Презентация на тему "Тема №1"

Презентация: Тема №1
Включить эффекты
1 из 48
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

"Тема №1" состоит из 48 слайдов: лучшая powerpoint презентация на эту тему с анимацией находится здесь! Вам понравилось? Оцените материал! Загружена в 2019 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    48
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Тема №1
    Слайд 1

    Тема №1

    ВВЕДЕНИЕ. роль и значение ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ Люди путают законы с правамиС. Е. Лец Пряников, кстати,всегда не хватает на всех. Булат Окуджава

  • Слайд 2

    Перечень изучаемых вопросов

    ПОНЯТИЯ ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. СВЯЗЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ПРАВО КАК НОРМАТИВНЫЙ РЕГУЛЯТОР. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И СУЩНОСТИ ПРАВА. ПРЕДМЕТ, СПОСОБЫ,МЕТОДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ. ЗАКОНЫ: ПРИЗНАКИ И ВИДЫ. ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ. СИСТЕМА ПРАВА. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПРАВА В РФ

  • Слайд 3

    Право есть наука о добром и справедливом.. Так определяли право древнеримские юристы. Право происходит от латинского слова «justitia » - справедливость. В настоящее время под правом понимается совокупность общеобязательных правил поведения (норм права), устанавливаемых государством для регулирования наиболее важных общественных отношений.

  • Слайд 4

    Структурная схема терминов Объективное Система права Субъективное Нормы права Отрасли права Гипотеза Диспозиция Санкция Право

  • Слайд 5

    Знание права гражданами: 1.Позволяет им компетентно исполнять свои обязанности. 2.Предостерегает их от совершения правонарушающих деяний. 3.Помогает им защитить свои права и законные интересы. 4.Позволяет им оказывать влияние на формирование общественного мнения по поводу дальнейшего развития и совершенствования права. Значение и ценность права состоит в том, что право позволяет: Упорядочить и стабилизировать стихийный процесс общественного развития. Выразить общие интересы и потребности отдельных лиц, социальных общностей, государств. 3.Цивилизованно решать глобальные международные проблемы. Существуют два подхода к правовому образованию студентов, обучающихся по неюридическим специальностям:

  • Слайд 6

    Узкий: студенты изучают только конкретные нормативно-правовые акты, необходимые для их профессиональной деятельности. Широкий: студенты наряду с отраслевыми юридическими дисциплинами изучают основы теории права. В процессе изучения права студенты на первом этапе осваивают основные понятия и определения теории права, которые в дальнейшем используются для изучения конкретных отраслей права. Цели изучения курса: усвоение категориально - понятийного аппарата юридического языка, без знания которого невозможно понимание современного права; получение сведений об основных отраслях права, необходимых для будущей профессиональной деятельности; повышение правовой культуры. В соответствии с целями изучения курса основными задачами являются: овладение понятийным аппаратом; вооружение студента правовым кругозором; привитие студентам ценностных ориентаций в жизни и в практической деятельности; формирование умения осмысливать правовые явления и процессы. Россия = Российская Федерация = РФ Курс начинается с изучения основ теории права и особенностей системы права России .Далее рассматриваются основы отраслей права России , знание которых предусмотрено государственными образовательными стандартами по экономическим специальностям

  • Слайд 7

    ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 1. ПОНЯТИЯ ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Под обществом в узком смыслепонимается конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений (первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное и пр.). Под обществом в широком смыслепонимается совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, направленных на лучшее удовлетворение общих потребностей и интересов. Общество является сложной системой и включает в себя следующие основные элементы: 1.Отдельные личности. 2.Семьи. 3.Объединения людей (политические, трудовые, по интересам). 4.Государство как важнейший элемент общества.

  • Слайд 8

    Под общественными отношениями понимаются многочисленные связи между различными элементами общества в процессе их совместной деятельности. Государство есть особая политическая организация, предназначенная для отражения и защиты интересов господствующего класса (и/или всего общества), обладающая суверенной публичной властью, устанавливающая обязательные для населения налоги и правила поведения (нормы права), располагающая аппаратом власти, управления и принуждения для придания своим велениям обязательной силы для всего населения. Основной признак государства – наличие суверенной власти (наивысшей). Власть– влияние на поведение населения страны. Вторым признаком государства является право. Без права нельзя управлять государством. Право - особый регулятор общественных отношений в форме совокупности общеобязательных правил поведения, устанавливаемых государством для регулирования наиболее важных общественных отношений. Признаки государства - территория, население, флаг, гимн, налоги. Под функциями государства понимаются основные направления его деятельности. Различают внутренние и внешние функции. Внутренние (основные): 1. Политическая (стабильность в обществе). 2.Охранительная (все законы должны выполняться). 3.Экономическая. 4.Социальная (дети, инвалиды, пенсионеры). 5.Экологическая. Внешние: 1. Оборона страны от внешнего нападения. 2.Внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность. Форма государства включает в себя три элемента: 1.Форма правления (монархия, республика). 2.Форма государственного устройства (унитарное государство, федеративное государство). 3.Форма политического режима (демократический, антидемократический). Россия – президентская республика с федеративным государственным устройством и демократическим политическим режимом.

  • Слайд 9

    Самим фактом своего существования право обязано государству. Оно производно от него и без государства не существует. С другой стороны, государство также не может существовать без права. Право обеспечивает легитимность государственной власти. Легитимность– законность установления власти, степень поддержки власти населением государства. Правовое государство - это государство, вставшее на более высокую ступень своего развития с новыми признаками. Такими новыми признаками дополнительными к обычным признакам государства являются: 1.Народный суверенитет. В государстве только народ реально выступает источником всей власти, которую реализует государство. 2.Господство(верховенство) права. Правовым законам должно подчиняться и само государство. 3.Распределение функций между различными государственными органами с целью предотвращения злоупотребления властью, повышения профессионализма в государственном управлении, осуществления контроля за деятельностью государственных органов. 4.Реальное обеспечение неотъемлемых прав и свобод граждан. 5.Наличие гражданского общества, в котором государство подконтрольно обществу. 2.СВЯЗЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

  • Слайд 10

    Государственная власть реализуется государственным аппаратом. Государственный аппарат – это система органов государственной власти (государственных органов) и государственных служащих. Под государственным органом понимается такое политическое учреждение, которое участвует в осуществлении функций государства и наделенное для этого государственно-властными полномочиями. По характеру выполняемых задач государственные органы подразделяются на следующие виды: 1.Законодательные органы. 2.Исполнительные органы. 3.Правоохранительные органы. Законодательные органы избираются населением государства. Поэтому они иногда именуются представительными органами. Указанные органы участвуют в выполнении функций государства путем правотворчества, разрабатывают необходимые законы. В Российской Федерации (РФ) на федеральном уровне это Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федераций и Государственной Думы. Исполнительные органы осуществляют повседневную управленческую деятельность. Действуют во исполнение установленных законов. В процессе своей работы принимают необходимые распоряжения. Поэтому их называют исполнительно-распорядительными органами. В РФ на федеральном уровне это Администрация Президента, Правительство РФ, министерства, комитеты, федеральные службы. Правоохранительные органы это органы, которые обеспечивают защищенность граждан, организаций, государства, общества от противоправных действий. Особая роль принадлежит судебным органам. Судебные органы рассматривают споры о праве и выступают в качестве органов правосудия. На федеральном уровне имеется Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. Также к правоохранительным органам относится прокуратура. На федеральном уровне имеется Прокуратура РФ. 3.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.

  • Слайд 11

    4.СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ПРАВО КАК НОРМАТИВНЫЙ РЕГУЛЯТОР 1.СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Под социальным регулятором понимают средство упорядочивания общественных отношений. Система социального регулирования включает в себя нормативное и ненормативное регулирование. Нормативное регулирование осуществляется с помощью социальных норм. Социальная норма – это специальное правило поведения, регулирующее отношения между людьми. К ненормативному регулированию относится ценностное, директивное и информационное регулирование. Ценностное регулирование заключается во влиянии на поведение членов общества системы социальных ценностей (коллективизм или культ частной собственности и пр.). Директивное регулированиезаключается во влиянии на поведение людей общих директив, программ действий, исходящих от органов государственной власти (напр., программа развития малого предпринимательства). Информационное регулированиезаключается во влиянии на поведение людей путем распространения через СМИ сведений о конкретных случаях поведения как образцах для подражания, либо для осуждения (раньше - ударники труда, сейчас – правонарушители).

  • Слайд 12

    2.НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ Понятие «норма» в широком смысле означает правило, руководящее начало. Различают социальные и несоциальные нормы. Несоциальные нормы регулируют отношения людей с природой, техникой, товарами и другими материальными объектами. Они отражаются в различного рода стандартах, правилах, инструкциях. Социальные нормы регулируют отношения между людьми. Они отличаются от других правил поведения следующим: 1.Они регулируют типичные, повторяющиеся, наиболее важные связи между людьми. 2.Рассчитаны на применение многими людьми. 3.За их неисполнение налагаются различного рода наказания - санкции. В качестве социальных норм используются: Обычаи Моральные нормы. Корпоративные нормы. Нормы права Религиозные нормы.

  • Слайд 13

    Обычай– это правило поведения, сложившееся в результате длительного и многократного применения. Обычаи складываются в силу привычек, в т.ч. унаследованных от предыдущих поколений (традиции), а также на основе хозяйственной деятельности людей (деловые обыкновения). Обычаи существуют в сознании людей, поддерживаются общественным мнением, различными психологическими факторами (напр., стремлением быть «как все»). Моральные нормы – это правила поведения людей на основе их представления о добре и о зле, о справедливости и других нравственных ценностях. Моральные нормы существуют в сознании людей, отражаются в литературе, искусстве, СМИ. Религиозные нормы устанавливаются различными вероисповеданиями. Они регулируют как отношение к божественному началу, так и поведение людей. Религиозные нормы отражаются в различных книгах (Библия, Коран). Корпоративные нормы устанавливаются объединением граждан. Отражаются в уставах, программах и других документах организаций. К нарушителям применяются меры морального и дисциплинарного воздействия (напр., Устав МОСУ, Правила внутреннего распорядка в МОСУ). Нормы права – это установленные и поддерживаемые государством общеобязательные правила поведения, регулирующие наиболее важные общественные отношения. Занимают ведущее место среди всех социальных норм. Обладают следующими специфическими признаками: 1.Обязательны для исполнения всеми, кому они адресованы. 2.Их исполнение обеспечивается государственным принуждением. 3.Они характеризуются формальной определенностью и обязательно фиксируются в письменных официальных документах. 4.Образуют единую систему, в которой нормы согласованы и логически взаимосвязаны.

  • Слайд 14

    3.ПРАВО КАК НОРМАТИВНЫЙ РЕГУЛЯТОР Спецификой доправового регулирования являлось преобладание немотивированных запретов. Немногочисленные социальные нормы регулировали совокупность общественных отношений. Такие нормы называются мононормами (например, не убий). Для правового регулирования общественных отношений характерно следующее: 1. Определение в нормах права что разрешается делать, что обязательно надо делать, что запрещается делать. 2. Выполнение норм права связано с государственной властью и должностными лицами. 3. Нормы права обязательно фиксируются в письменном виде. Основные этапы развития правового регулирования: 1. Зарождение правового регулирования в обществах, где происходило становление производящих форм экономики (земледелие, скотоводство). 2. Оформление правового регулирования в совокупность нормативно-правовых актов в обществах, где господствовала производящая экономика (например, законы XII таблиц в Древнем Риме). 3. Систематизация нормативно-правовых актов в форме Кодексов (Гражданский Кодекс Наполеона). В нормах права отражаются как классовые, так и общесоциальные интересы. Общесоциальные интересы отражаются в нормах права путем учета интересов различных слоев общества. 4. Новые подходы к правовому регулированию обозначились в XX веке с развитием и распространением общечеловеческих ценностей. Сфера правового регулирования. Под сферой правового регулирования понимается совокупность всех общественных отношений, регулируемых нормами права. Состав сферы правового регулирования со временем меняется. При этом правовому регулированию подвергается активное поведение человека, то есть, осознанное, волевое поведение. Пассивное поведение человека, которое вызывается его инстинктами и совершается без участия его воли, правом не регламентируется.

  • Слайд 15

    4. СВЯЗЬ НОРМ ПРАВА С ДРУГИМИ СОЦИАЛЬНЫМИ НОРМАМИ Некоторые обычаи признаются в качестве источников права (правовые обычаи). С другой стороны, право стимулирует прогрессивные обычаи. Обычаи, которые противоречат законам, классифицируются как правонарушения (например, кровная месть). 2. Мораль как социальный регулятор использовалась и до появления права. Она охватывает более широкую область общественных отношений, чем право (отношения дружбы, любви и др.). Многие общечеловеческие моральные нормы закреплены в нормах права (например, право на жизнь). Нормы права не должны требовать от людей выполнения безнравственных поступков. С другой стороны, мораль поддерживает нормы права, отвечающие ее требованиям (моральное право). 3. В некоторых странах религиозные нормы выступают в качестве источников права (Иран, Пакистан). Но в большинстве стран право создает возможность для беспрепятственного выполнения гражданами своих религиозных воззрений, но не создается на основе религиозных норм. 4. Право связано с развитием и реализацией многих корпоративных норм. Так, Конституция РФ создает правовую основу для организации и деятельности различных объединений граждан. 5. Связь между несоциальными нормами и правом. Нормы права могут иметь ссылки на несоциальные нормы, соблюдение которых признается юридической обязанностью (правила техники безопасности). Нарушение таких несоциальных норм расценивается как правонарушение.

  • Слайд 16

    ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И СУЩНОСТИ ПРАВА. ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА. Естественное право составляют общепризнанные права человека и гражданина, которыми люди обладают в силу факта своего рождения (право на жизнь, право на свободу совести, мысли, религий, на свободу передвижения в пределах государства, право на труд, свободный выбор профессии и пр.). Подробно эти права отражены в Всеобщей Декларации прав и свобод человека (принята ООН в 1948 г.) и других документах. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА. В ее основе лежит идея о том, что право не делается, а образуется стихийно на основе обычаев и традиций народа. Право является продуктом народного духа. Достоинства школы: 1.внимание к обычаям народа. 2.критическое отношение к формальному заимствованию законов и понятий других государств. Недостатки: 1.отрицает внешнее влияние на право. 2. придает националистическое звучание праву.

  • Слайд 17

    КЛАССОВАЯ (ЭКОНОМИЧЕСКАЯ) ТЕОРИЯ ПРАВА. К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Право понимается как возведенная в закон воля экономически господствующего класса. Право определяется материальным уровнем жизни общества, экономикой. Достоинства: 1.выражена действительная связь права с экономикой и политикой. 2.право понимается как надстройка над экономическим базисом, отражающая волю господствующего класса. Недостатки: Не учитывает влияние других факторов на право (например, общественного сознания). СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ПРАВА. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА. Правовые нормы государства – это лишь часть права. Право трактуется как совокупность элементов субъективной человеческой психики, представлений людей о своих правах и обязанностях. НОРМАТИВИЗМ. Но чтобы право выполняло свою функцию как регулятора наиболее важных общественных отношений, необходимо единое понимание права в процессе правоприменительной деятельности. Этому соответствует нормативистское понимание права, как совокупности зафиксированных в документах норм права, установленных государством.

  • Слайд 18

    ПРИРОДА ПРАВА. Сущность права Содержание права. Структура права. есть общая воля, интересы населения государства Право выступает в качестве меры возможного и должного поведения человека в данном государстве. Содержание права выражается в форме двух принципов: 1.для граждан: разрешено все, что не запрещено законом. 2.для органов государственной власти: разрешено только то, что предусмотрено законом. Право имеет сложную структуру и включает в себя следующие основные части: 1. права человека (естественное право). 2. общие принципы права. 3. нормы, принятые на референдуме. 4. централизованные нормы. 5. договорные нормы.

  • Слайд 19

    Права человека – это такие права, которые составляют естественное право и которыми любой человек обладает независимо от имущественного и социального положения с момента рождения и до смерти (право на жизнь, свободу, достойное существование и др.). Всего в настоящее время различают около 50 таких прав. Общие принципы права– это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права как регулятора общественных отношений (принципы законности, справедливости, социальной свободы, равенства всех перед законом и др.). Права человека и общие принципы права образуют основу права. Нормы, принятые на референдуме, регулируют наиболее важные вопросы, по которым воля народа должна быть выражена непосредственно. В РФ такими нормами выступают нормы Конституции РФ. Централизованные нормы разрабатываются и принимаются различными федеральными органами власти. Эти нормы занимают самую большую часть в структуре права. Договорные нормы касаются участников договора. Если между ними возникают споры, то суд исходит из условий договора. В этом заключается государственная поддержка договорных норм.

  • Слайд 20

    Признаки права ФУНКЦИИ права Выделяют следующие основные признаки права: 1.Социальность (характеризует первоначальное предназначение права как регулятора наиболее важных общественных отношений). 2.Формализм (фиксация норм права в письменном виде, нормы права имеют определенную структуру). 3.Системность (право как система взаимосвязанных, общеобязательных норм, основанных на учете интересов различных слоев общества). 4.Процедурность (имеется определенный порядок создания, применения и защиты норм права). Функции права – это основные направления юридического воздействия на общественные отношения Функции права подразделяются на: 1.Внутренние или специально-юридические. 2.Внешние или общесоциальные. Специально-юридические функции права: 1.Регулятивная функция. 2.Охранительная функция. .

  • Слайд 21

    Регулятивная функция – это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений в соответствии с потребностями общественного прогресса. Охранительная функция – это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану положительных общественных отношений и вытеснение вредных для общества отношений Охранительная функция – это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану положительных общественных отношений и вытеснение вредных для общества отношений. Общесоциальные функции права: 1.Гуманистическая функция (направлена на смягчение противоречий и напряжения в обществе). 2.Воспитательная функция (направлена на подготовку законопослушных граждан и должностных лиц). 3.Идеологическая функция (направлена на восприятие обществом мировых правовых стандартов).

  • Слайд 22

    ПРЕДМЕТ, СПОСОБЫ,МЕТОДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. Под предметом правового регулирования понимаются конкретные общественные отношения, которые регулируются нормами права. Предмет правового регулирования дает ответ на вопрос «что регулируется правом?». Способы правового регулирования дают ответ на вопрос «каким образом осуществляется регулирование тех или иных общественных отношений?». Различают три основных способа правового регулирования: Обязывание– это возложение на участников общественных отношений обязанностей, связанных с совершением активных действий. Запрещение– это возложение на участников общественных отношений обязанностей воздержаться от совершения действий, запрещенных нормами права. Дозволение– это предоставление участникам общественных отношений прав на свои собственные активные действия, которые они могут осуществлять по своему собственному усмотрению, а могут и не осуществлять. 1 2 3

  • Слайд 23

    Метод правового регулирования Под методом правового регулирования понимаются особенности характера осуществления правового регулирования тех или иных общественных отношений. Выделяют два метода правового регулирования: 1 Диспозитивный (автономный). Диспозитивное регулирование – предоставление с помощью норм права участникам общественных отношений свободы поведения в установленных пределах. Особенности диспозитивного метода: 1.Равноправие сторон. 2.Возникновение прав и обязанностей на основе соглашения между сторонами. 3.Споры разрешаются в судебном порядке. 2 Императивный (авторитарный). Императивное регулирование – предписание с помощью норм права определенного поведения для участников общественных отношений. Особенности императивного метода: 1.Стороны неравноправны, имеются управляющая и управляемая стороны. 2.Права и обязанности устанавливаются заранее в нормах права. 3.Условием их возникновения является государственно-властное предписание. 4.Споры разрешаются первоначально в административном порядке, а лишь после этого применяется судебный порядок.

  • Слайд 24

    ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА (ФОРМЫ) ПРАВА Источник (форма) права – это документальная форма выражения и закрепления норм права, исходящих от государства или признаваемых им официально. В качестве основных форм прав в настоящее время используются: Правовые обычаи. Юридические прецеденты Нормативно-правовые акты. Договоры нормативного содержания. Общие принципы права. Религиозные тексты это такие обычаи, которые признаны государством в качестве общеобязательных правил поведения. В настоящее время правовые обычаи в качестве форм права используются редко. решения суда или какого-либо другого государственного органа, вынесенное по конкретному делу и обязательное для использования при решении аналогичных дел в последующем. Юридические прецеденты получили наибольшее распространение в Англии. это документы государственных органов, содержащие нормы права. Являются основной формой права во многих странах. это соглашения между различными субъектами права, содержащие нормы права. в тех случаях, когда при рассмотрении конкретного дела обнаружится, что отсутствуют подходящие нормы права или юридические прецеденты, то в качестве форм права могут использоваться общие принципы права. В настоящее время в странах так называемого «мусульманского права» (Иран, Пакистан и др.) такие тексты до сих пор используются в качестве основных форм права (Коран – книга, содержащая заповеди и поучения Аллаха).

  • Слайд 25

    НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ. Понятие и признаки нормативно-правового акта. Под нормативно-правовым актом понимается документ органов государственной власти, содержащий нормы права. Признаки нормативно-правового акта (отличия от других документов): 1.Исходит от всего населения (в случае принятия на референдуме) или от органов государственной власти. 2.Содержит нормы права. 3.Создается в особом, процессуальном порядке. 4.Оформляется в определенном виде. 5.Образует единую, иерархическую систему. 6.Обязательно доводится до сведения населения.

  • Слайд 26

    Классификация нормативно-правовых актов. Для упорядочивания нормативно-правовых актов используются различные классификации и способы систематизации нормативно-правовых актов. Основаниядля классификации: 1.Юридическая сила (НПА) 2.Содержание (НПА ) 3.Субъекты, издавшие (НПА ) 4.Объем и характер действия (НПА) нормативно-правового акта отражает его место в иерархической системе нормативно-правовых актов. Наибольшей юридической силой обладает Конституция РФ – основной закон государства. подразделяются на: 1.Однородные нормативно-правовые акты. Пример Трудовой Кодекс РФ \ 2.Комплексные нормативно-правовые акты Федеральный закон «Об образовании». выделяют: 1.Нормативно-правовые акты органов законодательной власти (законы). 2.Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти (подзаконные нормативные акты). 3.Нормативно-правовые акты органов судебной власти (постановления). подразделяются на: 1.Акты общего действия. 2.Акты ограниченного действия. /распространяются на беженцев/ 3.Акты общего действия распространяются на все население государства.

  • Слайд 27

    ЗАКОНЫ: ПРИЗНАКИ И ВИДЫ. Признаки: Регулируют наиболее важные общественные отношения. Обладают высшей юридической силой по сравнению с другими нормативно-правовыми актами. Принимаются в результате всенародного волеизъявления на референдуме, либо органами законодательной власти.

  • Слайд 28

    Виды: Федеральные законы. (………) Конституцию Федеральные конституционные законы (…….) Законы субъектов РФ. (……….)

  • Слайд 29

    Подзаконный нормативно-правовой акт – это нормативно-правовой акт, принятый органами исполнительной власти. Выделяют в порядке убывания юридической силы следующие виды подзаконных нормативно-правовых актов: 1. Указы Президента РФ. 2. Постановления Правительства РФ. 3. Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов, федеральных служб). 4. Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ. 6. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления. ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.

  • Слайд 30

    Действие нормативно-правовых актов во времени по кругу лиц В пространстве

  • Слайд 31

    Действие нормативно-правовых актов во времени начинается с момента вступления нормативно-правового акта в силу и заканчивается в момент прекращения действия нормативно-правового акта. Момент вступления нормативно-правового акта в силу определяется: 1.Указанием в самом нормативно-правовом акте (например, с 1 января 2004 года). 2.Днем опубликования закона. 3.По прошествии определенного количества дней после опубликования нормативно-правового акта. Прекращение действия нормативно-правового акта определяется: 1.Путем указания на то в новом нормативно-правовом акте. 2.По истечении срока его действия, указанного в самом акте. По общему правилу, нормы нормативно-правового акта начинают применяться для регулирования общественных отношений, возникших после вступления в силу данного акта. Имеется два исключения: 1.Если об обратной силе акта прямо указано в самом акте. 2.Обратную силу имеют акты с нормами права, устраняющими или смягчающими уголовную или административную ответственность.

  • Слайд 32

    По кругу лиц, на которых распространяется действие акта, выделяют общие и специальные акты. Общие распространяют свое действие на всех граждан. Специальные – на определенную категорию граждан (пенсионеров, студентов и др.). Действие нормативно-правовых актов в пространстве определяется полномочиями субъекта, издавшего акт. Акты, которые издаются федеральными органами государственной власти, действуют на всей территории РФ. Акты, которые издаются органами государственной власти субъектов РФ, действуют только на территории субъектов.

  • Слайд 33

    Коллизия – столкновение. Кодекс – книга. Систематизация – упорядочивание. Существуют следующие основные способы систематизации нормативно-правовых актов: 1. Инкорпорация. 2. Кодификация. 3. Консолидация. Инкорпорация – это объединение в сборнике действующих нормативно-правовых актов без изменения их содержания. Кодификация– это деятельность, направленная на систематизацию и коренную переработку действующих нормативно-правовых актов путем принятия нового кодифицированного акта (при кодификации устраняются коллизии норм из разных нормативно-правовых актов). По своему содержанию кодифицированные акты бывают: 1. Основами законодательства. 2. Кодексами. 3. Уставами. 4. Положениями. Консолидация – это деятельность, направленная на объединение множества нормативно-правовых актов, касающихся определенной сферы общественных отношений, в один укрупненный акт. Консолидация является промежуточным шагом к кодификации. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ СПОСОБОВ СИСТЕМАТИЗАЦИИ НОРМАТИВНО- ПРАВОВЫХ АКТОВ

  • Слайд 34

    СИСТЕМА ПРАВА Понятие системы права. Все множество норм права образует систему права. Под системой понимается целое, состоящее из частей. Как целостное образование система права включает в себя все действующие в государстве нормы права. В качестве составных частей системы права выступают отрасли права, подотрасли права и институты права, но базовыми частями системы права выступают отрасли права. Под отраслью права понимается совокупность норм права, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений. Основаниями для разбиения права на отрасли являются предмет правового регулирования и метод правового регулирования . Система права – это совокупность отраслей права, в которых выражена общая воля господствующего класса или всего общества. Строение права.

  • Слайд 35

    Подотрасль права – совокупность норм права, регулирующих специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования отрасли права. Например, в качестве подотраслей гражданского права выступают авторское право, наследственное право и др. подотрасли. Институт права – совокупность норм права, регулирующих однородную группу общественных отношений. По своему содержанию институты права бывают простыми и сложными. Простой институт права включает в себя нормы права одной отрасли права. Например, институт залога в гражданском праве. Сложный институт права включает в себя нормы права из различных отраслей права. Например, институт собственности включает в себя нормы права из конституционного права, гражданского права, семейного права и др. отраслей права. Каждая отрасль права имеет основной институт права, в котором определяются: 1.Предмет правового регулирования отрасли. 2.Общеотраслевые принципы права. 3.Задачи отрасли и иные общие положения. Так, в конституционном праве в качестве основного института выступает институт «Основы конституционного строя» (подраздел 1 Конституции РФ). В качестве основного института гражданского права выступают нормы права, отраженные в подразделе Гражданского Кодекса «Основные положения». Система права не является застывшей структурой. Она изменяется в зависимости от изменений общественных отношений. В ней появляются новые отрасли права и институты права, отмирают старые.

  • Слайд 36

    Система права не является застывшей структурой. Она изменяется в зависимости от изменений общественных отношений. В ней появляются новые отрасли права и институты права, отмирают старые. Например, за последние годы в РФ: ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПРАВА В РФ. 1.Конституционное (государственное) право. 2. Административное право. 3. Гражданское право. 4. Финансовое право. 5. Земельное право. 6. Трудовое право. 7. Экологическое право. 8. Семейное право. 9. Уголовное право. 10.Уголовно-процессуальное право. 11. Гражданско-процессуальное право. 12. Арбитражно-процессуальное право 13.Международное право. 14.Международное частное право.

  • Слайд 37

    Право материальное и процессуальное.

    Существует деление отраслей права на отрасли материального права и отрасли процессуального права. Отрасли материального права определяют права и обязанности сторон, условия их возникновения, изменения и прекращения. Отрасли процессуального права устанавливают порядок рассмотрения в судебных органах споров между сторонами по поводу нарушенных прав и невыполненных юридических обязанностей. К отраслям материального права относятся государственное, гражданское, административное и ряд других отраслей права. К отраслям процессуального права относятся уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное право.

  • Слайд 38

    Право частное и публичное.

    Основаниями для такого деления являются: 1. Констатация факта: регулирует ли отрасль права общественные отношения, в которых заинтересованной ,необходимой стороной выступает государство? В этом случае отрасль права относится к отраслям публичного права. В противном случае отрасль права относится к отраслям частного права. 2. Используемый в качестве доминирующего метод правового регулирования. В отраслях публичного права в качестве доминирующего метода используется императивный метод, в отраслях частного права – диспозитивный метод. Примеры отраслей публичного права: Государственное, административное, уголовное право. Примеры отраслей частного права: Гражданское, семейное, трудовое и др.

  • Слайд 39

    Право международное и право национальное.

    Существует деление права на отрасли международного права и отрасли национального права. К отраслям международного права относятся две отрасли: 1.Международное право. 2.Международное частное право. Международное право регулирует отношения между государствами. Международное частное право регулирует отношения с участием иностранных физических и юридических лиц. К отраслям национального права относятся все другие отрасли права.

  • Слайд 40

    выводы

  • Слайд 41

    нормы права– это общеобязательное правило поведения, которое устанавливается государством и исполнение которого поддерживается силой государства..

    Гипотеза Диспозиция Санкция указывается на круг лиц, которым адресована норма. само правило поведения содержится указание на возможную меру государственного принуждения, которая может быть применена к нарушителю нормы.

  • Слайд 42

    Пример нормы права: Налогоплательщики должны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации. Непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере пяти тысячи рублей. В этой норме гипотеза – налогоплательщики. Необходимость предоставления налоговой декларации – диспозиция. Взыскание штрафа в пять тысяч рублей – санкция.

  • Слайд 43

    1. Классификация по отраслям права (нормы гражданского права, семейного права и пр.). Виды (классификация) норм права. 2. По способу регулирования общественных отношений различают три вида норм: Управомочивающие Обязывающие Запрещающие 3. По предмету правового регулирования 4. По выполняемым функциям. Материальные Процессуальные Правоохранительные нормы. Устанавливают меры государственного принуждения к нарушителям норм права. Нормы позитивного регулирования. Устанавливают права и обязанности 5. По действию норм права в пространстве. 6. По кругу лиц. 7. По времени действия. Временные нормы права Нормы постоянного действия Нормы специальные. Нормы общие. Нормы местного действия. Нормы общего действия.

  • Слайд 44

    ОСОБЕННОСТИ ИЗЛОЖЕНИЯ НОРМ ПРАВА В НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТАХ: 1.Норма права излагается в различных статьях одного нормативно-правового акта. Пример: ст.ст. 19, 23, 119 Налогового Кодекса. 2.Норма права излагается в статьях различных нормативно-правовых актов. Пример: экологическое право. Обязанности в экологическом законодательстве, санкции в Кодексе об административных правонарушениях. 3.В одной статье нормативно-правового акта содержится несколько норм права. Пример: статьи Конституции РФ.

  • Слайд 45

    Тема №1. Вопросы для семинара Понятие и признаки государства. Понятие функций государства и их классификация на примере России. Государственный аппарат и механизм государства. Понятие, принципы права. Основные признаки права. Отличие его от других социальных норм. Нормативно-правовые акты в РФ. Понятие «правотворчество».   Практические задания для семинарских занятий Представить в графическом виде модель Российского государства, проанализировать с юридической точки зрения форму Российского государства. Укажите время вступления в силу следующих нормативных актов: Постановление правительства; закона РФ; указа Президента РФ. Приведите примеры нормативных актов, принятых в текущем году. На основе кросс-анализа выявить общие и особенные черты следующих законодательных (нормативно-правовых) актов (по заданию преподавателя): (а) федеральных законов; (б) законов субъектов Российской Федерации, (в) указы Президента, (г) постановления Правительства.

  • Слайд 46

    Федеральные законы Конституция Кодексы - Гражданский кодекс Российской Федерации - Семейный кодекс Российской Федерации - Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) - Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) 3. Законы и другие нормативные акты - Закон РФ "О защите прав потребителей" - Федеральный закон "Об охране окружающей среды" - Закон РФ "О недрах" Законы Калининградской области Закон КО "О гербе и флаге Калининградской области" Закон КО "О порядке предоставления информации органами государственной власти Калининградской области" Закон КО Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Калининградской области

  • Слайд 47

    ПостановлениеПравительстваРФ от 26.11.2008 N 877 "О переносе выходных дней... ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 28.08.2009 N 705 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОГРАММУ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ... ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 28.08.2009 N 701 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРАВИЛА ЗАДЕРЖАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА... ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 19.08.2009 N 676 "О ПРАВИЛАХ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ И ОКАЗАНИЯ ИНЫХ УСЛУГ... ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 19.08.2009 N 666 "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ВЕЛИЧИНЫ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ... ПостановлениеПравительстваРФ УказПрезидентаРФ от 17 декабря 2002 г. N 1413 . "Об утверждении перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж... УказПрезидентаРФ О некоторых мерах поддержки инвалидов . 6 мая 2008 года N 685 . УказПрезидентаРФ от 16.09.1999 N 1237 ( с изм. на 10 января 2009... УказаПрезидентаРФ от 17.04.2003 N 444) Особенности прохождения военной службы впериод проведения мобилизации, при введении чрезвычайного... УказПрезидентаРФ "О мерах государственной поддержки талантливой молодежи"... Приказы Министерства образования РФ УказПрезидентаРФ

  • Слайд 48

    Спасибо за внимание

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке