Презентация на тему "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ"

Презентация: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
1 из 170
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (3.86 Мб). Тема: "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ". Содержит 170 слайдов. Посмотреть онлайн. Загружена пользователем в 2019 году. Оценить. Быстрый поиск похожих материалов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    170
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
    Слайд 1

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

    Введение

  • Слайд 2

    Психологический практикум

    Цель практикума – познакомить с методами исследования в психологии, процедурами получения и описания эмпирических и диагностических данных Структура практикума отражает логику освоения основных психологических феноменов. В программу включены три раздела: Психические функции Психические состояния Психические свойства

  • Слайд 3

    Оформление протоколов

    Протокол № Цель исследования Материал (методика) Процедура Результаты Вывод

  • Слайд 4

    Выводы / интерпретация

    (1) Выводы формулируются от третьего лица или в безличной форме Испытуемый (ая) Обследуемый (ая) Иванов А.А. Для испытуемого характерен полезависимый стиль восприятия. Для меня характерен полезависимый стиль восприятия. Наблюдается общая неудовлетворенность своими достижениями, обусловленная завышенным уровнем притязаний.

  • Слайд 5

    (2) При формулировании выводов часто используется специальная терминология: «выявлено», «диагностируется», «наблюдается», «характерно» и т.п. Для испытуемого характерен полезависимый стиль восприятия: доминирование целого, образность, синтез в мышлении, ориентация на внешние признаки. Испытуемый стремится к максимальной личной безопасности, избегает риска.

  • Слайд 6

    (3) Если в выводах необходимо подчеркнуть ситуативный характер исследуемого феномена, то можно использовать глаголы: «показал», «продемонстрировал» и т.п. Испытуемый продемонстрировал низкий темп работы при высокой точности и концентрации внимания. Устойчивость внимания в пределах нормы.

  • Слайд 7

    (4) Если в выводах необходимо подчеркнуть субъективный характер исследуемого феномена, то можно использовать глаголы: «описывал», «характеризовал» и т.п. Испытуемый характеризовал свои образы как достаточно яркие и четкие.

  • Слайд 8

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

    Познавательные процессы

  • Слайд 9

    Познавательные процессы

    ощущение восприятие память воображение мышление Отражение отдельных свойств предметов Целостное отражение предметов Запечатление, сохранение, воспроизведение информации Создание нового образа, отражение будущего Высшая форма отражения действительности, позволяющая понять сущность предметов и явлений, взаимосвязь, закономерность развития

  • Слайд 10

    1. Восприятие

    Под восприятием понимают психическое отражение предметов и явлений в целостности, в совокупности их свойств. Операции и уровни: - Обнаружение - Различение - Идентификация - Опознание Свойства восприятия: Целостность Константность Структурность Осмысленность Избирательность

  • Слайд 11
  • Слайд 12

    Стили восприятия

    Способность сопротивляться влиянию фоновых признаков ПЗ – доминирование целого, неспособность преодолевать контекст, синтез в мышлении, образность, ориентация на внешние признаки, игнорирование малозаметных черт объектов ПНЗ – способность воспринимать целое как структурированное, анализ в мышлении, преобладание рациональных стратегий, высокая обучаемость, генерализация Цель: исследование полезависимости – поленезависимости (ПЗ-ПНЗ)

  • Слайд 13

    Стили восприятияполезависимый – поленезависимый стиль восприятия

    Материал: методика АКТ-70 «Включенные фигуры» К. У. Эттриха методика «Скрытые фигуры» Л.Терстоуна Процедура Испытуемым предлагается в тридцати замаскированных фигурах найти одну из пяти эталонных фигур и указать ее. Фиксируется общее время поиска фигур и ошибки. Макс.время 12,5 минут

  • Слайд 14

    Результаты: Время T= ….. Количество правильных ответов R= ….. Индекс ПНЗ I=R/T

  • Слайд 15
  • Слайд 16

    Стили восприятияполезависимый – поленезависимый стиль восприятия

    Результаты: Правильные ответы. Варианты «а»: 1, 7, 12, 13, 17, 24, 27. Варианты «б»: 2, 11, 15, 19, 22, 26, 30. Варианты «в»: 3, 5, 6, 8, 14, 20, 29. Варианты «г»: 4, 21, 23. Варианты «д»: 9, 10, 16, 18, 25, 28. Подсчитывается индекс полезависимости – поленезависимости по формуле: Индекс ПНЗ I=R/T = количество правильных решений / общее время (мин) I > 2,5 считается выраженным параметр поленезависимости. I

  • Слайд 17

    Материал: 2) методика «Скрытые фигуры» Л.Терстоуна Процедура 2) Испытуемым предлагается 7 серий по семь заданий (суммарно 49 заданий). В каждом задании слева изображена простая фигура,

  • Слайд 18

    Материал: 2) методика «Скрытые фигуры» Л.Терстоуна Процедура 2) Испытуемым предлагается 7 серий по семь заданий (суммарно 49 заданий). В каждом задании слева изображена простая фигура, справа 4 сложных фигур, помеченных буквами A B C D.

  • Слайд 19

    Материал: 2) методика «Скрытые фигуры» Л.Терстоуна Процедура 2) Испытуемым предлагается 7 серий по семь заданий (суммарно 49 заданий). В каждом задании слева изображена простая фигура, справа 4 сложных фигур, помеченных буквами A B C D. Испытуемому необходимо указать в бланке ответов те варианты сложных фигур, которые содержат данную простую фигуру. Макс.время 10 минут

  • Слайд 20

    Результаты: В протоколах построить таблицу для регистрации результатов

  • Слайд 21

    Результаты: Посчитать количество совпадений с предложенным ключом ответов результат 50 выражен параметр поленезависимости

  • Слайд 22

    Выводы: Оценить уровень поленезависимости. Подробно описать полученный результат Для испытуемого характерен полезависимый стиль восприятия: доминирование целого, образность, синтез в мышлении, ориентация на внешние признаки. Для испытуемого характерен поленезависимый стиль восприятия: при принятии решений в большей степени ориентируется на имеющийся у него знания и опыт, способен воспринимать целое как структурированное. Анализ в мышлении, преобладание рациональных стратегий.

  • Слайд 23

    Познавательный контроль

    ЗЕЛЕНЫЙСИНИЙЖЕЛТЫЙКРАСНЫЙЗЕЛЕНЫЙСИНИЙЖЕЛТЫЙ ЖЕЛТЫЙЗЕЛЕНЫЙСИНИЙКРАСНЫЙ степень субъективной трудности в смене способов переработки информации в ситуации когнитивного конфликта РИГИДНЫЙ познавательный контроль свидетельствует о трудностях в переходе от вербальных функций к сенсорно-перцептивным в силу низкой степени их автоматизации ГИБКИЙ познавательный контроль – способность тормозить более сильные по своей природе вербальные функции ради восприятия цвета Цель: исследование познавательного контроля Познавательный контроль при зрительном восприятии составляет условие выполнения задач наблюдения. Его функционирование делает восприятие произвольным и приближает перцептивные процессы к мыслительным.

  • Слайд 24

    Материал: методика словесно-цветовой интерференции Дж. Струпа (Stroop J. R., 1935) Процедура: методика состоит из трех тестов (карты): 1)«слова», 2) «цвета», 3) «цветные слова». В каждом тесте по 70 заданий (в оригинальной методике по 100). Группа разбивается на пары: экспериментатор и испытуемый. Экспериментатор фиксирует время выполнения каждого этапа и контролирует поэтапность процедуры.

  • Слайд 25

    На первом этапе, испытуемый как можно быстрее должен прочитать слова вслух. После произнесения последнего слова испытуемый сообщает об этом экспериментатору командой стоп. Экспериментатор фиксирует время в секундах (T1).

  • Слайд 26

    На втором этапе, испытуемый должен как можно быстрее назвать цвета. Цветные объекты рассматриваются построчно. Экспериментатор фиксирует время выполнения задания (T2). Окончание – сигнал «стоп».

  • Слайд 27

    На третьем этапе, испытуемый должен как можно быстрее называть цвета, игнорируя написанное слово (название цвета). Экспериментатор фиксирует время выполнения задания (T3). Окончание – сигнал«стоп».

  • Слайд 28

    Результаты: T1 = … T2 = … T3 = … Показателем ригидности-гибкости контроля является разница во времени выполнения третьей (цветные слова) и второй (цвет) карт. Чем больше разница, тем больше интерференция (ригидность). Выводы: оценить (сравнить с нормами) ригидный – гибкий контроль. Подробно расписать. ригидный гибкий

  • Слайд 29

    2. Внимание

    Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической деятельности человека. При оценке свойств внимания обращают внимание на два параметра: количественный (скорость, темп работы) качественный (точность).

  • Слайд 30

    ВниманиеМЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / КОРРЕКТУРНЫЕ ПРОБЫ

    Корректурные пробы – набор символов, среди которых испытуемому необходимо отыскать определенные символы или произвести какие-то действия В зависимости от требуемых действий, с помощью корректурных проб можно оценивать различные свойства внимания: устойчивость, концентрацию, переключаемость, избирательность Устойчивость внимания – способность не отклоняться от направленности психической активности и сохранять сосредоточенность на объекте (колебания). Характеристиками устойчивости внимания являются временные параметры длительности сохранения направленности и сосредоточенности психической активности без отклонения от исходного качественного уровня.

  • Слайд 31

    Корректурные пробы – набор символов, среди которых испытуемому необходимо отыскать определенные символы или произвести какие-то действия В зависимости от требуемых действий, с помощью корректурных проб можно оценивать различные свойства внимания: устойчивость, концентрацию, переключаемость, избирательность Концентрация внимания предусматривает способность субъекта сохранять сосредоточенность на объекте при наличии помех (помехоустойчивость).

  • Слайд 32

    Корректурные пробы – набор символов, среди которых испытуемому необходимо отыскать определенные символы или произвести какие-то действия В зависимости от требуемых действий, с помощью корректурных проб можно оценивать различные свойства внимания: устойчивость, концентрацию, переключаемость, избирательность Переключение внимания представляет собой перемещение его направленности и сосредоточенности с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другую.

  • Слайд 33

    Корректурные пробы – набор символов, среди которых испытуемому необходимо отыскать определенные символы или произвести какие-то действия ОЛПЕНДОМЩДЦБЫГОЕНАЛЭКДИЗСБОПЖАШМКОРАПСРОАЯИЗОЕНОЕНАСМВЫ ГЦПШКДТЖОШРЯПЛКДЕВШДЗЦЖВАЕВДЗТЖБШРОЕНЭГРХМДЕБНЛСРАЧЫДЯН ЗОСБГОСЕНВВЫНЖЛЭЕРНФЗУСЭЛНВБОДНФЧОШАБВЕХБОЕМБКДЕНАЦЛКДБ ОЕНАНТБШРЯЮХЭФОЕНОМБКТНХКЛРНЛКНЯЛШОЖТЦУШЕНДСМВЫОЕНЮХЭЧФ ЕВШДШАКАЫЛКЖОТБАРБОТЦРГЯЛОФГЖРЧУЬЛЫЖИТЖБШРОЕНЦПЛОЕВЫПБЫ ОЕНАКЯБХМВЧТСШВСВЫЛХЙФХОЖЩЮРУБЛВНТЖБШРОЕНАПЛКИЗЧФСМСМЖЖ БЛКЧФХЭЮЖВНЖСМВЫОЕНАПЛФКДОМБКДТМНЭНОТЖБШРЯОЕНЮХЭЧФЬЙОЕБ КТМНКОХОМБКФЮПВАТЖБРЯОЕНАПЛКДЗЖБВЫЖБШРНЖБЛДРЖМОДИЯЗЯЗОЭ ЗЭХЙЩОМБЩЭФЕНАЖЛКНАГТИЛКДОЕНЖБШРОЛКДНЯИЯТЖШОЕНЖРКЯОЫКЧО МЕВЩДТМНТЖБШРЯОЕНАХЭЧВКДБВЛЭНШЫКАЧРГДФАЗИЯЭБУШВЕДСТЖБШН Корректурная проба Бурдона

  • Слайд 34

    Корректурные пробы – набор символов, среди которых испытуемому необходимо отыскать определенные символы или произвести какие-то действия ОЛПЕНДОМЩДЦБЫГОЕНАЛЭКДИЗСБОПЖАШМКОРАПСРОАЯИЗОЕНОЕНАСМВЫ ГЦПШКДТЖОШРЯПЛКДЕВШДЗЦЖВАЕВДЗТЖБШРОЕНЭГРХМДЕБНЛСРАЧЫДЯН ЗОСБГОСЕНВВЫНЖЛЭЕРНФЗУСЭЛНВБОДНФЧОШАБВЕХБОЕМБКДЕНАЦЛКДБ ОЕНАНТБШРЯЮХЭФОЕНОМБКТНХКЛРНЛКНЯЛШОЖТЦУШЕНДСМВЫОЕНЮХЭЧФ ЕВШДШАКАЫЛКЖОТБАРБОТЦРГЯЛОФГЖРЧУЬЛЫЖИТЖБШРОЕНЦПЛОЕВЫПБЫ ОЕНАКЯБХМВЧТСШВСВЫЛХЙФХОЖЩЮРУБЛВНТЖБШРОЕНАПЛКИЗЧФСМСМЖЖ БЛКЧФХЭЮЖВНЖСМВЫОЕНАПЛФКДОМБКДТМНЭНОТЖБШРЯОЕНЮХЭЧФЬЙОЕБ КТМНКОХОМБКФЮПВАТЖБРЯОЕНАПЛКДЗЖБВЫЖБШРНЖБЛДРЖМОДИЯЗЯЗОЭ ЗЭХЙЩОМБЩЭФЕНАЖЛКНАГТИЛКДОЕНЖБШРОЛКДНЯИЯТЖШОЕНЖРКЯОЫКЧО МЕВЩДТМНТЖБШРЯОЕНАХЭЧВКДБВЛЭНШЫКАЧРГДФАЗИЯЭБУШВЕДСТЖБШН Корректурная проба Бурдона

  • Слайд 35

    Корректурные пробы – набор символов, среди которых испытуемому необходимо отыскать определенные символы или произвести какие-то действия

  • Слайд 36

    Корректурные пробы – набор символов, среди которых испытуемому необходимо отыскать определенные символы или произвести какие-то действия бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактекэкзаментроч ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбъамхоккейтрсицыл фцуйгэхтелевизорсолджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжпждргщкоп хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырплре ослдспектакльячсимтьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародекк лджьхэшщгиеенкуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурсгпри йфячыцуввскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлжо эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэсуу хъфтасенлабораториягшдщируцтргшщтлоснованиезщдэркеннг Корректурная проба Мюнстенберга

  • Слайд 37

    Корректурные пробы – набор символов, среди которых испытуемому необходимо отыскать определенные символы или произвести какие-то действия бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактекэкзаментроч ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбъамхоккейтрсицыл фцуйгэхтелевизорсолджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжпждргщкоп хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырплре ослдспектакльячсимтьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародекк лджьхэшщгиеенкуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурсгпри йфячыцуввскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлжо эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэсуу хъфтасенлабораториягшдщируцтргшщтлоснованиезщдэркеннг Корректурная проба Мюнстенберга

  • Слайд 38

    Корректурные пробы – набор символов, среди которых испытуемому необходимо отыскать определенные символы или произвести какие-то действия Счет по Крепелину

  • Слайд 39

    Вниманиеустойчивость и концентрация внимания

    Цель: исследование устойчивости и концентрации внимания. Материал: Корректурнаяпроба (Durch-streich-Test, Test de barrage, Bourdon Test). Предложена Бурдоном в 1895 г. Бланк с набором букв 50Х40 (Рубинштейн С. Я., 1999, с. 50). Процедура Занятие проводится в парах дважды. Один выступает в роли экспериментатора, другой – испытуемого. После выполнения задания роли в парах меняются. Экспериментатор следит за ходом работы (или следит за временем) и вводит помехи на 3 и 7 временном интервале (всего 10 интервалов). Преподаватель (или экспериментатор) фиксирует 30 секундные отрезки, обозначая их для испытуемого командой «черта».

  • Слайд 40

    Инструкция Просматривая слева направо каждую строку в бланке вычеркивайте косой вертикальной чертой («/») буквы Р и К. Задание следует выполнять быстро и точно. Кроме этого, по сигналу преподавателя (экспериментатора) Вы должны проставлять вертикальную черту («|») перед той буквой, у которой застал сигнал «черта». ОЕНАКЯБХМВЧТСШВСВЫЛХЙФХОЖЩЮРУБЛВНТЖБШРОЕНАПЛКИЗЧФСМСМЖЖ БЛКЧФХЭЮЖВНЖСМВЫОЕНАПЛФКДОМБКДТМНЭНОТЖБШРЯОЕНЮХЭЧФЬЙОЕБ КТМНКОХОМБКФЮПВАТЖБРЯОЕНАПЛКДЗЖБВЫЖБШРНЖБЛДРЖМОДИЯЗЯЗОЭ ЗЭХЙЩОМБЩЭФЕНАЖЛКНАГТИЛКДОЕНЖБШРОЛКДНЯИЯТЖШОЕНЖРКЯОЫКЧО МЕВЩДТМНТЖБШРЯОЕНАХЭЧВКДБВЛЭНШЫКАЧРГДФАЗИЯЭБУШВЕДСТЖБШН

  • Слайд 41

    m – количество правильно обнаруженных стимулов, A - точность (по формуле Уиппла): A = m / (m + p + r),r – кол-во неправильно обнаруженных стимулов (ложное подчеркивание); p – кол-во пропущенных стимулов.

  • Слайд 42

    m – количество правильно обнаруженных стимулов, A - точность (по формуле Уиппла): A = m / (m + p + r),r – кол-во неправильно обнаруженных стимулов (ложное подчеркивание); p – кол-во пропущенных стимулов.

  • Слайд 43

    Результаты: M (темп работы) = … RP (кол-во ошибок) = … A(индекс точности по Уипплу) = … К1 и К2(показатели концентрации внимания) = … Вычислить: НМ(неустойчивость) = … НRP(неустойчивость/ошибки) = … ИМ(показатель истощаемости) = … ИRP(показатель истощаемости/ошибки) = …

  • Слайд 44

    Результаты: M (темп работы) = 119 RP (кол-во ошибок) = 18 A(индекс точности по Уипплу) = 0,87 К1 и К2(показатели концентрации внимания) = 0,9 и 0,87 Вычислить: НМ(неустойчивость) = … НRP(неустойчивость/ошибки) = … ИМ(показатель истощаемости) = … ИRP(показатель истощаемости/ошибки) = …

  • Слайд 45

    НМ(неустойчивость) = … Расположите все 10 значений продуктивности внимания в порядке возрастания 9 11 11 11 12 12 12 13 13 15 Сложите первые пять значений и отдельно последние пять (9+11+11+11+12) (12+12+13+13+15) 54 65 3) От второй суммы вычтите первую: 65 – 54 = 11

  • Слайд 46

    НМ= 11 НRP= 12(по ошибкам)

  • Слайд 47

    ИМ(истощаемость) = … 13 11 12 12 13 11 15 9 11 12 1) Сложите первые пять значений и отдельно последние пять (13+11+12+12+13) (11+15+9+11+12) 61 58 2) От первой суммы вычтите вторую: 61 – 58 = 3

  • Слайд 48

    ИRP(истощаемость/ошибки) = … 0 1 2 1 1 0 3 5 4 1 1) Сложите первые пять значений и отдельно последние пять (0+1+2+1+1) (0+3+5+4+1) 5 13 2) От второй суммы вычтите первую: 13 – 5 = 8 ИМ(истощаемость) = 3

  • Слайд 49

    Результаты: M (темп работы) = 119 RP (кол-во ошибок) = 18 A(индекс точности по Уипплу) = 0,87 К1 и К2(показатели концентрации внимания) = 0,9 и 0,87 НМ(неустойчивость) = 11 НRP(неустойчивость/ошибки) =12 ИМ(показатель истощаемости) =3 ИRP(показатель истощаемости/ошибки) = 8 Сравнить с нормами и сделать выводы

  • Слайд 50

    Низкий темп Высокий темп Низкая точность Низкая точность Высокая точность

  • Слайд 51

    сниженная концентрация внимания Сильная НС Слабая НС

  • Слайд 52

    Низкая устойчивость (высокая неустойчивость) внимания Высокая устойчивость внимания

  • Слайд 53

    Низкая устойчивость (высокая неустойчивость) внимания Признаки истощаемости внимания Замедленная врабатываемость

  • Слайд 54

    Результаты: M = 119 (высокий темп работы) RP = 18 (низкая точность) A= 0,87 (низкая точность) К1 и К2= 0,9 и 0,87 (сниженная концентрация внимания) НМ= 11 (высокая устойчивость) НRP =12 (низкая устойчивость) ИМ=3 (нет истощаемости) ИRP= 8 (признаки истощаемости) Испытуемый продемонстрировал высокий темп работы при низкой точности и концентрации внимания. Устойчивость внимания сниженная, наблюдаются признаки истощаемости (рост количества ошибок).

  • Слайд 55

    Вниманиераспределение и переключение внимания

    Цель: исследование переключения и распределения внимания. Материал: Черно-красная таблица Горбова–Шульте. Таблица содержат 25 черных (от 1 до 25) и 24 красных числа. Числа разбросаны так, чтобы порядковые числа оказывались наиболее удаленными друг от друга. Процедура Студенты разбиваются на пары: экспериментатор и испытуемый. После выполнения задания, студенты меняются ролями. Для регистрации необходим секундомер. Исследование проводится в три этапа.

  • Слайд 56

    Этап 1: Инструкция «найдите в таблице числа черного цвета в возрастающей последовательности от 1 до 25. Показывайте указкой (ручкой) и называете вслух». Экспериментатор фиксирует время в секундах (T1).

  • Слайд 57

    Этап 2: Инструкция «Найдите в таблице числа красного цвета в убывающей последовательности от 24 до 1, также называя вслух и показывая в таблице указкой (ручкой)» Экспериментатор фиксирует время в секундах (T2).

  • Слайд 58

    Этап 3: Инструкция « Сейчас Вам необходимо вести одновременно счет красных и черных чисел. Черные в порядке возрастания от 1 до 25, а красные в порядке убывания от 24 до 1. Начинаете с черных: 1 черное, 24 красное…2 черное…23 красное…3 черное..22 красное и т.д.» Экспериментатор фиксирует время в секундах (T3).

  • Слайд 59

    Регистрация результатов в протоколе 1..2.3…..4.5..6..7..8……9.10.11…..12..13.14.15…..16 24…23..22…21..20………19..18..17.16….15.14…

  • Слайд 60

    Результаты: 1) Показателем распределения внимания является время третьего этапа. 2) Показатель переключения внимания рассчитывается как время 3-го этапа минус время 1-го и 2-го этапов. Т3 Т3 – Т1 – Т2 Низкий уровень переключения распределения Высокий уровень переключения распределения

  • Слайд 61

    Дополнительные показатели: 3) Темп работы по показателям 1 и 2 этапа. Т1 и Т2 Низкий темп Высокий темп Не развит навык обратного счета

  • Слайд 62

    Дополнительные показатели: 3) Темп работы по показателям 1 и 2 этапа. 4) Неустойчивое внимания: 1..2.3………...4.5..6..7..8…….……9 1..2.3....4……..5………...6…………………7….. Признаки истощаемости

  • Слайд 63

    3. Память

    Память – когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта. Для исследования памяти используют специальную аппаратуру: мнемометры и мнемотахистоскопы. Вместе с тем широко применяют и безаппаратурные методики при строгом соблюдении условий эксперимента. В наиболее простой форме память реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся предметов, в более сложной форма предстает как воспроизведение в представлении предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии.

  • Слайд 64

    Памятьобъем кратковременной памяти

    Цель: исследование объема кратковременной памяти Материал: методика Джекобс «запоминание рядов чисел» (Практикум по психологии: под редакцией А. А. Крылова, С. А. Маничева, 2000, с. 95). Процедура 1) В протоколах построить таблицу

  • Слайд 65

    Процедура 2) Экспериментатор по одному разу читает по очереди каждый ряд чисел, начиная с самого короткого (4 числа). После прочтения, через 1–2 секунды испытуемого просят воспроизвести в протоколе (занести в таблицу) элементы ряда в том же порядке, как их читал экспериментатор. Опыт повторяется четыре раза.

  • Слайд 66

    Опыт 1 Проверьте правильность выполнения задания

  • Слайд 67

    Опыт 2 Проверьте правильность выполнения задания

  • Слайд 68

    Опыт 3 Проверьте правильность выполнения задания

  • Слайд 69

    Опыт 4 Проверьте правильность выполнения задания

  • Слайд 70

    Вычислить объем памяти по формулеV = A + m / n + k / 2 V объем памяти A наибольшая длина ряда, воспроизведенная во всех опытах (в данном случае 7 )

  • Слайд 71

    Вычислить объем памяти по формулеV = A + m / n + k / 2 V объем памяти A наибольшая длина ряда, воспроизведенная во всех опытах (в данном случае 7 ) m количество правильно воспроизведенных рядов больших А (в данном случае таких рядов было 4)

  • Слайд 72

    Вычислить объем памяти по формулеV = A + m / n + k / 2 Vобъем памяти (в данном примере = 8,5) A наибольшая длина ряда, воспроизведенная во всех опытах (в данном случае 7 ) m количество правильно воспроизведенных рядов больших А (в данном случае таких рядов было 4) nчисло опытов (их было 4) kинтервал между рядами (в данном задании = 1)

  • Слайд 73

    Памятьсвойства кратковременной памяти

    Цель: исследование свойств кратковременной памяти и процессов извлечения информации из памяти Материал: списки из 15 слов. Процедура Опыт 1. Экспериментатор зачитывает список из 15 слов. После прочтения испытуемым предлагается воспроизвести и записать все слова, которые были в списке. Опыт 2. Экспериментатор зачитывает список из 15 слов. После прочтения испытуемым предлагается другой список из 30 слов, в которых содержатся слова из первого списка. Необходимо записать слова второго списка и вычеркнуть в нем слова из первого. Опыт 3. Экспериментатор зачитывает список из 15 слов. После прочтения испытуемым предлагается воспроизвести и записать все слова, которые были в списке.

  • Слайд 74

    Опыт 1. Экспериментатор зачитывает список из 15 слов. После прочтения испытуемым предлагается воспроизвести и записать все слова, которые были в списке. Запишите в протоколе слова, которые вы запомнили метла роза грива бетон диск горло дверь обувь пуля книга палец шкаф дворник линза мускул

  • Слайд 75

    Опыт 2. Экспериментатор зачитывает список из 15 слов. После прочтения испытуемым предлагается другой список из 30 слов, в которых содержатся слова из первого списка. Необходимо вычеркнуть в нем слова из первого. парень туман рояль парк табак круг почта чашка куртка земля роща каша снег букет щека

  • Слайд 76
  • Слайд 77
  • Слайд 78

    Опыт 3. Экспериментатор зачитывает список из 15 слов. После прочтения испытуемым предлагается воспроизвести и записать все слова, которые были в списке. Запишите в протоколе слова, которые вы запомнили вьюга школа сила шляпа бензин гадость гной тропа парус амбар ветка кольцо атом каток вода

  • Слайд 79

    На основании опыта 1 построить групповой профиль динамики запоминания списка слов Кол-во человек в группе, которые воспроизвели данное слово

  • Слайд 80

    На основании опыта 1 построить групповой профиль динамики запоминания списка слов Выпадение слов из середины списка обусловлено проактивной и ретроактивной интерференциями Про- Ретро-

  • Слайд 81

    На основании опыта 3 построить групповой профиль динамики запоминания списка слов Кол-во человек в группе, которые воспроизвели данное слово

  • Слайд 82

    На основании опыта 3 построить групповой профиль динамики запоминания списка слов Эмоционально насыщенная информация запоминается лучше по сравнению с нейтральной

  • Слайд 83

    Памятьопосредованное запоминание

    Опосредованная и непосредственная память – виды памяти, различающиеся по критерию использования вспомогательных средств в процессе запоминания. Методы исследования Парные ассоциации Пиктограмма Двойная стимуляция

  • Слайд 84

    Цель: исследование непосредственного и опосредованного запоминания Материал: списки слов (ассоциативные пары) и метод пиктограмм Процедура Опыт 1. Запоминание ассоциативных пар, имеющих внешнее сходство. Экспериментатор читает список из 15 пар слов. Первые слова в паре – слова опоры, а вторые, которые испытуемый и должен запомнить. После прочтения, экспериментатор показывает первые слова в паре, а испытуемые должны воспроизвести второе слово из пары.

  • Слайд 85

    Физик - фирма Опыт 1. Запоминание ассоциативных пар, имеющих внешнее сходство. Дым – дыра Железо – желудь Карандаш – конь Стол – сено Корень – колокол Чайник – чернила Заяц – зеркало Лупа – лозунг Мыло – мышь Нора – ноль Огурец – очки Вода – ветер Дерево – день Осень – оса

  • Слайд 86

    Опыт 1.Вспомните и запишите второе слово в паре Вода – Дерево – Осень – Физик - Мыло – Нора – Огурец – Дым – Стол – Корень – Чайник – Железо – Карандаш – Заяц – Лупа –

  • Слайд 87

    Опыт 1.Проверьте правильность выполнения задания Вода – ветер Дерево – день Осень – оса Физик - фирма Мыло – мышь Нора – ноль Огурец – очки Дым – дыра Стол – сено Корень – колокол Чайник – чернила Железо – желудь Карандаш – конь Заяц – зеркало Лупа – лозунг

  • Слайд 88

    Опыт 1. Запоминание ассоциативных пар, имеющих внешнее сходство. С целью сравнения результатов непосредственного и опосредованного запоминания определяется коэффициент эффективности запоминая при переходе к употреблению специальных мнемических средств: К = 100% VО - VН VН Vo– число удержанных стимулов при опосредованном запоминании; Vн – число удержанных стимулов при непосредственном запоминании

  • Слайд 89

    Опыт 2. Запоминание ассоциативных пар. Пары имеют содержательное сходство. Экспериментатор читает список из 15 пар слов. Первые слова в паре – слова опоры, а вторые, которые испытуемый и должен запомнить. После прочтения, экспериментатор показывает первые слова в паре, а испытуемые должны записать второе слово из пары.

  • Слайд 90

    Опыт 2. Запоминание ассоциативных пар. Пары имеют содержательное сходство. Дуб – дерево Луна – спутник Толстый – тонкий Взрыв – разрушение Теленок – корова Авторучка – тетрадь Хозяин – раб Материя – дух Туча – дождь Ученик – учитель Мыло – чистота Зима – лето Сладкое – горькое Кошка – зверь Машина - дорога

  • Слайд 91

    Опыт 2.Вспомните и запишите второе слово в паре Зима – Сладкое – Кошка – Машина – Туча – Ученик – Мыло – Хозяин – Материя – Дуб – Луна – Толстый – Взрыв – Теленок – Авторучка –

  • Слайд 92

    Опыт 2.Проверьте правильность выполнения задания Зима – лето Сладкое – горькое Кошка – зверь Машина - дорога Туча – дождь Ученик – учитель Мыло – чистота Хозяин – раб Материя – дух Дуб – дерево Луна – спутник Толстый – тонкий Взрыв – разрушение Теленок – корова Авторучка – тетрадь

  • Слайд 93

    Опыт 2. Запоминание ассоциативных пар. Пары имеют содержательное сходство. К = 100% VО - VН VН Vo– число удержанных стимулов при опосредованном запоминании; Vн – число удержанных стимулов при непосредственном запоминании

  • Слайд 94

    Опыт 3. Метод пиктограмм. Студенты делятся на пары: экспериментатор и испытуемый. Экспериментатор читает список из 15 слов и словосочетаний (стандарт из: Б. Г. Херсонский, 2003). Испытуемому предлагается нарисовать подсказку (числа и слова рисовать нельзя). После чего экспериментатор просит испытуемого рассказать что нарисовано и как данный рисунок поможет вспомнить предъявленное слово или словосочетание. Через 20–60 минут испытуемого просят воспроизвести слова по своим рисункам.

  • Слайд 95

    Экспериментатор записывает объяснения испытуемого в протоколе

  • Слайд 96

    Опыт 3. Метод пиктограмм. Веселый праздник Тяжелая работа Вкусный ужин Болезнь Печаль Счастье Развитие Разлука Обман Смелый поступок Вражда Справедливость Сомнение Дружба Победа

  • Слайд 97

    Опыт 3. Метод пиктограмм. Образное опосредование. К = 100% VО - VН VН Vo– число удержанных стимулов при опосредованном запоминании; Vн – число удержанных стимулов при непосредственном запоминании

  • Слайд 98

    Цель: исследование непосредственного и опосредованного запоминания Материал: списки слов (ассоциативные пары) и метод пиктограмм Процедура Опыт 1. Запоминание ассоциативных пар, имеющих внешнее сходство. Опыт 2. Запоминание ассоциативных пар, имеющих содержательное сходство. Опыт 3. Метод пиктограмм (образные ассоциации). Выводы: Сравните разные виды опосредования по их эффективности

  • Слайд 99

    4. Представление и воображение

    Представление  – это воспроизведенный субъектом образ предмета, основывающийся на прошлом опыте этого субъекта и возникающий в отсутствие воздействия предмета на его органы чувств. воспроизведение воспринятого в прошлом Образ памяти Образ воображения воспроизведение и преобразование действительности представление При исследовании представлений и воображения часто используют субъективные методы (самонаблюдение).

  • Слайд 100

    Представление и воображениеяркость и четкость представлений

    Цель: исследование яркости и четкости представлений Материал: опросник Маркса Процедура Инструкция к опроснику: «Целью настоящего задания является определение яркости – четкости возникающих у вас представлений. Задания опросника вызовут у вас определенные образы. Вы должны оценить их яркость – четкость на основе предлагаемой шкалы оценок. При оценке каждого представления сверяйтесь со шкалой. Старайтесь оценивать каждое задание независимо от оценки других заданий. Запомните, что представление об объекте нельзя путать со знанием о нем. Вы должны видеть объект «мысленным взором», и ваша задача – оценить яркость – четкость возникшей у вас картинки».

  • Слайд 101

    Шкала: 5 – представления абсолютно яркие, четкие, чистые, как образ восприятия); 4 – представление достаточно яркое, четкое, чистое; 3 – представление средней яркости и четкости; 2 – представление неясное, тусклое, смутное; 1 – представления нет вообще (только знаете, что думаете о предмете).

  • Слайд 102

    Результаты: Подсчитать суммарный индивидуальный результат. Выводы 1) Оценить степень яркости представлений (на основе индивидуальных данных). Испытуемый описывал образы как: 72 … 80 – абсолютно яркие, четкие, близкие к образам восприятия 56 … 71 – достаточно яркие, четкие, чистые 41 … 55 – умеренной яркости и четкости 25 … 40 – неясные, тусклые, смутные 16 … 24 – отсутствуют 2) Какие недостатки в оценки представления возможны при использовании данного метода (самонаблюдение)?

  • Слайд 103

    Представление и воображение

    Цель: исследование пространственного мышления, способности манипулировать геометрическими фигурами в воображении. Материал:VIIIсубтест теста структуры интеллекта Амтхауэра

  • Слайд 104

    Процедура Бланк с 20 задачами (кубики). Необходимо определить, которому из пяти кубов (образцы) соответствует куб, приведенный в очередном задании. Время работы с заданием ограничено 9 минутами.

  • Слайд 105

    Процедура Бланк с 20 задачами (кубики). Время работы с заданием ограничено 9 минутами.

  • Слайд 106

    9 минут

  • Слайд 107

    Представление и воображение

    Процедура Проверьте правильность выполнения заданий КЛЮЧ:

  • Слайд 108

    Процедура Получившийся результат (X) необходимо стандартизировать (перевести в IQ):

  • Слайд 109

    Выводы При интерпретации результатов необходимо придерживаться следующего: способности манипулировать геометрическими фигурами в воображении

  • Слайд 110

    3. Мышление

    Мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Основные формы мышления – анализ, синтез, сравнение, умозаключение, классификация, исключение лишнего, аналогия, суждение, обобщение. Виды мышления: Наглядно - действенное Наглядно - образное Понятийное

  • Слайд 111

    Мышлениелабильность – ригидность мышления

    Цель: исследование лабильности-ригидности мыслительных процессов Материал: Методика «Словесный лабиринт» Лабильность – это скорость перестройки мыслительных процессов при последовательном переходе от решения одной задачи к другой. В данной методике показателем лабильности является время решения отдельной задачи (10 задач). Признаками ригидности выступают увеличение времени решения или неравномерность временных затрат по ходу решений задач. Методика позволяет оценить и способность к обучению.

  • Слайд 112

    Цель: исследование лабильности-ригидности мыслительных процессов Материал: Методика «Словесный лабиринт» Процедура Занятие проводится в парах дважды. Один выступает в роли экспериментатора, другой – испытуемого. После выполнения задания испытуемым роли в парах. Экспериментатор следит за временем выполнения каждой из 10 задач.

  • Слайд 113

    Инструкция к испытуемому: «В карточках со словесным лабиринтом скрыты осмысленные слова. Ваша задача состоит в том, чтобы как можно скорее найти выход из лабиринта, используя три правила. Первое правило состоит в том, что вход и выход в лабиринте строго определен.

  • Слайд 114

    Инструкция к испытуемому: «В карточках со словесным лабиринтом скрыты осмысленные слова. Ваша задача состоит в том, чтобы как можно скорее найти выход из лабиринта, используя три правила. вход в лабиринт всегда начинается с правого нижнего угла выход из лабиринта всегда находится в верхнем левом углу Первое правило состоит в том, что вход и выход в лабиринте строго определен.

  • Слайд 115

    Инструкция к испытуемому: «В карточках со словесным лабиринтом скрыты осмысленные слова. Ваша задача состоит в том, чтобы как можно скорее найти выход из лабиринта, используя три правила. Второе правило состоит в том, что передвигаться по лабиринту можно только ходом шахматной фигуры ладьи: только по прямой на любое количество букв (по диагонали нельзя).

  • Слайд 116

    Инструкция к испытуемому: «В карточках со словесным лабиринтом скрыты осмысленные слова. Ваша задача состоит в том, чтобы как можно скорее найти выход из лабиринта, используя три правила. Третье правило состоит в том, что любая «пройденная» буква входит в зашифрованное слово, пропустить или перескочить ее невозможно. Найденное слово запишите с указанием времени поиска ее по секундомеру

  • Слайд 117

    Результаты Занести результаты в таблицу Время решения задачи

  • Слайд 118

    Результаты Зашифрованные слова приведены ниже

  • Слайд 119

    Результаты 2) Построить профиль (временная динамика работы) Стабильные показатели говорят в пользу лабильности мышления, если общее время выполнения задания не превышает 6 минут. Зигзагообразный график (пики практически достигают первоначальный уровень) и восходящий (увеличение времени) свидетельствует о ригидности мышления, так как испытуемому необходимо перестраивать мышление на решение новой задачи. Уменьшение временных затрат свидетельствует о высокой обучаемости.

  • Слайд 120

    Средне групповой профиль (в секундах) Изменяется принцип расположения

  • Слайд 121

    Мышлениескорость мышления / подвижность нервных процессов

    Цель: исследование темпа ориентировочных и операциональных компонентов мышления Материал: Методика «Темп мышления» Процедура Испытуемому предъявляется бланк со словами, в которых пропущены буквы. По сигналу экспериментатора в течение 3 минут он вписывает недостающие буквы. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова должны быть существительными, нарицательными, в единственном числе.

  • Слайд 122

    Результаты Подсчитать количество правильно составленных слов в течение 3 мин. Показателем быстроты мышления и одновременно показателем подвижности нервных процессов выступает количество правильно составленных слов:

  • Слайд 123

    Мышление наглядно-образное мышление

    Цель: исследование свойств наглядно-образного мышления Материал:Метод пиктограмм Процедура Студенты делятся на пары: экспериментатор и испытуемый. Экспериментатор читает список из 15 слов и словосочетаний (стандарт из: Б. Г. Херсонский, 2003). Испытуемому предлагается нарисовать подсказку (числа и слова рисовать нельзя). После чего экспериментатор просит испытуемого рассказать что нарисовано и как данный рисунок поможет вспомнить предъявленное слово или словосочетание. Через 20–60 минут испытуемого просят воспроизвести слова по своим рисункам.

  • Слайд 124

    Экспериментатор записывает объяснения испытуемого в протоколе

  • Слайд 125

    Веселый праздник Тяжелая работа Вкусный ужин Болезнь Печаль Счастье Развитие Разлука Обман Смелый поступок Вражда Справедливость Сомнение Дружба Победа

  • Слайд 126

    Мышлениенаглядно-образное мышление

    Результаты Каждый рисунок кодируется по 3м основаниям: Конкретность – абстрактность Стандартность – оригинальность Адекватность (+ или -) АтСт +

  • Слайд 127

    Результаты В Атласе приводятся примеры рисунков и кодировка: Веселый праздник

  • Слайд 128

    Мышление наглядно-образное мышление

    Результаты Оценить пиктограммы по критерию конкретности-абстрактности и результаты кодирования свести в таблицу: ∑ = Процентильная норма [9 … 17]

  • Слайд 129

    Результаты Оценить пиктограммы по критерию стандартности-оригинальности и результаты кодирования свести в таблицу : ∑ = Процентильная норма [9 … 19]

  • Слайд 130

    Мышление понятийное мышление

    Понятие – это единица мышления, отражающая общие и наиболее существенные признаки предметов и явлений действительности и выражающаяся в словесной форме Каждое понятие имеет свое семантическое поле. Если сравниваются два понятия, то важно принадлежат ли они одному семантическому полю или разным Для оценки понятийного мышления используют методики «сравнение понятий» (сходство), «исключение лишнего», «аналогии»

  • Слайд 131

    Каждое понятие имеет свое семантическое поле. Если сравниваются два понятия, то важно принадлежат ли они одному семантическому полю или разным преподаватель руководство школа мальчик девочка студент колледж умственный образование программа (англ.)

  • Слайд 132

    Цель: исследование понятийного мышления Материал: Методика «Сравнение понятий» Процедура Экспериментатор зачитывает пары слов. Испытуемым необходимо выявить общие существенные признаки между словами в каждой предлагаемой паре.

  • Слайд 133

    Утро – вечер Корова – лошадь Летчик – танкист Река – птица Дождь – снег Обман – ошибка Волк – луна Ботинок – карандаш Золото – серебро Молоко – вода Сани – телега Очки – деньги Озеро – река Поезд – самолет Стакан – петух Ось – оса Яблоко – вишня Лыжи – коньки Красный – зеленый Ворона – воробей Ветер – соль Процедура Экспериментатор зачитывает пары слов. Испытуемым необходимо выявить общие существенные признаки между словами в каждой предлагаемой паре.

  • Слайд 134

    Результаты Утро – вечер (часть/время суток) Корова – лошадь (домашние/сельскохозяйственные животные) Летчик – танкист (военная профессия/ управление военной техникой) Река – птица Дождь – снег (атмосферные осадки) Обман – ошибка (причинно-следственное искажение действительности) Волк – луна Ботинок – карандаш Золото – серебро (драгоценные материалы) Молоко – вода (жидкость для питья) Сани – телега (гужевой / сельскохозяйственный транспорт) Очки – деньги Озеро – река (естественные водоемы) Поезд – самолет (транспорт) Стакан – петух Ось – оса Яблоко – вишня (фрукты /ягоды /плоды фруктовых деревьев) Лыжи – коньки (спортивный зимний инвентарь /зимние виды спорта) Красный – зеленый (цвет) Ворона – воробей (птицы) Ветер – соль

  • Слайд 135

    Цель: исследование понятийного мышления Материал: методика «Логика связей» (Сложные аналогии) Процедура Испытуемым необходимо выявить общие существенные признаки между словами в каждой предлагаемой паре. Методику можно проводить с ограничением времени (3 минуты) и без ограничения (рекомендуется с ограничением). Процедура сводится к двум этапам

  • Слайд 136

    Этап 1 Какой тип связи между данными понятиями? Часть - целое Род - вид степень антонимы Причина - следствие синонимы А овца – стадо Б малина – ягода В море – океан Г свет – темнота Д отравление – смерть Е враг - неприятель

  • Слайд 137

    Этап 2 Вам предлагается 20 пар понятий. Каждой паре в бланке ответов прилагается буквенный ряд (А Б В Г Д Е). Обведите кружком букву, которая соответствует (аналогична) типу связей в паре понятий в шифре? ШИФР Аовца – стадо Б малина – ягода Вморе – океан Г свет – темнота Д отравление – смерть Е враг - неприятель

  • Слайд 138

    ШИФР Аовца – стадо Б малина – ягода Вморе – океан Г свет – темнота Д отравление – смерть Е враг - неприятель Испуг – бегство Физика – наука Правильно – верно Грядка – огород Пара – два Слово – фраза Бодрый – вялый Свобода – воля Страна – город Похвала – брань Месть – поджог Десять – число Плакать – реветь Глава – роман Покой – движение Смелость – геройство Прохлада – мороз Обман – недоверие Пение – искусство Тумбочка – шкаф

  • Слайд 139

    Результаты: Правильные ответы: Варианты «а»: 4, 6, 14. Варианты «б»: 2, 12, 19. Варианты «в»: 9, 17, 20. Варианты «г»: 7, 10, 15. Варианты «д»: 1, 11, 18. Варианты «е»: 3, 5, 8, 13, 16.

  • Слайд 140

    Выводы: Оценить уровень развития понятийного мышления. Перечислите известные виды логических связей между понятиями. Описать какой тип связей устанавливался испытуемым труднее всего. ниже среднего выше среднего средний уровень

  • Слайд 141

    Мышлениеассоциативный эксперимент

    Ассоциативные методы показывают наличие определенных связей между группами стимулов. Испытуемый достаточно хорошо знающий систему языковых связей и взаимозависимостей, в условиях ассоциативного эксперимента подтверждают это. Существуют разные типы ассоциативного эксперимента: прямой, цепной, направленный, модифицированный.

  • Слайд 142

    Цель: исследование ассоциативных реакций Материал: Прямой ассоциативный эксперимент Процедура Экспериментатор зачитывает список слов (существительные, глаголы, наречия, прилагательные) в достаточно быстром темпе (интервал 5–6 сек). Если есть возможность необходимо фиксировать индивидуальное время реакции при предъявлении каждого стимула. Протоколируются все реакции испытуемого: междометия, повторения слово стимула и т. п.

  • Слайд 143

    Инструкция «в ответ на предъявленное слово запишите в своих протоколах любое слово, пришедшее вам в голову». армия музыка болезнь рука гладкий свистеть сладкий окно спать погода дерево танцы врач нога мягкий петь горький дверь гулять ветер цветок праздник лекарство ботинок блестящий кричать соленный стена ходить солнце

  • Слайд 144

    Результаты Производят оценку каждой пары стимул – реакция по двум категориям: логические и грамматические реакции. Логические реакции грамматические реакции Центральные реакции Периферические реакции Синтагматические реакции Парадигматические реакции

  • Слайд 145

    Результаты Производят оценку каждой пары стимул – реакция по двум категориям: логические и грамматические реакции. грамматические реакции Синтагматические реакции Парадигматические реакции реакции из различных грамматических категорий (хороший – поступок, дождь – идет) реакции одной грамматической категории (хороший – плохой, дождь – грязь).

  • Слайд 146

    Результаты Производят оценку каждой пары стимул – реакция по двум категориям: логические и грамматические реакции. Синтагматические реакции Парадигматические реакции Для взрослых характерно наличие парадигматических реакций в объеме не менее 70 %. Увеличение синтагматических реакций свидетельствует о комплексности мышления. Комплексность присуща детскому мышлению: предмет или признак видятся только вместе с дополняющими их характеристиками. Синтагматические реакции говорят о недостатке аналитических операций, незрелости мышления или следствием особенностей индивидуума (тип художника).

  • Слайд 147

    Результаты Производят оценку каждой пары стимул – реакция по двум категориям: логические и грамматические реакции. Логические реакции Центральные реакции Периферические реакции если между парой слов существует логическая связь (гладкий – шершавый, гладкий – шар) если между словами нет очевидной логической связи (армия – танец).

  • Слайд 148

    Результаты Производят оценку каждой пары стимул – реакция по двум категориям: логические и грамматические реакции. Центральные реакции Периферические реакции Для всех носителей языка количество центральных ассоциативных реакций – не менее 65 % от общего количества предъявленных стимулов. Увеличение периферических реакций свидетельствует о недостаточном знании языка или заторможенности, скачкообразности мыслительных процессов..

  • Слайд 149
  • Слайд 150
  • Слайд 151

    Мышлениеассоциативный эксперимент

    Цель: исследование ассоциативных реакций и уровня вербальной культуры Материал: Направленный ассоциативный эксперимент (антонимы) Направленный ассоциативный эксперимент заключается в том, что испытуемые должны в ответ на стимул отвечать не любыми словами, а в соответствии с инструкцией экспериментатора. Это накладывает ограничения на процессы мыслительного поиска ответа. В качестве ограничений могут выступать подбор реакций по принципу антонимов, синонимов, родовидовых и степенных отношений. При хорошем или удовлетворительном знании языка и активном использовании его внутренних структурных связей испытуемые показывают большое количество адекватных реакций. Адекватность ответов оценивается согласно ключу (составленному по правилу русского языка).

  • Слайд 152

    Процедура Инструкция «в ответ на предъявленное слово запишите в своих протоколах слово, противоположное по значению». злость господин нерасторопность позор соперник черный прыгать красивый целина гуманность смех атака буря скука беда вершина тусклый любить суша культура женщина ребенок находка надежда мороз работа гладкий взять похвала Адажио

  • Слайд 153

    Результаты Если ответ совпадает с ключом, то реакция обозначается как адекватная. Примерная, близкая по содержанию реакция обозначается как семантическая парафазия. Остальные реакции являются неадекватными. Направленный ассоциативный эксперимент проверяет не только владение языком, но и способность логически мыслить (находить ответы по правилу). Наличие большого количества ответов с частицей «не» для антонимов, свидетельствует о малом словарном запасе или слабости инициативы.

  • Слайд 154
  • Слайд 155
  • Слайд 156

    Мышлениеассоциативный эксперимент

    Цель: исследование характера и продуктивности ассоциаций Материал: Цепной ассоциативный эксперимент. Методика «называние 60 слов» Под цепной ассоциацией понимают неуправляемое, спонтанное протекание процесса воспроизведения содержания сознания и подсознания субъекта (поток подсознания). Этот метод широко используется в психоанализе. Испытуемому предлагается говорить все, что приходит в голову. Этот речевой материал позволяет выявить неосознанные тревоги, фобии, влечения и перевести их на уровень осознания.

  • Слайд 157

    Процедура: Занятие проводится в парах дважды. Один выступает в роли экспериментатора, другой – испытуемого. После выполнения задания роли в парах меняются. Экспериментатор следит за временем и протоколирует ответы испытуемого. При этом необходимо руководствоваться следующим: Экспериментатор должен постараться записать все слова, которые называет испытуемый. Если экспериментатор не успевает за испытуемым, то допускается пропускать слова, отмечая, при этом, пропуск какой- либо пометкой (например, «?»).

  • Слайд 158

    Экспериментатор должен постараться записать все слова, которые называет испытуемый. Если экспериментатор не успевает за испытуемым, то допускается пропускать слова, отмечая, при этом, пропуск какой- либо пометкой (напр., «?»). 2. Прерывать испытуемого или замедлять его темп не рекомендуется. Исключение составляют те случаи, когда спешка мешает испытуемому выполнять это задание. 3. Выраженные паузы между словами экспериментатор отмечает в протоколе рядом точек. Количество точек дает представление о длине пауз. При возможности и с согласием испытуемого полезно вести аудиозапись

  • Слайд 159

    Процедура: Инструкциядля испытуемого: «Назовите, пожалуйста, 60 каких угодно слов – все равно, каких, только как можно скорее. Старайтесь не называть того, что видите перед собой. Начинайте!»

  • Слайд 160

    Результаты: Слова, независимо от желания испытуемого, объединяются в определенные семантические группы (или гнезда). Размер и количество гнезд может варьировать. Эти гнезда в соответствии с содержанием подводят под более общую категорию. Так, например, испытуемый называет: В этом ряду следует перечисление зверей, а затем после перехода «шкура – мех» – следующее гнездо: виды одежды. тигр, волк, лось, медведь, шкура, мех, шуба, пальто, костюм, плащ

  • Слайд 161

    Результаты: Могут встречаться элементы разорванности ассоциаций среди адекватного содержательного ряда слов. Так, например Делать вывод о нарушении связности ассоциации можно лишь тогда, когда испытуемый произносит слова быстро, а не выдумывает их, мучительно выискивая в памяти. ель, изумруд, счастье, Иванов, дерево, мозги, чиж, щегол, попугай, ель, Барабинск, соловей, Галли, Курчи, Галя, Водопьянов, пошлина, шелк, ситец, Карманьола, Мытищи, Останкино, кулак, дерево, дурак

  • Слайд 162

    Результаты: Характеристики гнезд отражают динамические особенности речемыслительной деятельности. Очень большие «гнезда», т. е. перечисление 10–15 слов одного и того же ряда и больше, свидетельствуют о чрезмерной обстоятельности, инертности мышления. Если при этом гнезда отражают неприятные эмоциональные события (страх ограбления, болезнь), то для психоаналитика это становится основой для разработки плана конструктивных коррекционных мер. Нормой считается 3–4 гнезда в минуту со средним размером в 5–6 слов в гнезде (всего 19–21 слов в минуту – нормальная продуктивность, при хорошем знании языка и здоровье).

  • Слайд 163

    При снижении продуктивности (10 слов в минуту) можно предполагать заторможенность речемыслительных процессов, причинами которой могут быть: усталость, плохое знание языка, ригидность мышления. Повышенные показатели продуктивности (35–40 слов в минуту) свидетельствует о высокой подвижности речемыслительным процессов, причиной которой могут быть возбудимость, лихорадочное состояние, эмоциональная возбужденность. Результаты: Продуктивность

  • Слайд 164

    Результаты: Данная проба может также оказаться полезной для выявления богатства или бедности словарного запаса и запаса представлений. Так, например, у больного с неизвестным анамнезом (при ограничении олигофрении в степени имбецильности от шизофренического дефекта) данная проба совершенно неожиданно выявила большой запас абстрактных понятий и сложных представлений (испытуемый называл ряд слов: аэродинамика, тяготение, пространство, Млечный Путь, индукция... и т. д.), что невозможно при имбецильности.

  • Слайд 165

    Выводы: Оценить характер и продуктивность ассоциаций испытуемого Разорванность ассоциаций Инертность Эмоциональная окраска Словарный запас Скорость

  • Слайд 166

    Цель: исследование эгоцентрических ассоциаций Материал: «Эгоцентрических ассоциаций тест» TES. (SzustrowaTh., 1976, с. 263), адаптирована Пашуковой Т. И. (Пашукова Т. И. , 1991, с. 45)

  • Слайд 167

    Процедура Инструкция: «Тест содержит 40 незаконченных предложений. Вам необходимо дополнить каждой из них так, чтобы получились предложения, в которых выражена законченная мысль. Сразу записывайте первое пришедшее Вам в голову окончание незаконченного предложения. Старайтесь работать быстро. Время выполнения задания фиксируется».

  • Слайд 168

    Результаты: Цель обработки результатов – получение индекса эгоцентризма. По величине индекса можно судить об уровне эгоцентрической направленности личности. Если в тестовом бланке оказалось более 10 незаконченных предложений, то он обработке и анализу не подлежит. В таком случае испытуемого просят протестироваться еще раз через несколько дней.

  • Слайд 169

    Результаты: Индекс эгоцентризма определяется путем выявления и подсчета предложений, содержащих информацию, указывающую на самого субъекта, то есть тестируемого. Эта информация выражается местоимениями и собственными местоимениями, образованными от него. Это могут быть местоимения «я», «мне», «мой», «мною», «моих» и т. п. Информацию о самом субъекте несут также предложения, в которых указанных местоимений нет, но они явно подразумеваются при наличии глагола первого лица единственного числа.

  • Слайд 170

    1. В такой ситуации мнесложно выбрать правильное решение 2. Легче всего ни о чем не задумываться и жить просто так 3. Несмотря на то, что все в прошлом, воспоминания не дают о себе знать 4. Чем дальше тем труднее 5. По сравнению с осенью, чувствуюсебя лучше 7. Жаль, что этой зимой яне отдыхал 12. На самом деле мы все занимаемся чепухой Индексом эгоцентризма служит количествовышеобозначенныхпредложений Интервал нормы для взрослого испытуемого составляет [14..26]предложений, содержащих личные местоимения.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке