Содержание
-
Современные образовательные технологии: понятие и структура
-
ПЛАН
1.Понятие и структура педагогической технологии. 2.Проектирование технологии обучения. 3. Классификация технологий обучения. 4. Метод проектов как педагогическая технология.
-
Педагогическая технология
Педагогическая технология - это систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. (В.П. Беспалько) Методика отвечает на вопрос, как учить, а технология, - как учить эффективно. (Н.В. Бордовская)
-
Методологические подходы
Процессуальный подход рассматривает педагогическую технологию как системный способ построения педагогического процесса в определенной последовательности действий, операций, обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата. Инструментальный подход определяет педагогическую технологию как совокупность методов, приемов, средств обучения и воспитания. Личностный подход рассматривает педагогическую технологию как компонент педагогического мастерства преподавателя: умение проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс как систему педагогических действий. Системный подход определяет педагогическую технологию как целостный образовательный процесс в учебном учреждении: совокупность целей, содержания, средств и методов обучения и воспитания (педагогическая система).
-
Основные признаки технологии
системность (системный способ мышления и организации деятельности); воспроизводимость (она может быть воспроизведена другими педагогами); результативность (адекватность результатов педагогического процесса поставленным целям).
-
Проектирование технологии
диагностика (изучение и анализ) педагогической ситуации обучающей или воспитывающей; постановка целей (целеполагание) и их конкретизация в системе задач; выбор соответствующего содержания, форм и методов, создание условий педагогического взаимодействия; организация педагогического взаимодействия; обратная связь, оценка текущих результатов деятельности и их коррекция; итоговая диагностика, установление уровня усвоения учебного материала; постановка новых целей и задач, исходя из итоговой диагностики.
-
Диагностика
Изучение уровня подготовки данной аудитории и определения последующих действий по проектированию содержания и выбору формы педагогической технологии. Определение уровня взаимоотношений в группе.
-
Цель должна быть:
- реальна, достижима (указывать на конкретные результаты обучения); -инструментальна, технологична (определять конкретные действия по ее достижению, алгоритмизация действий); диагностична (поддаваться определению соответствия ее результатам учебной деятельности).
-
Содержания обучения
Содержание обучения определяется Государственным стандартом (ФГОС). Интегративный подход к обучению (образовательные области). Деятельностный подход к обучению.
-
Методы обучения
Репродуктивные(объяснительно-иллюстративный, образно-ассоциативный, повествовательного изложения, демонстрационный, иллюстративный, лабораторно-практический, упражнение) Продуктивные(проблемное изложение, диалогическое изложение, персонифицированное изложение, эвристический диалог, мозговой шторм, метод проектов, деловая игра)
-
Выбор метода зависти от
цели обучения; принципов обучения; наличия или отсутствия у учащихся мотивации к учению; содержания изучаемого материала, его объема и степени сложности; уровня развития учащихся и их подготовленности к восприятию нового; сформированностиобщеучебных умений и навыков; временных рамок процесса обучения; методов, использованных на предыдущих занятиях; конкретных материально-технических условий; доминирующего стиля организации деятельности преподавателя; уровня профессионального мастерства преподавателя.
-
Формы обучения
Традиционные (лекционно-семинарская форма, урок, занятие) Нетрадиционные (лекция пресс-конференция, лекция вдвоем, семинар в форме круглого стола, проект, деловая игра, интегрированное занятие)
-
Педагогическое взаимодействие
Взаимодействие – это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками педагогического процесса значимой для них проблемы или задачи, характерной чертой которой является индивидуализация и ориентация на личность обучаемого. Педагогическое взаимодействие подразумевает взаимное развитие качеств педагога и обучающегося на основе партнерства в совместной деятельности. В отличие от педагогического воздействия, педагогическое взаимодействие предполагает активное включение учащегося в процесс обучения, его самостоятельную деятельность в достижении целей.
-
Обратная связь
Организация учебного процесса в условиях педагогической технологии предполагает установление обратной связи и оценки текущих результатов деятельности с тем, чтобы в процессе обучения проводить их коррекцию. Установление обратной связи дает преподавателю возможность непрерывно сверять то, что намечалось достигнуть в обучении при постановке цели и что реально достигнуто, а на основе этого вносить необходимые коррективы в процесс обучения. Система обратной связи позволяет обучать в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся, своевременно оказывая необходимую профессиональную помощь тем учащимся, которые в ней нуждаются.
-
Итоговая диагностика
Итоговая диагностика – установление уровня усвоения учебного материала, анализ которого позволяет ставить новые цели и задачи, исходя из ее результатов.
-
Уровни усвоения
Узнавание объектов, свойств, процессов при повторном восприятии информации о них или действий с ними (знания-знакомства). Репродуктивное действие путем самостоятельного воспроизведения по памяти информации, например, решение типовых задач (знания-копии). Продуктивное действие на основе самостоятельной трансформации известной информации или типового действия и построение на ее основе субъективно новой информации для нетипового действия (эвристический). Продуктивное действие, выполняемое путем самостоятельного конструирования объективно новой информации, в процессе которого добываются объективно новые знания (творческий). (В.П. Беспалько)
-
Классификация технологий
-
Метод проектов
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (в результате проекта должен получиться материальный продукт). Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.
-
Типы проектов
монопредметные проекты, осуществляемые в рамках одной учебной дисциплины; межпредметные проекты, реализуемые также в процессе изучения определенного курса, но на основе активного использования материалов других; надпредметные проекты, не только не связанные с конкретной дисциплиной, но и, как правило, реализуемые вне рамок конкретной учебной дисциплины.
-
краткосрочные, разрабатываемые на нескольких занятиях или в процессе самостоятельной работы учащихся; среднесрочные — разрабатываемые от недели до месяца; долгосрочные — разрабатываемые от одного до нескольких месяцев.
-
Этапы подготовки к проектной деятельности
Этап 1-й, поиск или формулирование проблемы Источниками проблемы могут быть: экскурсия на предприятие и анализ его деятельности, определение нерешенных проблем; изложение преподавателем конкретной социальной, производственной ситуации, в которой выявляется проблема; конкретная задача совершенствования учебного процесса (разработка методических и дидактических средств, пособий, рекомендаций, материалов для самостоятельной работы студентов, видеофильмов по отдельным вопросам и темам курса); заказ производственного предприятия на разработку определенной проблемы; недостаточная разработанность определенной научной проблемы, необходимой для решения практических задач.
-
Этап 2-й, организация творческих групп для работы над проектом Создаются творческие группы разного характера в зависимости от вида проекта (творческие лаборатории, творческие мастерские, конструкторские бюро и т.д.).
-
Этап 3-й, планирование работы над проектом. Определяются возможные источники информации; способы сбора и анализа информации; способы представления результатов (отчет, конкретный продукт и т.д.); критерии оценки продукта; обязанности участников творческой группы.
-
Этап 4-й, поиск и сбор информации Исследовательская деятельность учащихся в соответствии с планом. Основное требование — наличие разнообразных источников информации, использование различных методов ее получения (изучение литературы, анкеты, интервью, опросы, наблюдения, чтение и анализ средств массовой информации, эксперимент и т.д.).
-
Этап 5-й, оформление и представление проекта Способы оформления результатов проектирования зависят от его вида и могут быть разными: макет, видеофильм, электронная книга, альбом, выставка, техническое устройство и т.д. Отчет о работе представляется на занятии в группе, может быть также устроена открытая защита проекта с приглашением гостей, специалистов-практиков, заказчиков и.т.д.
-
Этап 6-й, анализ и оценка результатов работы над проектом групповая рефлексия авторов проекта, самоанализ процесса и результата своей деятельности; анализ и оценка качества проекта другими учащимися, экспертами, преподавателем.
-
Благодарю за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.