Содержание
-
Критическое мышление и опыт сознания
Doxa,Стереотипы, предрассудки
-
(Со-)Знание как опыт - отличие от информации
ЗНАНИЕ = опыт понимания, осознания, то, чем мы можем поделиться. Каждый раз, когда мы узнаем нечто – мы (пере-)структурируем свой опыт понимания, свое знание, свою картину мира. - не статично, не «пересаживаемо» из одной головы в другую без изменений, требует индивидуальных усилий – опосредовано (опора на чей-то предшествующий интеллектуальный и социокультурный опыт).
-
Опыт сознания и мышления
Сознание – шире, чем мышление (включает опыт созерцания, переживания, мысли, действия, рефлексии ). Каждый человек выстраивает расширяющиеся структуры знания и понимания, схемы и модели. Индивидуальные конструкции, которым мы придаем смысл, организуют наше мировоззрение и действия. Это может осуществляться в двух модусах – некритическое и критическое мышление (сознание).
-
Некритическое и критическое мышление
Мы всегда базируемся на определенной почве – сложной системе предпосылок и допущений. Некритическое мышление не задается вопросом об этих основаниях ( это «мышление по образцу», привычка, стереотип, предубеждение) Критическое мышление пытается отдать себе отчет в том, на каких основаниях оно базируется, исходя из каких принципов нечто утверждается или отрицается .
-
«Некритическое» сознание: doxa
Пред-рассудки (существующие до рассуждения представления и убеждения) как усвоенные «общие места», мнения, без постановки под вопрос Докса, doxa(от др.-греч. δόξα — «верование»,«мнение», «взгляд») — общепринятое мнение. Doxa в греческой философии: ложное мнение, в противоположность истинному знаниюepisteme (объективное, вечное знание). У Парменидаdoxa — призрачное представление, у Платона — нечто, лежащее между знанием и незнанием. Doxa меняется, ситуативна и часто обманчива.
-
Что такое «doxa»(мнение)?
Чтобы понять концепт doxa нужно немного воображения. Введем это понятие через хорошо известную сказку Х.-К. Андерсена «Новое платье короля» О чем эта история?
-
«Новое платье короля» Г.Х.Андерсен
Сказка: указывает на механизмы, которые заставляют нас переходить от сомнения к вере и, в конечном итоге, к истине и фактам. показывает, как конструируется одна doxa(вера в ткань) и как она заменяет другую (то, что до этого времени считалось истинным в отношении тканей, одеяний и т.п.); она показывает, как эта doxa распадается, сталкиваясь с силой восприятия явления «чистым сознанием» ребенка
-
Мнение (doxa) и факт (действительное положение дел)
Мнение – субъективно, может быть ошибочно, но может быть верным Два вида мнений: а)Мнение, основанное на фактах (явлении действительности, реальном событии) б)Мнение как предпочтение – способ игнорировать факты Факт – реальное событие, то, что имеет место на самом деле, предмет, явление, событие или отношение, не зависящие от нашей воли или желания, объективное положение дел
-
Критическое мышление как Просвещение
Просвещение – сознательное, ответственное бытие человека, свобода самоопределения. Два измерения: теоретическое (логика, теория аргументации и т.д.) и практическое (этика, морально-нравственные принципы , определяющие поступок) «Просвещение – выход человека из состояния своей незрелости….Незрелость – неспособность обходиться собственным разумом, без руководства о стороны других» И.Кант
-
Что такое критическое мышление?
Дефиниция 1: КМ = сознательная рациональная оценка действий, тщательно обдуманное, взвешенное решение в отношении какого-либо суждения: должны ли мы принять, отложить или отвергнуть его, и на каком основании. Важны анализ уместных факторов и обоснованность мнения.
-
Дефиниция 2: КМ = целенаправленное принятие решений, использование познавательных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата (истины как цели и ценности). При совершении выбора и принятии решения, при оценке, интерпретации – необходимы обоснованные и эффективные навыки мышления.
-
Дефиниция 3 : КМ = поиск «здравого смысла», как поступить логично, рассудить объективно, как возможно отказаться от своих предубеждений, осознать свои стереотипы, которые нужно различить, и не позволять им доминировать при принятии решений.
-
Стереотипы
Стереотипы (суммарные представления о группе людей, познавательная схема)и предубеждения (гендерные, расовые, национальные, поколенческие) Стереотип = способ организации коллективного опыта, прогноз и схема, способ ориентации в социальной среде Тематизация наших представлений о мире - схемы, а действительность – сложнее и богаче База: деление на «своих (хорошие) – чужих (плохие)» Опасности: Пренебрежение к различиям внутри групп, несимметричность применения к другим, выборочность восприятия ( принимаем то, что нам нравится, отрицаем то, что нам не нравится)
-
Предубеждения и стереотипы
Предубеждения = совокупность допущений, скрытых от непосредственного выражения в языке. Любая мыслительная модель опирается на допущения ( эмоциональные, инстинктивные, рациональные). Предубеждение – отрицательное отношение, неприязнь к кому-либо или чему-либо, основанная на отрицательном стереотипе ( обобщение на основе неприятного личного опыта, установок своей группы или ссылки на авторитет) Например: « употребление в пищу насекомых – отвратительно»(но «есть мясо крабов и устриц – допустимо и приятно»)
-
Необходимые навыки критического мышления
Умение и стремление отстраняться (хотя бы на время) от своих стереотипов и предубеждений – чистота восприятия Умение смотреть и различать то, что является, а не то, что мы хотели бы видеть (или наоборот, не хотели бы замечать) – искусство различения Построение логических умозаключений. Согласование между собой логических моделей. Выбор обоснованных суждений (особенно актуально в быстро меняющемся современном мире) – владение логикой Осмысленные оценка, конструктивное всестороннее рассмотрение и осознанный выбор ( все «за» и «против») плюс оценка самого мыслительного процесса, в ходе которого мы стремимся достичь цели Понимание, из чего мы исходили или исходим, принимая то или иное решение, или точу зрения
-
Воздержание от суждений ( пауза, эпохе): «взгляд глазами ребенка»
Эпохе́, также эпохэ́ (греч. ἐποχή — «задержка, остановка, удерживание, самообладание») — принцип рассуждения, который означает временную приостановку всех утверждений или отрицаний, оценок и суждений — о существовании предмета, его ценности или бытии вне воспринимающего сознания. Осуществляя эпохе́, субъект исключает из поля зрения все — накопленные историей научного и ненаучного мышления — мнения, суждения, оценки предмета и стремится с позиции «чистого наблюдателя» сделать доступной сущность этого предмета.
-
Различие события и мнения (оценки)
1) Что происходит? – стремление описывать без оценок. Фаза эпохе ( выносим оценку за скобки) 2) Что за этим кроется? – Формулировать свое мнение, интерпретацию, давать оценку. Фаза интерпретации (придаем значимость )
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.