Презентация на тему "на тему: «Политика в области культуры как элемент системы УЧР»"

Презентация: на тему: «Политика в области культуры как элемент системы УЧР»
1 из 26
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация powerpoint на тему "на тему: «Политика в области культуры как элемент системы УЧР»". Содержит 26 слайдов. Скачать файл 0.12 Мб. Самая большая база качественных презентаций. Смотрите онлайн или скачивайте на компьютер.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    26
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: на тему: «Политика в области культуры как элемент системы УЧР»
    Слайд 1

    на тему: «Политика в области культуры как элемент системы УЧР»

    Озодов У.У. гр. 3502

  • Слайд 2

    Содержание

    Введение Глава 1. Занятость населения: определение, сущность, формы 1.1. Социально-экономическая сущность и структура занятости 1.2. Формы и социальные аспекты занятости Глава 2. Безработица: сущность, факторы, социальные последствия 2.1. Экономическая сущность безработицы и ее факторы 2.2. Социальные последствия безработицы Заключение Список использованной литературы

  • Слайд 3

    Введение

      Мировой опыт показывает, что проведение радикальных экономических преобразований неизбежно сопровождается негативными социальными процессами. Социальной ценой реформ, проводимых в нашей стране, является относительное снижение уровня жизни населения, появление и рост реальной безработицы. Сложившаяся в России ситуация требует выработки стратегии социально-экономического развития, учитывающей особенности переходного периода. Особую значимость при этом получает проблема формирования адекватной сложившейся ситуации политики занятости, являющейся неотъемлемой частью государственной социальной политики. Известно, что наше общество с явлением безработицы знакомо давно. Другое дело, что оно не подвергалось серьезному изучению. Издержки такого пренебрежительного отношения к такой серьезной проблеме дают знать о себе сейчас, когда и общество, и население перед угрозой возникновения массовой безработицы по существу оказались бессильны. В этих условиях актуальность изучения занятости и безработицы в переходный период не вызывает сомнений. Его значение возрастает одновременно с усилением роли социальных факторов на стабильность жизни всего общества. Целью данной работы является изучение социально-экономических аспектов занятости и безработицы. Задачами исследования является анализ: - социально-экономической сущности и структуры занятости; - форм и социальных аспектов занятости; - экономической сущности безработицы и ее факторов; - социальных последствий безработицы.

  • Слайд 4

    Глава 1. Занятость населения: определение, сущность, формы1 .1 Социально-экономическая сущность и структура занятости

      Занятость важнейшая характеристика экономики, бла­госостояния народа; уровень занятости - важный мак­роэкономический показатель. Но занятость не только эко­номическое явление, она зависит от демографических процессов, выступает частью социальной политики, т.е. имеет демографическое и социальное содержание. Как экономическая категория занятость - это совокуп­ность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, сте­пень удовлетворения общественных потребностей в работ­никах и личных потребностей, в оплачиваемых рабочих мес­тах, в получении дохода. С этих позиций занятость выступает важнейшей характеристикой рынка труда. В Законе «О занятости населения в Российской Федера­ции» занятость определяется как общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением лич­ных и общественных потребностей, приносящая, как пра­вило, заработок (трудовой доход). Эта характеристика за­нятости выражает как социально-экономическое, так и правовое содержание. Занятость общественно-полезной деятельностью охва­тывает широкий круг трудоспособного населения: работа­ющие по трудовому договору (контракту); занимающиеся предпринимательской деятельностью; самостоятельно обес­печивающие себя работой; занятые в подсобных промыс­лах; выполняющие работы по гражданско-правовым дого­ворам (договорам подряда), а также члены произвол стенных кооперативов (артелей); избранные, назначенные или ут­вержденные на оплачиваемую должность; проходящие во­енную службу, а также службу в органах внутренних дел; проходящие очный курс обучения в общеобразовательных и других образовательных учреждениях; временно отсут­ствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, по­вышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовками или иными причинами. По роду деятельности всех занятых можно разбить на три большие группы. 1. Занятые в экономике оплачиваемой деятельностью. 2. Военнослужащие. Занимаются деятельностью, не при­носящей прямого денежного дохода. По мере перехода на контрактную форму службы военнослужащие бу­дут приближаться по статусу к занятым в экономике. 3. Учащиеся с отрывом от производства. Переход России от экономики административно-коман­дного типа к

  • Слайд 5

    рыночным отношениям потребовал проведе­ния экономических реформ в сфере занятости. Опираясь на мировой опыт, были выработаны и закреплены в законо­дательных актах - в Конституции Российской Федерации и «Законе о занятости населения Российской Федерации» - основные принципы занятости. Первым принципом, закрепленном в Конституции РФ, является добровольность труда, свободное распоряжение гражданами своими способностями к производительному и творческому труду.Каждый человек может выбирать для себя ту форму жизнедеятельности, которая позволяет ему лучше реализовать себя в жизни. Принуждение к труду не допускается, кроме случаев, особо установленных законо­дательством. Незанятость граждан не служит основанием для их привлечения к административной и иной ответствен­ности. Сфера труда становится одним из равноправных ви­дов общественно полезной деятельности, наряду с учебой, занятием домашним хозяйством, воспитанием детей, об­щественной, религиозной и другой деятельностью. Данный принцип позволяет человеку свободно выби­рать тот или иной вид деятельности, место и форму при­ложения своих способностей. Проводимые реформы, в ча­стности, приватизация средств производства, особенно приватизация жилья, права его продажи и обмена, замена прописки регистрацией, способствуют реализации этого принципа. Второй принцип - это ответственность государства за создание условий для реализации прав граждан на труд и сво­бодно избранную занятость. Государство должно содействовать усилиям индивидуу­мов приобрести соответствующую квалификацию, занять­ся тем или иным видом деятельности косвенными мера­ми - экономическими, законодательными, социальными. Третий принцип - комплексный подход к решению про­блем занятости- включает координацию усилий органов власти всех уровней, взаимодействие механизмов государ­ственного регулирования и рыночного саморегулирования, использование финансовых возможностей бюджетов, вне­бюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижение экономической и со­циальной эффективности от принимаемых программ. В новых экономических условиях государство отказалось от прямого централизованного управления занятостью. Постепен­но формируется новая система воздействия на занятость - система регулирования занятости. Главными звеньями высту­пают законы, программы стимулирования занятости; согла­шения, заключаемые субъектами социально-трудовых отно­шений

  • Слайд 6

    на национальном, региональном, отраслевом уровне и в рамках предприятий. Важная роль отводится инвестиционно-структурной, налоговой, финансово-кредитной политике. Со­вместными усилиями субъектов социально-трудовых отноше­ний должны определяться основные направления занятости, изменение ее структуры, улучшения качественных характери­стик рабочей силы, повышения ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках труда. Государство в этой системе выступает координатором этих усилий, создает ра­мочные условия для их функционирования. Достижение полной и эффективной занятости ключе­вая задача социально-экономической политики, важней­шая проблема экономической науки. Понятие «полная занятость» не имеет однозначного тол­кования и в зависимости от критерия, лежащего в основе его характеристики, трактуется по-разному. В советский период таким критерием, для науки и практики служила всеобщая занятость, обеспечение всего трудоспособного населения рабочими местами. Общество стремилось дос­тичь баланса трудовых ресурсов на предельно высоком уров­не, прогноз движения трудовых ресурсов лежал в основе прогноза и плана создания рабочих мест. В результате такой политики государства занятость дос­тигла сверхвысокого, предельного уровня. К началу 90-х гг. более 94% всего трудоспособного населения было занято в общественном производстве и другой общественно-полезной деятельностью. В условиях централизованной планово-распределительной системы полная занятость - это состо­яние экономики, при котором задействованы все трудовые ресурсы. Однако практика показала, что такой уровень за­нятости чрезмерный, так как наносил ущерб другим важ­ным сторонам жизнедеятельности - здоровью людей, се­мейному воспитанию детей. В западной экономической мысли и практике полная заня­тость - это состояние экономики, при котором все желаю­щие работать при сложившемся (доминирующем) уровне ре­альной заработной платы имеют работу. В этом контексте как тождественное используется понятие «оптимальная занятость». При каком уровне вовлеченности в профессиональный (оплачиваемый) труд может быть достигнута полная за­нятость? Ответ, видимо, следует искать в направлении обеспечения соответствия рабочих мест потребности в них населения. Однако не каждое рабочее место может удов­летворить потребность в нем. Об этом говорит наличие в экономике вакантных (незанятых) рабочих мест одновре­менно с наличием безработных. Поэтому

  • Слайд 7

    речь должна идти о предлагаемых экономически целесообразных рабочих местах. Экономически целесообразное рабочее место - это про­дуктивное (общественно-полезное, обеспеченное оборот­ными средствами и т.д.) рабочее место, позволяющее че­ловеку реализовать свой личный интерес, добиться высокой производительности труда, используя достиже­ния науки и техники, и иметь достойный заработок, обес­печивающий нормальное воспроизводство работника и его семьи. Отвечающее указанным требованиям физическое рабочее место (определенная зона, предназначенная для производства работ или услуг) может использоваться в 2-3 смены. В этом случае экономически целесообразных будет 2-3 места. Рабочее место может быть индивидуаль­ным и коллективным. Если спрос на экономически целесообразные места будет удовлетворяться соответствующим по профессионально-ква­лификационной структуре предложением рабочей силы, это и будет означать полную занятость. Равновесие или сба­лансированность на указанной основе позволит обеспечить лучшие результаты в масштабе экономики. Без постоянно­го совершенствования рабочих мест, создания новых, от­вечающих современных требованиям, и вывода из произ­водственного процесса старых, не отвечающих экономической целесообразности мест нельзя добиться со­циального прогресса, реализации интересов общества и каждой личности. Достижение полной занятости невозможно обеспечить с помощью одного рыночного механизма, необходимо постоянное регулирование этого процесса со стороны го­сударства, общества. Государственному регулированию, в первую очередь, подлежат фундаментальные науки, образование, здравоохранение, экологическая и национальная безопасность, функционирование так называемых есте­ственных монополий (железные дороги, энергетические и трубопроводные сети). Задачу соединения рыночной саморегуляции и государ­ственного регулирования можно решить в ходе трансфор­мации современной экономики в социально ориентиро­ванную рыночную. При этом структура занятости претерпит существенные изменения. Будет устранена чрезмерная за­нятость. Собственно, последняя в сфере профессиональ­ного труда преодолена в значительной мере уже в настоя­щее время. Однако это произошло не в результате структурной перестройки и повышения производительно­сти труда, а на основе спада в экономике, роста безрабо­тицы и выбывания части безработных из состава рабочей силы, ухода с рынка труда. Структура занятости в совре­менной России не отвечает потребностям ни общества, ни большей части населения.

  • Слайд 8

    Полная занятость возможна и при некотором отклоне­нии существующих рабочих мест от статуса экономически целесообразных, при несоответствии их профессиональ­но-квалификационному составу, образовательному уров­ню. В данной ситуации и работники, и государство будут нести экономические и социальные потери. Часть работни­ков будет получать низкие заработки, не обеспечивающие нормальное существование, а государство, общество - не­дополучать ресурсы в бюджет и в социальные фонды. Поэтому возникает проблема эффективной занятости. По данному вопросу среди экономистов имеется довольно широкий разброс мнений. Многие отечественные эконо­мисты под эффективной занятостью в условиях социально ориентированной рыночной экономики понимают заня­тость населения, обеспечивающую достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уров­ня для каждого члена общества на основе роста обществен­ной производительности труда. Такое определение эффективной занятости нацелено на всестороннее развитие человека и вполне приемлемо, но оно довольно широкое и его невозможно измерить с по­мощью одного показателя. Однако ему можно дать количе­ственную характеристику через систему показателей. Первый показатель в этой системе - уровень занятости населения профессиональным трудом. Сегодня можно считать, что в России нет сверхвысокой занятости. Второй показатель - уровень занятости трудоспособ­ного населения в общественном хозяйстве. Данного показа­тель тесно связан с динамикой трудоспособного населения, которая имеет тенденцию к повышению и пониже­нию в связи с изменениями демографических и социаль­но-экономических факторов. Уровень занятости трудоспо­собного населения с экономической точки зрения выражает, с одной стороны, потребность общественного хозяйства в работниках, а с другой, - потребность насе­ления в рабочих местах. Он рассчитывается аналогично первому показателю, т.е. как процентное отношение чис­ленности населения, занятого профессиональным трудом, к численности всего трудоспособного населения (трудо­вых ресурсов). О прогрессивности изменения этого показателя нужно судить с учетом исходного уровня занятости и роста про­изводительности труда. Высокая занятость не означает вы­сокую эффективность, если не обеспечивает высшей про­изводительности труда. Бутолецкий Е., Мошняга В. Занятость и безработица в условиях рыночной экономики: международный опыт. Уч. пособие. Под ред. Шарапова Л.П. М. 2000.

  • Слайд 9

    Третий показатель - это пропорции распределения тру­довых ресурсов общества по сферам общественно полезной деятельности. После расчета показателя коэффициента за­нятости профессиональным трудом аналогичным образом можно определить коэффициенты занятости учебой и дру­гих видов общественно полезной деятельности. Это позво­лит выявить необходимые пропорции. Прогрессивность из­менения данных пропорций в динамике следует оценивать с учетом общественной производительности труда и уров­ня занятости в предшествующий период развития эконо­мики (сверхвысокая или низкая), а также с учетом целей общества. При сверхвысокой занятости чем выше достига­емый уровень производительности труда, тем ниже может быть уровень участия трудоспособного населения в обще­ственном производстве, тем выше доля занятых на учебе и в домашнем хозяйстве. Четвертый показатель - рациональная структура рас­пределения работающих по отраслям и секторам экономики. Данный показатель, нередко называемый рациональной за­нятостью, представляет собой пропорции распределения трудового потенциала по видам занятий, отраслям, секто­рам экономики. От неудовлетворительного распределения рабочей силы на стыках между звеньями производства, от­раслями и секторами возникают потери. При рациональ­ной занятости можно избежать или сократить такие потери и дополнительно получить положительный результат, что будет означать рациональное использование рабочей силы. Вместе с тем это означает и повышение эффективности занятости. Пятый показатель, связанный с оптимизацией профес­сионально-квалификационной структуры работающих, позволяет выявить соответствие профессионально-квали­фикационной структуры работающего населения структу­ре рабочих мест, а также определить, насколько соответ­ствует система подготовки кадров потребностям экономики. При выявлении несоответствия следует разработать систе­му мер по стимулированию сбалансированности структу­ры рабочих мест и профессионально-квалификационной структуры рабочей силы, причем главное внимание в этой системе мер должно уделяться совершенствованию систе­мы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятиях и в учебных заведениях всех уровней. Сравнение профессионально-квалификационной струк­туры работающего населения России с аналогичной структурой США, показывает, что в России занятых физическим трудом выше (в РФ соответственно 68 и 45%; в США - 26 и 10%). Среди специалистов с высшим и сред­ним образованием в Российской Федерации доминируют кадры технического профиля и меньше удельный вес специалистов по гуманитарным и

  • Слайд 10

    естественным специальнос­тям. В США доля последних специалистов выше. В первой половине 90-х гг. в Российской Федерации про­исходило снижение квалификации работающего населения в связи с резким сокращением подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятиях и уменьшение подготовки специалистов в систем дарственного образования. Кроме того, значительная часть наиболее квалифицированных молодых ушла из науки и промышленности в сферу торгово-посредническои деятель­ности на менее квалифицированную работу, а часть эмигрировала за границу («утечка мозгов»). Во второй половине 90-х гг. наметилась тенденция к ро­сту подготовки кадров, в учебных заведениях и приятиях ряда отраслей. Причем структура обучающихся меняется в сторону увеличения подготовки специалистов области юриспруденции, финансов, бухгалтерского учета, менеджмента, экономики, других специальностей гуманитарного профиля, а также по специальностям непроизводственного профиля. Эти процессии пользуются спросом на рынке труда. Об эффективности занятости можно судить по показа­телю - норма безработицы. В современной западной эконо­мической литературе популярна точка зрения, что эффективная занятость достигается при наличии так на­зываемой естественной нормы безработицы. Естественная норма безработицы - это такой ее уровень (при данной структуре спроса и предложения), который удерживает неизменными уровень реальной заработной платы и цен при нулевом приросте производительности труда. На прак­тике норма безработицы исчисляется путем суммирования текучей (фрикционной) и структурной безработицы. Пос­ледняя связана с высвобождением в результате структур­ной перестройки экономики под влиянием научно-техни­ческого прогресса. Встречаются предложения использовать норму естествен­ной безработицы, исчисляемой в западных странах на уров­не 5 - 6 %, и в России для определения полной и эффек­тивной занятости.   1.2. Формы занятости   Многообразие социально-экономических процессов, протекающих в рамках рынка труда, порождает существо­вание различных форм занятости. Формы занятости - это организационно-правовые способы и условия Смирнов. С. Российский рынок труда: анализ и размышления. // “Человек и труд” № 12, 2012. Зущина Г.М., Костин Л.А. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества. М.2009.  

  • Слайд 11

    использова­ния труда. В рамках национального рынка труда труд людей организуется с, помощью разнообразных организационно-правовых форм, различающихся нормами правового регу­лирования продолжительности и режимов рабочего време­ни, регулярностью трудовой деятельности, местом выпол­нения работы. Среди различных форм занятости вторичная занятость занимает особое место. Это связано как со спецификой ее сущности, так и с тем воздействием, которое она оказыва­ет на функционирование рынка труда. Вторичная заня­тость - это дополнительная (вторичная) форма использо­вания рабочей силы вовлеченного в трудовую деятельность работника. В подавляющем большинстве случаев вторичная занятость приносит трудящемуся дополнительный доход. Причины, подталкивающие граждан к поиску дополни­тельной работы: 1) стремление повысить уровень доходов, возникающее у работников, когда уровень оплаты труда на основном ра­бочем месте не позволяет обеспечивать его основные мате­риальные и духовные потребности. Однако по тем или иным причинам работник не решается на увольнение, на поиск новой работы. Конкретные ситуации, порождающие стрем­ление повысить уровень доходов путем вторичной занятос­ти, различны, но существуют и определенные закономер­ности их возникновения. Например, для современной России характерен низкий уровень цены труда, при котором зара­ботная плата работников среднего (а в ряде случаев и высо­кого) уровня квалификации находится на грани прожиточ­ного минимума. Обеспечить в этих условиях приемлемый уровень жизни для себя и членов своей семьи работник мо­жет, только реализуя возможности вторичной занятости. Эко­номический кризис в России вызвал к жизни неполную занятость, при которой работник используется работодате­лем на условиях неполного рабочего дня (или сокращенной рабочей недели). При этом оплата труда зависит от выпол­ненного объема работ или отработанного времени. Сокра­щенный рабочий день и соответственно уменьшившаяся заработная плата стимулируют работника к поиску допол­нительной оплачиваемой работы; 2) стремление к повышению собственной конку­рентоспособности на внешнем рынке труда, достаточно часто возникающее у людей, охваченных скрытой безра­ботицей, т.е. формально занятых в народном хозяйстве, но которые в связи с кризисным состоянием предприя­тия могут стать реальными безработными в любой момент. По оценкам специалистов, совокупный размер скрытой безработицы в России составляет в настоящее время око­ло 12 млн. человек. Большинство людей, охваченных скры­той безработицей, но не увольняющихся с предприятий в надежде на

  • Слайд 12

    стабилизацию ситуации и возрождение производства, выражают готовность к поиску смежной, второй работы, которая помогла бы пережить трудные кри­зисные времена. В случае, когда совместительство оформ­ляется на временных условиях, работник находится на периферии рабочей силы фирмы. В условиях успешного сотрудничества с новой организацией, когда рабочее ме­сто соответствует профессионально-квалификационным характеристикам работника и не требует его переподго­товки, смежная деятельность может трансформироваться в основную. В этом случае вторичная занятость выступает своеобразным «мостиком», обеспечивающим смену рабо­чего места без периода безработицы и длительной адапта­ции в новой организации. В большинстве случаев вторичная занятость остается за рамками государственной политики в области регулиро­вания рынка труда. Однако те или иные меры воздействия на сферу социально-трудовых отношений со стороны го­сударства могут привести к увеличению или сокращению масштабов вторичной занятости. При этом особую роль может сыграть размер минимальной заработной платы, устанавливаемый в законодательном порядке. Именно ми­нимальная заработная плата, являясь своеобразной точ­кой отсчета при построении систем оплаты труда на кон­кретных предприятиях и в организациях, оказывает существенное влияние на формирование цены труда как фактора производства. В свою очередь, цена труда влияет на масштабы его предложения. Своеобразное избыточное предложение труда, при котором наемные работники стре­мятся занять не одно, а два-три рабочих места, порожда­ется именно низкой ценой труда и невозможностью под­держания достойного уровня жизни на одну заработную плату. При таком положении вещей вторичная занятость может привести к росту безработицы, так как в условиях ограниченного количества рабочих мест наиболее мобиль­ные работники займут более одного, а кто-то останется вообще без работы. В этом случае у органов государствен­ной власти может появиться желание ограничить степень распространения вторичной занятости, чтобы сократить масштабы безработицы. Однако опыт государственного регулирования социально-экономических процессов сви­детельствует о том, что меры административного харак­тера (запрещение совместительства, ограничение совокуп­ного дохода граждан, прогрессивное налогообложение и т.д.) без устранения экономических причин того или иного явления приводят к злоупотреблениям, а в случае со вто­ричной занятостью могут привести к превращению ее в скрытую занятость. Следует учитывать и те негативные последствия, кото­рые может иметь вторичная занятость для самих работни­ков. В первую очередь, это

  • Слайд 13

    повышение интенсивности тру­да и увеличение его продолжительности. При этом работодатели не нарушают трудового законодательства, так как на каждом своем рабочем месте работник трудится в пределах установленной законом продолжительности ра­бочего дня (рабочей недели). Интенсификация труда в ус­ловиях ненормируемого рабочего времени ведет к тому, что человек не успевает восстановить свои силы к следую­щему рабочему дню; его рабочая сила не воспроизводится в прежнем качестве и преждевременно изнашивается. Это может привести к ранней потере трудоспособности, про­изводственному травматизму, инвалидности. Человек, вы­нужденный работать в нескольких местах по причинам ма­териального характера, неизбежно снижает планку своего профессионального мастерства, у него смещаются мотивационные аспекты в сторону исключительно материальных стимулов. В этих условиях не остается места ни профессио­нальному росту, ни гармоничному развитию личности че­ловека. Существование вторичной занятости соответствует из­менившимся условиям экономической жизни общества. Гибкий рынок труда требует разнообразных форм трудо­устройства и использования рабочей силы. В результате формируются новые подходы к занятости, нашедшие свое выражение в концепции глобальной занятости. Названная концепция исходит из потребностей в трудовой деятель­ности всего трудоспособного населения, предполагает нор­мирование всего совокупного объема работ и распределе­ния его между всеми желающими получить работу. При этом минимальная заработная плата перестает быть точкой от­счета в построении систем вознаграждения и уступает ме­сто гарантированному минимальному доходу, который уже не может регулироваться условиями работы по найму. Имен­но в рамках концепции глобальной занятости происходит массовая индивидуализация форм, режимов и условий за­нятости, самой структуры трудового пути человека. Гиб­кость наемного работника на рынке труда, его профессио­нальная, квалификационная и социальная мобильность, умение найти свое место в изменяющейся сфере социаль­но-трудовых отношений безусловно повышает уровень кон­курентоспособности и гарантирует занятость даже в усло­виях экономических кризисов. Занятость это экономическая и очень важная социальная проблема, играющая определяющую роль в обеспечении того или иного уровня жизни населения страны, в форми­ровании и развитии профессиональных возможностей каж­дого человека, в становлении и раскрытии личности. Трудом создается основное богатство общества, обеспечивает­ся его прогрессивное развитие, вносится вклад в соци­альный прогресс мирового сообщества.

