Презентация на тему "Презентация по дисциплине ЭкономикаТема:Микроэкономика"

Включить эффекты
1 из 67
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Презентация по дисциплине ЭкономикаТема:Микроэкономика". pptCloud.ru — каталог презентаций для детей, школьников (уроков) и студентов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    67
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация по дисциплине ЭкономикаТема:Микроэкономика
    Слайд 1

    Презентация по дисциплине ЭкономикаТема:Микроэкономика

    Выполнил: Проверил: студент группы БТ-181 профессор д.э.н Нусратуллаев Ш.Х. Резников А.В

  • Слайд 2

    Учебные вопросы: Предмет микроэкономики Теории экономики Этапы развития современной экономики Кривая производственных возможностей

  • Слайд 3

    1. Предмет микроэкономики

    Микроэкономика и макроэкономика — две составные части экономической теории или экономики. Слово «экономика» имеет вполне обыденное происхождение. Оно произошло от греческого «ойкономия», что означает «ведение домашнего хозяйства», или «домоводство». Принято считать, что этот термин впервые был употреблен Ксенофонтом (430-355 гг. до н. э.).

  • Слайд 4

    Чтобы содержать себя и свое потомство, человек вынужден прилагать усилия. Если человеческие потребности превышают возможности их удовлетворения, то имеется два варианта решения проблемы. Первый вариант: стремиться к достижению удовлетворения возрастающих потребностей, стараясь получить оптимальные результаты при минимуме затрат. Такой подход характерен для современного общества. Второй вариант: ограничивать потребности, довольствуясь имеющимися ресурсами и средствами.

  • Слайд 5

    Проблема редкости (problem of scarcity) — невозможность создания полного изобилия, удовлетворения всех экономических потребностей всех людей. Экономические потребности — это внутренние мотивы (стимулы), побуждающие к экономической деятельности, возникающие как следствие состояния неудовлетворенности, испытываемого человеком, из которого он стремится выйти, или удовлетворенности, которое он желает продлить. Когда мы говорим о редкости (или ограниченности), то чаще всего это касается дефицита времени, денег и материальных ресурсов. Впрочем, и время, и деньги — это также ресурсы. Главный ресурс человека — это продолжительность его жизни.

  • Слайд 6

    Редкость или ограниченность ресурсов относительна: ресурсы ограничены относительно потребностей общества. Не все ресурсы ограничены в одинаковой степени. На планете можно найти немало мест, где в изобилии имеются пресная вода, воздух, ветер, энергия солнца. Если бы все ресурсы были в изобилии, то человеку не стоило бы заботиться об их оптимальном распределении, экономии и эффективности. Тогда ни к чему была бы и экономика. Неограниченные, одинаково и свободно доступные для всех ресурсы принято называть неэкономическими. Ограниченные ресурсы называются экономическими. Экономическая теория имеет дело главным образом с экономическими благами.

  • Слайд 7

    Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами (goods). Все блага разделяются на материальные (товары) и нематериальные (услуги). Блага находятся между собой в системе сложных взаимозависимостей. Одни блага являются взаимозаменяемыми (субститутами), другие — взаимодополняемыми (комплементами, комплементарными благами). Типичными субститутами являются, к примеру, масло и маргарин; типичными комплементами — стол и стул. Однако существует множество переходных благ, которые обладают разной степенью заменяемости и дополняемости, т. е. не являются абсолютными заменителями или комплементами.

  • Слайд 8

    Проблема экономического выбора (economic choice) — выбор наилучшего из вариантов использования ограниченных ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах или данное удовлетворение потребностей при минимуме затрат. Главным действующим лицом экономики является экономический агент. Под экономическим агентом понимается индивид, занимающийся экономической деятельностью на основе самостоятельно принимаемых решений. В качестве экономических агентов могут выступать отдельные личности, группы людей или институты (организации), образующие элементарные действующие единицы на основе самостоятельно принимаемых решений.

  • Слайд 9

    Экономические агенты могут быть разделены на две условные категории: «производители», которые трансформируют одни блага в другие, а также «потребители», которые используют конечные блага для своих нужд. Первые называются «предприятиями» или «фирмами». Вторые — «домашними хозяйствами» (независимо от того, состоят ли они из одного человека или группы людей).

  • Слайд 10

    Эпоха Просвещения, интеллектуальная и промышленная революции XVII и XVIII вв. освободили науку от догматов и суеверий. Именно в то время и экономика превращается в науку. Главной движущей силой в этом историческом переходе было осознание важности экспериментального метода. Наблюдение и эксперимент не отвергались исследователями и до XVII в. Однако только в XVII в. великий английский ученый Фрэнсис Бэкон сумел осознать всю значимость опыта. В 1662 г. в Лондоне было основано Королевское научное общество, которое поставило целью воплотить философские идеи Бэкона в развитие современной науки, служащей благу человечества. Первыми членами Королевского общества явились такие светила науки, как Исаак Ньютон, Роберт Бойль, Роберт Хук, Джон Локк и основатель современной экономической науки Уильям Петти (1623-1687). В дальнейшем научные общества стали возникать и в других странах, приводя к появлению академий.

  • Слайд 11

    Основателем Российской академии принято считать М. В. Ломоносова (1711-1765). В 1776 г., в год провозглашения независимости США, в Англии вышла книга Адама Смита (1723-1790) «Богатство народов». Эта книга — подлинный шедевр экономической мысли, практическое руководство к действию для деловых людей и политиков того времени. Адам Смит пропел гимн личному интересу как источнику экономической активности. Рецептом Смита для достижения экономической гармонии послужил девиз laissez-faire — позволить экономике развиваться в соответствии с ее собственными законами, освободить хозяйственную деятельность от сковывающих регламентации и вмешательства государства. В течение двух последующих столетий экономисты совершенствовали и шлифовали идеи «Богатства народов», однако идеал рыночной конкуренции в целом не претерпел существенных изменений.

  • Слайд 12

    На протяжении первого столетия после выхода работы Адама Смита новая наука называлась «Политическая экономия». Предметом политической экономии являлась наука о поисках эффективной формы организации общественного хозяйства, наука о богатстве. То был период расцвета «классической школы». В последнюю четверть XIX в. в предмете экономики произошел поворот от изучения богатства народов к рациональному поведению индивидов. Таким образом, центр тяжести в теоретических изысканиях переносился с государственного уровня на уровень фирмы. Качественный экономический анализ эпохи политической экономии (political economy) сменяется количественным анализом экономики (economics).

  • Слайд 13

    Во главе этого переворота стоял английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924). Наука приобретает новое наименование: «economics», или «экономика». Маршалла и его последователей принято считать основателями «неоклассической школы». Существует множество вариантов определений современной экономической науки. Приведем два, на наш взгляд, наиболее удачных. Экономика — это наука о том, как общества используют редкие ресурсы для производства ценных благ и распределяют их среди разных групп. Экономика — это наука о рациональном поведении людей в процессе производства, распределения и потребления благ в мире ограниченных ресурсов.

  • Слайд 14

    «Великая депрессия» наглядно продемонстрировала, что равновесие на микроуровне отнюдь не всегда распространяется на макроуровень. Экономистам пришлось искать выход из этого теоретического тупика. В начале 1930-х гг. Предмет единой экономической теории был разделен на две составные части: микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика — это отрасль экономической науки, которая изучает поведение отдельных (атомарных) экономических субъектов (фирм, домашних хозяйств) рыночной экономики, цены, объем продукции на отдельных рынках, факторы, воздействующие на изменение спроса и предложения отдельных товаров; выясняет в поведении отдельных индивидов побудительные мотивы распределения ресурсов для достижения альтернативных целей. Если микроэкономика объясняет структуру и размещение производства, то макроэкономика — его объем. Макроэкономика — это отрасль экономической науки, которая изучает функционирование экономики в целом, агрегированное поведение экономических субъектов с точки зрения обеспечения устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции. В отличие от микроэкономики макроэкономика имеет дело с агрегатными (совокупными) величинами: не с рынком какого-то отдельного и конкретного блага, а с рынком всех благ, не с отдельной фирмой или домашним хозяйством, а с совокупностью всех фирм и домашних хозяйств одновременно.

  • Слайд 15

    Естественные науки исследуют и объясняют естественные (природные) явления, которые не зависят от человеческой деятельности. Целью естественных наук является изучение объективной реальности. В данном случае человек изучает не человека. Общественные науки изучают вопросы человеческих взаимоотношений, формирование и поведение человеческих групп, взаимодействия между животными инстинктами и человеческим духом и т. п. В данном случае человек изучает человека. Предмет экономической науки занимает своеобразное место среди прочих наук. Экономика изучает влияние редкости на общественное поведение. В данном случае рассматривается взаимодействие между предметом естественных наук, которые исследуют ресурсы, т. е. средства, и предметом общественных наук, которые исследуют потребности, т. е. цель.

  • Слайд 16

    Исторически первым типом организации производства стало натуральное хозяйство. В условиях хозяйства данного типа производство направлено на удовлетворение собственных потребностей производителя. Натуральное хозяйство как тип организации преобладало на ранних стадиях становления общественного труда как целостной системы. Основные черты натурального хозяйства. Производственно-экономическая замкнутость. Общество, в котором доминирует натуральное хозяйство, отличается тем, что оно состоит из массы разобщенных, оторванных друг от друга хозяйств (семей, общин, индивидуальных хозяйств), каждое из которых опирается на собственные ресурсы, выполняет самостоятельно все виды работ от добычи сырья до подготовки изделия для потребления.

  • Слайд 17

    Универсальный труд. В натуральном хозяйстве преобладает ручной универсальный труд. Работы выполняются с помощью простейших орудий труда и кустарного инструмента. Труд в этих условиях является малопроизводительным. Прямые экономические связи. Натуральному хозяйству свойственны прямые экономические связи между производством и потреблением. Продукция делится между участниками хозяйства и непосредственно поступает в потребление.

  • Слайд 18

    По сравнению с натуральным товарное хозяйство является более развитым и сложным. Товарное производство – это тип организации общественного хозяйства, при котором продукты создаются для продажи, для обмена. Материальные условия возникновения товарного хозяйства. Первое условие – общественное разделение труда, которое привело к качественной дифференциации трудовой деятельности, когда каждый производитель специализируется на изготовлении определенных видов продукции. Второе условие – экономическая обособленность, экономическая независимость производителей друг от друга, которая обусловливается формой собственности на средства производства. Третье условие – открытость производства и установление косвенных связей между производителями – обусловлено тем, что производители создают товары не для собственного потребления, а для продажи на рынке.

  • Слайд 19

    Товарное хозяйство свободной конкуренции как модель рыночной экономики. Данная модель как целостная система сформировалась на стадии машинного производства. Ее отличительная особенность состоит в том, что товарная форма связи приобретает всеобщий характер. В товарный оборот вовлекаются рабочая сила, земля, средства производства. Характерными чертами модели являются частная собственность на средства производства и свободная конкуренция.

  • Слайд 20

    Венгерский ученый Я. Корнаи характеризует товарное хозяйство свободной конкуренции как «свободную экономику» и выделяет следующие ее основные черты: ♦ беспрепятственное проникновение на рынок и уход с него; ♦ честная конкуренция на рынке; ♦ свободное возникновение и охрана частной собственности; ♦ индивидуальная инициатива и предпринимательство; ♦ защита от излишнего государственного вмешательства силой закона К. Макконнелл и С. Брю отмечают, что капитализм – это рыночная экономика, которая характеризуется следующими принципами: ♦ наличие частной собственности; ♦ свобода предпринимательства и выбор; ♦ личный интерес как главный мотив поведения; ♦ конкуренция, включающая наличие большого числа покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса; свобода для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их; ♦ опора на систему цен, играющую роль основной организующей силы; ограниченная роль правительства.

  • Слайд 21

    Интенсивность воздействия государства на экономику определяется социальной направленностью развития, размерами производства товаров и услуг общего назначения, уровнем сдерживания отрицательных последствий в социальной, экологической и других сферах экономического развития. В зависимости от степени такого воздействия различают следующие модели рыночного хозяйства: ♦ Модель социального рыночного хозяйства, главной целью которого являются целевые государственные программы, направленные на защиту интересов граждан. ♦ Модель смешанной экономики, отличительной особенностью которой является создание условий для развития предпринимательства. ♦ Модель корпоративной экономики, целевая направленность которой заключается в защите интересов крупного бизнеса. Первая модель характерна для Германии, вторая – для США, третья – для Швеции и Японии.

  • Слайд 22

    2. Теории экономики

    Целью нашего курса является рассмотрение современной экономической теории, поэтому изложение ее исторической эволюции будет предельно кратким. Обратим особое внимание лишь на главную сферу экономической науки в исторической ретроспективе: теорию стоимости, которая интересовала мыслителей с древних времен и до настоящего времени. Именно теория стоимости (или цены) лежит в основе современной экономической науки. Современная экономическая теория исследует особенности поведения людей при использовании редких ресурсов для производства благ и их распределения именно на основе ценовых отношений.

  • Слайд 23

    «Справедливая цена» Фомы Аквинского. Итальянский монах Фома Аквинский (1225-1274), объявленный католической церковью в 1323 г. святым, считал, что стоимость как «сущностная» субстанция товара определяется божественными силами. Цены же устанавливаются людьми, а потому могут отклоняться от стоимости. Люди, отклоняющие цену товара выше его стоимости, совершают грех: они устанавливают «несправедливую цену». Фома Аквинский порицал проценты за кредит, утверждая, что «справедливая» норма процента равна нулю. Средневековые дискуссии о «справедливой цене» заложили основу теоретических дебатов о взаимоотношениях между ценой и стоимостью в XVIII и XIX вв. По мере того как изыскания экономической науки смещались от концепции «естественного закона» к научному методу, идея «справедливой цены» постепенно теряла свое значение. Поиски «божественного начала» в экономической сфере уступали место исследованиям объективных закономерностей рыночных отношений.

  • Слайд 24

    Теория трудовой стоимости. Основатели классической экономической школы Адам Смит и Давид Рикардо (1723-1790) продолжали средневековую традицию различения стоимости и цены. Смит выделял потребительную стоимость товара (value in use) и меновую стоимость (value in exchange). Различие между этими двумя категориями было проиллюстрировано в знаменитом парадоксе «вода-алмаз». Вода, обладающая очевидно большой потребительной стоимостью, имела низкую меновую стоимость, в то время как алмаз, обладающий малой потребительной стоимостью, имел высокую меновую стоимость. Парадокс заключался в том, что многие очень «полезные» вещи ценились низко, а некоторые «несущественные» — очень высоко. Ни Смиту, ни Рикардо не удалось разрешить этот парадокс удовлетворительно. Концепция потребительной стоимости была оставлена на рассмотрение философов, а экономисты все свое внимание сосредоточили на изучении меновой стоимости, которая объясняла природу относительных цен. Основатели классической экономической школы определяли меновую стоимость издержками производства. В свою очередь, издержки производства определялись затратами труда. Так, если для поимки щуки требовалось в два раза больше труда, чем для поимки окуня, то одна щука должна была обмениваться на двух окуней, т. е. килограмм щуки стоил в два раза больше, чем килограмм окуня. В этом исследовании Рикардо пошел еще дальше. Для него стоимость капитала представляла собой стоимость затраченного ранее труда. Тем самым любой капитал объявлялся порождением труда.

  • Слайд 25

    Для Карла Маркса (1818-1883) теория трудовой стоимости Рикардо послужила краеугольным камнем при создании пролетарской политической экономии. Маркс довел идею Рикардо до крайних политических выводов: так как труд является источником всей стоимости и всего богатства, то рабочий класс как носитель труда заслуживает получения всего произведенного продукта. Помещики икапиталисты присваивают произведенный продукт незаконно, эксплуатируя наемный труд. Поэтому эксплуататорские классы необходимо уничтожить, а пролетариат должен взять всю полноту власти в свои руки.

  • Слайд 26

    Маржиналистская революция. Примерно между 1850 и 1880 г. в среде ученых-экономистов вызревало осознание, что для создания адекватной альтернативы рикардианской теории трудовой стоимости необходимо разрешить парадокс потребительной стоимости. Почти одновременно и независимо друг от друга сразу несколько экономистов обнаружили, что меновую стоимость определяет не общая полезность блага, а последняя (предельная, или. маржинальная) потребляемая единица. Так, в частности, был разрешен парадокс «вода-алмаз». Вода, безусловно, жизненно необходима любому живущему существу. Но так как вода в нормальных условиях имеется в относительном изобилии, то дополнительная ее единица способна принести очень малую пользу. Так концепция потребительной стоимости нашла свое воплощение в категории предельной(маржинальной) полезности.

  • Слайд 27

    В 1890 г. была опубликована книга великого английского экономиста Альфреда Маршалла (1842-1924) «Principles of economics», которая открыла новую эру в развитии экономической теории: трудовая теория стоимости как основа политической экономии уступила место маржиналистской теории — теоретической основе экономики (economics). В экономической теории произошла настоящая революция (получившая название маршаллианской, или маржиналистской). Маршалл показал, что цена определяется одновременным взаимодействием спроса и предложения. Это можно продемонстрировать с помощью знаменитого «маршаллианского креста».

  • Слайд 28
  • Слайд 29

    Количество продаваемого товара (Q) изображено на горизонтальной оси (абсцисс), а цена товара (Р) — на вертикальной оси (ординат). Кривая спроса D представляет количество товара, запрашиваемого в определенный период времени при каждой данной цене. Линия спроса имеет отрицательный наклон, что отражает маржиналистский принцип, согласно которому при увеличении продукции покупатели склонны платить меньше за каждую последнюю продаваемую единицу продукта. Линия предложения S демонстрирует увеличение производственных издержек при увеличении объемов производства. Иными словами, положительный наклон линии предложения S отражает возрастающие предельные издержки, а отрицательный наклон линии спроса D — уменьшающуюся предельную ценность продукта. Пересечение этих двух кривых с координатами Р* и Q* демонстрирует точку равновесия, при которой и продавцы, и покупатели согласны совершить сделку. Равновесная цена (Р*) и равновесный объем производства (Q*) определяются одновременно посредством взаимодействия спроса и предложения.

  • Слайд 30

    Как уже упоминалось, экономическая теория состоит из микро- и макроэкономики. К исследованию экономических явлений можно подойти, во-первых, с позиции микроэкономического частичного равновесия, во-вторых, макроэкономического анализа. Первый подход представляет собой исследование потребителей и фирм на микроэкономическом уровне. К достоинствам этого подхода можно отнести относительную простоту, доступность и наглядность. Главный недостаток — пренебрежение общим экономическим равновесием и макроэкономическими эффектами. Второй подход представляет собой макроэкономический анализ экономики в целом на основании изучения агрегированных величин. Этот подход преодолевает многие недостатки микроэкономического анализа, но имеет собственные, так как при исследовании агрегированных величин из поля зрения ускользает специфика микроэкономического поведения.

  • Слайд 31

    В 1970-е гг. немецкий экономист Ганц Рудольф Петере выдвинул и разработал основные направления нового среза в экономической теории — «мезоэкономики» (от греч. mesos — средний). Мезоэкономика исследует традиционную микроэкономическую проблематику с учетом влияния на поведение экономических агентов макроэкономических переменных: совокупного спроса, инфляционных ожиданий, цикличности, экономического роста и т. п. К настоящему времени данная отрасль экономической науки все еще находится на начальном этапе развития. Ниже приводятся основные вопросы, которыми занимается каждая из трех частей экономической теории.

  • Слайд 32

    Микроэкономика 1. Что такое спрос и предложение? Как они взаимодействуют между собой? Как достигается взаимодействие спроса и предложения? 2. Что такое «полезность» и какое влияние она оказывает на спрос? Что такое эластичность спроса? 3. Что такое фирма? Каковы ее цели? Каков должен быть оптимальный объем производства на предприятии? 4. Какова природа рынков благ? Что такое конкуренция и монополия? 5. Какие факторы производства участвуют в создании благ? Как это влияет на распределение национального дохода? 6. Какова роль государства на микроуровне? 7. Как достигается общее экономическое равновесие?

  • Слайд 33

    Макроэкономика 1. Что такое валовой национальный продукт? Из каких агрегатов состоит экономика? 2. Какова роль на рынке благ потребления населения, инвестиций, государственного сектора и заграницы? 3. Какова природа рынка денег и ценных бумаг? 4. Каким образом взаимодействуют между собой рынок благ и рынок денег? 5. Как международное окружение влияет на национальную экономику? 6. Как представляют себе общее равновесие разные экономические школы? 7. Какова природа занятости и безработицы? 8. Какова природа инфляции? 9. Какова природа экономического цикла и экономического роста? 10. Какой должна быть политика государства на макроуровне?

  • Слайд 34

    Мезоэкономика 1. Каким должно быть поведение фирмы в условиях инфляции? 2. Каким должно быть поведение фирмы на разных фазах экономического цикла? 3. Каково взаимоотношение региональной, отраслевой и национальной экономики? 4. В чем специфика регионального и отраслевого развития? 5. Какой должна быть политика государства на мезоуровне?

  • Слайд 35

    Микроэкономика как отрасль науки, вышедшая из общей экономической теории, оперирует всеми типичными экономическими методами. Метод — это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей исследования. Каждый экономист-исследователь использует определенные приемы для нахождения искомого результата. Иногда открытие совершается именно благодаря применению принципиально нового метода исследования. Но все же существует ряд традиционных исследовательских приемов, с помощью которых исследуется микроэкономическая теория.

  • Слайд 36

    Прежде всего это позитивный и нормативный анализ. При позитивном анализе исследователь пытается ответить на вопрос: каковы последствия того или иного уже осуществленного мероприятия в экономической области. При нормативном анализе экономист задается вопросом: следует ли проводить те или иные экономические мероприятия. Исторически первым методом, который использовала экономическая наука, была формальная логика, основателем которой принято считать Аристотеля. Формальная логика — это изучение явления со стороны его структуры (формы).

  • Слайд 37

    Приемы познания формальной логики Анализ Это прием (метод) познания, состоящий в расчленении целого на части Синтез Это прием (метод) познания, состоящий в соединении отдельныхчастей в единое целое Индукция Это прием (метод) познания, основанный на умозаключениях отчастного (особенного) к общему Дедукция Это прием (метод) познания, основанный на умозаключенияхот общего к частному Сравнение Это прием (метод) познания, определяющий сходство или различиеявлений и процессов Аналогия Это прием (метод) познания, основанный на переносе свойствизвестного явления на неизвестное

  • Слайд 38

    Важную роль в процессе познания играет проблема — четко сформулированный вопрос, который возникает в процессе познания. Постановка проблемы порождает гипотезу, т. е. выдвижение предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов. Выводы, вынесенные из исследования простых гипотез, ведут к построению экономических моделей: наиболее абстрактных конструкций, которые схватывают существенную структуру свойств явлений при отвлечении от несущественных деталей. При применении абстрактных моделей к явлениям реальной жизни вырабатываются теории. Теория — это системно организованное заявление, применяемое к широкому набору обстоятельств, содержащее принципы и правила процедуры исследования для предсказания или объяснения определенного набора явлений.

  • Слайд 39

    В XX в. основой исследования стал системный метод на основе экономического моделирования. Микроэкономические модели представляют собой формализованные описания экономических явлений и процессов с целью выяснения функциональных зависимостей между ними. Модели могут быть вербальными, математическими и графическими. Модели упрощенно отражают реальную действительность в том или ином ракурсе. Следует иметь в виду, что модель является лишь абстрактным отображением («бледной тенью») реальной действительности, своеобразным инструментом, с помощью которого исследователь пытается вскрыть те или иные закономерные связи экономической жизни.

  • Слайд 40

    Процесс познания экономического явления обычно начинается с его описания. Для некоторых экономических школ (например немецкой исторической) такой подход к исследованию был преобладающим. Тем не менее конечной целью описания предполагается объяснение. Объяснить явление — значит сделать его понятным, вразумительным. Когда мы описываем явление, то говорим, что произошло, а когда объясняем — почему это произошло. Например: почему за последнее время цены возросли стремительно? почему профсоюз объявил забастовку? почему падает курс рубля? Для объяснения подобных событий мы должны исследовать различные факторы, вскрыть закономерности происходящих явлений, разработать теории и получить возможность предсказывать возникновение явлений с целью их контроля или выработки рационального поведения.

  • Слайд 41

    3. Основные этапы становления и развития экономической теории

    Экономические взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта (430-345 г.г. до н.э.), Платона (427-347 г.г. до н.э.), Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.) - можно охарактеризовать как исходные пункты современной экономической науки, так как в них содержатся следующие важные положения: идея о полезности как основе ценности благ, оценка стоимости продукта также и трудом; рассмотрение товарного обмена как обмена эквивалентов.

