Содержание
-
Особенности сюжета и композиции «Повести о разорении Рязани Батыем»
Выполнил Студент 12 группы Филологического факультета Масалов Алексей
-
«Повесть о разорении Рязани Батыем» в 1237 г. в древнейших из сохранившихся рукописях (относящихся ко второй трети XVI в.) читаются в составе цикла повестей о Николе Заразском.
-
Композицию и сюжет «Повести» условно можно разделить на 4 основных части: Появление Батыя на границах Рязанской земли, посольство рязанцев к Батыю во главе с князем Федором, гибель Федора и его жены Евпраксии. Героическая зашита Рязани Юрием Ингоревичем, гибель защитников и разорение Батыем Рязани. Подвиг ЕвпатияКоловрата. Обновление Рязани ИнгваремИнгоревичем.
-
«В 1237 г. татары пришли лесами на Рязанскую землю. Сначала направили своих послов, требуя десятину: каждого десятого из князей, десятого из людей и из коней, каждую десятую часть от всего». Героями первой части повести выступают сын Юрия Ингоревича рязанского князь Федор и его молодая супруга Евпраксия.
-
Гибель Федора Юрьевича
Федор отправляется к царю Батыю во главе посольства. Он бесстрашно вступается за честь не только своей супруги, но и всех рязанских жен. Дерзко и со смехом бросает Федор вызов «нечестивому царю»: «Не полезно бо есть нам, христианам, тобе, нечестивому царю, водити жены своя на блуд. Аще нас приодолееши, то и женами нашими владетиначнеши». Гордый ответ русского князя вызывает ярость Батыя. По приказанию хана Федор и все посольство перебиты.
-
Самоубийство Евпраксии
Горестная весть поражает молодую жену Федора княгиню Евпраксию. Она, стоя в превысоком своем тереме с малолетним сыном Иваном на руках, «...услышатаковыя смертоносный глаголы, и горести исполнены, и абиеринуся из превысокаго храма своего с сыном своим со князем Иваном на среду земли, и заразися(разбилась) до смерти». Так лаконично прославляется подвиг верности, мужества, силы супружеской любви русской женщины. Первая часть повести завершается горестным плачем Юрия Ингоревича и всех рязанцев.
-
Поражение возле границ
Вторая часть прославляет мужество и героизм рязанской дружины и ее князя Юрия Ингоревича. Он воодушевляет дружину мужественной речью: «Лутче нам смертию живота купити, нежели в поганой воли быти. Се бо я, брат ваш, напред вас изопью чашу смертную за святыабожиа церкви, и за веру христьянскую, и за отчину отца нашего великого князя ИнгоряСвятославича». В этой речи героический мотив сочетается с религиозным призывом умереть «за божий церкви» и веру христианскую. Перед боем Юрий, как и подобает благочестивому человеку, молится Богу, принимает благословение епископа. Центральным эпизодом второй части является гиперболическое описание битвы. Русский воин один бьется «с тысящей, а два — со тмою», потрясая мужеством врагов. Причинив им существенный урон, рязанцы гибнут: «...ecu равно умроша и едину чашу смертную пиша».
-
Взятие Рязани
Изображение разорения города исполнено в повести большого драматизма: И не оста во граде ни един живых: ecu равно умроша и едину чашу смертную пиша. Несть бо ту ни стонюща, ниплачюща и ни отцу и матери о чадех, или чадом о отци и о матери, ни брату о брате, ни ближнему роду, но ecu вкупе мертвы лежаща»
-
ЕвпатийКоловрат
Третья часть посвящена прославлению подвига ЕвпатияКоловрата. Это эпический герой под стать богатырям русских былин. Он наделен гиперболической силой, мужеством и отвагой. Он живое олицетворение героического подвига всего русского народа, который не может мириться с поработителями и стремится отомстить за поруганную врагом землю. Основное внимание уделено изображению поведения Евпатия в бою, на его подвиг переносится подвиг всей дружины. Он бесстрашно разъезжает по ордынским полкам и бьет их нещадно — так, что его острый меч притупился. Самого Батыя охватывает страх, и он посылает против Евпатия своего шурина богатыря Хостоврула (типично эпическая былинная ситуация).
-
В поединке одерживает победу Евпатий. Он «исполин силою и разсечеХостоврула на полы до седла. И начата сечи силу татарскую, и многих тут нарочитых богатырей Батыевых побил, ових на полы пресекаше, а иных до седла крояше». Охваченные страхом монголы вынуждены применить против русского богатыря «пороки» (стенобитные орудия): «...и начашабити по нем с сточисленых пороков и едва убиша его...» Когда тело Евпатия приносят к Батыю, хан «начашадивитися храбрости и крепости и мужеству» Евпатия. Батый воздает должное своему врагу: «О КоловратеЕупатие, гораздо ecu меня подщивал малою своею дружиною, да многих богатырей сильной орды побил ecu, и многие полкыпадоша. Аще бы у меня такий служил, — держал бых его против сердца своего». Под стать Евпатию и его храбрые дружинники. Когда кочевникам удалось захватить в плен пятерых воинов, изнемогавших от ран, те с иронией и сознанием морального превосходства отвечают Батыю: «Веры християнскыеесве, раби великого князя Юрья ИнгоревичаРезанского, а от полку ЕупатиеваКоловрата. Посланы от князя ИнгваряИнгоревичаРезанскаго тебя, силна царя, почтити и честна проводити и честь тобевоздати. Да не подиви, царю, не успеватиналивати чаш на великую силу — рать татарьскую».
-
Возвращение ИнгваряИнгоревичеча в разоренную землю
Последняя, заключительная, часть повести начинается эмоциональным плачем князя ИнгваряИнгоревича, созданным по всем правилам книжной риторики. Он горестно оплакивает убитых, «яко труба рати глас подавающе, яко сладкий орган вещающи». Повесть заканчивается рассказом о возрождении и обновлении русскими людьми испепеленной врагом Рязани, вследствие чего «бысть радость християнам...». Эта концовка свидетельствует об оптимизме, жизнестойкости русского народа, его неколебимой вере в возможность избавления от монголо-татарского ига.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.