Презентация на тему "Психологический инструментарий как средство профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ. Диагностический альбом."

Презентация: Психологический инструментарий как средство профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ. Диагностический альбом.
Включить эффекты
1 из 35
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.91 Мб). Тема: "Психологический инструментарий как средство профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ. Диагностический альбом.". Содержит 35 слайдов. Посмотреть онлайн с анимацией. Загружена пользователем в 2021 году. Оценить. Быстрый поиск похожих материалов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    35
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Психологический инструментарий как средство профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ. Диагностический альбом.
    Слайд 1

    Психологический инструментарий как средство профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ

    Фурцева Е.В. Педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 118 «Ягодка», г. Петрозаводск, 2020 г.

  • Слайд 2

    «Психологический инструментарий» - этосистема методов и технологий деятельности практического психолога; в узком смысле — совокупность всех средств и материалов, необходимых для работы специалиста, в том числе и педагога-психолога ДОУ. Выделяютдва основных вида психологического инструментария: - специфический видпсихологического инструментария (собственно психологический инструментарий); - неспецифический вид, призванный сопровождать или технически обеспечивать психологическую деятельность.

  • Слайд 3

    Специфический инструментарий: Стимульный материал Наборы по типу «Коробочка форм»; объемные геометрические фигуры (куб, призма, цилиндр, шар, конус); складывающиеся пирамидки; матрешки; сюжетные картинки; наборы карточек, объединенных за данным признаком (групповым и др.); печатный материал со схемами, матрицами, контурными и образными изображениями; набор плоскостных геометрических фигур различной формы, цвета и размера.

  • Слайд 4

    Неспецифический инструментарий: Интерпретационные средства Шкалы, таблицы, графики, профили, сетки перевода количественных данных в качественные характеристики и пр.    Технический материал Цветные карандаши, фломастеры, краски, альбомные листы, цветная бумага, трафареты, ножницы и пр.  Вспомогательные средства CD-диски с музыкальным и вербальным сопровождением; атрибуты сюжетно-ролевых игр дошкольников в комплекте с предметами-заместителями; наборы для конструирования и моделирования; мячи и игрушки, и пр.

  • Слайд 5

    Так как конкретный «набор» (альбом, комплект, пакет) психологического инструментария определяется комплексом тех прикладных средств психолога, которые лежат в поле его теоретических представлений, а также в его профессиональной компетенции, то Целью создания данного Диагностического Альбома стала необходимость систематизации всех средств, методик, имеющихся у педагога-психолога ДОУ по соответствующим разделам,при этом значительно сокращается время на поиск и подготовку инструментария.

  • Слайд 6

    Диагностический альбом

    Диагностический альбом представляет собой сборник диагностических методик, с помощью которого педагог-психолог ДОУ, другие специалисты смогут оценить интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности ребёнка, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания. Сведения, полученные в процессе обследования, могут быть использованы в совместной работе с педагогом при выборе методов и приемов психолого-педагогической коррекции.

  • Слайд 7

    Что можно выявить в ходе обследования:

    тип нарушений в развитии; индивидуальные особенности психофизического развития ребёнка; сформированность учебных навыков; оценить состояние когнитивных функций; общую осведомлённость и социально-бытовую ориентировку;

  • Слайд 8

    представления ребёнка об окружающем и о самом себе; состояние эмоционально-волевой и личностной сферы; особенности двигательной сферы (особенно мелкой моторики рук); сформированность произвольной деятельности; особенности поведения.

  • Слайд 9

    Диагностический альбом состоит из 2- х частей:

    - методических рекомендаций с описанием стратегии организации и проведения психолого-педагогической диагностики и диагностических методик; - приложения, содержащего стимульный материал, предлагаемый ребенку в процессе диагностики.

  • Слайд 10

    Специальные требования к процедуре проведения обследования и к его методам:

    1. Прежде всего необходимо установить контакт с ребёнком: расположить, внушить ему доверие к себе. 2. Обследование нужно начинать с игровой деятельности; в зависимости от возраста, личности ребёнка это могут быть или настольные игры, или подвижные, или ситуативные и др. 3. беседа, диалог поддерживается в течение всего времени обследования («немногословие»).

  • Слайд 11

    4. Взаимодействие с ребёнком во время обследования должно быть максимально свободным, непроизвольным, заинтересованным. 5. В нужных случаях создавать ситуацию соревнования (кто лучше сделает, кто быстрее, кто больше запомнит, кто лучше нарисует). Давать ребёнку возможность выигрывать (но не всегда). 6. Объём материала, предъявляемого ребёнку не должен превышать объёма более 5 символов для детей старшего дошкольного возраста. 7. Использование сложных и малознакомых слов может привести к ошибочному выводу.

  • Слайд 12

    8. Необходимо учесть утомляемость ребёнка и её влияние на выполнение задания. 9. Окружающая обстановка во время проведения диагностического исследования должна быть спокойная, в отсутствие родителей и посторонних людей, так как их присутствие может исказить получаемые данные.

  • Слайд 13

    В ходе диагностики психологом заполняется протокол обследования

    Если обследуется группа детей, заполняется сводная таблица, а также    журнал учёта психодиагностических исследований и составляется справка о проведённом исследовании Таким образом, психологу необходимо оформить следующую документацию: протокол обследования ребёнка; сводная таблица результатов психодиагностического исследования; журнал учета психодиагностических исследований; справка по результатам   диагностики.

  • Слайд 14

    Исследование внимания

    Внимание — направленность и сосредоточенность психики на определенном объекте. Психологи различают два вида внимания: произвольное (осознанное и целенаправленное) и непроизвольное (не требующее усилий, чтобы его сохранить). Различают следующие свойства внимания: Объем внимания — то количество объектов, на которые одновременно может быть направлено внимание ребенка. Объем внимания ребенка в 4–5 лет — 1–2 объекта, в 6 лет — 3 объекта, в ст. дошкольном возрасте — до 5 объектов. Сравните: объем внимания взрослого человека — 7 объектов.

  • Слайд 15

    Устойчивость внимания показывает, как долго ребёнок может сосредоточиться на объекте внимания. Это свойство внимания помогает человеку познавать окружающий мир, не отвлекаясь на посторонние малосущественные связи. Как показывают исследования, дети 5–6 лет могут заниматься малоинтересным для них делом в 4 раза дольше, чем дети 2–3 лет. Однако даже в этом возрасте наиболее активно и продуктивно заниматься делом дети могут не более 10–15 минут.

  • Слайд 16

    Концентрация внимания определяет, насколько сильно ребенок способен сосредотачиваться на объекте внимания и сопротивляться отвлекающим моментам. Этим свойством внимания мы пользуемся при овладении навыками чтения. Переключение внимания — скорость преднамеренного перехода ребёнка от одного объекта (или вида деятельности) к другому. Плохая переключаемость внимания иногда может проявляться в таком широко распространенном явлении, как рассеянность.

  • Слайд 17

    Распределение внимания — рассредоточение внимания на несколько объектов в одно и то же время, возможность совершать несколько действий сразу. Последние три свойства внимания у дошкольников, как правило, развиты слабо. При тестировании необходимо следовать двум основным правилам: наилучшие результаты ребёнок показывает за первые 10-15 минут, после его внимание снижается; ведущим видом внимания в дошкольном возрасте является непроизвольное внимание, поэтому обязательно нужно проводить тесты в игровой, интересной ребёнку форме.

  • Слайд 18

    Список методик для исследования внимания у детей

    Методика "Запомни и расставь точки для оценки объёма внимания ребёнка.  Методика - игра «Что увидел?»- диагностика объёма внимания. Методика «Найди и вычеркни» для определения продуктивности и устойчивости внимания. Изучение устойчивости внимания «Найди различия в картинках» Методика «Найди одинаковые предметы» для изучения концентрации и устойчивости внимания.

  • Слайд 19

    Методика «Корректурная проба» для определения умственной работоспособности, особенностей внимания. Методика Пьерона-Рузера «Проставь значки» для оценки переключаемости и распределяемости внимания ребёнка Методика исследования внимания для исследования наблюдательности, способности к сосредоточению (таблицы с недорисованными картинками) Методика «Запомни цифры» для оценки слухового внимания и объёма кратковременной памяти (слуховой). Методика Мак-Керри «Перепутанные линии» для определения уровня развития устойчивости и концентрации внимания.

  • Слайд 20

    Исследование восприятия

    Восприятие –сложный процесс. Это не просто совокупность ощущений, а целостное отражение объектов и явлений окружающего мира. Свойства восприятия: Избирательность, предметность, структурность, целостность, константность, обобщенность, апперцепция. Виды восприятия: В зависимости от ведущего анализатора различают следующие виды восприятия: - простые – зрительные, слуховые, осязательные; - сложные виды восприятия - зрительно-слуховые; зрительно-слуховые-осязательные; зрительно-двигательные и слухо-двигательные; - специальные виды - восприятия времени, пространства, движений, отношений, речи, музыки, человека человеком и т. п.

  • Слайд 21

    Значение восприятия в жизни дошкольника

     Восприятие создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению. Если в процессе восприятия ребёнок не получит благоприятных условий для развития восприятия, то и связанные с ним процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте. При серьёзных отставаниях может наблюдаться задержка психического развития.

  • Слайд 22

    Список методик для оценки восприятия у детей

    Методика Т.Н. Головиной «Исследование способности к целостному восприятию формы предметов». Методика «Эталоны» Л.А.Ясюковой. Методика выявления целостности восприятия «Узнай, кто это». Методика «Подбери фигуры по образцу». Методика «Чем залатать коврик?». Методика исследования зрит. восприятия«Какие предметы спрятаны в рисунке». Методика «Разрезные картинки» для изучения степени сформированности у ребенка целостности образов предметов окружающего мира и их адекватность. Методика «Чего не хватает на этих рисунках» позволяет выявлять способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Методика «Узнай и раскрась» направлена на узнавание предмета, представления об этом предмете, знание его характерных признаков); формирование навыка изобразительной деятельности (создание образа предмета по контуру, его раскрашивание). Методика «Узнавание наложенных изображений» (фигуры Поппельрейтора: ведро, топор, ножницы, кисточка, грабли и чайник, вилка, бутылка, миска, граненый стакан.).  

  • Слайд 23

    Исследование процесса памяти

    Исследование процесса памяти является важным для представления о состоянии не только познавательных процессов ребёнка, но и речи, формирование и развитие которой связано также и с состоянием мнестических процессов. Исследуются общая и специальные виды памяти (зрительная, слухо-речевая, двигательная), произвольные и непроизвольные процессы запоминания и воспроизведения. Какая память преобладает в дошкольном возрасте? - у детей от рождения до года быстро развивается моторная память. Проявляется в виде условных рефлексов. В этот период малыш наблюдает за действиями своих родителей, и пытается повторить их; - от года до двух лет развивается Центральная Неравная Система. В этом возрасте преобладает образное запоминание. Малыш узнает лицо мамы и папы, делает первые шаги; - в 2-4 года быстро развивается механическая память у детей. Ребенок начинает запоминать слова и логически мыслить; - у дошкольников 4-6 лет преобладает непроизвольное запоминание. Дети обычно лучше усваивают ту информацию, которая кажется им интересной. Со временем у детей укрепляются механизмы запоминания, и улучшается качество мышления.

  • Слайд 24

    Методики для оценки памяти у детей

    Методика «Запомни рисунки» определения объёма кратковременной зрительной памяти. Методика «10 слов» А.Р. Лурия определения кратковременной слуховой памяти. Методика «10 картинок»исследования особенностей зрительного запоминания. Методика «Узнавание фигур» (по А.Н.Бернштейну)для определения объема кратковременной зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста.

  • Слайд 25

    Исследование мышления

    Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятий и переходит к мышлению. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Мышление, отражая предметы и явления действительности, является высшей ступенью человеческого познания. Виды мышления, характерные для дошкольников: наглядно-действенное (до 3 лет) – выражается в том, что узнавание свойств предмета происходит через физический контакт с ним; - наглядно-образное(от 3 до 5 лет) – в данный период малыш уже способен оперировать образами предметов, не имея их под рукой, заменять одни предметы другими в игре; -словесно-логическое (5–6 лет) – дети учатся оперировать абстрактными понятиями, без использования наглядных пособий, опираясь на рассуждения и доказательства.

  • Слайд 26

    Методики для исследования мышления у детей

    Методика «Что здесь лишнее?» призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. Методика «Последовательные картинки». Оценивается понимание сюжетной линии, связность и осмысленность составления рассказа, возможность подбора названия для данного сюжета, характеризуется уровень речевого развития ребенка. Методика «Классификация» (авторы: Шуберт А.М., Иванова А.Я.) Методика «Аналогии»на выявление у ребёнка понимания характера логических связей и отношений между понятиями. Методика диагностики уровня развития наглядно-действенного мышления  «Воспроизведи картинки». Методика «Заселение домика»оценки умения планировать свою деятельность и контролировать ее результат. Методика исследования словесно-логического мышления (по й. Ерасеку). Одна из удачных методик исследования словесно-логического мышления как компонента интеллектуальной готовности ребенка к школе. Методика исследования категориального мышления «Четвёртый линий»

  • Слайд 27

    Исследование воображения

    Воображение - особая форма отражения действительности, которая заключается в создании новых образов и идей путём переработки имеющихся представлений и понятий. Воображение всегда выступает как отражение свойств личности, её психологического состояния. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. На развитие воображения оказывают влияние все виды деятельности дошкольника, и в особенности рисование, конструирование, чтение художественных произведений, игра. Методики диагностики воображения дошкольников могут содержать как одиночные тесты, так и батареи тестов. Тесты, в свою очередь, могут быть вербальными (словесными), и невербальными - изобразительными (фигурные, рисуночные), звуковыми, двигательными. Некоторые тесты включают несколько заданий (так называемые батареи тестов) по 7 - 10 минут каждое и занимают в целом около 1 часа. Можно проводить каждое тестирование в виде отдельного задания. Также можно сочетать различные тесты, батареи тестов для получения разносторонних результатов.

  • Слайд 28

    Методики для оценки воображения у детей

    Методика исследования особенностей воображения «Нарисуй что-нибудь» (по Немову Р.С.). Методика исследования образной креативности и особенностей воображения дошкольников 5-7 лет «Дорисовывание». Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко. Методика выявления уровня развития продуктивного воображения и графических навыков «Дорисуй фигуру». Методика исследования уровня креативности и особенностей воображения «Дорисуй овал».

  • Слайд 29

    Исследование эмоционально-личностной сферы

    Эмоцииявляются одной из высших психических функций, которые возникают и формируются под влиянием окружающей среды. Эмоции взаимодействуют с процессом внимания и с процессом памяти, формируют так называемую эмоциональную память. Под влияние эмоций у детей формируется воля, потребности, мотивы, деятельность, развиваются личность и познавательные процессы. Эмоции в значительной мере определяют эффективность обучения, развитие мышления и всей интеллектуальной деятельности у детей.

  • Слайд 30

    Эмоции начинают исследовать с самого начала обследования ребёнка: нужно внимательно следить за мимикой ребёнка, его взглядом, направлением взора, за его статикой, позой, руками, то есть всем двигательным поведением ребёнка. Следует отмечать знак общего настроения, контактность ребёнка, отношение к успеху/неуспеху – это все даёт материал для анализа эмоций ребёнка. Важным являются специальные тесты на исследование эмоций – их восприятия, воспроизведения и системы отношений в структуре его личности и поведения.

  • Слайд 31

    Методики для оценки эмоционально-личностной сферы у детей

    . Методика «Сюжетные картинки». Методика «Моё настроение»(модификация методики «Цветопись»). Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках». Цветовой Тест Люшера. Методика «Кактус»М.А. Панфиловой. Методика «Паровозик» (Велиева С.В.). 

  • Слайд 32

    Тест «Рисунок человека» Тест «Рисунок семьи» Методика определения эмоциональной самооценки А. В. Захарова (круги). Проективная рисуночная методика «Человек, который срывает яблоко» Методика «Волшебная страна чувств»(Т. Грабенко, Т. Зинкевич – Евстигнеева, Д. Фролов). Проективная методика «Дождь в сказочной стране» Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевой

  • Слайд 33

    Изучение межличностных отношений в детском коллективе

    Социометрия – в психологии отдельная отрасль для изучения межличностных отношений. Цели проведения социометрии:  - Изучение сплоченности детского коллектива. - Выявление того, какое место тот или иной ребенок занимает в группе сверстников. - Исследование "союзов" внутри коллектива. Метод социометрии предполагает достаточно простую обработку результатов. Каждый выбор ребенка фиксируется взрослым на листе бумаги и потом вносится в специальную таблицу. Верхняя строка и первый левый столбец - списки детей. Внутри таблицы выборы детей. Как правило, красным отмечаются положительные выборы, синим - отрицательные. Внизу сводятся данные - средние показатели выборов. На основании таблицы взрослый делает вывод о статусе каждого ребенка в детском коллективе.

  • Слайд 34

    Изучение межличностных отношений у дошкольников. Методика «Секрет» (Т. А. Репина). Социометрическая проба «День рождения». Выявление потребности в общении у детей, эмоциональных предпочтений в общении. Социометрическая методика «Выбор в действии». Методика «Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад) для определения круга значимого общения ребенка, особенностей взаимоотношений в группе, выявления симпатии к членам группы. Социометрический метод «Капитан корабля». Беседа для выявления представлений ребенка о состояниях или переживаниях сверстника и своих с ним проводиться индивидуальная беседа. Методика, выявляющая внутреннее отношение ребенка к себе и к окружающим «Лесенка».

  • Слайд 35
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке