Содержание
-
Творческая тема:ВИТРАЖ
Дизайн-студия «Люмос!»
-
В переводе с французского «vitrage» - остекление, восходит к латинскому «vitrum» - стекло.
-
термин
Витраж– это как правило орнаментальная (узор)или сюжетная декоративная композиция из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет, рассчитанная на сквозное освещение и обычно предназначенная для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
-
Простейшие витражи существовали уже в Древнем Египте со II тысячелетия до н.э. и в Древнем Риме - с I тысячелетия н.э. В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент.
Селенит («Лунный камень»)
-
Окна храма Святой Софии в Константинополе (Vl вн.э.)были уже по-настоящему витражными.
-
Храм Святой Софии в Константинополе (Vl вн.э.)
-
Символичные изображения животных и птиц на ранних витражах вызывают умиление уже не первое столетие.
Кабан XlV в Лань XV в
-
Благочестивая птичка с четками в лапке тоже относится к XV веку.
-
Самым древним из уцелевшихобразцов витража романского периода является «Голова Христа» из Вейссембургского аббатства в Эльзасе. Примерно Xl в н.э.
-
В романских храмах (Франция, Германия) в начале Средних веков стали создаваться витражи на библейские и бытовые сюжеты. И они по сей день являются особенностью готических соборов.
Дева Мария XVв, Норидж История Св. Винсента Xlll в, Франция
-
Ангел XVв., Норфолк Св.ВарфоломейXVв., Винчестер
-
технология
Традиционная технология изготовления витражей окончательно оформилась в Xl веке и остается по сей день: Весь витраж или его фрагменты сначала рисовали в натуральную величину на матовой отражающей поверхности, например, выскобленной добела доске. Затем к полученному трафарету подбирали кусочки стекла, которое варили из речного песка, смешивая его с поташом, флюсом и известью. В роли красок при изготовлении первых цветных стекол выступали окислы металлов, которые добавлялись в расплавленное стекло. Был достаточно узкий спектр тонов, а само стекло имело много изъянов в виде различных затемнений, пузырей и неоднородностей цвета. Однако, именно эти дефекты и придают средневековым витражам особую прелесть. Его фигурные кусочки, вырезанные по лекалам (шаблонам), закреплялись между полосками Н-образного свинцового профиля, которые были отлиты и изогнуты по контуру каждого цветного пятна и спаяны между собой. Это самая древняя техника так называемого классического паечного витража. При этом окна достигали шестиметровой высоты, а некоторые окна – восемнадцати метров. Чтобы придать дополнительной прочности таким высоким окнам витраж делили на панели, и прикрепляли к расположенной снаружи металлической решетке.
-
Витражи размещались в огромных стрельчатых окнах, и в так называемых окнах «розах» поражающих своей сложностью и красотой.
-
стрельчатые окна
-
стрельчатые окна
-
-
стрельчатые окна
-
формы стрельчатых окон
-
-
-
окно «Роза»
-
-
-
-
-
-
-
-
В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле. Они в полной мере становятся картинами с реалистической передачей объема. В XVI в. получили распространение небольшие кабинетные витражи для украшения комнат.Успехи в области естественных наук и химической технологии, ознаменовавшие эту эпоху, позволили радикально расширить ассортимент красок и обеспечили получение высококачественного бесцветного стекла в больших листах. Цветные стекла постепенно утрачивают свое значение, и в витражах XV и XVI вв. все большая площадь отводится бесцветному стеклу, расписанному красками. Для получения новых, еще не виданных красочных оттенков художники стали прибегать к наложению цветных стекол одно на другое.
-
В это время часто создавались витражи на основе полотен известных художников.
Фрагмент витража по эскизу Питера Пауля Рубенса Витраж в монастыре Жиронимуш, Лиссабон
-
Ренессанс вносит в технику витража немаловажные новшества. Широкое распространение получает, прежде всего, прием «grisaille» (гризайль) — от французского слова «gris» (серый). Он состоит в нанесении орнамента одной или несколькими красками, во всех тональных переходах, от темного до светлого. Применялся для передачи эффектов светотени.
Витражи "Grisaille", изображающие романтику Психеи и Купидона. Церковь св. Мартина, Кельн
-
Однако, есть более ранние примеры витража в стиле «Гризайль». Этот витраж носит название "Пять сестер". Он расположен в Йоркском Соборе (Xlll-XVвв) и содержит самое большое количество раннего английского гризайльевого стекла в мире, находящегося в одном окне. Витраж построен в 1260г. Каждая из пяти частей высотой примерно 15,5 метров и шириной 1,5м, и состоит из более 100 000 фрагментов!
-
«Чудо в Фаверне» 1613г. Коллегиальная церковь Богоматери, Святая капелла.
-
-
-
Затем интерес к витражам пошел на спад, и возобновился только в 19 веке. Фрагмент витража 19в. Музей витража Собора в Или
-
Витражи сэра Эдварда Бёрн-Джонса
О витражном искусстве XlX века лучше всего расскажут работы художника Эдварда Бёрн-Джонса. Сэр Эдвард Коли Бёрн-Джонс (SirEdwardColeyBurne-Jones, 1833 — 1898) родился в английском городе Бирмингем. Это уникальный человек — близкий по духу прерафаэлитам, английский живописец и оформитель, один из наиболее видных представителей "Движения искусств и ремёсел".
-
Сэр Эдвард Бёрн-Джонс широко известен во всём мире прекрасными витражами, которые исполнил с близким другом всей его жизни Уильямом Моррисом.
-
Витражи, выполненные по его эскизам в "Morris & Co", можно увидеть в церквях по всей Англии.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
В 19-20вв древняя техника витража стала активно использоваться и для многих предметов прикладного назначения: мебели, каминных экранов, ширм, зеркал, музыкальных инструментов, ювелирных украшений. В начале XX в. витражи проектировали такие архитекторы и художники, как Анри Ван де Вельде, Фрэнк Ллойд Райт, Чарльз Ренни Макинтош, Антонио Гауди, Пит Мондриан, Марк Шагал.
-
Один из витражей Фрэнка Ллойда Райта
-
Творения Антонио Гауди
-
-
-
Витражи Чарльза Ренни Макинтоша
-
Витраж ФернанаЛеже
-
Витраж Пита Мондриана
-
Витражи Марка Шагала
-
Гигантская люстра зрительного зала во Дворце Каталонской музыки (Барселона), построенного по проекту известного архитектора-модерниста Луиса Доменик-и-Монтаньерав 1905-1908 годах,
-
И еще несколько примеров современного витража
-
-
-
-
-
-
-
После технологического усовершенствования способов соединения стекол между собой витраж стал применяться не только для плоских поверхностей, но и для объемных предметов — ламп и светильников самых причудливых форм. И особого внимания здесь требует маэстро витража Луис Тиффани.
-
Тиффани Луис Комфорт
18 февраля 1848, Нью-Йорк — 17 января 1933, Нью-Йорк — американский художник и дизайнер, представитель модерна. Международное признание Тиффани принесли его изысканные изделия из стекла: витражи, абажуры, бижутерия. Произведения Луиса Комфорта Тиффани украшают храмы и частные дома. Крупнейшая в мире коллекция его ювелирных и стекольных изделий находится в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке.
-
Постоянно экспериментируя, дизайнер разработал новый вид стекла — «Фавриль». А изобретенный им способ соединения небольших кусочков стекла с помощью медной фольги, произвел революцию в художественном стеклоделии. Она позволила собирать из стекла тончайшие узоры, а также создавать объемные витражи.
-
С середины 1880-х годов, основанная им дизайнерская фирма производила витражи на религиозные сюжеты по заказам церквей и храмов. Из кусочков стекла, оставшихся после нарезки отдельных элементов витражей, компания стала производить абажуры. К концу ХIХ века эти изделия приобрели большую популярность и фирма заняла лидирующее положения на рынке.
-
Тиффани Луис Комфорт
-
-
-
Лампа «Стрекоза»
-
-
Люстра «Лист лотоса»
-
Тиффани Луис Комфорт
-
-
Пейзажный витраж для окна
-
Витражная ширма
-
-
-
-
-
-
Витражи Луиса Тиффани всегда будут поражать людей своей сказочной тонкостью и изяществом.
-
Виды витражей
Классический (наборный, мозаичный) витраж образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми перегородками из свинца, меди, латуни. Классический витраж подразделяется на свинцово-паечный (собирается на свинцовый профиль) и витраж по технологии Тиффани (собирается на медную ленту).
-
Расписной витраж На поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками с последующим обжигом . Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу, составляя с ней единое целое.
-
Пескоструйный витраж В 1870 техника была изобретена американцем Бенджамином Чу Тилменом. Под сильным давлением подается струя сухого песка и сжатого воздуха. Абразивные частицы деформируют стеклянную поверхность, оставляя светлые точки, которые и делают стекло матовым. Рисунок делается при помощи трафаретов.
-
Травленый витраж Суть заключается в воздействии на стекло химических компонентов, в составе которых присутствует плавиковая кислота.
-
Фьюзинг или Спечной витраж, Технология берёт своё начало в 1990 году. Первый фьюзинговый витраж был сделан в Германии, где и получил наибольшее распространение. Особенность - это возможность отказаться от металлических протяжек. Цветные стекла вырезаются по очертаниям рисунка и выкладываются на стекло-подложку (обычно, бесцветное). После этого полученную мозаику помещают в печь, где стекла под воздействием высоких температур 800 °Cприправляются друг к другу. Фьюзинг очень богат фактурами, ведь различным элементам витража при этой технике можно придавать рельеф, например, прожилок на листве. Оттенки и цвета достаточно часто наплывают один на другой и создается эффект размытости, напоминающий акварель.
-
-
Виды витражей
Литой витраж Каждый модуль стекла отливается вручную либо выдувается. Стеклу, толщина которого варьируется от 5 до 30 мм также придается поверхностная фактура, которая преломляя свет усиливает выразительность. Для скрепления стекол используется цементный раствор и металлическая арматура.
-
Комбинированный витраж — образуется сочетанием различных технологий создания витража. Свинцовый профиль для витража.
-
Имитации витража:
Плёночный витраж (накладной)— Придумали в 70-е годы прошлого века в Америке, а развили в Англии. На поверхность бесцветного стекла наносятся разнообразные пленки, имитирующие цветное стекло. Затем на стыки с обеих сторон будущего витража аккуратно наносится свинцовая лента. Псевдовитраж с фотопечатью – конструкция, состоящая из рамы и стеклянного или акрилового полотна с нанесенным на него изображением УФ-красками. Контурный заливной витраж - на поверхность стекла наносится рисунок акриловыми полимерами в два этапа: контур имитирует жилку классического витража, в образовавшихся, путем нанесения контура, замкнутых областях, выполняется вручную заливка цветных элементов.
-
Процесс работы с пленочным витражом
-
Фотовитраж на потолке
-
Заливной контурный витраж
-
-
-
Спасибо за внимание,желаю вдохновения и творческих успехов!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.