Содержание
-
Культуры Древней Месопотамии.
-
Содержание
Географическое положение Периодизация истории Древнего Междуречья Шумер Шумер: Язык Шумер: Письменность Шумер: Архитектура Шумер: Литература Шумер: Костюм Аккад Аккад: Архитектура Аккад: Скульптура Аккад: Глиптика Аккад: Рельефы Аккад: Язык и письменность Аккад: Литература Ур Ур: Архитектура Ур: Декоративное искусство Ур: Музыка Вавилония Вавилония: Вавилон Вавилон: Архитектура Вавилон: Литература Вавилон: Музыка Вавилон: Живопись Вавилон: Математика Вавилон: Астрономия Вавилон: Костюм Мифы о Вавилоне Сады Семирамиды Законы Хаммурапи Ассирия Ассирия: Архитектура Ассирия: Живопись Ассирия: Литература Ассирия: Скульптура Ассирия: Прикладное искусство Ассирия: Костюм Кухня Месопотамии Религия Месопотамии Исследователи Месопотамии Заключение Источники
-
Географическое положение
Месопота́мия(др.-греч.Μεσοποταμία, араб.بلاد الرافدين, Билад аль-Рафидайн, курд.مەزۆپۆتامیا, тур.Mezopotamya, арам.ܒܝܬ ܢܗܪܝܢ, арм.Միջագետք, лат. Mesopotamia — «Междуре́чье»), также Двуре́чье — область в среднем и нижнем течении рек Тигри Евфрат(в Западной Азии) от Персидского заливадо Ирака, одна из колыбелей евроазиатской цивилизации.
-
-
Периодизация истории Междуречья
-
Шумер
Шуме́р — первая письменная цивилизация, существовавшая на юго-востоке Междуречья Тигра и Евфрата в IV—III тысячелетиях до н. э
-
-
Шумер: Язык
Язык шумеров имеет агглютинативную структуру. Его родственные связи в настоящее время не установлены; в разработке находится ряд гипотез.
-
-
Шумер: Письменность
Клинопись — это система письма, при которой знаки выдавливаются тростниковой палочкой (стило) на табличке из сырой глины. Клинопись распространилась на всё Междуречье и стала основной письменностью древних государств Ближнего Востока вплоть до первого века нашей эры.
-
Шумер: Архитектура
В Междуречье мало деревьев и камня, поэтому первым строительным материалом были сырцовые кирпичи из смеси глины, песка и соломы. Основу архитектуры Междуречья составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) монументальные постройки и здания.
-
Дворец шумер
-
Зиккурат
-
Шумер: Литература
Одним из наиболее известных произведений шумерской литературы считается «Эпос о Гильгамеше» — собрание шумерских легенд, позже переведённых на Аккадский язык.
-
Известен также шумеро-аккадский космогонический эпос «Энумаэлиш».
-
Шумер: Костюм
Основной одеждой мужчины были туника и набедренная повязка. Туника – рубашка без рукавов, в талию. По длине она обычно не достигала колен. Ворот мог быть гладким, либо отделанным вышитым кантом.
-
Шумер: Костюм
Шумерские женщины подстригали волосы до плеч. По длине женская туника доходила до колен, иногда имела разрезы сбоку. Была известна также юбка, сшитая из нескольких горизонтальных полотнищ, причём верхнее полотнище сворачивалось в жгут и заменяло пояс.
-
Аккад
Акка́д— государство, существовавшее в XXIV — XXII веках до н. э., а также древняя область в средней части Месопотамии, на территории современного Ирака. Столица — город Аккаде (шумер. Агаде). Являлось крупнейшей державой своего времени.
-
-
Аккад: Архитектура
Архитектура аккадского периода развивалась в общем русле месопотамской архитектуры, сохраняя её традиционные приемы, такие как горизонтальное членение стен путем чередования выступов (пилястр) и ниш, сооружение храмов на искусственных возвышениях и т. д.
-
Аккад: Арихитектура
Раскопанный дворец Нарам-Суэна, нижняя южная часть.
-
Аккад: Архитектура
Фасад дворца Нарамсина в Эшнунне. Реконструкция.
-
Руины Эшнунна.
-
Аккад: Скульптура
До наших дней уцелело очень мало образцов аккадской скульптуры. Самые известные — это бронзовая голова аккадского правителя, статуя и чёрный обелиск Маништушу.
-
Аккад: Глиптика
Глиптика Древней Месопотамии традиционно почти всегда была представлена цилиндрическими печатями. Они изготовлялись из цветных полудрагоценных камней, а их оттиски передавали различные мифологические сцены.
-
Аккад: Рельефы
Значительных успехов аккадские мастера достигли в изготовлении рельефов. Самые яркие памятники — каменные стелы царей Римуша и Нарам-Суэна.
-
Аккад: Язык и письменность
Аккадское государство было двуязычным: и шумерский, и аккадский языки имели важное значение. Шумерский имел значение как язык богослужений, литературы и храмового учёта. Аккадский был распространён в форме староаккадского диалекта и применялся, главным образом, в канцелярии.
-
Аккад: Литература
Самые известные произведения назывались «гимнами к богине Инанне». Они использовались в школах для переписывания, что свидетельствует об их популярности.
-
Эн-хеду-Ана— аккадская принцесса и верховная жрица лунного бога Нанна в Уре. Самый раннийавтор, известный по имени, поскольку её неозаглавленные религиозные сочинения, обычно называемые «Гимны к Инанне» являются одним из древнейших примеров литературы в письменной истории.
-
Полупрозрачный алебастровый диск с изображением на нем жрицы, совершающей обряд ритуального возлияния. На обратной стороне диска сохранилась клинописная надпись: «…супруга Нанныдочь Саргона»
-
Ур
У́р(шум. Urim) (шумер. — Урим) — один из древнейших шумерских городов-государств древнего южного Междуречья IV в. до н. э. “Ур халдеев” Библии, погребенный под холмом Мукаяр, и назван родиной Авраама.
-
Ур: Архитектура
Великий зиккурат в Уре (зиккуратЭтеменнигуру) — наиболее сохранившийся храмовый комплекс Древнего Междуречья. Возведён в XXI веке до н. э. (около 2047 до н. э.) в городе Уре местными царями Ур-Намму и Шульги, как и святилище Экишнугаль, в честь лунного божества Нанна.
-
Зиккурат В Уре был призван служить не только храмом, но и общественным учреждением, архивом и царским дворцом.
-
Ур: Декоративное искусство
Известны декоративные панели, обнаруженные раскопках при города Ур. На панели с изображением войны показана приграничная стычка с участием шумерского войска. На другой панели изображена сцена пиршества. Пирующих увеселяют игрой на арфе.
-
Фреска «Война»
-
Фреска «Мир»
-
Ур: Музыка
Урские арфы — древнейшие струнные инструменты, известные исторической науке. Фрагменты трёх лир и одной арфы были обнаружены при раскопках в Уре.
-
Вавилония
Вавилония, или Вавилонское царство — древнее царство на юге Междуречья (территория современного Ирака), возникшее в начале II тысячелетия до н. э. и утратившее независимость в 539 году до н. э.
-
Вавилония: Вавилон
Столица Вавилонии – Вавилон (аккадское бабилу, что означает “врата бога”)
-
Вавилон: Архитектура
Представление древних вавилонян о мироздании, положенное в основу плана Вавилона.
-
Город Вавилон занимал обширную территорию, насчитывавшую 20 км2 и внешними крепостными стенами протяженностью 18 км.
-
Вавилон, План города 1-дорога Процессий 2-мост через Евфрат 3-летний дворец 4-северный дворец 5-южныи дворец 6-форт; 7-зиккурат; 8-храм Мардука
-
Вавилон, вид главных городских ворот Иштар и дороги Процессий. Реконструкция.
-
Вид Вавилона с севера.
-
Вавилон: Архитекутра
Ворота богини Иштар. VII-VI вв. до н.э. Реконструкция. Ирак, Вавилон. Внешний вид.
-
Вавилон: Архитектура
В центре города располагался священный участок Эсагила, где находились храм Мардука и зиккуратЭтеменанки, главным зданием Вавилона считался зиккурат, который назывался «Домом основания небес и земли».
-
Вавилон: Литература
Поэма об Атрахасисе, герое одного из первых в мире эпосов, записана клинописью на глиняной табличке повествующая о сотворении человека и всемирном потопе.
-
Культовый космогонический эпос "Энумаэлиш" ("Когда вверху…").
-
Из текстов «непрагматического» характера ранее всего стали фиксироваться образцы житейской мудрости – пословицы и афоризмы. Таблички с древнейшим вариантом Поучения Шуруппака.
-
Писцы не только переписывали старые, но и сочиняли новые нравоучительные тексты. Возник жанр литературы, как диалог-спор. Ранние сочинения этого жанра (Зима и лето, Пальма и тамариск, Плуг и мотыга) представляли собой в основном состязания в самовосхвалении.
-
В более поздних поэмах- диалогах (Вавилонская теодицея, Разговор господина с рабом) содержались мотивы, ставшие предвосхищением библейских Книги Иова и Екклесиаста.
-
Как дидактическое можно рассматривать сочинение «Писец и его непутевый Сын», об ученике и его учителе, дающий представление о нравах.
-
Интересна также сказка «Ниппурский бедняк» о проделках хитреца, который смог отомстить своему могущественному обидчику.
-
Вавилон: Музыка
На этой табличке можно увидеть ноты древних шумеров. Современная запись той же мелодии приводится ниже.
-
Симфо́ния— древний духовой музыкальный инструмент, времён Вавилонского царства при царе Навуходоносоре. На сегодняшний день считается разновидностью волынки.
-
Вавилон: Живопись
От вавилонского этапа сохранились фрагменты настенной живописи XVIII столетия до н.э., которые воспроизводят религиозные, мифологические, а также военные темы.
-
Декоративным целям служили, также и небольшие терракотовые пластинки, украшенные рельефными изображениями. На одной из них довольно натурально представлен полунагой слуга, ведущий на привязи большую собаку.
-
Вавилон: Математика
Вавилонские математические тексты носят преимущественно учебный характер. Из них видно, что вавилонская расчётная техника была намного совершеннее египетской, а круг решаемых задач существенно шире. Как и в египетских текстах, излагается только алгоритм решения (на конкретных примерах), без комментариев и доказательств
-
Вавилон: Астрономия
Жрецы Двуречья к середине I тысячелетия до нашей эры уже свели традиционную, чисто наблюдательную астрономию глубокой первобытности к весьма скромной роли. Наблюдения вавилонских жрецов восходят ко времени, отстоющемуот нашего на 31 тысячу лет.
-
Вавилон: Костюм
Основная одежда вавилонян - рубашка с рукавами и плащ из шкур. Женская рубашка, облегавшая фигуру до бедер, отличалась пышными вверху и узкими внизу рукавами. Ее поверхность покрывалась ромбовидными кусками.
-
Мифы о Вавилоне
Вавилонская башня Согласно преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли на землю Сеннаар, где решили построить город (Вавилон) и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя».
-
Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки для разных людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа.
-
Вавилонская блудница Первоисточником образа Вавилонской блудницы является Откровение Иоанна. Явившийся Иоанну Богослову ангел предлагает ему увидеть «суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином её блудодеяния упивались живущие на земле» (Откр.17:1-2).
-
В качестве исторического прообраза блудницы из видения Иоанна, могут выступать: жрицы малоазийских храмов императрица Мессалина, третья жена императора Клавдия, внучатая племянница императора Августа. Её распутство описано Тацитом и Светонием.
-
Вавилон: Сады Семирамиды
Висячие сады Амитис созданы в честь жены вавилонского царя Навуходоносора II. Предположительно располагались возле современного города Хилла.
-
Висячие сады просуществовали около двух столетий. Сначала перестали ухаживать за садом, затем мощные наводнения разрушили фундамент колонн, и все сооружение рухнуло.
-
Законы Хаммурапи
Хаммурапи (букв. «Старший родич — целитель»)- царь Вавилона, правил приблизительно в 1793 до н. э. — 1750 до н. э., из I Вавилонской династии.
-
Свод законов Хаммурапи один из древнейших законодательных памятников. Сохранился в виде клинописной надписи на чёрной диоритовой стеле. Современные издатели делят свод на 282 статьи .
-
Ассирия
Асси́рия — (аккадский: Aššur, араб. أشور Aššûr, ивр. אַשּׁוּר Aššûr, арам. ܐܫܘܪ Ašur, арам. ܐܬܘܪ Aturассир.: Атур) — древнее государство в Северном Двуречье (на территории современного Ирака).
-
-
Ассирия: Архитектура
Характерный пример дворцового строительства Ассирии представляет Дур-Шаррукин – одна из резиденций ассирийских царей, предпочитавщих в целях безопасности строить себе изолированные от города цитадели.
-
Столицей Ассирии становится Ниневия, но судить о ее планировке невозможно, по-сколькув 612 г. до н.э. она была стерта с лица земли царем Набопаласаром из Вавилона.
-
Известен лишь украшенный барельефами северный дворец Ашшурбанипала, украшенный сценами львинной охоты.
-
Ассирия: Живопись
Живопись Ассирии представлена фрагментами фресок из дворца IX-VIII вв. до н. э. в Тиль-Барсибе. «Два ассирийских сановника»
-
Ассирия: Живопись
«Охота на льва»
-
Ассирия: Литература
К ассирийской литература следует отнести известную арамейскую повесть о премудром Ахикаре, древнейший вариант которой дошёл до нас в копии V в. до н.э. и действие которой происходит при дворе ассирийских царей Синаххерибаи Асархаддона.
-
Ассирия: Скульптура
Справа: Ламассу. Ассирия, VIII в. до н.э. Снизу: Крылатый гений. Ассирия, VIII в. до н.э.
-
Ассирия: Прикладное искусство
В Ассирии развивалось искусство глиптики (цилиндрические печати со сценами охоты, мифологическими и геральдическими композициями), художественное ткачество, резьба по кости и дереву, обработка металла.
-
Ассирия: Прикладное искусство
Ассирийские орнаменты
-
Ассирия: Костюм
Основной мужской одеждой была канди - рубашка-юбка из шерсти, хлопка или льна, с короткими рукавами. Кандиносили мужчины всех сословий.
-
Чем знатнее и богаче человек, тем длиннее его одежда. Придворные украшали канди пурпурной бахромой и носили ее без пояса. Только приближенные царя имели перевязь, обшитую бахромой, которую повязывали крестообразно или надевали через одно плечо.
-
Обувались ассиро-вавилоняне в сандалии с задниками из твердой кожи. К этим задникам крепились ремни, которыми обувь подвязывалась к ноге. Царь и знать носили сандалии с закрытыми задниками.
-
Только царь имел право носить несколько одежд. Поверх длинного кандииз белой тонкой ткани, изготовленной из шерсти белых ягнят особой породы, надевался узкий, не сшитый с боков пурпурный плащ, или конас. Спереди внизу конасбыл закруглен, сзади прямой, по краям обшит широкой золотой бахромой.
-
Головной убор ассирийских царей из белого тонкого войлока — кидарис — украшали золотые розетки в виде солнца.
-
Для женской одежды использовались более тонкие и легкие ткани. Их костюм почти не отличался от мужского.
-
Кухня Месопотамии
Пищу готовили в специальных печах – танурах. Танӯр - печь для выпечки лепёшек.
-
Главными блюдами на его столе были хлеб, каша и рыба. Каши готовили из того же ячменя, пшена, а также из бобов и чечевицы.
-
Хлебные лепёшки из ячменя и пшеницы пекли в небольших глиняных печах цилиндрической формы. Из овощей на стол чаще всего подавались огурцы, репа и тыква, а также дыня и арбуз.
-
Основным хлебным продуктом был лаваш. Название “лаваш”, в основе которого корень “луаш” (месить, замешивать), отсюда “замес” “луйаша” и тесто “леша” — ассирийского происхождения.
-
Чаще употребляли мясо домашней птицы или диких животных, добытых охотниками. Молоко, сыр и простоквашу ели скорее по праздникам.
-
Пищу обильно сдабривали маслом и пряностями. На десерт подавали орехи, мёд, финики, гранаты, инжир, виноград, сладкие пироги.
-
Пиво, а также похожий на него хмельной напиток сикеру потребляли постоянно и в больших количествах – в отличие от дорогого привозного вина. Делали пиво также из хлеба и винограда.
-
Чай и кофе — это постоянные и любимые напитки ассирийцев. Их пьют помногу, охотно и с удовольствием.
-
Религия Месопотамии
Религиозные представления жителей Древнего Двуречья являли собой довольно сложную, многослойную систему верований и культов. Это было связано с наличием большого количества самостоятельных религиозных центров, каждый из которых был посвящен своему местному божеству или нескольким божествам.
-
Наиболее ранним единым пантеоном богов следует считать шумерский. Главными в нем были: Бог неба Ану
-
богиня земли Ки
-
а также их сыновья: бог воздуха Энлиль и бог воды Эа, создавший первых людей.
-
Во II тысячелетии до Р. Х. начался расцвет так называемого Второго, или Главного Пантеона.
-
На место верховного бога месопотамского пантеона выдвинулся бог-покровитель Вавилона Мардук.
-
Шамаш(шумерский Уту) бог Солнца. Шамаш занимал исключительное положение. Он был не только богом Солнца, но и верховным судьей – Земным и небесным, заботился о бедных и обиженных и Предсказывал будущее, наставляя и защищая человечество
-
Син (шумерский Нанна) бог Луны.
-
Самым почитаемым и любимым божеством народов Месопотамии была Иштар, богиня любви, плодородия, вечерней звезды и смерти, дочь бога Ану или бога Сина. Шумеры называли ее Инанна.
-
Особая роль среди месопотамских божеств принадлежит Ду'узу (Таммузу). Таммуз был богом весеннего солнца, ежегодно теряющего свою силу от действия враждебных ему сил, и богом весенней растительности,которая, после полного развития своей нежной, свежей красоты в его месяце Таммузе, умирает от действия летнего зноя.
-
Мифология. Жрецы Междуречья разработали сложную схему устройства мира. Согласно их представлениям, Ану создал ануннаков (подземных духов), злаки, скот. Боги ели, пили, но Не могли насытиться. Тогда Эа посоветовал Энлилю создать людей, которые приносили бы богам жертвы.
-
Вера в загробную жизнь не получила в Междуречье распространения. В вавилонской литературе мы неоднократно встречаемся с мифами, легендами и даже эпосом, в которых основной идеей является идея поисков бессмертия, вечной жизни (например, Эпос о Гильгамеше).
-
Культовая практика месопотамской религии сводилась главным образом к обслуживанию идола и храма. Жрецы регулярно приносили жертвы богу и воспевали его в гимнах.
-
Практически каждое божество имело свой собственный праздник, который праздновался в городе, бывшем центром почитания этого божества.
-
Жрец должен был обладать высоким ростом, представительной внешностью и здоровыми зубами (для четкого произнесения священных формул). Позднее появились разные категории жрецов.
-
Божества женского рода обслуживались жрицами. Это были т. н. "святые девы" – затворницы, посвятившие себя божеству и "священные блудницы", отдававшие доход от проституции храму.
-
Исследователи Месопотамии
ЛандсбергерБенно (1890-1968) Крупнейший ассириолог-лексикограф, религиовед, первый исследователь категорий шумерской религии. Германия
-
ЛенорманФрансуа (1837-1883) Автор первой грамматики шумерского языка и первой истории Древнего Востока. Франция
-
КрамерСэмюелНой (1897-1990) Первый исследователь шумерской словесности и мифологии. США
-
ОппертЮлиус (1825-1905) Ассириолог. Открыл шумеров (1869). Германия, Франция
-
Заключение
Культура Месопотамии сконцентрировала в себе культуры различных этносов, составляющих ее население. Ее достижения и ценности легли в основу многих культур более поздних периодов: греческой, арабской, индийской, а позже и культуры Византии.
-
Источники
Ладынин И. А. Древний Восток. — М.: Дрофа, 2009 Ллойд С. Археология Месопотамии. — М.: Наука, 1984 Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. — М.: Наука, 1990 Бертман С. Месопотамия: Энциклопедический справочник. — М.: Вече, 2007 Дьяконов И. М. Люди города Ура. — М.: Наука, 1990 Кленгель-Брандт Э. Древний Вавилон. — Смоленск: Русич, 2001 Саггс Х. Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура. — М.: Центрполиграф, 2004 http://www.louvre.fr/ - официальный сайт Лувра http://www.britishmuseum.org/ - официальный сайт Британского музея http://www.hermitagemuseum.org – официальный сайт Эрмитажа http://www.metmuseum.org/ - официальный сайт музея Метрополитен Нью-Йорк http://mesopotamia.nm.ru– сайт о Древней Месопотамии
-
Презентация выполнена студенткой ФФЧ РГПУ им. Герцена Гук Дарьей -2012-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.