Содержание
-
«Слушание музыки как средство нравственного воспитания старших дошкольников»
Подготовила Зыскина Ирина Николаевна Воспитатель МКДОУ ЦРР- д/с «Сардаана»
-
Актуальность проекта
В условиях, обновляющихся в нашей стране социальных отношений, демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила не по принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству в межличностных отношениях. В этой ситуации особенно актуально нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях организаций, осуществляющих образовательные отношения (детском саду, школе и т. д.). Дошкольный возраст – уникальный возраст, возраст – когда закладывается фундамент личности детей. Поэтому так важно дать детям не только набор знаний, умений и навыков, но самое главное заложить в их души основы нравственности. Одним из многих путей воспитания нравственности в душе ребенка является музыка. Музыкальное воспитание имеет возможность сделать более целенаправленным процесс гармонизации отношений с окружающим миром, научить прислушиваться к чувствам окружающих, воздействуя на эмоциональную сферу, дать модель поведения. По словам Д.Б. Кабалевского, музыка содержит в себе колоссальные возможности эстетического и нравственного воспитания.
-
Цель проекта: Развивать нравственные качества старших дошкольников посредством слушания музыки. Задачи: 1.Формирование всесторонней личности. 2.Воспитание и развитие нравственных качеств; 3.Развитие творческих способностей. Тип проекта: Среднесрочный (1 месяц)
-
1 этап. Подготовительный
1.Донести до участников проекта важность данной темы. 2.Создать развивающую среду: тщательно подобрать музыкальный материал, материал для бесед, для продуктивной деятельности, атрибуты, для игровойдеятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал. 3.Разработать перспективный план по слушанию музыки.
-
2 этап. Основной
Перспективный план слушания музыки
-
-
-
-
-
-
-
-
Методические рекомендации для педагогов
1. Помните, что нравственное воспитание детей должно быть ориентировано на личность ребенка. Процесс обучения должен быть интересным и при этом требующим от детей определенных усилий, а справедливая оценка педагога – стать одним из главных мотиваторов. 2.В процессе нравственного воспитания детей используйте эффективные и проверенные временем приемы, которые имеют возрастную градацию (в старшем дошкольном возрасте – знакомство с государственной символикой, трудом, бытом и взаимоотношениями внутри семьи и общества посредством сюжетно-ролевых игр, формирование представлений о дружбе, сотрудничестве и взаимовыручке). 3.Помните, что музыка является одним из стимуляторов чувств, эмоций человека. Музыкальное восприятие — сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них.
-
4.Стройте программу по слушанию музыки на основе четко продуманной системы. Она состоит из произведений, в которых последовательно усложняются музыкальные образы, разнообразнее становятся чувства, настроения, расширяется круг жизненных явлений, переданных в музыке. Усложняются и выразительные средства. Важными особенностями репертуара, предназначенного для слушания, должны быть идейными и иметь тематическую направленность жанровое разнообразие с учетом возрастных возможностей дошкольников. 5.В качестве одного из приемов используйте сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т. д.). Активизирующих осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т. д.). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста), танцевальных и образных движений. Для осознания плавности мелодии, ее спокойного, напевного характера или, наоборот, задорного и отрывистого эффективно использовать подпевание. 6.Включайте в программу «Слушание музыки» слушание инструментальной музыки, через которую дети познают мир художественных образов, характеризующих явления природы, птиц, животных, различные забавные персонажи. В качестве примера можно привести фортепианные пьесы: «Шарманка» Д. Шостаковича, «Мотылек» С. Майкапара, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Воробушки» М. Красева, «Лошадка» Н. Потоловского.
-
7.Перед прослушиванием музыкального произведения включайте беседу с детьми. Значение словесного метода в развитии музыкального восприятия также очень велико. Речь идет не о каком-либо пересказе музыки (занятие бессмысленное и вредное), а о необходимости углубить восприятие музыки детьми. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог может не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, интересы. Слово педагога должно разъяснить, раскрыть чувства, настроения, выраженные музыкальными средствами. Даже голос педагога при пояснениях эмоционально окрашивается в зависимости от характера произведения. Тепло, ласково рассказывается о колыбельной песне, радостно, с подъемом о праздничном, торжественном марше, игриво, весело о пляске. Формы словесного руководства различны: краткие рассказы, беседы, пояснения, постановка вопросов. Их использование зависит от конкретных воспитательных и учебных задач, вида музыкального произведения (вокального, инструментального), момента ознакомления (первоначальное или повторное слушание), жанра, характера произведения, возраста маленьких слушателей.
-
8.Налаживайте контакт с родителями, находите аргументы и убеждения о необходимости единого подхода, личного примера в формировании нравственных норм ребенка. Важной и неотъемлемой частью всего процесса становится нравственное воспитание детей в семье. Задача родителей заключается в том, чтобы выработать и согласовать с педагогом единые задачи и методы приобщения ребенка к выбранным ценностным ориентирам. Немаловажно, чтобы слова и поступки взрослых при этом не расходились с делом. Взрослые также должны уметь признавать собственные ошибки, быть требовательными к себе, гуманными и добродетельными, нравственно совершенствоваться и верить в своих детей. Безусловно, самым главным условием нравственного воспитания детей и залогом его успеха является любовь родителей и педагогов к детям и забота о них. Без этого невозможно воздействовать на детское сознание и затронуть детскую душу. 9.Помните, что слушание одних и тех же пьес, песен необходимо многократно повторять. Предусматривая такую методику, чтобы каждый раз ребенок радовался, узнавал о них что-либо новое. 10.Посредством прослушивания музыкального произведения и работы с ним необходимо использовать все обучающие, воспитывающие и развивающие функции прослушанного материала. Через музыку можно учить различать характер, темп, тембр, ритм музыкальных произведений. Развивать внимание, умение слушать и слышать, изображать настроение музыкального произведения с помощью художественных и словесных средств выразительности. Музыка влияет на развитие ловкости, гибкости, подвижности, коммуникативных способностей, образного мышления, фантазии, учит детей двигаться под темп музыки. Воспитывает чувство патриотизма, любовь и бережное отношение к природе, близким, окружающим людям и т.д. формирует морально-волевые качества ребенка. Побуждает к созиданию.
-
3 этап. Заключительный
1.Выставка рисунков на тему «Весна». 2.Открытки для мам к 8 марта. 3.Поделки своими руками «Подснежник».
-
Итоги реализации проекта
В результате апробации перспективного плана выявлено, что целенаправленное и систематическое использование методического сопровождения по слушанию музыки повышает уровень эмоциональной отзывчивости дошкольников. Применение слушания музыки в разных видах деятельности, позволило достигнуть положительных результатов в развитии эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста. Музыка оказала благотворное воздействие на формирование нравственных качеств и творческих способностей детей, повысила уровень общего развития дошкольников. В группе сформировалась эмоционально - благоприятная обстановка для развития и воспитания детей.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.