  • Слайд 42

    Термин “экономия” (oikonomia) был введен в оборот Аристотелем, исследовавшим рабовладельческие хозяйства. “Ойкос” - дом, хозяйство; “номос” - учение, закон. Сегодня в русском языке понятие “экономия” используется в другом значении, оно замещено термином “экономика”, используемым в следующих значениях: хозяйство (страны, района, группы стран); научная дисциплина, изучающая хозяйство; исторически определенная совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления и образующих определенную экономическую систему.

  • Слайд 43

    Как наука экономическая теория возникла в ХVI-XVIII веках. Это - период становления капитализма, зарождения мануфактуры, развития общественного разделения труда, формирования внутренних рынков и мировой торговли, интенсификации денежного обращения. В это время создается первая значительная школа в мировой экономической науке - меркантилизм (меркантильный - денежный). Сущность их учения - в специфическом определении источника происхождения богатства. Этот источник меркантилисты выводили из сферы обращения, отождествляя богатство с деньгами, первоначально - только с золотом. Решение многих экономических проблем они видели в запрещении вывоза благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности, связанной с притоком в страну денег, поддерживали идею активного торгового баланса. Составляющая меркантилизма - политика протекционизма, направленная на защиту национальной экономики от зарубежных конкурентов.

  • Слайд 44

    Наиболее известные меркантилисты - Томас Ман (1571-1641 г.г.) и Антуан Монкретьен (1575-1621 г.г.). Последний ввел в научный оборот термин “политическая экономия”, опубликовав “Трактат по политической экономии” в 1615 г. Первая часть термина проистекает от греческого “политейя” - “государственное устройство”. Дословно политэкономия переводится как законы хозяйствования в государстве. Появление термина связано с усилением роли государства в экономической жизни. С тех пор понятие используется с разной интенсивностью как обозначение общей экономической теории.

  • Слайд 45

    Французский экономист Франсуа Кенэ (1694-1774 г.г.) - глава школы физиократов (термин произошел от греческих слов: phisis - природа, kratos - власть). В центре теоретической системы физиократов - сельское хозяйство, производительным они считали лишь земледельческий труд. “Экономические таблицы” (1758 г.) Ф. Кенэ - попытка анализа общественного воспроизводства с позиции установления пропорциональности натуральных и денежных потоков в движении общественного продукта. Анн Робер Жак Тюрго- французский экономист, финансист, представитель школы физиократов. И сегодня сохраняет ценность “закон убывающего плодородия”, который расширительно сегодня трактуется как “закон убывающей производительности (отдачи)”. Согласно Тюрго, увеличение приложения труда к земле приводит к тому, что каждая последующая затрата труда оказывается менее производительной.

  • Слайд 46

    Основоположником классической школы в экономической науке является Адам Смит (1729-1790 г.г.). Основной его труд - “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776 г.). Центральная идея - идея либерализма в экономике - минимальное вмешательство государства, рыночное саморегулирование на основе свободного движения цен. Экономические регуляторы Смит назвал “невидимой рукой рынка”. А. Смит считал, что хозяйственная деятельность осуществляется людьми, склонными к реализации прежде всего собственной выгоды, в этой связи ввел термин “экономический человек”. Ориентация на реализацию личного интереса обусловливает, согласно взглядам Смита, упорядоченность в экономических отношениях. Смит утверждал: “Для того, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь в меру легкие налоги и терпимость в управлении: все остальное сделает естественный ход вещей”. А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости (но не был последовательным ее сторонником), показал значение разделения труда как условия повышения его производительности, четко сформулировал принципы рационального налогообложения.

  • Слайд 47

    Давид Рикардо(1772-1823 г.г.) - другой представитель английской классической политической экономии. Основной труд Рикардо - “Начала политической экономии и налогового обложения” (1817 г.). Отличительная черта его научной системы - признание закона стоимости фундаментом, на котором выстраивается в единое целое теория политической экономии. Рикардо считал, что единственный источник стоимости - труд рабочего, который лежит в основе доходов различных классов (заработной платы, прибыли, процента, ренты). Из этого он сделал социальный вывод: прибыль - результат неоплаченного труда рабочего. Рикардо выявил тенденцию нормы прибыли к понижению, раскрыл механизм образования дифференциальной ренты. Принцип сравнительных издержек, выдвинутый Рикардо, и сегодня используется для обоснования эффективности международной специализации и кооперирования производства.

  • Слайд 48

    Жан Батист Сэй - французский экономист (1767-1832 г.г.). Маркс называл его одним из первых представителей вульгарной политической экономии. Сэй - сторонник свободной торговли и невмешательства государства в экономику. Он идеализировал систему свободного рынка, отрицал возможность экономических кризисов, допускал возможность перепроизводства лишь отдельных товаров. Сформулировал так называемый “Закон Сэя”: “Предложение рождает свой спрос”. Иными словами, спрос в рыночной экономике, в конченом счете, определяется предложением, следовательно, экономика всегда достигает равновесия.

  • Слайд 49

    Марксизм - направление в теоретической экономике, представляющее собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества и концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы. Карл Маркс(1818-1883 г.г.) - основоположник марксизма, немецкий ученый, социолог, экономист, общественный деятель. Главный его труд - “Капитал”, первый том которого был издан в 1867 г. Важнейшие открытия: учение об общественно-экономических формациях; выявление исторически преходящего характера капитализма как социально-экономической системы; теория воспроизводства и экономических кризисов; учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре; противоречиях товара; учение о прибавочной стоимости, выявление сущности наемного труда и капиталистической эксплуатации; оригинальный анализ эволюции форм стоимости и истории возникновения денег; сущность абсолютной ренты.

  • Слайд 50

    Теория маржинализма была сформулирована во второй половине XIX века. Маржинализм (от английского marginal, “предельный”) - теория, представляющая экономику как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов и объясняющая экономических процессы, исходя из использования крайних ( предельных) величин и состояний. Первые попытки введения маржинального анализа были сделаны в середине XIX века французским математиком, философом и экономистом Антуаном Курно (1801-1877 г.г.). Развитие идей маржинализма было осуществлено австрийскими учеными. Наиболее значимым вкладом “австрийцев” в экономическую теорию было использование принципиально нового - субъективного - подхода к определению стоимости, суть которого - определение стоимости блага с позиций индивидуальной оценки. По теории предельной полезности, ими разработанной, цена блага определяется полезностью последней, имеющейся в наличии, единицы продукта. Маржинализм опирается на количественный анализ и использует экономико-математические методы и модели.

  • Слайд 51

    Современная экономическая теория в западных странах преимущественно называется “Экономикс” и представляет попытку синтеза маржинализма и классической политической экономии. Название “Экономикс” ввел в научный оборот Альфред Маршалл (1842-1924 г.г.), профессор Кембриджского университета. Главный труд А. Маршалла - “Принципы экономикс” - 1890 г., оставался основным учебником по экономической теории в западных странах вплоть до окончания второй мировой войны. Дж.М. Кейнс - ученик А. Маршалла - назвал его величайшим экономистом XIX века. Маршалл пришел к выводу, что ни спрос, ни предложение не имеют приоритета в определении цен; использовал понятие рыночного равновесия для характеристики баланса спроса и предложения, разработал концепцию эластичного спроса.

  • Слайд 52

    Джон Мейнард Кейнс (1883-1946 г.г.) - сторонник “регулируемого капитализма”, его теория служит важнейшим обоснованием государственного регулирования рыночной экономики посредством финансовой и кредитно-денежной политики. С помощью этого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, объемы национального производства, подавлять экономические кризисы. Основной труд Кейнса - “Общая теория занятости, процента и денег”(1936 г.). Эта теория имеет многочисленных сторонников, она послужила основой для выработки экономических политики развитых государств Запада. Кейнса считают основоположником современного макроэкономического анализа. Главный элемент концепции Кейнса - принцип эффективного спроса.

  • Слайд 53

    Главные направления современной экономической мысли Основные направления современной экономической теории: кейнсианство (неокейнсианство); институционально - социологическое (институционализм); неоклассический синтез; монетаризм; неолиберализм.

  • Слайд 54

    Кейнсианство - направление в современной экономической науке, представители которого развивают принципы теории Кейнса. Всем кейнсианцам присуще понимание, что рыночный механизм не является идеальным регулятором, экономические колебания, кризисы - неотъемлемая черта рыночного хозяйства, свидетельство его несовершенства. Институционально-социологическое направление (институционализм). Представители: Торстейн Веблен(1857-1929) - основоположник, Уэсли Митчелл(1874-1948 г.г.) - специалист в области промышленных циклов, Джон Гэлбрейт(р.1909).

  • Слайд 55

    Принципы институционализма: Экономическая наука должна учитывать весь комплекс условий и факторов, влияющих на хозяйственную жизнь, - правовых, социальных, психологических, политических. Правила государственного управления оказывают не меньшее влияние на экономику, чем рыночный механизм. Рынок не является нейтральным (справедливым) механизмом распределения ресурсов. Рынок и государство совместно способствуют обогащению крупных корпораций, монополистов. В современных экономических системах диктату предпринимателей необходимо противопоставлять организованные действия профсоюзов и государственных органов

  • Слайд 56

    Джон Хикс (р. 1904), Пол Самульсон(р.1915) - представители направления неоклассического синтеза. Суть их взглядов - в том, что, в зависимости от состояния экономики, предлагается использовать либо кейнсианские рекомендации государственного регулирования экономики, либо классические рецепты. Лучшим регулятором они считают денежно-кредитные инструменты. Считают, что рыночная экономика во многом саморегулируема, но государственное вмешательство необходимо. Основные достижения школы неоклассического синтеза: исследования по проблемам экономического роста; развитие теории общего экономического равновесия; обстоятельное обоснование современной теории и практики налогообложения.

  • Слайд 57

    Монетаризм - теория стабилизации экономики, в которой определяющую роль играют денежные факторы. Влияние государства на экономику монетаристы ограничивают контролем за денежной массой. Лозунг монетаристов “назад, к Смиту”. Милтон Фридмен (р. 1912 г.) - глава новой монетаристской школы. Его рекомендации использовались для обоснования рейгановской экономической политики и для экономической стабилизации в Чили во времена Пиночета. У нас политику Гайдара связывают с монетаристской теорией. Монетаристская концепция используется в денежно-кредитном регулировании экономики.

  • Слайд 58

    Экономический либерализм, или неолиберализм - теория, согласно которой вмешательство государства в экономику должно быть минимальным, а предпринимательству должна быть предоставлена максимальная свобода. Основные представители - американский экономист австрийского происхождения Людвиг фон Мизес (1881-1973г.г.) и его ученик - Фридрих фон Хайек (1899-1992 г.г.). По мнению Мизеса, социалистическая экономика не может функционировать на длительных временных интервалах, так как у нее нет внутренних механизмов развития. “Регулируемая экономика социализма - царство произвола составителей планов”. Централизованно устанавливаемые цены не отражают спроса и предложения, перестают служить указателем, в каком направлении следует развиваться производству, чтобы обеспечить экономическое равновесие.

  • Слайд 59

    4. Кривая производственных возможностей

    Перед каждым экономическим агентом стоят вопросы: что, как, для кого и когда производить (или потреблять). Микроэкономика решает эти задачи при помощи модели кривой производственных возможностей (КПВ). КПВ дает представление о четырех понятиях: 1) об ограниченности (редкости) ресурсов; 2) об эффективности экономики; 3) об экономическом выборе; 4) об альтернативных издержках. На осях координат отложены значения прямых и косвенных благ.

  • Слайд 60
  • Слайд 61

    Кривая производственных возможностей, изображенная на рис, иллюстрирует комбинации максимальных объемов получаемых благ (точки A, B,C,Du т. д.). Любая точка на КПВ называется эффективной: она представляет комбинацию благ, при которой невозможно увеличить производство одного блага без соответствующего сокращения производства другого. Любая точка, находящаяся внутри КПВ (в нашем случае точка F), не является эффективной, поскольку в данном случае увеличение одного блага может происходить при увеличении другого (производственные мощности экономической системы не загружены). Напротив, любая точка (например Е), находящаяся вне КПВ, является недосягаемой, так как данная экономическая система не обладает достаточными мощностями.

  • Слайд 62

    Принцип эффективного распределения экономических благ получил наименование Парето-эффективности. Парето-эффективность — это такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий и при этом более не способно увеличить какую-либо долю в полученном результате, не сократив другую. В частном случае мы могли бы вместо КПВ с нашими точками A,B,C,D изобразить КПВ в виде отрезка прямой AD. Прямой вид КПВ свидетельствует о том, что увеличение на одну единицу одного блага требует уменьшения на такую же одну единицу второго блага. Это свидетельствует о полной взаимозаменяемости двух благ.

  • Слайд 63

    Однако в действительности такая ситуация практически не возникает. В реальной жизни блага одной отрасли производства, как правило, не обладают способностью абсолютно заменять собою блага другой отрасли. Это можно пояснить следующим образом: при увеличении производства предметов потребления на одну единицу мы вынуждены жертвовать все большим сокращением производства средств производства. Это свидетельствует о существовании закона возрастающих альтернативных издержек, действие которого объясняет выпуклую форму КПВ. Закон возрастающих альтернативных издержек: чтобы получить больше блага одного вида в данный период времени, общество должно жертвовать все возрастающим количеством другого блага. Альтернативные (вмененные) издержки (opportunity costs) — это количество одного блага, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства другого блага.

  • Слайд 64

    Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирающаяся на личные интересы при ограниченной роли правительства. Классическая экономика времен А. Смита и Д. Рикардо исходила из максимально ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Рыночная экономика сформировалась в VII в. до н. э. в Древней Греции, более 2 тысяч лет — в Китае. С XVII в. сформировался всероссийский рынок. Однако во все времена помимо рыночной экономики существовала ее противоположность: командная экономика.

  • Слайд 65

    Командная (плановая) экономика характеризуется как система, в которой доминирует общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. Следует оговориться: не существует государства с чисто рыночной или с чисто командной экономикой. Наиболее яркое выражение экономики командного типа сейчас демонстрирует Корейская Народно-Демократическая Республика. Но и здесь имеются денежное обращение, сельский рынок, принципы материального стимулирования труда, т. е. отдельные элементы рыночной экономики. Подавляющее большинство государств в современных условиях обладает так называемой смешанной экономикой.

  • Слайд 66

    Под смешанной экономикой подразумевается такой тип общества, который соединяет элементы рыночной и командной экономики, т. е. механизм рынка дополняется активной деятельностью государства. Каждое государство характеризуется особым сочетанием плана и рынка, и это сочетание зависит от множества факторов. В настоящее время большинство западных экономистов придерживаются мнения, что либерализация экономики является абсолютным благом и все демократические государства должны стремиться к уменьшению планового начала. На самом деле все гораздо сложнее. Ведущая роль в определении выбора стратегии развития общества возлагается на правящую элиту страны. Именно элита (крупный бизнес, политики, ведущие ученые, средства массовой информации) формирует экономическую стратегию государства, а значит, судьбу развития нации.

  • Слайд 67

    Задание на самоподготовку

    Изучить историю экономической науки Рассмотреть методы экономической теории Изучить современные теории экономики

Посмотреть все слайды

Предложить улучшение Сообщить об ошибке