Содержание
-
Культура древних цивилизаций Мезоамерики
МАЙЯ
-
Майя
Парижский кодекс или «Кодекс Переса» - фрагмент рукописи майя Пирамида Кукулькана в древнем городе Чичен-Итца
-
Периодизация
Ранний доклассический период ( ~2000 – 900 гг. до н.э.) Средний доклассический период ( ~899 – 400 гг. до н.э.) Поздний доклассический период ( ~400 г. до н.э. – 250 г. н.э.) Ранний классический период (~250 – 600 гг.) Поздний классический период (~600 – 900 гг.) Ранний постклассический период (1000 – 1250 гг.) Поздний постклассический период (1250 – 1541 гг.)
-
Гватемала, Западный Гондурас, Белиз (Британский Гондурас), Западный Сальвадор, мексиканские штаты: Чьяпас, Табаско, Кампече, полуостров Юкатан, территория Кинтана-Роо
-
Ранний доклассический период
Общинный строй Занятия: охота, рыбная ловля, собирательство, земледелие (маис) Поселение: Ла-Виктория, гватемальская деревня близ мексиканской границы на берегу Тихого океана. Техника не развита Изделия из керамики примитивны, одноцветные, простых функциональных форм, с гладкой или пластической орнаментацией (отпечатки ткани, шнура, раковин или пальцев на сырой глине) Глиняные женские фигурки – культ плодородия; культ мертвых
-
Средний доклассический период
Появление новых земледельческих культур: фасоли, тыквы, стручкового перца Трансформация социальной структуры – выделение жречества Возникновение ритуальных построек Влияние ольмекской культуры: правление чужестранцев, появление календаря, «длинный счет», зачаточная письменность, божество-ягуар, гигантские скульптурные группы Поселения: Алтар-де-Сакрифисьос, Сейбаль, Вашактун и Тикаль и Цибилчальтун
-
Тикаль
В центре города расположено шесть ступенчатых пирамид (платформ) с храмами на вершинах. Ранними исследователями они были пронумерованы. Деревянные элементы конструкций выполнены из железного дерева и сохранились, несмотря на почтенный возраст. Крупнейший храм-пирамида IV высотой 72 м был закончен к 720г. Храм V — 750г. Среди прочих сооружений можно выделить дворцы правителей, храмы меньших размеров, здание, служившее, по-видимому, тюрьмой (сохранились решетки из деревянных брусьев на окнах), площадки для игры в мяч (эти своеобразные древние стадионы обычны для городов майя — игра, скорее всего, имела ритуальный характер).
-
Поздний доклассический период
Социальная дифференциация еще больше возросла Появление церемониальных центров – строительство пирамид с храмом-хижиной; богато орнаментированы масками из штука Центры – Исапа, Абах-Такалик, Монте-Альто, Эль-Бауль, Каминальгую. Позднее: большее число ритуальных центров как следствие роста численности населения, широкое применение каменной кладки и украшений из штука, стелы с иероглифическими надписями, датами и образами правителей, новая керамика, полихромная и с более изысканными формами. некоторые простые могилы - обычные узкие ямы - стали перекрывать несколькими рядами каменных плит, которые, постепенно сходясь, закрывали углубление - так зародился ступенчатый майяский свод (ложная арка)
-
Триумфальная арка. Лабна, Юкатан. Конец I тыс.н.э. Рис. Казервуда
-
Ранний классический период – период расцвета
Политический строй – теократия Палка-копалка – основное и единственное орудие труда Земледельческие террасы в горных районах (задержание дождевой воды и предупреждение эрозии), оросительные каналы, искусственные водохранилища Развитие строительства, скульптуры, живописи, керамики, изготовление изделий из перьев Письменность – логосиллабический тип (слоговый) Прогресс в астрономии и математических знаниях Календарная система
-
Структура власти
Города – государства по принципу полиса. Каждое местное государство управлялось халач-виником, «настоящим человеком». Должность наследственная. Опирался на государственный совет – ах куч каб, состоящий изжрецов и высокопоставленных сановников. Батаб – наместник халач-виника в зависимом городе, выполнял гражданские, судебные и военные функции. Предположительно политическая власть проистекала из духовного сана.
-
Религия майя
Политеическая религиозная система. Источники – Дрезденский, Парижский и Мадридский кодексы, Пополь-Вух. Имена многих богов не известны, из-за сложности соотнесения с традиционными именами богов майя, дошедшими до нас, немецкий исследователь древностей майя ПаульШеллхас предложил, чтобы изображениям богов условно присваивали букву алфавита
-
Боги майя
Кинич-Ахау – бог солнца, дух севера. Ицамна – бог луны, владыка неба, прародитель богов и людей, олицетворял угасание и возвращение жизни в природе, бог - покровитель запада. Чак – бог дождя, покровительствует востоку. Эк Чуах – покровитель торговцев и тех, кто выращивал деревья какао.
-
Жреческая иерархия
Ахкин (мн. ахкинооб) – «человек Солнца». Верховный жрец – Ахав Кап Май («господин змей») Чилам – пророк или предсказатель, толкователь книг Наком – совершение человеческих жертвоприношений Чаакобы– почтенные старцы, держащие жертву за руки и ноги во время жертвоприношения Ахмен – колдун, знахарь
-
Жертвоприношения майя
Основным видом ритуального кровопускания в классический период был ритуал, при котором протыкали язык, причём делали это как мужчины, так и женщины. После прокалывания органов (языка, губ, ладоней, пениса), через проделанные отверстия продевали шнурок или верёвку. По представлениям майя, в крови находились душа и жизненная энергия.
-
Письменность
Самые ранний надписи – III в. до н.э. Письмо майя – система из словесных и слоговых знаков
-
Астрономия
Астрономией занимались жрецы. Каменные обсерватории — караколей. Известны пять планет. Астрономия использовалась для выявления наиболее благоприятного момента к началу тех или иных сельскохозяйственных работ. Жрецы майя умели распознавать наступления солнечных и лунных затмений. Астрономия - инструментом власти.
-
Система счета
Двадцатиричная система счета Ноль схематически был представлен в виде пустой раковины от устрицы или улитки. Обозначение нуля также применялось для обозначения бесконечности.
-
Календарь майя
2 календарные системы: 1) гражданский- использовался для хозяйственных нужд. Майя определяли по нему, когда им сеять кукурузу, когда собирать урожай и делать другие дела по хозяйству. Год гражданского календаря майя - "хааб" - имел 365 дней, т.е. был согласован с солнечным циклом. Его составляли 18 месяцев по 20 дней и еще 5 дней, получивших название "дней без имени" и считавшихся роковыми. Жрецы знали, что хааб на доли дня короче истинного солнечного года и вносили поправки. 2) ритуальный календарь - "цолькин», для религиозных обрядов. Год цолькина был гораздо короче - всего 260 дней - и делился на 13 месяцев, которые, так же как и в хаабе, содержали по 20 дней. В период 52 года календаря хааб укладывается 73 целых цолькина. Эта зависимость составляла основу гармонии календаря майя.
-
Чак-Мооль (исп. chac-mool) — название, данное типу доколумбовых мезоамериканских каменных статуй. Чак-Мооль изображает человеческую фигуру в лежачем состоянии с головой, повёрнутой в сторону, держа в руках поднос на животе. Смысл этой позы или самой статуи остаётся неизвестным. Вероятно служил «течкатлем» (жертвенным алтарем), а поднос видимо предназначен для приема жертвоприношения в виде человеческого сердца.
-
Скульптурные приемы
Майя знали и применяли: резьбу, барельеф и горельеф, круглый и моделированный объем. Для изготовления мелких предметов - обсидиан, кремень, нефрит и другие твердые или мелкозернистые камни, а также раковину и кость. В крупных скульптурах использовали главным образом известняк и иногда дерево. Их орудия изготовлялись из твердых пород камня; при их помощи они резали, ваяли, сверлили; полирование достигалось посредством каменной пыли, песка и воды.
-
Скульптура
Плита из могилы Храма надписей в Паленке (по Беатрис де ла Фуэнте) Стела Д из Копана с изображением сакрализованного правителя
-
Поздний классический период
Культура достигает апогея, после резкий упадок Гипотезы: 1) изменение климата и землетрясения, обильные дожди; 2) эпидемия желтой лихорадки и малярии; 3) истощение почв; 4) интеллектуальный и художественный упадок из-за проникновения чуждых майя религиозных верований и концепций Территории перенаселены
-
Ранний постклассический период
Кризис майянской культуры, завоевание тольтеками Развитие храмового комплекса Чичен-Ица благодаря приходу к власти чужеземных правителей Расширение торговли (не предметы роскоши, а товары повседневной необходимости – соль, мед, хлопок, какао) Господство тольтеков – вывоз рабов
-
Чичен-Ица
(«устье колодца племени ица») - политический и культурный центр майя на севере полуострова Юкатан, основан в VII в. н.э. Храм Кукулькана Храм войнов Храм ягуара 7 стадионов для игры в мяч Группа тысячи колонн Священный сенот
-
Храм Кукулькана 9-ступенчатая пирамида (высота 24 метра) с широкими лестницами на каждой из сторон. (В дни весеннего и осеннего равноденствий (20 марта и 22 сентября) приблизительно в три часа дня лучи солнца освещают западную балюстраду главной лестницы пирамиды таким образом, что свет и тень образуют изображение семи равнобедренных треугольников, составляющих, в свою очередь, тело тридцатисемиметровой змеи, «ползущей» по мере передвижения солнца к собственной голове, вырезанной в основании лестницы.) Циновка Ягуара - каменный трон в виде фигуры ягуара, символ власти и трон верховного правителя
-
Поздний постклассический период
Разложение в экономической, политической, культурной сферах Падение Чичен-Ицы – конец торговли Общинные земли переходят в собственность производителей какао, хлопка, хенека Народное восстание 1441г. следствие классовых противоречий
-
Открытие земель майя
Франсиско Эрнандес де Кордоба, возглавлявший первую экспедицию (1517 г.), смог по достоинству оценить силу сопротивления местных жителей. На мысе Каточе он потерял в бою 26 человек, а еще через некоторое время в Потончане (Чампотоне) касик МочКовох и его опытные воины нанесли конкистадорам такое жестокое поражение, что они были вынуждены отступить
-
Диего де Ланда
Автор книги «Сообщение о делах в Юкатане» (1566), ввёл на Юкатане систему образования, создал латинский алфавит для языка юкатека, учредил на Юкатане инквизицию, на аутодафе сжёг рукописи майя, тем самым уничтожив большую часть майянской литературы.
-
Юрий Валентинович Кнорозов
(1922-1999) Советский лингвист и этнограф, доктор исторических наук. Дешифровал письменность древних майя и протоиндийское письмо. Основатель российской школы майянистики.
-
Спасибо за внимание
Презентацию выполнила: Артёмова Александра Геннадьевна 13506
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.