Содержание
-
Куклотерапия
Подготовила: Ренге Л.Э. Педагог ГБДОУ № 22 Санкт- Петербург
-
Куклотерапия - метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям, заключающийся в коррекции их поведения посредством кукол. Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний, укреплять психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. В соответствии с данным методом с любимым персонажем разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей ситуацией.
-
Первой эту крепкую связь детей и игрушек предложила использовать в лечебных и диагностических целях дочь известного психоаналитика Зигмунда Фрейда Анна. Но её труды стали лишь основой для основной массы исследований, которые провели (и окончательно сформировали методику) советские учёные Ирина Медведева и Татьяна Шишова. Их работа стала основой метода куклотерапии. Первой эту крепкую связь детей и игрушек предложила использовать в лечебных и диагностических целях дочь известного психоаналитика Зигмунда Фрейда Анна. Но её труды стали лишь основой для основной массы исследований, которые провели (и окончательно сформировали методику) советские учёные Ирина Медведева и Татьяна Шишова. Их работа стала основой метода куклотерапии.
-
Виды и методы
Куклотерапия бывает индивидуальной и групповой. В первом случае занятие проводится с одним ребёнком, во втором — с группой детей. Далее, классификация подразумевает отличия по функциям.
-
Куклотерапиябывает:
-
• коммуникативной — направленной на улучшение способностей к общению, налаживание отношений между детьми в коллективе, налаживание отношений между взрослым и ребёнком; • релаксационной — направленной на устранение психологических блоков, страхов, эмоционального напряжения ребёнка; • педагогической — обучающей новым знаниям, навыкам, способствующей расширению кругозора малыша;
-
•коррекционной — направленной на коррекцию поведенческих проблем, а также проблем с речью (используется как вспомогательная методика в логопедии) и психическим развитием; • развивающей — направленной на развитие памяти, внимания, моторики, речи. В подавляющем большинстве случаев в рамках одного занятия сочетают несколько методик. Так, при аутизме ребёнку показана коммуникативная, педагогическая и коррекционная куклотерапия, а при гиперактивности и дефиците внимания — сочетание обучающей и коррекционной методик.
-
По типу используемых кукол также выделяют несколько важных направлений и видов куклотерапии.
-
• Марионетки — куклы на ниточках, которыми можно управлять. С их помощью устраивают кукольный театр, сказочные истории в котором разыгрывают и взрослые для ребёнка в рамках обучающего занятия, и дети — для взрослых зрителей в рамках релаксационного метода. • Перчатки — куклы-варежки с твёрдой головой и мягким телом, одевающимся на руку. С их помощью развивается моторика, координация движений и речь, мышление и логика.
-
• Пальчиковые — это куклы, оптимальные для домашних занятий, ведь изготовить их можно из любого небольшого пластмассового шарика просто прорезав в нём дырочку для пальчика и нарисовав на шарике мордочку. Полезны при любых формах куклотерапии. • Верёвочные — это довольно абстрактные куклы, которые не подходят малышам, лучше всего проводить с ними релаксационные и коррекционные занятия для детей постарше. Сделаны из верёвок петельным плетением.
-
• Плоские — фигурки, вырезанные из картона, пластика, бумаги. Полезны для развивающих и обучающих занятий, поскольку в большинстве случаев сделать их предлагается самому ребёнку. • Теневые — любые фигурки, в том числе и плоские, предназначенные для театра теней. Хороши для детей самого разного возраста.
-
•Ростовые — это куклы в человеческий рост, представляющие собой костюм для человека. Очень полезно не только в качестве забавного аниматора на детский день рождения, но и для психокоррекции самых разных состояний, не подходят маленьким детям — они их в большинстве случаев боятся. Метод не подразумевает необходимости покупать или делать какой-то один вид кукол. Для домашних занятий подойдут абсолютно любые куклы, которые есть в распоряжении, а также масса подручных средств: тряпки, старая одежда, платки, ненужные коробочки и пузырьки. Кукол можно сделать из всего.
-
-
Создание куклы — важный этап для начала терапии. Пока она делается, важно расспрашивать малыша, почему он нарисовал ей такое лицо, почему у неё именно такие волосы, одежда. Это даст ответы на первичный вопрос — каково исходное психологическое состояние малыша. После того как кукла будет готова, ребёнок должен научиться ею управлять: покажите ему, на что она способна, как она двигается, как говорит, пусть малыш попробует продемонстрировать это сам.
-
Далее, идёт самый трудный этап — этап её «оживления», кукле нужно дать имя, вместе с малышом придумать, кто она, где живёт и чем занимается, какой у неё характер. После этого можно смело придумывать разные сценки для домашних спектаклей.
-
Вот несколько подсказок — шаблонов, которые помогут в той или иной ситуации.
Разговор по душам. Ребёнок может по вашему заданию, рассказать кукле, как прошёл его день, что нового и интересного, а также неприятного случилось в садике или школе. Можно взять интервью у куклы. Пусть малыш сам придумает, кем она при этом будет: артистом, врачом, космонавтом или кем-то ещё, сам задаёт ей вопросы и сам придумывает на них ответы.
-
Монологи. Задача ребёнка — от имени куклы изложить в форме монолога её жизнь, её прожитый день и переживания. Сказка с главным действующим героем. Попросите ребёнка придумать сказку, в которой главный персонаж — ваша кукла. Можно задействовать в ней и других кукол. Следите, какие эмоции и поведение закладывает в главного персонажа маленький кукловод. Кукла-наставник. Разыграйте перед малышом сценку, в которой кукла обучается важному: читать, говорить проблемный звук, который не получается у самого малыша, чистить зубы или мыть руки после прогулки
-
Социальные навыки. Сюда входят «взрослые» проявления в поведении малыша: лечение куклы, обучение её чему-либо, кормление или уход. Сложное представление. Репетируйте сказку с участием нескольких взаимодействующих кукол, участвуйте в ней вместе с ребёнком, потом устройте премьерный показ, пригласите домочадцев и друзей. Раздайте пригласительные билеты. После спектакля обязательно устройте разбор и обсуждение, но не ребёнка и его куклы, а поступков и слов разных героев сказки.
-
Кукла – это образ человека в «миниатюре», существующий с первобытных времен, отсюда становится возможным принять куклу как носителя архетипа, т. е. нашего бессознательного, которое структурирует понимание мира, себя и других людей. Л.Войцехович
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.