Содержание
-
Внимание
Понятие, физиология, виды, критерии, функции, свойства, развитие, нарушение
-
Понятие
направленность и сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.
-
акт субъекта, существенным образом связанный с поведением и представляющий собой предварительное условие успешности поведения. внимание имеет избирательный характер. Из многочисленных раздражителей внешней действительности путь к сознанию прокладывают лишь некоторые оно обладает направленностью что в сознании субъекта отражается лишь то, что объединяется в целостность — представления, мысли, действия создают единую систему, лишь в таком виде составляя содержание внимания. сосредоточенность. Под сосредоточенностью прежде всего подразумевается большая или меньшая углубленность в деятельность
-
Физиологические основания
Направленность внимания возникает на основе, открытого И. П. Павловым, ориентировочного рефлекса, который дает возможность организму осведомиться о том, что происходит в окружающей среде. Непроизвольное: первичную зрительную кору, первичную слуховую кору, а также нижнелобную и оперкулярную зоны. Некоторые авторы обнаружили активацию базальных ганглиеви нижнего двухолмия. Произвольное: Лобные доли коры головного мозга
-
Виды внимания
Разные классификации по степени активности по происхождению по использованию средств по объекту внимания
-
По степени активности: 1) непроизвольное 2) произвольное 3) послепроизвольное внимание. По происхождению: 1) природное, 2) социальное. По использованию средств: 1) непосредственное, 2) опосредованное. По объекту внимания: 1) внешнее (чувственное), 2) внутреннее(интеллектуальное). 3) моторное
-
Критерии внимания
внешние реакции - моторные (повороты головы, фиксация глаз, мимики, поза сосредоточенности), вегетативные (задержание дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции); сосредоточенность на выполнении определенной деятельности,ееорганизации и контроле; увеличение продуктивности деятельности («внимательное» действие эффективнее по сравнению с «невнимательным»); избирательность (селективность) информации; ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле сознания
-
Функции
целенаправленный отбор значимой информации и удержание ее, пока не будет достигнута цель; игнорирование других воздействий; регуляция и контроль действий с целью их улучшения; усиление видимости (подобно прожектору), позволяющее лучше рассмотреть объект, явление или действие.
-
Свойства
Интенсивность Объем внимания Распределение внимания Концентрация внимания Устойчивость внимания Колебания внимания Переключаемость внимания
-
Развитие внимания
В раннем детстве внимание ребенка носит диффузный, неустойчивыйхарактер На протяжении дошкольного возраста и к началу школьного ребенок еще слабо владеет своим вниманием. Следующим приобретением в развитии внимания являются его произвольность и интеллектуализация, переключение с чувственного содержания на мыслительные связи. Развитие внимания тесно связано с общим интеллектуальным развитием,развитиемволи и личности ребенка в целом.
-
Л.С. Выготский выделял две линии развития внимания ребенка: линию непроизвольного (натурального) и произвольного (высшей формы) внимания. Непроизвольное внимание развивается под влиянием развития нервной системы, продолжается всю жизнь, но имеет «приглушенные», «замедленные» проявления. Произвольное внимание развивается в направлении изменения самих приемов работы, возникает под влиянием взрослых и связано с переживанием усилий.
-
Нарушения
Рассеянность мнимая Рассеянность Отвлекаемость внимания Сужение внимания Слабость распределения внимания
-
Методы изучения внимания
Экспериментальное (Р. Вудвортс) Испытуемым предъявляли черные точки на белом фоне на короткий промежуток времени (37-100 миллисек). Испытуемых просили сосчитать точки. Среднее значение для взрослого человека получилось примерно от 6 до 11. В дальнейшем это число уточнялось и стало в промежутке от 5 до 9. Диагностические - корректурные пробы (например, тест Бурдона - Рудика) для изучения свойств внимания; - сложение чисел с переключением (Э. Крепелин); - красно-черные таблицы Шульте; - кольца Ландольта; - перепутанные линии и др.
-
Проба Бурдона
-
Проба Креппелин
-
Кольца Ландольта
-
Таблицы Шульте
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.