгляды на природу социальных конфликтов: • конфликты являются сущностью исторического прогресса; • дифференциация общества на господствующих и подчиненных — явление вечное; • конфликты способствуют единству общества, возникновению более широких объединений.

  • Слайд 9

    Георг Зиммель(1858 - 1918 гг.)

    чем сильнее внутригрупповые раздоры и чаще меж­групповые конфликты, тем менее вероятно, что гра­ницы между группами должны исчезнуть; • чем сильнее острота конфликта, чем меньше интег­рирована группа, тем больше вероятность деспо­тичной централизации конфликтных групп; • чем острее конфликт, тем сильнее внутренняя спло­ченность конфликтующих групп; • чем меньше острота конфликта, чем более социаль­ное целое базируется на функциональной взаимоза­висимости, тем более вероятно, что конфликт имеет интегративные последствия для социального целого; • чем чаще конфликты и чем меньше их острота, тем лучше члены подчиненных групп могут избавиться от враждебности, почувствовать себя хозяевами своей судьбы, поддержать интеграцию системы; • чем менее остры конфликты и чем они чаще, тем более вероятно, что будут созданы нормы, регули­рующие конфликт; • чем продолжительнее и менее остры конфликты между группами, в различной степени обладающи­ми властью, тем более вероятно, что они отрегули­руют свое отношение к власти.

  • Слайд 10

    Карл Маркс(1818 - 1883 гг.),

    Создал достаточно стройную систему теории конфлик­тов. На всех уровнях познания общественных процес­сов марксизм признает социальные конфликты, колли­зии и антагонизмы как возможные, а в условиях острой классовой борьбы и как неизбежные явления общест­венной жизни.

  • Слайд 11

    Выводы

    конфликт является нормальным социальным явле­нием, природе самого человека присущи биологиче­ские, психологические, социальные и др. факторы, которые неизбежно порождают многочисленные и разнообразные конфликтные ситуации; • конфликт выполняет позитивные функции в про­цессе общественного развития, обеспечивая общее прогрессивное движение общественной жизни, спо­собствует утверждению общезначимых социальных норм и ценностей; • противоположность между правящим меньшинст­вом и управляемым большинством является неиз­бежным и вечным явлением, которое вызывает все­возможные трения, коллизии, конфликты; • существует зависимость между изменениями эко­номической, политической, духовной сторонами жизни общества и конфликтными ситуациями, воз­никающими в результате этих изменений.

  • Слайд 12

    Современные теории конфликтов

    Проблеме конфликтности были посвящены рабо­ты З.Фрейда, К.Юнга, Э.Берна.

  • Слайд 13

    Зигмунд Фрейд(1856 -1939 гг.)

    создал одну из первых концепций человече­ской конфликтности — теорию психоанализа. Согласно его теории появление и развитие внутриличностных конфликтов определяются столкновением внутри лич­ности бессознательных психических сил, главной из ко­торых является либидо (сексуальное влечение), и необ­ходимостью выжить во враждебной индивиду социаль­ной среде. Запреты со стороны последних, нанося ду­шевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, которые прорываются по обходным путям в виде невротических симптомов. З.Фрейд указывал на необходимость поиска причин межличностных кон­фликтов в сфере бессознательного.

  • Слайд 14

    Карл Густав Юнг(1875 - 1961 гг.)

    Последователь Фрейда швейцарский психолог основал школу ана­литической психологии, выдвинул положение о существовании коллективного бессознательного, предложил типологию характеров личности, во многом объясняю­щую поведение личности в конфликте.

  • Слайд 15

    Эрик Берн(1902 - 1970 гг.),

    По Э.Берну структура личности включает в себя три компонента-состояния: «ребенок» (источник спонтанных эмоций, побуждений и переживаний), «родитель» (тяготение к стереотипам, предрассудкам, поучению) и «взрослый» (рациональное и ситуативное отношение к жизни) . В процессе взаимодействия людей осуществляется тран­сакция. Если реализуется непересекающаяся трансак­ция, то она обеспечивает бесконфликтные отношения. Если возникает пересекающаяся трансакция, то процесс общения нарушается и может возникнуть конфликт.

  • Слайд 16

    Л.Козер Основные принципы

    чем сильнее неимущие группы усомнятся в закон­ном характере существующего распределения не­достающих ресурсов, тем выше вероятность того, что они станут зачинщиками конфликта; чем больше лишения, которые испытывают группы, из абсолютных превращаются в относительные, тем выше вероятность того, что эти группы станут ини­циатором конфликта; чем больше группы вступают в конфликт из-за сво­их объективных интересов, тем легче конфликт, и наоборот, чем больше конфликт связан с ложными интересами, тем он острее; чем более жесткой является социальная система, тем меньше институционализированных средств для погашения конфликта и снятия напряжения окажется в ее распоряжении, тем острее конфликт; чем меньше у участников конфликта согласия по поводу его целей, тем продолжительнее конфликт;

  • Слайд 17

    чем меньше поддается интерпретации символический смысл победы или поражения противной стороной, тем продолжительней конфликт; чем лучше лидеры конфликтных групп сумеют по­нять, что полное достижение целей обходится до­роже, чем победа, тем короче будет конфликт; чем острее конфликт, тем больше вероятность, что в конфликтных группах сложатся централизованные структуры принятия решений, и тем лучше он будет способствовать укреплению структурной и мораль­ной сплоченности; чем больше отношения между главными конфлик­тующими группами носят первичный характер, тем острее конфликт, тем больше он приводит к подав­лению инакомыслия и отклонений в каждой группе и усиливает подчинение основополагающим нор­мам и ценностям; чем чаще происходят конфликты, тем ниже вероятность того, что они отражают разногласия по поводу основных ценностей, тем в большей мере их функциональное значение состоит в том, чтобы поддерживать равновесие; чем чаще и слабее конфликты, тем выше вероятность, что они будут содействовать созданию средств нормативного регулирования конфликта.

  • Слайд 18

    Даже простое перечисление основных положений теории Л.Козера показывает, что до сих пор многие из них актуальны и вызывают значительный интерес. В частности, эти тезисы подтверждают, что в основе практически любого конфликта лежат личные интересы индивидов, облеченных правом принимать решения на макроуровне.

  • Слайд 19

    Современные представления конфликтологии

    Несмотря на различие подходов к определению конфликта в них можно выделить единые сущностные свойства; наличие противоречия, во всяком случае, различия между интересами, ценностями, целями, мотивами, и ролями субъектов; противодействие, противоборство субъектов конфликта, стремление нанести ущерб оппоненту; негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу как фоновые характеристики конфликтного взаимодействия.

  • Слайд 20

    В современных западных исследованиях конфликтов проявляется два основных направления: первое — изучение собственно конфликтов (Западная Европа), второе — изучение мира, путей достижения со­гласия (Р.Фишер, У.Юри из США), результатов воен­ных действий («Если хочешь мира, изучай войну»).

  • Слайд 21

    Основные понятия конфликтологии

  • Слайд 22

    Вопросы темы

    Понятия конфликта и конфликтной ситуации Виды, функции и границы конфликтов Виды конфликтов Функции конфликтов Границы конфликта

  • Слайд 23

    Выводы предыдущей темы

    конфликты неизбежны, они существовали всегда и будут существовать столько, сколько существу­ет общение людей между собой; конфликты имеют позитивные и негативные функции (последствия); для снижения отрица­тельных последствий необходимо уметь правиль­но выявлять причины, управлять их протеканием и разрешением, снижать уровень конфликтного противостояния; с развитием рыночных условий и внедрением конкурентных отношений значение управления конфликтами возрастает, поскольку конкуренция представляет собой вариант конфликтной ситуа­ции, которая, при неправильном управлении, мо­жет перерасти в серьезный конфликт.

  • Слайд 24

    спорная ситуация

    Различия людей во взглядах, несовпадение вос­приятия и оценок тех или иных событий

  • Слайд 25

    конфликтная ситуация

    Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из уча­стников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация.

  • Слайд 26

    это противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д.

  • Слайд 27

    Для перерастания возникшего противоречия в конфликтную ситуацию необходимы:

    значимость ситуации для участников конфликт­ного взаимодействия; препятствие со стороны одного из оппонентов достижению целей другим участником (даже если это субъективное, далекое от реальности, воспри­ятие одним из участников); превышение уровня личной или групповой тер­пимости к возникшему препятствию хотя бы у одной из сторон.

  • Слайд 28

    Конфликтная ситуация

    — это условие возникновения конфликта. Для перерастания такой ситуации в конфликт, в динамику необходимо внешнее воздействие, толчок или инци­дент.

  • Слайд 29

    инци­дент

    Инцидент (повод) характеризует активизацию действия одной из сторон, которая ущемляет, пусть да­же неумышленно интересы другой стороны. В качестве инцидента могут выступать и действия третьей сторо­ны. Например, высказывания коллеги, когда у вас со­стоялся сложный разговор с начальством.

  • Слайд 30

    Инцидент может возникнуть случайно, независи­мо от желания участников, вследствие объективных причин (выпуск бракованной продукции), либо как ре­зультат неграмотного взаимодействия (неучета психо­логических особенностей другой стороны).

  • Слайд 31

    Конфликтная ситуация может определяться объ­ективными обстоятельствами, а может быть создана намеренно одной из сторон для достижения определен­ных целей в будущем.

  • Слайд 32

    В конфликтной ситуации уже проявляются воз­можные участники будущего конфликта — субъекты, а также объектконфликта

  • Слайд 33

    Субъектами конфликта

    является часть участни­ков конфликтного взаимодействия, интересы которых затронуты непосредственно. В качестве субъектов (оп­понентов) конфликта могут выступать отдельные лич­ности (руководители, сотрудники), группы, подразде­ления, организации.

  • Слайд 34

    Объект конфликта

    то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противо­действие, получение чего одним из участников полно­стью или частично лишает другую сторону возможно­сти добиться своих целей.

  • Слайд 35

    Конфликт

    В «Словаре русского языка» понятие «конфликт» разъясняется как «столкновение противоположных сто­рон, мнений, сил, серьезное разногласие, острый спор».

  • Слайд 36

    В.Н.Кудрявцев

    дает такую трактовку данного понятия: конфликт— проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в проти­воборстве сторон.

  • Слайд 37

    А.Я.Анцупов

    конфликт определяется как «наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, и обычно сопровождающий­ся негативными эмоциями»

  • Слайд 38

    В.Р.Веснин

    под «конфликтом предлагается понимать столк­новение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей и их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов».

  • Слайд 39

    КОНФЛИКТ

    активные взаимно направленные действия каждой из конфликтующих сторон для реа­лизации своих целей (достижения власти, ресурсов идр.), окрашенные сильными эмоциональными пережи­ваниями.

  • Слайд 40

    Признаки конфликта

    наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной, неделимость объекта конфликта, т.е. объект конфликта не может быть поделен между участника­ми конфликтного взаимодействия; желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей, а не выход из создавшейся ситуации.

  • Слайд 41

    ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТА

    — объективно сущест­вующая или воображаемая проблема, служащая причи­ной раздора между сторонами (проблема власти, взаи­моотношений, первенства сотрудников, их совместимо­сти). Это именно то противоречие, из-за которого воз­никает конфликт.

  • Слайд 42

    Формулы конфликта

    КС+И=К КС1+КС2+КСЗ+... +И=К

  • Слайд 43

    Виды конфликтовв зависимости от

    Способа разрешения: насильственные, ненасильственные Природы возникновения: политические, социальные, экономические, организационные; Направления воздействия: вертикальные, горизонтальные; Степени выраженности: открытые, скрытые; Количества участников: внутриличностные, межличностные, межгрупповые …; Затронутых потребностей: интересов, взглядов; Наличия ОК: объектные, безобъектные

