Презентация на тему "Особенности сюжета и композиции «Повести о разорении Рязани Батыем»"

Презентация: Особенности сюжета и композиции «Повести о разорении Рязани Батыем»
Включить эффекты
1 из 11
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.67 Мб). Тема: "Особенности сюжета и композиции «Повести о разорении Рязани Батыем»". Содержит 11 слайдов. Посмотреть онлайн с анимацией. Загружена пользователем в 2017 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Оценить. Быстрый поиск похожих материалов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    11
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Особенности сюжета и композиции «Повести о разорении Рязани Батыем»
    Слайд 1

    Особенности сюжета и композиции «Повести о разорении Рязани Батыем»

    Выполнил Студент 12 группы Филологического факультета Масалов Алексей

  • Слайд 2

    «Повесть о разорении Рязани Батыем» в 1237 г. в древнейших из сохранившихся рукописях (относящихся ко второй трети XVI в.) читаются в составе цикла повестей о Николе Заразском.

  • Слайд 3

    Композицию и сюжет «Повести» условно можно разделить на 4 основных части: Появление Батыя на границах Рязанской земли, посольство рязанцев к Батыю во главе с князем Федором, гибель Федора и его жены Евпраксии. Героическая зашита Рязани Юрием Ингоревичем, гибель защитников и разорение Батыем Рязани. Подвиг ЕвпатияКоловрата. Обновление Рязани ИнгваремИнгоревичем.

  • Слайд 4

    «В 1237 г. татары пришли лесами на Рязанскую землю. Сначала направили своих послов, требуя десятину: каждого десятого из князей, десятого из людей и из коней, каждую десятую часть от всего». Героями первой части повести выступают сын Юрия Ингоревича рязанского князь Федор и его молодая супруга Евпраксия.

  • Слайд 5

    Гибель Федора Юрьевича

    Федор отправляется к царю Батыю во главе посольства. Он бесстрашно вступается за честь не только своей супруги, но и всех рязанских жен. Дерзко и со смехом бросает Федор вызов «нечестивому царю»: «Не полезно бо есть нам, христианам, тобе, нечестивому царю, водити жены своя на блуд. Аще нас приодолееши, то и женами нашими владетиначнеши». Гордый ответ русского князя вызывает ярость Батыя. По приказанию хана Федор и все посольство перебиты.

  • Слайд 6

    Самоубийство Евпраксии

    Горестная весть поражает молодую жену Федора княгиню Евпраксию. Она, стоя в превысоком своем тереме с малолетним сыном Иваном на руках, «...услышатаковыя смертоносный глаголы, и горести исполнены, и абиеринуся из превысокаго храма своего с сыном своим со князем Иваном на среду земли, и заразися(разбилась) до смерти». Так лаконично прославляется подвиг верности, мужества, силы суп­ружеской любви русской женщины. Первая часть повести завершается горестным плачем Юрия Ингоревича и всех рязанцев.

  • Слайд 7

    Поражение возле границ

    Вторая часть прославляет мужество и героизм рязанской дружины и ее князя Юрия Ингоревича. Он воодушевляет дружину мужественной речью: «Лутче нам смертию живота купити, нежели в поганой воли быти. Се бо я, брат ваш, напред вас изопью чашу смертную за святыабожиа церкви, и за веру христьянскую, и за отчину отца нашего великого князя ИнгоряСвятославича». В этой речи героический мотив сочетается с религиозным призывом умереть «за божий церкви» и веру христианскую. Перед боем Юрий, как и подобает благочестивому человеку, молится Богу, принимает благословение епископа. Центральным эпизодом второй части является гиперболическое описание битвы. Русский воин один бьется «с тысящей, а два — со тмою», потрясая мужеством врагов. Причинив им существенный урон, рязанцы гибнут: «...ecu равно умроша и едину чашу смертную пиша».

  • Слайд 8

    Взятие Рязани

    Изображение разорения города исполнено в повести большого драматизма: И не оста во граде ни един живых: ecu равно умроша и едину чашу смертную пиша. Несть бо ту ни стонюща, ниплачюща и ни отцу и матери о чадех, или чадом о отци и о матери, ни брату о брате, ни ближнему роду, но ecu вкупе мертвы лежаща»

  • Слайд 9

    ЕвпатийКоловрат

    Третья часть посвящена прославлению подвига ЕвпатияКоловрата. Это эпический герой под стать богатырям русских былин. Он наделен гиперболической силой, мужеством и отвагой. Он живое олицетворение героического подвига всего русского народа, который не может мириться с поработителями и стремится отомстить за поруганную врагом землю. Основное внимание уделено изображению поведения Евпатия в бою, на его подвиг переносится подвиг всей дружины. Он бесстрашно разъезжает по ордынским полкам и бьет их нещадно — так, что его острый меч притупился. Самого Батыя охватывает страх, и он посылает против Евпатия своего шурина богатыря Хостоврула (типично эпическая былинная ситуация).

  • Слайд 10

    В поединке одерживает победу Евпатий. Он «исполин силою и разсечеХостоврула на полы до седла. И начата сечи силу татарскую, и многих тут нарочитых богатырей Батыевых побил, ових на полы пресекаше, а иных до седла крояше». Охваченные страхом монголы вынуждены применить против рус­ского богатыря «пороки» (стенобитные орудия): «...и начашабити по нем с сточисленых пороков и едва убиша его...» Когда тело Евпатия приносят к Батыю, хан «начашадивитися храбрости и крепости и мужеству» Евпатия. Батый воздает должное своему врагу: «О КоловратеЕупатие, гораздо ecu меня подщивал малою своею дружиною, да многих богатырей сильной орды побил ecu, и многие полкыпадоша. Аще бы у меня такий служил, — держал бых его против сердца своего». Под стать Евпатию и его храбрые дружинники. Когда кочевникам удалось захватить в плен пятерых воинов, изнемогавших от ран, те с иронией и сознанием морального превосходства отвечают Батыю: «Веры християнскыеесве, раби великого князя Юрья ИнгоревичаРезанского, а от полку ЕупатиеваКоловрата. Посланы от князя ИнгваряИнгоревичаРезанскаго тебя, силна царя, почтити и честна проводити и честь тобевоздати. Да не подиви, царю, не успеватиналивати чаш на великую силу — рать татарьскую».

  • Слайд 11

    Возвращение ИнгваряИнгоревичеча в разоренную землю

    Последняя, заключительная, часть повести начинается эмоцио­нальным плачем князя ИнгваряИнгоревича, созданным по всем правилам книжной риторики. Он горестно оплакивает убитых, «яко труба рати глас подавающе, яко сладкий орган вещающи». Повесть заканчивается рассказом о возрождении и обновлении русскими людьми испепеленной врагом Рязани, вследствие чего «бысть радость християнам...». Эта концовка свидетельствует об оптимизме, жизнестойкости русского народа, его неколебимой вере в возможность избавления от монголо-татарского ига.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке