Содержание
-
Лекция 1
ВВЕДЕНИЕ
-
Термин экология (экос - дом, логос - учение, гр.) в науку ввел немецкий биолог Эрнест Геккель В 1866 году в работе "Всеобщая морфология организмов" он писал: “...суммы знаний, относящихся к экономике природы: изучению всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и, прежде всего – его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт" .
-
Классификация структуры экологии
По размерам объектов изучения (экосистемные исследования) • аутэкология (особи, организм и их среда), • демэкология, или популяционная экология (популяция и ее среда), • синэкология (биоценоз, экосистема и их среда), • географическая (крупные геосистемы, географические процессы с участием живых систем их среды), • глобальная экология, или мегаэкология (биосфера)
-
Юджин Одум и В.А. Радкевич выделяют в экологии 3 основных блока: биоэкология, экосистемы и земные сферы, человек и природа.
А. С. Степановских (2001) выделяет 6 разделов: 1. По отношению к предметам изучения. 2. По отношению к условиям среды обитания. 3. По отношению к типу растительного покрова 4.По отношению к ландшафтному (географическому) положению. 5.По отношению к фактору времени. 6. Взаимоотношения природы и Человека
-
И.А. Шилов выделяет 5 направлений:1. Ландшафтная экология. 2. Функциональная, или физиологическая экология. 3. Количественная экология. 4. Эволюционная экология. 5. Социальная экология В.Ф. Попов и О.Н. Толстихинрассматривают общую экологию как часть учения о биосфере:
-
Экологию рассматривают в нескольких аспектах:
1) одна из биологических наук, изучающая живые системы в их взаимодействии со средой обитания; 2) комплексная наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии общества и природы; 3) особый общенаучный подход к исследованию проблем взаимодействия организмов, биосистем и среды (экологический подход); 4) совокупность научных и практических проблем взаимоотношений человека и природы (экологические проблемы). 5) наука, изучающая общие законы функционирования экосистем различного порядка.
-
"… Экология – это наука, исследующая закономерности жизнедеятельности организмов в их естественной среде, и с учетом изменений, которые вносит в эту среду деятельность человека…". (В.А. Радкевич,1998)
"... Экологию следует трактовать как науку о закономерностях формирования, развития и устойчивости биологических систем разного ранга в их взаимоотношениях со средой…". (И.А. Шилов, 2001)
-
Основным объектом исследования экологии являются экосистемы. Основнымпредметом исследования экологии являются макросистемы: популяции, биоценозы, экосистемы, и их динамика во времени и пространстве.
Современная экология, в целом, представляет собой значительный цикл знаний, вобравшей в себя разделы биологии, географии, геологии, химии, физики, социологии, психологии, культурологии, экономики, педагогики и технических наук.
-
Виды и методы экологических исследований
Режимные систематические (мониторинговые) наблюдения за состоянием природных объектов и процессов и влияющими на них антропогенными (техногенными) факторами; аналитические исследования природных и искусственных (техногенных) объектов; исследования морфологических параметров природных объектов; статистические методы оценки процессов и явлений; дистанционные методы исследований и методы специальной картографии; методы математического моделирования; системный анализ; методы социальной демографии; паспортизация природных и искусственных объектов; экологический менеджмент; экологический аудит.
-
История становления экологии
1. Период наивной экологии – до середины 19 в. (1-5 этапы). 2. Период аутэкологических исследований (факториальная экология) – с середины 19 в. до середины 20 в. (6 этап). 3. Период синэкологических исследований – с 1936 г. до наших дней (7-8 этапы).
-
Первый этап – отражает примитивные знания, накапливаемые людьми, в т.ч. первобытными, в процессе тесного общения с природой и ведения натурального хозяйства. Начался за много веков до новой эры и завершился в первые века до новой веры.Второй этап –накопление фактического материала, но уже античными учеными и средневековый застой.Период: 1-3 век до н.э.- ХIV век н.э.
-
Третий этап – продолжение сбора и первые попытки систематизация колоссального фактического материала, накопленного с началом великих географических открытий и колонизацией новых стран – в эпоху Возрождения. Период: с IV по XVIII век включительно.
Карл Линней - великий шведский ученый, создатель системы живых организмов, принципами которой мы пользуемся и сегодня. Ученые периода: М.В. Ломоносов (1711-1765), С.П. Крашенинников (1711-1755) П.С. Паллас (1741-1811 )
-
Четвертый этап – связан с крупными ботанико-географическими открытиями, способствовавшими дальнейшему развитию экологического мышления; предпосылка экологических идей; выделены экология растений и экология животных. Период: конец XVIII – начало XIX века.
Александр Гумбольдт (1769-1859) - великий немецкий ученый, заложивший основы биогеографии. Его заслуги перед экологией очень велики
-
Пятый этап – становление эволюционной экологии, углубление экологических исследований, начало изучения взаимосвязей. Период: с начала XIX века до второй половины (1866 г.) XIX века.
К.Ф. Рулье (1814-1858) Н.А. Северцев (1827-1885) Й.Э. Варминг (1841-1924)
-
Шестой этап – определение понятия "экология", доминирование исследований аутэкологического направления – изучение естественной совокупности видов, непрерывно перестраивающихся применительно к изменению факторов среды, т.е. факториальной аутэкологии. Период со второй половины ХIХ до середины (1936г.) ХХ века
К. Мебиус(1825-1908) В.В. Докучаев (1846-1903)
-
Седьмой этап- новый системный подход к исследованиям природных систем, формирование общей экологии, как самостоятельной фундаментальной биологической науки, доминирование синэкологического направления – изучение процессов материально-энергетического обмена, развитие количественных методов и математического моделирования. Период: 40-70 гг. XX века
А. Тенсли (1871-1955) ) В.Н. Сукачев (1880-1967)
-
Зюсс Эдуард(20 августа 1831, Лондон — 26 апреля 1914, Вена )
-
Восьмой этап – "экологизация" науки; становление экологических наук, учитывающих деятельность Человека, т.е. социальной и политической направленности. Возрастание интереса к изучению популяций (демэкология), динамики формирования биогеоценозов в связи с антропогенными нарушениями. Большое внимание уделяется стационарным исследованиям. Основная методология – системный анализ. Одно из главных направлений – длительный экологический мониторинг разных уровней (наземный, региональный, глобальный и пр.). Период: с 80-х годов XX века по н.вр.
Специфика этапа – отказ от примата конкурентных взаимоотношений в ценозе; развитие методов и теории экологического мониторинга. В последнее десятилетие произошло объединение ряда тенденций последних периодов. Формируется новая парадигма – биологического разнообразия.
-
Н.Ф. Реймерс (1931- 1993) В.И. Вернадский (1863 - 1945) Н.Н. Моисеев (1917-2000)
-
Причины отставания общей экологии от других наук
Недооценка потребности в открытии общих законов развития живого вещества; изучение взаимоотношений организмов друг с другом и со средой должно идти с учетом огромного разнообразия животного и растительного мира и их взаимозависимости. Между науками, а, следовательно, и между учеными, существуют жесткие искусственные, в том числе психологические барьеры. Для всестороннего выявления особенностей экосистем необходимо изучение их коллективами разных специалистов. В первую очередь такие барьеры возведены между биологическими и небиологическими науками Отсутствие реальных перспектив развития общей экологии, существовавшее вплоть до середины прошлого столетия. Недопонимание того, что методы общей экологии отличаются от методов, используемых в смежных науках и что нельзя лабораторные методы переносить на природу.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.