  • Слайд 14

    Напротив, безработица, если становится длительной, негативно влияет на жизненный уровень человека, семьи, на личность вплоть до возможного ее разрушения. Массо­вая безработица может стать дестабилизирующий факто­ром, привести к застою, деградации отдельных регионов и даже социальным потрясениям всего общества. И в этом плане она является социально-политической проблемой. Поэтому занятость должна находиться в центре внимания общества, государства, проводимой им социально-эконо­мической политики. Эта проблема заслуживает того, чтобы ее выделить в самостоятельный раздел. В этом качестве по­литика занятости выступает как совокупность мер, направ­ленных на стимулирование вовлечения и эффективного функционирования индивидуумов в сфере труда для дос­тижения целей общества. Государство, осуществляя политику занятости на федераль­ном и региональном уровне, должно преследовать стратеги­ческие и тактические цели. Стратегические цели заключаются в достижении высокого уровня жизни, создании условий для разностороннего развития человека на основе повышения эф­фективности экономики. Тактические цели направлены на сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на основе спроса и предложения рабочих мест, на обеспечение полной, продуктивной и эффективной занятости. Политика занятости на федеральном уровне в первую очередь должна быть направлена на решение стратегичес­кой задачи - обеспечение полной, но эффективной заня­тости как необходимой предпосылки достижения высоко­го уровня жизни. Это возможно на основе учета действия как рыночных, так и нерыночных факторов. Рыночный механизм направлен на рост эффективности производства и, следовательно, на ликвидацию неэффек­тивных рабочих мест, на высвобождение работников, не отвечающих требованиям спроса. Долгосрочная политика государства включает комплекс мер по предупреждению массовой безработицы, поддер­жание ее на социально-приемлемом уровне; подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требова­ниям рынка и научно-технического прогресса; разработке и осуществлению крупных программ, проектов, обеспечи­вающих вывод из застоя депрессивных регионов и др. В ито­ге все они направлены на обеспечение полной занятости, повышение благосостояния, создание условий для опти­мального сочетания и чередования труда, учебы, воспита­ния детей и отдыха. Политика занятости на региональном уровне должна преследовать те же стратегические и тактические цели, что и на федеральном уровне, более

  • Слайд 15

    полно использо­вать имеющиеся возможности и искать нетрадиционные пути решения проблем занятости. Среди них отметим следующие: • устранение административных ограничений на пере­мещение рабочей силы; • подготовка и переподготовка рабочей силы; • поддержка (в том числе налоговая) деятельности по созданию рабочих мест; • расширение диапазона общественных работ; • налаживание долгосрочного сотрудничества между ад­министрациями трудоизбыточных и трудонедостаточных (особенно северных) регионов по временному использо­ванию рабочей силы на основе контрактов с последую­щим возвращением ее в родные места и с гарантией предоставления жилья, других материальных благ на зара­ботанные средства, а также предоставления в случае необ­ходимости работы; • государственная поддержка (административная, на­логовая и др.) привлечения иностранного капитала в ре­гионы с повышенной безработицей, в том числе для раз­вития малого бизнеса, подготовки для него рабочей силы и т п. В связи с провозглашением курса на создание социаль­но ориентированной рыночной экономики главным на­правлением политики занятости в переходной период яв­ляется создание экономически целесообразных рабочих мест. Они будут определять спрос на труд и постепенно обеспечат его сбалансированность с предложением рабо­чей силы. Предложение труда значительно превышает спрос. В качестве предупредительных мер целесообразно проводить целенаправленную политику по социальной поддержке отдельных слабо защищенных категорий тру­доспособного населения, которые могли бы уйти с рын­ка труда, уменьшив напряжение на нем. В этом плане сле­дует постоянно совершенствовать программы помощи женщинам с детьми, пенсионерам, молодежи, совмеща­ющей труд и учебу. К такому же результату может приве­сти стимулирование гибкой занятости, развитие гибкого рынка труда. Вместе с тем снижение уровня заработной платы в об­щих доходах, наблюдаемое в последнем десятилетии ны­нешнего века, приводит к ослаблению трудовой мотива­ции. Последняя - важный фактор повышения эффективности экономики. Поэтому снижение трудовой мотивации мо­жет иметь негативные последствия, существенно затор­мозив рост ее эффективности. Надежды на решение этой проблемы с помощью приватизации не

  • Слайд 16

    оправдались. Передача средств про­изводства в частные руки не обеспечила роста мотива­ции к труду. Проблема оказалась гораздо сложнее. Ее решение требует активных усилий, действий каждого человека и государства в обеспечении нормальных ус­ловий для труда и жизни, повышения уровня квали­фикации, конкурентоспособности работников, соци­альной защиты в случае увольнения, свобод передвижения по территории, создания рынка жилья и т.д.

  • Слайд 17

    Глава 2. Безработица: сущность, факторы, социальные последствия2.1. Экономическая сущность безработицы и ее факторы 

    Безработица - это социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу. Международная организация труда (МОТ) определяет, безработным признается человек, не имеющий принося­щего доход занятия, готовый работать и последние четыре недели ищущий в различных формах работу. По причинам возникновениявыделяют фрикционную, структурную и циклическую безработицы. Фрикционная безработица - это временное отсутствие занятости в период перехода трудящегося с одного предприя­тия на другое. Речь не идет о превышении совокупного пред­ложения труда над совокупным спросом на него. Знания и навыки работников, находящихся в положении таких безработных, отвечают запросам производства, работодате­лей, и состояние безработицы обусловлено лишь поиском лучшего места их приложения, нередко по добровольной инициативе самих работников. Структурная безработица - это отсутствие достаточного спроса на данный труд в данной сфере хозяйственной дея­тельности; она обусловлена изменениями в структуре потре­бительского спроса и в структуре спроса на определённые разновидности конкретного труда.Структурная безработица в стабильной или растущей экономике сопровождается образованием рабочих мест в других или новых отраслях экономики. Однако структурные безработные вряд лисмо­гут получить работу без соответствующей переподготовки. Циклическая безработица - это отсутствие достаточного спроса на труд вообще; она обусловлена спадом производства товаров. Она вызывается наступлением соответствующей фазы экономического цикла, когда сокращается спрос на товары и уменьшаются совокупные расходы. Безработица измеряется не по отдельным её видам, что в ряде случаев весьма проблематично, а в целом, как явление. Она измеряется показателем уровня (нормы) безработицы. Уровень безработицы - это отношение количества безра­ботных к общей численности экономически активного насе­ления и выражается в процентах. Он может рассчитываться по методу МОТ и в соответствии со специальными законодательными нормами государства. Подсчет безработных по методу МОТ предполагает пе­риодическое выборочное обследование, опрос населения каким-либо государственным органом, исключая службы занятости. В России подобную работу проводит

  • Слайд 18

    Государственный Комитет по статистике. В январе 2013 г. методом МОТ в РФ выявлено 11% безработных от общей численности эконо­мически активного населения что составило 6,9 млн. чел. Иначе определяется уровень безработицы государствен­ной службой занятости. В соответствии с российским зако­ном о занятости безработными признаются трудоспособ­ные граждане, не имеющие работы и заработка, ищущие работу, готовы приступить к ней и в установленном по­рядке зарегистрированные в органах службы занятости. Та­ким образом подсчитывается численность официальных безработных. В январе 2013 г. численность официальных без­работных составила 2,3 млн. чел., а уровень официальной безработицы 3,4% экономически активного населения. В деле снижения масштабов безработицы или её предотвра­щения в качестве цели принято иметь в виду достижение есте­ственной нормы (естественного уровня) безработицы. Абсо­лютное отсутствие безработицы невозможно и считается не нужным в хозяйственной жизни. Фрикционная и структурная разновидности безработицы в экономике рассматриваются как органически присущие ей элементы. Исходя из этого и опре­деляется величина естественной нормы безработицы. Естественный уровень безработицы равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. При достижении такого значения безработицы состояние рынка труда оце­нивается как сбалансированное, равновесное. Рынок труда называется сбалансированным, если на нём количество рабочих мест приблизительно совпадает с коли­чеством безработных. Экономические последствия безработицы весьма мно­гообразны и неоднозначны; достаточно сложна и их струк­тура. При исследовании экономических последствий безра­ботицы целесообразно выделить три уровня: национальный, предприятий, человека. Исследования последствий безработицы на националь­ном уровне показывают, что она уменьшает объем произ­водства валового внутреннего продукта. Эти два, тес­но взаимосвязанные явления нашли свое выражение в «законе Оукена». По расчетам А.Оукена, если «фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на один процент, то отставание объема ВНП составляет 2,5%». В экономической теории уровень безработицы считается «нор­мальным», когда достигнута определенная сбалансирован­ность спроса и предложения труда, т.е. вакантных рабочих Мониторинг регистрируемой безработицы (январь-декабрь 2012.) Министерство труда и соц. развития РФ М., 2013. Безработица: региональные аспекты общероссийской проблемы. М. 2009.  

  • Слайд 19

    мест примерно столько же, сколько людей, ищущих работу (этот постулат допускает качественное несоответствие рабо­чих мест и работников). Естественный уровень безработицы определяется широким кругом обстоятельств социально-экономического плана. Важную роль играет демографическая ситуация в стране. Определенная детер­минированность естественного уровня безработицы приво­дит к его дифференциации и колебаниям во времени в раз­личных странах. Во время Второй мировой войны естественный уровень безработицы в США равен 3-4%, в конце 80-х гг. - 6,4%; в Германии с начала 60-х до конца 80-х гг. он вырос с 0,5 до 4%; в Японии - с 1,6 до 2,1%; в Англии - с 2,6 до 7,9%. В России естественный уровень без­работицы составляет 5-7%. Сравнение показателей, характеризующих общий уро­вень безработицы и ее естественный уровень в России и странах с рыночной экономикой показывают, что в нашей стране этот разрыв больше. Подобное положение определяется тем, что в России слишком велика численность безработных, обусловленная экономическим кризисом, циклическая безработица. Ис­пользуя данные численности таких безработных можно определить убытки производства ВВП. Расчеты показали, что в 2007г. потери от безработицы составили 124-180 трл. руб. или 4,8-6,9% к объему производства ВВП. Безработица, уменьшая объемы ВВП, приводит к со­кращению налогов, поступающих государству. Это связано со снижением налогооблагаемой базы, образуемой юриди­ческими лицами, и уменьшением поступления налогов от физических лиц. Безработица увеличивает расходы государства по мере ее роста. Их основная масса осуществляется за счет фонда за­нятости. Источниками же его пополнения являются, как известно, обязательные страховые взносы работодателей и из заработков работающих; ассигнования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, ме­стных бюджетов, добровольных взносов юридических и фи­зических лиц. В 2003г. расходы государственного фонда заня­тости составили (в млрд.руб.) 377; в 2006 г. - 7284; в 2007 г. - 8322, (в ценах соответствующих лет) или соответственно 0,2, и 0,3 и 0,3% к ВВП. В результате уменьшается доля всех других участников распределения ВВП. Рост безработицы свидетельствует и об общем неблагополучии в экономике, ошибках в экономическом курсе правительства. В связи с безработицей определенные потери несут и все работающие. В Безработица: региональные аспекты общероссийской проблемы. М. 2009.  

  • Слайд 20

    2011 г. на одного занятого приходилось 5,3 тыс. руб. расходов государственного фонда занятости, в 2012 г. - 110,4 тыс. руб., в 2013 г. - 137,4 тыс. руб. (в ценах соответствующих лет) или, соответственно (в процентах к годовой средней заработной плате) 0,7, 1,1 и 1,0. Здесь надо иметь в виду неизменность ставки платы в фонд занятости. Оценивая последствия безработицы для человека, нельзя забывать, что длительное время трудоспособное население в России практически не сталкивалось с этим явлением; труд был дефицитным фактором производства; трудящие­ся имели определенные преимущества по сравнению с не­посредственным работодателем. Они обладали определен­ной свободой действий и в условиях дефицитности труда могли «диктовать» работодателю свои более выгодные для них условия труда, его нормирования, оплаты и т.д. Сегод­ня решение таких вопросов происходит более цивилизо­ванными методами. Оценивая экономические последствия безработицы, нельзя не признать странным утверждение, что безработи­ца может стать фактором повышения качества работы, ук­репления трудовой дисциплины и т.д. Подобная точка зрения не имеет достаточных оснований для своего существования. Если человек озабочен тем, что его завтра могут уволить, и устроиться на работу в данном и близле­жащих населенных пунктах очень трудно, то он при всем своем желании не обеспечит необходимой эффективности и качества труда. В этих условиях нельзя обеспечить и ста­бильность производственного коллектива, как важнейше­го условия высококачественной работы, а следовательно, и конкурентоспособности продукции. На таком предприя­тии все помыслы работника направлены на поиск «надеж­ного» места работы. Безработица убивает инициативу чело­века, порождает у него неуверенность в завтрашнем дне, в своих силах и возможностях, снижает его трудовой и граж­данский потенциал.   2.2. Социальные последствия безработицы   Безработицу как сложное экономическое явление невозможно оценить однозначно. Она имеет не только негативное, но и позитивное значение. Безработица важ­нейшее условие нормального и бесперебойного функ­ционирования экономики. Она обеспечивает формирова­ние резерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики, которая постоянно предъявляет спрос на труд в связи с вводом в действие новых объектов хозяйственной деятельности Их комплек­тование кадрами нельзя обеспечить только за счет есте­ственного прироста экономически активного

