Содержание
-
Современные подходы к использованию национальных игр на практике образовательных учреждений Республики Саха (Якутия)
Неустроева Матрена Васильевна воспитатели МБДОУ «ЦРР – детский сад № 89 «Парус» г. Якутск;
-
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования Российской Федерации указывается, что главное место в жизни ребенка и основной формой работы с детьми является игра, через которую формируются у детей первичные представления о себе, о семейных традициях, об обществе и его культурных ценностях.
-
Народные игры – это неотъемлемая часть традиционной культуры народов, отражение этноса в целом и история его развития. Вместе с тем это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить способности мышления, расцвета воображения. Им отводилось особое место в повседневной жизни древних якутов.
-
В якутских национальных играх отразились особенности менталитета, мировоззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитании, культе природы. Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа саха, видами традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением крупного рогатого скота, а также с охотой, рыболовством.
-
Народные игры как предмет исследования и объект практического использования рассматривались многими выдающимися педагогами К.Д. Ушинским, E.H. Водолазовой, Е.А. Покровским и другие. Обоснование необходимости использования в воспитании дошкольников народных игр дано в трудах педагогов E.И. Тихеевой, А.П. Усовой, В.И. Прокопенко и др. Полифункциональный характер народных игр раскрыт в трудах академика Е.H. Волкова, который рассматривает их в нравственном, эстетическом и физическом аспектах. По мнению этнопсихологаОконешниковой А.П., только игра является наиболее эффективным средством приобщения детей дошкольного возраста к культуре и традициям своего народа.
-
Министр спорта Российской ФедерацииВиталий Леонтьевич МУТКО, в своем выступлении говорил:
«Народные национальные виды спорта могут объединять не только одну эту нацию или народность, но и при разумной политике они могут явиться сплачивающим фактором всего российского многонационального общества».
-
Настольные игры народов Республики Саха имеют глубокие корни.
-
-
В 1992г. была создана Федерация якутских национальных настольных игр, главной задачей которой является сохранение богатства народных игр и широкое использование их для развития духовной культуры и образования. Федерация зарегистрировала игры в Государственном комитете по спорту, и они получили статус вида спорта.
-
Инвентарь и место проведения соревнования
Основным инвентарем в данном виде соревнований являются кубики, которые изготавливаются из дерева. Размеры хаамыска— 1,5 см х 1,5 см. Количество хаамыска— 5 штук. Для игры можно использовать столы якутские круглые или прямоугольной формы.
-
Правила соревнований по якутской игре хаамыска (камешки)Игра пятью хаамыска состоит из шести этапов. До четвертого этапа участник каждый раз рассыпает хаамыска на столе перед собой и берет одну из них..
1 этап: Подбрасывая вверх ее, участник должен во время ее полета успеть подобрать со стола по одной хаамыска и поймать подброшенную. 2 этап: Подбрасывая вверх одну хаамыска, участник поднимает каждый раз по две и ловит подброшенную. 3 этап: Подбрасывая вверх одну хаамыска, участник поднимает со стола вначале одну, затем — остальные три или наоборот.
-
.
4 этап: Подкидывая одну, участник во время ее полета должен положить на стол остальные четыре. Снова подкидывает одну и во время ее полета должен успеть подобрать все четыре и поймать подброшенную. 5 этап: Игрок бросает на стол все хаамыска. Берет одну и, подкидывая ее вверх, собирает в ладонь остальные по одной. 6 этап: Все хаамыска участник держит в ладони, подбрасывает все и ловит их тыльной стороной ладони, снова подбрасывает и ловит все камешки с прихватом упавших на стол при первом подбрасывании
-
Якутская настольная игра «Хабылык» Участник, держа хабылык на ладони, осторожно подбрасывает их вверх, а затем ловит тыльной стороной кисти. Потом снова подбрасывает хабылык вверх и, поворачивая кисть, старается поймать пальцами один хабылык. До 25-ти ловится только по одному хабылык. Оставшиеся пять хабылык можно поймать по 5 или по 3. Поймав нечетное количество хабылык, участник берет себе один, который засчитывается ему в актив. Последний хабылык участник подбрасывает и ловит мизинцем и безымянным пальцами
-
Инвентарь и место проведения соревнования
Основным инвентарем в данном виде соревнований являются палочки, которые изготавливаются из дерева. Размеры хабылык: длина — 16 см, ширина — 9 мм, толщина — 4мм. Количество хабылык — 30 штук. Для игры можно использовать столы якутские круглые или прямоугольной формы.
-
Правила судейства
1. Для проведения соревнования назначается судейская бригада в составе: старшего судьи, секретаря, судьи-хронометриста, бокового судьи. 2. Участник, приглашенный первым по жеребьевке, должен разложить на столе хабылык по пять штук. На предстартовую подготовку дается не более 30 секунд. 3. По команде «Бэлэмнэн!» (Внимание!) участник принимает основную стойку, берет в ладонь хабылык. 4. По сигналу «Чэ!» («Марш!») судья-хронометрист засекает время и участник начинает игру. Продолжительность игры — 2 минуты.
-
5. Судья-хронометрист информирует участника по истечении одной минуты и за 15 секунд до конца игры. 6. Если участник допустил ошибку при ловле, то судья указывает и не засчитывает пойманный хабылык. 7. Если участник выронил хабылык, то сам должен его поднять. 8. По сигналу «БYTTЭ!» («Стоп!») судья-хронометрист засекает время, и участник заканчивает игру. 9. По окончании игры секретарь делает запись о количестве пойманных хабылык в соответствующей графе судейского протокола.
-
10. Если участник поймал все 30 хабылык раньше окончания отпущенного времени, то судья-хронометрист фиксирует, а секретарь отмечает в протоколе время, затраченное на игру. 11. Победитель определяется по наименьшему количеству времени или по наибольшему количеству пойманных хабылык. 12. Если по окончании игры два или более участников набирают одинаковое количество очков, то назначается дополнительная игра, и по их результатам присуждаются места.
-
Тыксаан
Тыксаан делают из тальника одинакового размера. Играют поочередно несколько человек. Все тыксааны собирают в ладонь и рассыпают их на стол. Это действие называется «кутуу». Рассыпаются по разному: поперечной стороной, навзничь, друг на друга, стоймя. Если два тыксаана легли друг на друга тыльной или внутренней стороной, стоймя, играющий забирает их к себе. Затем он отстреливает лежащие навзничь тыксааны лежащими в таком же положении, обратной стороной – такими же. Если попадает в цель, не задев других, то забирает пораженный тыксаан и продолжает игру. В противном случае игра переходить к другому. Следующий игрок делает «кутуу» заново. Игра продолжается до тех пор пока не закончатся тыксааны. В конце игры у кого больше тыксаанов, тот побеждает.
-
Куорчэх
Играют два или несколько человек. Крутят куорчэх, у кого дольше крутится и не упадет, тот выигрывает.
-
Тырыынка
Игроков может быть двое или несколько. Игрок, зажав тырыынки в ладонь, опускают руку на стол и резко разжимают ладонь. Упавший отдельно он забирает в себе. Верхний из лежащих друг на друге можно с помощью одной тырыынки отсоединить от других. Условия: не сдвинуть соседнюю. В противном случае игра переходить к другому. Играют до последней тырыынки.
-
В ДОУ республики ведутся кружки по якутским настольным играм и «Обугэлэронньуулара» («Игры предков»)
-
В преддверии ЫсыахаТуймаады и Спартакиады по национальным видам спорта «Игры Манчаары» для пассажиров в аэропорту были организованы мастер-классы и показательные выступления мастеров Федерации национальных настольных игр РС (Я).
-
Таким образом, в Республике Саха (Якутия) сформирована система государственных гарантий развития национальных видов спорта, позволяющая в достаточной степени реализовать их потенциал в оздоровлении населения, приобщении граждан к систематическим занятиям физической культурой, в подготовке спортивного резерва и духовного возрождения национальных традиций и обычаев.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.