Содержание
-
на тему: «Политика в области культуры как элемент системы УЧР»
Озодов У.У. гр. 3502
-
Содержание
Введение Глава 1. Занятость населения: определение, сущность, формы 1.1. Социально-экономическая сущность и структура занятости 1.2. Формы и социальные аспекты занятости Глава 2. Безработица: сущность, факторы, социальные последствия 2.1. Экономическая сущность безработицы и ее факторы 2.2. Социальные последствия безработицы Заключение Список использованной литературы
-
Введение
Мировой опыт показывает, что проведение радикальных экономических преобразований неизбежно сопровождается негативными социальными процессами. Социальной ценой реформ, проводимых в нашей стране, является относительное снижение уровня жизни населения, появление и рост реальной безработицы. Сложившаяся в России ситуация требует выработки стратегии социально-экономического развития, учитывающей особенности переходного периода. Особую значимость при этом получает проблема формирования адекватной сложившейся ситуации политики занятости, являющейся неотъемлемой частью государственной социальной политики. Известно, что наше общество с явлением безработицы знакомо давно. Другое дело, что оно не подвергалось серьезному изучению. Издержки такого пренебрежительного отношения к такой серьезной проблеме дают знать о себе сейчас, когда и общество, и население перед угрозой возникновения массовой безработицы по существу оказались бессильны. В этих условиях актуальность изучения занятости и безработицы в переходный период не вызывает сомнений. Его значение возрастает одновременно с усилением роли социальных факторов на стабильность жизни всего общества. Целью данной работы является изучение социально-экономических аспектов занятости и безработицы. Задачами исследования является анализ: - социально-экономической сущности и структуры занятости; - форм и социальных аспектов занятости; - экономической сущности безработицы и ее факторов; - социальных последствий безработицы.
-
Глава 1. Занятость населения: определение, сущность, формы1 .1 Социально-экономическая сущность и структура занятости
Занятость важнейшая характеристика экономики, благосостояния народа; уровень занятости - важный макроэкономический показатель. Но занятость не только экономическое явление, она зависит от демографических процессов, выступает частью социальной политики, т.е. имеет демографическое и социальное содержание. Как экономическая категория занятость - это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей, в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих позиций занятость выступает важнейшей характеристикой рынка труда. В Законе «О занятости населения в Российской Федерации» занятость определяется как общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, приносящая, как правило, заработок (трудовой доход). Эта характеристика занятости выражает как социально-экономическое, так и правовое содержание. Занятость общественно-полезной деятельностью охватывает широкий круг трудоспособного населения: работающие по трудовому договору (контракту); занимающиеся предпринимательской деятельностью; самостоятельно обеспечивающие себя работой; занятые в подсобных промыслах; выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены произвол стенных кооперативов (артелей); избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел; проходящие очный курс обучения в общеобразовательных и других образовательных учреждениях; временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовками или иными причинами. По роду деятельности всех занятых можно разбить на три большие группы. 1. Занятые в экономике оплачиваемой деятельностью. 2. Военнослужащие. Занимаются деятельностью, не приносящей прямого денежного дохода. По мере перехода на контрактную форму службы военнослужащие будут приближаться по статусу к занятым в экономике. 3. Учащиеся с отрывом от производства. Переход России от экономики административно-командного типа к
-
рыночным отношениям потребовал проведения экономических реформ в сфере занятости. Опираясь на мировой опыт, были выработаны и закреплены в законодательных актах - в Конституции Российской Федерации и «Законе о занятости населения Российской Федерации» - основные принципы занятости. Первым принципом, закрепленном в Конституции РФ, является добровольность труда, свободное распоряжение гражданами своими способностями к производительному и творческому труду.Каждый человек может выбирать для себя ту форму жизнедеятельности, которая позволяет ему лучше реализовать себя в жизни. Принуждение к труду не допускается, кроме случаев, особо установленных законодательством. Незанятость граждан не служит основанием для их привлечения к административной и иной ответственности. Сфера труда становится одним из равноправных видов общественно полезной деятельности, наряду с учебой, занятием домашним хозяйством, воспитанием детей, общественной, религиозной и другой деятельностью. Данный принцип позволяет человеку свободно выбирать тот или иной вид деятельности, место и форму приложения своих способностей. Проводимые реформы, в частности, приватизация средств производства, особенно приватизация жилья, права его продажи и обмена, замена прописки регистрацией, способствуют реализации этого принципа. Второй принцип - это ответственность государства за создание условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость. Государство должно содействовать усилиям индивидуумов приобрести соответствующую квалификацию, заняться тем или иным видом деятельности косвенными мерами - экономическими, законодательными, социальными. Третий принцип - комплексный подход к решению проблем занятости- включает координацию усилий органов власти всех уровней, взаимодействие механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования, использование финансовых возможностей бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижение экономической и социальной эффективности от принимаемых программ. В новых экономических условиях государство отказалось от прямого централизованного управления занятостью. Постепенно формируется новая система воздействия на занятость - система регулирования занятости. Главными звеньями выступают законы, программы стимулирования занятости; соглашения, заключаемые субъектами социально-трудовых отношений
-
на национальном, региональном, отраслевом уровне и в рамках предприятий. Важная роль отводится инвестиционно-структурной, налоговой, финансово-кредитной политике. Совместными усилиями субъектов социально-трудовых отношений должны определяться основные направления занятости, изменение ее структуры, улучшения качественных характеристик рабочей силы, повышения ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках труда. Государство в этой системе выступает координатором этих усилий, создает рамочные условия для их функционирования. Достижение полной и эффективной занятости ключевая задача социально-экономической политики, важнейшая проблема экономической науки. Понятие «полная занятость» не имеет однозначного толкования и в зависимости от критерия, лежащего в основе его характеристики, трактуется по-разному. В советский период таким критерием, для науки и практики служила всеобщая занятость, обеспечение всего трудоспособного населения рабочими местами. Общество стремилось достичь баланса трудовых ресурсов на предельно высоком уровне, прогноз движения трудовых ресурсов лежал в основе прогноза и плана создания рабочих мест. В результате такой политики государства занятость достигла сверхвысокого, предельного уровня. К началу 90-х гг. более 94% всего трудоспособного населения было занято в общественном производстве и другой общественно-полезной деятельностью. В условиях централизованной планово-распределительной системы полная занятость - это состояние экономики, при котором задействованы все трудовые ресурсы. Однако практика показала, что такой уровень занятости чрезмерный, так как наносил ущерб другим важным сторонам жизнедеятельности - здоровью людей, семейному воспитанию детей. В западной экономической мысли и практике полная занятость - это состояние экономики, при котором все желающие работать при сложившемся (доминирующем) уровне реальной заработной платы имеют работу. В этом контексте как тождественное используется понятие «оптимальная занятость». При каком уровне вовлеченности в профессиональный (оплачиваемый) труд может быть достигнута полная занятость? Ответ, видимо, следует искать в направлении обеспечения соответствия рабочих мест потребности в них населения. Однако не каждое рабочее место может удовлетворить потребность в нем. Об этом говорит наличие в экономике вакантных (незанятых) рабочих мест одновременно с наличием безработных. Поэтому
-
речь должна идти о предлагаемых экономически целесообразных рабочих местах. Экономически целесообразное рабочее место - это продуктивное (общественно-полезное, обеспеченное оборотными средствами и т.д.) рабочее место, позволяющее человеку реализовать свой личный интерес, добиться высокой производительности труда, используя достижения науки и техники, и иметь достойный заработок, обеспечивающий нормальное воспроизводство работника и его семьи. Отвечающее указанным требованиям физическое рабочее место (определенная зона, предназначенная для производства работ или услуг) может использоваться в 2-3 смены. В этом случае экономически целесообразных будет 2-3 места. Рабочее место может быть индивидуальным и коллективным. Если спрос на экономически целесообразные места будет удовлетворяться соответствующим по профессионально-квалификационной структуре предложением рабочей силы, это и будет означать полную занятость. Равновесие или сбалансированность на указанной основе позволит обеспечить лучшие результаты в масштабе экономики. Без постоянного совершенствования рабочих мест, создания новых, отвечающих современных требованиям, и вывода из производственного процесса старых, не отвечающих экономической целесообразности мест нельзя добиться социального прогресса, реализации интересов общества и каждой личности. Достижение полной занятости невозможно обеспечить с помощью одного рыночного механизма, необходимо постоянное регулирование этого процесса со стороны государства, общества. Государственному регулированию, в первую очередь, подлежат фундаментальные науки, образование, здравоохранение, экологическая и национальная безопасность, функционирование так называемых естественных монополий (железные дороги, энергетические и трубопроводные сети). Задачу соединения рыночной саморегуляции и государственного регулирования можно решить в ходе трансформации современной экономики в социально ориентированную рыночную. При этом структура занятости претерпит существенные изменения. Будет устранена чрезмерная занятость. Собственно, последняя в сфере профессионального труда преодолена в значительной мере уже в настоящее время. Однако это произошло не в результате структурной перестройки и повышения производительности труда, а на основе спада в экономике, роста безработицы и выбывания части безработных из состава рабочей силы, ухода с рынка труда. Структура занятости в современной России не отвечает потребностям ни общества, ни большей части населения.
-
Полная занятость возможна и при некотором отклонении существующих рабочих мест от статуса экономически целесообразных, при несоответствии их профессионально-квалификационному составу, образовательному уровню. В данной ситуации и работники, и государство будут нести экономические и социальные потери. Часть работников будет получать низкие заработки, не обеспечивающие нормальное существование, а государство, общество - недополучать ресурсы в бюджет и в социальные фонды. Поэтому возникает проблема эффективной занятости. По данному вопросу среди экономистов имеется довольно широкий разброс мнений. Многие отечественные экономисты под эффективной занятостью в условиях социально ориентированной рыночной экономики понимают занятость населения, обеспечивающую достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда. Такое определение эффективной занятости нацелено на всестороннее развитие человека и вполне приемлемо, но оно довольно широкое и его невозможно измерить с помощью одного показателя. Однако ему можно дать количественную характеристику через систему показателей. Первый показатель в этой системе - уровень занятости населения профессиональным трудом. Сегодня можно считать, что в России нет сверхвысокой занятости. Второй показатель - уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве. Данного показатель тесно связан с динамикой трудоспособного населения, которая имеет тенденцию к повышению и понижению в связи с изменениями демографических и социально-экономических факторов. Уровень занятости трудоспособного населения с экономической точки зрения выражает, с одной стороны, потребность общественного хозяйства в работниках, а с другой, - потребность населения в рабочих местах. Он рассчитывается аналогично первому показателю, т.е. как процентное отношение численности населения, занятого профессиональным трудом, к численности всего трудоспособного населения (трудовых ресурсов). О прогрессивности изменения этого показателя нужно судить с учетом исходного уровня занятости и роста производительности труда. Высокая занятость не означает высокую эффективность, если не обеспечивает высшей производительности труда. Бутолецкий Е., Мошняга В. Занятость и безработица в условиях рыночной экономики: международный опыт. Уч. пособие. Под ред. Шарапова Л.П. М. 2000.
-
Третий показатель - это пропорции распределения трудовых ресурсов общества по сферам общественно полезной деятельности. После расчета показателя коэффициента занятости профессиональным трудом аналогичным образом можно определить коэффициенты занятости учебой и других видов общественно полезной деятельности. Это позволит выявить необходимые пропорции. Прогрессивность изменения данных пропорций в динамике следует оценивать с учетом общественной производительности труда и уровня занятости в предшествующий период развития экономики (сверхвысокая или низкая), а также с учетом целей общества. При сверхвысокой занятости чем выше достигаемый уровень производительности труда, тем ниже может быть уровень участия трудоспособного населения в общественном производстве, тем выше доля занятых на учебе и в домашнем хозяйстве. Четвертый показатель - рациональная структура распределения работающих по отраслям и секторам экономики. Данный показатель, нередко называемый рациональной занятостью, представляет собой пропорции распределения трудового потенциала по видам занятий, отраслям, секторам экономики. От неудовлетворительного распределения рабочей силы на стыках между звеньями производства, отраслями и секторами возникают потери. При рациональной занятости можно избежать или сократить такие потери и дополнительно получить положительный результат, что будет означать рациональное использование рабочей силы. Вместе с тем это означает и повышение эффективности занятости. Пятый показатель, связанный с оптимизацией профессионально-квалификационной структуры работающих, позволяет выявить соответствие профессионально-квалификационной структуры работающего населения структуре рабочих мест, а также определить, насколько соответствует система подготовки кадров потребностям экономики. При выявлении несоответствия следует разработать систему мер по стимулированию сбалансированности структуры рабочих мест и профессионально-квалификационной структуры рабочей силы, причем главное внимание в этой системе мер должно уделяться совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятиях и в учебных заведениях всех уровней. Сравнение профессионально-квалификационной структуры работающего населения России с аналогичной структурой США, показывает, что в России занятых физическим трудом выше (в РФ соответственно 68 и 45%; в США - 26 и 10%). Среди специалистов с высшим и средним образованием в Российской Федерации доминируют кадры технического профиля и меньше удельный вес специалистов по гуманитарным и
-
естественным специальностям. В США доля последних специалистов выше. В первой половине 90-х гг. в Российской Федерации происходило снижение квалификации работающего населения в связи с резким сокращением подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятиях и уменьшение подготовки специалистов в систем дарственного образования. Кроме того, значительная часть наиболее квалифицированных молодых ушла из науки и промышленности в сферу торгово-посредническои деятельности на менее квалифицированную работу, а часть эмигрировала за границу («утечка мозгов»). Во второй половине 90-х гг. наметилась тенденция к росту подготовки кадров, в учебных заведениях и приятиях ряда отраслей. Причем структура обучающихся меняется в сторону увеличения подготовки специалистов области юриспруденции, финансов, бухгалтерского учета, менеджмента, экономики, других специальностей гуманитарного профиля, а также по специальностям непроизводственного профиля. Эти процессии пользуются спросом на рынке труда. Об эффективности занятости можно судить по показателю - норма безработицы. В современной западной экономической литературе популярна точка зрения, что эффективная занятость достигается при наличии так называемой естественной нормы безработицы. Естественная норма безработицы - это такой ее уровень (при данной структуре спроса и предложения), который удерживает неизменными уровень реальной заработной платы и цен при нулевом приросте производительности труда. На практике норма безработицы исчисляется путем суммирования текучей (фрикционной) и структурной безработицы. Последняя связана с высвобождением в результате структурной перестройки экономики под влиянием научно-технического прогресса. Встречаются предложения использовать норму естественной безработицы, исчисляемой в западных странах на уровне 5 - 6 %, и в России для определения полной и эффективной занятости. 1.2. Формы занятости Многообразие социально-экономических процессов, протекающих в рамках рынка труда, порождает существование различных форм занятости. Формы занятости - это организационно-правовые способы и условия Смирнов. С. Российский рынок труда: анализ и размышления. // “Человек и труд” № 12, 2012. Зущина Г.М., Костин Л.А. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества. М.2009.
-
использования труда. В рамках национального рынка труда труд людей организуется с, помощью разнообразных организационно-правовых форм, различающихся нормами правового регулирования продолжительности и режимов рабочего времени, регулярностью трудовой деятельности, местом выполнения работы. Среди различных форм занятости вторичная занятость занимает особое место. Это связано как со спецификой ее сущности, так и с тем воздействием, которое она оказывает на функционирование рынка труда. Вторичная занятость - это дополнительная (вторичная) форма использования рабочей силы вовлеченного в трудовую деятельность работника. В подавляющем большинстве случаев вторичная занятость приносит трудящемуся дополнительный доход. Причины, подталкивающие граждан к поиску дополнительной работы: 1) стремление повысить уровень доходов, возникающее у работников, когда уровень оплаты труда на основном рабочем месте не позволяет обеспечивать его основные материальные и духовные потребности. Однако по тем или иным причинам работник не решается на увольнение, на поиск новой работы. Конкретные ситуации, порождающие стремление повысить уровень доходов путем вторичной занятости, различны, но существуют и определенные закономерности их возникновения. Например, для современной России характерен низкий уровень цены труда, при котором заработная плата работников среднего (а в ряде случаев и высокого) уровня квалификации находится на грани прожиточного минимума. Обеспечить в этих условиях приемлемый уровень жизни для себя и членов своей семьи работник может, только реализуя возможности вторичной занятости. Экономический кризис в России вызвал к жизни неполную занятость, при которой работник используется работодателем на условиях неполного рабочего дня (или сокращенной рабочей недели). При этом оплата труда зависит от выполненного объема работ или отработанного времени. Сокращенный рабочий день и соответственно уменьшившаяся заработная плата стимулируют работника к поиску дополнительной оплачиваемой работы; 2) стремление к повышению собственной конкурентоспособности на внешнем рынке труда, достаточно часто возникающее у людей, охваченных скрытой безработицей, т.е. формально занятых в народном хозяйстве, но которые в связи с кризисным состоянием предприятия могут стать реальными безработными в любой момент. По оценкам специалистов, совокупный размер скрытой безработицы в России составляет в настоящее время около 12 млн. человек. Большинство людей, охваченных скрытой безработицей, но не увольняющихся с предприятий в надежде на
-
стабилизацию ситуации и возрождение производства, выражают готовность к поиску смежной, второй работы, которая помогла бы пережить трудные кризисные времена. В случае, когда совместительство оформляется на временных условиях, работник находится на периферии рабочей силы фирмы. В условиях успешного сотрудничества с новой организацией, когда рабочее место соответствует профессионально-квалификационным характеристикам работника и не требует его переподготовки, смежная деятельность может трансформироваться в основную. В этом случае вторичная занятость выступает своеобразным «мостиком», обеспечивающим смену рабочего места без периода безработицы и длительной адаптации в новой организации. В большинстве случаев вторичная занятость остается за рамками государственной политики в области регулирования рынка труда. Однако те или иные меры воздействия на сферу социально-трудовых отношений со стороны государства могут привести к увеличению или сокращению масштабов вторичной занятости. При этом особую роль может сыграть размер минимальной заработной платы, устанавливаемый в законодательном порядке. Именно минимальная заработная плата, являясь своеобразной точкой отсчета при построении систем оплаты труда на конкретных предприятиях и в организациях, оказывает существенное влияние на формирование цены труда как фактора производства. В свою очередь, цена труда влияет на масштабы его предложения. Своеобразное избыточное предложение труда, при котором наемные работники стремятся занять не одно, а два-три рабочих места, порождается именно низкой ценой труда и невозможностью поддержания достойного уровня жизни на одну заработную плату. При таком положении вещей вторичная занятость может привести к росту безработицы, так как в условиях ограниченного количества рабочих мест наиболее мобильные работники займут более одного, а кто-то останется вообще без работы. В этом случае у органов государственной власти может появиться желание ограничить степень распространения вторичной занятости, чтобы сократить масштабы безработицы. Однако опыт государственного регулирования социально-экономических процессов свидетельствует о том, что меры административного характера (запрещение совместительства, ограничение совокупного дохода граждан, прогрессивное налогообложение и т.д.) без устранения экономических причин того или иного явления приводят к злоупотреблениям, а в случае со вторичной занятостью могут привести к превращению ее в скрытую занятость. Следует учитывать и те негативные последствия, которые может иметь вторичная занятость для самих работников. В первую очередь, это
-
повышение интенсивности труда и увеличение его продолжительности. При этом работодатели не нарушают трудового законодательства, так как на каждом своем рабочем месте работник трудится в пределах установленной законом продолжительности рабочего дня (рабочей недели). Интенсификация труда в условиях ненормируемого рабочего времени ведет к тому, что человек не успевает восстановить свои силы к следующему рабочему дню; его рабочая сила не воспроизводится в прежнем качестве и преждевременно изнашивается. Это может привести к ранней потере трудоспособности, производственному травматизму, инвалидности. Человек, вынужденный работать в нескольких местах по причинам материального характера, неизбежно снижает планку своего профессионального мастерства, у него смещаются мотивационные аспекты в сторону исключительно материальных стимулов. В этих условиях не остается места ни профессиональному росту, ни гармоничному развитию личности человека. Существование вторичной занятости соответствует изменившимся условиям экономической жизни общества. Гибкий рынок труда требует разнообразных форм трудоустройства и использования рабочей силы. В результате формируются новые подходы к занятости, нашедшие свое выражение в концепции глобальной занятости. Названная концепция исходит из потребностей в трудовой деятельности всего трудоспособного населения, предполагает нормирование всего совокупного объема работ и распределения его между всеми желающими получить работу. При этом минимальная заработная плата перестает быть точкой отсчета в построении систем вознаграждения и уступает место гарантированному минимальному доходу, который уже не может регулироваться условиями работы по найму. Именно в рамках концепции глобальной занятости происходит массовая индивидуализация форм, режимов и условий занятости, самой структуры трудового пути человека. Гибкость наемного работника на рынке труда, его профессиональная, квалификационная и социальная мобильность, умение найти свое место в изменяющейся сфере социально-трудовых отношений безусловно повышает уровень конкурентоспособности и гарантирует занятость даже в условиях экономических кризисов. Занятость это экономическая и очень важная социальная проблема, играющая определяющую роль в обеспечении того или иного уровня жизни населения страны, в формировании и развитии профессиональных возможностей каждого человека, в становлении и раскрытии личности. Трудом создается основное богатство общества, обеспечивается его прогрессивное развитие, вносится вклад в социальный прогресс мирового сообщества.
-
Напротив, безработица, если становится длительной, негативно влияет на жизненный уровень человека, семьи, на личность вплоть до возможного ее разрушения. Массовая безработица может стать дестабилизирующий фактором, привести к застою, деградации отдельных регионов и даже социальным потрясениям всего общества. И в этом плане она является социально-политической проблемой. Поэтому занятость должна находиться в центре внимания общества, государства, проводимой им социально-экономической политики. Эта проблема заслуживает того, чтобы ее выделить в самостоятельный раздел. В этом качестве политика занятости выступает как совокупность мер, направленных на стимулирование вовлечения и эффективного функционирования индивидуумов в сфере труда для достижения целей общества. Государство, осуществляя политику занятости на федеральном и региональном уровне, должно преследовать стратегические и тактические цели. Стратегические цели заключаются в достижении высокого уровня жизни, создании условий для разностороннего развития человека на основе повышения эффективности экономики. Тактические цели направлены на сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на основе спроса и предложения рабочих мест, на обеспечение полной, продуктивной и эффективной занятости. Политика занятости на федеральном уровне в первую очередь должна быть направлена на решение стратегической задачи - обеспечение полной, но эффективной занятости как необходимой предпосылки достижения высокого уровня жизни. Это возможно на основе учета действия как рыночных, так и нерыночных факторов. Рыночный механизм направлен на рост эффективности производства и, следовательно, на ликвидацию неэффективных рабочих мест, на высвобождение работников, не отвечающих требованиям спроса. Долгосрочная политика государства включает комплекс мер по предупреждению массовой безработицы, поддержание ее на социально-приемлемом уровне; подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям рынка и научно-технического прогресса; разработке и осуществлению крупных программ, проектов, обеспечивающих вывод из застоя депрессивных регионов и др. В итоге все они направлены на обеспечение полной занятости, повышение благосостояния, создание условий для оптимального сочетания и чередования труда, учебы, воспитания детей и отдыха. Политика занятости на региональном уровне должна преследовать те же стратегические и тактические цели, что и на федеральном уровне, более
-
полно использовать имеющиеся возможности и искать нетрадиционные пути решения проблем занятости. Среди них отметим следующие: • устранение административных ограничений на перемещение рабочей силы; • подготовка и переподготовка рабочей силы; • поддержка (в том числе налоговая) деятельности по созданию рабочих мест; • расширение диапазона общественных работ; • налаживание долгосрочного сотрудничества между администрациями трудоизбыточных и трудонедостаточных (особенно северных) регионов по временному использованию рабочей силы на основе контрактов с последующим возвращением ее в родные места и с гарантией предоставления жилья, других материальных благ на заработанные средства, а также предоставления в случае необходимости работы; • государственная поддержка (административная, налоговая и др.) привлечения иностранного капитала в регионы с повышенной безработицей, в том числе для развития малого бизнеса, подготовки для него рабочей силы и т п. В связи с провозглашением курса на создание социально ориентированной рыночной экономики главным направлением политики занятости в переходной период является создание экономически целесообразных рабочих мест. Они будут определять спрос на труд и постепенно обеспечат его сбалансированность с предложением рабочей силы. Предложение труда значительно превышает спрос. В качестве предупредительных мер целесообразно проводить целенаправленную политику по социальной поддержке отдельных слабо защищенных категорий трудоспособного населения, которые могли бы уйти с рынка труда, уменьшив напряжение на нем. В этом плане следует постоянно совершенствовать программы помощи женщинам с детьми, пенсионерам, молодежи, совмещающей труд и учебу. К такому же результату может привести стимулирование гибкой занятости, развитие гибкого рынка труда. Вместе с тем снижение уровня заработной платы в общих доходах, наблюдаемое в последнем десятилетии нынешнего века, приводит к ослаблению трудовой мотивации. Последняя - важный фактор повышения эффективности экономики. Поэтому снижение трудовой мотивации может иметь негативные последствия, существенно затормозив рост ее эффективности. Надежды на решение этой проблемы с помощью приватизации не
-
оправдались. Передача средств производства в частные руки не обеспечила роста мотивации к труду. Проблема оказалась гораздо сложнее. Ее решение требует активных усилий, действий каждого человека и государства в обеспечении нормальных условий для труда и жизни, повышения уровня квалификации, конкурентоспособности работников, социальной защиты в случае увольнения, свобод передвижения по территории, создания рынка жилья и т.д.
-
Глава 2. Безработица: сущность, факторы, социальные последствия2.1. Экономическая сущность безработицы и ее факторы
Безработица - это социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу. Международная организация труда (МОТ) определяет, безработным признается человек, не имеющий приносящего доход занятия, готовый работать и последние четыре недели ищущий в различных формах работу. По причинам возникновениявыделяют фрикционную, структурную и циклическую безработицы. Фрикционная безработица - это временное отсутствие занятости в период перехода трудящегося с одного предприятия на другое. Речь не идет о превышении совокупного предложения труда над совокупным спросом на него. Знания и навыки работников, находящихся в положении таких безработных, отвечают запросам производства, работодателей, и состояние безработицы обусловлено лишь поиском лучшего места их приложения, нередко по добровольной инициативе самих работников. Структурная безработица - это отсутствие достаточного спроса на данный труд в данной сфере хозяйственной деятельности; она обусловлена изменениями в структуре потребительского спроса и в структуре спроса на определённые разновидности конкретного труда.Структурная безработица в стабильной или растущей экономике сопровождается образованием рабочих мест в других или новых отраслях экономики. Однако структурные безработные вряд лисмогут получить работу без соответствующей переподготовки. Циклическая безработица - это отсутствие достаточного спроса на труд вообще; она обусловлена спадом производства товаров. Она вызывается наступлением соответствующей фазы экономического цикла, когда сокращается спрос на товары и уменьшаются совокупные расходы. Безработица измеряется не по отдельным её видам, что в ряде случаев весьма проблематично, а в целом, как явление. Она измеряется показателем уровня (нормы) безработицы. Уровень безработицы - это отношение количества безработных к общей численности экономически активного населения и выражается в процентах. Он может рассчитываться по методу МОТ и в соответствии со специальными законодательными нормами государства. Подсчет безработных по методу МОТ предполагает периодическое выборочное обследование, опрос населения каким-либо государственным органом, исключая службы занятости. В России подобную работу проводит
-
Государственный Комитет по статистике. В январе 2013 г. методом МОТ в РФ выявлено 11% безработных от общей численности экономически активного населения что составило 6,9 млн. чел. Иначе определяется уровень безработицы государственной службой занятости. В соответствии с российским законом о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, ищущие работу, готовы приступить к ней и в установленном порядке зарегистрированные в органах службы занятости. Таким образом подсчитывается численность официальных безработных. В январе 2013 г. численность официальных безработных составила 2,3 млн. чел., а уровень официальной безработицы 3,4% экономически активного населения. В деле снижения масштабов безработицы или её предотвращения в качестве цели принято иметь в виду достижение естественной нормы (естественного уровня) безработицы. Абсолютное отсутствие безработицы невозможно и считается не нужным в хозяйственной жизни. Фрикционная и структурная разновидности безработицы в экономике рассматриваются как органически присущие ей элементы. Исходя из этого и определяется величина естественной нормы безработицы. Естественный уровень безработицы равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. При достижении такого значения безработицы состояние рынка труда оценивается как сбалансированное, равновесное. Рынок труда называется сбалансированным, если на нём количество рабочих мест приблизительно совпадает с количеством безработных. Экономические последствия безработицы весьма многообразны и неоднозначны; достаточно сложна и их структура. При исследовании экономических последствий безработицы целесообразно выделить три уровня: национальный, предприятий, человека. Исследования последствий безработицы на национальном уровне показывают, что она уменьшает объем производства валового внутреннего продукта. Эти два, тесно взаимосвязанные явления нашли свое выражение в «законе Оукена». По расчетам А.Оукена, если «фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на один процент, то отставание объема ВНП составляет 2,5%». В экономической теории уровень безработицы считается «нормальным», когда достигнута определенная сбалансированность спроса и предложения труда, т.е. вакантных рабочих Мониторинг регистрируемой безработицы (январь-декабрь 2012.) Министерство труда и соц. развития РФ М., 2013. Безработица: региональные аспекты общероссийской проблемы. М. 2009.
-
мест примерно столько же, сколько людей, ищущих работу (этот постулат допускает качественное несоответствие рабочих мест и работников). Естественный уровень безработицы определяется широким кругом обстоятельств социально-экономического плана. Важную роль играет демографическая ситуация в стране. Определенная детерминированность естественного уровня безработицы приводит к его дифференциации и колебаниям во времени в различных странах. Во время Второй мировой войны естественный уровень безработицы в США равен 3-4%, в конце 80-х гг. - 6,4%; в Германии с начала 60-х до конца 80-х гг. он вырос с 0,5 до 4%; в Японии - с 1,6 до 2,1%; в Англии - с 2,6 до 7,9%. В России естественный уровень безработицы составляет 5-7%. Сравнение показателей, характеризующих общий уровень безработицы и ее естественный уровень в России и странах с рыночной экономикой показывают, что в нашей стране этот разрыв больше. Подобное положение определяется тем, что в России слишком велика численность безработных, обусловленная экономическим кризисом, циклическая безработица. Используя данные численности таких безработных можно определить убытки производства ВВП. Расчеты показали, что в 2007г. потери от безработицы составили 124-180 трл. руб. или 4,8-6,9% к объему производства ВВП. Безработица, уменьшая объемы ВВП, приводит к сокращению налогов, поступающих государству. Это связано со снижением налогооблагаемой базы, образуемой юридическими лицами, и уменьшением поступления налогов от физических лиц. Безработица увеличивает расходы государства по мере ее роста. Их основная масса осуществляется за счет фонда занятости. Источниками же его пополнения являются, как известно, обязательные страховые взносы работодателей и из заработков работающих; ассигнования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц. В 2003г. расходы государственного фонда занятости составили (в млрд.руб.) 377; в 2006 г. - 7284; в 2007 г. - 8322, (в ценах соответствующих лет) или соответственно 0,2, и 0,3 и 0,3% к ВВП. В результате уменьшается доля всех других участников распределения ВВП. Рост безработицы свидетельствует и об общем неблагополучии в экономике, ошибках в экономическом курсе правительства. В связи с безработицей определенные потери несут и все работающие. В Безработица: региональные аспекты общероссийской проблемы. М. 2009.
-
2011 г. на одного занятого приходилось 5,3 тыс. руб. расходов государственного фонда занятости, в 2012 г. - 110,4 тыс. руб., в 2013 г. - 137,4 тыс. руб. (в ценах соответствующих лет) или, соответственно (в процентах к годовой средней заработной плате) 0,7, 1,1 и 1,0. Здесь надо иметь в виду неизменность ставки платы в фонд занятости. Оценивая последствия безработицы для человека, нельзя забывать, что длительное время трудоспособное население в России практически не сталкивалось с этим явлением; труд был дефицитным фактором производства; трудящиеся имели определенные преимущества по сравнению с непосредственным работодателем. Они обладали определенной свободой действий и в условиях дефицитности труда могли «диктовать» работодателю свои более выгодные для них условия труда, его нормирования, оплаты и т.д. Сегодня решение таких вопросов происходит более цивилизованными методами. Оценивая экономические последствия безработицы, нельзя не признать странным утверждение, что безработица может стать фактором повышения качества работы, укрепления трудовой дисциплины и т.д. Подобная точка зрения не имеет достаточных оснований для своего существования. Если человек озабочен тем, что его завтра могут уволить, и устроиться на работу в данном и близлежащих населенных пунктах очень трудно, то он при всем своем желании не обеспечит необходимой эффективности и качества труда. В этих условиях нельзя обеспечить и стабильность производственного коллектива, как важнейшего условия высококачественной работы, а следовательно, и конкурентоспособности продукции. На таком предприятии все помыслы работника направлены на поиск «надежного» места работы. Безработица убивает инициативу человека, порождает у него неуверенность в завтрашнем дне, в своих силах и возможностях, снижает его трудовой и гражданский потенциал. 2.2. Социальные последствия безработицы Безработицу как сложное экономическое явление невозможно оценить однозначно. Она имеет не только негативное, но и позитивное значение. Безработица важнейшее условие нормального и бесперебойного функционирования экономики. Она обеспечивает формирование резерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики, которая постоянно предъявляет спрос на труд в связи с вводом в действие новых объектов хозяйственной деятельности Их комплектование кадрами нельзя обеспечить только за счет естественного прироста экономически активного
-
населения, В этом случае пришлось бы открывать новые предприятия, и организации только в летние месяцы, когда молодежь заканчивает обучение и начинает трудовую жизнь. Действующее производство систематически предъявляет спрос на дополнительную рабочую силу для пополнения естественной убыли и в связи с текучестью кадров. Удовлетворить его в условиях современного рыночного механизма оказывается возможным лишь за счет резервирования рабочей силы. Многие из уволенных работников нуждаются в переподготовке, повышении квалификации и т.д. и решить эту проблему в целом ряде случаев можно только с отрывом от производства Безработица, ее рост дают весьма эффективный «сигнал» работнику о том, что его профессия, специальные знания, навыки труда - устарели, уровень квалификации не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Все это определенным образом стимулирует работника к систематическому повышению своего профессионального мастерства. При оценке отношения к безработице надо иметь в виду, что труд для подавляющего большинства людей является не только источником дохода, но дело чести, гражданской доблести человека, следовательно, лишение его сегодня возможности трудиться - это еще и большая социальная трагедия. Безработица, уменьшая доходы семей, усиливает дифференциацию населения. А это противоречит понятиям равенства, как уравнительного распределения, которое укоренилось в сознании миллионов людей. Требуется время, чтобы подавляющее большинство населения сознало, что такой характер распределения сдерживает рост эффективности производства и, следовательно, пагубен для государства и человека. Однако, нельзя не признать, что существующая сегодня дифференциация доходов экономически не всегда оправдана и не способствует социальному миру в стране, эффективности производства. Все эти обстоятельства подавляют нравственные начала поведения человека. Он становится раздражительным, черствым, злым, безразличным к чужой судьбе; чувствует себя униженным, ненужным даже самому себе, своей семье, обществу. Безработица приводит к бездеятельности и может повлечь деградацию человека: пьянство, наркоманию, совершение аморальных противоправных поступков. Происходит маргинализация населения, ухудшается социально-психологический климат в общества. Количество лиц, совершивших преступления из числа людей без постоянного источника дохода, систематически растет. Их прирост составил 164,6%, а общее число лиц, совершивших преступления выросло на 40,8%. «Скорость» совершения преступлений (среднегодовой темп прироста) составил соответственно 27,6 и 8,95%. Таким образом, лица, не имеющие
-
постоянного места жительства, совершали преступления более чем в три раза чаще по сравнению со всем населением. Если же сравнить «скорость» роста преступлений, имеющих и не имеющих постоянный источник дохода, картина окажется совершенно иной. Численность лиц, имеющих постоянный источник дохода и совершивших преступления за 2002-2006 гг. в среднем за год сокращалась на 0,45%, а для другой группы возрастала на 27,6%. При этом следует иметь в виду, что контингент лиц без постоянных источников дохода систематически пополняет ряды безработных. Криминогенность ситуации обостряется и высоким уровнем безработицы молодежи. Анализ статистических данных показывает, что ее положение гораздо хуже, чем других возрастных групп населения. Доля безработных (в их общей численности) в возрасте 15-29 лет больше, чем их доли в численности занятых и тем более населения; доли же безработных старших возрастов, наоборот, существенно ниже. Поэтому можно утверждать о больших трудностях молодежи с трудоустройством. Этот вывод подтверждают следующие данные: среднероссийский уровень безработицы в 2012 г. составил 11,8%, а для лиц в возрасте 20-24 года - 17,4%, 25-29 лет - 12,7%, но для группы лиц 50-59 лет - лишь 8,4%. Подобная ситуация обусловлена невысоким уровнем профессиональной подготовки молодежи и его соответствия профилю подготовки и структуре рабочих мест; отсутствием практики работы по своей специальности и т.д. Численность осужденных среди молодежи (в возрасте до 30 лет) за 2002-2007 гг., за умышленные убийства выросла на 64%, а среди всего населения - на 43,5%; за кражи, соответственно, на 262,2% и 69,2% и т.д. Высокий уровень безработицы среди молодежи оказывает влияние на уровень брачности населения, рождаемости, разводов и, в конечном счете, на социальный климат в стране. Весьма важным для оценки последствий безработицы является движение занятого населения, изменения его полового состава, соотношения экономически активного и экономически неактивного населения. В стране в настоящее время сложилась весьма противоречивая ситуация. Данные показывают: численность занятых в России сокращается за счет женщин. Однако численность безработных, определенных по методологии МОТ, увеличивается в основном за счет мужчин. За рассматриваемый период численность безработных увеличилась в 2,3 раза, в том числе мужчин в 2,5 раза, а женщин - в 2,0 раза. Следовательно, складывается ситуация, когда определенная часть женщин в результате безработицы переходит из Прокопов Ф. Безработица в переходной экономике России. // ”Человек и труд” №1, 2012.
-
экономически активного в экономически неактивное население. Такое положение, с позиции тех, кто считал, что для России была присуща сверхзанятость, может рассматриваться как позитивная. Однако до настоящего времени нет общего мнения, почему женщины выбывают из экономически активного населения, какова их мотивация? Учитывая необходимость экономического равенства полов, саморазвития и самореализации женщины как личности, мировых тенденций развития занятости женщин такое положение не дает оснований для оптимизма. В этом убеждает и существенное различие разных показателей, характеризующих безработицу и траектории ее движения. Данные показывают значение двух показателей, характеризующих безработицу. Первый - это реальная безработица - свидетельствует сколько человек считают себя безработными; второй - какая их численность считает необходимым приобрести официальный статус безработного. В мировой практике в государственные службы занятости обращается, как правило, 1/3 безработных. Основная масса людей, лишившихся работы стремится трудоустроиться самостоятельно. Регистрируются те, кто испытывают определенные трудности в решении проблемы трудоустройства. С 2009 г. доля официально зарегистрированных безработных в их реальной численности возросла на 46,2%. Источником прироста безработных являются мужчины. Поэтому говорить, что безработица имеет «женское» лицо неправомерно. Однако их доля в численности безработных, имеющих официальный статус в службе занятости составляет соответственно 72,1 и 63,9%. Эти цифры свидетельствуют о более тяжелых последствиях безработицы для женщин по сравнению с мужчинами. Им труднее решить проблему трудоустройства, чем мужчинам. В эти годы существенно возросли и трудности мужчин с трудоустройством. Процент безработных мужчин, имеющих официальный статус в службе занятости, в их реальной численности вырос в 4,5 раза. Все это убедительно свидетельствует о негативных последствиях безработицы для населения. Безработица приводит к ослаблению семейных уз, связей, забвению родительских обязанностей, распаду семей. Здоровье человека в условиях социального стресса ухудшается; он более подвержен различным заболеваниям, прежде всего, душевным, а недостаток денежных средств сокращает возможности лечения; следовательно, инертность в этой группе населения выше, чем в других. Среди безработных сравнительно чаще случаются самоубийства. Буланов В.С. Современные проблемы занятости и безработицы. М. РАГС. 2009.
-
Последствием безработицы может быть обострение и даже социальный взрыв, если ее размеры превысят допустимый уровень. В зарубежной литературе такой критической величиной считают уровень безработицы в 10-12%. Появление безработицы неразрывно связано в сознании людей с экономическими реформами и, следовательно, с ростом негативного отношения населения к ним. Это сужает социальную базу реформ, сдерживает рост экономики в стране. Социально-экономическое положение регионов в России характеризуется глубочайшей дифференциацией и разнообразием ситуаций. Это обусловлено уровнем экономического развития регионов, ходом становления рыночных отношений, малого бизнеса и т.д. Для каждого из регионов складывается свой специфический, соответствующий их социально-экономическому развитию уровень безработицы. За 2009-2013 гг. произошло увеличение безработицы и практически все регионы поменяли свои порядковые номера (места) в ранжированном ряду. В среднем эти сдвиги составили 3-4 порядковых значений. О существенной колеблемости уровня безработицы в регионах свидетельствуют и рост коэффициента вариации. Его величина за рассматриваемый период выросла с 18,2 до 26,2%. Подобная ситуация существенно ограничивает возможности территориального перемещения населения с целью понижения общего уровня безработицы. Весьма сложная ситуация может возникать и в отдельных населенных пунктах каждого региона. В крупном городе (градообразующей базой выступают предприятия многих отраслей и развитая инфраструктура) и в небольшом городском поселении или монопромышленном городе (уровни безработицы значительно отличаются) от региональной величины, соответственно, окажутся различными и критические величины безработицы. Эти обстоятельства искажают реальную картину и затрудняют принятие адекватных масштабам явления управленческих решений.
-
Заключение Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, которую оценить, как социально- экономическое явление однозначно нельзя. С точки зрения безработного это весьма негативное явление, т.к потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьёзную психологическую травму. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление является просто объективной необходимостью. Другое дело, что государство должно регулировать занятость, устранять негативные последствия безработицы, а работники в свою очередь должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы, что позволит им не остаться в рядах безработных и продолжить свою трудовую деятельность. Не смотря на объективный характер безработицы, социально- экономические потери, которые она порождает, очевидны. Во-первых, не производится некоторая часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления. В-третьих, снижается уровень жизни населения. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработных. Главными стратегическими целями регулирования занятости должны быть повышение экономической и социальной эффективности занятости за счёт изменения её структуры, форм, создания экономических условий для развития производственного сектора экономики, совершенствования экономических отношений. Для этого необходимо гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости, создавать новые рабочие места. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать, что в настоящее время такого взаимодействия нет. Оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь государственной службой занятости, хотя в связи с сокращением числа сотрудников- это в первую очередь проблема предприятий.
-
Список использованной литературы 1. Безработица: региональные аспекты общероссийской проблемы. М. 2009. 2.Буланов В.С. Современные проблемы занятости и безработицы. М. РАГС. 2009. 3. Бутолецкий Е., Мошняга В. Занятость и безработица в условиях рыночной экономики: международный опыт. Уч. пособие. Под ред. Шарапова Л.П. М. 2000. 4. Гойло В.С. Теоретическое оправдание безработицы. Буржуазные теории занятости. М. Мысль .1996. 5. Закон РФ “О занятости населения в Российской Федерации”. 2012. 6. Занятость. Безработица. Служба занятости. Толковый словарь терминов и понятий. М. Нива России. 1996. 7.Зущина Г.М., Костин Л.А. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества. М.2009. 8. Костин Л.А. Российский рынок труда. Вопросы теории, истории, практики. М. 2005. 9. Прокопов Ф. Безработица в переходной экономике России. // ”Человек и труд” №1, 2012. 10. Смирнов. С. Российский рынок труда: анализ и размышления. // “Человек и труд” № 12, 2012. 11. Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования. Под ред. Микульского К.И. М.2009.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.