Содержание
-
ВОЛГО-ВЯТСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН РОССИИ
Презентацию для защиты курсовой работы подготовил студент 1-курса группы ЭБС-401 Овчаренко Е.В.
-
В состав Волго-Вятского экономического района входят: Республика Марий Эл, Республика Мордовия и Чувашская Республика, Кировская и Нижегородская области. Площадь территории на 2014 г. составляет 264,8 тыс. км2 (1,5% территории России). Район расположен в центральной части европейской территории России, в бассейнах рек Волги и Вятки. Географическое положение района на важнейших водных артериях и на пересечении железных дорог, связывающих Центр с Северо-западом, Поволжьем и Уралом, создает благоприятные условия для развития хозяйства. Экономико-географическое положение западной части района похоже на экономико-географическое положение Центрального экономического района РФ. А южная часть района сходна по природным условиям с Центрально-Черноземным районом. Положение экономико-географического района
-
Численность населения региона составляет 8,4 млн. чел., или 5,7% численности населения РФ (2013 г.). За период экономических реформ численность населения региона сократилась на 36 тыс. чел., что объясняется отрицательными показателями естественного прироста и миграционными потоками в другие регионы страны. Средняя плотность населения 27,8 чел./км2, что почти в 4 раза превышает среднюю заселенность России. Однако территория заселена неравномерно. Основная часть городского населения проживает в 8 городах региона. Крупнейшую городскую агломерацию страны представляет Нижегородская, включающая Нижний Новгород и города-спутники, прилегающие к нему: Дзержинск, Бор, Кстово и др., а также тяготеющие к нему поселки городского типа. Население.
-
ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ВОЛГО-ВЯТСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА
Важную функцию в экономическом развитии района выполняет транспортная сеть. Ведущим транспортом района является железнодорожный транспорт. На него приходится более 2/3 межрайонных перевозок. Он тесно взаимодействует с речным и дополняется трубопроводным. Автомобильный транспорт обеспечивает в основном внутрирайонные перевозки. Значительна доля транзитных перевозок. В целом транспортный баланс пассивен: ввоз (уголь, нефть, природный газ, черные металлы и др.) преобладает над вывозом (лесные грузы, продукция машиностроения и химической промышленности). Тесные транспортно-экономические связи район имеет с Уралом, Центром и Поволжьем .
-
Ведущее положение в обслуживании потребностей промышленности, сельского хозяйства и населения Волго-Вятского экономического района занимает Горьковская железная дорога (Республики Марий Эл и Чувашия, Кировская и Нижегородская области). Республика Мордовия обслуживается преимущественно Куйбышевской и частично Горьковской дорогами.Две широтные магистрали (Пермский и Казанский хода), входящие в состав железнодорожной сети района, обеспечивают грузообмен между восточными и западными регионами страны.Бедность Волго-Вятского района минерально-сырьевыми и топливными ресурсами определяет особенности транспортно-экономических связей. В структуре грузоперевозок значительный удельный вес занимают топливо, особенно уголь, а также черные металлы и сырье для химической промышленности. На внутрирегиональные связи приходится около 20% всех грузов, перевозимых железнодорожным транспортом.
Железнодорожный транспорт
-
Речной и автомобильный транспорт
Район выделяется среди европейских регионов страны обеспеченностью водными ресурсами. На его территории находятся Волжско-Окский и Вятско-Ветлужский водные бассейны с разветвленной системой сходных рек: Волгой, Окой, Вяткой, Сурой. Нижегородский воднотранспортный узел является по речному грузообороту крупнейшим в России. С реки на железную дорогу ведется перегрузка угля, соли, металла, хлебных грузов, цемента, строительных материалов, поступающих из Поволжья, Северо-Кавказского, Центрального районов и других регионов европейской части. С железной дороги на водную магистраль осуществляется перевалка леса, лесопродуктов, разнообразных химических грузов, металлического лома, различных видов машин и оборудования. Речные судоходные пути по рекам Волжского бассейна составляют 3 тыс.км. Во внутренних грузоперевозках широко используется автомобильный транспорт. Протяженность автодорог района с твердым покрытием составляет 5,7% от этого показателя по России в целом. Однако недостаточная протяженность автодорог с твердым покрытием, особенно в сельской местности, сдерживает развитие внутрирайонных перевозок. К крупнейшим автодорогам относятся: магистраль федерального значения Москва — Владимир — Нижний Новгород — Чебоксары — Казань; федеральная дорога Чебоксары — Ульяновск.
-
Основные отрасли хозяйственного комплекса
Ведущими специализирующими отраслями Волго-Вятского района являются машиностроение и металлообработка (более 37%), нефтехимия (около 10%), лесохимия, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (около 6%). Главная отрасль специализации района — машиностроение со сложной спецификой внутрирайонной и межрайонной кооперации, представленное прежде всего Нижегородским машиностроительным комплексом. Ведущая отрасль района — автомобилестроение с центром в Нижнем Новгороде, в котором сосредоточено производство более 10% легковых и 30% грузовых автомобилей России.
-
В экономике района определяющими являются три ведущие отрасли: транспортное машиностроение (судостроение и автостроение), электротехника и приборостроение. Ведущую роль играет Нижегородский промышленный узел. Здесь сосредоточены крупнейшие предприятия района: судостроительный завод «Красное Сормово», автомобильный завод «ГАЗ». Эти заводы имеют связи по кооперации со многими предприятиями района. Некоторые заводы, входившие в объединение «ГАЗ», теперь самостоятельны и выпускают разнообразную продукцию (автобусы, тягачи, автофургоны, моторы). Волго-Вятский район также специализируется на авиационном машиностроении, в том числе и военном. Электротехника и приборостроение наибольшее развитие получили в столицах республик. По радиопромышленности выделяются Нижний Новгород, Арзамас, Чебоксары, Йошкар-Ола. В конце 1980-х годов в Чебоксарах был построен завод промышленных тракторов, выпускающий бульдозеры и трубоукладчики. Промышленность.
-
Химический комплекс представлен отраслями, ориентированными на собственные ресурсы фосфоритов (север Кировской области), но в большей степени работает на привозное сырье. Среди отраслей основной химии выделяется производство минеральных удобрений. На поступающей в район по трубопроводам нефти работают два крупных нефтеперерабатывающих завода (Кстово, Дзержинск), продукты которых, в свою очередь, вместе с приходящим сюда природным газом являются сырьем для нескольких предприятий органической химии. Химический комплекс
-
Одной из важнейших отраслей рыночной специализации является лесная промышленность, ориентирующаяся на местную сырьевую базу. Развитие лесной промышленности имеет большое значение для прилегающих районов, особенно для Поволжья, не располагающего промышленными запасами древесины. Основные заготовки леса ведутся в Кировской и Нижегородской областях. Предприятия по первичной переработке древесины тяготеют к районам лесозаготовки, а глубокая переработка древесины с утилизацией отходов организована на лесоперерабатывающих комбинатах Кирова, Йошкар- Олы, Нововятска. Крупнейшим предприятием целлюлозно-бумажной промышленности является целлюлозно-бумажный комбинат (ЦБК), использующий не только древесину хвойных, но и лиственных пород. ЦБК размещены также в Волжске и Правдинске. Лесной комплекс
-
Сельское хозяйство и пищевая промышленность разнообразны и в первую очередь ориентированы на обеспечение городского населения продуктами питания. Поэтому вблизи городов сформировалась молочно-мясная и овоще-картофельная специализация. В посевах значительна доля зерновых культур. В южных районах, с высокой плотностью сельского населения, выращиваются трудоемкие культуры (сахарная свекла, хмель, конопля), на севере возделывается лен- долгунец. По душевому производству молока район стоит на первом месте в стране (350 кг). Большая часть продукции сельского хозяйства перерабатывается в пределах района. Агропромышленный комплекс
-
Основные проблемы и перспективы развития
Выравнивание уровней экономического и социального развития национальных образований Нижегородской и Кировской областей является одной из важнейших задач региональной политики.Стимулирование развития экспортных и импортозаме- няющих производств позволит усилить внешние и внутренние экономические связи Волго-Вятского региона.Экономический район располагает большими возможностями для создания технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки.
-
Заключение
Проведение экономических реформ и формирование рыночных отношений, предоставление большей самостоятельности областям и республикам требуют учета региональной специфики во всех направлениях экономического и социального развития районов. Одними из главных задач регионального развитая являются изменение промышленной структуры, особенно в Нижегородской области с высокой концентрацией предприятий оборонного комплекса, а также реконструкция предприятий тяжелой индустрии путем конверсии оборонных гражданских отраслей. Необоснованно низкий уровень в отраслевой структуре легкой и пищевой промышленности требует изменений в инвестиционной политике, т. е. увеличения капиталовложений на развитие этих отраслей, что могло бы обеспечить потребности населения в необходимых товарах народного потребления и продуктах питания. С развитием рыночных отношений в АПК шире используются новые формы хозяйствования: появляется больше фермерских хозяйств, внедряются арендные формы, получают развитие личные подсобные хозяйства. Усиливается специализация региона на более продуктивных зерновых культурах, активнее проводится приватизация перерабатывающих предприятий района и восстанавливаются нарушенные хозяйственные связи. Необходима модернизация инфраструктурных объектов, современное состояние которых не обеспечивает в должной степени развитие рыночных структур в районе. Стимулирование развития экспортных и импортзаменяющих производств позволит усилить внешние и внутренние экономические связи Волго-Вятского района. Регион располагает большими возможностями для создания технополисов как региональных центров внедрения достижения отечественной и мировой науки.
-
Карта-схема ВВЭР
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.