Содержание
-
Синергетический подход в образовании
Астафьева О.В. 26.06.2013
-
Главный постулат: М А Т Е Р И Я обладает внутренней активностью и постоянно сама себя усложняет на всех этапах своего существования. Механизм с а м о совершенствования для любых систем и любого состава её элементов о д и н а к о в (греч.: Syn-ergiaсотрудничество, соучастие, согласованное действие) СИНЕРГЕТИКА (теория саморазвития)
-
Самоорганизация - самопроизвольное усложнение структуры или свойств исключительно за счёт внутренних возможностей системы, но при обязательной поддержке извне (энергия, вещество, информация) Возможна в системах с большим количеством элементов (N >>1), связи между которыми – нежёсткие и носят вероятностный характер. ПРИМЕРЫ САМООРГАНИЗАЦИИ в нашем окружении: турбулентность, , распространение тепла в средах, пламя, вихри и др.; автокаталитические химические реакции, метаболизм клетки, развитие организма из зиготы; рост народонаселения планеты, социальный бунт, революция и др. Основные понятия синергетики ОТКРЫТОСТЬ, НЕЛИНЕЙНОСТЬ, САМООРГАНИЗАЦИЯ
-
УСЛОВИЯ НАЧАЛА САМООРГАНИЗАЦИИ Повышенная чувствительность к слабым внешним воздействиям Случайное усиление некоторой флуктуации параметра системы за счёт поступления энергии (вещества, информации) извне. П О Р Я Д О К через Ф Л У К Т У А Ц И Ю На м и к р о уровне возникает диссипативная структура за счёт кооперативного, согласованного взаимодействия части элементов (с радиусом действия до r ~ 1 мм) более высокой организации, чем окружающая её внутренняя хаотизированная среда : dS
-
Это момент выбора между различными аттракторами, развилка дорог эволюции В сложных нелинейных системах существует потенциально спектр возможных структур развития – «поле возможностей» системы САМОРАЗВИТИЕ – инициирование извне потенциально имеющегося в системе. Это внутренний процесс случайного «блуждания» по полю возможностей системы. Случайность выбирает единственный путь дальнейшего развития данной системы. Исход бифуркации теоретически непредсказуем! (точка сингулярности - фазовый переход) Цель (конечное состояние), на которое выходит систе- ма после бифуркации называется а т т р а к т о р о м. БИФУРКАЦИЯ лат. bifurcus - раздвоенный
-
Традиционноеуправление - линейный процесс внешнего специфического воздействия, от силы которого зависит результат. Его отодвинутые во времени последствия: хаотизация режима, непредсказуемость поведения, деградация системы и её развал Синергетическое управление - нелинейный процесс слабого, но резонанс- ного воздействия извне (в нужный момент, в нужном месте и форме), включа- ющий внутренние механизмы саморегулирования, самопостроения системы «Слабое побеждает сильное!» М а л о е внешнее резонансное воздействие даёт ощутимый для всей системы м а к р о р е з у л ь т а т УПРАВЛЕНИЕ Управлять, не управляя!
-
Хаос - конструктивное начало, обязательное условие с а м о р а з в и т и я Хаос - кажущийся беспорядок огромного числа порядков (пламя: 10152 возможных структур!) Хаос творящий, созидающий Это сверхсложная структура, но может быть описана математически, т.е. имеет в н у т р е н н и й порядок. ХАОС Хаос на микроуровне порождает п о р я д о к на макроуровне
-
На этапе бифуркации происходит выбор дальнейшего пути развития случайно, и причинно-следственные связи между прошлым и будущим отсутствуют. На эволюционном этапе совершенствуются новые свойства, связи, отношения, функции закономернои реализуется вероятностный детерминизм (стохастические причинно-следственные связи). Чем больше и шире разброс в составе компонентов системы и их связей, тем вариативнее развитие, выше устойчивость системы в многовариантном будушем. Необратимость развития в природе «СТРЕЛА ВРЕМЕНИ» Эволюция Новая бифуркация и т.д. Бифуркация ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ В ОНС
-
Синергетика научно обосновывает, какое действие эффективно в открытой неравновесной системе: слабое, но резонансное действие эффективно, тогда как сильное, пересыщенное энергией действие неэффективно и может нанести вред; для эффективного управления необходимо топологически правильно организованное влияние (в нужной форме, точно по времени и в нужном месте), т.е. определенная «конфигурация» воздействия; малое локальное действие может вызвать нелинейные (неоднознач-ные, непредсказуемые) обширные результаты; для всякой сложной открытой системы существует дискретный спектр возможных эволюционных путей; в состоянии нестабильности в ОНС может установиться всепроникающая связь разных уровней организации: тогда происходит «прободение» уровней или туннельный переход к некоторым нижележащим уровням системной организации и наоборот. РЕЗЮМЕ
-
Принцип подчинения: при переходе на новый уровень организациивсё множество параметров неравновесной системы подстраивается под ограни-ченное число «п а р а м е т р о в п о р я д к а» новой системы, управляющих её функционированием. Энтропия (S)– мера порядка в системе: чем больше S, тем меньше порядка Принцип Ле-Шателье: в равновесной системе (процессе) внутренние силы стремятся поддерживать равновесное состояние. Энтропия её не меняется, установленный в системе порядок сохраняется. Принцип возрастания энтропии: в замкнутой системе энтропия только возрастает и система приходит в состояние хаоса (ТД-равновесия). В системе нарушается установленный порядок. Принцип эволюции: в неравновесной системе (процессе) внутренние силы всегда изменяются так, чтобы энтропия уменьшалась. На микроуровне возникают новые структуры более высокого порядка, ведущие к совершенствованию этой системы. Всё новое в природе возникает в процессе развития н е у с т о й ч и в ы х с о с т о я н и й . Принципы синергетики
-
Система образования – синергетическая система? Открытость – обмен знаниями между обучающими источниками информации (преподаватель, учебник, Интернет…) и обучающимся. Нелинейность процесса и результата– меняется содержание образования. Неравновесность– постоянно увеличивающееся образовательной информационное пространство выводит систему из состояния равновесия.
-
Синергетика в педагогике ОБУЧЕНИЕ: резонансное возбуждение внутренних потенций личности, ситуация открытого диалога, равноценности прямой и обратной связей. Организуется сотрудничество человека с самим собой и др. людьми. Учитель: мягко, ненавязчиво включает внутренние механи- змы мотивации и учения. Ученик: через самоорганизацию и об- щение с другими людьми открывает возможность «делать себя творимым» Главное условие: попадание учителя и ученика в один темпомир Задачи педагога: интеллектуальное развитие ребёнка в сочетании с нравственным; формирование индивидуальной мотивации учения; общеучебных умений и навыков; воспитание волевой сферы личности ученика; самоконтроля за своим поведением на основе развитой внутренней рефлексии Такого ученика можно считать СОС, способной при малом подталкивании извне выбирать индивидуальную траекторию развития
-
Живой организм для существования в изменчивой среде обладает элементами хаотическогоповедения. Можно предположить, что и искусственныесистемы, способные адекватно взаимодействовать с меняющимся окружением, должны быть в той или иной степени хаотичными.
-
Пробуждающее образование Правильный именно для меня путь развития Самообразование Инактация (вдействование) обучения Меняясь сам, меняю мир Меняя мир, меняюсь сам Неожиданные эффекты (2+2=20)
-
Герменевтический круг образования Я «старый» Я «новый» чем больше трачу себя, тем быстрее восстанавливаюсь
-
Цель образования само образование как постоянный путь саморазвития, обновления человека сообразно с образом окружающего мира
-
Я – счастлив? Я – талантлив! Я могу самореализоваться! Я творчески меняю мир!
-
Вопросы?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.