Презентация на тему "Старшая Эдда"

Презентация: Старшая Эдда
Включить эффекты
1 из 22
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

"Старшая Эдда" состоит из 22 слайдов: лучшая powerpoint презентация на эту тему с анимацией находится здесь! Вам понравилось? Оцените материал! Загружена в 2018 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    22
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Старшая Эдда
    Слайд 1

    Старшая Эдда

  • Слайд 2

    Германо-скандинавская мифология

    Мифология германских племён, формировалась с V века до н. э. до принятия христианства. Основным источником сведений о ней являются тексты поэтической «Старшей Эдды» и прозаической «Эдды» С. Стурлусона XII века н. э. Примерно в то же время датский хронист Саксон Грамматик в «Деяниях датчан» передаёт многие мифологические сюжеты. Ценные сведения о древнегерманской мифологии имеются в «Германии» Тацита.

  • Слайд 3

    История создания мира

    В начале была чёрная бездна Гинунгагап, по оба края которой лежали царства льда — Нифльхейм и огня — Муспелльхейм. В Нифльхейме был родник Хвергельмир и двенадцать мощных потоков (Эливагар) брали из него своё начало. Оба края бездны, соединившись, произвели Имира и телицу Аудумла. Из пота Имира родилась пара — мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына. Это были первые инеистые великаны. Корова Аудумла лизала солёные камни, чтобы питать Имира молоком из своих сосцов. От коровы родился Бури. Его сын Бёр взял себе в жёны внучку Имира великаншу Бестлу, и она родила ему трёх сыновей-асов: Одина, Вили и Ве. Асы убили своего прадеда Имира, а из его тела сотворили Мидгард. Сотворив мир, Один и его братья задумали его населить. На берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху (по другим источникам — иву). Из ясеня сделали мужчину, а из ольхи — женщину. Затем один из асов вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий — кровь и румяные щеки. Так появились первые люди, и звали их: мужчину — Аск, а женщину — Эмбла . За морем, к востоку от Мидгарда, асы создали страну Ётунхейм и отдали её во владение Бергельмиру и его потомкам. Со временем асов стало больше, тогда они построили для себя страну высоко над землёй и назвали её Асгардом.

  • Слайд 4

    Структура мира

    Пространственная структура мира имеет «горизонтальную» и «вертикальную» составляющие. Горизонтальная проекция противопоставляет центральный мир населённый людьми (Мидгард-земля) окраинным землям (Ётунхейму на востоке, Нифльхейму на севере, Муспельхейму на юге). Вокруг земли расположен Океан, где живёт мировой змей Ёрмунганд. Основой вертикальной составляющей является Иггдрасиль, связывающий все миры между собой (Мидгард, Асгард, Муспелльсхейм, Нифльхейм и др.). В первой песне Старшей Эдды «Прорицание вёльвы» описано девять миров, находящихся на Мировом древе.

  • Слайд 5

    Миры-страны

    Асгард — страна богов-асов, находящаяся на небе. Ванахейм — мир, в котором живут ваны. Ётунхейм — мир ётунов-великанов, располагается восточнее Мидгарда (пространство за оградой). Утгард — трансцендентный мир, «внешний» по отношению к земному, материальному миру, называемому Мидгард, предполагается, что он располагается в Йотунхейме. Льесальвхейм — мир светлых альвов. Мидгард — срединный мир, населённый людьми (Земля). Муспелльхейм— огненная страна, у входа в которую сидит великан Сурт(Чёрный). Во время Рагнарёка «сыны Муспелля» поедут по Биврёсту и от их скачки он разрушится. Нифльхейм — мир вечного льда и мрака, существовавший в бездне ещё до начала творения. Свартальвхейм — подземная страна цвергов. Хельхейм— преисподняя, царство мёртвых, владения Хель

  • Слайд 6
  • Слайд 7

    Географические термины

    Биврёст— мост-радуга, соединяющий Мидгард с Асгардом. Вальхалла— дворец с огромным пиршественным залом, принадлежащий Одину в Асгарде. По легенде, туда попадали павшие воины. Вигрид— равнина, где встретятся в день Рагнарока асы альвы, эйнхерии, ётуны, Сурт, Хель и их войска. Хвельгельмир— ядовитый источник, бьющий в Нифльхейме и стекающий в Гиннунгагап. Гинунгагап— мировая бездна, в которой зародился инеистый великан Имир. Гимле— Самый лучший чертог, куда уходят души умерших. Выше и лучше, чем Вальгалла. Единственное место в мире, которое не будет затронуто во время Рагнарока огнем Сурта. Буквальный перевод — «Защита от огня», «Обитель блаженства». Гйоль- река, отделяющая мир живых от мира мёртвых. Гнипа(или Гнипахеллир) — пещера, где обитает Гарм. Ивинг — река, где проходит рубеж между асами и ётунами. Иггдрасиль— гигантский ясень, Мировое древо, соединяющее все миры. Иггдрасиль дословно переводится «скакун Игга (Ужасного)». Игг — одно из хейти Одина. Предположительно название Иггдрасиль связано с мифом об обретении Одином Рун. Железный лес— одно из мест в Ётунхейме, там Ангрбода родила детей Локи. Урд — источник мудрости, бьющий из-под корней мирового ясеня Иггдрасиль. Ходдмимир — роща, в которой в день Рагнарёк спрячутся Лив и Ливтрасир. Альвхейм— дворец бога Фрейра и жилище светлых альвов. Бильскирнир— «неразрушимый», или «освещаемый только на мгновение» — чертог Тора, самые большие палаты в Асгарде. Фолькванг— чертог богини Фрейи в Асгарде, сюда отправлялась вторая половина погибших воинов что не попали в Вальхаллу

  • Слайд 8

    Эсхатология

    В процессе мироустройства боги обуздали чудовищ — змея Ёрмунганда, волка Фенрира и др. Но с приближением конца мира эти чудовища вырвутся на волю, приплывёт корабль мертвецов Нагльфар, по мосту радуги Биврёст придут воины Муспелля и разрушат этот мост, от чего пойдет разрушение Мидгарда и Асгарда, и произойдёт последняя битва Рагнарёк, в которой на стороне богов будут выступать павшие воины. Боги и чудовища уничтожат друг друга, и огненный великан Сурт уничтожит мир, после чего должен возникнуть новый мир. Лив и Ливтрасир— супружеская пара, которой суждено пережить Рагнарёк и гибель мира; они возродят человеческий род. Ещё, по преданию, Рагнарёк переживут боги: Видар, Вали, Магни, Моди и Улль, а Бальдр и Хёд вернутся в мир живых.

  • Слайд 9

    Пантеон

    В германо-скандинавской мифологии старшим богом считался Один. Кроме Одина, было двенадцать богов: Тор, Бальдр, Тюр, Хеймдалль, Браги,Хёд, Видар, Вали, Улль, Ньёрд, Фрейр, Локи. Основные женские персонажи скандинавской мифологии — Фригг (жена Одина, ведающая судьбы), Фрейя(богиня любви), Идун (хранительница золотых молодильных яблок), златоволосая Сиф (жена бога-громовержца Тора, предположительно связанная с плодородием) и др.

  • Слайд 10

    Асы — главные боги во главе с Одином, живущие в Асгарде — стране богов-асов, находящейся на небе. Ваны— боги, связанные с плодородием, одно время враждовали с асами. Турсы (великаны) — воплощение зла, противостоящее асам (воплощению добра). Альвы— духи природы; подразделяются на светлых (эльфов), дворфов (гномов) и тёмных — цвергов. Норны — три богини человеческой судьбы. Урд(«судьба»). Верданди («становление»). Скульд(«долг»). Валькирии — двенадцать дев-воительниц из свиты бога Одина; они следят за битвами и забирают души погибших воинов в Вальхаллу. Брюнхильда — лишённая бессмертия валькирия, дева-воительница, возлюбленная Сигурда (Зигфрида) и жена короля Гуннара. Гейрскёгуль Гёндуль Гунн Лиод— дочь великана Гримнира, супруга Вольсунга. Труд(Þrúðr) — дочь Тора и Сиф. Скёгуль Хильд Сигрдрива Свава

  • Слайд 11
  • Слайд 12

    Эдда

    Эдда (древнеисландское Edda, во множественном числе Eddur) — основное произведение германо-скандинавской мифологии. Возникновения термина «Эдда» Неизвестна причина, по которой книга СнорриСтурлусона получила название «Эдда». Существуют три этимологии этого слова. «Эдда» — производная от «Одди», названия хутора, где воспитывался Стурлусон и, вероятно нашел материалы для своей книги. Значение названия в таком случае — «книга Одди». «Эдда» имеет значение «поэзия». Тогда «Эдда» значит «поэтика». Слово «Эдда» встречается в одной древнеисландской песне, где имеет значение «прабабушка».

  • Слайд 13

    Старшая и Младшая Эдда

    Скандинавский эпос состоит из нескольких частей. В него входят Старшая Эдда и Младшая Эдда. Епископ БриньольвСвейнссон в 1643 году нашел пергаментный кодекс, который содержал ряд песен о богах и героях, — о которых говорится и в книге Стурлусона. Бриньольв решил, что нашел произведение самого Сэмунда Мудрого, который в Средние века прослыл в народе могущественным чернокнижником. Сэмунду приписывали универсальную мудрость, и сложилось впечатление, что Стурлусон в своей «Эдде» основывался на сочинении Сэмунда. Бриньольв написал на списке найденного им кодекса «„Эдда“ Сэмунда Мудрого». С этого момента слово «Эдда» приобрело новое значение. Вскоре оно было употреблено в печати. Впоследствии было установлено, что найденные Бриньольвом записи не имеют никакого отношения ни к названию «Эдда», ни к Сэмунду, однако название это закрепилось за ними. Они стали называться «Эддой Сэмунда», «Песенной Эддой» или «Старшей Эддой». А книга СнорриСтурлусона была названа «Эддой Снорри» или «Младшей Эддой».

  • Слайд 14

    Старшая Эдда

    Композиция «Старшая Эдда» — одна из форм древнего эпоса. В песнях излагаются судьбы богов и героев, их слова и поступки. В жанровом отношении песни представляют собой прорицания, изречения, мифологические действа и чистые повествования. Некоторые из них повторяют сюжеты друг друга или отсылают к сюжетам, которые разрабатываются в других песнях. Поэтому изолированное чтение одной из них, порой, затрудняет понимание современного читателя. Автором (или авторами) используются многочисленные кеннинги. Между тем, язык «Эдды» скорее прост, чем вычурен. Некоторые исследователи находят в песнях отголоски истории. Например, считается, что в сюжете поездки братьев Гуннара и Хёгни к Атли просматривается история столкновения бургундов и гуннов, а в конунге Ёрмунрекке видится остготский король Германарих. Вместе с тем эти персонажи практически полностью утратили с историей какую бы то ни было связь.

  • Слайд 15

    В современном русском издании «Старшая Эдда» разбита на три части: 1.Песни о богах Прорицание вёльвы Речи Высокого Речи Вафтруднира Речи Гримнира Поездка Скирнира Песнь о Харбарде Песнь о Хюмире Перебранка Локи Песнь о Трюме Речи Альвиса

  • Слайд 16

    2.Песни о героях: Песнь о Вёлунде Первая Песнь о Хельги Убийце Хундинга Песнь о Хельги, сыне Хьёрварда Вторая Песнь о Хельги Убийце Хундинга Пророчество Грипира Речи Регина Речи Фафнира Речи Сигрдривы Отрывок Песни о Сигурде Первая песнь о Гудрун Краткая Песнь о Сигурде Поездка Брюнхильд в Хель Вторая Песнь о Гудрун Третья Песнь о Гудрун Плач Оддрун Гренландская Песнь об Атли Гренландские Речи Атли Подстрекательство Гудрун Речи Хамдира

  • Слайд 17

    3.Эддические песни: Сны Бальдра Песнь о Риге Песнь о Хюндле Песнь о Гротти Песнь валькирий Песнь о Хлёде Песнь о солнце (в издание включается не всегда)

  • Слайд 18

    Песня о богах и героях, условно объединяемые названием "Старшая Эдда" сохранились в рукописи, которая датируется второй половиной XIII века. Неизвестно, была ли эта рукопись первой либо у нее были какие-то предшественники. Существуют, кроме того, некоторые другие записи песен, также причисляемых к эддическим. Неизвестна и история самих песен, и на этот счет выдвигались самые различные точки зрения и противоречащие одна другой теории. Диапазон в датировке песен нередко достигает нескольких столетий. Не все песни возникли в Исландии: среди них имеются песни, восходящие к южногерманским прототипам; в "Эдде" встречаются мотивы и персонажи, знакомые по англосаксонскому эпосу; немало было, видимо, принесено из других скандинавских стран.

  • Слайд 19

    Ясно одно: песни о богах и героях были популярны в Исландии в XIII веке, Можно полагать, что, во крайней мере, часть их возникла намного раньше, еще в бесписьменный период.

  • Слайд 20

    Эддические песни не составляют связного единства, и ясно, что до нас дошла лишь часть их. Отдельные песни кажутся версиями одного произведения; так, в песнях о Хельги, об Атли, Сигурде и Гудрун один и тот же сюжет трактуется по-разному. "Речи Атли" иногда истолковывают как позднейшую расширенную переработку более древней "Песни об Атли". В целом же все эддические песни подразделяются на песни о богах и песни о героях. Песни о богах содержат богатейший материал по мифологии, это наш важнейший источник для познания скандинавского язычества (правда, в очень поздней, так сказать, "посмертной" его версии).

  • Слайд 21

    Художественное и культурно-историческое значение "Старшей Эдды" огромно. Она занимает одно из почетных мест в мировой литературе. Образы эддических песен наряду с образами саг поддерживали исландцев на всем протяжении их нелегкой истории, в особенности в тот период, когда этот маленький народ, лишенный национальной независимости, был почти обречен на вымирание и в результате чужеземной эксплуатации, и от голода и эпидемий. Память о героическом и легендарном прошлом давала исландцам силы продержаться и не погибнуть. Арон Яковлевич Гуревич  — советский, российский историк-медиевист, культуролог. Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области науки (1993).

  • Слайд 22
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке