Содержание
-
Налоговый учёт и его организация на предприятии
Выполнила: Романцова А. В. 82-3
-
Понятие налогового учета.
Впервые понятие "налоговый учет" в законодательстве появилось с момента введения в действие Главы 25 Налогового кодекса (налог на прибыль), то есть с 1 января 2002 года. В статье 313 НК РФ указывается, что налогоплательщики должны исчислять налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом. Следует заметить, что отдельные нормы налогового законодательства предусматривали дополнительные требования к обобщению информации для определения налоговой базы и до введения в действие Главы 25 НК РФ. Так, согласно п. 1 ст. 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена МНС РФ. Во исполнение данного положения МНС РФ утвердило форму N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц", которая по своему назначению и содержанию является регистром налогового учета. Таким образом, не смотря на легальное закрепление понятие налогового учета только для целей Главы 25 НК РФ, подобные требования содержатся и в иных главах НК РФ и актах
-
Цели налогового воздействия.
Главной целью налогового воздействия на хозяйственную деятельность является фискальная функция, так как взимание налогов является основой формирования доходной части государственного бюджета. Дополнительные цели налогового воздействия заключаются в осуществлении регулирующих и стимулирующих функций, которые с помощью экономических методов оказывают влияние на развитие предпринимательства. Кроме непосредственного изъятия имущества, налоговое воздействие включает в себя налоговый контроль. Предметом налогового контроля является определение своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязанностей. Однако при этом стоит учитывать, что наряду с уплатой налогов, к числу основных обязанностей налогоплательщиков относится также ведение в установленном порядке учета своих доходов и иных объектов налогообложения, а также представление в налоговые органы документов об исчислении и уплате налогов. Таким образом, налоговый контроль включает в себя проверку полноты, обоснованности и достоверности составления первичных учетных документов, регистров налогового учета и налоговой отчетности.
-
Цель налогового учета.
Целью налогового учета является формирование полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей, обеспечивающей контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога.
-
Содержанием налогового учета являются:
первичные учетные документы (платежные поручения, накладные, акты выполненных работ, авансовые отчеты, справка бухгалтера и т.д.), расчет налоговой базы, который может содержатся как в отдельных регистрах налогового учета, так и в отдельных разделах налоговой декларации.
-
Аналитические регистры налогового учета представляют собой сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, которые предназначены для накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы. Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством. Так, например, в ст. 169 НК РФ указывается, что налогоплательщик НДС обязан вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, при этом порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Правительством Российской Федерации.
-
А в соответствии с требованиями Главы 25 НК РФ, напротив, налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета в целях исчисления налога на прибыль. В этом случае система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно и закрепляется им в учетной политике организации, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Аналогично требованиям бухгалтерского учета, решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства. В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности. Важно иметь ввиду, что налоговый учет не является дублированием бухгалтерского учета, а является его дополнением в тех случаях, когда в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями НК РФ. В таких случаях налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
-
Не смотря на то, что организация налогового учета осуществляется по ряду налогов налогоплательщиком самостоятельно, законодательство предусматривает к его форме и содержанию общие требования. Так, по налогу на прибыль, данные налогового учета должны отражать: порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу. При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.
-
Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты: наименование регистра, период (дату) составления, измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении, наименование хозяйственных операций, подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров. Регистры налогового учета могут вестись в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.
-
Налоговая отчетность.
Налоговая отчетность является составной частью налогового контроля. Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов. Формы налоговых деклараций, если они не утверждены законодательством о налогах и сборах, разрабатываются и утверждаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
-
Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки. Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде.
-
Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, нарушение которых влечет налоговую ответственность в соответствии со ст. 119 НК РФ. При этом в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 года № 17 "Обзор практики решения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса РФ" разъясняется, что налогоплательщик обязан представлять налоговые декларации в установленные законом сроки независимо от результатов расчетов сумм налогов к уплате по итогам тех или иных налоговых периодов (например, в связи с отсутствием налогооблагаемой базы). За непредставление таких требований в отношении налогового агента могут последовать санкции, предусмотренные ст. 126 НК РФ.
-
Данные налогового учета
Данные налогового учета должны отражать: - порядок формирования сумм доходов и расходов; - порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде; - сумму остатка расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; - порядок формирования сумм создаваемых резервов; - сумму задолженности по расчету с бюджетом по налогу на прибыль. Подтверждением данных налогового учета являются: - первичные учетные документы (в т.ч. справки бухгалтера); - аналитические регистры налогового учета; - расчет налоговой базы. Аналитические регистры налогового учета — сводные формы систематизации сгруппированных данных налогового учета за отчетный (налоговый) период без отражения по счетам бухгалтерского учета. Формы аналитических регистров налогового учета в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты: - наименование регистра; - период (дату) составления; - измерение операций в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении; - наименование хозяйственных операций; - подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
-
Формирование данных налогового учета
Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в т.ч. операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах, либо переносятся на ряд лет). При этом аналитический учет данных должен быть организован так, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы. Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых магнитных носителях. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них данных разрабатываются организациями самостоятельно и устанавливаются приложениями к приказу (распоряжению) руководителя об учетной политике для целей налогообложения. Правильность отражения фактов хозяйственной жизни в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. Исправление ошибок в регистрах налогового учета должны быть обоснованы и подтверждены подписью лица, вносящего исправления, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.
-
Организация налогового учета
Налоговый учет возможно организовать так: 1. Бухгалтерский учет фактов хозяйственной деятельности осуществляются в обычном порядке работники бухгалтерской службы, а налоговый учет – работники службы, специально созданной для этой цели. Однако здесь имеет место несколько отрицательных моментов: Во-первых, создание специальной налоговой службы в большинстве случаев приведет к росту общего числа работников, занимающихся учетом (как бухгалтерским, так и налоговым). Кроме того, не все организации могут позволить себе создание вышеуказанной службы. Во-вторых, по ряду операций будет дублирование учетных записей в обеих службах, поскольку показатели многих видов доходов и расходов, используемых при расчете налоговой базы, будут формироваться одинаково как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения. В-третьих, для руководителей организаций цель бухгалтерского учета значительно снизится, ибо информацию по налогообложению прибыли они будут получать не от бухгалтерии. 2. Налоговый учет ведется без разработки конкретных форм аналитических регистров, которые будут отличаться в разных организациях в зависимости от условий хозяйственной деятельности (организационно-правовой формы, предмета и региона деятельности, видов заключаемых договоров и др.).
-
Показатели налогового учета
В статье 315 НК РФ перечислено, какие показатели должны быть отражены в налоговом учете для составления расчета налоговой базы. К ним относятся: 1. Прибыль (убыток) от реализации: - товаров (работ, услуг) собственного производства, а также от реализации имущества и имущественных прав (за исключение прибыли (убытков) от реализации*, указанной в подпунктах 2, 3, 4 и 5 пункта 4 статьи 315); _________________________ * В НК РФ сказано «… за исключением выручки…», что не соответствует сути данного расчета. Видимо здесь имеет место техническая ошибка. _________________________ - ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке; - покупных товаров; - финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке; - основных средств; - товаров (работ, услуг)** обслуживающих производств и хозяйств. Для обеспечения возможности расчета прибыли (убытка) от реализации необходимо в разрезе вышеуказанных видов деятельности вести учет как выручки от реализации, так и понесенных при этом расходов. _________________________ ** В НК РФ сказано: «прибыль (убыток) от реализации обслуживающих производств и хозяйств». Это - редакционная неточность _________________________ 2. Прибыль (убыток) от внереализационных операций. Для расчета данного показателя следует учитывать отдельно внереализационные доходы и внереализационные расходы. 3. Убыток, подлежащий переносу на будущее в порядке, предусмотренном статьей 283 НК РФ. Именно эти показатели должны в первую очередь приниматься во внимание при разработке видов и форм аналитических регистров налогового учета. В основу данной концепции налогового учета положен принцип его максимального совмещения с бухгалтерским учетом. Известно, что сумма прибыли (убытка) как для целей составления бухгалтерской отчетности, так и для расчета налоговой базы в принципе рассчитывается одинаково, как разность между доходами и расходами.
-
Модели налогового учета
Статьей 313 НК РФ установлено, что в случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии требованиями главы 25 НК РФ налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо ввести самостоятельные регистры налогового учета. Для систематизации и накопления информации, например, о доходах и расходах, формирующих налоговую базу организации, могут быть использованы: - регистры бухгалтерского учета: - регистры бухгалтерского учета, дополненные необходимыми реквизитами при недостаточности информации для определения налоговой базы: - аналитические регистры налогового учета. Таким образом, налогоплательщик может выбрать одну из трех моделей налогового учета с учетом степени его автономности по отношению к системе бухгалтерского учета. Модель 1. Данная модель предусматривает использование самостоятельных аналитических регистров налогового учета, при этом налоговый учет ведется параллельно с бухгалтерским. Аналитические регистры налогового учета составляются на основе первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым законодательством, и представляют собой сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период. Модель 2. В основу этой модели положены данные, формируемые в системе бухгалтерского учета. При этом регистры бухгалтерского учета дополняются реквизитами, необходимыми для определения налоговой базы, тем самым формируются комбинированные регистры, используемые для налогового учета. Модель 3. В данной модели используются регистры и бухгалтерского и налогового учета. В том случае, если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения не отличается от порядка, установленного правилами бухгалтерского учета, целесообразно применять бухгалтерские регистры. В отличие от модели 1 основанием для составления аналитических регистров налогового учета являются не первичные учетные документы, а регистры бухгалтерского учета и бухгалтерские справки. Данная модель позволяет в максимальной степени использовать данные бухгалтерского учета и, в конечном счете, сближает две системы учета.
-
План счетов налогового учёта
План счетов налогового учёта настраивается совместно со специалистами банка, чтобы отобразить специфичное для банка разбиение источников налогообложения. При этом в качестве цели выступает не только детальный учёт вклада всех операций банка в сумму налогов, но и удобство представления источников налогообложения для оптимизации налогов аналитиками банка. План счетов налогового учета имеет иерархическую структуру произвольной глубины и имеет следующие характеристики налоговых счетов: Признак 'облагается налогом по общей ставке' (да/нет);Ставка налога (для доходов, облагаемых налогом по специальной ставке);Признак совпадения информации с данными бухгалтерского учета по данному виду доходов/расходов (да/нет);Наличие норматива или установленного ограничения (для счетов расходов).Простейший план счетов налогового учёта представляет собой перечень статей налогообложения из Главы 25 Налогового кодекса. Проводки в плане счетов генерируются по концам учётных периодов с помощью моделей учёта. Модели (шаблоны) учета представляют собой параметризованное описание правил генерации учетных записей по данным о сделках. Шаблон - это структура, связывающая тип сделки, тип учетного события, тип учетной суммы, правила поиска счета, правила изменения значения остатка на счете. Классификационный атрибут 'Тип сделки' определяет область учета. Учетные события определяют дату валютирования учетной записи и отражают этапы жизненного цикла сделки или позиции. С точки зрения налогового учета это будут даты получения финансового результата, даты начислений, даты переоценок, отчетные даты. Учетные суммы отражают правила получения сумм, подлежащих отражению в учете. Это могут быть первичные параметры сделок или производные, расчетные данные. С точки зрения налогового учета учетные суммы - это суммы всех доходов/расходов, подлежащих учету. Специальные правила поиска счета автоматически определяют лицевой счет для учетной записи (статью плана счетов и другие атрибуты). Для каждой области учета используются свои учетные события и учетные суммы. Модели учёта настраиваются совместно со специалистами банка, чтобы отобразить специфичное для банка разбиение источников налогообложения (в рамках Главы 25 Налогового кодекса).
-
Порядок составления расчета налоговой базы (Ст.315 НК)
Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года.Расчет налоговой базы должен содержать следующие данные: Период, за который определяется налоговая база (нарастающим итогом). Сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде: выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также выручка от реализации имущества, имущественных прав; выручка от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке; выручка от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке; выручка от реализации покупных товаров; выручка от реализации основных средств; выручка от реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств. Сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации: расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства, расходы, понесенные при реализации имущества, имущественных прав. расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке; расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке; расходы, понесенные при реализации покупных товаров; расходы, связанные с реализацией основных средств; расходы, понесенные обслуживающими производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг). Прибыль (убыток) от реализации: прибыль от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, прибыль (убыток) от реализации имущества, имущественных прав; прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке; прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке; прибыль (убыток) от реализации покупных товаров; прибыль (убыток) от реализации основных средств; прибыль (убыток) от реализации обслуживающих производств и хозяйств.
-
Сумма внереализационных доходов: доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке; доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке. Сумма внереализационных расходов, в частности: расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке; расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке. Прибыль (убыток) от внереализационных операций. Итого налоговая база за отчетный (налоговый) период. Для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащего переносу.
-
Формы аналитических регистров налогового учета
При разработке форм аналитических регистров налогового учета нормируемых расходов учтены перечисленные правила и ограничения. Метод группировки аналитических регистров налогового учета выбран в порядке очередности и с нумерацией, примененной в "Расчете налоговой базы"1. Аналитические регистры в зависимости от их принадлежности по группировке, представленной в ст. 253 НК РФ, содержат "Справки" и "Ведомости". Так, форма сводного регистра расходов на оплату труда, включающая аналитические регистры налогового учета по расходам на добровольное страхование, имеет вид (регистр 021.3.2). Справка по расходам на оплату труда формируется нарастающим итогом на основании данных ведомостей. Регистр "Ведомость по расходам на страхование" имеет следующий вид (регистр 021.3.2.3). Ведомости расходов на добровольное страхование составляются на основании данных бухгалтерского учета в автоматизированном режиме по следующим формам (на примере регистра 021.3.2.3.1). В аналогичном порядке составляются регистры по другим видам страхования (021.3.2.3.2, 021.3.2.3.3, 021.3.2.3.4). Другие виды нормируемых расходов включены в группу прочих расходов. Приведем образец формы аналитического регистра прочих расходов организации (регистр 021.3.4). На основе данных бухгалтерского учета составляются такие регистры, как: 021.3.4.3 "Ведомость по командировочным расходам", 021.3.4.5 "Ведомость по представительским расходам", 021.3.4.7 "Ведомость по рекламным расходам". Форма этих регистров приведена на примере регистра 021.3.4.5 "Ведомость по представительским расходам". Для определения размера нормируемых расходов предлагаются следующие аналитические регистры: 021.3.4.5.1 "Расчет размера представительских расходов (счет 60)", 021.3.4.5.1.1 "Справочная ведомость по представительским расходам (счет 71)", 021.3.4.5.1.2 "Справочная ведомость по представительским расходам". Предложенные формы аналитических регистров налогового учета предполагают получение данных в автоматизированном режиме. Для этого следует внести изменения и дополнения в рабочий план счетов организации.
-
-
-
-
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.