Содержание
-
Общественная жизнь России при Николае I,
-
Вопросы стоящие перед Россией во второй четверти XIX века
Каково настоящее и будущее России? По какому пути в своем развитии должна идти Россия?
-
Общественное движение
-
Консервативное (самодержавно-охранительное) течение
-
Либерально-оппозиционное
-
Революционно-социалистическое
-
-
-
Александр Иванович Герцен
-
Александр Иванович Герцен
-
Просветительские кружки 20-40-х годов
-
Революционные кружки
-
Либерально-оппозиционное общественное течение
-
Российские либералы 40-х гг. XIX в.: западники и славянофилы
Представителями славянофилов были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и многие др. Наиболее выдающимися представителями западников выступали П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Гончаров, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, В.М. Майков, П.А. Мельгунов, С.М. Соловьев, И.С. Тургенев, П.А. Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А.И. Герцен и В.Г. Белинский. И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей России, резко критиковали николаевскую Россию. Особенно резко славянофилы и западники выступали против крепостного права. Причем западники — Герцен, Грановский и др. — подчеркивали, что крепостное право — лишь одно из проявлений того произвола, который пронизывал всю русскую жизнь. Ведь и “образованное меньшинство” страдало от беспредельного деспотизма, тоже было в “крепости” у власти, у самодержавно-бюрократического строя. Критикуя российскую действительность, западники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны. Славянофилы, отвергая современную им Россию, с еще большим отвращением смотрели на современную Европу. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет (здесь мы видим определенную общность с теорией “официальной народности”)
-
Славянофилы
Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий западу в силу особенностей русской истории, религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Славянофилы утверждали, что у русских особое отношение к властям. Народ жил как бы в “договоре” с гражданской системой: мы — общинники, у нас своя жизнь, вы — власть, у вас своя жизнь . К. Аксаков писал, что страна обладает совещательным голосом, силой общественного мнения, однако право на принятие окончательных решений принадлежит монарху. Примером такого рода отношений могут стать отношения между Земским собором и царем в период Московского государства, что позволило России жить в мире без потрясений и революционных переворотов, типа Великой французской революции. “Искажения” в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который “прорубил окно в Европу”, нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного богом пути.
-
Славянофилов часто относят к политической реакции в силу того, что их учение содержит три принципа “официальной народности”: православие, самодержавие, народность. При этом славянофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы. В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности. Когда в 1855 г. на престол вступил Александр II, К. Аксаков представил ему “Записку о внутреннем состоянии России”. В “Записке” Аксаков упрекал правительство в подавлении нравственной свободы, приведшей к деградации нации; он указывал, что крайние меры могут только сделать в народе популярной идею политической свободы и породить стремление к ее достижению революционным путем. Ради предотвращения подобной опасности Аксаков советовал царю даровать свободу мысли и слова, а также возвратить к жизни практику созыва Земских соборов. Идеи предоставления народу гражданских свобод, отмены крепостного права занимали важное место в работах славянофилов. Неудивительно поэтому, что цензура часто подвергала их преследованиям, мешала свободно выражать свои мысли.
-
Западники.
западники, в отличие от славянофилов, русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников — начало движения России во всемирную историю. В то же время они понимали, что реформы Петра сопровождались многими кровавыми издержками. Истоки большинства самых отвратительных черт современного ему деспотизма Герцен видел в том кровавом насилии, которым сопровождались петровские реформы. Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем, поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создать государство и общество, обеспечивающие эту свободу. Силой, способной стать двигателем прогресса, западники считали “образованное меньшинство”.
-
В чем схожи З и С?
При всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели схожие позиции. И те, и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма. Споры западников и славянофилов имели большое значение для развития общественно-политической мысли. Они являлись представителями либерально-буржуазной идеологии, возникшей в дворянской среде под влиянием кризиса феодально-крепостнической системы. Герцен подчеркнул то общее, что соединяло западников и славянофилов — “физиологическое, безотчетное, страстное чувство к русскому народу” (“Былое и думы”).
-
Славянофилы
А.С.Хомяков И.С.Аксаков И.В.Киреевский Ю.Ф.Самарин
-
Западники
С.М. Соловьев К.Д. Кавелин Т.Н. Грановский И.С. Тургенев
-
-
-
Заключение
Эпоха политической реакции при Николае I не была эпохой духовной спячки и застоя для русского общества. Напротив, во второй четверти XIX века основным центром интеллектуальной жизни России становится Москва. За внешней неспешностью и бытовой консервативностью второй столицы скрывался напряженный идейный поиск, ведущийся представителями «образованного меньшинства». Почти каждый день собирались «друзья» - «враги» западники и славянофилы, чтобы скреститься в очередном идейном споре. Разгром декабристских организаций существенно ослабил революционное движение в России, но оно не было полностью уничтожено. В эпоху правления Николая I возникает целый ряд объединений радикально настроенной молодежи, считавших себя наследниками идей и продолжателями дела декабристов. Как отмечал в своих воспоминаниях Б.Н.Чичерин, «спертая атмосфера замкнутого кружка, без сомнения, имеет свои невыгодные стороны; но что делать, когда людей не пускают на свежий воздух? Это были легкие, которыми в то время могла дышать сдавленная со всех сторон русская мысль».
-
Образование и наука в первой половине 19 в
В 1803 году страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из них намечалось открыть университет. 1804- основание Казанского и Харьковского университетов. 1819- Петербургский университет 1834- Киевский университет Действовал Царскосельский лицей. К началу 19 в В России было один ВУЗ технического профиля в СПБ. При Александре был открыт Лесной институт При Николае были открыты Петербургский технологический институт и Московское техническое училище, Академия Генерального штаба, Инженерная и Артиллерийская академии.
-
Средние учебные заведения (гимназии) по указу 1803 предполагалось открыть в каждом губернском городе. В 1824 г. В РИ было 49 гимназий, через 30 лет их число достигло 77. Продолжалось развитие системы женского образования. Новые институты для дворянских дочерей были открыты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске. Отставало развитие системы начального образования.
-
Русская наука.
Профессор Казанского университета Николай Иванович Лобачевский создал неевклидову геометрию. Профессор Казанского университета Николай Николаевич Зинин осуществил синтез анилина- органического красителя текстильной промышленности. В области физики Василий Владимирович Петров показал возможность использования электрической дуги и электрического разряда в разреженном газе для освещения и плавки металлов Борис Семенович Якоби построил электродвигатель, он открыл метод гальванопластики. Павел Петрович Аносов раскрыл тайну булата, создал стальные клинки, которыми можно было крошить твердые зубила и рассекать подброшенные вверх платки из тончайшей ткани.
-
1839 завершилось строительство Пулковской обсерватории под Петербургом. Василий Яковлевич Струве обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости млечного пути. Николай Иванович Пирогов первым в России стал применять анестезирующие средства – эфир и хлороформ – при операциях. Применил повязку из алебастра. Книга Пирогова «Начала военно-полевой хирургии» долгое время использовалось как пособие для военных хирургов. Карамзин написал 12 томов «Истории государства Российского». (путешествия в предыдущей презентации есть) Василий Михайлович Головин в 1811 обследовал Курильские острова, где попали в плен к японцам он и его команда. Федор Петрович Литке исследовал Северный Ледовитый океан, берега Камчатки и Южной Америки. Он основал русское географического общество.
-
Архитектура и скульптура
Эпоха классицизма в русском зодчестве. Классицизм ориентируется на античное искусство, литературу и мифологию. 1806-1823- здание Адмиралтейства арх. А.Д. Захаров Андрей Никифорович Воронихин – сын крепостного, построил Казанский собор, в собор перенесли прах Кутузова. Перед собором были поставлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли В 40-50 Невский проспект украсили бронзовые скульптуры Петра Карловича Клодта «Укротитель коней» установленные на устоях Аничкова моста через Фонтанку. Клодт также построил памятник Николаю Павловичу. 1818-1858- строительство Исаакиевского собора Огюстом Монферраном
-
Исаакиевкий собор должен был олицетворять незыблемость самодержавия, его тесный союз с правослаивем. Про проекту Монферрана была возведена 47- метровая колонна из гранитного монолита на Дворцовой площади – памятник Александру I и в честь победы в войне 1812г. Здание главного штаба построил Росси. В 1839-1852 по проекту Лео Кленце в СПБ было построено здание Нового Эрмитажа К.А. Тон построил Большой Кремлевский дворец , Храм Христа Спасителя
-
К. Росси Александрийский театр
-
Генеральный штаб
-
Укротитель коней На Аничковом мосту
-
Новый Эрмитаж
-
Храм Христа Спасителя
-
Большой Кремлевский дворец
-
Русская живопись
Карл Павлович Брюллов написал картину «Последний день Помпеи». А.А.Иванов более 20 лет работал над картиной «Явление Христа Народу» Орест Адамович Кипренский и Василий Андреевич Тропинин оставили портреты Пушкина. Павел Андреевич Федотов «Свежий кавалер», «Сватовство майора» В 1852 г открыл свои двери Эрмитаж.
-
К. Брюллов «Последний день Помпеи»
-
А.А. Иванов «Явление Христа народу»
-
В.А.Тропинин Портрет Пушкина
-
Кипренский Портрет Пушкина
-
Театр и музыка
Михаил Семенович Щепкин до 33 лет был крепостным , Павел Степанович Мочалов также вырос в семье крепостного актеры. Они стали известными актерами своего времени. Мочалов часто играл Гамлета. В те же годы на сцене московского Большого театра была поставлена опера М.И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») . Он также написал «Руслан и Людмила», «Я помню чудное мнгновенье..» Александр Сергеевич Даргомыжский «Русалка».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.