Презентация на тему "Культуры Древней Месопотамии."

Презентация: Культуры Древней Месопотамии.
Включить эффекты
1 из 116
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

"Культуры Древней Месопотамии." состоит из 116 слайдов: лучшая powerpoint презентация на эту тему с анимацией находится здесь! Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Вам понравилось? Оцените материал! Загружена в 2018 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    116
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Культуры Древней Месопотамии.
    Слайд 1

    Культуры Древней Месопотамии.

  • Слайд 2

    Содержание

    Географическое положение Периодизация истории Древнего Междуречья Шумер Шумер: Язык Шумер: Письменность Шумер: Архитектура Шумер: Литература Шумер: Костюм Аккад Аккад: Архитектура Аккад: Скульптура Аккад: Глиптика Аккад: Рельефы Аккад: Язык и письменность Аккад: Литература Ур Ур: Архитектура Ур: Декоративное искусство Ур: Музыка Вавилония Вавилония: Вавилон Вавилон: Архитектура Вавилон: Литература Вавилон: Музыка Вавилон: Живопись Вавилон: Математика Вавилон: Астрономия Вавилон: Костюм Мифы о Вавилоне Сады Семирамиды Законы Хаммурапи Ассирия Ассирия: Архитектура Ассирия: Живопись Ассирия: Литература Ассирия: Скульптура Ассирия: Прикладное искусство Ассирия: Костюм Кухня Месопотамии Религия Месопотамии Исследователи Месопотамии Заключение Источники

  • Слайд 3

    Географическое положение

    Месопота́мия(др.-греч.Μεσοποταμία, араб.بلاد الرافدين, Билад аль-Рафидайн‎‎, курд.مەزۆپۆتامیا, тур.Mezopotamya, арам.ܒܝܬ ܢܗܪܝܢ, арм.Միջագետք, лат. Mesopotamia — «Междуре́чье»), также Двуре́чье — область в среднем и нижнем течении рек Тигри Евфрат(в Западной Азии) от Персидского заливадо Ирака, одна из колыбелей евроазиатской цивилизации.

  • Слайд 4
  • Слайд 5

    Периодизация истории Междуречья

  • Слайд 6

    Шумер

    Шуме́р — первая письменная цивилизация, существовавшая на юго-востоке Междуречья Тигра и Евфрата в IV—III тысячелетиях до н. э

  • Слайд 7
  • Слайд 8

    Шумер: Язык

    Язык шумеров имеет агглютинативную структуру. Его родственные связи в настоящее время не установлены; в разработке находится ряд гипотез.

  • Слайд 9
  • Слайд 10

    Шумер: Письменность

    Клинопись — это система письма, при которой знаки выдавливаются тростниковой палочкой (стило) на табличке из сырой глины. Клинопись распространилась на всё Междуречье и стала основной письменностью древних государств Ближнего Востока вплоть до первого века нашей эры.

  • Слайд 11

    Шумер: Архитектура

    В Междуречье мало деревьев и камня, поэтому первым строительным материалом были сырцовые кирпичи из смеси глины, песка и соломы. Основу архитектуры Междуречья составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) монументальные постройки и здания.

  • Слайд 12

    Дворец шумер

  • Слайд 13

    Зиккурат

  • Слайд 14

    Шумер: Литература

    Одним из наиболее известных произведений шумерской литературы считается «Эпос о Гильгамеше» — собрание шумерских легенд, позже переведённых на Аккадский язык.

  • Слайд 15

    Известен также шумеро-аккадский космогонический эпос «Энумаэлиш».

  • Слайд 16

    Шумер: Костюм

    Основной одеждой мужчины были туника и набедренная повязка. Туника – рубашка без рукавов, в талию. По длине она обычно не достигала колен. Ворот мог быть гладким, либо отделанным вышитым кантом.

  • Слайд 17

    Шумер: Костюм

    Шумерские женщины подстригали волосы до плеч. По длине женская туника доходила до колен, иногда имела разрезы сбоку. Была известна также юбка, сшитая из нескольких горизонтальных полотнищ, причём верхнее полотнище сворачивалось в жгут и заменяло пояс.

  • Слайд 18

    Аккад

    Акка́д— государство, существовавшее в XXIV — XXII веках до н. э., а также древняя область в средней части Месопотамии, на территории современного Ирака. Столица — город Аккаде (шумер. Агаде). Являлось крупнейшей державой своего времени.

  • Слайд 19
  • Слайд 20

    Аккад: Архитектура

    Архитектура аккадского периода развивалась в общем русле месопотамской архитектуры, сохраняя её традиционные приемы, такие как горизонтальное членение стен путем чередования выступов (пилястр) и ниш, сооружение храмов на искусственных возвышениях и т. д.

  • Слайд 21

    Аккад: Арихитектура

    Раскопанный дворец Нарам-Суэна, нижняя южная часть.

  • Слайд 22

    Аккад: Архитектура

    Фасад дворца Нарамсина в Эшнунне. Реконструкция.

  • Слайд 23

    Руины Эшнунна.

  • Слайд 24

    Аккад: Скульптура

    До наших дней уцелело очень мало образцов аккадской скульптуры. Самые известные — это бронзовая голова аккадского правителя, статуя и чёрный обелиск Маништушу.

  • Слайд 25

    Аккад: Глиптика

    Глиптика Древней Месопотамии традиционно почти всегда была представлена цилиндрическими печатями. Они изготовлялись из цветных полудрагоценных камней, а их оттиски передавали различные мифологические сцены.

  • Слайд 26

    Аккад: Рельефы

    Значительных успехов аккадские мастера достигли в изготовлении рельефов. Самые яркие памятники — каменные стелы царей Римуша и Нарам-Суэна.

  • Слайд 27

    Аккад: Язык и письменность

    Аккадское государство было двуязычным: и шумерский, и аккадский языки имели важное значение. Шумерский имел значение как язык богослужений, литературы и храмового учёта. Аккадский был распространён в форме староаккадского диалекта и применялся, главным образом, в канцелярии.

  • Слайд 28

    Аккад: Литература

    Самые известные произведения назывались «гимнами к богине Инанне». Они использовались в школах для переписывания, что свидетельствует об их популярности.

  • Слайд 29

    Эн-хеду-Ана— аккадская принцесса и верховная жрица лунного бога Нанна в Уре. Самый раннийавтор, известный по имени, поскольку её неозаглавленные религиозные сочинения, обычно называемые «Гимны к Инанне» являются одним из древнейших примеров литературы в письменной истории.

  • Слайд 30

    Полупрозрачный алебастровый диск с изображением на нем жрицы, совершающей обряд ритуального возлияния. На обратной стороне диска сохранилась клинописная надпись: «…супруга Нанныдочь Саргона»

  • Слайд 31

    Ур

    У́р(шум. Urim) (шумер. — Урим) — один из древнейших шумерских городов-государств древнего южного Междуречья IV в. до н. э. “Ур халдеев” Библии, погребенный под холмом Мукаяр, и назван родиной Авраама.

  • Слайд 32

    Ур: Архитектура

    Великий зиккурат в Уре (зиккуратЭтеменнигуру) — наиболее сохранившийся храмовый комплекс Древнего Междуречья. Возведён в XXI веке до н. э. (около 2047 до н. э.) в городе Уре местными царями Ур-Намму и Шульги, как и святилище Экишнугаль, в честь лунного божества Нанна.

  • Слайд 33

    Зиккурат В Уре был призван служить не только храмом, но и общественным учреждением, архивом и царским дворцом.

  • Слайд 34

    Ур: Декоративное искусство

    Известны декоративные панели, обнаруженные раскопках при города Ур. На панели с изображением войны показана приграничная стычка с участием шумерского войска. На другой панели изображена сцена пиршества. Пирующих увеселяют игрой на арфе.

  • Слайд 35

    Фреска «Война»

  • Слайд 36

    Фреска «Мир»

  • Слайд 37

    Ур: Музыка

    Урские арфы — древнейшие струнные инструменты, известные исторической науке. Фрагменты трёх лир и одной арфы были обнаружены при раскопках в Уре.

  • Слайд 38

    Вавилония

    Вавилония, или Вавилонское царство — древнее царство на юге Междуречья (территория современного Ирака), возникшее в начале II тысячелетия до н. э. и утратившее независимость в 539 году до н. э.

  • Слайд 39

    Вавилония: Вавилон

    Столица Вавилонии – Вавилон (аккадское бабилу, что означает “врата бога”)

  • Слайд 40

    Вавилон: Архитектура

    Представление древних вавилонян о мироздании, положенное в основу плана Вавилона.

  • Слайд 41

    Город Вавилон занимал обширную территорию, насчитывавшую 20 км2 и внешними крепостными стенами протяженностью 18 км.

  • Слайд 42

    Вавилон, План города 1-дорога Процессий 2-мост через Евфрат 3-летний дворец 4-северный дворец 5-южныи дворец 6-форт; 7-зиккурат; 8-храм Мардука

  • Слайд 43

    Вавилон, вид главных городских ворот Иштар и дороги Процессий. Реконструкция.

  • Слайд 44

    Вид Вавилона с севера.

  • Слайд 45

    Вавилон: Архитекутра

    Ворота богини Иштар. VII-VI вв. до н.э. Реконструкция. Ирак, Вавилон. Внешний вид.

  • Слайд 46

    Вавилон: Архитектура

    В центре города располагался священный участок Эсагила, где находились храм Мардука и зиккуратЭтеменанки, главным зданием Вавилона считался зиккурат, который назывался «Домом основания небес и земли».

  • Слайд 47

    Вавилон: Литература

    Поэма об Атрахасисе, герое одного из первых в мире эпосов, записана клинописью на глиняной табличке повествующая о сотворении человека и всемирном потопе.

  • Слайд 48

    Культовый космогонический эпос "Энумаэлиш" ("Когда вверху…").

  • Слайд 49

    Из текстов «непрагматического» характера ранее всего стали фиксироваться образцы житейской мудрости – пословицы и афоризмы. Таблички с древнейшим вариантом Поучения Шуруппака.

  • Слайд 50

    Писцы не только переписывали старые, но и сочиняли новые нравоучительные тексты. Возник жанр литературы, как диалог-спор. Ранние сочинения этого жанра (Зима и лето, Пальма и тамариск, Плуг и мотыга) представляли собой в основном состязания в самовосхвалении.

  • Слайд 51

    В более поздних поэмах- диалогах (Вавилонская теодицея, Разговор господина с рабом) содержались мотивы, ставшие предвосхищением библейских Книги Иова и Екклесиаста.

  • Слайд 52

    Как дидактическое можно рассматривать сочинение «Писец и его непутевый Сын», об ученике и его учителе, дающий представление о нравах.

  • Слайд 53

    Интересна также сказка «Ниппурский бедняк» о проделках хитреца, который смог отомстить своему могущественному обидчику.

  • Слайд 54

    Вавилон: Музыка

    На этой табличке можно увидеть ноты древних шумеров. Современная запись той же мелодии приводится ниже.

  • Слайд 55

    Симфо́ния— древний духовой музыкальный инструмент, времён Вавилонского царства при царе Навуходоносоре. На сегодняшний день считается разновидностью волынки.

  • Слайд 56

    Вавилон: Живопись

    От вавилонского этапа сохранились фрагменты настенной живописи XVIII столетия до н.э., которые воспроизводят религиозные, мифологические, а также военные темы.

  • Слайд 57

    Декоративным целям служили, также и небольшие терракотовые пластинки, украшенные рельефными изображениями. На одной из них довольно натурально представлен полунагой слуга, ведущий на привязи большую собаку.

  • Слайд 58

    Вавилон: Математика

    Вавилонские математические тексты носят преимущественно учебный характер. Из них видно, что вавилонская расчётная техника была намного совершеннее египетской, а круг решаемых задач существенно шире. Как и в египетских текстах, излагается только алгоритм решения (на конкретных примерах), без комментариев и доказательств

  • Слайд 59

    Вавилон: Астрономия

    Жрецы Двуречья к середине I тысячелетия до нашей эры уже свели традиционную, чисто наблюдательную астрономию глубокой первобытности к весьма скромной роли. Наблюдения вавилонских жрецов восходят ко времени, отстоющемуот нашего на 31 тысячу лет.

  • Слайд 60

    Вавилон: Костюм

    Основная одежда вавилонян - рубашка с рукавами и плащ из шкур. Женская рубашка, облегавшая фигуру до бедер, отличалась пышными вверху и узкими внизу рукавами. Ее поверхность покрывалась ромбовидными кусками.

  • Слайд 61

    Мифы о Вавилоне

    Вавилонская башня Согласно преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли на землю Сеннаар, где решили построить город (Вавилон) и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя».

  • Слайд 62

    Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки для разных людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа.

  • Слайд 63

    Вавилонская блудница Первоисточником образа Вавилонской блудницы является Откровение Иоанна. Явившийся Иоанну Богослову ангел предлагает ему увидеть «суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином её блудодеяния упивались живущие на земле» (Откр.17:1-2).

  • Слайд 64

    В качестве исторического прообраза блудницы из видения Иоанна, могут выступать: жрицы малоазийских храмов императрица Мессалина, третья жена императора Клавдия, внучатая племянница императора Августа. Её распутство описано Тацитом и Светонием.

  • Слайд 65

    Вавилон: Сады Семирамиды

    Висячие сады Амитис созданы в честь жены вавилонского царя Навуходоносора II. Предположительно располагались возле современного города Хилла.

  • Слайд 66

    Висячие сады просуществовали около двух столетий. Сначала перестали ухаживать за садом, затем мощные наводнения разрушили фундамент колонн, и все сооружение рухнуло.

  • Слайд 67

    Законы Хаммурапи

    Хаммурапи (букв. «Старший родич — целитель»)- царь Вавилона, правил приблизительно в 1793 до н. э. — 1750 до н. э., из I Вавилонской династии.

  • Слайд 68

    Свод законов Хаммурапи один из древнейших законодательных памятников. Сохранился в виде клинописной надписи на чёрной диоритовой стеле. Современные издатели делят свод на 282 статьи .

  • Слайд 69

    Ассирия

    Асси́рия — (аккадский: Aššur, араб. أشور‎‎ Aššûr, ивр. אַשּׁוּר‎ Aššûr, арам. ܐܫܘܪ Ašur, арам. ܐܬܘܪ Aturассир.: Атур) — древнее государство в Северном Двуречье (на территории современного Ирака).

  • Слайд 70
  • Слайд 71

    Ассирия: Архитектура

    Характерный пример дворцового строительства Ассирии представляет Дур-Шаррукин – одна из резиденций ассирийских царей, предпочитавщих в целях безопасности строить себе изолированные от города цитадели.

  • Слайд 72

    Столицей Ассирии становится Ниневия, но судить о ее планировке невозможно, по-сколькув 612 г. до н.э. она была стерта с лица земли царем Набопаласаром из Вавилона.

  • Слайд 73

    Известен лишь украшенный барельефами северный дворец Ашшурбанипала, украшенный сценами львинной охоты.

  • Слайд 74

    Ассирия: Живопись

    Живопись Ассирии представлена фрагментами фресок из дворца IX-VIII вв. до н. э. в Тиль-Барсибе. «Два ассирийских сановника»

  • Слайд 75

    Ассирия: Живопись

    «Охота на льва»

  • Слайд 76

    Ассирия: Литература

    К ассирийской литература следует отнести известную арамейскую повесть о премудром Ахикаре, древнейший вариант которой дошёл до нас в копии V в. до н.э. и действие которой происходит при дворе ассирийских царей Синаххерибаи Асархаддона.

  • Слайд 77

    Ассирия: Скульптура

    Справа: Ламассу. Ассирия, VIII в. до н.э. Снизу: Крылатый гений. Ассирия, VIII в. до н.э.

  • Слайд 78

    Ассирия: Прикладное искусство

    В Ассирии развивалось искусство глиптики (цилиндрические печати со сценами охоты, мифологическими и геральдическими композициями), художественное ткачество, резьба по кости и дереву, обработка металла.

  • Слайд 79

    Ассирия: Прикладное искусство

    Ассирийские орнаменты

  • Слайд 80

    Ассирия: Костюм

    Основной мужской одеждой была канди - рубашка-юбка из шерсти, хлопка или льна, с короткими рукавами. Кандиносили мужчины всех сословий.

  • Слайд 81

    Чем знатнее и богаче человек, тем длиннее его одежда. Придворные украшали канди пурпурной бахромой и носили ее без пояса. Только приближенные царя имели перевязь, обшитую бахромой, которую повязывали крестообразно или надевали через одно плечо.

  • Слайд 82

    Обувались ассиро-вавилоняне в сандалии с задниками из твердой кожи. К этим задникам крепились ремни, которыми обувь подвязывалась к ноге. Царь и знать носили сандалии с закрытыми задниками.

  • Слайд 83

    Только царь имел право носить несколько одежд. Поверх длинного кандииз белой тонкой ткани, изготовленной из шерсти белых ягнят особой породы, надевался узкий, не сшитый с боков пурпурный плащ, или конас. Спереди внизу конасбыл закруглен, сзади прямой, по краям обшит широкой золотой бахромой.

  • Слайд 84

    Головной убор ассирийских царей из белого тонкого войлока — кидарис — украшали золотые розетки в виде солнца.

  • Слайд 85

    Для женской одежды использовались более тонкие и легкие ткани. Их костюм почти не отличался от мужского.

  • Слайд 86

    Кухня Месопотамии

    Пищу готовили в специальных печах – танурах. Танӯр - печь для выпечки лепёшек.

  • Слайд 87

    Главными блюдами на его столе были хлеб, каша и рыба. Каши готовили из того же ячменя, пшена, а также из бобов и чечевицы.

  • Слайд 88

    Хлебные лепёшки из ячменя и пшеницы пекли в небольших глиняных печах цилиндрической формы. Из овощей на стол чаще всего подавались огурцы, репа и тыква, а также дыня и арбуз.

  • Слайд 89

    Основным хлебным продуктом был лаваш. Название “лаваш”, в основе которого корень “луаш” (месить, замешивать), отсюда “замес” “луйаша” и тесто “леша” — ассирийского происхождения.

  • Слайд 90

    Чаще употребляли мясо домашней птицы или диких животных, добытых охотниками. Молоко, сыр и простоквашу ели скорее по праздникам.

  • Слайд 91

    Пищу обильно сдабривали маслом и пряностями. На десерт подавали орехи, мёд, финики, гранаты, инжир, виноград, сладкие пироги.

  • Слайд 92

    Пиво, а также похожий на него хмельной напиток сикеру потребляли постоянно и в больших количествах – в отличие от дорогого привозного вина. Делали пиво также из хлеба и винограда.

  • Слайд 93

    Чай и кофе — это постоянные и любимые напитки ассирийцев. Их пьют помногу, охотно и с удовольствием.

  • Слайд 94

    Религия Месопотамии

    Религиозные представления жителей Древнего Двуречья являли собой довольно сложную, многослойную систему верований и культов. Это было связано с наличием большого количества самостоятельных религиозных центров, каждый из которых был посвящен своему местному божеству или нескольким божествам.

  • Слайд 95

    Наиболее ранним единым пантеоном богов следует считать шумерский. Главными в нем были: Бог неба Ану

  • Слайд 96

    богиня земли Ки

  • Слайд 97

    а также их сыновья: бог воздуха  Энлиль и бог воды Эа, создавший первых людей.

  • Слайд 98

    Во II тысячелетии до Р. Х. начался расцвет так называемого Второго, или Главного Пантеона.

  • Слайд 99

    На место верховного бога месопотамского пантеона выдвинулся бог-покровитель Вавилона Мардук.

  • Слайд 100

    Шамаш(шумерский Уту) бог Солнца. Шамаш занимал исключительное положение. Он был не только богом Солнца, но и верховным судьей – Земным и небесным, заботился о бедных и обиженных и Предсказывал будущее, наставляя и защищая человечество

  • Слайд 101

    Син (шумерский Нанна) бог Луны.

  • Слайд 102

    Самым почитаемым и любимым божеством народов Месопотамии была Иштар, богиня любви, плодородия, вечерней звезды и смерти, дочь бога Ану или бога Сина. Шумеры называли ее Инанна.

  • Слайд 103

    Особая роль среди месопотамских божеств принадлежит Ду'узу (Таммузу). Таммуз был богом весеннего солнца, ежегодно теряющего свою силу от действия враждебных ему сил, и богом весенней растительности,которая, после полного развития своей нежной, свежей красоты в его месяце Таммузе, умирает от действия летнего зноя.

  • Слайд 104

    Мифология. Жрецы Междуречья разработали сложную схему устройства мира. Согласно их представлениям, Ану создал  ануннаков (подземных духов), злаки, скот. Боги ели, пили, но Не могли насытиться. Тогда Эа посоветовал Энлилю создать людей, которые приносили бы богам жертвы.

  • Слайд 105

    Вера в загробную жизнь не получила в Междуречье распространения. В вавилонской литературе мы неоднократно встречаемся с мифами, легендами и даже эпосом, в которых основной идеей является идея поисков бессмертия, вечной жизни (например, Эпос о Гильгамеше).

  • Слайд 106

    Культовая практика месопотамской религии сводилась главным образом к обслуживанию идола и храма. Жрецы регулярно приносили жертвы богу и воспевали его в гимнах. 

  • Слайд 107

    Практически каждое божество имело свой собственный праздник, который праздновался в городе, бывшем центром почитания этого божества. 

  • Слайд 108

    Жрец должен был обладать высоким ростом, представительной внешностью и здоровыми зубами (для четкого произнесения священных формул). Позднее появились разные категории жрецов.

  • Слайд 109

    Божества женского рода обслуживались жрицами. Это были т. н. "святые девы" – затворницы, посвятившие себя божеству и "священные блудницы", отдававшие доход от проституции храму.

  • Слайд 110

    Исследователи Месопотамии

    ЛандсбергерБенно (1890-1968) Крупнейший ассириолог-лексикограф, религиовед, первый исследователь категорий шумерской религии. Германия

  • Слайд 111

    ЛенорманФрансуа (1837-1883) Автор первой грамматики шумерского языка и первой истории Древнего Востока. Франция

  • Слайд 112

    КрамерСэмюелНой (1897-1990) Первый исследователь шумерской словесности и мифологии. США

  • Слайд 113

    ОппертЮлиус (1825-1905) Ассириолог. Открыл шумеров (1869). Германия, Франция

  • Слайд 114

    Заключение

    Культура Месопотамии сконцентрировала в себе культуры различных этносов, составляющих ее население. Ее достижения и ценности легли в основу многих культур более поздних периодов: греческой, арабской, индийской, а позже и культуры Византии.

  • Слайд 115

    Источники

    Ладынин И. А. Древний Восток. — М.: Дрофа, 2009 Ллойд С. Археология Месопотамии. — М.: Наука, 1984 Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. — М.: Наука, 1990 Бертман С. Месопотамия: Энциклопедический справочник. — М.: Вече, 2007 Дьяконов И. М. Люди города Ура. — М.: Наука, 1990 Кленгель-Брандт Э. Древний Вавилон. — Смоленск: Русич, 2001 Саггс Х. Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура. — М.: Центрполиграф, 2004 http://www.louvre.fr/ - официальный сайт Лувра http://www.britishmuseum.org/ - официальный сайт Британского музея http://www.hermitagemuseum.org – официальный сайт Эрмитажа http://www.metmuseum.org/ - официальный сайт музея Метрополитен Нью-Йорк http://mesopotamia.nm.ru– сайт о Древней Месопотамии

  • Слайд 116

    Презентация выполнена студенткой ФФЧ РГПУ им. Герцена Гук Дарьей -2012-

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке