Содержание
-
Свт. Амвросий Медиоланский (~339–397)День памяти: 7(20) декабря
-
Жизненный путь
Амвросий Медиоланский (лат. Aurelius Ambrosius)один из великих зап. отцов Церкви Родился около 339 года в Тревире (Трир) в знатной христианской семье. Родители А. происходили из Рима и принадлежали к аристократическим семьям с давними христ. традициями: среди его родни наряду с консулами была св. дева Сотирия, принявшая мученичество в гонение при имп. Диоклетиане (Exhort. virg. 12. 82).
-
Отец его, Аврелий Амвросий, занимал высокий пост префектаГаллий и ведал гражданским управлением зап. провинций империи с резиденцией в Августе Треверов После его гибели во время похода имп. Константина II в Италию (340) мать А. с малолетними детьми переехала в Рим. Старшая сестра А., Марцеллина, в 353 г. приняла монашество Его брат Ураний Сатир, также не вступивший в брак, стал чиновником и впосл. помогал Медиоланскому епископу; он скончался в 375 г. после изнурительной поездки в Африку по церковным делам
-
А., самый младший в семье, изучал грамматику, риторику и юриспруденцию, получив образование, обычное для людей его круга, готовившихся к карьере на гос. поприще Его образованность и начитанность были весьма велики: он свободно владел ораторским искусством на лат. и греч. языках, увлекался философией и лит-рой, особенно Платоном, в его творениях весьма часты реминисценции из Цицерона, Вергилия, Светония и др.
-
Усердие молодого юриста вскоре было замечено префектом претория ПетрониемПробом, назначившим его на должность советника. Ок. 370 г. Проб успешно ходатайствовал перед имп. Валентинианом I о назначении А. на пост консуляра (губернатора) пров. Эмилия-Лигурия с центром в Медиолане (совр. Милан), где с кон. III в. находилась одна из зап.имп. Резиденций
-
Избрание на епископство
Осенью 374 г. умер Медиоланский еп. Авксентий I, сторонник арианства, что повлекло за собой борьбу православных и ариан. Споры имели долгий и острый характер, так что самому императору приходилось увещевать противоборствующие стороны. В городе начались беспорядки, и А. лично явился в собор, где происходили выборы нового епископа В разгар споров о кандидатуре вдруг раздался детский голос: «Амвросий - епископ!» - после чего собравшиеся представители обеих партий единодушно избрали на кафедру консуляра
-
А. никак не ожидал этого: ведь он не был еще крещен, откладывая принятие таинства на более поздний срок, как это нередко делалось в то время Горожане отправили прошение императору о разрешении поставить А. епископом; сам же он, тяготясь этим избранием, делал все возможное, чтобы избежать епископства: сурово поступил с осужденным, демонстративно приглашал к себе публичных женщин, пытался тайно бежать из города; народ, видя все это, кричал ему: «Грех твой на нас!»
-
А. даже стали стеречь в собственном доме, но ему удалось скрыться на вилле своего друга Леонтия, где он проводил время за чтением Плотина. Тем временем пришел указ, одобряющий избрание А., и ему пришлось согласиться принять сан. Он был крещен правосл. епископом (вероятно, ЛимениемВерчелльским) и через неделю был рукоположен (7.12.373 - Dassmann. S. 363; называются и др. даты: 7.12. 374, 1.12.373). По сведениям Феодорита, на хиротонии присутствовал имп. ВалентинианI Будучи поначалу не слишком сведущ в вопросах богословия, А. усердно начал изучать Свящ. Писание по толкованиям Оригена, свт. Ипполита Римского, Дидима и свт. Василия Великого, в чем ему помогал его давний друг и буд. преемник Симплициан. Вскоре А. становится одним из лучших эгзегетов и проповедников на Западе
-
Одной из главных забот А. была борьба с влиянием на Западе арианства После компромиссного вероопределения Аримино-Селевкийского Собора (359) шла борьба за утверждение никейского вероисповедания А. сразу же решительно выступил на стороне защитников Никейского Символа . В 376 г. ему не без труда удалось установить на кафедре Сирмия (где в то время находился двор юного имп. Валентиниана II, младшего сына Валентиниана I) правосл. еп. Анемия
-
А. сблизился со старшим сыном Валентиниана I зап.рим. имп. Грацианом (375-383), к-рый под влиянием А. стал все более открыто поддерживать никейское Православие (эдикт от 22.04.380) В сент. 381 г., вскоре по окончании Всел. II Собора в К-поле, утвердившего правосл. Символ веры, А. провел в Аквилее Собор 32 епископов из Сев. Италии, Паннонии, Африки, Пентаполя и Галлии (не было представителей 5 первенствующих кафедр, в т. ч. и от папы Дамаса). На Соборе А. зачитывал писания Ария и испрашивал мнение присутствовавших по каждому из пунктов арианской доктрины. Были осуждены и низложены епископы из придунайских провинций
-
Борьба с язычеством
Имп. Грациан, боровшийся с пережитками язычества (при нем были лишены льгот и доходов коллегии жрецов и весталок, из имп. титулатуры был исключен титул «pontifexmaximus»), в 382 г. приказал убрать из зала заседаний рим. сената алтарь богини Победы с ее статуей, установленный еще при Августе, удаленный при Констанции II (337-361) и возвращенный имп. Юлианом Отступником (360-363) Боролся и А. и со старыми языческими привычками. Когда Феодосий Великий при подавлении бунта в Фессалониках проявил излишнюю жесткость, Амвросий, по преданию, запретил ему приступать к Таинствам Церкви. Со свойственным ему уважению к церковной дисциплине император подчинился и покаялся
-
Амвросий заслужил большую любовь паствы, сообщают даже о свершенных по его молитвам чудесам. Скончался он в мире со всеми 4-го апреля 397 года в Великую Субботу Почитание А. как на Западе, так и на Востоке возникает сразу же по его кончине, о чем свидетельствуют появившиеся уже в V в. лат. и греч. жития. В католич. традиции А. вместе с блж. Августином и святителями Иоанном Златоустом и Афанасием Великим являются наиболее чтимыми отцами и учителями Церкви
-
Творения
Лит. деятельность А. тесно связана с церковной кафедрой: большую часть его творений составляют проповеди, записанные слушателями. Нек-рые из них сохранились только в конспектах, иные были пересмотрены автором и приведены в форму отдельных трактатов и книг По содержанию все творения А. можно разделить на догматические, экзегетические и нравственно-аскетические. В отдельные группы можно выделить письма и гимны. Нек-рые творения святителя не сохранились. Немало сочинений, долгое время приписывавшихся А., в наст. время признаны неподлинными. К их числу относятся гл. обр. комментарии на НЗ
-
Догматические творения
К Августу Грациану три книги о Святом Духе Книга 1 О покаянии две книги О смерти брата О таинствах О тайнах Объяснение Символа Слово на смерть Феодосия Великого Слово утешительное на смерть императора Валентиниана Младшего
-
Нравственно-аскетические и поучительные творения
Надежда Воскресения О девстве и браке Об обязанностях священнослужителей. Книга 1 Об обязанностях священнослужителей. Книга 2 Об обязанностях священнослужителей. Книга 3 Слово в неделю Ваий Слово на Святую Пасху Слово о взаимной любви христиан Слово о надежде воскресения Слово о том, как должно сретать день Рождества Христова Слово обличительное по случаю затмения Луны
-
Экзегетические творения
О благе смерти О Таинстве Пасхи Об Иакове и блаженной жизни Об Иосифе Об Исааке, или душе Церковь, мистическая Ева Шестоднев
-
Богословие
Долгое время в патристике было принято считать, что богословие А. отличается эклектичностью и носит нравственно-практический характер. В последнее время, однако, наметилась тенденция к пересмотру места Медиоланского епископа в сфере догматического богословия и умозрительной философии. А. в не меньшей степени является глубоким догматистом и экзегетом, а его кажущийся эклектизм проистекает из прекрасного знания как зап., так и вост. богословия того времени. Наибольшее влияние на А. оказал свт. Василий Великий, с к-рым он состоял в личной переписке, и свт. Афанасий Александрийский. Сочинения А. способствовали встрече христ. Востока с Западом Для зап. богословия А. стал одним из важнейших проводников правосл. учения о Боге и Св. Троице, о человеке и его спасении. А. способствовал распространению на Западе аллегорического толкования Свящ. Писания, разработанного в Александрийской экзегетической школе, прежде всего у Оригена. Кроме того, вместе со свт. ИлариемПиктавийским А. является одним из главных защитников никейской веры перед лицом арианской ереси и ее гос. покровителей. С др. стороны, у А. встречается ряд положений, отличающихся от богословия вост. отцов Церкви и серьезно повлиявших на становление зап. богословской традиции (прежде всего на блж. Августина)
-
Учение о Боге
Сущность и свойства Божии. По учению А., Бог есть самобытная и вечная Сущность (substantia) . Он безначален и бесконечен (Eхаm. I 9), невидим для глаз, невыразим словами, непостижим умом. Он - высшая и совершенная Природа, самобытное и высшее Благо Триадология. А. всю свою жизнь боролся с арианством и защищал никейскую веру в единосущие Отца и Сына. В этом он прежде всего опирался на богословие святителей Афанасия Великого и Василия Великого. Его учение о Св. Троице таково: Бог един по сущности и троичен в Лицах, различающихся по личным, ипостасным свойствам, объединяющихся же единством сущности
-
Учение о творении
Свое учение о творении мира А. излагает гл. обр. в «Шестодневе», к-рый был написан под непосредственным влиянием «Шестоднева» свт. Василия Великого Согласно А., мир в отличие от Бога не безначален, не нетварен, а также не является частью Божественной сущности. Он пришел в бытие не самопроизвольно, как думали эпикурейцы, но по воле и распоряжению Бога (exvoluntateetdispositione - Eхаm. I 18), сотворившего его в одно «краткое и незаметное мгновение» Видимый мир состоит из 4 элементов. Он существует во времени и пространстве и подвержен беспрестанным изменениям
-
Тварный мир разделяется на видимый и невидимый, т. е. на телесный и бестелесный (ангельский) Ангелы были сотворены до видимого мира Они бестелесны, чужды телесных страстей и суть разумные и небесные творения Божии Обладая свободной волей, одна часть ангелов достигла святости и блаженства благодаря своему свободному стремлению к ним и рвению (zelum), а др. часть, злоупотребив своей свободой, уклонилась ко злу и была низвержена с неба. Причину падения диавола А. видел в гордости или неумеренности Все существа, будучи творениями благого Бога, изначально благи. Зло (malitia - «порочность») не субстанциально (substantialis), но существует как акциденция (accidens), случайное свойство разумного существа, как его уклонение от своей природной благости
-
Антропология
По учению А., человек - это «великое и драгоценнейшее творение Божие», причина творения всего остального мира Он представляет собой единство двух противоположных сущностей - души и тела В душе человека А., опираясь на Платона, выделяет 3 части: разумную (rationabilis), страстную (impetibilis) и вожделеющую (concupiscibilis) 2 последние части вместе образуют низшую, чувственную, неразумную силу души (appetitus), формирующую и оживляющую тело, питающую и движущую его Первая же часть, разум (ratio), или ум (mens),- высшая часть души, господствующая над телом и чувствами. Именно благодаря разуму человек отличается от животных и может познавать своего Творца и сущность вещей
-
Учение о первородном грехе и его наследовании
Как величайшее творение Божие, человек с самого начала обладал свободной волей, т. е. мог свободно выбрать добро или зло, угодное Богу или неугодное Ему Соблазненный диаволом, человек выбрал последнее и совершил грех Этот грех Адама состоял, во-первых, в неповиновении заповеди Божией, во-вторых, как и у диавола, в гордости и стремлении стать как Бог, наконец, в-третьих, в предпочтении чувственного духовному, низшего высшему
-
Последствия падения (lapsus), или преступления (praevaricatio), были губительны для человека. Он «оставил (deposuit) небесный образ (imaginemcuelestis) и облекся в земной облик» (effigiemterrestris) Вместе с тем человек лишился Божественной благодати, к-рую он имел от Божественного духновения Грех (vitium) укоренился в его природе, к-рую заразила вина, так что способность не грешить стала выше человеческой природы Грехопадение человека отразилось и на внешней природе, исказило ее первозданный вид, внесло в нее расстройство и оскудение
-
Все эти последствия грехопадения от прародителя вместе с грехом (peccatum) и виной за него (culpapraevaricationis) перешли на всех его потомков Все люди сделались грешниками, и нет ни одного безгрешного Мы можем с Божией помощью и не творить зла, если этого не захотим. Зло же в собственном смысле есть развращение ума и духа, легкость нравов, свободное уклонение от добродетели
-
Христология
Учение А. о Лице и природах Господа Иисуса Христа отличается четкостью формулировок и во многом предвосхищает вероопределение, выработанное на Всел. IV Соборе в Халкидоне (451) Божественное домостроительство Боговоплощения А. определяет следующим образом: «Сын Божий, вследствие Своего Божества сотворивший все, впоследствии для спасения людей воспринял плоть и смертные страдания» Один и Тот же был раб и Господь, Всевышний и человек «Тот, Кто прежде век был от Отца, Он же впоследствии принял плоть от Девы»
-
В одном Лице Иисуса Христа соединились две природы - Божественная и человеческая Обе природы Спасителя были совершенными и истинными Божество Сына Божия не было затронуто кеносисом, уничижением кеносис состоит в смиренном восприятии Богом человеческой природы, так что Христос остался «равным [Богу Отцу] во Образе Божием, но меньшим [Его] в восприятии плоти и человеческих страданий», одновременно «и Великим, и малым» Особенно А. подчеркивает полноту и истинность человеческой природы Спасителя
-
Сотериология
Учение А. о спасении носит на себе следы как вост. (гл. обр. Оригена), так и зап. традиций (Тертуллиана и свт. Киприана Карфагенского) Сложившееся на Востоке учение о спасении как откровении людям Божественной истины, просвещении свыше живших во мраке неведения и идолопоклонства было усвоено и развито А. в смысле изменения Спасителем всего миропорядка В связи с учением о подчинении падшего человека воле диавола еще у Оригена встречается мнение о том, что Спаситель Своими страданиями и смертью отдал Себя в залог диаволу и этим заставил его освободить из плена человечество. А. также говорит, что Господь приносит Себя диаволу в качестве выкупа (redemptio, pretiumredemptionis) за всех людей, к-рые с момента грехопадения стали его должниками. Смерть Христа - это «искупительная плата за наше освобождение, которую было необходимо уплатить тому, кому мы были проданы за свой грех»
-
В сотериологии А. нашло отражение понимание крестной смерти Спасителя как умилостивительной жертвы (propitiatio) Богу за грех Адама и грехи всех людей Влияние иной традиции можно увидеть в учении А. о том, что смерть Христова явилась удовлетворением разгневанному Богу за грехи человечества, над к-рым тяготел вынесенный в раю справедливый Божественный приговор Как и свт. Афанасий Великий, А. полагает, что этот приговор не мог быть просто отменен, ибо это не соответствовало бы правде Божией. И вот «Спаситель, чтобы в Своем Лице исполнить приговор (sententiam) всему человечеству, принял смерть, чтобы удовлетворить этому приговору (judicato)...
-
Искупительный подвиг Христа А. рассматривает не просто как перемену внешних отношений Бога и человека, но как внутреннее религиозно-нравственное перерождение греховной природы человека (в духе богословия свт. Иринея Лионского). С одной стороны, жертва Христова очистила и уничтожила грехи, сожгла их, с др.- Христос не только снял ответственность за прежние грехи, но, распяв влекущие нас ко греху страсти, дал способность к новой жизни. Следуя довольно распространенному взгляду, А. нередко высказывает мысль, что Воплотившийся Господь Своим служением дал пример истинно богоугодной жизни, показав, что воля Божия вполне может быть осуществлена не только на небе, но и на земле
-
Спасение человека, с т. зр. А., зависит не столько от его заслуг (merita), сколько совершается даром, в силу Божественного предопределения (praedestinatioDivina). А. утверждает, что «человеческая немощь» (carnalisinfirmitas) делает человека неспособным собственными силами совершать добрые дела, достойные награды (Expos. Ps. CXVIII. 20. 42). Поэтому главное место в спасении занимает вера (fides), «которая освобождает (нас) через Кровь Христову» (Ер. 63. 11). По мнению А., «всякий оправдывается Господом не от дел, но по вере (exfide). Ибо как исход судьбы не в нашей власти, но кому какой выпадет случай, так и благодать Господа подается не по заслугам, но по (Его) воле» (Exhort. virg. 43). Помимо веры Бог требует от верующего усердия в делах покаяния и милосердия, что находится в нашей власти (Depaenit. II 9). Человеческую свободу и Божественное предопределение А. пытается согласовать, утверждая, что Бог предвидит заслуги каждого человека и в соответствии с этим предвидением разделяет награды: «Не прежде Бог предопределил, чем предузнал, но чьи Он заслуги предузнал, тем и предопределил награды» (Defide. V 83). Несмотря на юридизм в терминах в целом А. в отличие от блж. Августина остается верен правосл. учению о синергии человека и Бога в деле спасения
-
Экклезиология. Учение о таинствах
А. полагает, что плоды спасительного дела Христова могут быть усвоены каждым человеком только в Церкви, основанной Самим Господом. Церковь есть «Град Божий» Свое учение о таинствах (mysteria) А. развивает гл. обр. в одноименном сочинении, где он последовательно объясняет смысл таинств Крещения, Миропомазания и Евхаристии. Крещение - это таинство возрождения (regenerationis), в к-ром благодать Св. Духа избавляет человека от вины (culpa) и заблуждения (error), освобождает его от наследственных и личных грехов (haereditariaetpropriapeccata)
-
В соч. «О таинствах», т. о., А. практически не касается материальной составляющей таинства, к-рая подробно рассматривается в «О священнодействиях». Кроме того, в учении А. о Евхаристии не упоминается эпиклеза и не рассматривается пневматологическая сторона таинства, к-рая, однако, ясно выражена в рассмотрении А. таинств Крещения и Миропомазания. Что касается вопроса соотношения личности священнослужителя и действительности таинств, то А. говорит, что совершение таинств зависит не от личности (figura, species) священнослужителя, а от благодати служения
-
Священники имеют власть прощать грехи именно потому, что «священническая должность есть дар Святого Духа, а право Святого Духа состоит в том, чтобы оставлять и прощать грехи». Еретики же (напр., новациане), не имея законной иерархии, не имеют такого права, как и вообще права совершать Таинства (Depaenit. I 2). Церковь не должна отлучать от общения впавших в прегрешения, но должна врачевать их в таинстве Покаяния. Нет такого греха, к-рый Бог не мог бы простить, но различная тяжесть грехов требует и различной степени покаяния (Ibid. I 2-3). Как есть одно крещение, так и одно публичное покаяние (в крещении), а в повседневных (легких) грехах следует каяться всегда
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.