Презентация на тему "Версальский дворец"

Презентация: Версальский дворец
Включить эффекты
1 из 92
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Версальский дворец". Презентация состоит из 92 слайдов. Материал добавлен в 2019 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 15.54 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    92
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Версальский дворец
    Слайд 1

    Версальский дворец

    Там красота царит, там лишь порядок властен,  Там роскошь благостна, там отдых сладострастен.   Ш. Бодлер   Работу выполнила студентка 1 курса группы ПОИСО-11 Колодкина Мария

  • Слайд 2

    В 17 столетии во Франции установилась особая форма государственного устройства, названная позднее абсолютизмом. Знаменитая фраза короля Людовика 14(1643-1715) : «Государство-это я» имела под собой весомое основание: преданность монарху считалась верхом патриотизма.

  • Слайд 3

    Классицизм-новый стиль в искусстве.

    Название «классицизм» (от лат. сlassicus-образцовый)можно буквально перевести как «основанный на классике» ,т.е. произведениях искусства, которые признаны образцами совершенства, идеалом – как художественным, так и нравственным. Творцы этого стиля полагагали, что красота существует объективно и её законы можно постигнуть с помощью разума. Вся система художественного образования классицизма стоилась на изучении античности и искусства Возрождения.

  • Слайд 4

    Черты классицизма

    *обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии *регулярность планировки и четкость объемной формы *Основой архитектурного языка классицизма стал  ордер(Способ образного переосмысления, художественного преображения стоечно-балочной конструкции, придающей сооружению необходимую устойчивость и прочность),в пропорциях и формах близкий к античности *симметрично-осевые композиции *сдержанность декоративного убранства * регулярная система планировки городов.

  • Слайд 5

    История строительства Версаля

    В 20 километрах к юго-западу от Парижа находится королевский городок Версаль, также известный как Версальский дворец. Этот роскошный дворцовый комплекс был построен при Людовике XIV и сегодня является одним из самых популярных туристических мест Франции.

  • Слайд 6

    Первые упоминания о Версальском дворце относятся к 1623 году. На месте будущей королевской резиденции находился довольно скромный охотничий замок, возведённый по приказу Людовика XIII. Чуть позже (в 1632 году) эта территория была заметно расширена благодаря покупке Версальского поместья.

    .

  • Слайд 7

    Инициатором строительства столь роскошного дворца стал сам король Людовик XIV, который оказался под впечатлением после посещения замка министра финансов в Во-ле-Виконт. Король был не только восхищён красотой этого замка, но и зол, что подобное строение принадлежит не ему. Вскоре Людовик XIV решил выстроить для себя ещё более роскошную резиденцию и для этих целей нанял тех же мастеров, которые участвовали в строительстве замка Во-ле-Виконт.

  • Слайд 8

    Версальский дворец является настоящим апофеозом потворства прихотям французских королей. На строительство дворца не жалели ни времени, ни денег. В результате Версальский дворец стал одним из самых больших и роскошных дворцов Европы.

  • Слайд 9

    Архитектурно-художественная композиция Версальского дворца: путешествие по залам

    Несмотря на четкий план, лежащий в основе, отдельные части Версальского ансамбля далеки от полного единства. В особенности разнообразна в стилистическом отношении архитектура фасадов дворца, обращенных к городу

  • Слайд 10

    Как правило, фасад Версаля не отвечает внутренней планировке дворца. Наружная архитектура маскирует назначения различных частей здания, предполагаемых для бытового обслуживания. Поэтому архитектура приобретает ярко выраженный представительный характер, отвечающий духу абсолютизма.

  • Слайд 11

    Поэтому архитектура приобретает ярко выраженный представительный характер, отвечающий духу абсолютизма.

  • Слайд 12

    Интерьеры дворца также были созданы за несколько строительных периодов. В них особенно явственны принципы "большого стиля" французского искусства времени Людовика XIV, то есть сочетание трезвой логики композиции с декоративной обогащенностью форм.

  • Слайд 13

    В центральной части дворца размещалась королевская семья, а в огромных крыльях находилась стража и придворные. Парадные комнаты королевской четы занимали второй этаж. Каждая комната посвящалась различным античным божествам, имена которых аллегорически связывались с членами королевской семьи. На плафонах и над каминами изображены сцены из жизни богов, а по стенам висели станковые картины, составившие позднее первый фонд Лувра.

  • Слайд 14
  • Слайд 15

    Интерьер церкви, законченной в 1710 году Робером де Коттом, составляет одно из звеньев в общей художественно единой цепи парадных интерьеров дворца; он полон светского блеска и утонченной пышности.

  • Слайд 16

    Интерьер центральной части дворца значительно богаче по многообразию привлекаемых художественных средств, чем фасады. Этот принцип взаимосвязи наружного и внутреннего облика сооружения, сформировавшийся в Версале, получил позднее широкое распространение в отелях рококо.

  • Слайд 17

    В период работы с Лево творчество Лебрена имело барочные тенденции, ярко выраженные в лестнице послов, которая ведет к большим апартаментам короля. Мастер пользуется приемами иллюзорной перспективы, примененной весьма умело и интересно.

  • Слайд 18

    Покои королевских апартаментов были расположены с таким расчетом, чтобы между исходным пунктом движения (Лестницей послов) и его конечной точкой (Королевской спальней) было наибольшее число промежуточных звеньев. Эта последовательность покоев сказывается и в красочном, и в пространственном решении отдельных интерьеров. Их архитектура в Версальском дворце стремится к созданию в каждом зале целостного пространственного впечатления с легким выделением задней стены.

  • Слайд 19

    Жилые помещения приносятся в жертву парадным залам. В этом смысле Версаль является законченным типом парадного расположения помещений, характерного для абсолютизма XVIII века. Интерьеры Версаля порывают с традицией XVI века. Потолки всегда гладкие или сводчатые, покрытые росписями с аллегорическими сюжетами. На них появляются филенки из мрамора(Филенка - обрамленный или заглубленный участок стены либо настенной панели,имеющий форму прямоугольника), штукатурки или бронзы.

  • Слайд 20

    Лестницы, обычно до XVII века винтовые, приобретают в эту эпоху прямые марши, с широкими площадками, с балюстрадами и железными решетками. В основном применяется позолота на белом фоне, полихромия(многоцветность произведения декоративного прикладного искусства, скульптуры или архитектуры) играет весьма ограниченную роль.

  • Слайд 21

    Сооружения, расположенные рядом с дворцом, едины с ним по своим архитектурным образам. Оранжерея Лево в 1681 - 1688 годах была увеличена в четыре раза и перестроена Мансаром по образцу римских терм. С южным партером ее соединяют две колоссальные лестницы, между которыми она и размещена. Кажется, что идея грандиозного нашла свою форму в образе этих лестниц. При взгляде от партера Швейцарцев, лежащего у подножия оранжереи, особенно ярко вырисовывается смысл всего замысла. Масштабы лестниц, огромные плоскости которых как бы уходят в небо, несоизмеримы с человеком: они созданы для царящей здесь "идеи".

  • Слайд 22

    В этом же плане построены Мансаром в 1679-1686 годах Большие и Малые конюшни (напротив дворца, со стороны города). Они заняли место между лучами трезубца дорог.

  • Слайд 23

    Оружейная площадь, пересекая которую, посетители попадают в Главный Почетный двор. С двух сторон этого двора находятся Министерские флигели (вспомогательная пристройка к жилому или нежилому дому), построенные в 1671-1679 годах, на входе - ажурная ограда, увенчанная Королевским гербом. С флангов ограду обрамляют четыре скульптурные группы, символизирующие Войну ("Победы Короля над Империей и Испанией"), и Мир ("мир и Изобилие").

  • Слайд 24
  • Слайд 25

    Две последние находились с двух сторон решетки, которая до Революции разделяла Почетный и Королевский дворы. Во время Революции внутренняя ограда была снесена, а на ее месте в 1837 году Луи-Филипп приказал установить конную статую Людовика XIV. Внутренняя решетка начиналась непосредственно от двух павильонов, которые стояли на месте Северного крыла (архитектор Габриель, конец эпохи Людовика XV) и Южного павильона (архитектор Дюфур, эпоха Людовика XVIII). Правом въезжать в карете в Королевский двор обладали лишь немногочисленные персоны, пожалованные Почестями Лувра. В глубине на возвышении в пять ступеней находится Мраморный двор - (его название происходит от мраморных плит), - который дает представление о размерах двора во времена существования замка Людовика XVIII.

  • Слайд 26

    Королевская часовня - пятая по счету в замке, однако, в отличие от других, которые были обустроены в уже существующих зданиях, помещение для Королевской часовни строилось специально. Схема конструкции в целом отвечает традиционным канонам палатинских трехэтажных часовен, но выполнена она в классической интерпретации. Декор подчеркивает преемственность Ветхого и Нового завета, как в рельефах Кусту, Фремена, Лемуана, Ван Клева, Манье, Пуарье и Васе, так и в росписи сводов, проникнутых духом святой Троицы: будь то плафон абсида с "Воскресением Христа" работы де Лафоса, или свод центрального нефа с "Всевышним во славе, предвещающим пришествие Спасителя" художника АнтуанаКуапеля, или плафон над королевской галереей с композицией "Явление Святого Духа Богородице и Апостолам" кисти Жувене, а также декор большого органа, навеянный темой Царя Давида.

  • Слайд 27
  • Слайд 28
  • Слайд 29

    Через Королевскую галерею можно проникнуть на второй этаж замка, в Салон Геркулеса. В этом просторном зале, расположенном в месте соединения Северного крыла и центрального корпуса замка, проходили пышные приемы. Салон оборудовали в верхней части четвертой часовни, религиозные службы в которой продолжались с 1682 по 1710 года.

  • Слайд 30

    В отделке стен ритмично сочетаются полихромный мрамор и двадцать пилястр, основание и коринфские капители которых выполнены из позолоченной бронзы. На пилястры опирается карниз, украшенный консолями и трофеями.

  • Слайд 31
  • Слайд 32
  • Слайд 33

    Мраморный камин работы Антенна венчает полотно Паоло Веронезе "Встреча Елеазара с Ревекой". Другая его картина - "Ужин у Симона фарисея" - располагается напротив; Людовик XIV получил ее в подарок в 1664 году от венецианской республики.

  • Слайд 34

    Зал Геркулеса плавно переходит в Большие королевские покои, состоящие из нескольких салонов: Салона Изобилия, Салона Венеры, Салона Дианы, Салона Марса, Салона Меркурия, и Салона Аполлона. Расположенные на втором этаже замка и выходящие окнами на Северный партер. В этих покоях "Король оказывал приемы, но не жил", сюда можно было попасть по Посольской лестнице, два пролета которой вели соответственно в Салоны Венеры и Дианы. 

  • Слайд 35

    Салон Изобилия

    Салон Изобилия — одна из самых интимных комнат в королевских апартаментах. Интерьер в изобилии украшен рисованными деталями, портретами королей в богатых барочных обрамлениях, бюстами философов, уникальной мебелью.

  • Слайд 36

    Салон Венеры

    Салон, посвященный Венере, расписан на мифологические сюжеты о богине.

  • Слайд 37

    Салон Дианы

    Убранство салона посвящено богине Диане. Над камином- полотно кисти Шарля де Лафос "Принесение в жертву Ифигении". Античные бюсты- "Венера Капитолийская" и "Женщина с диадемой" из коллекции Мазарини, бюст Людовика XIV работы Бернини. В этом салоне при Людовике XIV играли в бильярд. Здесь стоял большой стол, покрытый малиновым бархатным ковром с золотой бахромой. Придворные дамы усаживались вокруг, на возвышении, что позволяло им следить за игрой и апплодировать успехам короля.

  • Слайд 38

    Салона Меркурия

    В 1682 году, когда двор и правительство официально переехали в Версаль, салон Меркурия служил парадной спальней, в которой была установлена кровать с расшитыми золотом покрывалами. По вечерам в нем устраивались игры для членов королевской семьи. Игры весьма ценились в Версале, они часто велись на деньги и придворные нередко разыгрывали крупные ставки. Напольные часы-автомат, представленные на данном снимке, были подарены Людовику XIV в 1706 году часовых дел мастером АнтуаномМораном.

  • Слайд 39

    Салона Аполлона

    Салон Аполлона был тронным залом. Здесь во время торжественных аудиенций король принимал иностранных послов (исключительные по важности приемы устраивались в Зеркальной галерее). Вечерами здесь часто устраивались танцевальные и музыкальные спектакли. Король сам с удовольствием принимал в них участие.

  • Слайд 40

    Салона Марса

  • Слайд 41

    Анфиладный принцип планировки торжествует и в знаменитой Зеркальной галерее. Это, в сущности, не тронный зал, а настоящий проспект длиною 173 метра. Здесь было важно украсить свод и стены так, чтобы не перегружать пространства и не чинить препятствий людскому потоку. Лебрен разместил на своде изображения побед Людовика. Живопись потеряла самостоятельное значение, но зато пространство приобрело изящество и легкость. Вместо гобеленов, картин статуй, приковывающих внимание и останавливающих зрителя, галерея покрыта легкими, широкими зеркалами. В систему анфилад включена даже королевская спальня. Только низкая балюстрада отделяет ложе короля от текущего мимо потока придворных.

  • Слайд 42
  • Слайд 43
  • Слайд 44

    В этом грандиозном сооружении выражено чувство меры и гармонии, здесь господствует строгая уравновешенность и величавость. Одна из длинных стен зала образована рядом высоких закругленных окон, открывающих вид на бесконечные дали парка; противоположная стена составлена из зеркал, расположенных подобным же образом. Это оригинальное решение освобождает громадный зал от тяжеловесности, придает ему простой, ровный ритм. Только массивный свод с фресками Лебрена вносит в этот ансамбль обычное для Версаля ощущение подчеркнутой пышности.

  • Слайд 45
  • Слайд 46

    Зеркальная галерея служила переходом, ведущим из покоев Короля, минуя его спальню, в аванзал с овальным окном или кабинет Государственного совета, а далее - в покои Королевы. Ежедневно здесь собирались придворные в надежде увидеть Короля, направляющегося с мессы. Кроме того, галерея служила местом особо торжественных приемов: здесь в 1685 году состоялся пышный прием в честь Генуэзского Дожа, официальный прием послов Сиама в 1686 году, а в 1715 году Людовик XIV принимал в галереи послов Персии.

  • Слайд 47
  • Слайд 48

    Салон мира

    Салон Мира. Расположенный по другую сторону Зеркальной галереи, Салон Мира по своей мраморной отделке сочетается с Салоном Войны. В центре плафона, выполненного Лебреном, представлена Франция, пересекающая воздушное пространство на колеснице, запряженной четырьмя голубями, впереди - в сопровождении Гименея Мир, Слава возлагает на его чело венец бессмертия; Щедрость указывает ему на созидательные проекты. В изгибах свода расположились Испания, Христианская Европа в успокоении, Германия и Голландия. Над камином - овальная картина, написанная Лемуаном в 1729 году и изображающая Людовика XV, дарящего всей Европе оливковую ветвь - символ мира. С 1710 года зал входит в покои Королевы, и в нем устраивается салон для игр.

  • Слайд 49
  • Слайд 50
  • Слайд 51

    Салон Войны

    На стенах Салона Войны мраморная отделка с шестью декоративными украшениями в виде трофеев и сложенного оружия из позолоченной бронзы. Стену, смежную с салоном Аполлона, занимает камин, над которым расположен большой отделанный под мрамор овальный барельеф “Победа Людовика XIV над врагами Франции”, представляющий Людовика XIV на коне, растаптывающем неприятеля. Этот шедевр скульптора АнтуанаКуазевокса (Coysevox, Antoine)  увенчан двумя фигурами Славы, а два скованных пленника поддерживают его снизу. Нижний барельеф “Клио, пишущая историю короля”, которая записывает в анналы деяния Короля, скрывает отверстие ложного камина. Купол зала украшает плафон с росписью Шарля Лебрена “Триумф Франции, вызывающей мятеж и распри среди побежденных Германии, Голландии и Испании”. В центре плафона - Вооруженная Франция, восседающая на облаке в окружении своих Побед. Щит Людовика XIV украшен его портретом. В угловых сгибах свода расположились три побежденные державы: коленопреклоненная Германия с орлом, посылающая угрозы Испания с рычащим львом и рухнувшая на льва Голландия. Кроме этого, мы можем видеть разгневанную богиню войны - Беллону, а рядом - персонажи, символизирующие Восстание и Раздор. По обе стороны прохода в Зеркальную галерею установлены колонны-постаменты с бюстами римских императоров. Салон Войны выполнял функцию Большого кабинета короля, где Людовик XIV проводил свой Совет.

  • Слайд 52
  • Слайд 53

    Покои Королевы, многие комнаты которых выходят на Южный партер, расположены симметрично Большим королевским покоям. Вплоть до падения Дореволюционной монархии покои Королевы неоднократно перестраивались. Пять комнат составляют их: Караульный зал, выходящий на Мраморную лестницу (она также носит название лестницы королевы), аванзал Большого столового прибора, Дворянский салон, спальня и салон Мира.

  • Слайд 54

    Комната Королевы. Главным залом покоев королевы была ее комната. По утрам, после утреннего туалета, Королева давала здесь аудиенции. В этой комнате она произвела на свет наследника Престола. Первоначально этот зал принадлежал королеве Марии Терезии; неоднократно менялось его убранство: с 1729 по 1735 год - для Марии Лещинской, а с1770 по 1782 год - Для Марии Антуанетты. Комната восстановлена в том виде, в каком ее навсегда покинула Мария Антуанетта 6 октября 1789 года. Ткани реставрированы по образцам шелков, выполненных в 1787 году для отделки летнего мебельного гарнитура. Слева от кровати стоит столик для драгоценных украшений работы мастера Швердеггера, изготовленный для королевы в том же 1787 году.

  • Слайд 55

    Лестница Королевы. Первая, построенная в 1672 году лестница, была также из мрамора, затем в 1681 году ее заменили новой, которую можно видеть сегодня. Необходимо было придать ей современные размеры, которые бы гармонично сочетались с только что законченной лестницей, ведущей в покои Короля с противоположной стороны дворца. Архитектурный фон настенной росписи в жанре обманной перспективы принадлежит кисти Менье, Персон выполнил фигуры персонажей, а Белен де Фонтене - цветочные мотивы. Барельефы в стиле "позолоченного металла" над дверьми - произведение Легро и Массу.

  • Слайд 56

    Комната Короля. эти покои расположены в самом центре старого замка, окна спальни выходят в Мраморный двор Версаля. Обстановка интерьера: два кресла, кровать, двенадцать складных стульев, которые обиты парчой с серебряной и золотой вышивкой. Главным предметом помещения является постель короля с шелковым балдахином, которая установлена так, чтобы ее центр стал точкой схода трех осей городских проспектов. Постель короля была отделена низкой серебряной балюстрадой от тех, ктодопускался в спальню королевской особы при его отходе ко сну и пробуждении. В декоре Спальни Короля использован персидский ковер, бюст Людовика XIV (А.Куазевокс), хрустальная люстра, живописные панно и лепнина.

  • Слайд 57

    Северное крыло второго этажа Версальского замка замыкает Королевская опера. Музыка всегда присутствовала в жизни Версаля. Появление и расцвет французской оперы тесно связаны с эпохой Людовика XIV, и можно только удивляться столь позднему строительству оперного зала в версальском дворце.

  • Слайд 58

    В Эпоху Просвещения во Франции театры стали площадкой для обсуждения общественных и политических идей, а также для испытания мифов и религиозных суеверий. Поскольку все больше мыслителей Эпохи Просвещения стали подвергать сомнениям религиозные устои, все больше и больше городских жителей 18-го века стали заменять церковную кафедру на театральную сцену в поисках нравственных норм, а также развлечений.Аристократия имела самое прямое отношение к подъему интереса к театру в то время. Людовик XIV, получивший свое прозвище «Король-Солнце» за аллегорическую роль восходящего Солнца сыгранную в "Балете Ночи " в 1653, перевел Королевский двор из столицы, Парижа, в Версаль, стремясь укрепить власть своего правления. Королевская Опера, которая строилась для Людовика XV, была построена позже. Его фаворитка, Маркиза де Помпадур, разоряя Францию, покровительствовала художникам, актерам и музыкантам. При этом аристократия и церковь были освобождены от податей, и по счетам за забавы монархии платила буржуазия. Несмотря на это постройка Оперы началась только после смерти фаворитки Людовика.

  • Слайд 59
  • Слайд 60

    Для своего времени Королевская Опера, вмещавшая 712 зрителей, была отличным примером театрального сооружения, и это был самый крупный театр в Европе. Сегодня эта Опера остается одним из немногих театров 18-го века, уцелевших до наших дней. Замысел архитектора Габриэля был неординарным для своего времени, поскольку имел эллипсоидную форму. Для эффективного использования площади, партер можно было поднять до уровня сцены, после чего площадь зала удваивалась. Трансформация банкетного зала в театральный выполнялась при помощи Большого ордера прислоненных Коринфских колонн, карниз которых перемещался на всю длину ионического антаблемента. Просцениум был образован двумя парами колонн, попарно соединенных своими антаблементами. С каждой стороны были далеко разнесенные ещё две пары колонн, соседствующие с трехярусными ложами бенуара. В нарушение традиций итальянских театров, где ярусы лож громоздились подобно курятнику, два яруса галерей проходили по кругу помещения, не имея перегородок и украшенные роскошной колоннадой и, благодаря зеркалам, казалось что они простираются в бесконечность. Задумывалось, что Королевская Опера будет не только театром, но также и банкетным и бальным залом. Для освещения декораций и помещения только для одной постановки в театре сжигалось примерно 10 тысяч свечей, поэтому новым театром пользовались мало.

  • Слайд 61
  • Слайд 62

    Внутренняя обстановка была выполнена полностью из дерева, которое частично было выкрашено под мрамор. Благодаря этому Королевская Опера имеет отличные акустические характеристики и является одним из самых ярких образцов оформления в стиле неоклассицизма. В оформлении использованы темы Аполлона и Богов Олимпии. Оформлением внутреннего убранства Королевской Оперы руководил Огюстен Пажу, выполнивший барельефы, украшающие фронтальную сторону лож. На плафоне выполнена картина Луи Жан-Жака Дюрамо на которой изображен Аполлон с Музами.

  • Слайд 63
  • Слайд 64

    Малый Трианон

    Дворец «Малый Трианон» является прекрасным примером перехода от стиля рококо первой половины XVIII века к более сдержанному, но не менее элегантному неоклассицизму, получившему развитие с 1760-х годов. Внешне дворец прост и элегантен, архитектурно выдержан, нет вычурных украшений периода барокко. Он представляет собой двухэтажный куб с пятью окнами на каждой стороне. Перистили из четырёх колонн со стороны сада и внутреннего двора завершают картину.

  • Слайд 65

    Здание было спроектировано так, чтобы уменьшить взаимодействие между гостями и слугами, как только возможно. Например, задумывались передвижные обеденные столы. Прислуга должна была сервировать их в подсобных помещениях кухни, и затем столы механическим лифтом поднимались бы в столовую. Эти столы так и не были изготовлены, но сохранилась особая структура подвала. В покоях королевы просматривается её характер. Её будуар показывает большую изобретательность: поворотом простой ручки зеркала во всю длину медленно поднимаются от пола и устанавливаются перед окнами. Её спальня, несмотря на простоту, также элегантна и обставлена мебелью французских мастеров Жоржа Жакоба и Жан-Анри Ризенера

  • Слайд 66

    Большой Трианон

    Стены дворца выложены розовым мрамором, в отделке интерьера использован мрамор зеленого, белого и серебристого цветов. Большой Трианон использовался как место отдыха короля и его семьи. 

  • Слайд 67

    Скульптуры Версаля.Лабиринт Версальского дворца.

    Лабиринт Версаля — бывший лабиринт в Версальском парке, оформленный группами фонтанов и скульптур, изображавших сцены из басен Эзопа.

  • Слайд 68

    У входа в Лабиринта были размещены две статуи: одна — Эзопа, который держал свиток бумаги (работы Легро), другая — статую Любви, или Купидона, который держал в руке клубок ниток, подобно Ариадне (работы Тюби). Перро писал об этих двух статуях: «У Эзопа есть сверток бумаги, который он показывает Любви, у которой есть клубок ниток, что как бы говорит: если человек по воле Божьей оказался в лабиринте, выбраться из него не составит труда, если вместе с любовью идет мудрость, о чем Эзоп и учит в своих баснях.»

  • Слайд 69

    Сейчас большое планировочное значение имеют многочисленные скульптуры - отдельные статуи, группы, вазы, сложные фонтанные группы. По духу и настроению все они различны, подчиняются то помпезности центральных магистралей парка, то лиричности затененных уголков. 

  • Слайд 70

    Целая цепь фонтанов посвящена иносказательному прославлению Людовика XIV - "короля - солнца", намек на которого современники без труда улавливали в любом упоминании бога солнца Аполлона. Фонтан Латоны рассказывает о детстве Аполлона и торжестве его матери - Латоны . Грот Аполлона (прежде также являвшийся фонтаном) показывает ночной отдых бога на дне моря в окружении нимф. Бассейн Аполлона (1870 год) посвящен восходу солнца или появлению колесницы солнечного бога из воды. Он украшен скульптурной группой, выполненной Ж.- Б. Тюби (1635-1700) по рисункам Лебрена.

  • Слайд 71
  • Слайд 72

    Когда в центре бассейна бьет фонтан, создается впечатление, что четверка бешенных коней вздымает и вспенивает воду сильными ударами своих копыт. Тому же Тюби принадлежит исполненная на основе античных прототипов, строгая и чистая по очертаниям статуя Соны, среди других олицетворений рек украшающая водяной партер перед дворцом. Соответственно формам обрамления, водной глади и просторам огромной террасы все фигуры рек представлены торжественно возлежащими. 

  • Слайд 73

    Одной из наиболее ярких барочных скульптур является группа "Похищение Прозерпины" работы прославленного скульптора Франсуа Жирардона (1628-1715), которому свойственна блестящая техника исполнения. Бравурная, эффектная группа исполнена в итальянском духе. Она могла бы показаться чрезмерно бурной для Версальского парка, но ее беспокойный контур, резкость ее динамики умиряется легкими и плавными линиями колоннады Мансара, которая огибает ее полукругом. Еще один пример переплетения и взаимной дополняемости элементов ансамбля Версаля. Парк населен множеством существ - боги и богини Олимпа, нежные нимфы, драконы. 

  • Слайд 74

    Практически все скульптурные группы не теряют своей выразительности и при выключенной воде, что, возможно, связано с ее недостатком - это одна из наиболее выразительных находок Версальского парка. 

  • Слайд 75

    Особенности композиции Версальского парка.

    Это парк создан замечательным мастером Ленотром. Он совершил путешествие в Италию и ознакомился с образами парков барокко. В своих садах и парках Ленотр последовательно проводит принципы классицизма - регулярность, строгую симметрию, ясность композиции. По взглядам Ленотра дворец должен быть хорошо обозреваем и окружен воздухом. От центра дворца должна идти главная аллея, ось симметрии парка.

  • Слайд 76

    Уходя в бесконечность, она должна сливаться с далью. Ленотра увлекает беспредельное раскрытие пространства. Главную аллею пересекают поперечные аллеи, образующие прямоугольные или квадратные участки боскетов. Перед зданием должны быть разбиты на террасах хорошо обозримые партеры и бассейны с водой. Кладя в основу композиции эти принципы, Ленотр создает поражающие по размаху и грандиозности парки, сравнимы только со строительством городов. 

  • Слайд 77

    Именно здесь получила наиболее полное выражение знаменитая "схема Ленотра", которую можно попытаться выразить упрощенной формулой: от естественной природы к архитектуре, затем к искусству сада и, в завершение, вновь к природе. Ленотр не забывал и о садах, плодовых, хозяйственных огородах. Как истинный художник, он и здесь заботился об эстетической стороне дела, не отрывая пользу от красоты. 

  • Слайд 78

    Прежде всего поражают сами масштабы ансамбля. Протяженность парка с главным каналом, серией газонов, водных партеров, фонтанов, открытых и замкнутых парковых площадей составляет около трех километров. Только так называемый "малый парк" между дворцом и началом большого канала протянулся на 850 метров. Общая площадь парка равна 1738 гектарам. Неудивительно, что количество приглашенных на праздники здесь достигало фантастической цифры - 200 тысяч человек. План Версаля прекрасно обозрим благодаря искусственно выровненной почве и открытой планировке. Вид с дворца - главный на версальскую панораму, но есть и другие точки зрения, откуда раскрывается перспектива сада. 

  • Слайд 79
  • Слайд 80

    Путем умелой посадки и стрижки деревьев Ленотр воспроизвел в живом материале четкие и ясные архитектурные объемы, сделав впервые парковое искусство трехмерным. Он создает стены стриженных деревьев, посаженных друг к другу без просветов, подобно сплошному ряду домов, как бы создавая пространство улицы. Версальскому дворцу и парку дана западная ориентация, с тем чтобы заходящее солнце отражалось в водной поверхности большого канала. Веерная композиция положена в основу парка. Ленотр создал три сходящихся луча. Оптимальное число три, примененное в композиции, определяет парк из трех частей: партеров перед дворцом, боскетов по обеим сторонам главной оси и массива свободно растущей зелени, группирующейся около большого канала, который в 1671 году получил форму креста. 

  • Слайд 81
  • Слайд 82

    Для устройства водных партеров и фонтанов был сооружен акведук, поставляющий воду для Версаля из Кланьи, рек Жуин и Лаура. В Версале всюду царит строгая закономерность, порядок и симметрия. Но статика архитектурных форм Версаля не означает его внутренней застылости и мертвенности. Планировка парка задумана как нечто неподвижное для того, чтобы не препятствовать движению человека. Версальский парк предполагает движение зрителя. Именно в движении раскрывается последний смысл планиметрической схемы, видимой с верхних балконов. 

  • Слайд 83

    Своеобразная открытость, незамкнутость ясно выражены в композиционном замысле. Зритель поминутно оказывается на перекрестках лучевых аллей, которые раскрывают перед ним заманчивые дали. По мере удаления от дворца отрезки отдельных частей планировки становятся крупнее, просторы все шире. Эта образующаяся перспектива рождает впечатление возрастания пространственного масштаба. Ленотр точно рассчитывал контрасты и нюансы зрительного восприятия парковых пространств. Ему было присуще тонкое ощущение равновесия всех элементов ансамбля, пропорциональных отношений ближнего и дальних планов. Однако, не полагаясь на свой опыт, Ленотр каждый раз требовал устанавливать на месте макеты скульптур и фонтанов в натуральную величину перед тем, как выполнить их в бронзе и мраморе. Парк обладает огромной силой декоративного воздействия. В Версале нет ни одного предмета, который не воспринимался бы то как очень большой, то как очень маленький. Одним из многочисленных оптических эффектов является "Зеленый ковер". Пологий спуск вдоль партера создавал иллюзию приподнятости водной глади канала и, наоборот, придвижении от канала в сторону дворца последний по мере продвижения медленно скрывался за кромку партера вплоть до полного исчезновения с поля зрения, чтобы затем, после преодоления монументальной лестницы стремительно во всей своей импозантности и красоте. 

  • Слайд 84
  • Слайд 85
  • Слайд 86
  • Слайд 87
  • Слайд 88

    Искусство Версаля имеет зрелищный характер. Оно раскрывает свое истинное призвание именно во время больших торжеств, когда королевское великолепие проявляется во всей своей гармонии. Тогда "предмет уступает место ансамблю, а красота формы - совершенству мгновения" . Интересно, что в начале, как и в Во-ле-Виконт, в Версале центральную часть дворца предполагалось увенчать куполом, но от этой идеи отказался уже Лево. Горизонталь позволила подчинить дворец линиям парка, включить его в композицию парковой планировки. Горизонталь доминирует в членениях фасадов, в которых ни центральная часть, ни вход почти не выделяются из плоскости стен. Горизонталь является основной темой архитектуры и парка, и дворца. 

  • Слайд 89
  • Слайд 90
  • Слайд 91
  • Слайд 92
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке