Содержание
-
Своеобразие Окон ТАСС по сравнению с Окнами РОСТа
Выполнила Мартыненко Алёна, студентка 3 курса факультета «ИЗО и дополнительное образование»
-
Окна РОСТА
«Окна Роста» (или «Окна сатиры Роста») — особого типа плакаты на политические, военные и хозяйственные темы дня, которые выпускались с осени 1919 года по январь 1922 года включительно — сначала Российским телеграфным агентством (Роста), а затем Главным управлением политико-просветительных учреждений Наркомпроса РСФСР (Главполитпросветом). «Окна РОСТА» — самобытный вид агитационно-массового искусства, возникший в период Гражданской войны и военной интервенции 1918—20г. Эти серии запоминающихся плакатов навсегда остались в истории советского искусства как исключительное самобытное явление.
-
Из истории
Первоначально «Окна Роста» вывешивались только в витринах (окнах) пустовавших магазинов. Отсюда их название, которое писалось крупными буквами над рисунками, в виде заголовка — «ОКНО САТИРЫ РОСТА». Но темы «Окон» были не только сатирические. Поэтому слово «сатиры» вскоре исчезает из заголовка, а затем и самый заголовок заменяется пометкой «Роста» с обозначением очередного номера. С февраля 1921 года вместо этой пометки ставится другая -«Главполитпросвет». Все же название «Окно Роста» сохранилось как условное обозначение известного типа плакатов.
-
Плакаты, за исключением первых, нарисованных от руки, выполнялись и размножались с помощью трафарета до 150 и более экземпляров, затем выставлялись в витринах (окнах) магазинов, на вокзалах, в агитпунктах и других людных местах в столице и других городах.
-
В «Окнах РОСТА» » широко использовались традиции лубка и раёшника и т.д. Лубо́к - вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Раёшник - рифмованная проза, которой говорил рассказчик и его персонажи. Рисунки (в сериях до 12 на одном листе) отличались подчёркнутой простотой и лаконизмом изобразительных средств (выразительность силуэтов, раскраска в 2—3 цвета). Первое "Окно сатиры № 1" в 1919 г. выпустил художник М.М.Черемных в сотрудничестве с журналистом Н.К.Ивановым. Первые окна состояли из нескольких не связанных между собою карикатур, фельетонов. «Окна», выпущенные в первые месяцы работы, довольно разнохарактерны: есть «Окна», состоящие из одного большого рисунка, есть многотемные, есть такие, в которых наряду с рисунком, снабженным краткой подписью, помещено совершенно не связанное с рисунком стихотворение.
-
Окна РОСТА представляли собой плакаты, включавшие в себя несколько зарисованных сюжетов и стихи. Действие развивалось последовательно от рисунка к рисунку и с помощью хлестких, острых стихов составлялось в рассказ.
-
Специфика плакатов заключалась в немедленной реакции на самые злободневные вопросы и факты. Целью всей работы над плакатами было максимально быстрое и доходчивое отображение новостей народу. Поэтому рисунки были простыми, а фразы короткими и запоминающимися. Плакаты поднимали дух войск Красной армии в Гражданскую войну. «Окна РОСТА – фантастическая вещь. Это обслуживание горстью художников вручную стопятидеситимиллионного народища» В. В. Маяковский
-
Иллюстрации, для упрощения картинки, выполнялись в основном в трех цветах, которые считались символичными . Герои изображались красными, враги – черными, а все остальное пространство белым. Таким образом, информативные сообщения были понятны даже неграмотному народу.
-
Острые, доходчивые сатирические плакаты разоблачали врагов молодой Советской республики, освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передававшиеся агентством в газеты.
-
В начале октября 1919 г. к выпуску "Окон" приступил В.В.Маяковский, который изменил структуру плаката, подчинив текст и рисунки каждого плаката одной теме. С января 1920 г. окончательно установился тип однотемного окна. В создании "Окон РОСТА" помимо М.М.Черемных и В.В.Маяковского участвовали художники И.А.Малютин, А.М.Нюренберг, А.С.Левин, В.О.Роскин, А.М.Лавинский, В.В.Хвостенко и др. Подобные «окна» выпускались также в Петрограде (Л. Г. Бродаты, В. В. Лебедев, А. А. Радаков и др.), на Украине (Б. Е. Ефимов и др.), в Баку, Саратове и др. городах. «Окна РОСТА» сыграли значительную роль в становлении советского изобразительного искусства.
-
-
-
Плакаты РОСТА, как правило, многосюжетны. В них сложился и типизировался определенный дух персонажей, переходящих из плаката в плакат: рабочий, красноармеец, крестьянин, капиталист, поп.
-
-
-
Таким образом, плакат, включающий в себя емкие стихи, становится не только отдельным видом изобразительного искусства, но и мощным механизмом формирования общественного мнения, доказывая тем самым, что сфера влияния изобразительного искусства может распространяться на политические и военные события.
-
В годы Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков по образцу «Окон Роста» выпускались «Окна ТАСС». Окна ТАСС -агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС). Рисунки и тексты «О. Т.» призывали к победе над врагом, прославляли подвиги советских людей, напоминали о героическом прошлом народов СССР, гневно клеймили немецко-фашистских захватчиков. В "Окнах ТАСС" – серии плакатов, регулярно выходивших на протяжении всей войны отражались в сатирической или патриотической форме наиболее значительные, актуальные события, происходившие на фронте, в тылу или на международной арене. "Окна ТАСС" – цветные сатирические плакаты, вошедшие в историю Великой Отечественной войны неповторимой героической страницей, как один из грозных видов идеологического оружия, беспощадно разившего немецко-фашистских оккупантов и их генералитет. Окна ТАСС
-
Окна ТАСС
Страшнее пули Было создано свыше 1500 «Окон ТАСС». Тираж доходил до 1000 экземпляров Без "Окон ТАСС" невозможно себе представить военную столицу, боевой ритм ее жизни, организующую роль Москвы в достижении Великой Победы.
-
Соколов Николай Александрович (1903 – 2000) Крылов Порфирий Никитич (1902- 1990) Куприянов Михаил Васильевич (1903 – 1991) Ку Кры Никс Художники - Кукрыниксы В выпуске «О. Т.» участвовали многие советские художники (Кукрыниксы, В. В. Лебедев, Г. К. Савицкий, П. П. Соколов-Скаля, М. М. Черемных, П. М. Шухмин и др.) и поэты (Демьян Бедный, В. И. Лебедев-Кумач, С. Я. Маршак и др.). В "Окнах ТАСС" работало более 130 художников и 80 поэтов. В едином патриотическом порыве в мастерской трудились люди самых разных профессий: скульпторы, художники, живописцы, театральные художники, графики, искусствоведы.
-
26 июня 1941 года М. Черемных выполнил первое "Окно" - острый, динамичный рисунок с запоминающейся подписью: "Взял фашист маршрут на Прут, но фашиста с Прута прут!.." И после этого ни на час в мастерской "Окон ТАСС" не прекращалась напряженная и целеустремленная работа. Художники и поэты дежурили, разбившись на группы, трудились круглосуточно в три смены. Каждая важная весть с фронта, каждый приказ главнокомандующего находили отклик в очередном "Окне". Плакаты исполнялись обычно в течение дня и с помощью трафаретов тиражировались в тысяче экземпляров, расходясь по улицам Москвы и других городов.
-
Художественные особенности "Окон ТАСС" многогранны и разнообразны. Самые первые выпуски продолжали традиции и развивали композиционные приемы "Окон РОСТА". Плакат состоял из четырех-пяти изображений, которые вместе с подписями обстоятельно раскрывали тему произведения. Таково, например, "Окно ТАСС" № 5 "Чего Гитлер хочет, и что он получит", выполненное М. Черемных в манере, характерной и для его индивидуального сатирического творчества, и для всего плакатного искусства начала 20-х годов.
-
Это был специальный вид малотиражного плаката, создаваемого не печатью, а вручную, нанесением клеевых красок на бумагу через трафарет. По этой причине по сравнению с печатным плакатом, тассовский обладал большей красочной свободой. Другое важное свойство — мобильность, возможность мгновенной реакции на то или иное событие. Сатира, юмор и смех являлись главным ключом к образным решениям плакатов «Окон ТАСС». По этим причинам они были очень популярны в годы войны.
-
В начальный, самый тяжелый период войны главным героем плакатов был сражающийся советский воин, как в плакате «В горах, на равнине, на каждом шагу – смерть врагу!». Другой плакат, изображающий за решеткой окровавленных мужчин и женщин перед телом старика, призывал: «Боец Красной Армии! Не дай в обиду семью, родину, советский народ! Бей немецкого гада насмерть!». Вобрал в себя всю боль народную, всю глубину народной ненависти к фашизму знаменитый плакат «Боец, отомсти!», плакат Моора «Помоги!», плакат Ирины Басиновой «Кровь за кровь, смерть за смерть!» (1942 г.). Образы с плакатных листов доходили до глубины души и сердца каждого советского человека, помогали ему в борьбе, будили ненависть к врагу.
-
Плакаты делались, как правило, с большим мастерством и обладали необычайным воздействием на зрителя, рождая в нем пламя советского патриотизма, разжигая священный гнев и испепеляющую ненависть к жестокому и смертельному врагу, вероломно напавшему на нашу Родину. Их хорошо знали на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе и в самой Германии. Советский плакат «Моряки гвардейцы», Окно ТАСС №470 создан в 1942 году художником К.Вяловым. На плакате изображен моряк, подымающий красное знамя с образом Ленина и надписью "За нашу Советскую Родину СССР". На плакате, за моряком изображены сцены морских баталий. Плакат несет агитационную направленность против немецко-фашистских захватчиков, восхваляя подвиг советских моряков. Внизу плаката помещена надпись В. Лебедева-Кумача:Фашистский пират, не надейсяЖивым от гвардейцев уйти.Коль враг повстречался гвардейцам -Обломки плывут на пути!
-
От выпуска к выпуску стиль изменялся. Каждый художник, приходивший в творческий коллектив плакатистов, вносил в этот стиль новые черты. "Окна ТАСС" художественно индивидуальны, как статьи в газете, написанные разными авторами. Но их объединяет общая политическая направленность и нравственная основа. Сближались плакаты и по внешнему облику, по главному композиционному принципу. Чаще всего изображение составлял один крупный рисунок, построенный на сопоставлении двух-трех деталей, или два-три рисунка, разрабатывающие одну тему в ее временном развитии.
-
Этот прием широко использовался в плакатах, где текст напоминал частушки. Например, в листе № 613, созданном художником П. Саркисяном и поэтом В. Лебедевым-Кумачом:
-
КуКрыНиксы
-
Другие выпуски более близки по форме к агитационному панно. Плакат № 1019 М. Соловьева назван "Слава защитникам Москвы". На нем дано крупным планом изображение столичного рабочего, вступившего в народное ополчение, а также изображены фигуры идущих по улице красноармейцев и медаль "За оборону Москвы". Панно напоминает и плакат № 444 П. Соколова-Скаля "России двинулись сыны", где величавый памятник Пушкину как бы напутствует своим гордым обликом воинов, направляющихся на фронт. Здесь же приведены стихотворные строки Пушкина "Страшись, о рать иноплеменных!". Плакат: Слава защитникам Москвы!Автор: Соловьев М.М.Год: 1941
-
В плакатах неоднократно изображались национальные герои России, призывающие потомков к беспощадной борьбе с врагом. Были выпущены листы, запечатлевшие Александра Невского, Суворова, Кутузова, а также героев гражданской войны Чапаева и Щорса.
-
Окна ТАСС- оружие сатиры
Советский плакат «Фашистские сводки, фальшивые сводки», Окно ТАСС №536 создан в 1943 году художниками П.Соколовым-Скаля и Н.Радловым. Плакат создан в карикатурном стиле и имеет политическую направленность против нацистской пропаганды Геббельса. Плакат поделен на две части, в верхней из которых изображен плывущий Геббельс, который на словах уничтожил советский флот. В нижней части изображены реальные события уничтожения гитлеровских кораблей советскими подводными лодками. Под плакатом помещены стихи С.Маршака:Фашистские сводки, фальшивые сводкиНаш доблестный флот потопили давно,А наши эсминцы и наши подлодкиНемецких акул посылают на дно.
-
Советский плакат «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», Окно ТАСС №778 несет политическую направленность на поражение фашистской Германии и её союзника Италии. Плакат создан в 1943 году художниками Кукрыниксы (М. Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов). Плакат посвящен успехам Красной Армии в сражении на Курской дуге. В результате начала этой операции англо-американские войска смогли высадится в Сицилии (Италия) 10 июля 1943 года, а Гитлер не смог оказать помощь своему союзнику Муссолини. На плакате изображен Гитлер в виде тигра, попавшего лапой в капкан с надписью "Курская дуга". А тем временем Муссолини пошел ко дну. Плакат «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось» в сатирической форме разъясняет политическую значимость для мира Курского сражения на Восточном фронте.
-
Год выпуска: 1944 Художник: Кукрыниксы Категория: Великая Отечественная война, Окна ТАСС Плакат: Окно ТАСС №1218: История с географией"Окно ТАСС". 1944 Бумага на фанере, тушь, гуашь. 207 х 86 Собственность художников "Окно ТАСС", напечатанное в газете, сопровождалось стихами С. Маршака: 1941-1945 Географическую сетку Он превратить хотел в жилетку,Чтобы на ней пестрел узор Бесчисленных морей и гор.Европа - чуть повыше талии,Берлин и Мюнхен - на груди,А Сан-Франциско - позади.Мечтал он стать земным диктатором И опоясаться экватором!Но отлетели, как цветы,Завоевателя мечты,И сам попал он, точно в клетку,В географическую сетку.Ему из клетки не уйти.Как зверь, сидит он взаперти.
-
Крах фашистской армии в ходе трех лет Великой Отечественной войны Оригинальный рисунок, легший в основу плаката, находится в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике Плакат «Три года войны» (1944)
-
Год выпуска: 1944 Художник: Кукрыниксы Категория: Великая Отечественная война, Окна ТАСС Плакат: Окно ТАСС №1027: Два котла. Пустой котел в Берлине ...и русский котел под МинскомТрафарет, тушь, гуашь. 174,5 х 85,5 Собственность художников "Окно ТАСС", напечатанное в газете, сопровождалось стихами С. Маршака: Вот два котла. Один - берлинский.Он плохо, кажется, варит.Другой котел - пониже - минский.Он густо немцами набит.Но почему так в нижнем густо?А потому, что в верхнем пусто!
-
Большое количество «Окон» было посвящено укреплению нерушимого единства фронта и тыла советской страны. Обращенные к труженикам тыла, к рабочим и колхозникам, они звали на доблестный труд во имя победы: «Сын на фронте, на поле отец, каждый из них достойный боец: один бьет винтовкой, другой - урожаем, с фронта и тыла врага побеждаем!». Еще оптимистично звучат призывы к работникам тыла: «Растут резервы с каждым днем, с лица земли врага сотрем!». Чуть позже к работникам тыла обращаются уже не с просьбами, а с заявлениями – «Брак и прогул - помощь врагу!» (1943) и спрашивают с него план: «Товарищ! А как ты выполняешь свои обязательства?» (1944).
-
С наступлением перелома в войне в пользу Советского Союза трагические сюжеты сменялись образами, вселяющими надежду, уверенность в победе. Эта уверенность окрыляла советских солдат, удесятеряла их силы.
-
Окна ТАСС рассказывали о победах нашей армии в годы Великой Отечественной войны
-
Уже в начале кровавейшей войны советские люди были уверены в своей победе.
-
О смысле деятельности «Окон ТАСС» точно и убедительно сказал С. Маршак (История русского и советского искусства,1989: 374) в юбилейном, пятисотом московском «Окне»:Под этим окном не поют серенады,На этом окне резеда не цвела,За этим окном разрывались снарядыИ Армия наша на подвиги шла.И в первом окне, и в окне пятисотомГорел наш огонь, призывая в походЗа новые подвиги, к новым салютамЗа правое дело, на запад – вперед! В целом серия плакатов и рисунков «Окна ТАСС» объединена общей темой - советский народ и его сопротивление фашистской агрессии. Эмоциональный настрой плакатов - страдания народа, народный гнев, героическая сила народа, предрекающая его победу над врагом. «Окна ТАСС» - политический плакат времен войны - с их общедоступным языком и острой политической злободневностью содержания, стали новой формой в искусстве. "Окна ТАСС" стали гордостью советского изобразительного искусства.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.