Содержание
-
Мышление
-
План
Понятие мышления и его социальная природа. Детерминированность человеческим сознанием. Функции мышления. Операции мышления. Виды мышления. Процессы мышления. Решение сложных мыслительных задач.
-
Определение понятия
Мышление – это сложный процесс сознательного отражения действительности в таких объективных свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные чувственному восприятию объекты (А.Н. Леонтьев)
-
в широком смысле - мышление - это процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. В узком смысле - мышление понимается как процесс решения задач.
-
Что значит «процесс обобщенного познания действительности»:
Через непосредственное чувственно восприятие мы познаем единичные факты, определенные явления. Таким образом, мышление отражает свойства, относящиеся к целой группе сходных явлений и предметов. Разумный человек может выявлять различия, тенденции, закономерности. Обобщенности мышления способствует и то, что оно имеет знаковый характер. Ведущим знаком является речь, слово. Слово всегда обобщает.
-
Стол
-
Что такое опосредствованное познание действительности:
мышление позволяет анализировать факты, выявлять и доказывать гипотезы, устанавливать связи, строить прогнозы в разных областях знания; дает возможность выходить за рамки непосредственного чувственного опыта. мы отражаем действительность, опираясь на уже известные опыт и знания, зафиксированные в языке.
-
Общественно-исторический характер мышления
Оно выступает как процесс социально обусловленный: во-первых, опыт и знания имеют общественно-историческую природу. во-вторых, мышление вызывают социальные мотивы и цели мыслительной деятельности Мышление связано с деятельностью человека, это целенаправленный процесс
-
Специфичность мышления заключается в том, что:
мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования; лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира; мышление позволяет предвидеть будущее, планировать практическую деятельность; тесно связано с практической деятельностью; опосредовано речью
-
Физиологические основы мышления
мышление является функцией мозга и представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий Мышление и речь имеют единую психофизиологическую основу, названную И.П. Павловым второй сигнальной системой. Ее сущностью является слово как обобщенный абстрагированный сигнал действительности, приобретающий силу воздействия, иногда не меньшую, чем сама реальная действительность.
-
функциональная асимметрия коры головного мозга
Наличие специализации полушарий мозга было установлено еще в XIX в., когда физиологи обнаружили в левом полушарии зоны, ответственные за речь — ее воспроизведение и различение. Зона Брока отвечает за произнесение слов, а зона Вернике — за понимание
-
-
Лирики Физики
-
специализация полушарий мозга
Левое полушарие: осуществляет локальную обработку информации, связанной со словесными структурами, производит рациональное осмысление деятельности; в процессе решения задачи осуществляет дискретный перебор гипотез Связано с речью Правое полушарие осуществляет глобальную обработку информации и определяет вероятность каждой гипотезы. Это бессознательный процесс, связанный с пространственными представлениями и эмоциональной мотивацией. Связано с образами и практикой
-
Функции мышления
Мышление – это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды и функции: Понимание как раскрытие существенного, постижение смысла и значения чего-либо. Решение проблем и задач, возникновение проблемных ситуаций. Целеобразование, которое означает формирование образа будущего результата. Рефлексия –направленность на осмысление знания, анализ его содержания и методов познания действительности, своих действий, самопознание.
-
Мышление как процесс
-
Мотивация мышления Специфические (познавательные) мот ивы Неспецифические (социальные) мотивы
-
Содержание мышления
-
Мыслительные операции Анализ Конкрети- зация Абстраги- рование Сравне- ние Обобще- ние Синтез
-
Приемы мышления
Прием – это система операций, организованная для решения задач определенного типа.
-
Виды мышления
-
Продукты мышления(и его формы)
-
Классификация понятий
-
Суждение-
Это мыслительное действие, отражающее связи между предметами и их свойствами. Оно всегда содержит в себе: Субъект суждения (подлежащее) – предмет, о котором говорится в суждении; Предмет суждения (сказуемое) – что говорится в суждении; Положительную или отрицательную связку (является, есть, не является и т.д.).
-
Виды суждений
Курить – здоровью вредить Курить в аудитории - вредно
-
Умозаключения
Совокупность мыслительных действий, путем которых из одних суждений выводятся новые. Умозаключения представляют собой довольно сложную форму мыслительной деятельности.
-
Классификация умозаключений
-
Соотношение понятий «мышление и интеллект»
Оба термина выражают различные стороны одного и того же явления. Слово «ум» выражает свойство, способность, а «обдумывание» — процесс. Интеллект — это способность к мышлению, а мышление — процесс реализации интеллекта.
-
Качества ума
-
Индивидуальные особенности ума
Продуктивность ума быстрота инициативность Сообразительность творчество глубина гибкость широта критичность сообразительность
-
Мышление в процессе решения задачи:
А.Р. Лурия описал 4 этапа, через который должно пройти мышление человека при решении сложной или новой проблемы: изучение условий задачи ( выявляется суть проблемы, важные данные и т.п.); создание общего плана предполагаемых действий; выбор тактики решения, включая выбор того или иного конкретного метода действий; сопоставление найденного решения с исходными данными.
-
Этапы разрешения проблемной ситуации
-
Решение творческой задачи
Уоллес, размышляя о том, как знаменитые ученые приходят к открытию и к решению научных задач, выделил 4 этапа, через которые проходит большинство из них. Подготовка – на данном этапе человек делает обзор проблемы, собирая всю необходимую информацию. Инкубация – этот этап может длиться несколько дней, часов, недель и т.п. Проблема «вынашивается». Человек во время мучительных попыток решить задачу, имеет возможность посмотреть на проблему иными глазами, увидеть какие-то комбинации решения. Инсайт – «озарение» – кажется, что решение приходит вдруг, внезапно, само собой. Разработка – найденное решение подвергается проверке путем сопоставления с фактами.
-
N|=|
-
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте, и хотя криво – да сами». Готхольд Лессинг
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.