Содержание
-
МИССИЯ И ЦЕННОСТИ ШКОЛЫ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
-
План:
Видение и миссия образовательного учреждения Процедура разработки миссии Организационная культура школы
-
Миссию можно описать как совокупность целей и связанных с ними убеждений, отношений и направлений деятельности, характерных для конкретной школы. Миссия – это «визитная карточка» школы. Миссия – принятое школьным сообществом и официально декларируемое решение об общем назначении образовательного учреждения на обозримое будущее, его главных принимаемых на себя обязанностях по отношению к наиболее важным клиентам, соотнесенное с адресуемым ему социальным заказом, с его возможностями. Миссия призвана отразить все важнейшие перспективные устремления школьного сообщества, задает рамки и направления, внутри которых будут ставиться и достигаться конкретные цели.
-
-
Чтобы оптимально сформулировать миссию своей организации, желательно найти ответы на несколько вопросов «зачем?».
Зачем эта школа учредителям? Ответ на этот вопрос помогает понять ожидания учредителей и учесть их в выборе развития школы; с одной стороны, сохранить свое лицо, с другой – быть в курсе изменений, происходящих в системе образования. Зачем это образовательное учреждение обществу (социуму)? Нашедшие ответ на этот вопрос получают массу серьезных преимуществ. В первую очередь — точное понимание клиента, тех, на кого ориентирована их деятельность, а также определение того, что и как предлагается в ответ на его запрос. Зачем эта школа людям, которые в ней работают? Коллективный поиск ответа на этот вопрос помогает создать атмосферу сопричастности ко всему происходящему в школе, соучастия в ее делах, столь важное в наше время чувство социальной принадлежности, позволяет обнаружить то, что отличает сотрудников вашей школы от остальных.
-
Видение – (от англ. vision – видение, картина) – это сложившийся в нашем сознании идеальный образ желаемого будущего, достижение которого возможно только при самых благоприятных внутренних и внешних условиях; образ наилучшего, наиболее совершенного состояния школы. Отсутствие, неопределенность видения или его несоответствие реальным возможностям является тормозом на пути развития образовательного учреждения. В то же время наличие яркого, обоснованного, стимулирующего к действиям видения рассматривается как основа и условие успеха выработки стратегических планов деятельности школы.
-
Миссия должна
• выражать общие ценности и взгляды всех членов коллектива школы, т.е. должна быть связана с культурой организации; • поддерживаться большинством сотрудников; • направлять процесс принятия решений, оказывать определенное влияние на организацию и стиль деятельности; • формулироваться таким образом, чтобы можно было оценить, в какой степени деятельность соответствует общим ценностям школы.
-
Миссия Внутренняя функция (создании «рамок», в которых можно принимать решения, касающиеся деятельности школы) Внешняя функция (дает ясное представление о том, в чем специфика и привлекательность, определяет статус школы) данного образовательного учреждения.
-
Процесс формирования миссии
-
Организационный алгоритм разработки миссии
-
Запуск работы по созданию миссии.На этом этапе инициативу берет на себя руководитель, который должен решить:
• кто будет привлечен к работе по созданию миссии: вы ограничитесь силами своих специалистов, или вам понадобится помощь внешних экспертов, родителей, руководителей более высокого ранга и т.д.; • как будет организован процесс создания миссии; кто войдет в рабочую группу; кто будет координировать процесс; • какими ресурсами вы располагаете: время, деньги, кадры и т.д.; • каким образом будет до всех доведена информация о том, как вы собираетесь организовать эту работу. Когда Вы выполните эти шаги, у вас появится ПЛАН работы по созданию миссии.
-
2. Создание проекта миссии. Для этого необходимо определить:
что в вашей школе уже есть из того, что вы хотели бы видеть в идеале (видение), или что могло бы вам помочь приблизиться к этому идеалу; кто будет «потребителями» миссии; что именно вы хотите для них сделать, т.е. следует продумать личностный (для детей, для педагогов, для родителей) и социальный (для города, для рынка труда, для мира) контексты миссии. В результате у вас появится ПРОЕКТ миссии.
-
3. Обсуждение проекта миссии.
На этом этапе работы важнейшим моментом является привлечение к обсуждению максимального количества людейс использованием различных приемов и техник: дискуссии, дебаты, письменные предложения и замечания, мнения и предложения отдельных групп людей ранжирование предложений внесение соответствующих изменений в текст миссии. После того, как учтены и внесены все изменения, ТЕКСТ миссии готов к оформлению.
-
4. Оформление и презентация миссии.
Во-первых, сам текст будет достаточно простым и, в то же время, личностно значимым для тех, кому он адресован. Во-вторых, текст должен быть красочно, привлекательно оформленным виде рекламного проспекта, в виде плаката и т.д.
-
Процесс создания миссии предполагает осуществление руководителем школы ряда последовательных шагов:
1. Директор готов инициировать запуск процесса создания миссии, что означает, что он имеет четкое представление о том, зачем, что и как он будет делать. 2. Директор принимает решения о том, кто будет привлечен к работе по созданию миссии: только сотрудники организации или же и внешние представители, например, члены попечительского совета, представители учредителей. 3. Директор продумывает, как должен быть организован процесс работы по созданию миссии; будет ли создана инициативная группа и кто в нее может войти; где и когда будет работать эта группа; кто будет координатором работы; нужны ли услуги консультанта или эксперта? 4. Директор реально оценивает имеющиеся ресурсы, необходимые для реализации процесса создания миссии: финансовые, материальные и другие, включая время, которое уйдет на эту работу. 5. Директор продумывает систему коммуникации, посредством которой все сотрудники организации будут получать оперативную информацию о ходе работы по созданию миссии.
-
Работая над миссией важно продумать следующие вопросы:
• история школы: ее успехи и неудачи, опыт, традиционные виды деятельности, клиенты, место возникновения, «родители» (руководители, учредители) и их история, кредо, взгляды на жизнь; • структура школы: ее организационные основы, деловые коммуникации, функциональное взаимодействие; • внутренняя культура школы: система ценностей, характер взаимоотношений педагогов друг с другом, с учащимися, с внешним миром. (Директор должен знать о внутренней (организационной) культуре школы? Может ли он на нее реально повлиять? На что именно следует обратить внимание, создавая миссию своей школы?)
-
Задание 1.
Представьте себе «идеальную школу» и найдите метафорический образ, который в наибольшей степени совпадает с Вашим представлением о такой идеальной школе. А теперь запишите 3 аргумента, объясняющих, почему Вы выбрали именно эту метафору. Идеальная школа – это ____________________________ ______________________________________, потому что: 1. ________________________________________________ 2. ________________________________________________ 3. ________________________________________________
-
Задание 2.
Созданию миссии всегда предшествует факторный анализ ситуации. С этой целью предлагаем Вам вспомнить по возможности все факторы, оказывающие влияние на Ваше образовательное учреждение и разделить их на внешние и внутренние. Выделите, используя знак «+» и «-», те из них, на которые Вы можете повлиять (+) и те, которые трудно изменить (-).
-
Задание 3.Заполните таблицу «Модель разработки миссии», опираясь на особенности своего ОУ
-
Задание 4.
Основываясь на последовательности и содержании деятельности 4 этапов включения коллектива в разработку миссии, составьте план-график мероприятий для своего образовательного учреждения.
-
Задание 5.
Опираясь на результаты выполненных заданий, напишите эссе (сочинение-размышление) на тему «Воспоминание о будущем моей школы», в котором свяжите прошлое, настоящее и будущее Вашей школы.
-
Организационная культура (культура организации)
Понятие включает в себя набор представлений о способах деятельности и нормах поведения; набор привычек, писаных и неписаных правил, запретов, ценностей, ожиданий, представлений о будущем и настоящем и др., сознательно или бессознательно разделяемых большинством членов коллектива.
-
Организационную культуру имеет любое учреждение. При этом членам коллектива их культура кажется абсолютно естественной и не требующей специального обсуждения. Например, в школе может быть принято следующее:
• Появляться на работе в строгой одежде. • Не критиковать на общих собраниях руководство школы, а делать это только в кабинете руководителя. • Ни в коем случае не задерживать начало урока. • Не отменять занятий ради каких бы то ни было мероприятий. • Не принимать никаких серьезных решений без широкого предварительного обсуждения. • Отмечать дни рождения сотрудников и праздники в учительском коллективе, причем пренебрегать этим недопустимо.
-
Что определяет особенности организационной культуры школы?
Во- первых, это внешние (внеорганизационные) факторы, такие как: национальные особенности, традиции, экономические реалии, господствующая культура в окружающей среде. Во- вторых, внутренние (внутриорганизационные) факторы: личность руководителя, миссия, цели и задачи организации, квалификация, образование, общий уровень педагогов.
-
Итак миссия:
• основывается на видении идеального образа школы; • выражает общие ценности и взгляды; • связана с культурой школы; • поддерживается всеми людьми, отвечающими за образовательный процесс; • имеет определенные последствия для организации и стиля обучения; • направляет процесс принятия решений и работу в школе; • формулируется таким образом, чтобы можно было оценить, в какой степени школа полезна всем, кто с ней связан.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.