  • Слайд 44

    Функции конфликтов

    группообразование, установление и поддержание нормативных и физических параметров группы. В результате конфликта выявляются узкие места и не­решенные вопросы в управлении организацией, в формировании структурных подразделений, недос­татках квалификации отдельных специалистов, в существующем разделении труда между группами; разрядка напряженной обстановки. В результате конфликта в группе, в организации происходит' конфликтное взаимодействие, сопровождаемое бур­ными эмоциональными реакциями, которое, помимо возможных негативных последствий, снимает у его участников эмоциональную напряженность, приво­дит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций; установление и поддержание относительно ста­бильной структуры внутригрупповых и межлично­стных отношений. Конфликты поддерживают соци­альную активность людей, способствуют предотвращению застоя, служат источником нововведений и инноваций; сплачивание группы, организации перед лицом внешних трудностей, угрозы существованию и раз­витию; создание и поддержание баланса сил и, в частности, власти, социального контроля; создание новых информационных институтов; диагностика возможностей оппонентов, выявление вероятных ответных действий другой стороны; выявление нарушений функционирования органи­заций. Именно конфликт позволяет определить, что в организации не все в порядке, какие требуются изменения.

  • Слайд 45

    Позитивные функции

    разрядка напряженности между конфликтующими сторонами диагностика возможностей оп­понентов сплочение коллектива органи­зации при противоборстве с внешними трудностями, внеш­ним врагом источник инноваций, стимули­рование к изменениям и разви­тию нормотворчество, появление новых правил, форм поведения выявление управленческих проблем в организации (подразделении)

  • Слайд 46

    Негативные функции

    большие эмоциональные, ма­териальные затраты на участие в конфликте; увольнение сотрудников, сни­жение дисциплины, ухудше­ние социально-психологичес­кого климата в коллективе; представление о побежденных группах как о врагах; чрезмерное увлечение процес­сом конфликтного взаимодействия в ущерб работе; после завершения конфликта уменьшение степени сотрудничества между частью работников; сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»)

  • Слайд 47

    Границы конфликта

    Выделяют три аспекта определения границ кон­фликта: пространственный, временной, субъектный.

  • Слайд 48

    Пространственная граница конфликта

    опре­деление территорий, на которых происходит конфликт. Четкое определение пространственных границ важно в первую очередь для социальных, международных кон­фликтов. Знание границ конфликта позволяет выбрать адекватную форму воздействия для его урегулирова­ния.

  • Слайд 49

    Временная граница

    продолжительность кон­фликта во времени, его начало и конец. От того, счи­тать ли конфликт начавшимся или законченным, зави­сит, в частности, юридическая оценка действий его, уча­стников в тот или иной момент действия.

  • Слайд 50

    Субъектная граница

    определяет коли­чество участников в конфликте на момент его начала. Расширение этой границы, вовлечение в конфликт но­вых лиц приводит к усложнению структуры конфликта, поиска других способов его разрешения.

  • Слайд 51

    Начало конфликта

    определяется объективными (внешними) признаками поведения, направленными против другого участника. Если другой участник осоз­нает, что эти акты направлены против него, и им проти­водействует, то конфликт начинается; если действия не начинаются, то имеет место конфликтная ситуация.

  • Слайд 52

    Условия начала конфликта

    первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику (т.е. своему оппоненту), при этом под действием понимается как передача информации (устное слово, печать и т.д.), так и физическое действие; второй участник (оппонент) осознает, что указанные действия направлены против его интересов; в связи с этим второй участник предпринимает ответные агрессивные действия, направленные против первого участника. Только с этого момента можно считать, что конфликт начался

  • Слайд 53

    конфликт отсутствует, если действует только один участник или участниками производятся лишь мыслительные действия (планирование мести, обдумывание плана действий, прогнозирование будущего поведения).

  • Слайд 54

    Конфликт начинается тогда, когда стороны нач­нут активно противостоять друг другу, преследуя свои цели, до этого момента мы имеем конфликтную ситуа­цию.

  • Слайд 55

    Окончание конфликта — прекращение действий всех противоборствующих сторон, независимо от при­чин, по которым начался конфликт.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке