Содержание
-
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара Исследовательская деятельность «Шахматы: польза или вред» (для детей в старшей группе) Составила: воспитатель Бута Надежда Владимировна Сыктывкар, 2024
-
«Учитесь в шахматы играть» Учитесь в шахматы играть – Древнейшая игра. Она научит побеждать И закалит тебя. Научит думать и решать, Как верный делать ход, С ней легче будет мир познать И совершить поход. Учитесь в шахматы играть – Мудрейшая игра. Её секреты разгадать Вы сможете тогда. Григорий Кайгородов
-
Актуальность работы Роль семьи в обществе нельзя сравнить по своей силе, ни с какими другими социальными институтами. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка. Известно, что настоящее и будущее любой семьи, каждого малыша во многом зависит от усилий родителей и воспитателей. Цель у нас одна – полноценное физическое и духовное развитие детей. В кругу семьи или коллектива мальчикам и девочкам передаются тепло, любовь, многолетний опыт поколений, прививаются интеллектуальные ценности, так необходимые в дальнейшей самостоятельной жизни. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи особенно актуален в наши дни. Игра в шахматы способствует детям в дальнейшем самостоятельно принимать ответственные решения, ведущие к предвиденным последствиям. Дети знакомятся с буквами, считают до 10, знают цифры, отличают вертикаль от горизонтали, владеют некоторой способностью концентрировать внимание. Игра в шахматы способствует развитию у ребят самостоятельного мышления, расширяет лексику, расширяет и развивает интеллектуальные способности. Конечно, шахматы сами по себе в определённой мере способствуют формированию у детей механизма «мысль – действие». Но малышам надо помочь, чтобы этот процесс ускорить. Если ребёнок начинает заниматься шахматами ещё в детском саду, у него развивается левое и правое полушария. Левое полушарие отвечает за логику, то есть ребенок начинает мыслить логически. А правое полушарие отвечает за творчество, за фантазию. Именно шахматы помогают развивать у ребенка сразу два полушария. А так как ребенок очень легко адаптируется ко всему новому, он будет добиваться хороших результатов, как в детском саду, так и при дальнейшем обучению в школе.
-
Цель исследования: Создать условия для развития мыслительных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры в шахматы с использованием информационно-коммуникативных технологий. Задачи исследования: 1. Рассмотреть кошельки. 2. Рассмотреть купюры, монеты, пластиковые карты. 3. Поэкспериментировать с монетами и купюрами. Образовательные задачи: - сформировать первичные экономические понятия; - научить правильному отношению к деньгам; - научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, проезд и т.д.) Развивающие задачи: - развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности; - развивать способность сравнивать и анализировать. Воспитывающие задачи: воспитывать представление о сущности таких нравственных категорий как, экономность, бережливость, честность, экономность.
-
Объект исследования – игра в шахматы. Предмет исследования – влияние игры в шахматы на здоровье и интеллектуальное развитие. Гипотеза: предположим, что игра в шахматы может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на здоровье и интеллектуальное развитие игроков. Ожидаемые результаты проекта: Дети научиться играть в шахматы в соответствии с правилами игры. У детей появится интерес и желание научиться играть в шахматы. У детей будут развиваться познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений. У детей сформируется привычка к преодолению трудностей в процессе обучения игре. У детей воспитается усидчивость, творчество, фантазия и логика.
-
Информационная характеристика исследовательской деятельности: Тип исследования: • по составу участников – групповой (дети, педагоги) • по целевой установке – исследовательский. Возраст детей: 5 - 6 лет. Участники реализации исследовательской деятельности: Педагог: Бута Надежда Владимировна. Воспитанники: дети старшей группы. Срок реализации исследования: 1.02.2024-29.02.2024
-
Ожидаемые результаты проекта: У родителей детей расширяться представления о возможностях игры в шахматы для полноценного интеллектуального развития ребенка. Будет создана предметно-развивающая среда для сотрудничества с семьями воспитанников по обучению детей игре в шахматы. Родители будут оказывать помощь своим детям в выполнении домашних заданий по шахматам. Родители и дети будут привлекаться к совместному творчеству в изготовлении занимательного материала по обучению игры в шахматы, к поиску и пополнению познавательного материала по шахматам в группе. Дети научиться играть в шахматы в соответствии с правилами игры. У детей появится интерес и желание научиться играть в шахматы. У детей будут развиваться познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений. У детей сформируется привычка к преодолению трудностей в процессе обучения игре. У детей сформируется усидчивость, творчество, фантазия и логика.
-
Перспективный план реализации исследовательской деятельности:
-
-
-
Информация для родителей Консультация «Шахматы в дошкольном возрасте». Информация для родителей об истории происхождения шахмат. Консультация «Развивающие игры». Советы родителям при обучении игре в шахматы. Консультация «Шахматы в дошкольном возрасте».
-
Результаты сравнительной промежуточной диагностики по уровням усвоения шахматной грамоты :
-
Вывод: Анализ работы по обучению детей игре в шахматы, результаты диагностик позволяют сделать вывод, что мыслительная деятельность детей активизировалась. Как показала практика, у детей, отмечается устойчивая познавательная активность и способность самостоятельно выполнять сложные логические задания, в том числе предполагающие осуществление операций классификации, сериации, анализа и синтеза. Таким образом, выдвинутая гипотеза исследования о том, что игра в шахматы является эффективным средством развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста, подтвердилась. Подводя итог работы с детьми по обучению детей первоначальным навыкам шахматной игры можно утверждать, что шахматы являются эффективным средством развития мышления и повышения интеллектуальной работоспособности детей дошкольного возраста. Шахматы - это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития дошкольника.
-
Используемая литература В.Я.Юзюк, В.К.Погрибной «Приключения Шашечки и Шахматика». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. Григорий Кайгородов «Азбука шахмат в стихах». Издание – 3е, дополненное, 2011. Ф.Лозано «Шахматы для детей» (уроки мудрой игры).- Ростов-на-Дону: Владис, 2014. Гришин, В. Г. Малыши играют в шахматы: книга для воспитателя детского сада. – Москва: Просвещение, 1991. – 158 с.: ил. Сухин, И. Шахматы для самых маленьких: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей / И. Сухин. - Москва: Астрель: АСТ, 2008. - 279 с.: ил. Носов, Н. Как Незнайка заболел шахматной горячкой // Незнайка в Солнечном Городе: [для мл. шк. возраста] / Н. Носов. – Москва, 2013. – С.252-263. Методические рекомендации по обучению игре в шахматы для педагога дошкольных образовательных организаций/ автор-сост. А.М.Гафт; Авт. Учреждение доп. Проф. Образования Ханты-Манс. Авт. Окр. – Югры «Институт развития образования». – Ханты-Мансийск; «Ин-т развития образования». 2015. «Шахматный учебник-сказка: для малышей и их наставников/ А.С.Трофимова. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. Используемые интернет источники https://vospitatel.online/94342-prezentatsiya-k-proektu-shakhmaty-kak-sredstvo-razvitiya-myshleniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-priobshenie-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-k-igre-v-shahmaty-s-ispolzovaniem-informacionno-kommun-4198815.html?ysclid=luzfmin3sk576572161 https://infourok.ru/proekt-po-teme-shahmatiigra-koroley-starshaya-gruppa-1888149.html?ysclid=lugmce6gf9140669063 https://pptcloud.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/04/01/proekt-korolevstvo-shahmat
-
Занятие «Первое знакомство с Шахматным королевством»
-
Дидактические задания: «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».
-
Задание: вылепи шахматную фигуру
-
Задание: нарисуй шахматную фигуру
-
Развивающие дидактические игры и задания для начинающих шахматистов
-
Семейный вечер «Играем в шахматы»
-
Выставка «Такие разные уникальные шахматные наборы» (выставка шахматных наборов в группе)
-
Используемая литература
-
«Шахматы – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд». Владимир Путин
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.