Содержание
-
ЦЕРКОВЬ В ОБЩЕСТВЕ
«Совершенное общество». «Вне церкви — нет спасения». Учение церкви и вера народа. Земли, имущества, богатства. ...И многое другое. Чупров Леонид Александрович МОУ СШ №3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского
-
«Совершенное общество».
Церковь объединяет верующих: мирян, которые придерживаются установленных догматов, соблюдают предписанные религиозные нормы, и профессиональных служителей — духовенство. В средневековой Европе значение церкви было огромным. Мысль о том, что можно благополучно жить и не быть при этом верным сыном христианской церкви, средневековому европейцу просто не могла прийти в голову. Мир, окружавший его, привязанности, повседневные поступки являлись частью установленного Богом порядка. Не верить, не молиться, не ходить в церковь — в глазах людей средневековья было бунтом против самой жизни. Церковь не признавала никаких границ: ни государственных, ни языковых. Она утверждала единство европейских народов, являлась угодным Богу сообществом людей.
-
«Вне церкви — нет спасения».
Это утверждение святого Августина в средние века стало для европейцев непреложной истиной. Дети и старики, сеньоры и зависимые крестьяне, могущественные правители и городские нищие твердо верили: земной мир и земная история людей имеют начало и конец. Их начало — сотворение Богом первого человека, Адама. Конец наступит со вторым пришествием Христа. Грозным Судией явится он к людям. Придет час Страшного суда, когда определятся судьбы каждого. Одни, грешники, будут осуждены на ужасные мучения в аду. Другие, праведники, угодные Богу, попадут в рай, Царство Небесное. Души их будут спасены для жизни вечной.
-
Мечты о спасении или боязнь погибели могли на время отступить, но они никогда не оставляли сердца людей. Надежду на лучшее давала церковь. Забывший о ней или ею отвергнутый был обречен. Церковь считалась хранительницей спасительных благодатных даров. При совершении особых обрядов — таинств — верующие получали в церкви частицу этих даров. Самые главные события человеческой жизни были связаны с церковными таинствами. Новорожденных крестили, детей постарше приобщали к сознательной жизни конфирмацией. Таинство брака создавало новую семью. Умиравших соборовали, готовя к смерти и встрече с Богом. На исповеди священнику каялись в дурных поступках и мыслях.
-
Глубокое душевное волнение испытывали верующие при совершении причащения. Они вкушали хлеб и вино, воплощавшие в себе, согласно Священному Писанию, «тело и кровь» Христа. С XIII в. обычай причащаться хлебом и вином стал в католической церкви привилегией духовенства, мирян стали причащать только хлебом. Истинной признавалась лишь вера, согласная с учением церкви. Проповедь разъясняла людям основы христианского вероучения. Священники старались говорить просто, ясно, доступным языком. Ведь большинство слушателей мало что понимали в сложных догматах, о которых спорили богословы.
-
Учение церкви и вера народа.
Неграмотный народ, жаждавший спасения и мечтавший о рае, требовал каждодневного подтверждения силы Бога, в которого он так бесхитростно верил. Направляясь в церковь, говорили: «Идем к Богу». Молились в надежде получить требуемое сразу же. Верили в чудо. Почитали святых, подвигами и мучениями заслуживших особую милость Бога. К ним обращались за помощью при болезнях, ссорах, просили об успехе в торговле или о хорошем урожае.
-
Гремела слава о святых местах, где возвращается зрение к слепым, излечиваются от страшных болезней обреченные. Заговорами и особыми обрядами пытались вызвать дождь в засуху или найти в лесу заблудившегося. Многие народные верования и обычаи появились задолго до христианства. Корни их уходили в седую языческую древность. Поначалу церковь относилась к ним с недоверием. Но вскоре поняла: запретами и преследованиями не поможешь. Вера народа мертва без очевидных доказательств Божьего могущества.
-
Так расцвело в католической церкви почитание святынь. В соборах и монастырях по всей Европе собирали священные предметы, которые, как полагали, хранили память об Иисусе Христе, Богоматери, апостолах. По пыльным дорогам, претерпевая лишения и трудности, брели богомольцы, шедшие в Рим, Кёльн или далекий Иерусалим. Вероучение, принятое церковью, не оставалось неизменным. В XIII в. запасы спасительной благодатной силы объявили неисчерпаемыми, так как они постоянно пополняются за счет подвигов святых. Тогда же возникло представление о чистилище — месте, где души грешников очищаются и становятся достойными Царства Небесного. Муки тяжелы и здесь, но появляется новая надежда на спасение, возможность обрести вечное блаженство в раю.
-
Земли, имущества, богатства.
Сила католической церкви в средние века имела и другое основание. Она была очень богата — настолько, что вызывала зависть у королей и самых крупных сеньоров. Десятина издревле приносилась приходскому священнику для его обеспечения и содержания в порядке церковного здания. Местные обычаи кое-где позволяли брать особую плату за проведение свадеб и похорон, пасхальных богослужений, продажу восковых свеч.
-
Доходы скапливались изрядные, но не они, пожалуй, были главными. И епископы, и монастыри владели огромными земельными богатствами. Что-то жаловали короли, герцоги, графы. Многие (и не только состоятельные люди) завещали церкви земли, стремясь таким образом заслужить спасение. Зависимые крестьяне выполняли в пользу церкви повинности.
-
Церковные хозяйства были образцовыми. Новейшие способы обработки земли внедрялись здесь раньше, чем где-либо. Строжайший учет и четкое управление умножали доходы, которые приносила земля. Иногда их пускали в дело, заниматься которым запрещало вероучение: монастыри давали деньги в долг нуждающимся королям или промотавшимся рыцарям. Вернуть полагалось значительно больше, чем брали. Богатство церкви делало ее невероятно сильной. И одновременно слабой! Искушение роскошью выдерживали далеко не все ее служители. Церкви приходилось бороться с опасностью потерять духовный авторитет и влияние на прихожан.
-
...И многое другое.
Под опекой церкви находилось еще очень многое, без чего жизнь в средние века была бы и труднее, и опаснее. В соборах и монастырях находили убежище преследуемые: кровопролитие, совершенное здесь, являлось преступлением против церкви. Церковь вводила Божий мир и Божье перемирие. Приходской священник из полученной десятины помогал бедным.
-
При монастырях открывались первые больницы. Церковный колокол оповещал крестьян и сеньоров о времени суток. Годичный календарь включал в себя церковные праздники и именины святых. Проповедь священника для миллионов людей являлась единственной возможностью узнать то, что лежало за границами повседневности. Средневековье было христианской цивилизацией. Жизнь общества и человека проходила в неразрывной связи с религией, требованиями церкви.
-
Средневековые богословы называли церковь «совершенным обществом». Почему? Что означает выражение: «Вне церкви — нет спасения»? Дайте развернутый ответ. Чем вы объясните, что средневековая католическая церковь не считала заблуждения народной веры враждебными? Какие преимущества давали церкви богатства, которыми она владела? Чем они были опасны? Почему проповеди нищенствующих монахов производили на слушателей более сильное впечатление, чем речи священника или епископа? ?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.