Содержание
-
ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ.РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕГО ФАКТОРЫ
-
САМАЯ ГЛАВНАЯ ЗАГАДКА
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас.
-
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ ТАК ТРУДНО РАЗГАДАТЬ ЗАГАДКУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ?
-
В КАКИХ СЛУЧАЯХ МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ ПОНЯТИЕ «ЛИЧНОСТЬ»?
-
МНЕНИЕ УЧЁНЫХ
Понятие “личность”, как правило, используется для отображения социальности человека, различных ее проявлений. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами.
-
ОПРЕДЕЛИМСЯ В ПОНЯТИЯХ
Личность – это устойчивая система социально значимых свойств, качеств и черт, характеризующих индивида как продукт общественного развития и привлечения его к системе социальных отношений через активную предметную деятельность и общение. Личность формируется в процессе социализации и является продуктом индивидуального подхода и социального взаимодействия.
-
ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Как объект социальных отношений личность характеризуется с помощью таких понятий:- ролевая идентификация – осознание личностью социальных норм, функций, моделей поведения, соответствующих определенным социальным ролям;- социальная идентификация – осознание личностью своей принадлежности к определенной социальной общности;- социализация – процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей общества, к которому он принадлежит.
-
ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Как субъект социальных отношений личность характеризуется с помощью таких понятий:- самосознания личности, т.е. осознание собственной самобытности в пределах социума;- нормативная сознание и система ценностных ориентаций (восприятие и оценка социальной деятельности, поведение в конкретных условиях);- потребности, интересы, социальные установки, мотивация.
-
СВЯЗЬ ПОНЯТИЯ «ЛИЧНОСТЬ» С ДРУГИМИ КАТЕГОРИЯМИ
Понятия “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность” обозначают один и тот же объект – человека, но с разных точек зрения . При всех различиях этих понятий, они имеют общие признаки, что позволяет использовать их как синонимы в различных контекстах.
-
И ВСЁ-ТАКИ, РАЗГРАНИЧИМ ПОНЯТИЯ…
Человек с одной стороны, человек – существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны, человек – существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.
-
Личность Это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической, природной его стороны. ”.
-
Индивидуальность – это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.
-
Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей и т. д. Понятие “индивид” употребляется в значении “конкретный человек”. Индивид рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния. Личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.
-
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ЛИЧНОСТЬ»
Оно может быть применено к отдельному человеку, чтобы подчеркнуть ее индивидуальность (например, личность Петра I). Может применяться для обозначения социального типа (личность преподавателя, студента, руководителя, инженера и т.д.). Личность как характеристика отдельного человека является предметом изучения психологии.
-
КАК РАЗВИВАЕТСЯ ЛИЧНОСТЬ?
Два противоположных взгляда на развитие личности. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый ходе социального опыта.
-
В ЧЁМ ЕДИНЫ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ?
Почти все психологические теории личности едины в одном: личностью человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.
-
«МАУГЛИ» ИЛИ ФЕРАЛЬНЫЕ ЛЮДИ
от лат. fera — дикое животное Это - человеческие дети, которые жили вне контакта с людьми с раннего возраста и практически не испытывали заботы и любви со стороны другого человека, не имели опыта социального поведения и общения. В литературе описано немногим более ста подобных случаев, хотя многие могли не получить огласку.
-
Как Вы думаете, почему дети попадают к зверям? Какими факторами определяется выживание ребёнка среди зверей?
-
РОМУЛ И РЭМ
.Мать Ромула и Рема — Рея Сильвия была дочерью законного царя Альба-Лонги Нумитора, смещённого с престола его младшим братом Амулием. Сын Нумитора пропал во время охоты, а Рею Сильвию заставили стать весталкой. На четвёртый год служения к ней в священной роще явился Марс, от которого Рея Сильвия и родила двух братьев. Разгневанный Амулий заключил её под стражу, а младенцев приказал положить в корзину и бросить в реку Тибр. Однако корзину прибило к берегу у подошвы Палатинского холма, где их вскормила волчица, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. Когда Ромул и Рем выросли, они вернулись в Альба-Лонгу, где узнали тайну своего происхождения. Они убили Амулия и восстановили на троне своего деда Нумитора.
-
МАУГЛИ ДРЕВНЕГО МИРА
В 86 г. до н.э. римскому диктатору Сулле доставили дикого человека, пойманного в роще города Аполлония. Несколько переводчиков задавали дикарю вопросы на разных языках, но ответа не добились. Пленник, как записал в своих исторических хрониках Плутарх, «только издавал грубым голосом нечто вроде ржания и блеяния овцы». Сулла испытал великое отвращение к незнакомцу, повелел убрать его с глаз, а слуги решили его убить, несмотря на протесты одного из советников диктатора: «Это дитя человеческое, которое в младенчестве попало к диким овцам, обитавшим вблизи Аполлония. Люди уже виноваты перед ним, а его убийство станет неискупленным грехом...».
-
МАУГЛИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
В 1609 году писатель-медик Филипп Камериус опубликовал во Франкфурте отчет с описанием детей-дикарей: ребенка-волка из Гессена и ребенка-теленка из Бамберга, который «обладал невероятной гибкостью и ходил на четвереньках, опираясь на пальцы рук. Однажды, обороняясь от напавших на него собак, мальчик сильно покусал их. По натуре, однако, он был вполне мирным существом».
-
МАУГЛИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
В 1672 году вышла книга голландского врача Николаса Тульпа «Урок анатомии». В ней он следующим образом описывает мальчика-овцу: «Юношу привезли в Амстердам. Ему было около 16 лет. Вероятно, в младенческом возрасте его потеряли родители, и он воспитывался среди диких овец в Ирландии.Парень отличался ловкостью, имел стальные мышцы и обожженную солнцем кожу. Лоб его был низок и выдавался вперед, выпуклый затылок придавал внешности неповторимое своеобразие. Юноша не говорил, а лишь блеял, как овца. Дикарь отказывался принимать обычную пищу, питаясь исключительно травой или сеном, а пил сырую воду ».
-
МАУГЛИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
В 1724 году голого волосатого мальчика, который ходил на четвереньках, обнаружили в лесу около города Хамельн в Германии. Когда его обманом заманили, он вел себя как дикое животное, предпочитая есть птиц и овощи сырыми, и не умел разговаривать. После того, как его перевезли в Англию, ему дали имя дикий мальчик Питер. И, несмотря на то, что он так и не научился говорить, он, предположительно, любил музыку, его научили выполнять простую работу, и он дожил до преклонных лет.
-
МАУГЛИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
В 1731 году в провинции Шампань была поймана десятилетняя дикая девочка, названная позже Мари-Анжеликой. Девочка лазила по деревьям, прыгала с ветки на ветку как обезьяна, имела хорошее зрение и быстро бегала.Ее кожа была черной от грязи, она куталась в какие-то лохмотья и носила с собой мешок, сплетенный из ивовой коры, в котором лежала дубинка.Мари-Анжелика не разговаривала, но зато пронзительно кричала и визжала. Через некоторое время она вспомнила французский язык и смогла общаться, впрочем, весьма косноязычно. Позже она рассказала, что жила в лесу около двух лет, питалась кореньями, которые вырывала из земли, а также рыбой, птицами и земноводными, которых она убивала с помощью своей дубинки...
-
НОMO FERENS
Карл Линней, создавший классификацию растений и животных, в 1758 году вводит в научный обиход термин Ноmo ferens, что означало «создание, полностью покрытое густыми волосами и не владевшее даром речи». В качестве примера Линней описал несколько Ноmo ferens, среди них литовского «мальчика-медвежонка», ирландского «мальчика-овцу», двух пиренейских волосатых мальчиков и девочку-дикарку из Шампани.
-
МАУГЛИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Виктор из Авейрона был одним из самых известных детей-маугли. Несмотря на то, что его происхождение является загадкой, считается, что Виктор прожил все детство один в лесу до того, как его обнаружили в 1797 году. После еще нескольких исчезновений, он появился в окрестностях Франции в 1800 году. Виктор стал предметом изучения многих философов и ученых, которые задумывались о происхождении языка и поведении человека, хотя мало что удалось добиться в его развитии из-за задержки психического развития.
-
МАУГЛИ ХIХВЕКА
В записях XIX века зафиксировано 53 случая наблюдения детей - Маугли. В 1887 году к людям попала девятилетняя арабская девочка Кама, жившая в семье львов. Она ела сырое мясо, не понимала человеческого языка, видела в темноте и имела невероятно сильные руки с острыми длинными ногтями. К сожалению, адаптироваться к людям Кама так и не смогла, вскоре заболела и умерла. В 1845 году в юго-западном Техасе среди волчьих следов охотники находили следы небольших человеческих ступней. Очевидцы говорили, что видели среди стаи волков девочку, чье тело было покрыто шерстью. Ходила она не на четвереньках, а на ногах.
-
В 1845 году, была замечена загадочная девочка, которая бежала на четвереньках среди волков, нападая на стадо коз возле Сан Фелипе в Мексике. Историю подтвердили год спустя, когда девочку вновь увидели, на этот раз жадно поедающую убитую козу. Встревоженные жители деревни начали поиски девочки, и вскоре дикую девочку поймали. По предположениям, она постоянно выла по-волчьи по ночам, привлекая стаи волков, которые ворвались в деревню, чтобы спасти ее. В конце концов, она вырвалась и убежала из своего заточения. Девочку не видели до 1854 года, когда ее случайно заметили с двумя волчатами у реки. Она схватила детенышей и убежала в лес и с тех пор никто ее больше не видел.
-
МАУГЛИ ХХ ВЕКА
Во время Первой мировой войны девочка Марта Мюллер из Германии скиталась по лесам и жила вместе с волками. Позже она вспоминала: «Во время моих скитаний я чувствовала себя в безопасности лишь когда была с волками. Я не помню, сколько месяцев оставалась в стае, мне не хотелось возвращаться к людям». Марта питалась лесными ягодами, продуктами, украденными у фермеров, а также сырым мясом диких животных, которым с ней делились волки. Когда девочка вернулась к людям, ей было около одиннадцати лет. Судя по всему, она около пяти лет находилась в волчьей стае.
-
МАУГЛИ ХХ ВЕКА
Две девочки в возрасте 8-ми лет (Камала) и 18-ти месяцев (Амала) были найдены в логове волков в 1920 году в Миднапоре в Индии. Их история вызывает противоречивые мнения. Так как у девочек была большая разница в возрасте, специалисты считают, что они не были сестрами. Возможно, что они попали к волкам в разное время. Обе девочки имели все повадки животных: ходили на четвереньках, выли по ночам, разевали рот и высовывали язык, как волки. Как и другие дети-маугли, они хотели вернуться к своей прежней жизни и чувствовали себя несчастными, стараясь освоиться в цивилизованном мире. После того как младшая девочка умерла, Камала в первый раз заплакала. Ей удалось частично социализироваться.
-
У Камалы были очень длинные и мозолистые руки, ввалившиеся щеки, большие и плоские уши. Когда она принюхивалась, ноздри ее сужались и расширялись. Она была почти нечувствительна к жаре и холоду. Ела только сырое мясо и пила молоко. Кроме того, у нее была необычайно мощная нижняя челюсть и очень острые зубы. Объясняется это довольно просто: на строении тела сказалось то, что большую часть жизни она ходила на четвереньках, а зубы, которыми разжевывают сырое мясо, могут быть только острыми. Камала прожила с людьми несколько лет и умерла.
-
МАУГЛИ ХХ ВЕКА
В 1962 году в Иране был обнаружен мальчик, который долго жил среди гиен в пустынной местности. Охотникам пришлось набросить сеть на маленького дикаря, чтобы поймать его. Мальчик бегал на четвереньках, на его локтях и ступнях образовались костные мозоли. Лишь через четыре года мальчик немного научился говорить. По словам малыша, его вскормила молоком гиена. Живя среди людей, мальчик продолжал бегать на четвереньках и спал на голой земле В том же 1962 г. геологи, искавшие нефть в Туркмении, нашли мальчика, назвали Дюма. Он передвигался, как волк, и даже покусал одного из геологов. В 1991 году ему было 37, несмотря на то, что он чистил зубы, умел причесываться и пользовался туалетом, как человек, Дюма не умел ходить по-человечески, ел сырое мясо и кусался, когда был напуган.
-
МАУГЛИ ХХ ВЕКА
В мае 1970 года в амазонских джунглях в ста километрах от города Порту-Велью поймали «мальчика-обезьяну». Он имел непропорционально длинные ноги и руки, мог прыгать с дерева на дерево и часами висеть на руках. Тело его покрывала шерсть. Мальчик дичился людей. Питался он листьями и насекомыми.
-
В 1971 году в горах Италии обнаружили мальчика, который потерялся в четырехлетнем возрасте и в течение восьми лет жил среди горных козлов. «Маугли» передвигался на четвереньках, не умел говорить, питался травой и молоком. От нормальной еды отказывался. Мальчика назвали Рокко, oн попал в детский приют, а потом в приемную семью. Однако приемным родителям не удалось «очеловечить» мальчика, его приютом стала психиатрическая клиника.
-
МАУГЛИ ХХI ВЕКА
После того как на его глазах отец убил мать, 4-х летний Джон Ссебунья (Уганда) убежал в джунгли, где, предположительно, его вырастили зеленые мартышки, пока его не нашли в 1991 году. Он сопротивлялся жителям деревни, которые пытались его схватить, и получил помощь от своих сородичей обезьян, которые бросали в людей палки. После того, как его поймали, Джона научили разговаривать и петь. Последнее что стало о нем известно, так это то, что он гастролирует с детским хором «Жемчужины Африки».
-
МАУГЛИ ХХ ВЕКА
Оксану Малую, 3-летнюю украинку, бросили на улице алкоголики-родители. Она росла с бездомными собаками восемь лет, питаясь сырым мясом и отбросами. Девочка забыла те небольшие речевые навыки, которые у нее уже были, и стала членом собачьей стаи, борясь за выживание. Когда ее нашли, она бегала на четвереньках, лаяла, ела и пила воду, как собака, подражая своим приемным родителям. В настоящий момент Оксана находится в интернате для психически неполноценных.
-
В 1996 году 4-летний москвич Иван Мишуков убежал из дома от матери и ее друга-алкоголика. Его приняла собачья стая, в которой он стал вожаком. Мальчик выпрашивал на улице еду, а затем делился со стаей, которая служила ему охраной. Из-за этого милиции долго не удавалось поймать ребенка. Иван жил на улице 2 года. У него не было проблем с обучением языку, потому что он умел разговаривать, когда убежал. Сейчас он - обычный мальчик, учащийся в средней школе.
-
В 11 лет Иван поступил в Кадетский корпус в Кронштадте.
-
МАУГЛИ ХХI ВЕКА
В октябре 2001 года малыш возрастом 1 год и 4 месяца потерялся в Северном Иране. Через неделю его нашли в медвежьей берлоге. Он играл с тремя медвежатами. Медведица облизывала мальчику лицо и кормила его своим молоком. К счастью, мальчик не успел одичать и, вернувшись в отчий дом, быстро забыл свой опыт жизни с животными.
-
Семилетний мальчик, которого вырастила собака, был обнаружен в Змеиногорском районе Алтайского края в 2004 году. Мальчика привезли в приют в Калманском районе. Поначалу он не хотел общаться с людьми, а в своем поведении копировал повадки животных: ребенок передвигался на четвереньках, кусался, а поданную ему еду сначала обнюхивал.
-
Российский мальчик, заброшенный своей матерью, который общается чириканьем, был обнаружен социальными работниками в Волгограде. Когда его нашли, 6-летний мальчик не мог говорить, а вместо этого чирикал, как и его друзья попугаи. Несмотря на то, что физически он никак не пострадал, он не способен войти в нормальный человеческий контакт. Он выражает свои эмоции, помахивая руками, словно птица крыльями. Его перевели в центр психологической помощи, где специалисты пытаются его реабилитировать.
-
Рочом Пьенгенг потерялась в возрасте 8 лет, когда она пасла буйвола в джунглях Камбоджи. Через 18 лет, в 2007 году, житель деревни увидел голую женщину, которая кралась к его дому в попытке украсть рис. После того, как в женщине узнали потерянную девочку по отличительному шраму на спине, оказалось, что девочка каким-то чудесным образом выжила в условиях густых джунглей. Девушка не смогла выучить язык и адаптироваться к местной культуре. Из кхмерского языка выучила только: «мама», «папа» и «живот болит». Больше любила ползать, чем ходить. Опять исчезла в мае 2010 года.
-
Китаянку Ван Сяньфэн воспитали свиньи. В 9 лет, когда её нашли, она не обладала интеллектом даже 3-летнего ребёнка. Её сдали в детский дом. Через два года она перестала хрюкать и научилась есть при помощи палочек. После детского дома она даже устроилась на работу, стала уборщицей в шанхайском зверинце. Тяга к животным оказалась всё-таки необоримой.
-
Индийский мальчик Раму, 7 лет прожив среди волков, за 14 лет так и не научился говорить. Единственное достижение – он умел кое-как одеваться. Ребёнок подружился с медсестрой психиатрической лечебницы. В минуты особой нежности по-волчьи облизывал её языком. Всю свою недолгую жизнь волчий выкормыш тосковал по лесу, куда его так и не отпустили. В 24 года он умер.
-
МАУГЛИ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Доктор Анна Лудовико (Рим) изучает детей, воспитанных животными в разных частях света (48 случаев). Среди обследованных — дети, воспитанные волками и медведями, леопардами и газелями. Но больше всего — обезьянами. Изучая этих детей, Анна Лудовико ищет ответ на многие важные вопросы. И первый из них — что получает человек от природы, а что дает ему окружающая среда: родители, сверстники, вообще — люди.
-
Травму от перехода из стаи зверей в человеческое общество, конечно, вынести трудно, но если подойти со знанием дела и любовью, можно ее смягчить. Но многие считают, что гуманнее всего было бы отвезти их назад, в лес. Анна Лудовико считает, что это невозможно.
-
Доктор Лудовико считает, что можно и нужно пробудить в «Маугли» человеческое и постараться приобщить к миру людей. Все дети-маугли были потеряны в лесу или похищены животными в самом раннем младенческом возрасте, когда человеческие свойства и навыки в них еще не были развиты. Это и позволило им естественно приспособиться к условиям, перенимая повадки животных. С точки зрения Анны Лудовико, дети постарше выжить в лесу просто не смогли бы.
-
В детях-маугли очень много странного. И феномены, которые происходят с ними, современная наука объяснить пока не в состоянии. С такими детьми происходят даже физические изменения. Так, в 60-х годах в Уганде в джунглях нашли 4-летнего малыша, почти с самого рождения жившего с обезьянами. Тело ребёнка было покрыто густой шерстью. Через два года она выпала, но от обезьяньих повадок ребёнок так и не избавился. Несколько раз пытался бежать из детского дома в джунгли. В 8-летнем возрасте ему это удалось. Что с ним стало в дальнейшем – неизвестно никому.
-
Через некоторое время после возвращения к людям у многих из них начинают в темноте светиться глаза. Совершенно загадочна и необычайна физическая сила найдёнышей – не всякий взрослый может похвастаться такой мощью, которой обладают 4-5-летние малыши. Скорее всего, здесь проявляются скрытые и до сих пор не изученные ресурсы человеческого организма.
-
ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ
КАКОЙ ВЫВОД МОЖНО СДЕЛАТЬ ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ ИСТОРИЙ МАУГЛИ РАЗНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЭПОХ?
-
ИТАК…
За всю обозримую историю человеческого рода зарегистрировано в документальной или устной форме около сотни случаев, когда дети росли вдали от людей, в одиночестве или в обществе животных, повадки которых перенимали. Как показывает практика, человек-зверь никогда не может стать нормальным и полноценным гражданином общества. Во всех случаях дети, вернувшиеся к людям после жизни среди животных, долго не выживали. Истории «Маугли» всех рас и континентов послужили доказательством тому, что человека человеком делает не внутренняя программа, не наличие какой-то особенной души, а нормальное воспитание в социуме.
-
Опыт социальной изоляции человеческого индивида доказывает то, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков. Изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного "Я", так как у них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе.
-
Если до изоляции от общества у детей были некоторые навыки социального поведения, процесс их реабилитации происходит значительно проще. Те, кто жил в обществе животных первые 5 - 6 лет жизни, практически не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведённые в последующем в обществе людей, где они получали достаточно заботы. Это показывает, насколько важными для развития ребенка являются первые годы его жизни.
-
Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. Внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы. Непрерывное единство биологических и социальных качеств показывают, что человек – существо биологическое и социальное.
-
ПРАВОМЕРНЫМ ЛИ БУДЕТ ГОВОРИТЬ: «ЛИЧНОСТЬ НОВОРОЖДЁННОГО?
-
ЧТО ПО ЭТОМУ ПОВОДУ ГОВОРИТ НАУКА?
Слово “личность” употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Фактически каждый новорождённый – уже индивидуальность… Но еще не личность! Человек становится личностью, а не рождается ею. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из социального окружения. Личность не только существует, но и впервые рождается именно как “узелок”, завязывающийся в сети взаимных отношений. Внутри тела отдельного индивида реально существует не личность, а ее односторонняя проекция на экран биологии, осуществляемая динамикой нервных процессов. Процесс развития осуществляется как совершенствование человека – биологического существа.
-
В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом, обусловливает фактор наследственности. Кирпичный дом не может быть построен из камня или из бамбука, но из большого количества кирпичей можно построить дом множеством различных способов. Биологическое наследие каждого человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность.
-
Новорожденный имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.
-
Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству. Однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.
-
Находясь в некоторой среде - семье, образовательном учреждении, компании сверстников - ребенок как бы "заглатывает" те нормы и ценности, которые в этой среде главенствуют, а затем постепенно перерабатывает их, изменяя и приспосабливая к своим индивидуальным особенностям и жизненным целям.
-
Процессы «поглощения» и переработки социального опыта разнесены во времени. Есть целые этапы жизни, когда ребенок руководствуется в основном усвоенным, но не переработанным опытом, то есть живет чужим умом. В другие периоды жизни идет бурный процесс переработки, осмысления опыта: в это время главное - жить не как все, быть непохожим на других.
-
Сложная спираль социально-психологического развития должна привести к социальной зрелости личности - состоянию гармонии типического и индивидуального в человеке.
-
В детстве и в юности история взаимоотношений человека с нормами драматична, полна опасностей, преодолеть которые без помощи и поддержки удается далеко не всем. На каждом этапе можно выделить некоторые принципиально важные задачи для взрослых, работающих с детьми. От эффективности их решения зачастую зависит, будет ли развитие ребенка естественным и продуктивным.
-
ВАЖНО!
Этапы социально-психологического развития жестко к возрасту не привязаны. Хотя есть несомненная связь между социальной зрелостью и уровнем развития интеллекта.
-
ВОСПИТАНИЕ И ВОЗРАСТ
Воспитание — это процесс, всегда ориентированный на определенную возрастную группу. Задачи, средства и методы воспитания должны соответствовать возможностям и особенностям развития ребенка в данном возрасте, только в этом случае воспитание может быть эффективным.
-
ВОЗРАСНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
В развитии ребенка принято выделять три основных периода: дошкольный, школьный и период социальной зрелости — взрослость. Каждый из этих периодов содержит в себе более короткие промежуточные этапы, для каждого из которых характерны свои законы воспитания и развития детей.
-
Дошкольный возраст включает в себя период младенчества — с рождения до года, раннего детства — с 1 до 3 лет и собственно дошкольный возраст с 3 до 7 лет. Школьный возраст в соответствии с этапами умственного развития подразделяется на младший (7–9 лет), младший и средний подростковый возраст (10–12 лет), старший подростковый возраст (13–15 лет) и юношество (16–17 лет).
-
ВАЖНО!
Такие возрастные границы этапов развития и соответствующих особенностей воспитания весьма условны и на практике могут существенно сдвигаться в любую сторону в зависимости от индивидуальных особенностей развития ребенка. С другой стороны, со временем эти границы могут сдвигаться под влиянием новых явлений в обществе, что находит отражение в возникновении новых тенденций воспитания детей.
-
Например, в последние годы частым явлением стало более раннее физическое и умственное развитие ребенка, причины которого могут частично крыться в ускоренных темпах современной жизни и ее переменчивых законах. Тем не менее, определение этих границ имеет решающее значение при выборе методов и форм детского воспитания и обучения, правильного распределения учебной нагрузки и режима занятий.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.