Содержание
-
УФТЮГСКАЯ (УФТЮЖСКАЯ) РОСПИСЬ
-
Генеалогию уфтюжской росписи, как и генеалогию весьма схожей с ней ракульской, бытовавшей также на правом берегу Двины чуть выше по течению, принято вести от старообрядческих промыслов - «выродившихся» книжной миниатюры и иконописи.
-
Уфтюжскаяроспись, как и родственная ей ракульская, была в первую очередь росписью по бересте. Мотивы росписей, структура графических изображений создавались специально для берестяных изделий и лишь после адаптировались для росписи прялок. В то время как сюжеты и композиция прочих северодвинских росписей проделывала обратный путь — с прялок и сундуков на прочие обиходные предметы.
-
Верхняя Уфтюга - село, названное по имени реки - небольшого притока Северной Двины, пересыхающего летом. История и географическое положение этого региона наложили особый отпечаток на характер торговых и культурных связей, в частности на местную художественную культуру и ремёсла. Эта самобытная культура связана живыми нитями влияний с культурой Москвы, Сольвычегодска, Великого Устюга, Ростова и Суздаля больше, нежели с культурой Великого Новгорода.
-
Cтарообрядцыв уфтюжских окрестностях появлялись двумя потоками — во время гонений, последовавших сразу после церковной реформы патриарха Никона во второй половине XVII века (хроники середины XVIII века содержат многочисленные сообщения местных властей об обнаружении в Уфтюжской волости скрытых в тайге населённых старообрядческих скитов и о поимке старообрядцев) и после «выгонок» старообрядцев в середине века XIX-го при Николае I из Выговских и Пинежских скитов, располагавшихся в глухих местностях на востоке нынешней республики Карелия. Среди старообрядцев, славившихся среди прочего крестьянского населения России высоким уровнем образованности, существовало большое число искусных мастеров — живописцев и графиков.
-
Настоящим музеем народного искусства является район Верхней Уфтюги, лишенный большую часть года общения с внешним миром из-за полного бездорожья. Местные крестьянские мастера занимались бондарным делом, мастерили туеса, набирухи. «Царём» всех уфтюжских берестяных поделок, а также основным продуктом промысла был, разумеется, туес. Расписывали туеса как на продажу, так и себе на радость, дарили своим родственникам и односельчанам, а весной, во время разлива реки Уфтюги, вниз на Двину отправлялись баржи, наполненные туесами, которые затем продавались на базаре в Архангельске, Вологде, Великом Устюге и Сольвычегодске.
-
Когда возник этот промысел - неизвестно, однако в XIX в. он был широко развит, и росписью туесов занимались во многих деревнях по реке Уфтюге. Но крупными центрами уфтюжской росписи считаются деревни Ново-Андреевская и Якшаково. Работали в одиночку и семьями, позже мастера стали создавать артели. В настоящее время только отдельные мастера-художники занимаются изготовлением и росписью туесов, коробов и набирух. Каждый туес имел свой уфтюжскийстиль. Бересту на туеса промышляли в течение всего пары недель в году, в середине лета, когда в берёзах идёт усиленное движение соков и береста легко и податливо снимается с распиленных стволов.
-
Для изготовления каждого туеса вырезалось два листа — меньший, «рубашка», для внешней поверхности, и больший, «сколотень», предварительно распаривавшийся в воде для лучшей гибкости, образовавший внутренний слой, по краям загибавшийся на «рубашку» и плотно её обхватывавший. Края получившегося двухслойного цилиндра заплетались замком-змейкой, в получившееся изделия плотно вбивалось изготовленное из хвойной древесины донышко, и почти уже готовый туес был вполне готов к росписи. Почти готов, но по непреложному правилу уфтюжских мастеров на изделии изнутри и снаружи, вдоль змеящегося замка, скрепляющего туес, сперва насекались тупым шилом метки мастера-изготовителя, который заготовлял материал, обрабатывал его, собирал туес. Возможно, эти метки были своеобразным «знаком качества», возможно, они являлись и своеобразным оберегом, предохранявшим замок, самое уязвимое и хрупкое место туеса, а вместе с замком, и сам туес, и его содержимое от нечистой силы, Метки представляют собой вертикальные черточки внутри и по обеим сторонам зигзагообразного замка рубашки. Их проводили тупым шилом по линейке. Разновидностей меток много: они различаются и расстояниями между черточками, и порядком расположения. Современные мастера не помнят, когда начали ставить эти метки, но говорят, что так делали наши деды и нам наказывали. Одинаковые метки были у самого мастера и у членов его семьи. Составив каталог меток, всегда можно установить фамилию мастера.
-
Уфтюжскиеберестяные туески имеют свою собственную роспись, созданную для бересты, неразрывно связанную с формой изделия и его материалом. Характерно для уфтюжской росписи то, что большая часть поверхности остается непокрытой орнаментом и сохраняет красоту материала. Фон часто подкрашивается тонким слоем краски, цвет его сохраняет теплоту и мягкость бересты. Наиболее распространенный цвет фона туеса - светлый солнечный, оранжево-розовый или красноватый.
-
-
-
-
-
-
-
Композиционная структура уфтюжской росписи
Композиционная структура уфтюжской росписи стандартна и повторяет ракульскую. В центре всегда извилистая длинная ветвь, унизанная распустившимися разноцветными листьями, а по сторонам от неё располагаются птички-«кутеньки», графически отличные от ракульских и очень похожих на птиц, обычных для более технически сложных и сюжетных росписей противоположного берега Северной Двины — борецкой, пучужской, пермогорской.
-
Центральная ветвь обычно венчается крупным колокольчиком или тюльпаном («котлом», как называли его сами мастера), листья, вырастающие из ветви, украшаются множеством темных ресничек-прожилок, часто выбегающих за пределы листка.
-
Композиция росписи всегда одна и та же - это гибкая веточка, несущая легкий цветок (тюльпаны-лилии, "котлы", "лунники", репей, ромашки), раскинувшиеся опушенные ресничками листья, несколько ягод; птички-"кутеньки" в различных позах: важно расхаживающие, клюющие, охорашивающие перышки, готовящиеся взлететь. Мастера уфтюжской росписи перенесли эти мотивы и на прялки.
-
Единственная схема композиции, принятая в уфтюжской росписи, представляет собой широко распространенный в северных росписях сюжет Мирового Древа — идеальной модели миропорядка, простирающейся от мира дольнего до мира горнего. Мирового Древа венчаемого Богом-творцом или обиталищем божественных сил, как раз и изображаемом в виде крупного яркого бутона или цветка, служащего древу навершием. А окружающая дерево пара птичек легко может быть отождествлена с жаворонками или тетерками, служащими одновременно и небесными вестниками и защитниками Мирового Древа.
-
Прялки на Уфтюге расписывали те же мастера, что расписывали берестяные туеса и коробейки, интерьеры изб. Каждому мастеру присущ свой "почерк", хотя в целом сохраняет характерные для уфтюжского стиля особенности. Прялки предназначались не для продажи, а только исключительно для членов семьи или соседей, отец - дочери, жене, жених - невесте.
-
Уфтюгская роспись. Г. Н. Талалова
-
-
Разнообразна форма уфтюжских прялок. Венчают лопасть прялки 4-5-6 городков, а иногда просто фигурный верх с возвышением посередине. Лопасткапрялки прямоугольная, вытянутая, с зубцами по краям, завершающаяся двумя-четырьмя сережками, переходящими в фигурную ножку. На одной из прялок - две серёжки в виде трилистника.
-
-
Традиционная композиция уфтюжской прялки - это гибкая веточка, расположенная вертикально или свободно лежащая по диагонали лопасти прялки. Используются мотивы ветвей с крупными листьями, цветами, на ветвях сидят птицы.
-
Уфтюжская домовая роспись
В уфтюжской домовой росписи среди диковинных цветов уживались и птицы, и заморские звери. На филенках печного заборья можно встретить изображение льва - "зверины": синий лев с белой гривой расположился по диагонали во всю входную дверь и бросается на тех, кто берется за ручку двери, или небольшие оранжевые львы на красном фоне, вздыбленные по сторонам вазона с цветами, охраняют двери в подпечек - жилище домового. Выполненные на красно-оранжевом фоне, характерном для Русского Севера, где так мало солнечных дней, росписи служат напоминанием о лете.
-
В районе бассейна реки Уфтюги избы и интерьеры внутри дома расписывали вятские и костромские артели "маляров"-художников, но чаще всего это были местные художники. Среди них Портнов И. Ф. и ТарабеевН. А. из деревень Барановской и Чикурье (1902 г.). Есть известные фамилии мастеров уфтюжской росписи. Среди них Бестужев Ф. И., Кувакин А. Д., Андреев И. А.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.