  • Слайд 21

    населения, В этом случае пришлось бы открывать новые предприятия, и организации только в летние месяцы, когда молодежь заканчивает обучение и начинает трудовую жизнь. Действующее производство систематически предъявляет спрос на дополнительную рабочую силу для пополнения естественной убыли и в связи с текучестью кадров. Удовлетворить его в условиях современного рыночного механизма оказывается возможным лишь за счет резервирования рабочей силы. Многие из уволенных работников нуждаются в переподготовке, повышении квалификации и т.д. и решить эту проблему в целом ряде случаев можно только с отрывом от производства Безработица, ее рост дают весьма эффективный «сигнал» работнику о том, что его профессия, специальные знания, навыки труда - устарели, уровень квалификации не соот­ветствует требованиям сегодняшнего дня. Все это опреде­ленным образом стимулирует работника к систематическо­му повышению своего профессионального мастерства. При оценке отношения к безработице надо иметь в виду, что труд для подавляющего большинства людей является не только источником дохода, но дело чести, гражданской доблести человека, следовательно, лишение его сегодня возможно­сти трудиться - это еще и большая социальная трагедия. Безработица, уменьшая доходы семей, усиливает диффе­ренциацию населения. А это противоречит понятиям ра­венства, как уравнительного распределения, которое уко­ренилось в сознании миллионов людей. Требуется время, чтобы подавляющее большинство населения сознало, что такой характер распределения сдерживает рост эффектив­ности производства и, следовательно, пагубен для госу­дарства и человека. Однако, нельзя не признать, что суще­ствующая сегодня дифференциация доходов экономически не всегда оправдана и не способствует социальному миру в стране, эффективности производства. Все эти обстоятельства подавляют нравственные начала поведения человека. Он становится раздражительным, чер­ствым, злым, безразличным к чужой судьбе; чувствует себя униженным, ненужным даже самому себе, своей семье, обществу. Безработица приводит к бездеятельности и мо­жет повлечь деградацию человека: пьянство, наркоманию, совершение аморальных противоправных поступков. Про­исходит маргинализация населения, ухудшается социаль­но-психологический климат в общества. Количество лиц, совершивших преступления из числа людей без постоян­ного источника дохода, систематически растет. Их прирост составил 164,6%, а общее число лиц, совер­шивших преступления выросло на 40,8%. «Скорость» со­вершения преступлений (среднегодовой темп прироста) составил соответственно 27,6 и 8,95%. Таким образом, лица, не имеющие

  • Слайд 22

    постоянного места жительства, совершали пре­ступления более чем в три раза чаще по сравнению со всем населением. Если же сравнить «скорость» роста преступле­ний, имеющих и не имеющих постоянный источник дохо­да, картина окажется совершенно иной. Численность лиц, имеющих постоянный источник дохода и совершивших пре­ступления за 2002-2006 гг. в среднем за год сокращалась на 0,45%, а для другой группы возрастала на 27,6%. При этом следует иметь в виду, что контингент лиц без постоянных источников дохода систематически пополняет ряды безра­ботных. Криминогенность ситуации обостряется и высоким уров­нем безработицы молодежи. Анализ статистических данных показывает, что ее положение гораздо хуже, чем других возрастных групп населения. Доля безработных (в их общей численности) в возрасте 15-29 лет больше, чем их доли в численности занятых и тем более населения; доли же безработных старших возра­стов, наоборот, существенно ниже. Поэтому можно утвер­ждать о больших трудностях молодежи с трудоустройством. Этот вывод подтверждают следующие данные: среднерос­сийский уровень безработицы в 2012 г. составил 11,8%, а для лиц в возрасте 20-24 года - 17,4%, 25-29 лет - 12,7%, но для группы лиц 50-59 лет - лишь 8,4%. Подобная ситу­ация обусловлена невысоким уровнем профессиональной подготовки молодежи и его соответствия профилю подго­товки и структуре рабочих мест; отсутствием практики ра­боты по своей специальности и т.д. Численность осужден­ных среди молодежи (в возрасте до 30 лет) за 2002-2007 гг., за умышленные убийства выросла на 64%, а среди все­го населения - на 43,5%; за кражи, соответственно, на 262,2% и 69,2% и т.д. Высокий уровень безработицы среди молодежи оказывает влияние на уровень брачности насе­ления, рождаемости, разводов и, в конечном счете, на социальный климат в стране. Весьма важным для оценки последствий безработицы является движение занятого населения, изменения его по­лового состава, соотношения экономически активного и экономически неактивного населения. В стране в настоя­щее время сложилась весьма противоречивая ситуация. Данные показывают: численность занятых в России сокращается за счет женщин. Однако численность безработных, определенных по методологии МОТ, увели­чивается в основном за счет мужчин. За рассматриваемый период численность безработных увеличилась в 2,3 раза, в том числе мужчин в 2,5 раза, а женщин - в 2,0 раза. Следо­вательно, складывается ситуация, когда определенная часть женщин в результате безработицы переходит из Прокопов Ф. Безработица в переходной экономике России. // ”Человек и труд” №1, 2012.  

  • Слайд 23

    экономи­чески активного в экономически неактивное население. Такое положение, с позиции тех, кто считал, что для Рос­сии была присуща сверхзанятость, может рассматриваться как позитивная. Однако до настоящего времени нет общего мнения, почему женщины выбывают из экономически активного населения, какова их мотивация? Учитывая не­обходимость экономического равенства полов, саморазви­тия и самореализации женщины как личности, мировых тенденций развития занятости женщин такое положение не дает оснований для оптимизма. В этом убеждает и суще­ственное различие разных показателей, характеризующих безработицу и траектории ее движения. Данные показывают значение двух пока­зателей, характеризующих безработицу. Первый - это ре­альная безработица - свидетельствует сколько человек счи­тают себя безработными; второй - какая их численность считает необходимым приобрести официальный статус безработного. В мировой практике в государственные службы занятос­ти обращается, как правило, 1/3 безработных. Ос­новная масса людей, лишившихся работы стремится тру­доустроиться самостоятельно. Регистрируются те, кто испытывают определенные трудности в решении пробле­мы трудоустройства. С 2009 г. доля официально заре­гистрированных безработных в их реальной численности возросла на 46,2%. Источником прироста безработных являются мужчины. По­этому говорить, что безработица имеет «женское» лицо не­правомерно. Однако их доля в численности безработных, имеющих официальный статус в службе занятости состав­ляет соответственно 72,1 и 63,9%. Эти цифры свидетель­ствуют о более тяжелых последствиях безработицы для жен­щин по сравнению с мужчинами. Им труднее решить проблему трудоустройства, чем мужчинам. В эти годы су­щественно возросли и трудности мужчин с трудоустройством. Процент безработных мужчин, имеющих официаль­ный статус в службе занятости, в их реальной численности вырос в 4,5 раза. Все это убедительно свиде­тельствует о негативных последствиях безработицы для на­селения. Безработица приводит к ослаблению семейных уз, свя­зей, забвению родительских обязанностей, распаду се­мей. Здоровье человека в условиях социального стресса ухудшается; он более подвержен различным заболевани­ям, прежде всего, душевным, а недостаток денежных средств сокращает возможности лечения; следовательно, инертность в этой группе населения выше, чем в других. Среди безработных сравнительно чаще случаются само­убийства. Буланов В.С. Современные проблемы занятости и безработицы. М. РАГС. 2009.  

  • Слайд 24

    Последствием безработицы может быть обострение и даже социальный взрыв, если ее размеры превысят допус­тимый уровень. В зарубежной литературе такой критичес­кой величиной считают уровень безработицы в 10-12%. Появление безработицы неразрывно связано в созна­нии людей с экономическими реформами и, следователь­но, с ростом негативного отношения населения к ним. Это сужает социальную базу реформ, сдерживает рост эконо­мики в стране. Социально-экономическое положение регионов в Рос­сии характеризуется глубочайшей дифференциацией и раз­нообразием ситуаций. Это обусловлено уровнем экономи­ческого развития регионов, ходом становления рыночных отношений, малого бизнеса и т.д. Для каждого из регио­нов складывается свой специфический, соответствующий их социально-экономическому развитию уровень безра­ботицы. За 2009-2013 гг. произошло увеличение безработицы и практически все регионы поменяли свои порядковые но­мера (места) в ранжированном ряду. В среднем эти сдвиги составили 3-4 порядковых значений. О существенной колеблемости уровня безработицы в регионах свидетельству­ют и рост коэффициента вариации. Его величина за рас­сматриваемый период выросла с 18,2 до 26,2%. Подобная ситуация существенно ограничивает возможности терри­ториального перемещения населения с целью понижения общего уровня безработицы. Весьма сложная ситуация мо­жет возникать и в отдельных населенных пунктах каждого региона. В крупном городе (градообразующей базой высту­пают предприятия многих отраслей и развитая инфраструк­тура) и в небольшом городском поселении или монопромышленном городе (уровни безработицы значи­тельно отличаются) от региональной величины, соответ­ственно, окажутся различными и критические величины безработицы. Эти обстоятельства искажают реальную картину и зат­рудняют принятие адекватных масштабам явления управ­ленческих решений.

  • Слайд 25

    Заключение Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, которую оценить, как социально- экономическое явление однозначно нельзя. С точки зрения безработного это весьма негативное явление, т.к потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьёзную психологическую травму. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление является просто объективной необходимостью. Другое дело, что государство должно регулировать занятость, устранять негативные последствия безработицы, а работники в свою очередь должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы, что позволит им не остаться в рядах безработных и продолжить свою трудовую деятельность. Не смотря на объективный характер безработицы, социально- экономические потери, которые она порождает, очевидны. Во-первых, не производится некоторая часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления. В-третьих, снижается уровень жизни населения. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработных. Главными стратегическими целями регулирования занятости должны быть повышение экономической и социальной эффективности занятости за счёт изменения её структуры, форм, создания экономических условий для развития производственного сектора экономики, совершенствования экономических отношений. Для этого необходимо гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости, создавать новые рабочие места. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать, что в настоящее время такого взаимодействия нет. Оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь государственной службой занятости, хотя в связи с сокращением числа сотрудников- это в первую очередь проблема предприятий.  

  • Слайд 26

    Список использованной литературы   1. Безработица: региональные аспекты общероссийской проблемы. М. 2009. 2.Буланов В.С. Современные проблемы занятости и безработицы. М. РАГС. 2009. 3. Бутолецкий Е., Мошняга В. Занятость и безработица в условиях рыночной экономики: международный опыт. Уч. пособие. Под ред. Шарапова Л.П. М. 2000. 4. Гойло В.С. Теоретическое оправдание безработицы. Буржуазные теории занятости. М. Мысль .1996. 5. Закон РФ “О занятости населения в Российской Федерации”. 2012. 6. Занятость. Безработица. Служба занятости. Толковый словарь терминов и понятий. М. Нива России. 1996. 7.Зущина Г.М., Костин Л.А. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества. М.2009. 8. Костин Л.А. Российский рынок труда. Вопросы теории, истории, практики. М. 2005. 9. Прокопов Ф. Безработица в переходной экономике России. // ”Человек и труд” №1, 2012. 10. Смирнов. С. Российский рынок труда: анализ и размышления. // “Человек и труд” № 12, 2012. 11. Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования. Под ред. Микульского К.И. М.2009.  

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке