Содержание
-
Цветцих Наталья Балан Таисия «Мой дом – моя крепость» Проект выполнили:
-
Цель работы:Пробуждение интереса к преданиям и обычаям «дома», формирования патриотических чувств у детей школьного возраста в процессе создания макетов «рубленной избы» и «хаты–мазанки».
Задачи: Ознакомление с теоретическими сведениями связанными с историей жилища Создание макетов «Рубленной избы» и «Хаты - мазанки» Сформировать образные представления об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства избы.
-
При этом исходили из практических соображений: место должно быть сухим, высоким, светлым Неудачным для строительства было место, где прежде захоранивали людей, либо раньше проходила дорога или стояла баня. Крестьянский дом в массовом сознании ассоциировался со словом "изба". Слово "изба" у большинства людей естественно соединяется со словом "деревня". В прошлом "избой" всегда называлось жилище, расположенное в сельской местности: селе, деревне, заимке, хуторе. При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места.
-
Особые требования предъявлялись и к строительному материалу.
Считалось, что далеко не каждое дерево было пригодно для изготовления бревен для сруба. На постройки запрещалось брать скрипучие деревья, деревья с явными дефектами, дуплами. Считалось, что все это не только ухудшит постройку, но и принесет несчастье в хозяйство.
-
На севере Европейской России крестьянское жилище представляло деревянный рубленный дом, на юге – хата-мазанка. Деревянная рубленая изба. Конструктивно избы решались в форме квадратного или прямоугольного сруба из образующих стены венцов-рядов горизонтально положенных бревен, связанных в углах врубками. Решение плана избы просто и лаконично. Изба объединена под общей кровлей с хозяйственными постройками. Для внешнего облика избы характерна живописная асимметрия в размещении крыльца, ворот, ввоза, двора и окон, что придает особый уют и интимность русскому крестьянскому жилищу.
-
Хата -мазанка
При строительстве выделалось 2 способа: 1. Изготовление саманного блока из глины и соломы, возведение стен и обмазка их глиной, кровля выполнялась из соломы или камыша. 2. Возведения хат на сохах (деревянных каркас), в стенах как утеплитель применяли камыш, который обмазывали глиной с соломой. Внешний облик хаты определялся в деталях: Цветовая гамма хаты-мазанки —беленая в голубые или белые тона, многие стены хаты украшались внутри и снаружи росписью. Магия числа три прослеживалась не только в росписи дома, но и в планировке окон, также само жилище состояло из трех частей — завалины, стен и крыши, в хате имелось три комнаты. Украшали хату связками лука, чеснока, красного перца и колосьями хлеба
-
Важным было освещение избы. Днем изба освещалась с помощью окон. Высота окон равнялась диаметру четырех-пяти венцов сруба. Окна в крестьянских избах не открывались. Помещение проветривалось через печную трубу или дверь. Нижней границей жилого пространства избы был пол. На юге и западе Руси полы чаще устраивали земляные. Деревянные полы также древни, но встречаются на севере и востоке, где климат суровее и почва более влажная. Для половиц использовали сосну, ель, лиственницу Полы в деревнях не красили, сохраняя естественный цвет дерева, зато мыли пол каждую субботу и перед праздниками, застилая его половиками. Сами половицы связывались с идеей пути. Так мыть во сне полы — к перемене жилья, ходить во сне по половице — к свадьбе. Верхней же границей избы служил потолок. Сюда прибивался крюк или кольцо для подвешивания колыбели. Сверху на потолок набрасывали опилки, опавшие листья. Нельзя было только на потолок сыпать землю — такой дом ассоциировался с гробом.
-
В крестьянских домах было, как правило, одно или два жилых помещения, соединенных сенями. Их использовали для хозяйственных нужд и как своеобразный тамбур между холодом улицы и теплом избы. В саму избу вела низкая одностворчатая дверь, вытесанная из двух-трех широких пластин твердого дерева. Объяснений такой планировки дома было несколько. Маленькая дверь сохраняла больше тепла, препятствовала возникновению сквозняков. Еще одна функция такого низкого входа в избу состояла в том, что каждый гость, проходя через него, нагнувшись, невольным образомделал поклон , добавляяк нему традиционные пожелания: "Здравствуйте" и "Мир вашему дому". Порог в быту осознавался не только как препятствие для проникновения в избу холодного воздуха, но и как граница между мирами. При входе в чужой дом полагалось остановиться у порога и прочесть краткую молитву. Повсеместен запрет здороваться и прощаться, разговаривать друг с другом через порог.
-
Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Основное пространство избы занимала печь. В большинстве изб печь располагали сразу справа у входа. Часть избы от устья печи до противоположной стены, назывался печным углом. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно. Печной угол считался исключительно женским пространством в доме: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы. Мужчины даже своей семьи зайти в печной угол без особой надобности не могли. Здесь располагалось все необходимое для приготовления пищи.
-
По диагонали от печи располагался красный угол, который был почетным местом в избе. Здесь на специальной полке стояли иконы, горела лампада. Любой гость, входивший в дом, сначала находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды крестился, низко кланялся образам, а уж потом здоровался с хозяевами. Человек, пришедший в гости, мог пройти в красный угол только по особому приглашению. Этот угол избы всегда старались особо украсить и держать в чистоте.
-
Особое место в доме занимала долгая лавка. Она шла вдоль боковой стены дома от красного угла, и подобно печному углу, считалась женским местом, где женщины и девушки занимались прядением, вязанием, вышиванием, шитьем. От передней стены к печи шла лавка судная. На нее ставили ведра с водой, горшки, чугунки, укладывали выпеченные хлеба. Лавка в крестьянском доме — это особое место, на которое позволено сесть не каждому. Большое значение придавалось тому, куда хозяин посадит гостя: желанного гостя всегда садили на лавку, а незваного — на скамью.
-
Но вернемся в красный угол. Здесь кроме божницы всегда ставили стол. Стол делали прямоугольным по форме и располагали всегда вдоль половиц в красном углу. Любое выдвижение его оттуда могло быть связано лишь с обрядовой или кризисной ситуацией. Вообще, стол осмыслялся как аналог храмовому престолу. Потому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом.
-
Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей его пространство Деревянная утварь по технике изготовления могла быть долбленой, бондарной, столярной, токарной. В большом употреблении была также утварь, изготовленная из бересты, плетенная из прутьев, соломы, корней сосны. Гончарная посуда применялась в основном для приготовления пищи в духовой печи и подачи ее на стол,. Металлическая утварь традиционного типа была распространена преимущественно на Русском Севере. Это была, главным образом, медная, оловянная, серебряная столовая посуда, передаваемая по наследству как величайшая ценность. Наличие ее в доме было ярким свидетельством зажиточности семьи. Такую утварь продавали только в самые критические моменты жизни семьи.
-
Крестьянский дом - особое явление народной культуры. Дом, будучи материальным объектом, служит защитой человеку от сил природы и олицетворяет вещный мир его, вместе с тем является объектом для изучения духовной жизни русского крестьянина, поскольку с понятием "дом" соотносятся все важнейшие категории картины мира у человека. Поэтому избы - это не только памятники быта, но произведения архитектуры, искусства.
-
Творческий проект « Мой дом – Моя крепость»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.