Содержание
-
тема:ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
-
Основные нормативные акты:
Конституция РФ Федеральный закон от 14.06.1994г. (ред. от 25.12.2012г.) №5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» Указ Президента РФ от 23.05.1996г. (ред. от 02.02.2013г.) №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»
-
в теории государства и праваИСТОЧНИК ПРАВА это способ, с помощью которого закрепляются нормы права или это способ, с помощью которого находят внешнее выражение нормы права
-
Источники конституционного права это нормативно-правовые акты, регулирующие конституционно-правовые отношения и содержащие конституционно-правовые нормыречь идет исключительно о действующих нормативно-правовых актах
-
Нормативно-правовой акт может быть источником конституционного права:
полностью (Конституция РФ, ФКЗ «О референдуме», ФЗ «О гражданстве» и др.) частично, когда его нормы регулируют отношения комплексно и поэтому относятся к нескольким отраслям права (ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления», ФЗ «Об информации …») в целом является источником другой отрасли права, но ряд его норм одновременно относится и к отрасли конституционного права (п.5 ст. 114 УПК, ст.278,279,282 УК)
-
поуровню принятия и действия источники конституционного права делятся на:
Источники федерального уровня (источники 1-го уровня) Источники субъектов РФ или источники регионального уровня (источники 2-го уровня) Источники муниципального уровня(источники 3-го уровня)
-
источники федерального уровня:(источники первого уровня)
Конституция Российской Федерации Декларации Акты Конституционного Собрания Законы федерального уровня Акты палат Федерального собрания Акты Президента РФ Акты Правительства РФ Акты федеральных органов исполнительной власти
-
Конституция Российской Федерации
принята всенародным голосованием на референдуме 12 декабря 1993 года вступила в силу 25 декабря 1993 года – первое официальное опубликование (п.1 раздела 2 Конституции РФ) главный или основной источник конституционного права, в котором закреплены основные черты российского общества и государства, поэтому ее именуют – Основной закон ее нормы предопределяют содержание других источников права состоит из двух разделов, объединяющих девять глав, 137 статей дважды вносились поправки 30 декабря 2008 года и 6 февраля 2014 года
-
декларацииимеют программный характер, их назначение заключается в фиксации провозглашаемых общественно-политических ценностей в конкретный период времени
Декларация о государственном суверенитете, принятая 12 июня 1990 года ПервымСъездом народных депутатов РСФСР - фактически включена в нормы действующей Конституции РФ Декларация о языках народов России, принята 25 октября 1991 года Верховным Советом РСФСР – де-факто продолжает действовать Декларация прав и свобод человека и гражданина, принята 21 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР - фактически включена в нормы действующей Конституции РФ
-
акты Конституционного Собрания
особые источники, принимаемые в связи с пересмотром глав 1, 2 и 9 Конституции РФ, т.е. фактический пересмотр самой Конституции (ст.135 Конституции РФ) в современной конституционной практике России принятие таких актов не возможно, т.к. не принят ФКЗ «О Конституционном Собрании» не определена форма этого акта
-
законы федерального уровня
Законы РФ о поправках к Конституции РФ ФЗ от 4 марта 1998 года №33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» главы с 3 по 8 Конституции РФ принимаются квалифицированным большинством (2/3 Государственной Думы и 3/4 Совета Федерации) требуют согласования с субъектами РФ (не менее 2/3 субъектов РФ в течение не более чем одного года) не могут быть ветированы Президентом РФ Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам прямо предусмотренным в Конституции РФ принимаются квалифицированным большинством (2/3 Государственной Думы и 3/4 Совета Федерации) не могут быть ветированы Президентом РФ Федеральные законы
-
акты палат Федерального Собрания (Совет Федерации и Государственная Дума)
постановления – п. 2 ст. 102 и п. 2 ст. 103 Конституции РФ принимаются каждой палатой отдельно в специальной процедуре – п. 1 ст. 100 Конституции РФ основными актами являются Регламенты каждой из палат, утвержденные соответствующими постановлениями - п. 4 ст. 101 Конституции РФ
-
акты Президента РФ
Указ(п. 1 ст. 90 Конституции РФ) нормативные(Указ Президента №849 от 13.05.2000г. «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе») ненормативные(Указ о приеме в гражданство, о награждении, о назначении на должность) Распоряжение(п.1 ст.90 Конституции РФ) Послание(п. «е» ст.84 Конституции РФ)
-
акты Правительства РФ
Постановление– это нормативно-правовой акт (Постановление от 30.06.2001г. №490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения»; Постановление Правительства РФ от 28.07.2005г. N452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти») Распоряжение– это организационно-правовой акт (Распоряжение Правительства РФ от 30.01.2014 №93-р «Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти»)
-
акты федеральных органов исполнительной власти
Инструкции (Инструкция от 23.12.2008г. «Об организации деятельности пограничных органов по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства») Приказы - (Приказ Минюста РФ от 31.03.2009г. N94 «Об утверждении образцов документов, представляемых в Министерство юстиции Российской Федерации (его территориальный орган) для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения»)
-
источники регионального уровня(источники второго уровня)
Конституции (уставы) субъектов РФ (Устав Кемеровской области, Конституция Республики Алтай) Законы субъектов РФ (Закон Кемеровской области «О выборах Губернатора Кемеровской области», Закон Кемеровской области «О Совете народных депутатов Кемеровской области») Иные нормативные акты субъектов РФ (постановления Губернатора, договор между органами власти субъекта РФ и органами местного самоуправления)
-
источники муниципального уровня(источники третьего уровня)
Уставы муниципальных образований (поселений, муниципальных районов, городских округов) – принимаются на местных референдумах или представительными органами местного самоуправления Акты органов местного самоуправления – постанволения, регламенты представительных органов, положения об администрациях, правила и т.п.
-
Специальные источники
Внутригосударственные договоры – между органами государственной власти, между органами государственной власти и органами местного самоуправления -относить договор к источнику права или нет зависит от его содержания Решения Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ (предоставлено право официального толкования Конституции РФ и конституций (уставов) субъектов РФ соответственно) Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры (ч. 4 ст. 15 Конституция РФ, ФЗ «О международных договорах»)
-
коллизия в праве – это противоречие между нормамиколлизия в конституционном праве это противоречие между конституционно-правовыми нормами
-
Причины коллизий в конституционном праве
несовершенство юридической техники в законодательном процессе столкновение новых и старых норм отсутствие координации правотворчества субъектов РФ судебные ошибки произвольное толкование конституционно-правовых норм выход отдельных органов государственной власти за пределы своих полномочий
-
Виды коллизий
Между естественным и позитивным правом (разрешаются всегда в пользу естественного права) Споры о компетенции (разрешаются специальными органами конституционного контроля – Конституционными судами) Противоречия между источниками права: между ФКЗ и ФЗ - решаются всегда в пользу ФКЗ (п.3 ст.76 Конституции РФ) между законом и подзаконным актом - всегда в пользу закона (ст. 15, п. 3 ст. 90 Конституции РФ) между федеральными законами и актами субъектов РФ по вопросам ведения России и по вопросам совместного ведения России и ее субъектов – всегда в пользу федерального закона (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ) между федеральным законом и актом субъекта РФ по вопросам ведения субъекта РФ – всегда в пользу субъекта РФ (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ)
-
пробел в праве в теории государства и права это отсутствие правовой нормыпробел в конституционном праве это отсутствие конституционно-правовой нормы, регулирующей конституционно-правовое отношение
-
преодоление пробелов
нормативный принятие необходимой конституционно-правовой нормы в специальной процедуре ненормативный аналогия права – разрешение конституционно-правовых отношений на основе общих конституционных принципов данной правовой системы (встречается в актах Конституционного Суда РФ) аналогия закона – разрешение конституционно-правовых отношений на основе схожих конституционно-правовых норм (ФЗ «Об основных гарантиях избирательных права граждан и права на референдум» предусматривает, что если на муниципальных выборах будут отсутствовать необходимые правовые нормы, то могут применять федеральные и региональные нормы, регулирующие избирательный процесс)
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.