Презентация на тему "Культура повседневности первого послевоенного десятилетия 1945-1953 гг."

Презентация: Культура повседневности первого послевоенного десятилетия 1945-1953 гг.
Включить эффекты
1 из 179
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация powerpoint на тему "Культура повседневности первого послевоенного десятилетия 1945-1953 гг.". Содержит 179 слайдов. Скачать файл 13.66 Мб. Самая большая база качественных презентаций. Смотрите онлайн с анимацией или скачивайте на компьютер. Средняя оценка: 3.0 балла из 5.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    179
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Культура повседневности первого послевоенного десятилетия 1945-1953 гг.
    Слайд 1

    Культура повседневности первого послевоенного десятилетия 1945-1953 гг.

  • Слайд 2

    Министерство образования Республики Беларусь Белорусский государственный университет Исторический факультет Кафедра источниковедения Кафедра истории России электронный образовательный проект Культура повседневности первого послевоенного десятилетия 1945-1953 гг. Руководители: Е.Н. Балыкина О.В. Бригадина Авторы : Е.С. Силантьева Д.С.Тарасюк М.Ю. Яворский И.А. Ефременко Минск 2012

  • Слайд 3

    Содержание

    Введение Глава I. Наука и образование послевоенного десятилетия 1.1 Основные достижения советской науки 1.2 Развитие образования в СССР 1.3 Дело космополитов в науке

  • Слайд 4

    Глава II. Культура послевоенного десятилетия. 2.1 Театр 2.2 Музыка 2.3 Кино 2.4 Архитектура 2.5 Живопись 2.6 Литература

  • Слайд 5

    Глава III. Повседневная жизнь послевоенного десятилетия. 3.1 Быт 3.2 Идеология Галерея - Видеозаписи - Аудиозаписи Хронология

  • Слайд 6

    Введение

    Война нанесла значительный ущерб отечественной культуре. Были разрушены тысячи школ, сотни вузов и музеев, сожжены или вывезены за пределы сараны сотни тысяч книг. С фронта не вернулись многие талантливые ученые, писатели, художники. Сократился выпуск специалистов в вузах. Последствия немецких бомбардировок

  • Слайд 7

    В трудных условиях послевоенного времени государство изыскивало средства для развития науки, народного образования, искусства. Возрождение разрушенных очагов культуры началось сразу же после изгнания врага с оккупированных территорий и продолжалось в последующие годы. Разрушенная Сухарева башня в Москве

  • Слайд 8

    Ликвидация последствий войны явилась важнейшей задачей советского общества в первые послевоенные годы. Несмотря на крайне тяжёлое экономическое положение, советское правительство стало больше уделять внимания науке, образованию и культуре, понимая значение этой сферы для СССР в условиях нарастающей конфронтации с развитыми странами Запада. Характерной чертой развития культуры в послевоенные годы было усиление вмешательства партийно-государственного аппарата в культурную жизнь общества. Сфера идеологии рассматривалась как некий «идеологический фронт», где главный удар следовало направить против остатков буржуазных взглядов и низкопоклонства перед культурой буржуазного Запада, против отступления от марксизма в науке, литературе и искусстве.

  • Слайд 9

    Глава I. Наука и образование послевоенного десятилетия 2 

  • Слайд 10
  • Слайд 11

    Развитие науки и культуры в СССР в послевоенные годы сочеталось с ужесточением борьбы с любыми, даже самыми малейшими, отклонениями от “задач социалистического строительства”.

  • Слайд 12

    В 1946 г. по государственному бюджету было выделено на образование 3,8млрд. рублей (в 1940 г. - 2,3 млрд.), в 1950 г. эта сумма возросла до 5,7млрд. рублей. В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего образования СССР, в 1950 г. в ЦК ВКП(б) был организован Отдел науки и высших учебных заведений. Расходы на образование 1940 год 1946 год 1950 год 2,3 млрд руб 3,8 млрд руб 5,7 млрд руб 4 

  • Слайд 13

    По сравнению с 1845 г в 2, 5 раза была увеличена сумма расходов на науку. Это позволило уже в 1946 г восстановить Академию Наук Беларуси, Литвы и Украины, создать 16 новых филиалов АН СССР, в том числе в Сибири, Дагестане и Якутии. 1.1 Основные достижения советской науки Филиал АН СССР в Якутии

  • Слайд 14

    Значительное внимание уделялось развитию перспективных направлений, были открыты новые НИИ: Институт точной механики и вычислительной техники, Институт физической химии, Институт атомной энергии, Институт ядерных проблем и др. Основной упор в деятельности научных коллективов делался на развитие оборонного комплекса, наращивание военного потенциала страны. Институт ядерных проблем АН СССР. Здание синхрофазотрона

  • Слайд 15

    В августе 1945 г. был образован специальный комитет по созданию атомной бомбы. Организационно-технические вопросы были поручены известному руководителю военной экономики Б.Л. Ванникову, а научные исследования – академикам А.И. Алеханову, А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица, И.В. Курчатову, Ю.Б. Харитону. Комитет, наделённый особыми полномочиями, курировал Л. П. Берия.

  • Слайд 16

    Лаврентий Павлович Берия

  • Слайд 17

    Иоффе Абрам Федорович Курчатов Игорь Васильевич Капица Пётр Леонидович Ю.Б. Левитан – озвучка испытания атомной бомбы 3 

  • Слайд 18

    Курчатов сразу же начинает работать над водородной бомбой. В результате 3 лет интенсивной работы была создана первая советская атомная бомба, испытание которой прошло 29 августа 1949 года на ядерном полигоне под Семипалатинском. Уже в начале 50-х годов было создано термоядерное оружие.  Ведущая роль в создании водородной бомбы принадлежала физику А.Д. Сахарову. Одновременно предлагается использовать атомную энергию в мирных целях. Началось проектирование первой атомной электростанции.

  • Слайд 19

    Первая атомная бомба СССР

  • Слайд 20

    Испытание атомной бомбы под Семипалатинском

  • Слайд 21

    В первое послевоенные десятилетие были сделаны первые шаги по освоению космического пространства. Создается специальная комиссия во главе с академиком М.В. Келдышем, в которую вошли А.А. Благонравов, С.П. Королев, Л.И. Седов и др. М.В.Келдыш

  • Слайд 22

    На развитие оборонного комплекса государство выделяло любые средства. В СССР активно разрабатывалось химическое и бактериологическое оружие, развивалось самолётостроение и подводный флот. Под пристальным партийно-государственным контролем находились не только те отрасли науки, которые работали «на оборонку», но и любые другие, где предполагалось даже малейшее отклонение от генеральной линии.

  • Слайд 23

    Над созданием новых самолетов, в т.ч. и военных, работает А.Н. Туполев. Туполев А.Н ТУ-16. Выпускался с 1953 года.

  • Слайд 24

    На сессии ВАСХНИЛ (август 1948 г) были объявлены ошибочными и даже вредными такие науки , как генетика, и молекулярная биология. Тогда победили сторонники академика Т.Д. Лысенко с их псевдоучениями о чудо-культурах и агроприёмах, способных одним махом изменить положение дел в сельском хозяйстве.

  • Слайд 25

    Лысенко Трофим Денисович

  • Слайд 26

    Перспективные исследования были свёрнуты, начались преследования учёных. Академика Л.А. Орбели, ближайшего сподвижника И.П. Павлова, обвинили в том, что он протаскивает в советскую науку вредные бациллы «менделизма – морганизма». В 1948-1950 гг. отступниками и антипатриотами были объявлены почти все крупнейшие учёные. Враждебной павловскому учению об условных рефлексах была признана школа грузинского физиолога академика И.С. Бериташвили. Буржуазными лженауками стали кибернетика и социология.

  • Слайд 27

    В 1945 г вернулся на родину учёный-генетик Н.В. Тимофеев – Ресовский. Он 25 лет прожил в Германии с советским паспортом, оставаясь верным России. Все эти годы добровольного изгнания Тимофеев-Ресовский отказывался изменить гражданство. Он посылала свои труды в библиотеку Московского Университета, не подозревая, что они будут недоступны для советских учёных.

  • Слайд 28

    Почётный доктор многих европейских университетов Тимофеев-Ресовский, как настоящий русский интеллигент стремился принести пользу своей родине. Но в СССР он был арестован, сослан и реабилитирован только после смерти И.В. Сталина. Его прошлое и настоящее вызывали явное недоверие у представителей официальной науки и властей. ТИМОФЕЕВ-РЕСОВСКИЙ НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

  • Слайд 29

    Под подозрением оказались известные учёные, считавшие марксизм, а также метод диалектического материализма важным философским фактором познания. Пока догма не разрушила творческий дух, достигли поставленных целей учёные-марксисты психологи А.Р. Лурия и С.Л. Рубинштейн, биологи А.П. Серебровский и И. Агол, математики А.П. Александров и А.М. Колмогоров, астроном-математик, главный редактор первого издания Большой Советской Энциклопедии Л.Ю. Шмидт.

  • Слайд 30

    3  Александр Николаевич Колмогоров Сергей Леонидович Рубинштейн Александр Романович Лурия

  • Слайд 31

    На основе диалектического метода изучал проблемы происхождения жизни известный биохимик, действительный член АН, Профессор МГУ А.И. Опарин. Он создал биологическую школу, официально признанную «марксистско-ленинский». После 1948 года учёный отошёл от активной научно-исследовательской деятельности Александр Иванович Опарин

  • Слайд 32

    Были приостановлены исследования знаменитого советского физика и философа В.А. Фока. Он с 1920-х гг. работал над дальнейшим развитием теории относительности и квантовой механики . некоторое время работал в физическом институте Н. Бора в Копенгагене. Однако после критических выступлений в связи с разгромом перспективных научных направлений В.А. Фок оказался фактически в изоляции. Советская официальная наука больше не нуждалась в его интеллекте.

  • Слайд 33

    Катастрофические последствия имело вмешательство партийно-государственного аппарата в гуманитарные науки. Практически за первое послевоенное десятилетие не появилось ни одного значительного достижения в этой области знаний. Оригинальные идеи компенсировались многосоттысячными тиражами собраний сочинений В.И. Ленина и И.В. Сталина, более чем 34 млн. экземпляров «Краткого курса истории ВКП(б)».

  • Слайд 34

    В научных и в трудовых коллективах в 1948-1951 гг. с широким размахом прошли «дискуссии» по философии, языкознанию и политэкономике. Классовый догматизм был столь силён, так глубоко укоренился в систему, что даже трагическая, поставившая на грань национальной катастрофы война не повлекла за собой философского и политического осмысления пережитого.

  • Слайд 35
  • Слайд 36

    Важнейшей задачей советского правительства после войны в области культуры стало восстановление сферы образования. Потери были огромны: разрушены школьные и вузовские здания, погибли преподаватели, уничтожены библиотеки, музеи и т. д. Из бюджета на образование выделялись большие средства (больше, чем до войны: 2,3 млрд. руб. в 1940 г. и 3,8 млрд. руб. в 1946 г.) К делу восстановления школьного образования подключилась вся страна. 1.2 Развитие образования в СССР

  • Слайд 37

    Большое количество новых школьных зданий было построено методом народной стройки. За 10 послевоенных лет в стране было построено и восстановлено более 30 тыс. учебных заведений на 5 млн. мест. Со временем, и довольно быстро, удалось восстановить и даже превзойти довоенное количество учащихся Сельская школа 1951 год

  • Слайд 38

    С 1949 г. повсеместно был осуществлен переход к обязательному семилетнему обучению и созданы условия для всеобщего среднего образования в столицах союзных республик и крупных городах. В начале 50-х годов все дети и подростки школьного возраста вновь получили возможность учиться.

  • Слайд 39

    Страна перешла к системе всеобщего семилетнего образования, но сделано это было во многом за счет снижения качества, т. к. нехватку преподавателей в стране пришлось ликвидировать путем создания краткосрочных курсов или подготовки преподавателей по сокращенной программе в учительских институтах. Здание МГУ в 1947 году

  • Слайд 40

    Деревенская школа 1946 год. Класс женской школы 1950 год. 1 

  • Слайд 41

    С 1949/50 учебном году произошло уменьшение числа учащихся, т. к. в школы поступали дети рождения военных лет, когда рождаемость в условиях военного времени, (особенно на оккупированной врагом территории и в прифронтовой полосе) значительно снизилась. Число учителей в 1950/51 гг. составило 1 475 тысяч; в 1955/56 гг. - 1 733 тысяч. В 1950 г. в СССР было 162,5 тыс. научных работников. К 1955 г. их число выросло до 223,9 тыс. и 2950 научных учреждений (1180 из них НИИ и их филиалы).

  • Слайд 42

    Статистика изменения количества работников и учреждений в сфере образования и науки

    1 

  • Слайд 43

    В 1956 году в СССР обучалось 35 505 тысяч человек в разных учебных заведениях (в это число не входят 14,9 миллионов учащихся в школах переподготовки и повышения квалификации кадров).

  • Слайд 44

    И все же система образования динамично развивалась. В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего образования СССР. Соответствующее подразделение – Отдел науки и высших учебных заведений был создан в ЦК ВКП(б). В 1950–1955 гг. начали работу 50 новых вузов. Росло и количество студентов. Уже в 1951 г. только на первые курсы институтов поступило 350 тыс. человек

  • Слайд 45
  • Слайд 46

    Кульминацией идеологической работы стала развернувшаяся в стране кампания борьбы с космополитами, направленная в первую очередь против интеллигенции. Само понятие космополитизм было извращено. В советских словарях оно трактовалось как «оборотная сторона агрессивного буржуазного национализма и враждебная противоположность пролетарского интернационализма». 1.3 Дело космополитов в науке

  • Слайд 47

    Вместе с тем в классической традиции под космополитизмом подразумевалось совсем иное: приверженность идеям всемирного братства и разума. Космополитами были Эразм Роттердамский, французские философы-просветители, Г. Гейне, И. Гёте, П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, Н.М. Карамзин. Эразм Роттердамский

  • Слайд 48

    3  Николай Михайлович Карамзин Генрих Гейне Генрих Гейне

  • Слайд 49

    Замыкание в узких рамках национального вело не к укреплению, а к обнищанию культуры. Исследования последних лет по национальной самобытности, проведенные ЮНЕСКО, указывают на то, что взаимное обогащение культур служит не оскудению, а развитию национальной культуры и сознания. На это же обстоятельство ранее указывали известные русские мыслители: Ф.М. Достоевский, Н.А. Бердяев, Г.П. Федотов, В.И. Вернадский.

  • Слайд 50

    Борьба в в СССР с космополитами, как с людьми, «подключенными» не только к национальной культуре, но к мировой мысли, была одним из методов самосохранения сталинской системы власти, понимавшей, что самый могущественный враг тирании – это разум. В безродном космополитизме были обвинены многие писатели, ученые, деятели культуры.

  • Слайд 51

    Началось шельмование известного советского экономиста Е.С. Варги, который изучая экономическую эволюцию в мире, пришел к выводу, что система капитализма способна приспосабливаться к изменяющемся условиям и противостоять кризисам. Е.С. Варгу обвинили в отступлении от теории марксизма-ленинизма, он был освобожден от должности директора института, а сам институт был реорганизован.

  • Слайд 52

    Варга Евгений Самуилович Варга Е.С. Избранные произведения. Том 1. Экономические кризисы 2 

  • Слайд 53

    Попытка повторить сессию ВАСХНИЛ в области физики (на этот раз против приверженцев квантовой теории и теории относительности) была предпринята на последовавшем в начале 1949 г. Всесоюзном совещании физиков, причем с появлением статьи в «Правде» «борьба с физическим идеализмом» перетекла в«борьбу с идеями космополитизма и его конкретными носителями безродными космополитами, чуждыми своему народу, своей родине» (в первую очередь с Капицей и Иоффе).

  • Слайд 54

    «Носители космополитизма, чуждые своему народу и своей науке!» Абрам Фёдорович Иоффе Пётр Леонидович Капица

  • Слайд 55

    На совещании было заявлено, что работавшие за границей ученые (именно П. Л. Капица, Л.И. Мандельштам и Н. Д. Папалекси) «вносили чуждые нам настроения, ориентировали нашу научную молодежь не в направлении решения задач, стоящих перед нашей Родиной, перед страной социализма, а в направлении решения задач, интересовавших иностранные научные и ненаучные организации, в духе чуждых нам идей космополитизма, от которых только один шаг до явного предательства интересов нашей Родины» .

  • Слайд 56

    В связи с этим, призывалось «со всей определенностью и большевистской смелостью и настойчивостью выкорчевать и устранить вредное влияние антипатриотических тенденций группы физиков-космополитов, которая, хотя и является небольшой, но, тем не менее, захватив в некоторых областях физики ключевые позиции, оказывает вредное влияние на молодежь, на подготовку кадров, на решение важнейших задач, стоящих перед нашей наукой».

  • Слайд 57

    Согласно другому выступлению, «простая и ясная характеристика — безродный космополитизм — это совершенно точная и определенно применяемая формулировка к очень значительной части установок школы Мандельштама и Папалекси и ряду их учеников». карикатура на тему борьбы с космополитизмом

  • Слайд 58

    Иоффе и Я. Френкель были обвинены в том, что они «с самых ранних лет существования советской власти позорно преклонялись перед западной наукой, пытаясь поставить советскую науку в арьергард науки капиталистических стран», a Л.Д Ландау — в «антипатриотических заявлениях». 2  Абрам Фёдорович Иоффе Яков Ильич Френкель

  • Слайд 59

    В. Ф. Ноздрев, чье выступление было одобрено Оргкомитетом и которому, как полагают, было поручено нанести основной удар, потребовал «освобождения редакций физических журналов и издательств, комиссий по Сталинским премиям, экспертной комиссии и т. д. от физиков-космополитов, наносящих огромный вред делу развития физической науки в нашей стране» (имелся в виду прежде всего Капица).

  • Слайд 60

    Вслед за тем, уже в мае, Ученый совет ФИАН провел специальное заседание, посвященное «космополитическим ошибкам» сотрудников института, в лице С. Э. Хайкина, С.М. Рытова, Я. Л. Альперта и В.Л. Гинзбурга Рытов Сергей Михайлович

  • Слайд 61

    В частности, Рытову вменялись в вину утверждения, что Мандельштам «заслужил признание за границей» и «их (Мандельштама и Папалекси) значение за границей в должной мере оценено» — это расценили как вопиющее проявление «низкопоклонства». Впрочем, осужденные физики не были даже уволены с работы.

  • Слайд 62

    В общем сколько-нибудь значительных репрессий в физической области не последовало — по общепринятому мнению, из-за связи этой сферы с атомным проектом. Папалекси Н.Д. Л.И. Мандельштам

  • Слайд 63

    Глава II Культура послевоенного десятилетия 2

  • Слайд 64

    Большой, сложный творческий путь прошли в послевоенные годы театры. В театрах шли только идеологически выдержанные пьесы. Такие как «Губернатор провинции»  братьев Тур и Л. Щейнина или «Незабываемый 1919-й», Вс. Вишневского, где Ленин то и дело просит советов у Сталина, и чуть ли не спичку подносит, чтобы помочь ему раскурить трубку.  Творчество московских театров в целом в первый послевоенный сезон не могло полностью удовлетворить идейные и художественные запросы зрителей. 2.1 Театр

  • Слайд 65

    Как указывалось в постановлении ЦК партии «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» от 26 августа 1946 г., в театрах резко уменьшилось число пьес советских авторов на современные темы. В Театре им. Моссовета из 9 спектаклей только 2 были посвящены вопросам современной советской жизни, в Театре им. Евг. Вахтангова — 3 из 10, в Камерном — 3 из 11. Театр им. Е.Вахтангова

  • Слайд 66

    Партия, призывая деятелей культуры и искусства к дальнейшему укреплению тесного контакта с жизнью, напоминала драматургам, режиссерам, актерам, что «советский театр может выполнить свою важную роль в деле воспитания трудящихся только в том случае, если он будет активно пропагандировать политику Советского государства, которая является жизненной основой советского строя». Партия ставила перед театром задачу создать яркие, полноценные в художественном отношении сценические произведения о жизни советского общества, о советском человеке на новом этапе его развития.

  • Слайд 67

    «Драматурги и театры должны отображать в пьесах и спектаклях жизнь советского общества в ее непрестанном движении вперед, всячески способствовать дальнейшему развитию лучших сторон характера советского человека, с особой силой выявившихся во время Великой Отечественной войны».   МХАТ

  • Слайд 68

    Наряду с ранее существовавшими театрами в Москве после войны появились новые. В 1945 г. были созданы Московский драматический театр, Театр драмы и комедии. В 1951 г. открылся Московский драматический театр им. А. С. Пушкина. В 1957 г. в семью московских театров вошел коллектив Театра-студии молодых актеров, переименованный позже в Театр-студию «Современник». Театр имени Пушкина

  • Слайд 69

    В репертуаре важное место продолжали занимать постановки, посвященные ратным подвигам советских людей. В решении театрами народно-героической военной тематики заметно проявились новые тенденции — желание наряду с вымышленными героями вывести на сцену действительных, исторически конкретных участников недавних событий, показать героическую борьбу народа против фашизма во всей ее широте как борьбу истинно всенародную. 

  • Слайд 70
  • Слайд 71

    Самые популярные пьесы послевоенного десятилетия

    Б.Чирсков. «Победители А. Фадеев. «Молодая гвардия» К. Симонов. «Русский вопрос» М.Горький. «Фома Гордеев» Г. Николаева. «Первая весна» 5 

  • Слайд 72

    Виктор Павлович Станицын (Гёзе) Григорий Григорьевич Конский Первенцев Аркадий Алексеевич

  • Слайд 73

    Б. Добронравов Б.Смирнов 2 

  • Слайд 74

    В послевоенный период перед всеми деятелями искусства встали совершенно новые творческие задачи. Именно в это время исключительное значение приобрели вопросы воспитания коммунистической сознательности миллионов трудящихся. Более чем когда-либо художники становились непосредственными участниками истории, воспитателями сознания нового человека, а советское искусство — голосом народа, отражением его героических дел, героической борьбы. 2.2 Музыка

  • Слайд 75

    Чувство оптимизма пронизало собой все лучшее, что было создано советскими композиторами в послевоенный период. И не случайно, в одном из лучших послевоенных произведений — оратории С. Прокофьева «На страже мира» (1950 г.) — тема будущего претворена в образах детей — строителей новой прекрасной жизни. Связь с жизнью, пристальное внимание и глубокое ее изучение, активное участие в построении коммунистического общества стали высшим назначением музыкального искусства. Сергей Прокофьев. Оратория

  • Слайд 76

    Советские музыканты отразили в своих произведениях величие социалистической эпохи, воспели бессмертные подвиги героев Великой Отечественной войны, трудовой героизм строителей социализма. Общеизвестно, что советскую музыку послевоенного периода отличает многожанровость. Заметно усилился интерес композиторов к современной теме

  • Слайд 77

    Жанры советской музыки послевоенного периода

    Песни о городах Пионерские песни Песни о Вождях Революционные песни Военные песни Песни о Родине и труде Песни о героях Молодёжные и спортивные песни

  • Слайд 78

    Появились яркие произведения, воспевающие Коммунистическую партию и ее вождя В. И. Ленина, произведения, в которых нашли отражение вдохновенный труд советских людей — покорителей целины, завоевателей космоса, тема борьбы за мир и дружбу народов. Значительная часть созданных в этот период произведений с полным правом вошла в золотой фонд советской музыкальной культуры. И среди них удостоенные Ленинской премии 7-я симфония С. Прокофьева и 11-я симфония Д. Шостаковича, «Патетическая оратория» Г. Свиридова, балет «Спартак» А. Хачатуряна и другие произведения.

  • Слайд 79
  • Слайд 80
  • Слайд 81

    50-е годы были отмечены появлением значительного числа новых оперных произведений самых различных жанровых типов: здесь и историко-революционные, такие, как «Никита Вершинин» Д. Кабалевского (1955 г.), «Мать» Т. Хренникова (1957 г.), «Заря» К. Молчанова (1954—1955 гг.), «Овод» А. Спадавеккиа (1957 г.), и героико-патриотические оперы: «Декабристы» Ю. Шапорина (1953 г.), «Война и мир» С. Прокофьева (1957 г.), и лирико-психологические — «Улица дель Корно» К. Молчанова (1959 г.), и лирико-комедийные: «Укрощение строптивой» В. Шебалина (1957 г.), «Фрол Скобеев» Т. Хренникова (1950 г.), «Дуэнья» С. Прокофьева (1946 г.) и многие другие.

  • Слайд 82

    3 Виссарион Шебалин Константин Молчанов Тихон Хренников

  • Слайд 83

    После Отечественной войны значительно активизировалось развитие вокальных жанров: популярной массовой песни, камерной вокальной музыки, хоровой и кантатно-ораториальной. Композитор Сергей Прокофьев Танец рыцарей

  • Слайд 84

    Достижения в этой области тем более велики, что именно здесь нашли наиболее полное отражение волнующие темы современности: борьба за мир, героика труда, темы революции. Такие песни, как знаменитые «Гимн демократической молодежи» А. Новикова (текст Л. Ошанина), «Песня мира» Д. Шостаковича (текст Е. Долматовского), «Летите, голуби» И. Дунаевского (текст М. Матусовского), «Мы за мир» С. Туликова (текст А. Жарова), «В защиту мира» В. Белого (текст И. Френкеля), определили на известный период направление развития жанра не только советской, но и зарубежной песни. 

  • Слайд 85

    Виктор Белый Серафим Туликов Исаак Дунаевский

  • Слайд 86

     В послевоенный период бурно расцвело песенное творчество В. Соловьева-Седого, удостоенного Ленинской премии, а также композиторов М. Блантера, И. Дунаевского, 8. Захарова, Б. Мокроусова, А. Новикова, В. Мурадели, С. Капа, С. Туликова. Многие героические, лирические, задушевные песни прочно вошли в быт и жизнь нашего народа. Тяга к лирическим темам в большой мере продиктована расцветом советской поэтической лирики.

  • Слайд 87
  • Слайд 88

    2.3 Кино

    В киноискусстве так же продолжается диктат партии о чем, кому и как снимать. «Безыдейными» фильмами были названы «Большая жизнь» (о шахтерах Донбасса)-Жданов, выступая на заседании Политбюро ЦК ВКП(б), обвинил режиссера в том, что он показал «не тот Донбасс». «Люди Донбасса в фильме показаны извращено, как люди малокультурные, пьяницы, ничего не понимающие в механизации…Дается фальшивая трактовка отношений между государством и народом. Тема восстановления дана между выпивками и любовными похождениями героев».

  • Слайд 89

    Вторая серия «Ивана Грозного» С. Эйзенштейна. Эйзенштейна критиковали за то, что он показал царя Ивана жестоким и необузданным человеком, с неуправляемым характером, слишком много внимания уделено опричнине. Официально это звучало, как требование учесть высокую оценку деятельности Ивана Грозного революционными демократами и К. Марксом. Сергей Эйзенштейн

  • Слайд 90

    Эйзенштейн затратил массу сил на создание запрещенного фильма.   Нарисовал тысячи эскизов, композиций, схем освещения, монтажа изображения с музыкой. Фильм снимался в тяжелейших военных условиях. Огромная нагрузка, несправедливые обвинения подорвали здоровье мастера. Последней части задуманной трилогии о царе Иване так и не суждено было появиться на свет.

  • Слайд 91

    Народу разрешалось смотреть только идейно выдержанные фильмы, помпезные, бесконфликтные, с обязательным присутствием идеального героя, прославляющие партию и ее вождей. Фаина Георгиевна Раневская Любовь Орлова 2 

  • Слайд 92

    Особой популярностью пользовались добрые, наивные и смешные киноленты, такие как «Весна»Г. Александрова. Хотя бы на короткое время зрители погружались в ту жизнь, о которой мечтали, которую ждали и положили столько сил на ее создание, где добро всегда побеждало зло. Успех картинам обеспечивали замечательные актеры В. Давыдов, Ф. Раневская, Л. Орлова, Э. Гарин, Р. Плятт.

  • Слайд 93

    Кстати, сам Сталин отдавал предпочтение трофейным лентам, особенно любил американские, ковбойские. Ругал их, но заказывал постоянно.  Афиша фильма «Море травы»

  • Слайд 94

    Разносу также подверглись режиссеры А.П. Довженко, С.И. Юткевич, С.А. Герасимов. Несправедливая критика больно ранила талантливых людей, уничтожала в душе веру и желание творить. «Меня убила ненависть, - записал в своем дневнике А.П. Довженко, - и зло великих…»

  • Слайд 95

    Афиша фильма «Весна» Афиша фильма «Большая жизнь» Кадр из фильма «Иван Грозный»

  • Слайд 96

    Р. Плятт Э.Гарин В. Давыдов

  • Слайд 97

    После 1945 года архитектура стала одним из приоритетных направлений народного хозяйства. Она стала средством внушения оптимизма, уверенности в скорейшем восстановлении страны. В этом смысле монументальность сталинской архитектуры стала средством пропаганды. Архитектура кольцевой линии московского метро (первой линии, построенной после войны) была посвящена восславлению победы и счастливой мирной жизни. 2.4 Архитектура

  • Слайд 98

    Оформление кольцевой линии Московского метро

  • Слайд 99

    Самые известные сталинские здания – московские высотки – были построены в 1947-1955 годах и являются «визитной карточкой» позднего сталинского ампира. Массивные резные карнизы, крупные статуи, шпили, картуши и колонны, применение мрамора для отделки фасадов и светлого отделочного камня – эти детали делают сталинские здания узнаваемыми. Монументальность общественных зданий, нацеленность на создание доминант города – эти задачи решались архитекторами послевоенного сталинского ампира.

  • Слайд 100
  • Слайд 101

    С другой стороны, огромная часть жилого фонда в стране была разрушена во время войны. В городах, бывших под оккупацией, потеря жилого фонда составляла до 90%. Тогда как архитектурная мысль западных европейских стран была направлена на развитие панельных быстровозводимых конструкций (для решения тех же проблем с восстановлением жилья), сталинская архитектура была менее всего заточена под быстрое, простое, дешёвое жильё. Жилой дом 1950х гг

  • Слайд 102

    Главный павильон ВДНХ Станция метро Новокузнецкая, Москва

  • Слайд 103

    Единственные попытки и эксперименты, нашедшие своё оформление в реально построенных зданиях, принадлежали архитекторам, впоследствии разрабатывавшим хрущёвские пятиэтажки. Например, некоторые здания выглядят «сталинскими», но реально являются панельными, а не кирпичными. Однако, эти здания разрабатывались как экспериментальные, одноразовые, не поточные проекты.

  • Слайд 104

    Таким образом, в послевоенное десятилетие в жилищной архитектуре сосуществовали две тенденции. Одна - это поиски триумфальных архитектурных решений. Эта тенденция рассматривала архитектуру прежде всего как искусство, и выносила на первый план художественно-образные задачи, в решении которых следовало опираться на классическое архитектурное наследие, что шло вразрез с задачами массового строительства, его типизации, индустриализации, снижения стоимости.

  • Слайд 105
  • Слайд 106

    Вторая тенденция предполагала скромную, деловую работу над новыми методами проектирования и массовое строительство жилых зданий. Она способствовала развитию типового проектирования, унификации строительных конструкций и изделий, снижению стоимости, сокращению сроков строительства. Благодаря всему этому была подготовлена научная и практическая база для перехода к массовому индустриальному жилищному строительству

  • Слайд 107

    В эти годы проводилась масса всесоюзных, республиканских и прочих выставок, приуроченных, как правило, к определенным датам. Важным событием стало учреждение Академии художеств СССР в 1947 г. Создавалось огромное количество работ, в большинстве своем продолжавших довоенные традиции социалистического реализма в живописи. Главные герои полотен  – рабочие и колхозники (у доменной печи, у штурвала комбайна), партийные вожди,  герои революции («Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола» Б. Иогансона,  «Зимний взят» Вл. Серова). 2.5 Живопись

  • Слайд 108

    В.Костецкий «Возвращение» Ю.Непринцев. «Отдых после боя В. Серов. «Зимний взят»

  • Слайд 109

    В тоже время, из общего «хора»  выбивались художники, затрагивающие тему Великой Отечественной войны. Здесь широко использовались традиции русского искусства, передвижников. Это картины   Ю. Непринцева «Отдых после боя» («Василий Теркин»), В. Костецкого «Возвращение». Левитановское  начало чувствуется в послевоенных полотнах пейзажистов (Н. Ромадин «Времена года», «Северная серия»). Прекрасные портреты создали П. Корин, М. Сарьян, И. Грабарь.

  • Слайд 110

    В связи с интенсивным строительством развивается монументально-прикладное искусство. Образы великих русских полководцев на плафонных мозаиках станции Московского метро «Комсомольская» принадлежат П. Корину. Советский павильон в Брюсселе на Международной выставке оформлял А. Дейнека. Мозаика на станции метро Комсомольская в Москве в исполнении П. Корина

  • Слайд 111

    Первое послевоенное десятилетие оказалось самым бесцветным в истории советской культуры. Пожалуй, прав был У. Черчилль, что демократия – это плохо, но ничего лучшего человечество еще не придумало. Александр Герасимов. Портрет Сталина. 1947 год Сарьян Мартирос Сергеевич 1949 год

  • Слайд 112

    В области литературы первый удар был нанесен по журналам «Звезда» и «Ленинград». Еще в декабре 1943 г. Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) информировало ЦК о «грубых политических ошибках» журналов «Звезда», «Знамя» и «Новый мир», которые опубликовали стихи И.Л. Сельвинского, пьесу В.П. Катаева «Синий платочек», повесть М.М. Зощенко «Перед восходом солнца», рассказ А.П. Платонова «Оборона Семидворья»и другие «антихудожественные и политически вредные» произведения. 2.6 Литература

  • Слайд 113

    А.П. Платонов И.Л. Сельвинский М.М. Зощенко

  • Слайд 114

    Всех упомянутых авторов вызвали в ЦК, провели с ними «беседу» и дали возможность исправиться. Позволили создать произведения достойные эпохи и советского народа. В.П. Катаев написал повесть «Сын полка», М.М. Зощенко «Рассказы о партизанах», И.Л. Сельвинский начал трагедию «Ливонская война». Были приняты необходимые оргмеры: вместо впавшего в немилость А.А. Фадеева председателем Союза писателей СССР был назначен Н.С. Тихонов.)

  • Слайд 115

    По данному факту были приняты специальные постановления партии: «О контроле над литературно-художественными журналами» (2 декабря 1943 г.) и «О повышении ответственности секретарей литературно-художественных журналов» (3 декабря 1943 г.). Постановления не попали в печать, они не подлежали никакой огласке. Пока шла война ЦК не мог себе позволить бросить тень на то, что именовалось «морально-политическим единством советского общества».

  • Слайд 116

    Разгромное постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» появилось в августе 1946 года. Основными объектами для критики были избраны два популярных в СССР писателя : сатирик М.М. Зощенко и поэтесса А.А. Ахматова. Анна Ахматова Зощенко М.М

  • Слайд 117

    М.М. Зощенко критиковали за то, что он осмелился показать те социальные язвы, которые поразили общество: приспособленчество, мещанство, страх. Страх порождал двойную жизнь – личну., естественную, обыкновенную, другую – административную, официальную превращающую людей в послушные «винтики».

  • Слайд 118

    Диагноз болезни, поставленный писателем-сатириком обществу, оказался для него роковым. Травля, предательство бывших друзей, отказ в публикации его произведений продолжались до конца его дней. Умер Зощенко в 1958 году. А.А. Ахматова в качестве мишени для критики также была выбрана не случайно. Независимая, талантливая, пользующаяся несанкционированной властью уважением и популярностью у ленинградцев, она была чуждой и опасной для аппарата.

  • Слайд 119

    Несмотря на жесткие и несправедливые оценки, данные Ахматовой в постановлении, она выстояла и создала одно из лучших своих произведений – «Поэму без героя». М. Зощенко А. Ахматова

  • Слайд 120

    Глава III Повседневная жизнь послевоенного десятилетия 2 

  • Слайд 121

    Жизнь и особенно быт менялись крайне медленно. Война лишила многих людей дома, жилья. Многим после войны приходилось искать себе место хотя бы на одну ночлежку. Чаще всего это были комнаты в  коммунальных квартирах. Буквально душил горожан жилищный кризис. Это была пора поистине великой тесноты. Многие тысячи рабочих реэвакуированных предприятий, люди, направленные на невские берега по разного рода разнарядкам, жили в ужасающих условиях. 3.1 Быт

  • Слайд 122

    Семьи жили по 4-10-17 семей с малышами в комнатах, разделённых на ячейки обрывками обоев, бумагой, простынями; одинокие жили по несколько десятков в комнатах-казармах. Во многих корпусах не было туалетов, водопровода. Коммунальная квартира 1945 год

  • Слайд 123

    Обычно в комнате стояла параша и тут же длинный ряд керосинок. Обитатели называли такие жилища «концентрационными лагерями», «вертепами» и прочими образными именами» (Ваксер А.З. Ленинград послевоенный. 1945-1982. СПб., 2005 С. 86). «Керосинка» в коммунальной квартире. 1953 год

  • Слайд 124

    Проще была ситуация с частными домами, построенными ещё в довоенный период, т. к. они не подлежали заселению в них дополнительных жильцов. Для городских жителей основным видом жилья в конце 40-х – 50-х годах была комната в коммунальной квартире. «Коммуналки» густо населены: 9 - 16 – 42 человек в двух (крайне редко!), шести, семи и более комнатах. Комнаты были довольно большими - 15 – 25 кв. метров, перегораживались мебелью, и в них жили люди разного возраста большими семьями.

  • Слайд 125

    Коммунальные квартиры 1950х гг 3

  • Слайд 126

    Во многих квартирах не было не только горячей воды, газовых плит, но  даже печного отопления, справлялись при помощи буржуек, а вместо газовой плиты использовали керосинки. «Предприятия и жакты (жилищные конторы) заблаговременно заботились о запасах топлива на зиму (дров, угля, торфа), в основном действовало печное отопление»: Иногда в таких квартирах была ванная комната, пользовались ею сообща, умывались, иногда стирали белье или мыли детей, но крайне редко. Стирали в основном в прачечных, которые были в каждом дворе, а мыться ходили в баню.

  • Слайд 127

    Баня на улице Весенней в Москве

  • Слайд 128

    Характерны для коммунальной квартиры длинные многочисленные коридоры, большие кухни со столами по числу семей. «Кухня была огромная, с большой дровяной плитой, готовили сначала на примусах, которые шумели и шипели, и были затем заменены на керогазы. У каждого из квартиросъемщиков был отдельный стол.  Плакат-реклама керогаза. 1947 год

  • Слайд 129

    Значительное число горожан жило в общежитиях. По данным А.З. Ваксера во второй половине 1949 года в Ленинграде насчитывалось 1654 общежития, в которых проживало около 200 тыс. человек (Ваксер А.З. Ленинград послевоенный. 1945-1982. СПб., 2005 С. 100).

  • Слайд 130

    Количество людей, живущих в общежитиях к середине 50-х не уменьшился, так как не смотря на усилия крупных предприятий решить жилищные проблемы, потребность в рабочих руках постоянно увеличивалась, в город приезжали новые жители. В основном это были бывшие селяне, впоследствии их назовут «лимитчики», стремившиеся обрести в городе специальность, семью, новую жизнь. Комнаты в общежитиях были большими (обычно 7 – 8 кроватей), санитарные условия были крайне плохими,  кухня часто отсутствовала. 

  • Слайд 131

    В 40 – 50-е годы квартиры были обставлены мебелью довоенного времени, т.к. военная ситуация в стране не способствовало развитию мебельной или любой другой промышленности. В доме находились только жизненно необходимые вещи. «В сельском доме -лавки вдоль печки и за столом». Приобрести новую мебель стало возможно с середины 50-х годов. Довоенное кресло Довоенный шкаф

  • Слайд 132

    Студенты питались в столовых вузов, это могло быть двух, трехразовое питание. Современники тех лет отмечали, что еды по тем голодным временам было достаточно. Рацион был прост: суп и каша. По специальным талонам получали американские продукты: лярду (сало) и тушенки. Обед 1950 года

  • Слайд 133

    Осенью Совет Министров СССР принял постановление об изменении пайковых цен. Они повышались в 2-3 раза, а цены в коммерческих магазинах были несколько снижены. Эта мера ощутимо отразилась на уровне жизни средне- и низкооплачиваемых групп. Правда, снижение коммерческих цен отразилось на уровне цен колхозных рынков. Но бедным и это было не по карману. Естественно, что положение низкооплачиваемых категорий рабочих, служащих становилось катастрофическим.

  • Слайд 134

    Выдаваемых продуктов по карточке было явно недостаточно. На рабочую карточку получали в день 700 граммов  хлеба, на карточку служащего – 500 граммов, на иждивенческую и детскую – по 300 граммов. На «черном» рынке хлеба было вдоволь, но он продавался по 25-30 руб. килограмм. Продовольственная карточка, 1947 год

  • Слайд 135

    14 декабря в 18 часов радио оповестило о состоявшемся решении Правительства по поводу отмены карточной системы и проведении денежной реформы. «После отмены карточек (1947 г.) в магазинах было изобилие, но не было денег». Рацион питания не отличался разнообразием: ели обычно молоко и картофель. «В дефиците были мясо, курица, фрукты, колбаса».

  • Слайд 136

    Е.Ю. Зубкова в своем исследовании подробно анализирует проблемы послевоенного села, выделяя основные факторы, сказавшиеся на ухудшении жизни сельского населения: сокращение посевных площадей, снижение  урожайности, ухудшение обработки земли. Елена Зубкова – доктор исторических наук, сотрудник Института российской истории РАН, профессор РГГУ

  • Слайд 137

     Основную часть трудоспособного населения деревни составляли женщины — именно им пришлось выполнять все тяжелые полевые работы, порой впрягаясь в соху или борону вместо лошади. 

  • Слайд 138

    Мода как таковая практически не развивалась из-за тотального дефицита материалов, тем более что вся промышленность работала «на войну» и ее перестройка на нужды простого потребителя осуществлялась на протяжении почти десяти лет, до конца 50-х годов.  Люди одевались очень скромно, Взрослые и дети донашивали военную форму, для детей гимнастерки, кители, брюки перешивали, когда взрослые могли приобрести новую одежду.            

  • Слайд 139

    Женская и мужская одежда в основном сохранили довоенные силуэты. Двубортные и однобортные мужские костюмы полуприлегающей классической формы с широкими брюками с манжетами шьются из однотонных и в полоску тканей. Дополняются галстуками, как правило, в полоску. Для женщин были традиционны жакеты с юбками, к которым подбирались блузы, платья носили мало. Платья и костюмы были строгого кроя. Характерной деталью и мужской, и женской одежды были большие подкладные плечи, именуемые в среде портных «котлетами». 

  • Слайд 140

    Повседневная женская одежда начала 1950 х гг

  • Слайд 141

     Силуэт этого времени формировался из жестких фигур – прямоугольника при конструировании пальто, квадрата в костюме, и двух, повернутых вершинами друг к другу, треугольников в женском платье. Длина юбки – до колен.  Лишь в начале 50-х женственность в одежде снова стала актуальной.                                                                                Женское платье. 1952 год

  • Слайд 142

    Нарядные платья, например, были с пышными рукавами-«фонариками», длина юбки опустилась ниже колен и расклешилась «солнцем». «Проблему обеспечения населения одеждой частично удавалось решать и за счет гуманитарной помощи, поступающей главным образом из США и Великобритании» (Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность, 1945-1953 ,2000), а также за счет привозимой и присылаемой одежды и обуви из Германии.

  • Слайд 143

    «Долгое время одежду и обувь трудно было купить, до 1947 года выдавали одежду по карточкам или распределяли на предприятиях. Одежду главным образом шили и перешивали, а не покупали, шили сами, реже у портних, в ателье – так было экономнее. Швейная машинка – важный предмет в доме каждой женщины.                                          Швейная машинка, 1952 год

  • Слайд 144

    Таким образом, 40-е – начало 50-х – это время, когда люди просто не могли следить за модой, продумывать свой гардероб: одежда и обувь носились подолгу, передавались из поколения в поколения; одежду, в основном, шили или покупали на барахолке, а не приобретали в магазинах; обувь чинили, если она снашивалась, одежду штопали, зашивали, лицевали, перешивали; предприятия легкой промышленности крайне медленно «поворачивались лицом к потребителю»; отсутствовали советские журналы мод, а иностранные издания, скорее всего, были доступны немногим из-за «железного занавеса», борьбы с космополитизмом.

  • Слайд 145

    Реклама голошей 1953 год Винный магазин, фото 1950-х годов

  • Слайд 146

    В СССР законодательно никакая идеология не провозглашалась государственной или господствующей; но, ввиду политической монополии Коммунистической партии, таковой де-факто была идеология КПСС —марксизм-ленинизм, которую в позднем СССР именовали «социалистической марксистско-ленинской идеологией». 3.2 Идеология

  • Слайд 147

    Марксизм-ленинизм, идеологическая основа Советской власти, в теории отвергает вождизм, ограничивая «роль личности в истории», что проистекало из марксистского положения о равенстве. Однако некоторые учёные считают вождизм естественным следствием практического социализма.

  • Слайд 148

    С обретением всей полноты власти Сталиным, применительно к нему часто использовались и были почти обязательны в официальных публицистике и риторике титулы «Великий вождь», «Великий вождь и учитель». Иосиф Виссарионович Сталин

  • Слайд 149

    Сталин был единственным Генералиссимусом Советского Союза.Он именовался также «отцом народов», «великим полководцем», «гениальным учёным», «лучшим другом (учёных, писателей, физкультурников и др.)» и т. п. Сталин на параде, посвящённом Дню Победы

  • Слайд 150

    В Сталинский период советская пропаганда создала вокруг Сталина полубожественный ореол непогрешимого вождя. Именем Сталина (а также его ближайших соратников) назывались бесчисленные географические, народно-хозяйственные, технические, военные, транспортные, культурные и прочие объекты.

  • Слайд 151

    Ввиду объявления Сталина теоретиком марксизма-ленинизма, его имя упоминалось и его портретный образ изображался в одном ряду с Марксом, Энгельсом и Ленином, а также, подобно «марксизму-ленинизму», иногда использовался термин «сталинизм», десятилетия спустя ставший понятием-определением созданного им политического режима с отрицательной оценкой-осмыслением.

  • Слайд 152

    Сталиниана постоянно присутствовала в первую очередь в советской печати,, живописи и скульптуре этого периода, включая монументальное, изобразительное и массовое искусство. Прижизненные памятники Сталину, как и памятники Ленину, устанавливались массово в большинстве городов СССР, а после 1945 года и Восточной Европы.  Сталина приветствую на съезде партии

  • Слайд 153

    Галерея

    Сталин Иосиф Виссарионович Молотов Вячеслав Михайлович Берия Лаврентий Павлович Капица Петр Леонидович Курчатов Игорь Васильевич  Королев Сергей Павлович Варга Евгений Самуилович Мандельштам Леонид Исаакович Станицын Виктор Яковлевич

  • Слайд 154

    Конский Григорий Григорьевич Раневская Фаина Георгиевна Шостакович Дмитрий Дмитриевич Эйзенштейн Сергей Михайлович Орлова Любовь Петровна Плятт Ростислав Янович Гарин Эраст Павлович Щуко Георгий Владимирович Дейнека Александр Александрович Ахматова Анна Андреевна Зощенко Михаил Михайлович Сельвинский Илья Львович

  • Слайд 155

    Сталин Иосиф Виссарионович

  • Слайд 156

    Молотов Вячеслав Михайлович

  • Слайд 157

    Берия Лаврентий Павлович

  • Слайд 158

    Капица Петр Леонидович

  • Слайд 159

    Курчатов Игорь Васильевич

  • Слайд 160

    Королев Сергей Павлович

  • Слайд 161

    Варга Евгений Самуилович

  • Слайд 162

    Мандельштам Леонид Исаакович

  • Слайд 163

    Станицын Виктор Яковлевич

  • Слайд 164

    Конский Григорий Григорьевич

  • Слайд 165

    Раневская Фаина Георгиевна

  • Слайд 166

    Шостакович Дмитрий Дмитриевич

  • Слайд 167

    Эйзенштейн Сергей Михайлович

  • Слайд 168

    Орлова Любовь Петровна

  • Слайд 169

    Плятт Ростислав Янович

  • Слайд 170

    Гарин Эраст Павлович

  • Слайд 171

    Щуко Георгий Владимирович

  • Слайд 172

    Дейнека Александр Александрович

  • Слайд 173

    Ахматова Анна Андреевна

  • Слайд 174

    Зощенко Михаил Михайлович

  • Слайд 175

    Сельвинский Илья Львович

  • Слайд 176

    Видеозаписи

    Минск и минчане. Сталинский ампир.

  • Слайд 177
  • Слайд 178

    Аудиофайлы

    Н.Кандинская – Ах, ты, зимушка-зима. Д.Шостакович – Симфония №11 В.Тихонов – На деревне у нас. В.Нечаев – расцвела сирень-черемуха в саду. Л.Утёсов – Сулико. Выступление Сталина 24 мая 1945 года. Женщина коммунистка о Сталине. Левитан - озвучка испытания атомной водородной бомбы.

  • Слайд 179

    Объвление о смерти Сталина по радио. Речь Берии на похоронах Сталина. Марш демократической молодёжи. Марш – Ленинград. Марш – Первомай.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке