Презентация на тему "Лекция №14Агрессия"

Презентация: Лекция №14Агрессия
Включить эффекты
1 из 34
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация powerpoint на тему "Лекция №14Агрессия". Содержит 34 слайдов. Скачать файл 0.19 Мб. Самая большая база качественных презентаций. Смотрите онлайн с анимацией или скачивайте на компьютер. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    34
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Лекция №14Агрессия
    Слайд 1

    Лекция №14Агрессия

    Лектор: Вережников А.М.

  • Слайд 2

    Основные вопросы рассматриваемые на лекции

    Теории агрессии. Становление агрессивного поведения. Социальные детерминанты агрессии. Внешние детерминанты агрессии. Индивидуальные детерминанты агрессии: личность, установки, гендер. Биологические основы агрессивного поведения.

  • Слайд 3

    Теории агрессии.

    Самое раннее и, возможно, наиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, - это то, согласно которому данное поведение по своей природе преимущественно инстинктивное. Согласно этому подходу, люди генетически или конституционально «запрограммированы» на подобные действия.

  • Слайд 4

    В своих работах Фрейд утверждал, что все человеческое проистекает, прямо или косвенно, из эроса – инстинкта жизни, чья энергия направлена на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни. В этом контексте агрессия рассматривалась просто как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов. Пережив опыт насилия первой мировой войны, Фрейд предположил существование второго основного инстинкта, танатоса – влечения к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни.

  • Слайд 5

    Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом их сложного взаимодействия и между ними существует постоянное напряжение. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других. Если энергия танатоса не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого индивида. Внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и, таким образом, уменьшить вероятность появления более опасных действий.

  • Слайд 6

    Агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у человека так же, как и у других животных. Он предполагал, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции, в пользу чего свидетельствует 3 аспекта:

  • Слайд 7

    Борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, тем самым обеспечивается максимальная утилизация имеющихся пищевых ресурсов; Агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счет того, что оставить потомство сумеют только наиболее сильные и энергичные индивиды; Сильные особи лучше защищаются и обеспечивают выживание своего потомства.

  • Слайд 8

    Фрейд считал, что агрессивная энергия гененируется в организме спонтанно, непрерывно накапливаясь с течением времени. Чем больше количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне. Так же он полагал, что участие в различных действиях, не связанных с причинением ущерба, может предотвратить накопление агрессивной энергии и снизить вероятность вспышек насилия. Любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявление.  

  • Слайд 9

    Охотничья гипотеза Ардри.

    Охотничья гипотеза Ардри. Он утверждает, что в результате естественного отбора появился новый вид людей – охотники. Чтобы успешно охотиться группами, люди придумали для общения язык, содержащий понятия, как друг, враг, мы и они, служащие для оправдания агрессивных действий против других. Появление оружия, такого как лук и стрелы, привело к тому, что люди стали более удачливыми «вооруженными хищниками». Ардри уверяет, что именно охотничий инстинкт, как результат естественного отбора в сочетании с появлением оружия, сформировал человека как существо, которое активно нападает на представителей своего же вида.

  • Слайд 10

    Социобиологический подход.

    Гены приспособлены до такой степени, что вносят свой вклад в успешность репродукции, благодаря чему гарантируется их сохранение у будущих поколений. Таким образом, социобиологи доказывают, что люди скорее всего будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них отличается и не состоит в родстве, т.е. наименее вероятно наличие общих генов. Агрессия – это ограничение возможности родственников иметь потомство от членов собственного клана.

  • Слайд 11

    Фрустрация и агрессия

    Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме. Агрессия всегда является результатом фрустрации. Считается, что фрустрация провоцирует агрессию. Фрустрированные индивиды не всегда прибегают к вербальным или физическим нападкам на других. Они, скорее демонстрируют весь спектр реакций на фрустрацию: от покорности и уныния до активных попыток преодолеть препятствия на своем пути. Фрустрация вызывает агрессию прежде всего у людей, которые усвоили привычку реагировать на фрустрацию или другие стимулы агрессивным поведением

  • Слайд 12

    Теория посылов к агрессии Берковица

    Теория посылов к агрессии Берковица.Берковиц утверждает, фрустрация – один из множества различных стимулов, которые способны лишь спровоцировать агрессивные реакции, но не приводят к агрессивному поведению напрямую, а скорее создают готовность к агрессивным действиям. Подобное поведение возникает только тогда, когда присутствуют соответствующие посылы к агрессии – средовые стимулы, связанные с актуальными или предшествовавшими факторами, провоцирующими злость, или с агрессией в целом.Таким образом, стимул (боль, фрустрация, дискомфорт) приводит к готовности к агрессивному поведению. При определенных посылах к агрессии, готовность перерастает в агрессивное поведение.

  • Слайд 13

    Теория переноса возбуждения Зильмана.

    Теория переноса возбуждения Зильмана. Агрессия обусловлена возбуждением, т.е. конструктом, который можно наблюдать и измерять. Возбуждение имеет отношение к раздражению симпатической нервной системы, что находит выражение в соматических реакциях, таких, как учащение пульса, повышение потоотделения и АД, являющихся составной частью реакции «дерись или удирай», которая могла эволюционировать ввиду значимости для выживания. Возбуждение от одного источника может накладываться (т.е. переноситься) на возбуждение от другого источника, таким путем усиливая или уменьшая силу эмоциональной реакции. Поскольку возбуждение не угасает немедленно, остатки медленно исчезающего раздражения могут вливаться в последующие, потенциально независимые от данного стимула эмоциональные реакции и переживания.

  • Слайд 14

    Теория Бандуры

    Теория Бандуры. Агрессия рассматривается как специфическое социальное поведение. Агрессия приобретается посредством биологических факторов (гормоны, нервная система) и научения (непосредственный опыт, наблюдение). Агрессия провоцируется: воздействием шаблонов (возбуждение, внимание), неприемлемым обращением (нападки, фрустрация), побудительными мотивами (деньги, восхищение), инструкциями (приказы), эксцентричными убеждениями (параноидальные идеи).Агрессия регулируется: внешними поощрениями и наказаниями (материальное вознаграждение, неприятные послекдствия, викарным подкреплением, механизмами саморегуляции (гордость, вина).

  • Слайд 15

    Становление агрессивного поведения.

    Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников: Семья – демонстрация агрессивного поведения и его погдкрепление; Взаимодействие со сверстниками – агрессивные игры; Символические примеры – масс-медиа.

  • Слайд 16

    Согласно теории привязанности, маленькие дети различаются по степени ощущения безопасности в своих взаимоотношениях с матерью. У надежно привязанного ребенка в прошлом – надежное, чуткое и устойчивое отношение со стороны матери; он склонен доверять другим людям, имеет довольно хорошо развитые социальные навыки. Надежно привязанный или тревожащийся по поводу своей привязанности ребенок будет либо резистентным, либо избегающим

  • Слайд 17

    Тревожно избегающий ребенок избегает своей воспитательницы. Такие дети несговорчивы и сопротивляются контролю. Резистентный ребенок расстраивается при разлуке с матерью, а ей нелегко его успокоить при новой встрече. Такие дети проявляют физическую агрессию, импульсивны, для них характерны эмоциональные вспышки.

  • Слайд 18

    Ребенок получает сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других людей. Однако же, кто чрезвычайно агрессивен, скорее всего окажутся отверженными большинством в своей возрастной группе. С другой стороны, эти агрессивные дети, видимо, найдут друзей среди других агрессивных сверстников. Это создает дополнительные проблемы, т.к. в агрессивной компании происходит взаимное усиление агрессивности ее членов.

  • Слайд 19

    Социальные детерминанты агрессии.

    Различные аспекты межличностных взаимодействий приводят к возникновению агрессии и предопределяют ее формы и направленность. Именно поэтому пристальное внимание уделяется фрустрации, т.е. блокированию разворачивания целенаправленного поведения. Хотя фрустрацию принято считать одной из важнейших детерминант агрессии, данные о значительности ее влияния достаточно разноречивы. Влияние фрустрации на агрессию опосредованно рядом промежуточных факторов.

  • Слайд 20

    Наиболее сильной и устойчивой детерминантой агрессии является провокация. Что касается физической провокации, то как правило, люди отвечают ударом на удар и контратакой на атаку. Более того, зачастую агрессивная реакция возникает при одном только предположении о том, что у другого человека имеются какие-то враждебные намерения, независимо от того, выражается ли это в прямых действиях недоброжелателя или нет.

  • Слайд 21

    Что касается вербальной провокации, то ответной реакцией на оскорбления, издевки и подобные им провокации зачастую оказывается физическое нападение. В результате инциденты, начавшиеся с перебранки, нередко переходят в фазу прямого насилия. Люди, как правило, стремятся «дать сдачи», чтобы предупредить возможность возобновления нападок или не показаться окружающим «проигравшими» или беспомощными жертвами.

  • Слайд 22

    Характеристики объекта агрессии, в особенности его пол и раса, также являются мощными детерминантами агрессивного поведения. В отличие от мужчин, женщины, оказываясь в ситуации агрессивного межличностного взаимодействия, сталкиваются со сравнительно более мягкими формами агрессии, вероятно потому, что воспринимаются агрессорами как заведомо более беззащитные. В том же случае, когда женщины нарушают этот стереотип и начинают вести себя более воинственно или провокационно, уровень направляемой на них агрессии резко возрастает.

  • Слайд 23

    «Сторонние наблюдатели» могут играть роль «подстрекателей», даже не будучи непосредственными участниками агрессивных взаимодействий. Существует множество факторов, свидетельствующих о том, что сторонние наблюдатели могут оказывать существенное влияние на агрессию, причем происходит это двояким образом. Во-первых, они могут подогревать либо, наоборот, подавлять агрессию прямыми действиями. Например, вербальные рекомендации. Во-вторых, сходный эффект может быть вызван просто самим фактом их присутствия на месте действия.

  • Слайд 24

    Внешние детерминанты агрессии.

    Внешние детерминанты агрессии – это те особенности среды или ситуации, которые повышают вероятность возникновения агрессии. Многие из этих детерминант тесно ассоциируют с состоянием физической среды: высокая температура шум теснота. Загрязнение в воздухе (сигаретный дым, запах)

  • Слайд 25

    Индивидуальные детерминанты агрессии: личность, установки, гендер.

    В качестве аффектирующих агрессивное поведение психологических характеристик обычно рассматриваются такие личностные черты, как боязнь общественного неодобрения, раздражительность, тенденция усматривать враждебность в чужих действиях, убежденность индивида в том, что он в любой ситуации остается хозяином своей судьбы, склонность испытывать чувство стыда, а не вины во многих ситуациях.

  • Слайд 26

    Важную категорию агрессоров составляют экстремисты, т.е. люди, проявляющие агрессию либо крайне часто, либо в крайних формах. Экстремисты подразделяются на 2 группы: - лица со сниженным самоконтролем; - лица с повышенным самоконтролем.

  • Слайд 27

    У агрессоров первого типа внутренние сдерживающие механизмы развиты весьма слабо, поэтому они прибегают к насилию весьма часто. Агрессоры второго типа обладают необычайно развитыми внутренними сдерживающими механизмами и способны воздерживаться от агрессивных проявлений, даже в ситуации чрезвычайно мощной провокации. Когда же ресурс внутренних ингибиторов иссякает, агрессия, проявляемая лицами с повышенным самоконтролем, может принимать крайние, порой даже фатальные формы.

  • Слайд 28

    Поведенческие реакции зависят от установок индивида и внутренних стандартов. К числу наиболее важных установок относятся различные виды предрассудков (расовые, национальные). Одна и та же поведенческая реакция разными индивидами может восприниматься и как недопустимая агрессивная и как нормальная – все зависит от системы норм и ценностей конкретного человека. Такого рода внутренние стандарты наиболее ярко проявляются в ситуации повышенного личностного самосознания. Повышение личностного самосознания подталкивает индивида к агрессии, если он считает подобное поведение допустимым, и наоборот.

  • Слайд 29

    Если сравнивать мужчин и женщин, то первые демонстрируют более высокие уровни прямой, а последние – непрямой, т.е. не выраженной в физических действиях агрессии. Кроме того, мужчины чаще, чем женщины, выступают в качестве объекта физического нападения, в то время как женщины становятся чаще жертвами сексуальных домогательств и грубости в супружеских отношениях. Гендерные различия иногда объясняются влиянием генетических или биологических факторов.  

  • Слайд 30

    Биологические основы агрессивного поведения человека.

    Различные структуры нервной системы и протекающие в них процессы оказывают серьезное влияние на поведение. Так, наши эмоциональные переживания органически взаимосвязаны с функционированием лимбической системы, и в особенности гипоталамуса и миндалевидного тела; лобные доли коры головного мозга отвечают за сложные когнитивные процессы, в частности за опознание той или иной ситуации как содержащей угрозу и за выбор реакции.

  • Слайд 31

    В ведении симпатической нервной системы находится наша готовность «драться или убегать». Именно эта нейроструктура, по достижении организмом определенного уровня физиологического возбуждения, производит запуск механизма агрессивного поведения. Реактивность симпатической нервной системы имеет индивидуальный характер и потому в угрожающей ситуации, одни лица испытывают большее, а другие меньшее возбуждение.

  • Слайд 32

    Стимуляторы агрессивности Наркотики – способствуют понижению агрессивности (марихуана) Алкоголь – усиливает агрессию, особенно если в самой ситуации содержится какая-либо угроза. Порнография – во многих случаях подталкивает мужчин к сексуальной агрессии.

  • Слайд 33

    Методы систематического изучения агрессии.

    ОпросникБасса и Дарки. Они установили меру двух видов враждебности (негодование и подозрение) и 5 видов агрессии (нападение, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, вербальная агрессия). Шкала проявляемой агрессии (шкалы ММРІ). Шкала сверхконтролируемой агрессии (шкалы ММРІ). Проективные методики (Несуществующее животное).  

  • Слайд 34

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке