Презентация на тему "Профессиональные участники рынка ценных бумаг"

Презентация: Профессиональные участники рынка ценных бумаг
Включить эффекты
1 из 81
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Профессиональные участники рынка ценных бумаг", состоящую из 81 слайда. Размер файла 0.36 Мб. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    81
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Профессиональные участники рынка ценных бумаг
    Слайд 1

    Профессиональные участники рынка ценных бумаг

    Правовое регулирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

  • Слайд 2

    Инвестор Эмитент Посредники

  • Слайд 3

    Профессиональные деятельность на рынке ценных бумаг клиринговая деятельность деятельность по ведению реестра деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг деятельность по доверительному управлению дилерская деятельность брокерская деятельность депозитарная деятельность

  • Слайд 4

    Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг

    Два вида организаторов торговли: небиржевой организатор торговли и биржа.

  • Слайд 5

    Федеральный закон от 21.11.2011 N 325-ФЗ (23 июля 2013 г.) "Об организованных торгах«.

  • Слайд 6

    Задание: 1.Сделать краткую характеристику закона об организованных торгах. 2. Подготовить доклады на темы: Биржи. Фондовые биржи. Организаторы торговли. Торговые системы.

  • Слайд 7

    Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие на организованных торгах на товарном и (или) финансовом рынках, устанавливает требования к организаторам и участникам таких торгов, определяет основы государственного регулирования указанной деятельности и контроля за ее осуществлением.

  • Слайд 8

    Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 1) биржевые торги - организованные торги, проводимые биржей; 5) маркет-мейкер- участник торгов, который на основании договора, одной из сторон которого является организатор торговли, принимает на себя обязательства по поддержанию цен, спроса, предложения и (или) объема торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром на условиях, установленных таким договором; 6) организатор торговли - лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы; 7) организованные торги - торги, проводимые на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты, договоров репо и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами; 10) участник торгов - лицо, которое допущено к участию в организованных торгах; 11) финансовая организация - профессиональный участник рынка ценных бумаг, клиринговая организация, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерный инвестиционный фонд, кредитная организация, страховая организация, негосударственный пенсионный фонд, организатор торговли. 2. Термины "центральный контрагент", "клиринговый брокер", "оператор товарных поставок" и "правила клиринга" используются в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности" (далее - Федеральный закон "О клиринге и клиринговой деятельности").

  • Слайд 9

    Организатор торговли Биржа Торговая система

  • Слайд 10

    Каким договором оформляется проведение организованных торгов?

  • Слайд 11

    Статья 3. Договор об оказании услуг по проведению организованных торгов 1. По договору об оказании услуг по проведению организованных торгов организатор торговли обязуется в соответствии с правилами торгов регулярно (систематически) оказывать услуги по проведению организованных торгов, а участники торгов обязуются оплачивать указанные услуги. Оплата услуг не осуществляется в случаях, установленных федеральными законами. 2. Заключение договора об оказании услуг по проведению организованных торгов осуществляется путем присоединения к указанному договору, условия которого предусмотрены правилами организованных торгов. 3. Организатор торговли вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг по проведению организованных торгов с участником торгов в случае нарушения таким участником торгов требований, предъявляемых правилами организованных торгов к участникам торгов. При этом возмещение убытков, связанных с таким отказом, организатором торговли участнику торгов не осуществляется.

  • Слайд 12

    Статья 4. Правила организованных торгов

    1. Организатор торговли вправе проводить организованные торги при условии регистрации правил организованных торгов в ЦБ РФ. 2. Организатор торговли вправе проводить организованные торги по торговым (биржевым) секциям в зависимости от групп (категорий) участников торгов, и (или) видов заключаемых договоров, и (или) предметов заключаемых на торгах договоров, и (или) от иных оснований, установленных правилами организованных торгов. В этом случае организатор торговли вправе утвердить отдельные правила организованных торгов для каждой торговой (биржевой) секции.

  • Слайд 13

    3. В правилах организованных торгов должны содержаться: 1) требования к участникам торгов; 2) требования к способам и периодичности идентификации участников торгов; 3) указание времени или порядок определения времени проведения торгов; 4) порядок допуска лиц к участию в организованных торгах; 5) порядок допуска (прекращения допуска) товаров и (или) иностранной валюты к торгам; 6) основания и порядок начала, приостановления или прекращения заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами; 7) правила листинга (делистинга) ценных бумаг; 8) порядок и условия подачи заявок, в том числе заявок, в которых указывается клиринговый брокер; 9) порядок установления соответствия заявок друг другу, включая признаки, по которым это соответствие определяется, и порядок фиксации такого соответствия; 10) наименование клиринговой организации, если по итогам организованных торгов осуществляется клиринг; 11) указание на то, что клиринг по итогам организованных торгов осуществляется без участия центрального контрагента и (или) с участием центрального контрагента, а также наименование лица, осуществляющего функции центрального контрагента; 12) порядок заключения на организованных торгах договоров, в том числе договоров с участием центрального контрагента; 13) указание последствий подачи заявок и заключения договоров на организованных торгах с нарушением правил организованных торгов, в том числе в результате сбоев и (или) ошибок программно-технических средств, сбоев в работе информационно-коммуникационных средств связи, с помощью которых обеспечивается проведение организованных торгов; 14) указание случаев и порядок приостановки, прекращения и возобновления организованных торгов; 15) требования к маркет-мейкерам и порядку осуществления ими своих функций и обязанностей, если выполнение функций и обязанностей маркет-мейкерами предусмотрено правилами организованных торгов; 16) иные положения в соответствии с настоящим Федеральным законом.

  • Слайд 14

    Статья 5. Организатор торговли 1. Организатором торговли может являться только хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Лицо, не имеющее лицензии биржи или лицензии торговой системы, не вправе проводить организованные торги.

  • Слайд 15

    Закон РФ от 20.02.1992 N 2383-1 (ред. от 19.07.2011) "О товарных биржах и биржевой торговле" Документ утрачивает силу с 1 января 2014 года в связи с принятием Федерального закона от 21.11.2011 N 327-ФЗ.

  • Слайд 16

    В настоящее время фондовая биржа только юридическое лицо в форме: некоммерческого партнерства или акционерного общества (ст. 11 ФЗ о РЦБ). Членами фондовой биржи, являющейся некоммерческим партнерством, могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг. С 1 января 2014 года статья 11 утрачивает силу (пункт 6 статьи 3 Федерального закона от 21.11.2011 N 327-ФЗ). Биржей с 2014 может быть только АО

  • Слайд 17

    3. Организатор торговли не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, деятельностью кредитных организаций, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельностью по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельностью специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельностью акционерных инвестиционных фондов, деятельностью негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. 4. Организатор торговли не вправе являться центральным контрагентом. 5. Организатор торговли, совмещающий деятельность по организации торгов с иными видами деятельности, обязан создать для осуществления деятельности по проведению организованных торгов одно или несколько отдельных структурных подразделений. 6. Организатор торговли, совмещающий деятельность по проведению организованных торгов с иными видами деятельности, обязан принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего у организатора торговли в связи с таким совмещением. Если конфликт интересов организатора торговли, совмещающего деятельность по проведению организованных торгов с иными видами деятельности, о котором участники торгов или лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, не были уведомлены заранее, привел к действиям организатора торговли, нанесшим ущерб интересам участника торгов или лица, осуществляющего функции центрального контрагента, организатор торговли обязан за свой счет возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

  • Слайд 18

    7. Организатор торговли обязан осуществлять контроль: 1) за соответствием участников торгов требованиям, установленным правилами организованных торгов, соблюдением участниками и иными лицами указанных правил; 2) за соответствием допущенных к организованным торгам товаров, ценных бумаг и их эмитентов (обязанных лиц) требованиям, установленным правилами организованных торгов; 3) за соблюдением эмитентом и иными лицами условий договоров, на основании которых ценные бумаги были допущены к организованным торгам; 4) за операциями, осуществляемыми на организованных торгах, в случаях, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, в том числе в целях предотвращения, выявления и пресечения неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком. 8. При осуществлении контроля организатор торговли вправе проводить проверки, в том числе на основании обращения федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, требовать от участников торгов и эмитентов представления необходимых документов (в том числе полученных участником торгов от его клиента), объяснений, информации в письменной или устной форме. 9. Организатор торговли обязан составлять годовую консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности". 10. Годовой отчет организатора торговли должен содержать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также консолидированную финансовую отчетность. 11. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность организатора торговли, а также его консолидированная финансовая отчетность подлежат обязательному аудиту. 12. Организатор торговли обязан осуществлять хранение информации и документов, которые связаны с проведением организованных торгов, и ежедневное резервное копирование таких информации и документов в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков. 13. Организатор торговли обязан обеспечить возможность представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков документов и сведений в электронной форме с электронной подписью в формате, порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков. 14. Организатор торговли обязан вести реестр участников торгов и их клиентов, реестр заявок и реестр заключенных на организованных торгах договоров в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков. 15. Организатор торговли вправе застраховать риск своей ответственности перед участниками торгов за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.

  • Слайд 19

    Статья 6. Требования к органам управления и работникам организатора торговли 1. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа организатора торговли, руководитель его филиала, главный бухгалтер, иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должностное лицо, ответственное за организацию системы управления рисками (руководитель отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками), контролер (руководитель службы внутреннего контроля), руководитель структурного подразделения, созданного для осуществления деятельности по проведению организованных торгов, должны иметь высшее образование и соответствовать иным требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом. 2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, за исключением главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны соответствовать установленным федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков требованиям к профессиональному опыту и квалификационным требованиям, в том числе требованиям о наличии квалификационного аттестата в сфере деятельности по проведению организованных торгов.

  • Слайд 20

    3. Организатор торговли обязан иметь совет директоров (наблюдательный совет), в компетенцию которого должны входить: 1) утверждение правил организованных торгов; 2) утверждение размера стоимости услуг по проведению организованных торгов; 3) утверждение документов, определяющих порядок организации и осуществления внутреннего контроля и меры, направленные на снижение рисков организатора торговли; 4) утверждение положения о биржевом совете (совете секции) и состава этого совета; 5) утверждение документа, определяющего меры, принимаемые организатором торговли в чрезвычайных ситуациях и направленные на обеспечение непрерывности осуществления деятельности по проведению организованных торгов; 6) решение иных вопросов, входящих в соответствии с настоящим Федеральным законом в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) организатора торгов. 4. Организатор торговли обязан иметь коллегиальный исполнительный орган. 5. Организатор торговли не вправе передавать полномочия единоличного исполнительного органа другому лицу (управляющему, управляющей организации).

  • Слайд 21

    Статья 7. Требования к учредителям (участникам) организатора торговли 1. Лицом, имеющим право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) организатора торговли, распоряжаться 5 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал организатора торговли, не может являться: 1) юридическое лицо, зарегистрированное в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации; 2) юридическое лицо, у которого за совершение нарушения была аннулирована (отозвана) лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности финансовой организации; 3) физическое лицо, указанное в части 6 статьи 6 настоящего Федерального закона.

  • Слайд 22

    Статья 8. Требования к собственным средствам организатора торговли и иные обязательные нормативы 1. Минимальный размер собственных средств лица, оказывающего услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи, должен составлять не менее 100 миллионов рублей, лица, оказывающего услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии торговой системы, - не менее 50 миллионов рублей. Состав собственных средств организатора торговли должен соответствовать требованиям, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков с учетом видов деятельности, с которыми совмещается деятельность по проведению организованных торгов. Приказ ФСФР России от 16.04.2013 N 13-30/пз-н "Об утверждении Требований к составу собственных средств организаторов торговли, а также к порядку и срокам их расчета» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2013 N 28523) 2. Организатор торговли должен соблюдать нормативы ликвидности, нормативы достаточности собственных средств, величина и методика определения которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков.

  • Слайд 23

    Статья 9. Биржа 1. Биржей является организатор торговли, имеющий лицензию биржи. 2. Биржей может являться только акционерное общество. 3. Фирменное наименование биржи должно содержать слово "биржа". Использование слова "биржа", производных от него слов и сочетаний с ним в своем фирменном наименовании и (или) в рекламе иными лицами не допускается, за исключением использования соответствующими организациями в своем наименовании и (или) в рекламе словосочетания "биржа труда", а также иных случаев, установленных федеральными законами. 4. Оказание услуг по проведению организованных торгов, на которых заключаются договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, осуществляется биржами, за исключением случаев, установленных частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона. 5. Помимо ограничений, установленных статьей 5 настоящего Федерального закона, биржа не вправе совмещать свою деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью, а также с деятельностью по управлению ценными бумагами.

  • Слайд 24

    Биржи Товарные Фондовые

  • Слайд 25

    Статья 10. Биржевой совет 1. Биржа обязана создать биржевой совет и (или) совет секции каждой торговой (биржевой) секции. Биржевой совет (совет секции) должен быть создан не позднее шести месяцев со дня получения лицензии биржи. Положение о биржевом совете (совете секции) утверждается советом директоров биржи и должно содержать требования к членам биржевого совета (совета секции), определять его количественный состав и порядок принятия им решений. 2. Биржевой совет (совет секции) формируется советом директоров биржи в установленном им порядке из числа кандидатов, предложенных участниками торгов и биржей, на срок, установленный советом директоров биржи, который не может быть более двух лет. Не менее 75 процентов состава биржевого совета (совета секции) должны составлять представители участников торгов биржи (торговой (биржевой) секции). В состав биржевого совета (совета секции) не могут входить лица, заключившие с биржей трудовые и (или) гражданско-правовые договоры об оказании услуг бирже. В биржевой совет (совет секции) не может входить более одного представителя одного юридического лица. 3. Биржевой совет (совет секции) рассматривает и принимает рекомендации уполномоченному органу биржи по следующим вопросам: 1) изменения стоимости услуг по проведению организованных торгов; 2) внесения в правила организованных торгов изменений, за исключением изменений, внесение которых является обязательным в силу требований федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, а также в силу предписаний федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков; 3) изменения клиринговой организации, осуществляющей клиринг обязательств из договоров, заключенных на организованных торгах, за исключением случаев отзыва (аннулирования) у клиринговой организации лицензии, введения в отношении клиринговой организации процедуры банкротства, невозможности осуществления клиринга обязательств клиринговой организацией без нарушения федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; 4) изменения юридического лица, осуществляющего функции центрального контрагента, за исключением случаев отзыва (аннулирования) у такого юридического лица лицензии Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России) на осуществление банковских операций, прекращения осуществления указанным лицом клиринга обязательств по договорам, заключаемым на организованных торгах, введения в отношении указанного лица процедуры банкротства, а также если юридическое лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, перестало соответствовать требованиям части 2 статьи 5 Федерального закона "О клиринге и клиринговой деятельности"; 5) по иным вопросам, предусмотренным документами биржи. 4. Биржевой совет (совет секции) вправе давать органам управления биржи рекомендации по вопросам, предусмотренным частью 3 настоящей статьи, в отношении деятельности соответствующей товарной (биржевой) секции. 5. Если биржевой совет (совет секции) не рекомендовал (не одобрил) принятия решений по вопросам, указанным в пунктах 1 - 4 части 3 настоящей статьи, такие решения вступают в силу не ранее чем через три месяца со дня раскрытия соответствующих изменений.

  • Слайд 26

    Статья 11. Ведение биржей реестра внебиржевых договоров 1. В случаях, порядке, объеме и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, стороны должны предоставлять информацию о заключенных ими не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам (далее - внебиржевые договоры). 2. В случаях и порядке, которые установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, биржа, осуществляющая проведение организованных торгов, на которых заключаются договоры купли-продажи товара, обязана вести реестр внебиржевых договоров. Порядок ведения указанного реестра, порядок и периодичность предоставления информации из реестра определяются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

  • Слайд 27

    Статья 13. Индексы и иные показатели, рассчитываемые организатором торговли 1. Организатор торговли обязан в случаях, установленных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, рассчитывать цены, индексы и иные показатели, основанные на информации о договорах, заключенных на организованных торгах, и (или) иной информации. Порядок и сроки расчета указанных показателей определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, а также методиками, утвержденными организаторами торговли.

  • Слайд 28

    Статья 14. Внутренний контроль организатора торговли 1. Организатор торговли обязан организовать и осуществлять внутренний контроль. 2. Для организации и осуществления внутреннего контроля организатор торговли обязан назначить контролера и (или) сформировать отдельное структурное подразделение (службу внутреннего контроля). Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) назначается на должность и освобождается от должности решением совета директоров (наблюдательного совета). Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) подотчетен совету директоров (наблюдательному совету). 3. Порядок осуществления внутреннего контроля устанавливается документами организатора торговли в соответствии с требованиями нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков.

  • Слайд 29

    Дополнительные услуги фондовой биржи «а) организация и поддержание торговой системы, обеспечивающей возможность участникам торговли совершать различные гражданско-правовые сделки (эта услуга оказывается участникам торговли); б) оказание услуг по листингу ценных бумаг, обеспечению их ликвидности и поддержанию курса (адресаты этой услуги - эмитенты, в некоторых случаях - владельцы ценных бумаг); в) контроль за деятельностью участников торговли (адресат этой услуги - по сути, регулятор); г) оказание услуг по самоорганизации и саморегулированию участников торговли на бирже (адресаты этой услуги - участники торговли и регулятор); д) услуги по разрешению споров, возникающих между участниками торговли на бирже (адресаты услуги - участники торговли и их клиенты); е) услуги по предоставлению информации и расчету индексов (по большому счету носят публичный характер)».

  • Слайд 30

    Статья 12. Торговая система 1. Торговой системой является организатор торговли, имеющий лицензию торговой системы. 2. Фирменное наименование торговой системы должно содержать словосочетания "торговая система" или "организатор торговли" в любом падеже. Использование словосочетаний "торговая система" или "организатор торговли", производных от них слов и сочетаний с ними в своем фирменном наименовании и (или) в рекламе иными лицами не допускается, за исключением их использования участниками оптового рынка электрической энергии и мощности, а также случаев, установленных федеральными законами.

  • Слайд 31

    Отличие торговой системы от биржи

    Иная лицензия. Иное наименование. У торговой системы организационно-правовая форма любое хозяйственное общество. Торговая система не может совершать те действия и оказывать те услуги, которые могут совершаться (оказываться) только биржей. Общее правило - договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, осуществляется только биржами (п.4 ст. 9 Федерального закона об организованных торгах). Нормативными правовыми актами Центробанка могут быть предусмотрены случаи, когда услуги по проведению организованных торгов, на которых заключаются отдельные виды договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, могут оказываться торговой системой. Понятие "производный финансовый инструмент" определено в ч. 29 ст. 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".

  • Слайд 32

    Статья 15. Меры, направленные на снижение рисков и предотвращение конфликта интересов 1. Организатор торговли обязан организовать систему управления рисками, связанными с организацией торгов, а также с осуществлением операций с собственным имуществом (далее - управление рисками), которая должна соответствовать характеру совершаемых им операций и содержать систему мониторинга рисков, обеспечивающую своевременное доведение необходимой информации до сведения органов управления организатора торговли. Требования к организации системы управления рисками устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков. 2. Организатор торговли обязан принимать установленные его документом (документами) меры, направленные на снижение рисков организатора торговли, в том числе рисков, связанных с совмещением деятельности по проведению организованных торгов с иными видами деятельности. Также в таком документе (таких документах) должны содержаться меры по обеспечению бесперебойного функционирования программно-технических средств, предназначенных для осуществления деятельности по проведению организованных торгов. 3. Организатор торговли обязан принимать установленные его документом (документами) меры, направленные на предотвращение конфликта интересов при проведении организованных торгов. 4. Требования к документам организатора торговли, определяющим меры, направленные на снижение рисков и предотвращение конфликта интересов, устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков. 5. Организатор торговли обязан утвердить документ, определяющий меры, принимаемые организатором торговли в чрезвычайных ситуациях и направленные на обеспечение непрерывности осуществления деятельности по организации торгов.

  • Слайд 33

    Участники торгов (ст. 16 ФЗ об ОТ) К участию в организованных торгах ценными бумагами могут быть допущены: дилеры, управляющие, которые имеют лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг, брокеры, которые имеют лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, центральный контрагент, а также Банк России.

  • Слайд 34

    Каким образом заключаются договоры на организованных торгах?

  • Слайд 35

    Статья 18. Заключение договора на организованных торгах 1. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, договор на организованных торгах заключается на основании двух зарегистрированных разнонаправленных заявок, полное или частичное соответствие которых друг другу установлено и зафиксировано в реестре договоров организатором торговли в порядке, определенном правилами организованных торгов. При этом разнонаправленными заявками являются заявки, содержащие встречные по отношению друг к другу волеизъявления на заключение договора.

  • Слайд 36

    Статья 17. Заявки, подаваемые на организованных торгах 1. Содержание заявок, подаваемых на организованных торгах, и порядок их подачи и отзыва определяются правилами организованных торгов.

  • Слайд 37

    Статья 19. Особенности заключения на организованных торгах договоров с центральным контрагентом 1. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, центральный контрагент заключает договор с каждым из участников торгов, соответствие зарегистрированных разнонаправленных заявок которых друг другу установлено организатором торгов. При этом подача центральным контрагентом заявки не требуется, а каждый из указанных договоров считается заключенным в момент фиксации организатором торгов соответствия заявок друг другу путем внесения записи о заключении договоров с центральным контрагентом в реестр договоров. 2. Правила организованных торгов могут предусматривать случаи, в которых центральный контрагент заключает договор на организованных торгах на основании заявки, подаваемой этим центральным контрагентом. В этом случае договор заключается на организованных торгах по правилам, установленным статьей 18 настоящего Федерального закона. 3. При заключении договоров центральным контрагентом с участниками торгов к нему не применяются положения федеральных законов о порядке совершения крупных сделок, сделок с заинтересованностью, сделок по приобретению 30 и более процентов акций открытых акционерных обществ, об изъятиях ограничительного характера для участия в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также требования федеральных законов о раскрытии информации лицом, которое приобрело либо косвенно получило возможность распоряжаться определенным процентом голосов по размещенным обыкновенным акциям акционерного общества. 4. Ограничения, установленные пунктом 1 статьи 27.6 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", не распространяются на заключение договоров центральным контрагентом с участниками торгов при размещении ценных бумаг на организованных торгах.

  • Слайд 38

    Статья 20. Особенности заключения на организованных торгах договоров с клиринговым брокером 1. В случаях и порядке, которые установлены правилами организованных торгов, участник торгов вправе подать заявку с указанием клирингового брокера. 2. Стороной договора, заключенного на организованных торгах на основании заявки участника торгов, в которой указан клиринговый брокер, является такой клиринговый брокер. 3. Правилами организованных торгов могут быть предусмотрены случаи, когда на основании заявок, соответствие которых друг другу установлено организатором торгов, одновременно заключаются следующие договоры: 1) договор между клиринговым брокером и участником торгов (центральным контрагентом, другим клиринговым брокером); 2) договор между клиринговым брокером и участником торгов, подавшим заявку, в которой указан этот клиринговый брокер. При этом участник торгов по такому договору имеет права и обязанности, полностью идентичные правам и обязанностям клирингового брокера по договору, указанному в пункте 1 настоящей части.

  • Слайд 39

    Особенности допуска к организованнымторгам отдельных ценных бумаг (ст. 14.1. Федерального закона о рынке ценных бумаг) 1. Облигации на предъявителя с обязательным централизованным хранением допускаются к организованнымторгам при условии, что централизованное хранение таких облигаций осуществляет центральный депозитарий. Указанное правило не распространяется на допуск к организованнымторгам облигаций с обязательным централизованным хранением в процессе их размещения, если условиями выпуска таких облигаций не предусмотрена возможность их обращения. 2. Инвестиционные паи и ипотечные сертификаты участия допускаются к организованнымторгам при условии, что правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом или правилами доверительного управления ипотечным покрытием предусмотрена возможность обращения таких ценных бумаг на организованныхторгах.

  • Слайд 40

    Статья 21. Приостановление или прекращение организованных торгов 1. Организатор торговли обязан приостановить или прекратить организованные торги в случаях, порядке и сроки, которые установлены нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, а также в случаях, установленных федеральными законами, и в случаях получения соответствующего предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или требования Банка России о приостановлении или прекращении организованных торгов иностранной валютой. 2. Организатор торговли обязан уведомить о приостановлении или прекращении и возобновлении организованных торгов федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков, а также участников торгов, клиринговую организацию и центрального контрагента в порядке и сроки, которые установлены нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и (или) правилами организованных торгов. 3. Приостановление или прекращение организованных торгов возможно как в отношении всех товаров, ценных бумаг, видов иностранной валюты, которые допущены к организованным торгам, или всех заключаемых на организованных торгах договоров, так и в отношении отдельных товаров, ценных бумаг, иностранных валют и (или) договоров.

  • Слайд 41

    Статья 22. Раскрытие (предоставление) информации и документов организатором торговли 1. Организатор торговли обязан обеспечить свободный доступ к ознакомлению с указанной в настоящей статье информацией всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения такой информации.

  • Слайд 42

    2. Организатор торговли обязан обеспечить раскрытие следующей информации и документов: 1) своих учредительных документов; 2) правил организованных торгов; 3) положения о биржевом совете (совете секции); 4) годовых отчетов организатора торговли с приложением аудиторских заключений в отношении содержащейся в годовых отчетах годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также в отношении содержащейся в указанных годовых отчетах консолидированной финансовой отчетности; 5) размера стоимости оказания услуг организатора торговли; 6) времени проведения организованных торгов, если в правилах организованных торгов содержится порядок его определения; 7) решения биржевого совета (совета секции); 8) иной информации, раскрытие которой предусмотрено настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами ЦБ. 3. Информация и документы, которые предусмотрены частью 2 настоящей статьи, раскрываются организатором торговли путем размещения на его сайте в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети "Интернет"). 7. Организатор торговли несет ответственность за убытки, возникшие в связи с использованием недостоверной и (или) неполной информации, раскрытой (предоставленной) организатором торговли, если использование такой информации обязательно в силу федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов или договора.

  • Слайд 43

    Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации Статья 14.24. Нарушение законодательства об организованных торгах 1. Нарушение лицом, являющимся участником (учредителем), членом органа управления организатора торговли, требований и ограничений, установленных в отношении указанных лиц законодательством об организованных торгах, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. 2. Незаконное использование юридическим лицом в своем наименовании и (или) в рекламе слов "биржа", "торговая система" или "организатор торговли", а также производных от них слов и сочетаний с ними - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей. …

  • Слайд 44

    Статья 23. Защита информации 1. Организатор торговли обязан обеспечить конфиденциальность информации, составляющей коммерческую и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальность сведений, предоставляемых участниками торгов в соответствии с правилами организованных торгов.

  • Слайд 45

    Статья 24. Порядок разрешения споров 1. Правилами организованных торгов могут быть определены условия и порядок разрешения споров между участниками торгов, а также споров между сторонами договоров, заключенных на организованных торгах, в порядке третейского разбирательства постоянно действующим третейским судом. 2. Третейское соглашение, предусмотренное правилами организованных торгов, является действительным также в случае, если оно заключено до возникновения оснований для предъявления иска.

  • Слайд 46

    Глава 4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОРГАНИЗОВАННЫХ ТОРГОВ Статья 25. Полномочия федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков 2. При осуществлении контроля за организаторами торговли федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков вправе: 1) проводить плановые проверки не чаще одного раза в год; 2) проводить внеплановые проверки в случае обнаружения признаков нарушений, в том числе на основании жалоб (заявлений, обращений) граждан и юридических лиц, сведений, полученных из средств массовой информации; 3) получать от организаторов торговли и их работников необходимые документы и информацию, в том числе информацию, доступ к которой ограничен или запрещен в соответствии с федеральными законами, объяснения в письменной или устной форме; 4) обращаться в установленном законодательством Российской Федерации порядке в органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-разыскных мероприятий.

  • Слайд 47

    3. При осуществлении контроля за организаторами торговли служащие ЦБ в соответствии с возложенными на них полномочиями при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) указанного органа о проведении проверки имеют право беспрепятственного доступа в помещения организаторов торговли, а также, если это необходимо для проведения проверки, в помещения других организаций, привлеченных организатором торговли для исполнения его обязательств по договору об оказании услуг по проведению организованных торгов, и (или) в помещения организаций, в которых находятся программно-аппаратные средства, обеспечивающие фиксацию, обработку и хранение информации, связанной с проведением организованных торгов, право доступа к документам и информации (в том числе к информации, доступ к которой ограничен или запрещен в соответствии с федеральными законами), которые необходимы для осуществления контроля, а также право доступа к программно-аппаратным средствам, обеспечивающим фиксацию, обработку и хранение указанных документов и информации. 4. Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков вправе запрашивать в письменной форме у организаторов торговли и иных физических и юридических лиц документы и информацию, которые связаны с проведением организованных торгов, а указанные лица обязаны представить такие документы и информацию. При этом федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков обязан обеспечить конфиденциальность представляемых ему документов и информации, за исключением случаев раскрытия (предоставления) информации в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.

  • Слайд 48

    6. ЦБ вправе своим предписанием приостановить на срок до шести месяцев или прекратить проведение организованных торгов в следующих случаях: 1) если выявлены нарушения федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и (или) правил организованных торгов, в том числе если организатором торговли не исполнена обязанность по приостановлению или прекращению организованных торгов, установленная федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и (или) правилами организованных торгов; 2) если организатором торговли не исполнено предписание федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков; 3) если выявлены нарушения организатором торговли прав и законных интересов инвесторов или если совершаемые организатором торговли действия создают угрозу правам и законным интересам инвесторов; 4) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

  • Слайд 49

    Статья 26. Лицензирование деятельности по проведению организованных торгов Обратите внимание! В некоторых случаях деятельность на рынке ценных бумаг осуществляется на основании федерального закона (например, деятельность Банка развития).

  • Слайд 50

    Статья 10. Совмещение профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг

    Осуществление деятельности по ведению реестра не допускает ее совмещения с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Ограничения на совмещение видов деятельности и операций с финансовыми инструментами устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

  • Слайд 51

    Обратите внимание! Кроме государственного регулирования может быть и другая форма регулирования – саморегулирование. В частности, посредством объединения в саморегулируемые организации.

  • Слайд 52

    Статья 27. Регистрация документов организатора торговли 1. Организатор торговли обязан зарегистрировать в ЦБ следующие документы и вносимые в них изменения: 1) правила организованных торгов; 2) в случаях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, методики расчета раскрываемых организатором торговли цен, индексов и иных показателей; 3) документ, определяющий порядок организации и осуществления внутреннего контроля; 4) документ, определяющий порядок организации мониторинга организованных торгов, а также контроля за участниками торгов и иными лицами в соответствии с требованиями федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; 5) документ, определяющий меры, направленные на снижение рисков деятельности по организации торгов; 6) документ, определяющий меры, принимаемые организатором торговли в чрезвычайных ситуациях и направленные на обеспечение непрерывности осуществления деятельности по организации торгов; 7) спецификации договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.

  • Слайд 53

    Статья 28. Аннулирование лицензии 1. Лицензия может быть аннулирована ЦБ: 1) на основании письменного заявления организатора торговли об аннулировании лицензии; 2) в случае неисполнения организатором торговли предписания ЦБ о приостановлении или прекращении проведения организованных торгов; 3) в случае неоднократного в течение одного года неисполнения в установленный срок организатором торговли предписаний ЦБ, за исключением предписания, указанного в пункте 2 настоящей части; 4) в случае неоднократного в течение одного года нарушения организатором торговли более чем на 15 рабочих дней сроков представления отчетов, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, при осуществлении деятельности по проведению организованных торгов; 5) в случае неоднократного в течение одного года нарушения организатором торговли требований к раскрытию (предоставлению) информации и документов, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, при осуществлении деятельности по проведению организованных торгов; 6) в случае неоднократного в течение одного года нарушения организатором торговли требований, установленных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами; 7) если деятельность по проведению организованных торгов не осуществлялась в течение полутора лет подряд; 8) в случае прекращения руководства текущей деятельностью организатора торговли (принятие решения о приостановлении или досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа без одновременного принятия решения об образовании временного единоличного исполнительного органа или нового единоличного исполнительного органа либо отсутствие лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа свыше одного месяца без возложения его полномочий на иное лицо, соответствующее требованиям к лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа); 9) если организатор торговли признан банкротом. …

  • Слайд 54

    Статья 29. Заключительные положения 1. Осуществление деятельности по проведению организованных торгов с 1 января 2013 года допускается только на основании лицензии, предусмотренной настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных настоящей статьей. 2. Организации, имеющие на 1 января 2013 года лицензии организаторов торговли на рынке ценных бумаг, в том числе лицензии фондовых бирж, а также лицензии товарных и валютных бирж, обязаны получить предусмотренную настоящим Федеральным законом лицензию или прекратить осуществление деятельности организатора торговли до 1 января 2014 года. 3. В целях получения предусмотренной настоящим Федеральным законом лицензии и приведения своей организационно-правовой формы в соответствие с требованиями части 2 статьи 9 настоящего Федерального закона биржи, действующие на день вступления в силу настоящего Федерального закона и являющиеся некоммерческими партнерствами, могут быть преобразованы в акционерные общества. Решение о таком преобразовании должно содержать: 1) порядок и условия преобразования, в том числе порядок распределения акций создаваемого акционерного общества между членами биржи; 2) указание об утверждении устава создаваемого акционерного общества с приложением устава; 3) указание об утверждении передаточного акта с приложением передаточного акта; 4) список членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого акционерного общества, список членов коллегиального исполнительного органа создаваемого акционерного общества, указание лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа создаваемого акционерного общества. …5. До 1 января 2014 года товарная биржа и валютная биржа признаются для целей настоящего Федерального закона финансовыми организациями. 6. Впредь до приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом определений и терминов, используемых в иных федеральных законах, под организаторами торговли на рынке ценных бумаг понимаются организаторы торговли, а под фондовыми, товарными и валютными биржами понимаются биржи. Статья 30. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу. 2. Часть 3 статьи 29 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона. 3. Статьи 3 - 15, части 1, 2, 4 - 6 статьи 16, статьи 21 - 23, статьи 25 - 28 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2013 года.

  • Слайд 55

    Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ"О лицензировании отдельных видов деятельности" 1. Сфера применения настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. 2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования: 1) использования атомной энергии; 5) деятельность по проведению организованныхторгов; 6) видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; 7) деятельности акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами; 8) деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; 9) деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию; 10) клиринговой деятельности;

  • Слайд 56

    Постановление Правительства РФ от 31 августа 2013 г. N 761 "Об утверждении перечня услуг, непосредственно связанных с услугами, которые оказываются в рамках лицензируемой деятельности регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, организаторами торговли, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость"   Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.   Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 5 сентября 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 сентября 2013 г. N 36 ст. 4588  

  • Слайд 57

    «… ст. 26 ФЗ "Об организованных торгах", вводит новые правила лицензирования деятельности организаторов торговли, вступает в силу с 1 января 2013 г., лицензии новым организаторам торговли (биржам и торговым системам) можно начать выдавать лишь с 1 января 2013 г. Согласно п. 1 ст. 29 ФЗ "Об организованных торгах" осуществление деятельности по проведению организованных торгов с 1 января 2013 г. допускается только на основании лицензии, выданной в соответствии с новым законодательством, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. В соответствии же с п. 2 указанной статьи организации, имеющие на 1 января 2013 г. лицензии организаторов торговли на рынке ценных бумаг, в том числе фондовых бирж, а также лицензии товарных и валютных бирж, обязаны получить новые лицензии или прекратить осуществление деятельности организатора торговли до 1 января 2014 г. Таким образом, можно выделить два основных этапа реформирования системы лицензирования деятельности организаторов торговли: 1) период с 1 января и до конца 2013 г., с начала которого возможно лицензирование этой деятельности по новым правилам, но организаторы торговли, имеющие старые лицензии, могут продолжать осуществлять свою деятельность; и 2) с 1 января 2014 г., когда деятельность организаторов торговли можно будет осуществлять лишь на основании новых лицензий. Однако при этом законодатель не установил каких-либо специальных правил для тех субъектов, которые захотят получить лицензии организаторов торговли в течение 2012 г. Поскольку в этот период нормы ФЗ "Об организованных торгах", касающиеся требований к организаторам торговли и порядка их лицензирования, еще не вступят в силу, можно сделать вывод о том, что лицензирование организаторов торговли в течение 2012 г. должно происходить по старым правилам. « Шевченко О.М. Правовое регулирование организованного рынка: анализ новаций российского законодательства // Предпринимательское право. Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом". 2012. N 2. С. 66 - 71.

  • Слайд 58

    Брокерская деятельность

    « - деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, по поручению клиента от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом».

  • Слайд 59

    Какими договорами опосредуются отношения между брокерами и клиентами?

  • Слайд 60

    Агентские договоры – договоры, которыми опосредуются отношения между брокером и клиентом. Статья 1005. Агентский договор 1. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. Статья 971. Договор поручения 1. По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.

  • Слайд 61

    Дилерская деятельность

    Дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам. Дилерскую деятельность от брокерской отличают требования к субъектам, ее осуществляющим. Брокером может быть организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг, которая получила соответствующую лицензию. Дилером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также государственная корпорация, если для такой корпорации возможность осуществления дилерской деятельности установлена федеральным законом, на основании которого она создана (в настоящий момент - государственная корпорация "Внешэкономбанк" в соответствии со ст. 3 Федерального закона "О банке развития").

  • Слайд 62

    Каким договором опосредуется дилерская деятельность?

  • Слайд 63

    Дилерская деятельность, осуществляемая от своего имени и за свой счет, и на основании единственного вида договора - купли-продажи.

  • Слайд 64

    Деятельность по управлению ценными бумагами

    «а) правовой режим управления ценными бумагами как профессиональной деятельности, урегулированной ст. 5 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и нормативными актами регулятора в сфере рынка ценных бумаг; -------------------------------- Порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, утвержденный Приказом ФСФР России от 3 апреля 2007 г. N 07-37/пз-н. б) правовой режим управления ценными бумагами, денежными средствами, инвестированными в ценные бумаги и полученными от доверительного управления ценными бумагами, разного рода имущественными комплексами».

  • Слайд 65

    Имущественные комплексы (в состав которых могут входить ценные бумаги), которые могут быть (или должны быть) переданы в управление

    «Правовой режим управления ценными бумагами, денежными средствами, инвестированными в ценные бумаги и полученными от доверительного управления ценными бумагами, разного рода имущественными комплексами: - инвестиционными резервами акционерных инвестиционных фондов и паевыми инвестиционными фондами (Федеральный закон "Об инвестиционных фондах"); - средствами пенсионных накоплений (Федеральные законы "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", "О негосударственных пенсионных фондах"); - средствами пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов (Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах"); - накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих (Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"); - ипотечным покрытием (Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах"); - целевым капиталом некоммерческой организации (Федеральный закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций"); - имуществом, составляющим общий фонд банковского управления (ст. 6 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности", Инструкция Банка России "О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями в Российской Федерации", утвержденная Приказом Банка России от 2 июля 1997 г. N 02-287); - средствами федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров (Указ Президента РФ от 18 ноября 1995 г. N 1157 "О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров")».

  • Слайд 66

    Специальный субъект управления отдельными имущественными комплексами (в состав которых могут входить ценные бумаги). Виды доверительного управления

    «Специальный субъект оказания соответствующей услуги по доверительному управлению: - деятельность по доверительному управлению ценными бумагами разрешается к осуществлению на основании отдельной лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг; - деятельность по доверительному управлению активами акционерных инвестиционных фондов и паевыми инвестиционными фондами лицензируется отдельной лицензией; - доверительное управление пенсионными резервами негосударственных пенсионных фондов, пенсионными накоплениями и жилищными накоплениями для военнослужащих, средствами общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров могут осуществлять только лица, имеющие лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (ст. 20 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", ст. 22 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", ст. ст. 3, 36.13 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах", п. 6 Указа Президента РФ от 18 ноября 1995 г. N 1157 "О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров"); - доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал некоммерческой организации, может осуществляться лицом, имеющим лицензию на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами или лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (ст. 2 Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций"); - доверительное управление имуществом, составляющим общий фонд банковского управления, осуществляет кредитная организация, действующая на основании лицензии на осуществление банковской деятельности (ст. 6 Федерального закона "О банках и банковской деятельности«)».

  • Слайд 67

    «Гражданский кодекс РФ практически не регулирует большинство из указанных видов доверительного управления. Единственное исключение сделано ст. 1012 ГК для паевых инвестиционных фондов: в соответствии с этой статьей особенности доверительного управления такими фондами устанавливаются законом. Определение деятельности по управлению ценными бумагами (а именно таково ее официальное определение) как одного из видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг дано в ст. 5 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". В соответствии с ней "для целей" этого Закона таковой признается деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами».

  • Слайд 68

    Как вы думаете, каким договором должны быть оформлены отношения по управлению ценными бумагами?

  • Слайд 69

    Юридические лицо, осуществляющие деятельность по управлению ценными бумагами и иным имуществом, называются управляющими компаниями.

  • Слайд 70

    Договор, опосредующий деятельность по управлению ценными бумагами

    Статья 1012. Договор доверительного управления имуществом 1. По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. 2. Осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя. Законом или договором могут быть предусмотрены ограничения в отношении отдельных действий по доверительному управлению имуществом. 3. Сделки с переданным в доверительное управление имуществом доверительный управляющий совершает от своего имени, указывая при этом, что он действует в качестве такого управляющего. Это условие считается соблюденным, если при совершении действий, не требующих письменного оформления, другая сторона информирована об их совершении доверительным управляющим в этом качестве, а в письменных документах после имени или наименования доверительного управляющего сделана пометка "Д.У.". При отсутствии указания о действии доверительного управляющего в этом качестве доверительный управляющий обязывается перед третьими лицами лично и отвечает перед ними только принадлежащим ему имуществом. 4. Особенности доверительного управления паевыми инвестиционными фондами устанавливаются законом. 5. Особенности доверительного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения устанавливаются

  • Слайд 71

    Клиринговая деятельность

    Деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним (ст. 6 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»).

  • Слайд 72

    Федеральный закон от 07.02.2011 N 7-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О клиринге и клиринговой деятельности" 1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы осуществления клиринга, требования к юридическим лицам, осуществляющим клиринговую деятельность и (или) функции центрального контрагента, а также правовые основы регулирования клиринговой деятельности и контроля за ее осуществлением. 2. Настоящий Федеральный законне распространяется на отношения, возникающие при осуществлении клиринга в соответствии с законом о национальной платежной системе, на отношения, возникающие в связи с осуществлением централизованных расчетов по обязательствам, возникающим из сделок, заключаемых на оптовом рынке электрической энергии и мощности в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, а также на клиринг обязательств, возникающих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и не связанных с размещением государственных и муниципальных ценных бумаг и исполнением обязательств по таким ценным бумагам.

  • Слайд 73

    Деятельность по ведению реестра

    «Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Такая деятельность наряду с депозитарной (и деятельностью специализированного депозитария) представляет собой вид учетной деятельности на рынке ценных бумаг. Основой для такой деятельности служат, во-первых, положения ст. 149 ГК, содержащие упоминание о лице, производящем фиксацию прав по бездокументарным ценным бумагам (официально совершающем записи прав), и, во-вторых, ст. 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", которая прямо указывает в числе содержательного признака именной эмиссионной ценной бумаги то, что информация о ее владельцах должна быть доступна эмитенту в форме реестра. Таким образом, деятельность по ведению реестра является обязательной, в случае если лицо обязывается по именной эмиссионной ценной бумаге (кроме государственных ценных бумаг), и может осуществляться в отношении иных бездокументарных ценных бумаг».

  • Слайд 74

    Статья 8.1. Трансфер-агенты

    1. Регистратор вправе привлекать для выполнения части своих функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иных регистраторов, депозитарии и брокеров (далее - трансфер-агенты). 2. Трансфер-агенты действуют от имени и за счет регистратора на основании договора поручения или агентского договора, заключенного с регистратором, а также выданной им доверенности.

  • Слайд 75

    Деятельность эмитента по ведению реестра

    Держателем реестра может быть сам эмитент (ст. 8 ФЗ о РЦБ) или выполнять часть функций регистратора. В акционерном обществе с числом акционеров более 50 держателем реестра акционеров общества должен быть регистратор (ст. 44 ФЗ об АО). Тем не менее, общество, поручившее ведение и хранение реестра акционеров общества регистратору, не освобождается от ответственности за его ведение и хранение. Ведение реестра российских депозитарных расписок может осуществляться их эмитентом-депозитарием независимо от числа владельцев российских депозитарных расписок (п. 22 статьи 27.5 – 3 ФЗ о РЦБ). Однако следует помнить, что эмитентом российских депозитарных расписок является депозитарий, созданный в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечающий установленным нормативными актами Банка России требованиям к размеру собственного капитала (собственных средств) и осуществляющий депозитарную деятельность не менее трех лет, то есть лицо, уже обладающее лицензией на депозитарную деятельность. Приказ ФСФР РФ от 18.03.2008 N 08-9/пз-н "Об утверждении Положения о порядке ведения реестра владельцев российских депозитарных расписок» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.04.2008 N 11520)

  • Слайд 76

    Акционерные общества, которые на день вступления в силу Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ в соответствии с пунктом 3 статьи 44 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ были держателями реестров акционеров этих обществ, сохраняют право вести указанные реестры в течение года после дня вступления в силу Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ "О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации«. По истечении года после дня вступления в силу данного Закона указанные акционерные общества обязаны передать ведение реестра лицу, имеющему предусмотренную законом лицензию, в соответствии с пунктом 2 статьи 149 ГК РФ (пункт статьи 3 ФЗ от 02.07.2013 N 142-ФЗ). ФЗ № 142-ФЗ вступает в силу с 1 октября 2013 года.

  • Слайд 77

    Депозитарная деятельность

    «Осуществляется на основании договора между депозитарием и его клиентом (депонентом), регулирующего их отношения в процессе депозитарной деятельности. Такой договор именуется депозитарным договором (договором о счете депо)».

  • Слайд 78

    Отличие депозитарной деятельности от деятельности по ведению реестра акционеров (владельцев ценных бумаг)

  • Слайд 79

    Центральный депозитарий

    Федеральный закон от 07.12.2011 N 414-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О центральном депозитарии« Центральный депозитарий – депозитарий, который является небанковской кредитной организацией и которому присвоен статус центрального депозитария. Акционерами центрального депозитария могут быть российские юридические лица, являющиеся управляющими компаниями паевых инвестиционных фондов, акционерных инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, организаторами торговли и клиринговыми организациями, и иные лица, если это предусмотрено уставом центрального депозитария.

  • Слайд 80

    Специализированный депозитарий

    Деятельность специализированного депозитария - учет, хранение ценных бумаг и иного имущества, и контроль за деятельностью организаций, учет и хранение ценных бумаг которых осуществляется (договор с которыми заключен). Таким образом, функции шире, деятельность более специальная по сравнению с обычным депозитарием. Как правило, под контролем специализированного депозитария накопительные, инвестиционные, компенсационные фонды. Предусмотрено заключение договоров со специализированным депозитарием: Федеральным законом от 11.11.2003 N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах» (ст. 23), Федеральным законом от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах«; Федеральным законом от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах«; Федеральным законом от 30.11.2011 N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений«; Федеральным законом от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации«; Федеральным законом от 20.08.2004 N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации«. Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях«. Действует на основании лицензии на депозитарную деятельность, но с особыми дополнительными условиями. Есть ограничения на совмещение с другими видами деятельности, а также, связанные со строгим соблюдением правил об отсутствии аффилированности. Характеристика заключаемых договоров зависит от контрагента (инвестиционный фонд либо управляющая компания и т.п.), часто являются смешанными (хранение ценных бумаг и оказание услуг), часто разработана форма договора.

  • Слайд 81

    Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, не подпадающая под формальное определение профессиональной деятельности

    Например, консультационная деятельность (деятельность инвестиционного консультанта).

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке