Презентация на тему "МОУ Гимназия «Лаборатория Салахова»"

Включить эффекты
1 из 31
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "МОУ Гимназия «Лаборатория Салахова»". pptCloud.ru — каталог презентаций для детей, школьников (уроков) и студентов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    31
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • МОУ Гимназия «Лаборатория Салахова»
    Слайд 1

    МОУ Гимназия «Лаборатория Салахова»

    ПЕСНИ СВЯЩЕННОЙ ВОДЫ Подготовили: обучающиеся 6 «В»кл. Вовк В.В., Резник О.О., Шагин Н., Клементьев Е.В. 2012г.

  • Слайд 2

    Традиции и обычаи народа ханты

    Ханты - коренное население Западной Сибири, сосредоточенное в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Общая численность 22,5 тыс. человек. До начала XX века русские называли ханты остяками. Говорят на хантыйском языке, письменность на основе русской графики, верующие ханты – православные.Основные занятия – охота и рыболовство. На территории Ханты-Мансийского округа более 70 поселков, в которых живут ханты. Большинство из них - небольшие поселения, число жителей в которых не превышает нескольких десятков человек. Около 2 тыс. ханты живет в городах округа — Ханты-Мансийске, Нижневартовске, Сургуте и других.

  • Слайд 3

    Обско-угорская мифология

    По представлениям ханты весь мир делится на три части: Верхний(небесный), Средний(земной) Нижний(подземный) миры. Небесным миром правит верховный бог Нум-Торум, подземным - его брат Куль; в среднем мире живет множество разных богов и духов - сыновей и дочерей, а также других родственников Нум-Торума. Нум-Торум - верховное божество, владыка неба, податель дневного света, охранитель морали и правопорядка. Он достал из нижнего мира солнце и луну. В сказках его не всегда называют по имени, а употребляют эпитеты Большой бог, Великий бог, Светлый бог, Золотой свет, Верхний мир и т. д.

  • Слайд 4

    Часто Нум-Торум изображается как величественный старик в роскошной, сверкающей золотом одежде, живущий на «седьмом небе» в огромном светлом доме, полном богатств. Так, в сказке он живет в золотом доме, ставит на стол гостю «золотую» еду. В его доме хранятся сосуды с живой и мертвой водой и с водой для наводнений. В сказках он часто предстает как Небесный отец, седовласый и седобородый старик, дающий герою сказки добрые советы и помощь.

  • Слайд 5

    Ими Хили - сын Нум-Торума, властелин людей. Часто его называют и другими именами: сын золотого света, сынок женщины, бабушкин внук. Он младший сын Нум - Торума и часто отправляется в путешествия, во время которых с ним происходят разные Ими хили - покровитель и защитник людей, он приходит на помощь в трудную минуту и восстанавливает справедливость. Это он обучил их промыслам и дал им важные знания и необходимые навыки. Он был первым охотником на лося, создал огонь, полезные растения и животных, велел птицам прилетать летом на Север.

  • Слайд 6

    Мэнки - это первые люди, неудачно созданные Нум-Торумомиз лиственницы и убежавшие в лес. Считается, что они живут там и до сих пор. Часто мэнки описываются как людоеды и оборотни. Они большие и сильные, но глупые и неумелые. Вонт утат - лесные духи. По представлениям ханты леса и реки населены разнообразными духами, которые не всегда доброжелательны по отношению к человеку. В сказках о них говорится иносказательно, прямо они не всегда называются, потому что упоминать про них опасно: ведь считалось, что они могут услышать и навредить человеку.

  • Слайд 7

    Типы хозяйства народа ханты

    Многообразие природных условий определили типы хозяйства хантов, которое всегда было комплексным; в нем ведущая роль принадлежала либо охоте, либо рыболовству в зависимости от территории проживания (оленеводство, кедровые и ягодные промыслы) . Ловля рыбы, преодоление водных преград во время охоты, - были невозможны без одного из самых распространенных средств передвижения в Западной Сибири: лодки .

  • Слайд 8

    Охота и рыболовство

    Традиционная культура хантов базировалась на охоте и рыболовстве. Одно из ведущих мест принадлежит луку и стреле; за ним следуют изображения животных. Предметы охоты и рыболовства и, прежде всего лук, нож, лодка дают почти полное представление об их хозяине, его характере, физических данных, поэтому обычай, запрещающий пользоваться чужими вещами, уже сам по себе есть показатель культуры. С луком человек рождался, с луком отправлялся на охоту, с луком, колчаном и набором стрел отправлялся в потусторонний мир. Лук - это не только орудие охоты, но и знак принадлежности к мужскому полу, показатель силы.

  • Слайд 9

    Миниатюрный лук укрепляли на спинке колыбели мальчика; в случае рождения мальчика в избушку для жертвоприношений приносили изготовленный ближайшими родственниками младенца небольшой лук. Почти повсеместно был распространен обычай, запрещающий женщине перешагивать через орудия охоты мужчины, "у северных хантовженщины не могут есть то, что убито стрелой". Особого отношения к себе требовала отнюдь не каждая стрела. Это были стрелы, принесшие наибольшую добычу.

  • Слайд 10

    Образ жизни

    Большинство ханты жили в сельской местности. Традиционные зимние жилища – моховые дома были срублены и углублены в землю. Со всех сторон такая постройка обкладывалась толстым слоем мха, а с наступлением зимы полностью заносилась снегом, что обеспечивало хорошую теплоизоляцию. Отапливалось жилище чувалом – открытым глинобитным очагом. Спали на оленьих шкурах, ими же и накрывались. «Лабаз»- это небольшая постройка для хранения одежды, продуктов

  • Слайд 11

    Ремесла народностей ханты подразделяются на мужские и женские. Женщины занимаются шитьем одежды и обуви из оленьего меха, плетением циновок, вышивание бисером. У ханты было развито ткачество на основе крапивного волокна. Мужчины занимаются обработкой древесины, много вещей изготовили из бересты. В наше время люди стараются сохранить для потомков обычаи народов ханты.

  • Слайд 12

    Жизненный уклад, промыслы, декоративно прикладное искусство народов Ханты

    Ханты носили распущенные волосы, заплетенные в косы, украшали косы цветными шнурками или накосными украшениями. Чаще всего волосы у женщин были покрыты платком. Одевались ханты очень нарядно: летнюю одежду шили из шкур рыб. Шили одежду из сукна, ситца, а из рыбьих кож - мешки для продуктов. Зимнюю одежду ханты шили из меха: для шитья меховой одежды необходимо было обрабатывать шкуру. Вместо ниток у них были сухожилия оленя, или склеивали рыбьим клеем. Вместо игл - кости животных.

  • Слайд 13

    Одежда народа ханты

    Верхняя одежда хантов в конце XIX и в начале XX в. была одинакова. Мужской верхней зимней одеждой у северных групп хантов была заимствованная ими у ненцев малица . Изношенная малица служила летней одеждой. Мужской верхней одеждой южных групп хантов были заимствованные от русских шубы. Мужской верхней одеждой у восточных хантов служили распашные шубы или халаты. Женская одежда хантов (северных и восточных) была распашная, широкая, прямоспинная, с прямым разрезом спереди и сходящимися полами. Шили ее из шкур, сукна, бумажных тканей.

  • Слайд 14

    Летней женской одеждой у хантов обычно служила изношенная зимняя одежда или же одежда, сшитая из сукна и бумажных тканей, по покрою и украшениям совпадавшая с зимней. Типичным украшением летней одежды северной группы хантов была аппликация из цветных тканей, имитирующая меховую мозаику зимней одежды. Характерной особенностью одежды восточной группы хантов были воротники, ластовицы и обшлага, сделанные из другого материала. Женская суконная одежда южных хантов отличалась от одежды хантов северной и восточной групп покроем спинки, которая кроилась в талию; по бокам одежда была отрезная и собиралась у пояса в сборки. Бисерное шитье покрывало все основные швы одежды и нижние концы пол.

  • Слайд 15

    Традиционный костюм

    Летом традиционной женской одеждой у хантов были платья и халаты из хлопчатобумажной ткани прямого покроя, без воротника; Зимой - глухая одежда из оленьих шкур мехом внутрь (малица) и поверх нее такая же одежда мехом наружу (парка). Одежда богато украшалась бисером ярких тонов, цветными узкими полосками-аппликациями. Наиболее распространенным головным убором был платок. Зимой носили по два-три платка, вкладывая один в другой. Девушки летом нередко ходили с непокрытой головой. Замужние женщины опускали платок на лицо, закрываясь от старших родственников мужа. Если по одежде женщины судили о ее красоте и умении, то одежда мужчины отражала его достаток. Мужчины носили рубахи (по покрою похожие на женские платья), штаны и пояса, к которым подвешивали мешочки и сумочки с охотничьими принадлежностями.  

  • Слайд 16

    Обувь народа ханты

    Зимняя обувь у мужчин и женщин одинаковая. «Кисы», шились из шкуры крупных животных (оленя или лося). Праздничный вариант - кисы белые. Обувь была по назначению и носилась долго: праздничная , будничная, для лыж. Если обувь намокала, она прокладывалась стелькой из травы. Летнюю обувь шили с длинными голенищами из ткани или кожи. Украшали обувь меховой мозаикой, бисерным шитьем, вышивкой подшейным волосом оленя. Ни обувь, ни одежду никогда не выбрасывали: по традиции старые вещи уносили в тайгу и вешали на деревья. Ровдуга (замша из оленьей шкуры) используется главным образом для шитья летней обуви.

  • Слайд 17

    Головные уборы

    Наиболее распространенными головными уборами у хантов можно считать платки или косынки, которые носили как мужчины, так и женщины. Мужчины использовали платок/косынку в теплое время года для защиты от комаров на промыслах. Они повязывали платок на шею или на голову. Мужские платки в отличие от женских не имели украшений и были либо покупными, либо сделанными из куска ткани.

  • Слайд 18

    ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВОнарода ханты

  • Слайд 19

    Народные художественные промыслы и ремесла народа ханты

    Работа с мехом, начиная с выделки шкур, всецело является женским занятием. К изделиям народных промыслов из меха у хантов относятся одежда и обувь, мешки и сумки. В числе из особенностей пошива меховых изделий можно назвать ручную выделку шкур, дубление органическими составами, раскрой без лекал, ручное сшивание сухожильными нитками, приемы украшения. Основные декоративные отделки: контрастные полоски, орнаментальные вставки, выполненные в технике меховой мозаики с использованием орнамента ленточного типа.

  • Слайд 20

    Резьба по кости

    Обработка кости является традиционным занятием коренного населения Югры. В XIX - XX вв. из кости из­готавливали в основном предметы, имеющие бытовой характер: наконечники стрел, щитки лучника, мерки для пороха, пряслица, крепилки для ниток, иглы и проколки, детали оленьей упряжи, курительные трубки, рукоятки ножей, ручки для берестяных сосудов, а также накладки и пряжки для мужских поясов. Для обработки, как правило, использовали оленью кость, рог.

  • Слайд 21

    Резьба по дереву

    Художественная обработка дерева является одним из наиболее распространенных народных промыслов. И в настоящее время ханты из дерева делают некоторые виды домашней посуды, утвари, жилища и хозяйственные постройки, игрушки, музыкальные инструменты. Используют при этом древесину березы, кедра, лиственницы, осины. Основная форма хантыйских блюд - прямоугольная с закругленными углами. Многочисленны и разнообразны традиционные детские игрушки из дерева. Однако к настоящему времени многие из них утрачены. Так, в начале XX в. у васюганских хантов была игра «топись», напоминавшая шахматы. Казымские ханты вырезали из дерева фигуры для игры в «Тось-чер-вой». Среди современных традиционных игрушек из дерева наиболее популярен олень из щепы. Таких оленей могут вырезать как взрослые, так и дети. Игрушками служат также модели лука и стрел, лодок с веслами, нарт, сверл, берестяного чума и т.п. Особую категорию традиционных для хантов изделий из дерева представляют разнообразные транспортные средства: лодки-долбленки, нарты, лыжи.

  • Слайд 22

    Работа с тканью

    Ткань - один из наиболее востребованных материалов для народного творчества ханты. Традиционно на территории Югры развиваются такие приемы, как аппликация, лоскутное шитье (мозаика). Аппликативными орнаментами ханты украшают одежду и утварь из ткани и меха. Наиболее распространенным видом аппликации являются нашитые полоски с зубчиками. Во второй половине XX в. стали использоваться сложные орнаменты, характерные для мозаики.

  • Слайд 23

    РАБОТА С БЕРЕСТОЙ

    Без предметов, выполняющих функцию хранения и вместилищ, невозможно ведение домашнего хозяйства - исконно женской сферы деятельности. У каждого народа образуется свой набор таких предметов. У хантов он включает в себя большое количество берестяной утвари различной формы, размеров и назначения: от миниатюрных солонок до крупногабаритных заплечных кузовов. Чаши для хранения продуктов питания или мелких предметов по настоящее время изготавливают как из весенне-осенней, так и летней бересты.

  • Слайд 24

    Работа с глиной

    Глина относится к разряду наиболее доступных природных материалов. Археологические исследования свидетельствуют о том, что в прошлом керамическое производство было широко развито на территории современной Югры. Из глины делали разнообразные сосуды, формы для выплавки металлических изделий, мелкую скульптуру, пряслица, грузила. Но уже для XVII в. такие изделия являются редкими. Повсеместно сохранилась лишь традиция изготовления из глины грузила.К настоящему времени этот вид ремесла считается утраченным.

  • Слайд 25

    Работа с бисером

    Бисер, бисерные украшения и украшенные бисером предметы являются неотъемлемой частью традиционной культуры хантов . В настоящее время появилось много новых предметов, изготовленных и украшенных бисером - это и заколки для волос, и кошельки, и сумочки, и кольца, и т.д. По техническому исполнению бисерные украшения разделяются на вышитые и плетеные (нанизанные). Вышивкой бисером украшается одежда, головные уборы, обувь, пояса, нагрудные украшения, рукавицы, охотничьи маски. Обычно бисером вышивают полосы из ткани, которые затем нашивают на одежду.

  • Слайд 26

    ПРАЗДНИКИ НАРОДОВ МАНСИ И ХАНТЫМЕДВЕЖИЙ ПРАЗДНИК

    У коренных народов Севера много любопытных ритуалов. Медведь, сын Торума, почитается у коренных народов с глубокой древности. Он послан богом, своим отцом, хранить справедливость на земле. В древней мансийской легенде рассказывается, что от медведя люди получили огонь, стрелы и лук. Медвежий праздник или медвежьи игрища наиболее давний ритуал, который сохранился до наших дней. Медвежьи игрища проводятся не часто, один раз в несколько лет, но иногда и вне этого периода, по случаю добычи медведя. Обычно на игрища приглашаются жители селения и ближайших поселений. Все гости приносят с собой угощения для медведя. Праздник состоит из 4 частей. Первая часть посвящена ритуальному снятию шкуры медведя. Вторая часть игрищ посвящена духам - хранителям отдельных родов, хозяевам рек, озер, лесов и т.д. Третья часть посвящена смешным, шутливым песням. Здесь исполнители выступают в берестяных масках, показывают различные сценки, в которых высмеиваются человеческие пороки. Четвертая часть медвежьих игрищ посвящена лесным божествам и называется «песни менков».

  • Слайд 27

    Пословицы народа ханты

    Не водою рыбак кормится - а сетями.Сильному оленю и большая дорога не страшна, а слабому - маленькая тяжела.Легким трудом не проживешь и человеком не станешь.Дал слово – держи его.Выпущенную рыбу, как и выпущенную стрелу, назад не воротить.Если будешь сидеть сложа руки, рыба и зверь домой не зайдут.Если нет ума, то и острые нож и топор не помогут.Голыми руками рыбу и зверя не добыть.От крика - дело не делается.Если нет дельного слова, то не говори.В каждом деле, если сердца не приложить, то и дело не получится.Если будешь шагать, всё время назад оглядываясь, то далеко не уйдешь.Сон держи в легкости.Нож и топор держи острыми, нарту и лодку держи наготове – жизнь не одинакова.Хорошее слово век не забудется.Как крикнешь, так и эхо отзовется.Не злорадствуй, а то и к тебе горе может прийти.Дети быстро растут - вот уже лесные звери им ножки подарили, а птицы, что с юга вернулись, на крыльях им язык принесли.Дороги, где бы они ни лежали, на земле-ли, на воде-ли, многому учат человека.Добро делаешь – не кайся, а худом – не похваляйся.И мала игла, и хрупка, а сила в ней велика.Небо и земля одним умом живут. Они знают, кому что дают.Кого боятся - того не любят. Хитрость – не от большого ума. Дитя надо учить, пока оно поперек лавки лежит, а ляжет вдоль – поздно будет.Без желания легко дается только лежание. За ленивое дитя сердце матери больше болит.Ленив и сонлив, как соболь перед ненастьем.Самое большое несчастье – когда жена ленива.Много всего на свете, только отец – один.Поранить лебедя, что душу свою поранить. Самый добрый, самый лучший человек – наставник в труде.

  • Слайд 28

    Кроссворд «Быт народов ханты» 

    1 2 3 4 5 6

  • Слайд 29

    Вопросы:

      1. Животное, которое кормит, одевает и является основой для транспорта ханты. 2.Материал для вышивки одежды, плетения традиционных украшений. 3.Природный материал для изготовления посуды, предметов быта. 4.Элемент узора – уши….(чьи?) 5.Хантыйская кукла без лица. 6.Растительный материал для изготовления полотна для шитья одежды. 7.Старое название народа ханты. (КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО).            

  • Слайд 30

    Ответы:

      1.олень 2.бисер 3.береста 4.заячьи 5.акань 6.крапива 7.остяки  

  • Слайд 31

    БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!

Посмотреть все слайды

Предложить улучшение Сообщить об ошибке